О ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИМЯБОЖНИКА
СХИМОНАХА ИЛАРИОНА

(1914-1916)

Прошение схимонаха Илариона на имя архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора от 15.11.1914

Письмо из Ставропольской духовной консистории Начальнику Кубанской области от 17.11.1914

Письмо архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора священнику Михаилу Виноградову от 1.06.1915

Письмо настоятельницы Сентинского Спасо-Преображенского монастыря игумений Раисы архиепископу Ставропольскому и Бкатеринодарскому Агафодору от 21.06.1915

Доклад схимонаха Илариона архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 22.06.1915

Исповедание веры схимонаха Илариона, приложенное к докладу на имя архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора от 22.06.1915

Рапорт епархиального миссионера священника Михаила Виноградова архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 2.07.1915

Письмо участкового начальника 2-го участка Таманского отдела атаману Таманского отдела от 19.07.1915

Приказ Временного Генерал-Губернатора Кубанской области и Черноморской губернии от 25.09.1915

Рапорт игумении Сентинского Спасо-Преображенского монастыря игумений Раисы в Ставропольскую духовную консисторию от 28.09.1915

Донос монахинь Сентинского Спасо-Преображенского монастыря на имя архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора

Протокол, составленный настоятельницей Сентинского Спасо-Преображенского монастыря игуменией Раисой, от 11.10.1915

Рапорт викария Ставропольской епархии епископа Александровского Михаила на имя архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора от 12.11.1915

Письмо викария Ставропольской епархии епископа Александровского Михаила в Ставропольскую духовную консисторию

Донесение инока Силуана Кирилюка на имя викария Ставропольской епархии епископа Александровского Михаила в Ставропольскую духовную консисторию от 28.05.1916

Протокол, составленный священником Алексием Коробковым 26.06.1916

Материалы из Государственного Архива Ставропольского Края
Ф.135 Оп.72 Д.1089

Прошение схимонаха Илариона на имя архиепископа
Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора
от 15.11.1914

13 янв. 1915 г. По содержанию сего, потребовать от священника объяснение.

А. А.

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

14ЯНВ. 1915 Входящий № ______

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Агафодору, Архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому

пустынножителя Кавказских гор — схимонаха Илариона прошение.

Честь имею смиреннейше просить Ваше Высокопреосвященство: — не будет ли благоугодно Вашей Архипастырской милости — возвратить мне, чрез сего подателя, мои тетради и книги, взятыя у меня, по неизвестной мне причине, священником Верхне-Баканской станицы, командированным на сие дело, Благочинным Крымской станицы N.

Тетради сии написаны мною, при помощи Божией, собственно для руководства моих учеников, по внутреннему деланию, для научения Иисусовой молитве, существенно и неотъемлемо принадлежащей всякому монаху, без которой монах, как известно, не может и именоваться монахом, по согласному и общему о сем святоотеческому учению. Тетради же сии мне нужны для большого их разъяснения и расширения, — во славу Божию и на пользу своих учеников.

С чувствами достодолжнаго отношения, имею великое счастие быть и именоваться Вашего Высокопреосвященства, покорный слуга и всегдашний послушник —

пустынножитель Кавказских гор,

схимонах Иларион 15 Ноября 1914 года.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 10—10об.

Письмо из Ставропольской духовной консистории Начальнику Кубанской области от 17.11.1914

В. П. И.
Его Превосходительству,

Господину Начальнику СТАВРОПОЛЬСКАЯ Кубанской области.

ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ 17 ноября 1914г.

№ 42484 г. Ставрополь-Кавказский

Из рапорта священника станицы Нижне-Баканской, Кубанской области, Алексея Коробкова, от 13 августа сего года за № 191, поступившаго в Духовную Консисторию при отношении Ставропольскаго Епархиальнаго Миссионерскаго Совета, от 11 минувшаго октября за № 529, о жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона, между прочим, видно, что 10 августа сего года священник Коробков отправился в урочище “Темные Буки”, где среди ущелий и леса обнаружил построенную арендатором Николаем Губиным рубленную о двух комнатах “келию”, а в ней проживающаго схимонаха Илариона, человека, приблизительно, лет под 70. Присев на скамью под деревом, он повел с ним мирную беседу о его жизни и деятельности вообще, а в частности здесь. Выяснилось, что о. Иларион родом из духовнаго звания, Вятской губернии, по образованию — воспитанник 4-го класса духовной семинарии, учительствовал, был монахом в одном из монастырей Стараго Афона, заслужил схиму, а затем удалился для безмолвия и уединенной молитвы на Кавказ, где в сотрудничестве со своим учеником, кр. Владимиром Кирилюком, и написал известную книгу “На горах Кавказа”, послужившую причиной возникновения на Старом Афоне ереси имяславцев или имябожников. Выяснилось также, что он, схимонах Иларион, страшный приверженец и защитник своего учения о имени Божием и всех последователей своего учения, что он признает Архиепископов Антония и Никона в неправоте по отношению к Афонским имябожникам, а равно и своего учения и противится им /Архиепископам/. Видя, что он, о. Коробков, из его повествования кое что заносит карандашем себе на бумажку, о. Иларион просил, чтобы последния его резкия слова записал непременно. В келии у Илариона, между прочими книгами, оказалась печатная и рукописная литература о почитании имени Божьяго за Бога. Все обнаруженные у о. Илариона листки, брошюры, книги и тетради, он счел необходимым взять с собой и представить о. Благочинному. При схимонахе Иларионе, здесь же в лесу, проживают ученики его, носящие длинные волосы и монашеские подрясники: крестьянин Евфим Мирошников, 35 лет, Трофим Савченко и кр. Владимир Кирилюк. Все эти лица имеют у себя виды на жительство. Там же при о. Иларионе находятся и две женщины: жена учителя станицы Кардоникской, Кубанской области, Матрона Каменобродская, 30 лет, не живущая с мужем, имеющая отдельный вид на жительство, которая исправляет должность секретаря у Илариона, и девица — казачка Ксения Полякова, 37 лет, имеет билет от Вознесенскаго станичнаго правления, от 5 мая 1914 года за № 3090. По словам Илариона, одна из этих женщин недавно купила в собственность участок земли в Темных Буках, что-то строит и на днях ожидает приезда к себе еще 10—12 женщин для образования какой-то общины. Сам же схимонах Иларион не предъявил своего вида на жительство. Слышал от ученика Илариона — Кирилюка и от хуторян, что названная братия занимается пропагандой, заманиванием к себе девушек, обманными поборами и предполагается образовать общину, по всей видимости, под руководством Илариона.

В виду сего и во исполнение определения Епархиальнаго Начальства, от 17 октября — 7 ноября сего года, Духовная Консистория имеет честь просить Ваше Превосходительство выдворить совершенно из пределов Кубанской области схимонаха Илариона и препроводить проживающих с ним мужчин и женщин к месту их приписки, как занимающихся недозволенным попрашайничеством, обманом и распространением неправильнаго учения об имени Божием и воспрепятствовать учреждению женской общины, в открытии каковой Епархиальное Начальство не усматривает никакой нужды.

Член Консистории, Священник подпись Секретарь подпись Столоначальник подпись

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30—31

 

Письмо архиепископа Ставропольского и
Екатеринодарского Агафодора священнику Михаилу
Виноградову от 1.06.1915

О. Епархиальному миссионеру, священнику Михаилу Виноградову

В. П. И.

АРХИЕПИСКОП СТАВРОПОЛЬСКИЙ
и
ЕКАТЕРИНОДАРСКИЙ. 1 Июня 1915 года.

№ 1089 Г. Ставрополь-Кавказский.

Мною получены сведения, что схимонах Иларион, основатель ереси имябожников, в настоящее время проживает вблизи Сентинскаго женскаго монастыря, Кубанской области, на монастырской земле, около него живут его ученицы Нина и Анатолия и другия лица, которыя держатся его ереси, и лица эти а названном выше монастыре причащаются св. тайн, с ведома о сем настоятельницы монастыря, игумений Раисы.

Предлагаю Вам без замедления отправиться в Сентинский монастырь для выяснения справедливости вышеизложенных сведений о схимонахе Иларионе и его последовательницах, собеседования с ними в целях вразумления их и собеседования с насельницами монастыря для ограждения их от вреднаго влияния вышеназванных лжеучителей.

Для той же цели Вы имеете посетить и Зеленчукский монастырь.

Агафодор, Архиеп. Ставропольский.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 51—51об.

Письмо настоятельницы Сентинского
Спасо-Преображенского монастыря игумений Раисы
архиепископу Ставропольскому и Бкатеринодарскому
Агафодору от 21.06.1915

К№ 2806

Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец!

Почитаю неприменным для себя долгом смиреннейше донести Вашему Высокопреосвященству, что пустынник Кавказских гор Схимонах Иларион прибыл через горы во вверенную мне обитель на страстной недели прошлого Великаго Поста. Прибыл он в обитель очень слабый и больной, а на Святую Пасху еще более разболелся почему у меня не хватило духу предложить ему уйти из обители, тем более он уже старичек и ели передвигает ноги, в виду чего я предложила ему впредь хотя до малого выздоровления пожить в хижине находящейся в лесу в дали от монастыря, в которой жил старичек отец одной послушницы вверенного мне монастыря и другой безродный старичек, который и погребен в нашей обители. В одно время был у нас и магометанен очень больной, которому обитель по христианскому долгу давала приют и лекарства впредь до выздоровления, так и этому схимонаху мы по долгу своему не могли отказать в приюте. В настоящее время он по немногу поправляешься и если совсем оправиться, то он и сам не станет у нас проживать. Ни поучений, ни наставлений он ни кому не дает, а бывшия ученицы его Нина и Анатолия причислены к числу сестер и по сим проходят послушания и во всем повинуютъся монастырскому уставу и начальству.

Вашего Высокопреосвященства Всемилостивейшаго Архипастыря и Отца нижайшая послушница Настоятельница Спасо-Преображенскаго монастыря Игумения Раиса.

Июня 21 дня 1915 г.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 61—61об.

Доклад схимонаха Илариона архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору от 22.06.1915

К № 2806

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященнейшему
Агафадору, Архиепископу
Ставропольскому и Екатеринодарскому.
Пустынножителя Кавказских гор, схимонаха Илариона
доклад.

Посланный ко мне, Вашим Высокопреосвященством Г. Миссионер, о. Михаил Виноградов признал меня еретиком, собственно за то, что я имя великого Бога, Иисуса Христа, Сына Божия согласно учению о сем святых и богоносных отцев Церкви, называю Богом. В произведениях имяславцев, коих в настоящее время вышло не менее 20 книг, приводятся целые сонмы святых отцев, твердо и несомненно утверждающих сию спасительную истину. Последуя им и приемля сие их учение, я еретиком называться не должен.

О. Михаил Виноградов возвел на меня два ложных обвинения. Он передавал людям, что будто бы я, в беседе с ним, называл себя богом. Избави Бог от такового кощунства. Я только говорил вообще, что поучению сев. Отцев (что) человек может называться богом, когда за веру и благочестие, вселяется в него Бог благодатию своею, как говорит о сем Св. Симеон Новый Богослов. 5-й части Добротолюбии стр. 18, стих 48.

Второе неправедное слово на меня возложенное состоит в том. Г. Миссионер передавал людям, будто бы я говорил, что не признаю Св. синода. Тогда как я только говорил, что не признаю синодских постановлений о имени Божием — о имени Иисуса Сына Божия.

В опровержение неправедно возложенного на меня названия “еретик” прилагаю при сем свое правое Христианское исповедание веры во истинного Бога и в всесвятейшее Имя.

Пустынножитель, Кавказских гор, схимонах Иларион

22 Июня 1915 г.

Нужным почитаю доложить Вашему Высокопреосвященству, что все мы имяславцы оправданы Московскою синодальною конторою, на суде, бывшем под предстателъством Митрополита Макария в 1914 году в Мае месяце.

О сем было писано в Московских ведомостях и написано в книге: Имяславие.

Присовокупляю, что сие свое исповедание будет мною послано и в Святейший Правительствующий Синод.

Пустынножитель схимонах Иларион. 22 Июня 1915 г.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 62—63об.

 

Исповедание веры схимонаха Илариона, приложенное к
докладу на имя архиепископа Ставропольского и
Екатеринодарского Агафодора от 22.06.1915

К № 2806

Его Высокопреосвященству,
Преосвященнейшему Агафодору,
Архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому.

От пустынножителя схимонаха Илариона. Доклад.

Посланный Вами Миссионер о. Михаил Виноградов нашел меня еретиком, во опровержение сего злохуления, посылаю сие свое правое исповедание Христианской веры во истинного Бога и Его святейшее имя.

Исповедание веры во истинного Бога и Его всесвятейшее Имя, пустынножителя Кавказских гор, старца схимонаха Илариона, в опровержение несправедливо данного ему названия “еретик”.

Верую во единого Бога, во святой Троице славимого и поклоняема-го, так как учит веровать наша святая православная Соборная Апостольская церковь, в символе веры, утвержденном святыми отцами на вселенских соборах; и веруя так, от себя ни чего не прибавляю и не убавляю.

Приемлю все Божественное Откровение Ветхого и Нового завета, и не сомненно верую, что оно написано, по вдохновению св. Духа, людьми чистыми душою и сердцем пророками, для спасения человеческого рода.

Почитаю святую церковь, которую основал на земли Сам Спаситель наш Господь Иисус Христос для спасения грешных людей. Покоряюсь всем ея уставам и законоположениям не сомненно убежден сердцем в ея непогрешимости. Верую, что она находится под всегдашним и живым управлением своего всемогущаго основания — Божественного Спасителя мира, Который непосредственно управляет ею, как Глава своими членами. Твердо, решительно и не сомненно признаю и исповедую, что помимо церкви, то есть не принадлежащей, не находясъ в лоне ея, нет спасения ни где и ни кому. Ни на одну йоту, ни где и ни в чем, я не отступаю верою от ея спасительного учения. Она есть столп и утверждение истины. / Тим. 3 —15 неоскудно изливает питие истины и спасения и есть дверь в вечную жизнь.

Приемлю седмь вселенских соборов, на коих святые и богоносные отцы установили непогрешимые уставы и законы церкви, для окормления верных христиан. Не сомненно верую, что всеми отцами, на соборах бывшими руководил Святой Дух. Словом все, чему учит святая христианская Апостольская вера, приемлю, как Божие слово, как повеление Божие и закон; лобызаю устами, помещаю в сердце, как святыню Божию, и остаюсь неизменно верным ея чадом, в надежде вечного спасения.

Верую во имя Божие по заповеди, возвещенной во св. Писании: сия есть заповедь Его, да веруем во Имя Сына Его Иисуса Христа. /Иоанна 2. 23.

Исповедую, что Бог не отъемлемо присутствует в Своем имени Иисус.

Исповедую, что имя Иисус есть Бог, и что сие имя не отделимо от Его всесвятейшаго Существа; то и другое нераздельно. Что принадлежит Самому Богу, то принадлежит и Его Пресвятому Имени.

Исповедую, что имя Иисус есть Богоипостасное, и относится равно и к человечеству и к божеству Его.

Исповедую, что имя Иисус вследствие присутствия в Нем Божества, всесильно творить чудеса и знамения, и спасать призывающих и надеющихся на Него; и что чудо исцеления хромого Ап. Петром, со-делалось Божественною силою имени Господня, как исповедал сие и сам Апостол (Деян. 3. — 16).

Исповедую, что имя Иисус ни сколько не меньше и не больше других имен Божиих, как то: Господь, Саваоф и других имен, коими Бог именовался во вся веки, от начала бытия мира, а равночестно всем им.

Отрицаюсь я тех, кои имя Иисус не считают Богом, а считают меньшим имен Божиих; и что оно аки бы предвечно, но явилось со времени Христова воплощения.

Исповедую, что основание всякого молитвенного делания есть призывание имени Божия и исповедание Его духом и истиною. И что Бог, живущий в нас от святого крещения, видится духом и обретается сердцем во именах и в словах своих и в словах Божественнаго Богослужения, и достоверно ощущается сие духовное чувство.

Именуя имя “Иисус” Самим Богом, я чужд, как почитания имени Божия засущностъ Божества, так и почитания имени Его отдельно от Самого Его, как какое-то особое Божество, так и обожения самых букв и звуков и случайных мыслей о Боге, а чтим истину Божию, т.е. Самого Бога сущаго во имени.

Признаю, что познание имени Божия — имени Иисус отнюдь не доступно обыкновенному простому уму. Этот Божественный возвышеннейший предмет познается чистым умом и просвещенным сердцем и всего более во внутреннем молитвенном сердечном подвиге. Здесь при свете высшаго озарения, человек, действительно, видит не отделимость сего имени от всесвятейшего Существа Божия, как и показал сие великий молитвенник Русской земли о. Иоанн Кронштатский.

Всякий, кто не сею дверею, входит в познание имени Божия, есть тать и разбойник. Да и как может плотской разум, погруженный в чувственность и земные помышления, прикасаться к высочайшей святыне — имени Божию. Ветхозаконный священник Оза, когда прикоснулся к ковчегу Завета, был поражен смертию.

Сие свое исповедание являю пред лицем всевидящаго Ока, пред миром Ангельским и человеческим; и оно будет мне оправданием и защитою в день страшного суда Божия, в том что я “не еретик”.

Исповедание сие написано не только на сей бумаге, но глубоко лежит у меня в сердце; им пропитана вся душа моя и составы. И я сердцем верую в правду, усты оке исповедаю во спасение.

Пустынножитель Кавказских гор, схимонах Иларион. 22 Июня 1915 г.

Сие же исповедание в кратком изложении. Наше учение о имени Иисуса Сына Божия Спасителя мира в сокращенности есть такое:

Мы называем имя Иисус Богом в том смысле, что оно не отделимо от существа Божия пребывает в Боге и Бог в Нем пребывает. Того ради веруем, все, что есть в Боге принадлежит и Его Пресвятому имени Иисус, а потому оно при нашей вере в Него, как Бога обладает всемогущею силою, им творятся чудеса и знамения, совершаются церковныя таинства, происходит освещение наших душ. Этим именем мы живем блаженствуем ощущаем в себе вечную жизнь. Оно раскрывает наши сердца к не сомненной вере в истинного Бога. Оно есть путь к Богу и наше с Ним соединение; что в особенности бывает видно в опыте умно-сердечнаго молитвеннаго действа. Отсюда можно с уверенностью сказать, что все отвергающие Божество имени

Иисусова совершенно чужды возвышенного занятия Иисусовою молитвою, которая просвещает благодатным светом прирожденную тьму наших душ и сердец. Имя Иисус лежит в основании всех молитв возносимых от земли на небо, им переполнены все церковныя Богослужения, за него страдали сонмы мучеников и исповедников, и оно как солнце озаряет благодатными лучами сердца избранников Божиих. И вот если сие имя, по учению синода есть не более как звук, линия и черта, не имеющая ни какого значения, то не будут угодны Отцу Небесному наши молитвы, потому что нанесено безчестие имени возлюбленнаго Сына Его, Ходатая Бога и человеков, оно поставлено наряду со смертными людьми и всецело лишено Божеской чести.

И вот наше последнее слово: мы не принимаем уничиженный положения синода о сем непостижимом для простого ума, Божественном и всемогущем имени Иисус. Кроме одного положения, в котором говорится, что оно не отделимо в молитве. Но мы имеем сие имя как и Самого Господа Иисуса Христа, и нетолько [не] согласны на Его уничижение, но вместе с Апостолом готовы положить за него и души свои.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 64—66об.

Рапорт епархиального миссионера священника
Михаила Виноградова архиепископу Ставропольскому
и Екатеринодарскому Агафодору от 2.07.1915

4 июля 1915 г. В Консисторию для немедленного разсмотрения

А. А.

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

4. ИЮЛЬ 1915 Входящий №21144
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Агафодору, Архиепископу Ставропольскому и Екатеринодарскому
Епархиального Миссионера-Проповедника, Священника Михаила Виноградова

Рапорт.

По предложению Вашего Высокопреосвященства, от 1-го Июня с/г. за № 1089, я посетил Сентинский Спасо-Преображенский женский монастырь для получения сведений о схимонахе Шарионе и его последовательницах, собеседования с ними в целях вразумления их и собеседования с насельницами монастыря для ограждения их от вредного влияния вышеназванных лжеучителей.

С тою же целию — посетил и Зеленчукский Свято-Александровский мужской монастырь.

В Сентинском монастыре я пробыл семь дней и почти ежедневно совершал установленныя церковныя службы, за которыми —утром и вечером говорил вероохранительнаго характера поучения: о неизбежном пребывании в церкви Христовой, о тщательном хранении веры православной, о покорности и подчинении церкви и ея велениям, о разных причинах появления ересей, о несогласии учения еретиков имябожников с учением церкви, о вреде и погибельности этого лжеучения и друг.; вел частныя беседы с богомольцами и насельницами монастыря; беседовал с схимонах. Иларионом и его главными ученицами Ниной и Анатолией; провел беседу вероохранительнаго характера в присутствии всех насельниц монастыря и на ней выяснял неправильность учения схимон. Илариона и тожественность его учения с сектантством — хлыстовщиной.

Схимонах Иларион прибыл в этот монастырь, как писал мне свящ. ст. Красногорской, еще в первой половине Марта месяца. Чтобы поместить его, ему была отведена и освобождена келлия в 11/2 верстах от монастыря на монастырской земле. В этой келлии ранее (до прихода Илариона) жила мать монахини Анатолии, проживающая теперь со своей дочерью, почти рядом с келлией Илариона. Все содержание Иларион получает из монастыря и, судя по обстановке, довольно не скудное и далеко не пустынническое. Еще в лучшей обстановке живет ученица его, так называемая пустынница Анатолия. Все, почти, богомольцы и даже приезжающие в Тибердинский курорт, по указанию монахинь, посещают Илариона, чтобы посмотреть “известного” старца, послушать его наставлений, а может быть, и получить благословению, так как по полученным мною сведениям Иларион не только благословляет, но надевает на себя епитрахиль и причащает даже запасными дарами. Последнее, будто-бы делала и его ученица Нина. По словам монах. Аполлинарии, Илариону строят новую келлию, немного подальше от настоящей, но на монастырской земле. Мне лично об этом в монастыре не сказали; и не дивно, так как в день моего приезда начальствующими в монастыре был отдан приказ: “никому не ходить к миссионеру и ничего не говорить ему, если он будет спрашивать об Шарионе”.

Влияние Илариона вредно и сильно отражается на иноческой жизни насельниц монастыря: следующия учению Илариона стараются уклониться от монастырских послушаний или производят их слабо, пользуясь почему-то особым покровительством начальствующих в монастыре; противницы иларионовскаго учения назначаются на более тяжелыя послушания, даже обслуживают Нину и Анатолию — пустынниц, пользующихся особо-привеллигированным положением в монастыре, — а потому постоянно завидуют первым. По словам Василия Лохина, считающагося в монастыре тоже пустынником и проживающаго в келлии за монастырским кладбищем (Лохин, по монастырскому названию “отец Василий” — крест, с. Александровского, 42~43 лет был взят из монастыря запасным в прошлом году, но обморозился на войне и возвращен на поправку), — Иларион говорил ему, “чтобы он —Лохин ничего не работал и не читал никаких правил, а лишь бы твердил молитву Иисусову. Ученик Илариона — Венедикт впал совсем в прелесть, о которой сказать стыдно и страшно”. Венедикт живет около села Марухскаго и иногда навещает Илариона. По словам Настоятеля Зеленчукскаго монастыря, некоторые монахини ходили к Илариону (в 1913 г.) в пустынь посмотреть жизнь пустынников. “Вечером, говорят монахи, они предложили ученикам Илариона прочитать обычное правило, но последние ответили, что у них нет никаких правил, а если хотите, то читайте одни. Утром тоже не было не только правила, а даже обычной для каждого молитвы. Поставлен был самовар и сам Иларион, не перекрестившись ни разу, сел за чаепитие”.

Вот такое то “ничегонеделание”, уничтожение всякой христианской обрядности и прельщает многих, в иночестве неутвержденных. И сам Иларион старается привлекать по преимуществу молоденьких. Как передавали монах. Нина (заведующая Невинномысским подворьем) и Аполлинария, (главная живописка) “в монастыре, за исключением 20—30 человек все ходят к Илариону в пустыню, а преимущественно молоденькия и на ночь”.

Как возрастает влияние Илариона показывает следующее: в 1913 г., в Июне месяце я был командирован Вашим Высокопреосвященством в Сентинский женский монастырь и для разыскания в горах Илариона. Тогда игумения, благочинная и другие монахини с гневом говорили, что Иларион смущает монахинь и они, проживши по 15—20 лет в обители, бегут к нему в пустыню. В Июле—Августе 1913 г. Иларион, после моего посещения, вскоре ушел в Сухумскую Епархию, и 1914-й год прожил около ст. Нижне-Баканской. С уходом Илариона большинство монахинь Сентинскаго монастыря возвратились в обитель, в том числе и главныя его ученицы Нина и Анатолия. Из бесед с ними видно было, что влияние на них Илариона прекратилось /Командирован был в Сентинский монастырь в конце Мая 1914 г., по распоряжению Преосвященного Михаила, Епископа Александровского/. Имебожническаго учения они не признавали, считали необходимым монастырския послушания и лишь стояли за необходимость постоянного произношения молитвы Иисусовой, чему научает и церковь. С появлением-же Илариона в настоящем году Нина и Анатолия сделались опять ревностными его ученицами и горячо стоят за то, что имя Иисус — есть Бог, доказывая ссылками на И. Кронштадскаго, Нила Синайского, Ефрема Сирина, Паисия Величковскаго и др. Кроме них горячими поклонницами Илариона стали казначея Серафима, экономка Епифания, Пераскева, Лариса и многая других. После моей беседы с монахинями в трапезной, на которой я разбирал неправильность присланного мне Иларионом исповедания и указывал на еретичество в его учении, казначея Серафима призывала вышеупомянутого Лохина и говорила ему: “Не верь ничего тому, что говорил миссионер. Иларион не еретик, а святой старец; это на него поднято несправедливо гонение, потому что сказано Господом, что за имя Мое будете гонимы”. При моем приезде во время беседы о цели моего посещения Епифания горячо защищала Илариона и говорила: “какой он еретик? Кто его сделал еретиком? Это выдумка. Он святой старец и ничему плохому не учит и что отлучение с него снято и последовало — де сообщение”. Невольно пришлось мне остановить уже не в меру и без дела пылкую защитницу. Под влиянием такого настроения и богомольцы, посещающие монастырь, заражаются лжеучением Илариона. При мне проживали 5—6 таких человек, которые прониклись этим учением и, суверенностью можно сказать, будут разносить его по селам и станицам. Один из них дошел до такой дерзости, что остановил монахинь, выходивших после моей беседы и, размахивая евангелием, кричал: “сестры! Не верьте миссионеру. Он лжет! Имя Иисуса — есть истинный Бог, а Илариона преследуют несправедливо”. В виду такого безпорядка в православной обители я обратился к игумений с требованием немедленно же выслать их из монастыря, как смутьянов, — что и было сделано. Оказалось после, что они проживали уже несколько недель в монастыре и с евангелием в руках доказывали сестрам, что имя Иисус — есть Бог и на это не обращали в монастыре внимание те, кто должен был следить за этим безпорядком.

Для прекращения развивающагося лжеучения, по моему мнению, следовало — бы немедленно удалить Илариона из Сентинскаго монастыря, строго воспретивши насельницам иметь какое-либо общение с этим лжеучителем; запретить местному священнику допускать его до Св. Причащения, предварительно разъяснивши насельницам, что он отлучен от церкви постановлением Св. Синода Русской церкви впредь — до покаяния, а такого покаяния он — Иларион еще не приносил, да и не думает приносить. Особо-же ревностных последовательниц Илариона разселить по разным монастырям епархии — под особый надзор настоятельниц. С прекращением влияния Илариона прекратятся и лжеумствования его учениц.

В Зеленчукском монастыре влияние Илариона на насельников этой обители не замечается. Из разговоров с монашествующими видно было, что они недоброжелательно относятся к Илариону, его учеником, и вообще пустынникам. Большая часть учеников Илариона призвана в действующие войска, а оставшиеся в горах пустынники, за исключением очень немногих, ведут далеко не пустынническую жизнь: ходят постоянно по соседним базарам (особенно в ст. Зеленчукскую), нахально выпрашивают себе подаяние и больше занимаются своими делами, чем душеспасительными подвигами. А один из таких лжепустынников (в с. Марухском) открыто живет с такою-же “пустынницей”. По слухам, некоторые иеромонахи Зеленчукскаго монастыря снабжали будто-бы Илариона запасными дарами, но достоверность этих слухов из бесед с иеромонахами и иеродиаконами не выяснилась.

Вашего Высокопреосвященства, нижайший послушник
Епархиальный Миссионер-Проповедник, Священник
Михаил Виноградов

При сем прилагается: 1. Предложение Вашего Высокопреосвященства, от 1-го Июня с/г., данное на мое имя

2.Письмо схимон. Илариона на мое имя

3. “Его исповедание”, присланное при письме

4.Писъмо, присланное на имя Вашего Высокопреосвященства

1915 г. Июля 2 дня

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 47—50об.

Письмо участкового начальника 2-го участка
Таманского отдела атаману Таманского отдела
от 19.07.1915

Атаману Таманского Отдела.

По содержанию настоящей переписки доношу Вашему Высокоблагородию следующее:

Получив настоящую переписку, были приняты меры к обнаружению места нахождения местечка “Темные Буки”, при чем выяснилось, что “Темные Буки” находятся на потомственных участках юрта ст. Раевской в 15 верстах от последней и в семи верстах от станицы Глад-ковской в горах. Прибыв 20 Февраля с. г. чрез ст. Гладковскую в Темные Буки, я выяснил, что проживающий в г. Екатеринодаре содержатель бани Губин на заарендованном им в Темных Буках потомственном участке выстроил из досок дом о трех комнатах с передней <нрзб.> до 3 аршин в квадрате. Принадлежа, как известно, к лицам занимающихся ханжеством, Губин имеет влечение к монашествующим лицам и странникам и на этой почве познакомился и с монахом Илларионом. Результатом этого знакомства и был приезд Иллариона летом прошлого года в Темные Буки в дом Рубина для отдыха и уединения. С Илларионом приехал под видом послушника Ефим Мирошников. Живя в лесу, Илларион не пользовался популярностью среди местного населения, а потому о нем мало кто знал, но в г. Екатеринодаре чрез Рубина о место нахождении Иллариона знали странники и монашествующие лица, так к нему в Темные Буки приезжал Трофим Савченко и крестьянин Владимир Кирилюк, которые и жили короткое время в доме Рубина с Илларионом. В прошлом 1914 году в Темные Буки из г. Екатеринодара приезжали и странствующие женщины стремящиеся к монашеской жизни, а именно жена учителя ст. <нрзб.> Каменобродская Матрена, дочь казака ст. Вознесенской Ксения Полякова, дочь крестьянина Екатеринославской губ., Мариупольского уезда, Стриженской вол. Христина Самойлова Ткачева. Последняя приехала с малоумной своей матерью Христиной Ткачевой и двумя девицами ранее странствующими по монастырям — одна дочь крест. Казанской губ., Тетюшского уезда, Колунецкой волости Пелагея Илларионова Амплеева 27лет и другая Саратовской губ., Петровского уезда, той же волости Екатерина Максимова Чеботова 30 лет. Женщины эти проживали близ дома Губина на квартире на хуторах и посещали Иллариона. Ткачевы, Амплеева и Чеботова чрез г. Екатеринодар прибыли из ст. Лобинской, где они жили в горах в лесу, занимаясь по их словам рукоделием.

Из этих женщин именно Полякова приезжала по поводу покупки для себя потомственных участков. Амплеева, по ее словам приехала из сожаления старухи Ткачевой, за которой она ухаживала, а Чеботова как страдающая малярией. Из поименованных выше лиц Савченко выехал в конце Июля месяца, а Кирилюк в начале Августа неизвестно куда, имея в виду пристроиться где либо в монастыре. Затем 25 Января с. г. уехал в г. Екатеринодар и монах Илларион с Мирошниковым. Выехали и Полякова и Каменобродская, а Ткачева с своею матерью, а также Амплеевой и Чеботовой поселились на зиму в доме Рубина.

Так как монах Илларион уезжая, обещал возвратиться после Св. Пасхи обратно, то мною было учреждено наблюдение чрез Гладсков-скаго ст. Атамана, однако прибыв в конце марта в Темные Буки я установил, что Илларион не возвращался и о месте его жительства сведений нет.

1-го сего Июля мною на месте, т. е. в Темных Буках было установлено, что монах Илларион из г. Екатеринодара вскоре после отъезда из Темных Буков выехал в Спасо Преображенский монастырь в Теберде в Кубанской области, где и проживает сейчас. Губин дом свой сломал и перенес в другое место, где таковой достраивает, намереваясь жить в нем сам, а Христина Самойлова Ткачева с своею матерью живет на купленном Поляковой потомственном участке (купила у казаков ст. Раевской Финченко и Сахарова), где и наблюдает за постройкой дома, в котором и намерена поселиться с своею матерью. Что же касается Амплеевой и Чеботовой, то они обе выехали из Темных Буков — Амплеева, что бы пристроиться где либо в монастыре, а Чеботова домой к родителям.

Дальнейшим дознанием было выяснено, что монах Илларион за время своего жительства не пользовался популярностью между окрестными жителями. Сначала прошел слух, что Илларион старец прорицатель, но когда убедились, что он обыкновенный монах, его мало кто посещал, а если и посещали то женщины из любопытства. Решительно никакого заманивания девушек не было, а лишь только видя бедноту и жалкий вид поселившихся, население из обычнаго русского сердоболия и отзывчивости, приносили этим монахам кто чего мог из провизии, может быть давали и деньги, что вполне естественно. По сведениям от окрестных жителей монах Илларион если и вел беседы, то о Боге вообще. И мною не обнаружены такия лица, кои-бы уяснили себе новое учение Иллариона о имени Божием в том смысле как это понимал сам Илларион. Очевидно, что монах Илларион, не найдя почву для своего учения и в виду пассивного отношения к нему населения, счел за лучшее уехать из Темных Буков и более не возвращаться. Относительно же дальнейшей деятельности Поляковой и цели возводимой ею постройки имеется наблюдение. Так же наблюдение имеется и со стороны Гладковскаго священника.

Июля 19 дня 1915 г.

Участковый Начальник Воскресенский

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 35—36об.

Приказ Временного Генерал-Губернатора Кубанской области и Черноморской губернии от 25.09.1915

Копия ПРИКАЗ

по Кубанской области и Черноморской губернии №113

25 сентября 1915 года, гор. Екатеринодар.

На основании п. 16 ст. 19 правил о местностях, объявляемым состоящими на военном положении (прилож. К ст. 23 Св. Зак. т. II общ Учр. Губ. изд. 1892 года) ВОСПРЕЩАЮ пребывание в местностях, состоящих на военном положении или входящих в театр военных действий, проживающему вблизи Спасо-Преображенскаго монастыря, находящегося в Баталпашинском отделе, схимонаху Иллариону, как лицу, вредному для Государственнаго порядка и общественной безопасности.

Подлиный подписал: Временный Генерал-Губернатор Кубанской области и Черноморской губернии Генерал от-Инфантерии подпись

Верно: за старшего Помощника правителя Канцелярии подпись

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 39

Рапорт игумений Сентинского Спасо-Преображенского
монастыря игумений Раисы в Ставропольскую
духовную консисторию от 28.09.1915

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
<НРЗБ> ХРАМ
НА РЕКЕ ТЕБИРДЕ

Сентября 28 дня 1915г.

№197

В Ставропольскую Духовную

Консисторию Настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря Игумении Раисы

Рапорт

На указ от 11 Сентября с/г. за № 30.507-м честь имею почтительнейше донести Духовной Консистории, что в настоящее время я и Казначея монахиня Серафима, явиться лично к Его Высокопреосвященству, для выслушивания выговора о принятии Схимонаха Илариона во вверенную мне обитель не могу, по крайней своей старости и растроинному здоровью, а так-же и Казначея монахиня Серафима она страдает мучительнейшею болезнию ног и в настоящее время печется по совету врачей. Еще считаю нужным донести Епахиальному Начальству, что о высылке Схимонаха Илариона из пределов Кубанской области, мне не было сообщено, —я его приняла как странника и посетителя обители, — самое главное он был болен и во время своего пребывания во вверенной мне обители, никаких учений не преподавал никому. — О чем своевременно было донесено Его Высокопреосвященству частным письмом и, Схимонах Иларион выбыл с вверенного мне монастыря в первых числах Июля месяца с/г. неизвестно куда. А предписанный выговор я считаю не заслуженным и крайнею обидою за мои неустанная и безмерная труды, по устроении обители в течении 15-ти лет, здесь положила последнию силу как я так и моя сотрудница Казначея монахиня Серафима.

Настоятельница монастыря Игумения Раиса

7/Х. Журнал. Сообщите игумений Раисе, что если она в течение месяца не исполнит распоряжения Епарх. Нач. и не явится к Архипастырю то, как ослушница, воли его может подвергнуться строгой ответственности.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 37—38

Донос монахинь Сентинского Спасо-Преображенского
монастыря на имя архиепископа Ставропольского
и Екатеринодарского Агафодора

ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО

СОБЩАЕМВАМ ЧТО НАША. МАТУШКА ИГУМЕНЯ РАИСА И МАТУШКА КАЗНАЧЕЯ И ПРОЧЕЙ МАТУШКЫ ВЕРОЮТ ПРАВО ВОСВЯТУЮ ЦЕРКОВЬ. АТОЛЬКО ПОСЕЛИЛЫ НАМАНАСТЫРСКОЙ ЗЕМЛИ ЕРЕТИКА О. СХИМОНАХА ЛАРИОНА ИЗ ЗАКОТОРАГО КНИГЫ ВОЗНИК НА АФОНЕ СПОР.

СХИМОНАХ О. ЛАРИОН ЖИВЕТ НАМАНАСТЫРСКОЙ ЗЕМЛИ И ОКОЛО ЕВО ЖИВУТ ЕВО УЧЕНИЦЫ, ТОЖЕ ЕРЕТИЧКЫ НИНА И АНАТОЛИЯ.

И ДРУГИЕ ЕРЕТИЧКЫ ЖИВУТ КОТОРЫЕ ЛАРИОНОВОЙ ЕРЕСИ ДЕРЖУТСЯИВСЕ ЭТИ ЕРЕТИКИ И ЕРЕТИЧКЫ В НАШОМ МОНАСТЫРЕ ПРИЧАЩАЮТСЯ СВЯТЫХ ТАЙН

ВЫ ПОЖАЛУСТА СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО ПРЕДПЕШИТЕ СТРОГО НАШЕМУ СВЯЩЕННИКУ ОТЦУ МИХАИЛУ ЧТОБЫ ОН ЕРЕТИКОВ ТА ЕРЕТИЧОК НЕПРЕЧАЩАЛ АЧТОБЫ ПОВНИМАТЕЛЬНЕЙ ВОПРОШАЛ КАКОЙ ОНЫ ЕРЕСИ ДЕРЖУТСЯ

СХИМОНАХ ЛАРИОН ЯВНОЙ ЕРЕТИК ОН ГОВОРИТ ЧТО СВЯТЕЙШИЙ СИНОТ И ВСЕ ПРОЧЕЙ ИЕРАРХИ НААНЦИХРИСТОВОЙ СТОРОНЕ

ВСЕ ТАКИИ КАК БЫЛЫ ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И КНИЖНИКИ КОТОРЫЕ РОСПЯЛЫ СПАСИТЕЛЯ, И ГОВОРЫТ В СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ ВСЕ ЖЕДЫ. И НАША МАТУШКА ИГУМЕНИЯ РАИСА С ЛАРИОНОМ ЗАОДНО ПОТАКУЕТ ГОВОРЫТ ЧТО ЕГО ПРАВДА ЧТО ВСЕ ЖЫДЫ.

И ИГУМЕНИЯ РАИСА К ЕРЕТИКАМ БЛАГОВОЛИТ СВОЕМУ СВЯЩЕННИКУ ОТЦУ МИХАИЛУ ВЕЛИТ ЧТОБЫ ПРИЧАЩАЛ ВСЕХ ЕРЕТИКОВ И ЕРЕТИЧОК.

ЛАРИОН ГОВОРИТ ЧТО ОН ПРАВ, А ЧТО ЕВО ОТЛУЧАЮТ ОТ ЦЕРКВЫ ЭТО ГОВОРЫТ ПОНЕНАВЕСТИ И ПО ЗЛОБЕ ЭТОВО ОН СЛУШАТЬ НЕХОЧЕТИ СВЯТЕЙШЕМУ СИНОДУ НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ ГОВОРИТ СВЯТЕЙШИЙ СИНОД НЕПРАВ НАПРАСНО ЛАРИОНА ОТЛУЧАЕТ ОТ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ. И СТОИТ УПОРНО НАСВОЕМ ГОРДОМ МНЕНИИ ЧТО ОН ПРАВ ИНЕКАВО СЛУШАТЬ НЕ ХОЧЕТ

СТЕМ ПРОСТИТЕ НАС СВЯТЫЙ ВЛАДЫКО ВАШИ СМИРЕННЫЙ ПОСЛУШНЕЦИ СПАСО ПРЕОБРАЖЕНСКАГО МОНАСТЫРЬ! МОНАХИНИ И ПОСЛУШНЕЦИ РИСАФОРНЫНЫИ.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 52—53об.

Протокол, составленный настоятельницей Сентинского Спасо-Преображенского монастыря игуменией Раисой,

от 11.10.1915

ПРОТОКОЛ

Вследствие рапорта Ставропольского Епархиального Миссионера, священника Михаила Виноградова на имя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшаго Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарскаго от 2-го Июля 1915-го года, об отношениях к схимонаху Илариону игумений Спасо-Преображенскаго Сентинскаго монастыря Раисы и казначеи того же монастыря, монахини Серафимы и послушницы Нины, последния при личном опросе их по сему делу Преосвященнейшим Михаилом, Епископом Александровским, 8-го Октября 1915 года показали следующее.

Никаких особенных отношений между нами и схимонахом Иларионом не было, кроме того, что первое время, когда он появился в нашей обители, мы оказывали ему внимание и проявляли дух заботливости о нем, как о больном и старом человеке. Лично нам учения своего об имени Иисуса он не излагал и с сущностью его учения мы и сейчас не знакомы, а книги его “На горах Кавказа” вовсе не читали. Нам почти и не приходилось вступать с ним в беседу и тем более, что он тяготился беседами и разговорами. Сам он никому не навязывал своего учения, а мне, послушнице Нине, только и говорил, что надо как можно чаще призывать имя Иисуса, молясь словами: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”. Ни кому из насельниц обители мы не потворствовали, чтобы они посещали схимонаха Илариона в его пустынной келий. Если же многия из них и посещали его, то делали это самовольно, без нашего благословения. Как совершенно самовольно, двенадцать таких насельниц обители, руководимыя пустынником Андреем в летнее время, находясь на полевых работах, оставили эти работы и отправились в Зеленчукский монастырь. Каково было это путешествие их и как они вели себя во время него, нам не известно; но, по возвращении их в нашу обитель, все они были подвергнуты соответствующему дисциплинарному взысканию. Никакого отдельного домика специально для схимонаха Илариона мы не строили, но начали было строить, в некотором отдалении от обители, домик для себя. Под влиянием одно время ходивших здесь слухов, что турки скоро ворвутся в нашу землю и что обитель наша, в частности, сделается их достоянием, а мы вынуждены будем спасаться где придется. Когда слухи эти разъяснились, мы прекратили постройку, которая и до настоящаго времени осталась не законченною. Никакого влияния схимонах Иларион своим учением об имени Иисусовом, если только он учил, на наших монахинь и послушниц не оказал, — и весь наш монастырь чужд имябожской секты. Мы покорно пребываем в святой православной церкви и знаем, что церковь учение Илариона не разделяет, а потому не разделяем и мы. Это-ли обстоятельство, приезд ли к нам миссионера Виноградова, или еще что повлияло — не знаем, но только схимонах Иларион скоро после пребывания у нас миссионера Виноградова, удалился от нас, но куда — нам не известно, и где он сейчас находится нам тоже не известно. Что касается обвинения нас в том, что мы часто даем приют у себя будто-бы некоторым пустынножителям, то в оправдание себя должны сказать, что не пустынников мы принимаем к себе, а просто таких или иных рабочих людей, может быть только более других религиозно-настроеных. Отрицая все возводимыя на нас обвинения, стоящая в связи с схимонахом Иларионом и его учением, я, казначея Серафима, отрицаю и то, будто я, после беседы миссионера Виноградова с монахинями в трапезной призывала к себе проживающего за монатырским кладбищем пустынника Василия Лохина, слушавшаго беседу миссионера и говорила ему: “не верь ничего тому, что говорил миссионер. Иларион не еретик, а святой старец; это на него поднято не справедливо гонение, потому что сказано Господом, что за имя Мое будете гонимы”.

Настоятельница Спасо-Преображенскаго женского монастыря игумения Раиса, Казначея монастыря монахиня Серафима, посл. Нина

1915-го года Октября 11-го дня Писъмоводительница Иулита Дробядко

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 43—44об.

Рапорт викария Ставропольской епархии епископа
Александровского Михаила на имя архиепископа
Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора
от 12.11.1915

13 ноября 1915 г. Переписку по сему делу прекратить.

А. А.

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

13 НОЯБ. 1915 Входящий № 36027

ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУАГАФОДОРУ,

АРХИЕПИСКОПУ СТАВРОПОЛЬСКОМУ И ЕКАТЕРИНОДАРСКОМУ

Михаила, Епископа Александровскаго, 2-го Викария Ставропольской епархии,

рапорт.

ВАШИМ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВОМ лично дано было мне поручение, чтобы я, при обозрении мною в октябре месяце сего года церквей и приходов епархии в Кубанской области, посетил, между прочим, и Сентинский Спасо-Преображенский монастырь и оказал бы там на насельниц его, как на игумению Раису и казначею Серафиму, так на монахинь и послушниц моностыря, свое воздействие и словом убеждения и мерами строгости на тот предмет, чтобы все оне оставили увлечение учением схимонаха Илариона об имени Иисусовом, о чем подробно рапортовал ВАМ Епархиальный Миссионер, священник Михаил Виноградов 2-го июля сего года.

Я был в монастыре 7, 8,10 и 11 минувшаго октября. Совершал там два раза всенощное бдение и два раза литургию. Свободное же от службы время я проводил в осмотре всего широко раскинувшагося монастыря, посещении келий всех обитательниц и беседе с ними.

Не знаю, боязнь ли, что за приверженность к секте имябожников все оне могут понести соответствующия и, быть может, не легкия взыскания до отрешения от должностей начальствующих лиц и разселения других монахинь и послушниц по разным обителям включительно, или и действительно между насельницами этого монастыря не было никакого глубокаго заражения и увлечения учением Илариона об имени Иисусовом, — но только все оне безусловно отрицают и свою близость к Илариону и его влияние на них в смысле совращения их на сектантский путь. Даже и послушница Нина /другая, ея сообитательница, Антонина умерла/, одно время оставившая монастырь и ушедшая в пустыню, где жила по близости от Илариона, более других слушавшая последня-го, и та исповедует истинное православное учение об Иисусе Христе, 2-м Лице Святой Троицы.

Возможно, что и было по началу некоторое простое увлечение отшельническою и, очень может быть, боголюбивою жизнию Илариона, с одной стороны, и недопонимание, неуменье разобраться в его учении и осмыслить его проповедь, с другой, что и делало некоторых монахинь, начиная с самих начальствующих, до некоторой степени если и не совсем ярыми его последовательницами, то все же хоть в малой степени приверженцами. На далеко заброшенных от мира, живущих среди лесов и гор монахинь, окруженных в своем монастыре аульными поселениями мусульман личность глубокаго старика-схимонаха не могла не влиять хотя бы уж своим аскетизмом и набожностию, своим непрерывным богоискательством, и то, что говорил этот старец монахиням, принималось ими, по простоте сердечной, на веру.

Приезд ли в монастырь миссионера о. Виноградова и проведенныя им беседы с монахинями; дошедшие ли до монастыря слухи, что учение схимонаха Илариона церковною Властию признается еретическим; самое ли удаление Илариона из тебердинских мест или все это вместе взятое, но только главенствующих лиц в монастыре отрезвило настолько, что свое отчуждение от Илариона они закрепили своею подписью на представляемом при сем протоколе. Этим протоколом главные деятели монастыря и по своему положению в нем, и по восприятию учения Илариона, и по отражению, надо думать, этого учения на других вырисовываются далеко не в том подозрительном свете, в каком они выставлены в рапорте Епархиальнаго Миссионера, священника о. Михаила Виноградова, от 2-го июля сего 1915 года.

А между тем в силу этого рапорта и состоялось определение Епархиальнаго Начальства, от 10—24 июля за № и послан Указ из Консистории настоятельнице Сентинскаго женскаго монастыря, игумении Раисе, от 11 сентября сего года за № 30507, о том, что ей делается строгий выговор, без внесения в формуляр; а для преподания и ей, игумений Раисе, и казначее монахине Серафиме должных указаний по предмету общения их с схимонахом Иларионом обе оне немедленно вызывались к ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ.

На последнем требовании, смею полагать, можно и не настаивать и потому, что мною и без того сделано им достаточно весских и достодолжных внушений, и потому, что представляемый протокол, с одной стороны, и окончательное удаление Илариона из пределов не только тебердинских горных лесов, а и самой Кубанской области, с другой, на всем деле схимонаха Илариона по учению его об имени Иисуса и смущении этим учением насельниц Сентинскаго монастыря ставят окончательный крест.

ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА, МИЛОСТИВЕЙШАГО АРХИПАСТЫРЯ и ОТЦА

смиренный послушник Михаил, Епископ Александровский.

1915 года, ноября 12 дня. №3726

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 42—42о6., 45

Письмо викария Ставропольской епархии епископа
Александровского Михаила в Ставропольскую
духовную консисторию

В. П. И.

СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ЕПАРХИАЛЬНЫЙ
МИССИОНЕРСКИЙ
СОВЕТ
Ноября 20 дня 1915

№ 867-й Губ. гор. Ставрополь

В Ставропольскую Духовную Консисторию.

На основании журнальнаго своего определения, от 17 сего ноября за № 28/856, Епархиальный Миссионерский Совет в ответ на отношение Консистории, от 11 сентября сего года за № 30509, сообщает, что, по мнению Совета, проповедь схимонаха Илариона несомненно имеет неправославный характер, что более подробно выяснил в своем докладе Его Высокопреосвященству о своей поездке в Спасо-Преображенский монастырь Епархиальный Миссионер-Проповедник, свящ. Михаил Виноградов.

Приложение: переписка, присланная на заключение Миссионерска-го Совета, при отношении от 11 сентября с. г. за № 30509.

Председатель Совета, Епископ Михаил

Делопроизводитель, священник Георгий Акимов

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 46—46об.

Донесение инока Силуана Кирилюка на имя викария
Ставропольской епархии епископа Александровского
Михаила в Ставропольскую духовную консисторию
от 28.05.1916

1916. мая 28. В Консисторию

+ Епископ Михаил

Его Высокопреосвященному Епископу Михаилу Александровскому

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ

2. ИЮНЬ 1916 Входящий № 15891

Донесение

Ваше Высокопреосвященнство Святый Владыко простите за дерзновение, что имею честь предстать Вашему Преосвященнству и донести, что втемных буках около горнаго разъезда по Новороссийской ветке Куб. обл., где скончался схимонах Иларион писатель книги На горах Кавказа. Похищон был с против воли его насильно обманом лукавым Николаем Губином участники его были двое казак и женщина; и взяли его из пустынных дебрей Черном, губ. в Адлерских <нрзб.> из за своей корыстной цели. Но так как сей старец скоро скончался, мало пришлось подживится сему Губину и монашке Хирувиме. Но теперича еще вздумали хитросный обман письмена и устно разглашают по благодетелях что он святой и что будто он заповедывал над его могилою построить часовню: но это совершенно ложно гнусная клевета корыстная цель их. Он заповедывал чтоб не прославляли его свят., и чтоб ничего нестро-или над его могилой, но они пошли воприки по праздникам собирают народ, из чужих приделов приходит Иеромонах Паисий Драндовскаго подвория г. Новороссийска сухумской Епарх. служить понахиды. Народу говорит речь прославляет его святость, такого безумия не видили отвека. Кода еще церковь непрославила его, и еще низасвидетельствовал он себя непри жизни ни посмерти своей, свою святость, что они прославляют его до безумия своего. Сия монашка Хирувима с Рубином насобирали денег письменно по благодетелей около 500руб. и на праздник Святыя Троицы 29 Мая соберут народ приидет Иером. Паисий, г. Новорос. и будут закладывать часовню чтобы сим более превлекти народ к пожертвованию

Святый Владыко обратите свое святительское внимание на сей наглый обман прекратите сие святотатственное дело вымогательство хичное которое творится в этом лесу Со жалеваю что неимею возможности побывать лично

инок Силуан Кирилюк

Если священник будет делать следствие пусть неприменно в праздник чтоб захватили их на деле. Когда Священник будет там то пусть заглянит в келлию сей монашки Хирувимы ее келия назапад двери; на углу заиконами хранится Дариносица с Св. Дарами она похитила в старца Илариона она и мать в ней старуха причащаются ночью тайно я знаю точно что вней есть.

Хотя Священники наводили уже следствие но уже по смерти схим. Илариона но ничего незахватили а кто докажет когда уних одна шайка все они сплелись.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 74—75

Протокол, составленный священником Алексием Коробковым 26.06.1916

Протокол.

1916 года, 26 июня, Я, священник Пантелеймоновской церкви, ст. Нижне-Баканской, Куб. обл. Алексей Коробков, согласно указа Ставропольской Духовной Консистории от 15 июня 1916 г. за № 20326, производил дознание на месте жительства монахини Херувимы и месте погребения старца Илариона в урочище “Темные Буки”.

Не застав здесь Николая Рубина, я ограничился допросом лишь одной монахини Херувимы, которая показала: — Я, бывшая указная монахиня женского Спасо-Преображенскаго монастыря Куб. об. Феофила, в 1905 году вышла из монастыря, а в 1910 году окончательно “разуказилась” в прежнее крестьянское звание — Христины Самойловны Ткачевой, а в последствии, по тайном постриге в пустыножительство я приняла новое имя Херувимы. 42 лет. Православная. Грамотная. Под судом и следствием не состою. Здесь — в “Темных Буках” я приобрела куплей участок земли в 18 десятин, где построила домик и живу здесь со своею родною матерью вдовою Христиной Павловной Ткачевой, занимаясь своими трудами. Участок мой смежный с участком арендованным Николаем Губиным, на котором и проживал старец Иларион. Сей старец Иларион незадолго до своей смерти, по просьбе братии и сестер — отшельников и отшельниц, бывших его учеников и учениц, оставил Губина и переселился на реку Хасаут, вблизи Спасо-Преображенскаго монастыря, где пробыл около года, а затем перешел в пустыню около Адлера, Черноморской губерни, где жил вместе со своим бывшим послушником С. Кирилюком, автором последнего на меня доноса. Пользуясь за собой плохим уходом и обращением со стороны Кирилюка, старец Иларион стал писать письма мне, Губину и другим, жалуясь на плохое житье. Тогда Николай Кирилович Губин, казак Донской обл. Яков Гордеич Савченко и кр-ка Елена Белоусова отправились в Адлер и привезли с собой оттуда старца Илариона уже больного. По возвращении сей старец сперва остановился опять у Губина, но продолжая болеть, он для удобства присмотра за ним, переселился ко мне в дом, где и скончался от водянки. Чувствуя приближение смерти, старец просил всех нас похоронить тело его в лесу недалеко от моего дома без всяких почестей и по смерти не воздавать ему ни какой славы. Умер он 1-го марта 1916 года, а погребение было совершено над его могилой на Пасху прибывшим сюда иеромонахом Драндовскаго подворья в Новороссийске иеромонахом Паисием. Ни каких сборов денег и распространения в народе слухов о святости старца Илариона не производилось ни Губиным, ни мною и ни от. Паисием, а на Троицу у нас ни какого собрания народа не было и закладки часовни не производилось. Строить же часовню на могиле старца Илариона или где бы-то нибыло все мы отлично знаем, что без разрешения начальства нельзя. Могила же старца Илариона, как ее видел и от. следователь, украшена только скромным деревянным не крашеным крестом. Николай же Губин от своего усердия и уважения к покойному старцу из своих средств хочет поставить на могиле его железную решетку — ограду на каменном фундаменте, для чего уже сюда доставлен цемент и, как частно слышала, что решетки по железной дороге доставлены на полустанок “Горный”, откуда они Губиным еще не выкуплены. Что же касается Дароносицы и Св. Даров, то покойный старец Иларион перед своею смертию завещал мне стоявшую за иконой в его комнате Дароносицу свято хранить и передать ее тому иеромонаху-пустыножителю, который после его смерти должен прибыть сюда и потребовать ее. Имя этого иеромонаха старец не сказал. Дароносицу эту до сего времени я хранила на том же месте, не прикасаясь к ней ни сама и не позволяя того же делать ни моей матери и ни кому из посторонних. Сообщение же о том, что я и моя мать причащаемся Св. Дарами из имеющейся у меня старцевой Дароносицы — сущая не справедливость; я отлично знаю, что этого мне делать нельзя. По требованию от. Следователя я указала ему место хранения Дароносицы за иконой и он нашел ее в должном порядке и чести. При осмотре ее от. Следователем оказалось: медная вызолоченная Дароносица, такая же маленькая Чаша, отсутствие лжицы, и запас Св. Даров. Дароносица была завернута в шелковый платок и вложена в цветную с лентой сумочку, которая в свою очередь была обернута кашемировым желтым платком и опять вложена в большего размера сумочку, которая задергивается шнурком и обернута в черный ситцевый платок. Кирилюк после смерти старца Илариона приходил в “Темные Буки”, был у меня, подговаривал Якова Савченко и других лиц разрыть ночью могилу старца Илариона, очевидно намериваясъ похитить прах его. Вообще видно было, что Кирилюк очень недоволен, что старцу Илариону пришлось умереть и быть похоронену уменя, а не у него.

Настоящее дознание мною прочитано. В чем и подписуюсь.

Христина Самойловна Ткачова.

При производстве дознания присутствовал казак Донской области
Яков Гордеевич Савченко Дознание производил священник Алексей Коробков.

ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 76—81.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 2. с.403-446.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru