Иоанн Богослов в молчании
..................................................
на первую страницу

Библиотека по исихазму: Тематический каталог
Мистическое богословие и практика исихазма

Дионисий Ареопагит "О божественных именах"
Дионисий Ареопагит "О мистическом богословии"
Дионисий Ареопагит "О небесной иерархии"
Дионисий Ареопагит "Письмо Дорофею диакону"
Дионисий Ареопагит "Письмо Гаю монаху"
Из гимна 27 прп.Симеона Н.Богослова
Не говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!
Не говорите никогда,
Что может человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!
Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.
Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет.

Из послания прп. Симеона Н.Богослова "Об исповеди": Итак, ни монахам по внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства, ни удостоенным архиерейского сана, — патриархам, говорю, митрополитам и епископам, — [14] просто так, только из-за рукоположения и его достоинства, не дается от Бога отпускать грехи — да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать, но думаю, что и это — не многим из них, — чтобы, будучи сеном, они из-за этого не сгорели дотла, — а только тем, кто из священников, архиереев и монахов может быть сопричислен к ликам учеников Христа за чистоту.
Из 10 глав о безмолвии и молитве прп. Григория Синаита: Разве мы, если уже мужами крещаемся, то лишь [крещаемся] в воде, а не ощущаем и Духа? Если мы в Духе обновлены и, веруя бездоказательной, мертвой и недеятельной верой, утверждаем, что мы находимся в сомнении [относительно своей облагодатствованности], то мы подлинно являемся, таким образом, плотскими, плотски живем и действуем. Когда же раскаиваемся, то лишь внешне, а не сознаем, не выполняем духовно заповедей. И благодать, удостаивающую некоторых своего обнаружения после их многих трудов, мы принимаем [очевидно] как обман. Если слышим об ее действии от иных, то по зависти полагаем, что это прелесть. Так до смерти мы остаемся мертвыми — живущими и действующими не во Христе.

Из "Странника" св. Игнатия: Очи мои смотрят, и не смотрят,—видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.... Так. провожу дни, недели!.. и сокращается время!..
Если кто, слыша из уст грешника слово великое о действиях Духа, колеблется неверием, смущается мыслию, полагая, что возвещаемое действие есть действие прелести бесовской: тот да отвергнет помышление хульное. Нет, нет! Не таково действие, не таковы свойства прелести!

Из "Записок" Арсения Троепольского: Молитвенные ощущения в особенности были замечены следующие: Легкость и холодность молитвы. Благотворная теплота при испущении воздуха, подобная огню на возженной свече, в средоточии сердца. Приятное явственное биение сердца и обдавание его тонкою теплотою. И по окончании возвращение ощущения чего-то особенного в сердце. Приятная горячность и кипение и прочие.
Из Дневника старца Феодосия Карульского: Взялся Старец горячо по “Страннику” с дыханием и по биению пульса в сердце, и скоро привилась молитва непрестанная к сердцу. Седмицы две занимается и утешается. В один день к вечеру, придя из церкви, говорит мне: “У меня началась молитва благодатная, сподобил Бог”.
Из книги прот. Иоанна Журавского "О внутреннем христианстве": Это Она - всех кротких и нищих и скорбных, этих беспокойных искателей "умного бытия" внутреннего, бессмертного, Божественного, Любя увела за Собой К светлой Вселенской Заутрене Дивного Воскресенья. И с тех пор Вслед Ее ног, Что с трепетом боли прошли среди терний, По чудесным следам, По Ее Стопам, Что пылают алмазами слез И каплями алых рубинов - Текут вереницы Узкой тропой... А лица! Их лица сияют Нетленной Ее красотой. Идут... все идут... поспешают... К Славе Нетленья. Светлого дня Воскресенья
Из работы арх.Софрония "О нетварном свете":Что помню я достоверно, так это основной мой порыв к Богу в моей смертельной тоске по Нему. Я выражал ее в моих молениях такой сосредоточенности, что если и приходил Огонь ли, Свет ли, то и тогда мое внимание не отрывалось от Бога, и все стремление было к Нему. И вот, в Великую Субботу (б.м. 1924 г.), Свет посетил меня после причащения, и я ощутил его как прикосновение Божественной вечности к моему духу. Тихий, исполненный мира и любви Свет пребыл со мною три дня. Он разогнал стоявший предо мною мрак не-бытийный. Я - воскрес, и во мне, со мною воскрес весь мир.

Из "Послания исихасту пустыннику" старца Иосифа Афонского:...когда человек очистит свою душу, и будет зачат в нем Новый Адам, наш сладчайший Иисус, тогда сердце не в силах сдержать радость, и то неизреченное наслаждение, которое нисходит в сердце, ликует, и глаза источают сладчайшие слезы, и весь человек становится как пламя огня от любви Иисусовой. И ум становится весь - свет, и изумляется, и удивляется славе Божией.


Из "Трезвенного созерцания": Когда чистый иерей начинает литургисать, сердце его радостно скачет, потому что чувствует, Кого оно примет. А когда он облачится в священные ризы, сердце его становится неким сладкоточным источником, потому что из него истекает нечто весьма таинственное, весьма дорогое, весьма честное и весьма сладкое, что некто назвал елеем радости, и очень точно. Потому что сердце этого чистого иерея изнутри (то есть внутренний человек) неким умным образом, но как бы чувственно, помазывается елеем радости.


 

Макарий Египетский, прп. "Духовные беседы" - поучения подвижника о тесном единении души с Богом. IV в.
Макарий Египетский, прп. "Семь слов"
Иустин (Попович), прп. "Христианство по учению преподобного Макария Египетского"
Прп. Максим Исповедник "Мистагогия" - мистическое введение в Церковь и комментарий Божественной литургии, охватывающей космос человеческого бытия. VII в.
Прп. Максим Исповедник "Слово о подвижнической жизни" - о подражании Господу и следованию по стопам Его в единстве делания и созерцания.
Прп. Максим Исповедник "Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия" - ведение божественных умозрений.
Прп. Максим Исповедник "Послание к Иоанну Кубикуларию о любви"
Прп. Максим Исповедник "Главы о любви"
Максим Исповедник, прп. "Толкование на молитву Господню"
Максим Исповедник, прп. "К Феопемпту Схоластику"
Максим Исповедник, прп. "Толкование на 59 псалом"
Максим Исповедник, прп. "Различные богословские и домостроительные главы"
Максим Исповедник, прп. "Десять глав о добродетели и пороке"
Максим Исповедник, прп. "Вопросоответы к Фалассию"
Евагрий Понтийский "Слово о молитве"
Евагрий Понтийский "Слово о духовном делании, или монах"
Евагрий Понтийский "Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения "
Евагрий Понтийский "Умозрительные главы"
Евагрий Понтийский "Мысли"
Евагрий Понтийский "Зерцало иноков и инокинь"
Евагрий Понтийский "Послание о вере"
Евагрий Понтийский "О помыслах" - представлены труды одного из первых теоретиков монашества, 4в.
Исаак Сирин, прп. "Слова подвижнические"

Прп. Исаак Сирин (2 пол. VII в)
Слово 15 "Об отличиях безмолвия"
Слово 16 "О чистой молитве"
Слово 45 "О порядке тонкой рассудительности"
Слово 65 "О безмолвствующих"
Слово 72 "О хранении сердца и тончайшем созерцании"
Слово 73 "О признаках и действиях любви к Богу"
Это небольшая подборка о видах молитвы и безмолвия, трезвении и проявлениях благодатного действия из "Подвижнических слов" прп. Исаака Сирина

Иустин (Попович), прп. "Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина"
Св. Григорий Палама "Триады в защиту священно-безмолвствующих" (zip) - главный богословский труд святителя, построенный на полемике с Варлаамом Калабрийским. Дано богословское обоснование исихазма как единения человека с Богом, обожения Божественными нетварными энергиями при непостижимости человеком сущности Бога. Взято с http://orthlib.narod.ru/.
Св.Григорий Палама "Святогорский томос" - программный документ исихазма XIV в.
Каллист Катафигиот "О Божественном единении и созерцательной жизни" - трактат греческого "Добротолюбия", не включенный еп. Феофаном в русское издание. В предисловии к греческому Добротолюбию автору дана высокая оценка. XIV в.
Каллист Ангеликуд "О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии" - в русском Добротолюбии отсутствует. Предположительно, Каллист Ангеликуд и Каллист Катафигиот - одно лицо .
Симеон Новый Богослов "О трех способах молитвы" - одна из самых известных и авторитетных работ, традиционно приписываемых св. Симеону Н. Богослову (X в), в которой излагается способ и техника умной молитвы. Именно этот способ умной молитвы послужил предлогом для начала паламитских споров. Интересно, что русское монашество, в частности, опираясь на мнения таких именитых писателей 19 в. как еп. Феофан Затворник и еп. Игнатий Брянчанинов, посчитало прелестными и отказалось от важных элементов умной молитвы, предлагаемых св. Симеоном.
Симеон Новый Богослов "МИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА, В КОТОРОЙ ОН ПРИЗЫВАЕТ СВЯТОГО ДУХА, СОЗЕРЦАЯ ЕГО"
Симеон Новый Богослов. Гимн 3 "КТО ЕСТЬ МОНАХ, И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ, И НА КАКУЮ ВЫСОТУ СОЗЕРЦАНИЯ ВЗОШЕЛ ЭТОТ (СВЯТОЙ ОТЕЦ)"
Симеон Новый Богослов "Избранные гимны"
гимн 27
"КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МОНАХ
И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ, КАКОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ"
Симеон Новый Богослов "Избранные гимны"
гимн 42
"О ТОМ, ЧТО ТЕ, КОТОРЫЕ УЖЕ ЗДЕСЬ ЧЕРЕЗ ПРИЧАСТИЕ СВЯТОГО ДУХА СОЕДИНИЛИСЬ С БОГОМ, БУДУТ И ПОСЛЕ СМЕРТИ ПРЕБЫВАТЬ С НИМ. С ТЕМИ ЖЕ, КОТОРЫЕ НЕ ТАКОВЫ, ПРОИЗОЙДЕТ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ "
Симеон Новый Богослов "Избранные гимны"
гимн 58
"ОБЩЕЕ НАСТАВЛЕНИЕ С ОБЛИЧЕНИЕМ КО ВСЕМ: ЦАРЯМ, АРХИЕРЕЯМ, СВЯЩЕННИКАМ, МОНАХАМ И МИРЯНАМ, ИЗРЕЧЕННОЕ И ИЗРЕКАЕМОЕ ОТ УСТ БОЖЬИХ"
Симеон Новый Богослов "Главы богословские и практические" (100 глав) - свод святоотеческого богословия и аскетики
Симеон Новый Богослов "Главы умозрительные и богословские" (25 глав) - духовная сердцевина свода
Симеон Новый Богослов "Другие главы богословские и практические" (100 глав)
Симеон Новый Богослов "Об исповеди" - учение о власти "вязать и решить", которая, по мнению св. Симеона принадлежит не только рукоположенным священникам, но и монахам, наделенным духовными дарованиями.
Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный (составитель мон. Евпраксия (Шиленкова))
Прп. Никита Стифат "Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова" - житие прп. Симеона, составленное его учеником
Никита Стифат, прп. "Трактат о рае"
Никита Стифат, прп. "Письма"
Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии и двух образах молитвы Из творений прп. Григория - виднейшего учителя и практика исихазма XIV в.
Прп. Григорий Синаит. 10 глав о безмолвии и молитве (о признаках благодати и прелести и о том, какое различие горячности и энергии и как легко впасть в прелесть без руководителя)
Кавасила Николай, св. "Семь слов о жизни во Христе"
Добротолюбие, том первый
св. Антоний Великий св.Макарий Великий прп. авва Исайя св. Марк Подвижник авва Евагрий
Гийон Жанна "Метод молитвы" - Мадам Гийон де Шеснуа (Жанна-Мари Бувье де ла Мотт) - французский мистик (1648-1717гг.) Есть параллели с исихастской традицией.
Гийон Жанна "Пояснения и размышления на книгу Песня Песней царя Соломона" (zip-файл)
Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн" - книга написана представителями коливадского движения (2 пол. XVIII в), которое положило начало святоотеческому возрождению в Греции.
Нил Сорский, прп. "О восьми главных страстях и о победе над ними"
Иустин, еп. "Преподобный и богоносный отец наш, Нил подвижник Сорский, и устав его о скитской жизни"
Паисий Величковский, прп. "Об умной или внутренней молитве"
Беседа прп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни - удивительная вещь, читается и переживается как послание Святого Духа, чудом не уничтоженное и открытое для наших времен. К сожалению, беседа мала понята и практически не востребована (1 пол. XIX в)
Неизвестный афонский исихаст "Трезвенное созерцание" (главы из книги) - практические советы о борьбе с демонами страха, о действии благодати на соматическом уровне, о переживании благодати священством
Свт. Игнатий (Брянчанинов) "Странник" - очень "неожиданная" и, вместе с тем, характерная работа святителя Игнатия (2 пол. XIX в).
Игнатий (Брянчанинов), свт. Из писем монашествующим. О вновь вышедшей книге: "Житие и Писания Молдавскаго Старца Паисия Величковскаго". О Иисусовой молитве.
К некоторому Настоятелю о молитве Иисусовой.
К брату, занимающемуся умною молитвою. Наставление в духовной жизни.
К брату, занимающемуся умною молитвою. - в представленной подборке советы свт.Игнатия об умной молитве и предостережения о двух видах прелести: 1.страхе перед искушениями и неделании молитвы, 2. забегании вперед, поиске наслаждения.
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О молитве Иисусовой
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О упражнении молитвою Иисусовою
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О прелести - три работы из 1-го тома "Аскетических опытов" святителя, классика "на излете" духовного письма XIX в
Игнатий (Брянчанинов), свт. "Слово о молитве Иисусовой"
Игнатий (Брянчанинов), свт. "Таинственное объяснение 99-го псалма"
Феофан (Крюков), иг. " Поучения святителя Феофана Затворника о непрестанной молитве"
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу (с послесловием иеромонаха Василия (Гролимунда) и приложением главных разночтений из первого казанского издания 1881 года и афонской пантелеимоновской рукописи № 50/4/395)
Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским - описание различных действий сердечной молитвы на психосоматическом уровне. XIX в.
Из "Записок опытов жизни" Арсения Троепольского - о духовном опыте делателя умной молитвы. Подвизался в Оптиной в XIX в.
Никон (Беляев), иеромонах "Дневник последнего старца Оптиной пустыни"
Схиигумен Герман "Заветы о молитвенном делании" - духовное наследие схиигумена Германа (+1923), настоятеля Смоленской Зосимовой пустыни
Валентин Свенцицкий, прот. "Тайное поучение о нашем спасении (о молитве Иисусовой)" - направлено к живущим в миру
Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский "Толкование на Евангелие от Марка" - духовные размышления еп.Григория (новомученик, был растрелян в 1948 г.) на Евангельские темы
Неизвестный новоафонский монах "О внутренней Иисусовой молитве"
Николай Сербский, свт. "Молитвы на озере"
Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского - о духовном опыте монаха с Афона - делателя умной молитвы. XX в.
Схимонах Никодим Карульский "Дневник о молитве" - дневник ученика старца Феодосия
Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве
Иосиф Афонский, старец "Послание исихасту пустыннику" - наставления подвижника-исихаста (1899-1959) о прохождении духовной брани, о благодати и прелести
Монах Борис "Наставление о молитве Иисусовой" - выбранные статьи от св. отцов и личный опыт м.Бориса (+1969, Псково-Печерский монастырь)
О силе и действенности краткой молитвы ко Господу (публикация инока Всеволода (Филипьева))
Софроний (Сахаров), арх. "Старец Силуан Афонский"
Арх. Софроний (Сахаров) О молитве Иисусовой - три работы о.Софрония , мистика-созерцателя и делателя (XX в).
Арх.Софроний (Сахаров). Благословение знать путь - о пути к победе над страданием
Арх.Софроний (Сахаров). О нетварном свете - опыт видения нетварного Света
Софроний (Сахаров), арх. "Об умном делании" (Из писем с Афона)
Софроний (Сахаров), арх. "О духовном преуспеянии" (Из писем с Афона)
Софроний (Сахаров), арх. "Об истинном монашестве" (Из писем с Афона)
Антоний Сурожский. О созерцании и подвиге - затрагиваются психосоматические моменты умной молитвы
Антоний (Михайловский), архиеп. "Умное делание. О молитве Иисусовой." - одно из лучший поучений о молитве. Вторая половина XX-го века.
Протоиерей Иоанн Журавский "О внутреннем христианстве" - вдохновенный рассказ об Иисусовой молитве, призыв к умному деланию. Служение прот.Иоанна (1867-1964?) проходило в Латвии.
Устав Обители Покрова Божией Матери
Архимандрит Иерофей (Влахос) "Одна ночь в пустыне Святой Горы" - книга ценна практическими советами по деланию умной молитвы. Конец XX в.
Иерофей Влахос, митр. "Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души"
Инок Всеволод "Богообщение" - о непрестанной молитве. В частности, говорится о Богородичном правиле. Наше время
Иг. Иларион (Алфеев) "О молитве" - новоначальные сведения о молитве. Простой и ясный язык.
Селаври А. "О молитве Иисусовой" - книга, первый раз изданная в 1964 г., выдержала 5 изданий, пользуется популярностью в Германии.
Константин, монах "Беседы о молитве" - автор предлагаемых "Бесед" - монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад.
Монашеское делание. Сборник поучений св. отцов и подвижников благочестия - большая подборка изречений. Сборники такого типа пестрят как лоскутные одеяла.
 
Академическое богословие
Еп. Василий Кривошеин "Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы" - небольшая статья, объясняющая западному читателю основы паламизма.  
Прот. Георгий Флоровский "Преподобный Максим Исповедник" - глава VII книги "Восточные отцы V-VIII веков"
Епифанович С. Л. "Преп. Максим Исповедник и византийское богословие"
Минин П.М. "Мистицизм и его природа"
Панайотис К. Христу "Преп. Максим Исповедник о бесконечности человека"
Ларс Тунберг "Символ и таинство в Богословии Св. Максима Исповедника" - о причастии - символе и реальности
Брайян Е. Дэйли "Апокатастасис и "Благое Молчание" в эсхатологии Св. Максима Исповедника" - о всеобщем спасении и спасении не для всех в учении преп.
Лосский В.Н. "Боговидение" - патристическое введение в паламизм. Курс лекций в Сорбонне в 1945-1946 гг.
Краткая хронологиия жизни и творчества В.Н.Лосского
Филоненко А.С. "Эта книга не могла не появиться" (Предисловие к сборнику трудов В.Н.Лосского)
 
Михаил Грибановский, еп. "Лекции по введению в круг богословских наук" - в лекциях (1888-1889) рассмотрены фундаментальные богословские темы понятие о Боге, о Его Троичности, о творении мира, о человеке и его бессмертии, о религии вообще и, наконец, о происхождении зла и свободе.  
Прот. Александр Геронимус "Богословие священнобезмолвия" - краткое и емкое описание умственного скелета исихазма.
 
Прот. Александр Геронимус "Философия и исихия" - соотношение философии и исихазма глазами философа  
Прот. Иоанн Мейендорф "Жизнь и труды свт. Григория Паламы" - академический труд, незаменим при серьезном кабинетном изучении исихазма. Такой же интерес имеют и комментарии к нему В.М.Лурье. Представлен на сайте Кротова.
Николай Афанасьев, прот. "Служение мирян в церкви" - указание на церковный тупик, без выхода
Вышеславцев Б. Значение сердца в религии - изыскания автора о сокровенном центре личности
Вышеславцев Б.П. "Этика преображенного Эроса"
Вышеславцев Б.П. "Что такое я сам?"
Хоружий С.С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия - о равновесии аскетических и социальных начал в Православии
Катасонов В.Н. "Концепция целостного разума в русской философии и Православие" - о стержневой теме русской философии
Афонасин Е.В. "Гностический миф" (4 глава части второй книги "Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства")
Николай Ким, свящ. "Краткие сведения о жизни преподобного Никиты Стифата и богословские темы его трактата "О рае"
Ким Николай, свящ. "О христианской антропологии"
 
Прославление ИМЕНИ БОЖИЕГО
Схимонах Иларион "На горах Кавказа" (часть1) - основная часть книги сх. Илариона, после выхода в свет которой разгорелись имяславские споры  
Иларион, схимонах. Письмо к Л.З. от начала 1915 (?) г.
О жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона (1914-1916) - о гонениях на сх.Илариона в последние годы его жизни
Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России. Послесловие к книге схимонаха Илариона "На горах Кавказа"
Антоний (Булатович), иеросхимонах "Моя жизнь во Христе"
Антоний (Булатович), иеросхимонах. Письма:
М. А. Новоселову от 13 августа 1912 г.
М. А. Новоселову от 26 сентября 1912 г.
М. А. Новоселову от 9 октября 1912 г.
священнику Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 г.
священнику Павлу Флоренскому от 17 декабря 1912 г.

священнику Павлу Флоренскому от 8 апреля 1913 г.

священнику Павлу Флоренскому от 19 августа 1914 г.
св. Царю-Мученику Николаю от 25 марта 1914 г.

св. Царю-Мученику Николаю от 7 октября 1916 г.
Обращение исповедников Имени Господня к суду Священного Собора - из архивов Собора 1917-1918: письмо высланных с Афона имяславцев
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Предисловие к книге
Иларион (Алфеев), еп. Глава 1 "Имя Божие в Священном Писании" Из кн: "Священная тайна Церкви" - о понимании Имени Божиего в Священном Писании
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 2 "Основные вехи развития патристического учения об именах Божиих"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 3 "Имя Божие в молитвенной практике Православной церкви"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 4 "Почитание имени Божия и молитва Иисусова в русской традиции"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 5 "На горах Кавказа"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 6 "Афонская смута"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 7 "Имяславцы"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 8 "Богословская атака на имяславие"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 9 "Разгром имяславия"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава10 "Перелом в деле имяславцев"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава11 "Собор, революция, подполье"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Глава 12 "Имяславие после имяславских споров"
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" Библиография
Иларион (Алфеев), еп. Из кн: "Священная тайна Церкви" "Заключение. Священная тайна Церкви" - богословские и церковно-исторические выводы по имяславским спорам
Каллист (Уэр), епископ Диоклийский "Сила Имени" - небольшая работа о молитве Иисусовой в православной духовности
Послание Св Синода от 1913 г - решение Синода по имяславию  
В.Эрн "Разбор послания Святейшего Синода об Имени Божием" - критический разбор послания
Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие
ПЕРЕПИСКА МЕЖДУ МИТРОПОЛИТОМ СЕРГИЕМ (СТРАГОРОДСКИМ) И МИТРОПОЛИТОМ ВЕНИАМИНОМ (ФЕДЧЕНКОВЫМ):
Письмо архиепископа Вениамина (Федченкова) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 17 (30).10.1937
Письмо митрополита Сергия (Страгородского) архиепископу Вениамину (Федченкову) от 9.04.1938
Доклад архиепископа Вениамина (Федченкова) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 10.06.1938
Письмо митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Вениамину (Федченкову) от 14.09.1938
Сопроводительное письмо митрополита Вениамина (Федченкова) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 4 (17).10.1938
Сопроводительное письмо митрополита Вениамина (Федченкова) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 17.10.1938
Третья часть доклада митрополита Вениамина (Федченкова) об имяславии, направленного на имя митрополита Сергия (Страгородского)
Сопроводительное письмо митрополита Вениамина (Федченкова) митрополиту Сергию (Страгородскому) от 13 (26).10.1938

Приложение к докладу митрополита Вениамина (Федченкова) об имяславии
УЧЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОРА СТУДИТА О ПОЧИТАНИИ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И СВЯТЫХ ИКОН.

Письмо митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Вениамину (Федченкову) от 30.11.1938
Письмо митрополита Сергия (Страгородского) митрополиту Вениамину (Федченкову) от 26.12.1938
"Прибытие архиепископа Никона на Афон", статья- описание поездки арх.Никона на Афон с имяславской позиции
Никон (Рождественский), арх. Моя поездка на Старый Афон и плоды "великого искушения" - описание поездки арх.Никона на Афон с позиции автора
Е. Павленко "Имяславие и византийская теория образа" - разбирается учение Св. отцов о образе, его типах и имени как образе.
Сенина Т. Имяславцы или имябожники. Спор о природе Имени Божия и афонское движение имяславцев 1910-20-х годов. - изложение богословской стороны спора
Судариков В.А. Имя Божие как явление синергии Бога и человека - доклад на конференции в ПСТБИ в янв.2002. Шаг к осмыслению имяславия
Постовалова В.И. "Афонский спор о природе и почитании Имени Божия и его мистико-богословские, философские и лингвистические основания" - очередная научная "обертка"
Горбунов Д.А. "Краткая история имяславских споров в России начала XX века" (zip-файл) - дипломная работа в ПСТБИ
Споры о Софии
Сергий Булгаков, прот. "Центральная проблема софиологии" - об отношении Бога и мира  
Лосский В.Н. "Спор о Софии" - критика софиологии
Указ Московской Патриархии Преосвященному митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию - оф. критика софиологии
Аржаковский Антон "Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже"

Литература по софиологии - см. сайт: http://www.proroza.narod.ru/

Православное старчество
Паисий Святогорец, схимонах "Отцы-святогорцы и святогорские истории"
Паисий Святогорец, схимонах "Возвращение к Богу от земли на Небо"
Христодул Агиорит, иеромонах "Избранный сосуд (Старец Паисий 1924-1994)" - и поучение, и искушение
Тацис Дионисий, свящ. "Изречения подвижников Греции"
Тацис Дионисий, свящ. "Поучения старцев"
Ефрем, старец "Три слова о послушании"
Савва Сербский, святитель "Хиландарский устав"
 
Духовные поучения Старцев Оптинских
Вениамин (Федченков), митрополит. НА "СЕВЕРНЫЙ АФОН" - посещение в мае 1905 г Валаама
Зайцев Борис "Афон" - 17 дней писателя на Афоне (20-е годы 20 в.)
Зайцев Борис "Валаам" - Валаам в 1935 г глазами писателя
Рак Павле "Приближения к Афону"

Большаков Сергей "На высотах духа" - о делателях Иисусовой молитвы (2-я пол. 20 в.)

 
Схиигумения Мария (Дохторова) - жизнеописание и письма замечательной русской подвижницы благочестия XX века, настоятельницы монастыря преподобной Параскевы-Петки в Болгарии
Монах Меркурий “В горах Кавказа”(Записки современного пустынножителя) - ищущие найдут много поучительного в этой книге. Для не ищущих, скорее всего, в прельщение.
Варлаам, монах "Зима на Афоне" - Обыкновенный русский монах приехал из Петербурга на Святую Гору Афон. Возжелал взойти на самую ее вершину. А дорога оказалась... О том какая была дорога - эта книга
Афон и паломник (Как попасть на Святую Гору) - По материалам переписки с православным христианином, жившим на Святой Горе неоднократно. Переписка велась в конце сентября - начале октября 2004 года.  
История исихазма
И.М.Концевич "Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси" - обзор исихастской аскетики от древнего восточного монашества до русского монашества начала XX в.  

Игумен Петр (Пиголь) "Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники" - о синаитско-святогорском (исихастском) движении XIV века и его представителях на Афоне, в Византии, Болгарии, Сербии.

 
Творчество священнобезмолвия
Представленные ниже работы о связи исихазма и творчества малоудовлетворительны. Других работ пока нет.
 
Прот. Иоанн Мейендорф "Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы" - о влиянии византийского Возрождения XIV века на Русь

Прот. Иоанн Мейендорф "Историческое значение богословского творчества св. Григория Паламы" - о связи паламизма и Палеологовского Ренессанса

 
Расцвет культуры в России 14-15вв. Исихазм. - о влиянии исихазма на русскую культуру 14-15 вв.
Исихазм и древнерусская культура 14-15вв. - о влиянии исихазма на русскую культуру 14-15 вв.
Котельников В. "На пороге кельи" (Из книги "Православные подвижники и русская литература") - о встрече литературы с русской аскетикой (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Леонтьев, Л.Толстой)
Кутузов Б. "О возрождении знаменного пения в церковном богослужении" - указывается на родственность знаменного пения и исихазма
Мартынов В.И. "О двойном значении крюковой нотации" - "Пение, производимое голосом, есть указание на внутренний умный вопль"
Бычков В. "Эстетические пророчества русского символизма" - философский взгляд на творческий прорыв русского символизма к новому бытию
Языкова И.К. Живопись исихазма - о влиянии исихазма на иконопись 14-15 вв.
Савина С.Г. "Личное письмо и богословие иконы" - об изобразительном языке православного мировоззрения
Мещерина Е.Г. "Метафизика молчания и «безмолвное пение» в традиции исихазма"  
Современные авторы

Архимандрит Георгий "Обожение как смысл человеческой жизни" - книга о смысле жизни с позиции исихазма современного автора, насельника Святой Горы.

 
Иеромонах Филофей "Подвиг во Христе в наше время отступничества от Бога" - монашеское осмысление смысла жизни и понимание современного мира. Работа разная: имеет сильные и слабые стороны.  

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru