Иеромонах Филофей

ПОДВИГ ВО ХРИСТЕ

В НАШЕ ВРЕМЯ

ОТСТУПНИЧЕСТВА ОТ БОГА

 

ЛЮБОВЬ БОГА И СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА
ФАЛЬШИВАЯ МАСКА МИРА
СМИРЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО КАЖДОГО - СМИРЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯТЫХ
СВЯТАЯ БОРЬБА ХРИСТИАН, ОЧИЩАЮЩАЯ И СОЕДИНЯЮЩАЯ НАС С БОГОМ

ИСКРЕННИЙ И МОЛИТВЕННЫЙ ГОЛОС К БОГУ

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

 

Монах, который живет, чтобы угодить Богу, говорить не хочет. Его молчание и замкнутость питают и дают ему силы в его борьбе. Он ищет уединения и скрытой, таинственной жизни во Христе, потому что на этом пути никто не мешает ему наслаждаться общением с Богом. Он наслаждается дарами небес на этой земле, и его кроткое сердце чувствует, что нечто очень странное происходит с ним. Что-то очень удивительное, и если он попытается передать словами, то не может сказать этого вообще, потому что описание будет слабым, а в жизни нет ничего, подобного этому. Вот почему он хочет скрыть это. Но это что-то так сильно, что иногда он не может не показать этого. Оно выходит само и, не желая этого, монах открывается. Он открывает это смиренно, не выражая и не объясняя того, что он пережил. Он открывает это просто, сдержанно и не напоказ, безыскусным голосом.

Вот приблизительное содержание того, что он должен сказать:

"Что это? - то, что со мной произошло! Я просил простить меня, но то, что я получил - больше, чем прощение и отпущение грехов. Я просил покоя, а мир, который я получил, невозможно описать. Знаю, что я создан, чтобы получать и отдавать любовь, но эта любовь, которую я ощутил - выше моих ожиданий. Я боролся, чтобы получить надежду, а нашел ощутимый покой, настоящее счастье. Мне больше ничего не надо. Я не хочу большего. Я в недоумении от всего этого. Я удивлен и говорю:

Это все мне? Почему? За что? Чем я заслужил это? Произошла ошибка!"

Однажды диавол, приняв вид ангела Божия, вошел к одному святому и смиренному пустынножителю, надеясь испытать и обмануть его. Чтобы вселить в него гордость, диавол сказал: "Я - посланник Бога, я пришел помочь тебе в твоей святой борьбе и сказать, что Бог доволен твоим духовным успехом." Но смиренный монах, который понимал и сознавал человеческую слабость, отвечал просто и твердо, оставаясь неуязвимым: "Должно быть ты ошибся, я не достоин того, чтобы меня посетил ангел Божий. Посмотри, может быть ты должен навестить кого-то другого, а ко мне пришел по ошибке!" Конечно, диавол был напуган и ушел посрамленным.

Наши души удивляются, почему многое делается для них. Ошибка?

Но это не ложь, благодаря Богу. Ошибки нет Мы, православные христиане, живем таинством любви Божией в нашей однообразной жизни, "и нашей тленной плоти". Любовь нашего Бога, Святой Троицы, делает нас достойными причащаться Святых Таинств, как членов Его святой Православной Церкви.

Мы знаем, что недостойны такой чести. Мы больны, осуждены. Тем не менее, мы благословенны по Его великой милости.

Это - наша радость, это - наше счастье. Господь Иисус Христос в Его Церкви, ожидающий нас, приглашающий, принимающий нас с радостью, заключает в Свои объятия и встречает с любовью, очищает и облачает нас. Он помазывает нас елеем, впускает нас в Свой святой Дом и делает нас счастливыми участниками на празднике Своей вечной жизни, на празднике Своей любви. Он делает все. Мы только тихо шепчем: "Аминь. Ей, гряди Господи Иисусе..." (Откр. 22, 20).

ЛЮБОВЬ БОГА И СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА

Бог есть любовь" - говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4, 8). Действительно, это самая лучшая характеристика Бога, чтобы мы, люди, понимали, что есть Бог. Согласно учению святого Дионисия Ареопагита и по апофатическому богословию Церкви, Бог не дух, не разум, не могущество, не свет, не жизнь, не сущность, не время, не знание, не правда, не вечность, не мудрость, не благоволение... (см. "О мистическом богословии", часть пятая ). Вышесказанное показывает, что Бог вне человеческого разумения.

Но позвольте мне сказать, что некоторое исключение должно быть сделано для имени "любовь". Бог - ничто иное, как Любовь.

Действительно, Бог, Бог наших отцов, единственно истинный Бог, не есть Бог мести и даже не Бог справедливости, согласно человеческим меркам и стандартам. Он не похож на справедливого полицейского, который должен навести порядок, записывая подробно наши проступки. Он не похож и на справедливого судью, в обязанности которого входит судить беспристрастно, чтобы обличить и наказать виновного, и этим, являя образец другим, вынести справедливый приговор и привести в соответствие с законом.

Нет, наш Бог "справедлив" не так. Горе, если бы Он был таким. Наш Бог - это наш Отец. Наш Бог - Любовь.

Однако многие по человеческой слабости задают вопрос - сомнение: "Если Бог - это любовь, то почему в мире так много горя, несправедливости и несчастья. В ответ приведем слова покойного о.Епифания Теодоропулоса: "...Без Христа мир бессмыслен. Без Христа вы ничего не можете объяснить. Почему горе, почему несправедливость, почему неудачи, почему болезни? Почему? Почему? Почему? Тысячи огромных "почему". Человек не может получить ответы на все эти почему своим ограниченным разумом. Все объясняется только с Христом. Нас готовят к вечности. Может быть там мы будем достойны получить ответ на некоторые почему ... (о.Епифаний Теодоропулос. Диалог с марксистом. Каламата, 1989, стр. 20).

Бог есть любовь, и Он любит человека. Свое творение. Бог хочет общения с человеком, общения с любящими личностями. Человек как личность может любить только Личного Бога, потому что истинная любовь может быть направлена только к личности и существовать может только в личности. Животные, предметы, идеи или философии могут и должны увлекать человека отчасти, но не всего. Поэтому, когда симпатия или интерес к животным, предметам и т. д. превосходят обычную меру, то это становится страстью и слабостью духа. Никогда не бывает истинной любви. Настоящая, личная любовь пронизывает человека до глубины его существа и привлекает к любимому. Наш личный Бог - это не бог философов, скептиков. Он - Бог наших отцов. Он - Личность, а не идея. Этот Бог, по Своей неизреченной любви к Своему творению - человеку идет со Своими нетварными энергиями и участвует с человеком вместе и единении любви, в Своей Церкви во Христе. Основание истинной и глубокой любви - свободная воля. Невозможно любить другого человека по необходимости или принуждению.

Святой Бог, уважая и по-отечески, из любви к человеку, хочет, чтобы он был свободен. Он не применяет к человеку силу, но ждет от него свободного личного выбора. Другими словами. Бог ждет, / когда человек примет Его в свою жизнь, но человек всегда свободен, даже отказаться от Него. Бог приходит к нам и открывает Себя потому. что вместе со свободой любви мы принимаем Его и нашу жизнь, и мы наслаждаемся Его блаженным присутствием. Опытно мы познаем, что значит жить с Богом и как с Ним общаться, потому что если Он не откроет этого, мы не можем сами Его найти и встретить Его, нашего Творца и Создателя.

И наоборот, мы отказываемся от Него в нашей у жизни, и мы не любим Его, если равнодушны к Его заповедям, как Он сказал: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня." (Ин. 14, 21). Ибо мы закрываем уши к Его приглашению и остаемся одиноки, без Бога, неспособные любить, вкушая отчаянно горький приступ нашего самолюбия.

Бог дает нам самим сделать выбор и не навязывает Своего присутствия. Осторожно Он все-таки помогает нам победить нашу человеческую слабость и выбрать то, что в наших интересах. В наших интересах. неважно, знаем мы это или нет, - найти Его, соединиться с Ним и быть с Ним. Это цель нашей жизни, потому, что мы созданы Им. "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа." (Ин. 17, 3).

У Бога свои пути, чтобы приблизиться к каждой душе и привлечь ее к Себе. Он знает, как сообщить ей о Своем существовании, поговорить с ней, дать ей возможность, повод и случай, чтобы она приблизилась к Нему и познала Его, чтобы человек стал счастлив и просил Бога обитать в нем. Если душа, восприимчивая к Милости Божией, приближается к Нему и желает общения с Ним, тогда Он начинает с ней святую игру". Временами Он говорит с ней сладко и с любовью, и тогда душа воспаряет до небес от святой божественной любви, забывая все земное. В другое время Он прячется от нее, и душа, напуганная обманчивым одиночеством, с болью ищет Его и претерпевает святое мученичество, пока Бог опять не появится. От этого появления душа еще больше желает Его, и этим очищается. Так Бог делает теснее Свое единение и общение с душой и ведет ее к большим радостям и блаженствам - от славы в славу. Так продолжается до конца жизни человека и, по мере восприимчивости, каждая душа участвует в радости общения в любви с Господом.

Однако есть души, и, к сожалению, их не мало, которые по своему эгоизму, самолюбию и лени не принимают (о горе!) своего Бога и Господа, и обмануты диаволом. Эти души истощены небрежностью, равнодушием или бесцельными поисками и занятиями или преходящими суетными удовольствиями, которые мгновенно становятся смертельными страданиями. Все это делает души мертвыми, порабощает и разрушает их до потери в вечности. Естественно, что в этих душах происходит страшная и ужасная борьба. Вопрос жизни и смерти встает перед ними каждый день, каждый час, и может быть, каждую минуту: Начать ли все сначала; сбросить оковы рабства? Отречься ли от своей разрушительной воли? Бороться ли, чтобы освободиться от сетей кровожадного врага, диавола? Начать ли постепенно новую жизнь ради воссоединения со святым Богом через святую работу, бдительность, молитву и воздержание? Или быть совершенно побежденными отчаянием и полностью, без сопротивления, уступить земной суете, потере силы воли, лени, нечеловеческим похотям плоти, свойственным миру? И тем самым прекратить желать Бога и общения с Ним? Если, милостью Божией, преобладают первые мысли и принято решение, и решение ведет к действию, тогда бывший блудный сын возвращается в свой Дом Господень в покаянии и сокрушении сердца, все время повторяя: "Отче, я согрешил против неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим." (Лк.15, 21).

Всеблагой Отец, Который спешит встретить душу, теперь заключает ее в Свои объятия, вводит в Свой дом, в Свое царство. И начинается великая радость, праздник души, которая теперь кричит в невыразимой благодарности к любви Отчей. Но если душа по своему эгоизму не хочет воз вращаться к Отцу, ужасные страдания становятся сильнее. Душа страдает невообразимо, даже не понимая этого, даже если внешне она выглядит счастливой, веселой и довольной, и даже если она сама не осознает этого страдания. Так, души, которые в прошлом были добрыми, чистыми и милостивыми, становятся жертвой диавола. Они валяются в грязи самых худших страстей и позора. Чистая совесть осквернена. Образ Божий стал черным. Люди всех возрастов, наций, мужчины и женщины - искалечены, духовно парализованы и страдают. Красота души попрана, осквернена и вырван божественно сотканный рисунок святого Крещения.

Царственный дух унижен и посрамлен, а люди, созданные для небесной славы, пали до мерзкого образа злобного врага нашего спасения. Даже их черты лица и особенности, которые прежде были свидетельством божественного происхождения, сейчас тоже искажены:

Их "красота" - страшно отвратительна.

Их "благородство" и улыбка - бесчеловечны и диавольски лицемерны.

Их "благородное происхождение" и "хорошие манеры" - лживое выражение их падения.

Их дела и слова, их "цивилизованность" - обманчивы, мелки и фальшивы. Все их манеры и жизнь издают запах смерти и затхлости духовного разложения. Отсутствие Бога накладывает отпечаток на их жизнь и их нецивилизованную цивилизованность .

Какое страдание для святого Бога, Который хочет всем людям спасения и познания истины!

Какое страдание для Церкви!

Какое горе для нас знать все это, встречаться с ними и видеть все это в душах, ради которых Христос принял смерть!

 

ФАЛЬШИВАЯ МАСКА МИРА

Проводя жизнь с помощью Христа в невидимой борьбе, монах страдает за братьев в мире. Он оставил этот мир не из ненависти или бросая ему вызов, но чувствуя, что на этом пути он делом послужит своим братьям в мире. Он хочет и ведет свою борьбу так, как этого хочет Бог: Горящей свечей за мир перед иконой Господа Иисуса Христа, Богородицы и Всех Святых.

Он молится за тех, кто в мире, и в основном за тех, кто удален от Бога и Его радостей.

Он страдает потому, что знает, что при помощи диавола наш век выстроил много высоких стен, которые мешают бежать людям во град Божий, Церковь.

Диавол декорировал прекрасные и диавольски заманчивые развлечения (эти прискорбные суррогаты Истины), чтобы несчастные люди были заняты только земным и суетным. Диавол вообразил, что заставит людей забыть о Боге, душе и вечной жизни. Своей обманчивой ложью он захотел отвлечь человека от поклонения Единому Истинному Богу и изобретательно убедил поклоняться временным идолам.

Монах страдает за этот фальшивый мир, в котором порочный круговорот влечет человека к духовной смерти. Чувственность и служение удовольствиям помрачили разум и сделали сомнения во всем священном и святом еще сильнее. Это быстро приводит человека к неверию и атеизму, что, в свою очередь, вносит и содействует развитию материализма, вновь взращивая грубые страсти, чувственность и служение удовольствиям. С философской точки зрения в этом есть смесь и беспорядок идей, являясь абсолютизацией временного и субъективного в каждом суждении и мысли человека, потому что человек - мера всех вещей. Всеми признано царство себялюбия, в котором всецело преобладает "Homo homini - lupus est" (Человек человеку - волк).

Безграничное и эгоистичное наслаждение всеv дозволенным и недозволенным, чувственными страстями без благородных и высших интересов и целей стало непосредственной и эфемерной целью каждого дня.

Существуют хорошо удобренные "заросли" людей, полностью забывших о смерти. Суде и желании Дома, Рая.

Монах страдает за грехи великие, страшные и невыразимые, "что стыдно и говорить" (Еф. 5, 12). Грехи, лишающие душу чести, почетного места и чистоты общения с Богом, толкают ее в бездну ада, в сообщество нечистых духов. Он страдает из-за равнодушия людей к своим ближним, что нет общения душ, и что в их отношениях исчезло святое.

Он страдает от того, что:

, - правда отсутствует совершенно;

- дружеские отношения стали коммерческими;

- таинство брака подверглось осмеянию;

- великий дар отцовства и материнства вырождается;

- семья исчезает.

Он страдает от того, что человек во всем от• ступил от Бога, стал духовно невежественным:

- не знает о себе самом;

- не знает о таинстве жизни и смысле творения;

- не знает о своем Боге и Творце.

Он даже страдает о том, что люди этого мира лишены утешения в страдании. Он скорбит, что нет надежды и поддержки в трудное время и критические минуты жизни, потому, что нет Бога, Который утешит. Утешителя.

Нетрудно понять, что по всеведению наш святой Бог, наш Отец использует страдание, как последнюю возможность, чтобы душа, может быть, вернулась к Нему.

Он так же страдает из-за "радостей" этого мира. Он скорбит из-за увеселений, которые в действительности помрачают человеческий разум; из-за развлечений, которые утомляют и расстраивают душу, вместо того, чтобы давать мир и помогать идти вперед.

Больно не только от того, о чем уже сказано, но страдаешь и от вещей, о которых думают, что они хороши, положительны и созидательны.

Ты страдаешь из-за занятости людей работой или, точнее, это называют "трудом" Потому что на самом деле это - рабство, даже если с первого взгляда оно не стыдно и не нарушает закона, но уводит человека от главной цели. Потому что это - обречено в себе самом, лишено жизненности, которая должна быть, служения любви, которая должна объединять нас с Богом и ближними.

Страдаешь от пустоты мысли многих интеллектуалов, объясняющих пребывание человека здесь, на земле, своим глупым скептицизмом, таким образом закрывая последнее окно в Царство Божие Небесное.

Страдаешь из-за политиков и их приспешников, где открыто маскируются ложь и бесчестие, торжествующие над лжецами и обманутыми. Где людей, не имеющих нравственной и духовной репутации, за редким похвальным исключением, возносят и объявляют "спасителями народа".

Страдаешь из-за правителей, правящих не по писанному - "и дам вам пастырей по сердцу Моему" (Иер. 3, 5), что означает правителей по желанию Бога. Испытываешь за них боль, потому что это правители, которых не интересует и не заботит воля Всемогущественного Бога. Поэтому они не избранники Бога, не помазанники Господа. Их действия, как и преступные желания и эгоистичная политика, направлены против Бога. Это о них пророк сказал: "народ мой глуп, не знает меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют" (Иер. 4, 22).

Страдаешь за образовательную систему нации, которая без Бога. а потому без смысла и будущего. Есть школы, где быстро растет число преподавателей - атеистов. Своим плохим примером эти учителя воспитывают юных жить праздно, в суете, быть самолюбивыми и равнодушными к интересам народа. Много таких школ, которые сегодня святой Косма Этолийский закрыл бы.

Страдаешь из-за разрешенной и неразрешенной законом информации, которая управляет всем. Скорбишь из-за шквала новостей, реклам и многих других программ так называемых "mass media". Все это вносит свой вклад в неблагоразумное разнообразие бессмысленной и неинтересной жизни людей-толпы, это служит только тому, чтобы вызвать интерес и любопытство к скандалам и всему суетному, эксцентричному, и, в основном, чувственному.

Страдаешь из-за пустых слов и растлевающих душу зрелищ, которые служат чувственности людей, что разрушает их души и делает пассивными зрителями - зрителями, без малейшей способности на здоровую реакцию, чтобы вредное они ни слушали и ни смотрели.

Страдаешь от того, как земные правители используют секретное оружие, чтобы исполнить, где бы они ни захотели, свои диавольские планы. Эти люди держат в своих руках нити и управляют, как марионетками, своими послушными, нерешительными существами, разрушая все прекрасное, что осталось, если осталось, в душах многих людей, и, в основном, молодых.

Более того. кроме накопившихся в душе разрушительных страстей, как результат пассивности, мы . имеем равнодушие к страданиям ближнего и нежелание мира, самопознания и молитвы.

Монах также страдает от того, что нет лидеров, одаренных помощников, духовно зрелых, которые как пророки своего времени могли бы предвидеть, были бы направляемы и сами бы направляли верным путем, ведущим в Царство Божие.

Монах так же страдает от того, что в этом фальшивом мире растут дети и воспитываются во лжи, которую они получают ежедневно в свои еще чистые души. Он чувствует боль от того, что этих детей питают разнообразной, духовно отравленной действительностью, которая ведет их с очень раннего возраста и дальше, приучая к этому и делая их

“достойными” детьми такой цивилизации.

Он страдает из-за жалкого состояния страны, страны святого и славного народа своих святых Отцов. Хотя страна дала многим народам светильники истинной православной цивилизации и удостоила их славы, сейчас она сама теряет свою истинную православную цивилизацию. Наоборот, прося подачки у Востока и Запада и жертвуя многим, она с большим желанием и прожорливостью глотает грязные отбросы бесславного образа жизни Запада. С разницей лишь во времени, она с гордостью импортирует все, что принесли атеизм и материализм. Все, что стирает следы человечности и благопристойности с лица человека.

Монах страдает и из-за трудных и нечеловеческих жизненных условий, которые создали все эти достижения нашего отступления от Бoгa:

- экологическое разрушение и загрязнение окружающей среды;

- стрессовая и неестественная напряженность жизни в современных больших городах;

- опасное увеличение беззакония в любой форме, самоубийств и преступлений;

- разрушительное, широкое распространение наркотиков;

- терроризм и анархия:

- воины;

- вавилонское непонимание и беспорядок любого рода и многое, что распространяется, как эпидемия, и является доказательством духовного разложения, проникающего почти во все.

Конечно, мы должны признать, что наш мир был бы безнадежно невыносим, искажен, отвратителен и бессмыслен, если бы не было сражающихся в нем христиан и святых. Это - Божьи люди, в чьих блаженных душах обитает животворящая благодать Святого Духа. Святой Дух, Который украшает их и их жизнь и на лучшее изменяет все вокруг них:

природу, города, отношения людей и жизнь самих людей.

И наконец, монах глубоко страдает от того, что узаконены несправедливость, беззаконие, противозаконность и греховность. Узаконивание греха, что хуже всего, является основной характеристикой нашёго времени. Монах страдает от того, что в законодательство включены законы и положения, противоречащие вечному закону Бога. Это законодательство принято таким, чтобы несчастный человек не чувствовал укоров совести и не каялся в своих грехах. Такое законодательство принято, чтобы человек, "освобожденный" от Его отеческого заступничества, Его святых заповедей, не боялся Бога.

Они украшают все, чтобы создать лживую картину жизни на земле, потому что желания Неба нет. Они украшают свою блудную жизнь – ветошь “пустой культуры”, которую они носят. Они украшают диавольские нечистоты, которыми кормят друг друга, чтобы не признаваться в том, что они голодны, раздеты, и у них нет дома. Все это они должны

сделать идеологией, с их науками, статьями, диссертациями и научными очерками . Но это лишенные смысла, глупые и разлагающие душу изобретения, которые Бог ненавидит!

"Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое горьким!" (Ис. 5, 20)

К несчастью, немногие понимают из вышесказанного искажение богоподобного образа человека и трагическую неудачу человека создать святое общество и святую цивилизацию, к чему он призван святым Творцом.

Самая сильная, невыносимая боль думать, что все эти народные массы, как им нравится себя называть, не знают о существовании драгоценного мира Веры. Они не понимают, чего лишаются, не став членами Христа, чего они лишают себя, живя жизнью, далекой от Отчего Дома.

Вся эта боль заставляет смиренное монашеское сердце кричать:

Братья, станем право!

Вернемся ко Христу, исцелимся от сна лживой жизни!

Братья, покаемся!

В нашем покаянии ключ ко всем закрытым дверям и мертвым концам нашей жизни;

Будем вести борьбу за Истину, Христа, Бога наших отцов. Вернемся к истинному веселию в Его радости. Его мире. " И мир проходит и похоть его" (1 Ин. 2, 17). Мир будет упразднен, неправда явится и исчезнет, что тогда мы будем делать?

Будем искать Христа, примем Его в наши жизни.

Последуем за Ним!

 

СМИРЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО КАЖДОГО - СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯТЫХ

По благодати Божией и Его бесконечной милости мы родились у родителей-христиан, которые дали нам христианское воспитание. Мы должны быть много благодарны им и нашим учителям потому, что они не оставили нас непросвещенными в вере.

Они не дали нам ощутить духовный голод и умереть без Бога под предлогом, что позднее, по своему желанию, выберем веру. Они знали, что если оставят нам этот выбор, то автоматически это будет означать, что они ставят нас на ложный путь сомнения, на диавольский путь безбожия. Наши родители крестили нас и с детства вели нас к Церкви.

Мы благодарны им потому, что они не уподобились этим либералам, которые если не по причине явного и провозглашенного безбожия и атеизма, то по меньшей мере из-за преступной небрежности, оставили некрещенными детей Божиих. Многие из них скажут, что надо уважать свободу ребенка и не проявлять над ней насилие. Но неужели эти же родители спрашивают своих детей, когда ведут их к докторам для лечения и вакцинации? Они следят очень внимательно за физическим здоровьем своих детей, но равнодушны к их духовному совершенству и здоровью, которые начинаются прежде всего с общения и введения ребенка в таинство жизни Господа, Христа.

Поэтому из глубины сердца мы благодарим наших благочестивых родителей, учителей и тех, кто вел нас ко Христу. Мы хотим, чтобы святой грог наградил их духовно здесь, на земле и удостоил их Своего Небесного Царства.

Но все же нельзя считать себя христианином только потому, что мы выросли в христианском окружении и с детства посещали церковные службы, принимали Святое Причастие и обучались "Божественным вещам".

Все это - великие и бесценные дары Бога в нашей жизни. Божия милость, которой мы недостойны.

Но стали мы христианами, потому что милостью Божией мы искали, читали, сомневались в доброй вере, спрашивали, находили удовлетворение, боролись, узнавали и, наконец, находили мир. Поэтому мы стали, есть и останемся, с Его помощью, христианами.

Мы узнавали о других; религиях, о многих философских и идеологических системах и теориях, некоторым из них мы следовали временно. Мы шли в "ногу со временем" и следовали идеям и манерам, старым и современным, но в действительности нас ничто не удовлетворяло.

Мы остались христианами прежде всего потому, что были убеждены собственным опытом. Мы убеждались из нашего личного участия в великом и непередаваемом таинстве Живого Бога, Христа Спасителя, как бы жалки и недостойны мы ни были. Но мы убеждались и разумом, что наша вера во Христа - единственная вера. открытая людям самим Богом, и что это не изобретение и творение человека.

Мы убедились потому, что только Христос, - наш исторический Иисус из Назарета, единственно реальный Бог,

"... разделивший Историю на две части...

... Кто когда-нибудь осмелился вторгнуться в самые божественные отношения людей и сказал "любящий отца, мать и детей больше, чем Меня, недостоин Меня"?

Кто когда-нибудь посмел заявить о себе самом, что человек должен его любить больше, чем свою жизнь? Никто и нигде. Только Бог мог это сделать.

Кто когда-нибудь посмел сказать, что Я есть истина и жизнь? Он выразил это не только словами, но и удостоверил Свои слова множеством чудес:

- он сделал слепого зрячим;

- расслабленный пошел;

- двумя рыбами и пятью хлебами Он накормил пять тысяч мужчин и множество женщин и детей;

- Он повелевал природным стихиям, и они повиновались Ему;

- Он воскрешал мертвых, один из них был Лазарь, начинавший испускать зловоние..." (о. Епифаний Теодоропулос, стр. '12).

Но глубже и духовнее об этом говорит почитаемый мною Геронда (мой духовник, старец):

"Есть один Бог, Всемогущественный и Творец. Этот один Бог - в трех Лицах, но един по сути:

Отец, Сын и Святой Дух. Отец родил Сына прежде всех век. Сын рожден от Отца. Святой Дух исходит от Отца. Сын по Своей любви к человеку воплощается и становится человеком. Поэтому Он имеет две совершенные природы, соединенные в одном лице, лице Иисуса Христа. Как в Боге мы имеем три Лица, но одну суть, т.е. Единого Бога, так и во Христе мы имеем две природы, но одно Лицо, одного Христа.

Иисус Христос - Богочеловек. Это, единственное в своем роде событие, - выше нашего понимания. Если Он - не Богочеловек, то Он не может нас спасти.

После грехопадения Адама человеческая природа наследует вечную смерть, она отлучена от Бога.

Христос, как Бог, рожден Богородицей и принял на Себя падшее, отлученное от Бога человеческое естество и воскресил его, наполнил жизнью и соединил с Богом. Так Он спас человеческое естество. Мы спасены не потому, что следуем нравственным правилам, которым учил Христос, но потому, что мы с Ним соединены, и поэтому наша смертная, падшая и разлученная с Богом человеческая природа наполнена жизнью, воссоединена с Богом, стала бессмертной и обожена.

То есть это - тайна нашего спасения ... (Архимандрит Георгии "Наша Православная вера и ложь Свидетелей Иеговы". Афон, 1993, стр. 30 -31).

Нравственное учение Христа несравнимо превосходнее и выше всех других учений. Христиан некая вера - это единственная вера любви. Более того, никакая другая религия или идеология не придают такого значения смыслу жизни человека, как открыл это Христос: Его единение с Богом, обожение человека по благодати Божией.

Христос говорил не об облагораживании или нравственном совершенствовании человека, но об оживлении человека и его участии в божественной жизни. Он показал нам совершенный пример высочайшего нравственного совершенства и спас нас Своей смертью и Своим воскресением.

По учению Святых Отцов, "Слово Бога воплотилось, чтобы мы были обожены". (Сын и Слово Бога стал человеком, чтобы и мы стали богами). (св. Афанасий. Слово о Воплощении, Е.П.Е., Феесалоники, 1973, с.366).

Неповторимое и совершенно не подлежащее сравнению превосходство нашей веры над всеми другими теориями и философиями заключается в том, что Христос спас человека не как простой нравоучитель новой морали и не тем, что дал новую нравственную модель.

Христос как Богочеловек (совершенный Бог и совершенный человек) дал нам возможность стать членами Его святого Тела, Его Церкви, и благодаря этому участвовать в божественном преображении и воскресении, чтобы мы могли достичь цель нашей жизни, нашего соединения с Богом.

Мы - православные христиане потому, что вкусили истину Православной Веры, единственной правильной Веры во Христе. Веры апостолов, мучеников, святых, чистой Веры наших Святых Отцов. Мы не возносимся нашей добродетелью. Мы не возносимся личной святостью. Но мы хвалимся во Христе нашей Верой, настоящей Верой настоящего Бога.

Мы чувствуем себя нищими, которые держат в своих презренных и недостойных руках и охраняют, как великую драгоценность, наше величайшее и бесценнейшее сокровище - чистую Веру Христа. Веру, переданную нам Самим Господом через Своих учеников, которые ничего не добавили и ничего не сократили.

В действительности только Православная истинная вера Христа сохранилась цельной. Она осталась неизмененной, без добавлений или сокращений с ранних дней Церкви, эпохи святых апостолов и Семи Вселенских Соборов. Это, конечно, милость Божия - быть христианами.

Истинно сказал Христос: "Кто нарушит одну заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5. 19).

Мы не легковерны и не наивны. Мы исследовали, тщательно изучали и знакомились с другими религиями, философиями, другими христианскими деноминациями, но не получили ответа, удовлетворяющего нас. Наоборот, мы увидели их уязвимые и слабые места. Мы изучили их сложные и пустые системы, неясные теории, вводящие человека в еще большее заблуждение. Некоторые из них мы посчитали нелепыми. Другие - мы высмеяли как мифические, глупые, как детский лепет, в который трудно поверить. В третьих - мы легко доказали, что они ложь и подделка и не способны удовлетворить жажду современного человека. Эти разнообразные философии, религии и т. д. недостаточны для со

временного человека, измученного своей неправильной жизнью, чья душа жаждет чистой святой воды Истины.

Сделаем вывод

Ничто не дает нам удовлетворение, ничто не наполняет человека до глубины его существа. Ничто нас не радует, только наша Православная Вера во Христе. И ничто, ни один пункт, ни одна йота, ни одна деталь даже ни на мгновение не заставят нас сомневаться в Православной Церкви. Ничто в нашей душе не предаст и не ослабит нашу твердую (по милости Божией) веру в уникальность истины Православной Церкви, единственной Церкви Бога.

Все, что есть в нашей святой Вере, свидетельствует душе Православного Христианина, что Церковь - Дом Бога:

- неисчерпаемое богатство божественной службы;

- мистическая жизнь в молитве;

- Святое Причастие;

- весь опыт нашей благословенной борьбы за очищение и соединение с Богом.

Церковь - это место явного присутствия Святой Троицы и Богоявления, где есть полнота Благодати и настоящие дары Духа. Где все совершенно, "потому, что божественные Отцы все привели в соответствующий порядок". Они были движимы и ведомы истинным всеведением Бога и, "собрав всю науку души", передали нам достоверно "великую тайну благочестия". Настоящее благочестие, не поддельное, не личное благочестие, как о нем понимает каждый по-своему, а благочестие Церкви.

Мы, православные христиане, в нашей благородной борьбе ежедневно умираем своим "ветхим человеком" и идем из восхищения в восхищение, из удивления в удивление. Мы так живем, даже когда берем свой крест, каждый свой, несмотря на наши страсти и слабости.

Мы признаем, что совершенно недостойны жить в этом месте Божием, Церкви. Мы не смеем судить об этом, не пытаемся это описывать, потому что это - выше наших возможностей.

Только в молитве мы отчаянно кричим:

" Господи, прости, что я недостоин Твоего приглашения, такого блаженства, Царства Божия. Потерпи меня. Измени мое безобразие, только не отказывай мне быть Твоим сыном."

Мы хорошо знаем, что мы - христиане, но не для того, чтобы жить на земле в телесном комфорте. Христианин радуется не тогда, когда нет искушений и скорби, но тому, что он - часть тела Христа и что с терпением и верой берет крест Христов.

Борьба за очищение от страстей болезненна, болезненна даже до смерти. Христос не обещал нам жизнь без боли. И мы, смиренные, признаем и исповедуем, что: тот, кто избрал честно идти за Христом, будет страдать.

Он будет страдать:

На кресте, прежде всего, когда будет пытаться победить свои страсти и слабости.

На кресте, когда захочет уйти от мирских воспоминаний этой жизни.

На кресте, наконец, от диавола и его слуг.

С крестом Христа и с Его помощью страдание становится сладким. Страсти эгоизма выкорчевываются, и человек наслаждается духовным здоровьем. Со временем он начинает дышать чистым кислородом божественной жизни, божественного утешения. Он вкушает будущую бессмертную жизнь.

В конце концов, чего стоит жизнь без большого труда, без великих радостей, без борьбы и без оправдания?

Мы презираем жизнь тусклую, безрадостную, пресную и без любви. Жизнь, лишенную смысла и божественной красоты. Жизнь без Бога, спутники которой разрушительное страдание, безутешное горе и безутешные вздохи. Мы желаем страдания, которое меняет и становится неизреченной небесной радостью. Мы стремимся к труду, который нам помогает, мы стремимся к борьбе, которая нас глубоко радует.

Так мы, православные христиане, по милости Божией, и при водительстве Церковью, предаем себя этой святой борьбе. Мы объявили войну ветхому человеку, который всегда желает плотских наслаждений. Наши души радуются этому.

Ты жертвуешь собой ради братьев и становишься еще благодатнее и счастливее.

Ты бодрствуешь во время молитвы, и ночь кажется тебе освещенной сияющим светом Христа, дающего радость сердцу Своим смиренным возлюбленным.

Ты постишься, прилагаешь усилия, страдаешь за Христа и получаешь Его обильные дары, мир мысли, покой ума.

Значительно продвинутые в этой борьбе достигли большого успеха в своем восхождении к Нему, потому что пожертвовали многим ради Его любви и отдали все, что у них было, чтобы обрести Его. Они стали Его близкими друзьями. Его братьями, наследниками Его благодати уже здесь, на земле. Они - Божий Святые.

Они не просто верят в Бога. Они живут в Боге, и Бог живет в них. Поэтому и в самые трудные минуты они не теряют надежды, когда мы все уже отчаялись. Они остаются непоколебимы, даже когда все вокруг взволнованно. Они наполнены таинственной радостью, даже когда все готово стать побежденным. Они мирны, даже когда всем и вся овладел хаос. Мороз согревает их, как 40 Мучеников в замерзшем озере Севастии. Зной освежает их, как трех отроков в Вавилонской печи. Природные стихии и звери почитают их и послушны им, как повиновались дикие звери святым мученикам на аренах во времена гонений христиан римлянами.

Все сверхъестественное, случающееся в их жизни, настолько необычно, что напоминает сказки. Действительно, многие смеются и не верят Житиям Святых (Синаксарий). По истине, им очень трудно понять тех, кто победил свою плоть и достиг сверхъестественного. Действительно, это трудно тому, кто отрицает свою духовную нищету. Однако Святые всей своей жизнью стали солью земли, светом мира. Это не было для них самоцелью, ибо они смиренны. Это пришло само собой. Они пришли "от великой скорби, и закланный Агнец, Христос, убелил одежды их душ" (см. Откр.7. 14), и теперь раскаленные стрелы диавола не могут им повредить.

Святые согреты теплотой Духа и вооружены щитом веры. Они вооружены животворящим смирением и любовию Христа. Так они стали сынами Бога, утешителями в подражание единственному Утешителю.

Сегодня, даже в наше время, есть на земле ангелы, имея плоть и живя в мире , но не от мира . Они жили и продолжают жить среди нас, но неизвестны многим. Знают их те, кто понимает слова Церкви: "Вкусите и видите яко благ Господь".

Для человека, удаленного от Бога, образец подражания - певцы, актеры, футболисты и политики. Он подражает людям, которые далеки от Божественной нравственности: пустые, эгоистичные и гордые люди, исполненные славы, которая тленна и развращает. Он подражает людям, лишенным содержания, мира и духовной красоты. Он подражает тем, кто пропитан грехом. Людям с затемненным разумом и мелкими идеалами, со странным и даже глупым поведением, с животными и нечеловеческими инстинктами. Он подражает тем, чьи лица, отражая душевный мрак, омерзительны и нервны. Он подражает обезображенным образам небесного Архитипа (Первообраза), в которых не осталось почти ничего от их божественного происхождения.

У нас иные примеры для подражания.

После Христа у нас есть Богородица, наши Святые и современные Святые нашей Церкви. Ha их благодатных лицах сияет истина. Это - святые лица, чистые и лучистые, с мирным и кротким взглядом: взгляд, исполненный сострадания к волнениям этого мира. Они готовы предложить себя жертвой любви. Смиренные и сдержанные. В каждом видят брата, потому что они - с Богом. Своей улыбкой они вдохновляют. Каждое движение их сдержанно и благоразумно. Их речь всегда кротка, мудра, ободряюща, назидательна. Они глубоко знают человеческие души. Это - ученые, обогащенные истинной мудростью Бога. Гиганты Духа. Защитники всего мира. Тайные покровители своей сильной молитвой к Богу. Наши путеводные звезды, водители, наши Отцы.

Мы прилепляемся к ним, и мы надеемся. После Бога, они питают нас. Они открывают нам глаза, и мы понимаем - "Иисус Христос тот же вчера, сегодня и всегда". (Евр.13, 8).

Они убеждают нас, что и мы, презренные, если не как они, то по меньшей мере, можем жить, подражая им. Они убеждают нас, что и в наши дни человек может соединиться с Богом и стать святым, как это было всегда в Православной Церкви Христа.

Своим примером и своей жизнью они учат нас не дать сбить себя с пути страшным потоком времени, "толпой". Они обличают всех, кто под предлогом греховных отговорок , заявляет, что сегодня, почти в XXI веке, этих вещей не существует. Они обличают тех, кто заявляет, что "нет больше людей, которые в своей жизни руководствуются Евангелием, кто живет жизнью Христа". Они заставляют умолкнуть тех, кто хвалится своим мирским "знанием" и "мудростью".

Эти святые - Божий голос, проповедующие, что закон Божий тверд, вечен, бескомпромиссен и неизменен, в отличие от человеческих законов.

Наши современные святые - последователи славного сонма святых Церкви, Святоносной матери первородных детей, чьи имена написаны на небесах. Это - наш святой род, наше святое Предание, наше наследие, наша гордость.

От нас всех требуется стать такими, как они. Подобно им вести борьбу в нашей жизни, чтобы, как и они, мы были истинно счастливы.

Эти слова не лишены содержания. Это - не призрачные идеи и мечты. Это - ощутимая реальность. Святые наших дней объясняют и доказывают нам, что они - очевидная истина. Поэтому - великий дар, невыразимое блаженство для нас удостоиться встречи со святыми в нашей жизни!

Милостивый Господь удостоил нас. Своих смиренных сынов, и мы встретили в своей жизни Его святых. Из нашего смиренного опыта мы хотим, чтобы и наши братья получили известие в сердцах. Мы хотим исповедать во весь голос, сказать нашим братиям, которым по какой-то причине трудно принять Христа в свою жизнь, что наша Вера, Вера православных, единственная правильная Вера Христа жива в наше время более, чем когда-либо. Вера, которая:

- проповедалась апостолами;

- увенчана мучениками;

- которой учили святые Отцы и Учители;

- освещала жизнь святых подвижников;

- благодаря которой достигли великих подвигов православные герои нашего благородного народа;

- светит и поддерживает даже в наши дни светлым примером современных святых.

Эти святые люди (апостолы, мученики и т.д.) отечески взывают к нам, современным православным христианам, что:

Бесчестно отказываться от всего славного Предания, не изучив его.

Неразумно заниматься другой, чуждой и разрушающей деятельностью. Неблагоразумно и немудро вносить в нашу жизнь иностранные философии. языческий образ жизни и традиции. Все это искажает добрый и благородный характер, унаследованный нами от славных корней и происхождения.

Нас приглашают подражать и следовать этим Отцам и нашим предкам.

 

СВЯТАЯ БОРЬБА ХРИСТИАН, ОЧИЩАЮЩАЯ И СОЕДИНЯЮЩАЯ НАС С БОГОМ

Слыша святой зов и имея святое происхождение, будем послушны и поспешим к Христу и Его Церкви. Мы, смиренные члены, да возжелаем быть едино со святой Главой. Да возжелаем достичь цели нашей жизни, нашего союза с Богом.

Приступившие впервые да начнут борьбу во Христе со святым энтузиазмом. Да начнут без колебания, страха и нерешительности, забыв свою прежнюю праздность и промедление.

Остальные - да обновим наше старое желание с божественным усердием. Без сомнений будем трудиться ради трудов света, ради спасительных заповедей нашего Господа Христа.

"Теперь время благоприятное, день спасения".

Признаем свою греховность и с отважной решимостью заставим ветхого человека послушаться блаженного голоса Церкви. Наша Церковь приглашает открыть врата наших душ, принять Христа, позволить Ему войти и поселиться в ней.

И мы принимаем Христа.

Если в духе послушания доверяем нашей Матери, нашей святой Церкви. Мы верим в то, во что верит Она, и принимаем все, чему Она нас учит с любовию. Так глаза нашей души открыты, и мы понимаем тайны Божий. Видение нашего ума становится шире и тоньше. Наше сердце очищается, и человек наслаждается, избавляясь от страстей.

Христианин принимает Бога в своей жизни:

Если, помня о наклонности человеческой природы ко греху и зная свою болезнь, на протяжении всей своей жизни он упражняется в:

- воздержании;

- духовном трезвении;

- молитве.

Если он судит о вещах этого мира мерками Богочеловека-Христа, высмеивая и пренебрегая мирским и атеистическим критерием. Если он не принимает во внимание иронию и неодобрение людей мира.

Если он действительно старается, насколько это возможно, достойно отвечать на различные противозаконные и антихристианские законы, публикации или на выпады со стороны атеистических институтов в общественной жизни. Этим он не только защищает и проявляет заботу о духовном здоровье ближних, но и открыто призывает Христа.

Если он часто, с покаянием, исповедует свои согрешения духовнику, смиренно испрашивая его благословения и помощи. Потому что с помощью святого духовного отца он получает:

- поддержку в своей борьбе;

- отпущение грехов;

- право достойно принять святое таинство Плоти и Крови Христа и

- руководство верным путем идти к Богу. Христианин вручает свою больную и неразумную волю благоразумному мнению своего духовного отца, который на месте Христа. Он учит идти путем искреннего покаяния, божественного послушания и смирения. Если он посещает богослужения, по меньшей мере, каждое воскресение и великие святые праздники. Посещение богослужений - это не только обязанность нашей духовной жизни, но и глубокое желание благодарности Дародателю Богу. Мы посещаем церковные богослужения не только ради молитвы, но чтобы встретить Живого Бога, Который там присутствует, а также для общения с нашими братьями во Христе. Святое богослужение вливает в нас живоносную Благодать Святого Духа, оно умиротворяет и наставляет нас в Боге.

Христианин борется, чтобы принять Христа в свою жизнь и наслаждаться божественным общением с Ним:

Если в трудные минуты великой боли и испытания, когда человеческая слабость дает о себе знать, христианин не поступает, не говорит, не думает, допуская неверие в Бога и сомневаясь в Нем.

Наоборот, смиренно, с молитвой терпит, принимает и почитает святую волю Господа, потому что Он хочет и знает лучше, что нам полезно. И тогда христианин следует в своей жизни тому, о чем мы поем "поклоняемся Кресту Твоему, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".

Молодые христиане знают Христа и принимают Его в свою жизнь:

Если они равнодушны и не обожествляют поу хоти мира и плоти и побеждают нечистоту многих и различных искушений.

Если они, с Божией помощью, упражняются в воздержании и остаются чистыми от грязных зрелищ и новостей, дел и слов, а также и от нечистых помыслов.

Если они остаются целомудренны до бракосочетания, тем самым умножая в своих душах духовное чувство, а также углубляя святость своих отношений, как будущих мужа и жены.

Если они венчаются в Церкви сознательно и со страхом Божиим, относясь к этому святому таинству как к божественному благословению начала их новой жизни, их семьи. Этим они закладывают крепкий фундамент счастья их брачного союза.

Супруги - христиане угождают Христу и принимают в своей жизни Его милость:

Если живут в воздержании и взаимной преданности, воздерживаясь от внебрачных отношений, а также от запретных удовольствий в браке. Это делает глубже их уважение, любовь и единение во Христе.

Если с терпением "они несут тяготы друг друга" и послушны друг другу.

Если своим детям дают совет в духовной жизни не только словом, но и своим примером, и этим направляют их к послушанию Церкви в страхе Божием.

Христианка принимает милость Божию в свою душу и семью:

Если она не следует современным, глупым "феминистским" взглядам, которые заставили бы ее принять легкие, эгоистичные решения различных жизненных проблем. Подобные решения противны воле Божией и направлены на то, чтобы удовлетворить ее собственную волю, чтобы жизнь в этом мире стала легкой и телесно комфортной.

Если она не ищет любым путем освобождения от страданий и обязанностей, данных ей Богом. Напротив, она мужественно несет свой крест, данный ей святым Богом как дар ее личного спасения и спасения ее ближних.

Если ей противна суетная жизнь в достатке, "сладкая жизнь", противозаконные удовольствия, и если она в страхе Божием избегает различных грехов плоти, отнимающих от нее Божию Благодать.

Если она закрывает уши от диавольских голосов, заставляющих ее делать аборт, и если она отказывается совершать это страшное преступление, справляясь со всеми трудностями жизни, оставаясь верной Богу. Потому что она знает, что жизнь, наша жизнь, жизнь наших детей или жизнь наших ближних не принадлежит нам. Она принадлежит Богу. Она отворачивается от аборта и потому, что предпочитает святой вечный закон Бога, а не эфемерные противозакония атеистов, себялюбцев.

Таким образом, она избегает величайшего греха аборта, после которого Благодать Божия оставляет душу. Более того, она избегает последствий угрызения совести, огромных психологических травм, которые в ней восстанут. Но она получает Божие благословение в свой дом и процветает от его счастья и радости в личной жизни.

И наконец, если она, будучи матерью-христианкой, воспитывает своих детей, которых ей дал Бог по ее вере, и принимает с благодарностью Его святые и всеведущие замыслы о ней и ее семье.

Христианин принимает Бога в своей жизни и соединяется с Ним:

Если борется, чтобы жить честной жизнью с постоянством и ответственностью сначала перед Богом и своей совестью, а затем - перед ближними.

Если избегает явной и неявной незаконной прибыли, всякого рода бесчестия и злых сделок.

Если отказывается обманывать своих братьев, но если перед ним стоит выбор, то предпочитает быть обманутым, чем обманывать.

Если, всегда с благоразумием, предлагает свои услуги и помощь ближнему, который в нем нуждается. Тем самым оказывая службу Самому Богу, словами святых Отцов: "Если ты угодил ближнему, ты помог Богу"!

Если борется и стремится найти пути и время для общения с Богом. Если не пренебрегает молитвенным правилом, но отдает ему часть своего свободного времени.

Потому что знает, что беседа с Богом - это высшее духовное озарение и счастье для верующего. Душа, которая занимает себя и упражняется в святом труде молитвы и, в основном, в постоянном призывании сладчайшего имени Господа Христа, т.е. повторяя краткую молитву "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного", привлекает к себе Самого Господа. Она принимает Его богатые дары. В течение всей своей жизни она вкушает сладость присутствия Бога и в своей борьбе находит поддержку в этом благодатном опыте.

Христианин молится не только о себе, но и о своем ближнем. Он молится о всем мире (о живых и мертвых), зная, что это - наилучший образец милосердия и благочестивого труда любви, и от этого получает духовную пользу.

Если со вниманием изучает Священное Писание и прилагает все усилие и старание во всех добродетелях: так, живя в покаянии, он угождает Богу и старается не огорчить Его даже в малейших трудах, словах и мыслях.

Христианство - это свободная жизнь во Христе, выше любого человеческого закона. Но мы, заключенные в оковы этой жизни и больные духом, должны следовать целительной терапии, чтобы вновь обрести духовное здоровье. Мы должны пройти святой процесс освобождения от оков наших страстей, которым достигнем свободы, чтобы как дети Божий, наслаждаться ею.

Настоящая борьба христианина приносит в его сердце Самого Христа. Это - утомительная битва, но прекрасная и спасительная, потому что дает нам воскресение из нашего падения. Эта борьба обновляет утраченный нами божественный образ, возвращает нас к древней красоте и достоинству, соединяет с нашим Творцом. Это та борьба, которую уготовила нам всем наша святая Православная Церковь.

Особенно эта борьба предлагается молодым братьям, потому что юношеству свойственно чистое желание, сила и созидательная энергия для великого, прекрасного и настоящего в их жизни. У них есть желание вести правую борьбу и побеждать.

Действительно, борьба во Христе подобает именно этим душам.

Сила, желание и решимость - это составляющие качества душ молодых. Души, которые могут сильно любить, жертвовать всем ценным, что у них есть. Души, которые не боятся врагов и препятствий и могут сражаться за победу.

Души молодых людей могут и должны чувствовать радость глубоко, по-настоящему. Они должны наслаждаться единственно настоящим и неразрушимым счастием Христа. В этом счастье они должны проводить свою жизнь. Они должны вкушать Его мир и Его любовь. Они не должны впустую предаваться суете и фальшивым, дешевым "удовольствиям страстей мира и диавола. Этим они скоро разрушат жизненность и красоту, полученные от Творца.

Эта борьба во Христе благословит их жизнь, наши жизни и

- освободит нас от зла нашей отвратительной лени;

- обогатит добродетелями Христа;

- наполнит глубоким покаянием;

- усладит покаянием;

- даст спасительную память смерти и Суда;

- наполнит желанием Его вечного Царства, нашей вожделенной Земли;

- поведет к совершенному освобождению от стереотипов этого мира;

Мы не знаем, как направит нашу жизнь Бог, какими благословениями одарит, какие трудности пошлет нам Его любовь. В любом случае верно, что с Ним наша жизнь прекрасна.

Позволим же Богу устроить нашу жизнь так, как Он лучше знает. Нам надо только желать и вести борьбу, чтобы следовать Его святой воле в нашей смиренной жизни, везде и всегда. Церковь молится: "Научи меня творить волю Твою ..." Чтобы мы могли научиться, если это возможно, такой же святой молитве, как молился великий Отец нашей Церкви св. Никодим Святогорец: “Господи, веди меня, как Сам знаешь, хочу я или нет”.

Эта преданность святой воле, отречение от своей, наша преданность святой воле и промышлению о нас Бога, несмотря ни на что, освящает и соединяет человека с Ним.

Православная Церковь Христа живет в свете Христовом, радует Своего Жениха и любит Своих детей (Божиих детей). Но она и плачет о тех, кто далек от Него и чужд Церкви. С болью и материнской любовью Церковь зовет их быть с Ней. Она не нуждается в нас, Ее членах. Она знает, что Она - малое, но благословенное стадо Божие. Мы нуждаемся в Церкви, и весь мир тоже. Церковь радуется, когда в Ее лоне собирается как можно больше людей, достойных участвовать в жизни Христа, в Его настоящем Царстве и счастье. Это счастье мы желаем всем нашим братьям, всем нашим ближним. Мы желаем им войти в это прославленное место, единственное место обожения, святого общения, в Святой Троице, в Церкви.

По Божией милости мы должны пребывать здесь в борьбе, лучшее, что мы можем, не строя планы, отказываясь от своей воли. Этого достаточно, потому что с нами – Церковь.

Человеколюбивый Бог просветит нас. Он поможет нам созреть духовно и сделает счастливыми и живыми членами Своего святого Тела.

ИСКРЕННИЙ И МОЛИТВЕННЫЙ ГОЛОС К БОГУ

МЫ благодарны нашему Господу и Богу. Мы славим Его в нашей немощи. Мы поклоняемся Ему и оказываем должную честь.

Мы молимся Ему о себе, потому что слабы и несовершенны. Еще мы молимся Ему о наших братиях, которым трудно верить в Него глубоко и принять Его в свою жизнь:

"Господи Иисусе Христе, послушай искренний голос моего сердца, который говорит Тебе:

верю, что Ты есть, но я не чувствую этого сильно.

Знаю, что Ты видишь меня. Ты слышишь меня, Ты понимаешь меня, как мой Творец, лучше, чем я знаю себя, но я не знаю Тебя, как это нужно.

Слышу о Тебе от других, читал и узнавал о Тебе, но нет у меня с Тобой близких личных отношений.

Знаю хороших людей, они - Твои друзья, и они слышат Тебя и любят Тебя, их жизнь Тобой наполнена. Но я все еще сомневаюсь, потому что у меня нет глубокого общения с Тобой.

В жизни каждого дня, в трудностях, в природе и во всем творении чувствую Твое присутствие, но не верю в Тебя твердо, не подчиняюсь Твоей жизни, Твоим божественным заповедям, а поэтому все еще сомневаюсь.

Господи, помоги мне верить в Тебя глубоко.

Веди меня, чтобы найти Тебя, чтобы возрадовалась моя душа.

Научи меня любить Тебя, чтобы обрести истинную радость и смысл моей мрачной жизни.

Дай моему сердцу знать правду Твоего Святого Евангелия, Твоего Воскресения.

Просвети мое сердце светом Твоего истинного знания.

Приди, как Ты Сам знаешь лучше. Приди ко мне, чтобы я обрел единственно Твой глубокий мир.

Привлеки меня к Своей Любви, чтобы я смог победить свое самолюбие, свой эгоизм и, шаг за шагом, преодолеть свои страсти и слабости.

Знаю, мой Господь, что сразу, без терпения, без труда не достигнешь всего. Но если Ты увлечешь сладостью Твоей Благодати, все станет легко, желанно и достижимо.

Если Ты придешь и благословишь мою жизнь, то я, по-настоящему, буду наслаждаться этим миром и надеяться на будущее.

Если Ты будешь жить во мне, а я - в Тебе, то я буду находить радость в добрых вещах в моей жизни, моих взаимоотношениях с людьми, моей семье, моей профессии, моем настоящем и будущем, которое без Тебя не имеет смысла и интереса.

Если Ты придешь ко мне, я смогу вернуться к Тебе и жить святой и чистой жизнью, как многие святые, которые жили прежде в грехе и отречении. Как Павел, Петр, Фотиния Самаритянка, Мария Египетская, как блудный сын, вор, как Закхей.

Если Ты придешь ко мне и поселишься в моей душе, тогда я буду стараться не огорчать моих братьев и сразу прощать обидевших. Буду стараться не осуждать других, но следовать в своей жизни святому опыту и порядку, заведенному святыми Отцами - "быть строгим к себе, но снисходительным к другим". Говоря в общем, я буду жить так, чтобы радовать Тебя и быть ближе к Тебе и моим братьям.

Если Ты посетишь меня, я почувствую величие Твоей веры, Твоей Святой Православной Церкви. Тогда на деле я смогу обрести Твои святые добродетели, научусь воздержанию, смогу поститься и молиться.

У меня будет желание бежать в Твой святой Храм, причащаться Твоих Святых Таинств, каяться и исповедовать грехи Твоим священникам, чтобы достойно принять Твое Пречистое Тело и Кровь после достойного приготовления под их духовным руководством.

Но мне все еще этого не достает, о Господи! Прости меня, что все еще огорчаю Тебя своей жизнью, своими делами, словами, мыслями. Помоги мне подняться. Помоги исцелиться. Помоги очиститься. Помоги найти Тебя. Господи Иисусе, просвети. Господи Иисусе, благослови. Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного!

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Может быть я говорил как неблагоразумный, нарушив молчание, более подходящее монаху. Может быть говорил то, что известно всем.

Однажды молодой человек пришел к подвижнику и задал ему много вопросов, которые интересовали его многие годы. Отец не отказал молодому человеку, но почувствовал сострадание и провел с ним долгие часы, предлагая слово Божие ради его спасения. Наконец, чувствуя, что молодой человек все еще противится и не принимает всем сердцем его слова, отец сказал: "Сын мой, может быть мы встретились в первый и последний раз. Может быть я умру к тому времени, когда ты опять придешь. Бог знает, что я говорил с тобой от боли и из сострадания, говоря то, что сказал, ради твоего блага и счастья. Я ни о чем тебя не прошу.

Христос тоже тебя ни о чем не просит. Совершенный Бог ни в чем не нуждается. Он только хочет твоего счастья. Он хочет, чтобы ты ощутил счастье, как многие другие. Он любит тебя и хочет, что6ы ты 6ыл подле Него, как святой отец любит свое дитя.

И все же Он дает тебе право даже отрицать Его существование, твоего Отца и Творца. Он делает так, потому что высоко ценит твою свободу и уважает твою свободную волю! Он не хочет заставить тебя приблизиться к Нему как раба, но как свободное дитя Его Благодати, как Своего брата и друга.

Если ты позволишь Ему, Он охотно придет и разделит с тобой радость. Он будет обитать и жить в тебе. Ты ощутишь такое наслаждение, что даже заплачешь от радости и счастья, которое прежде не мог и представить. Ты будешь благодарен Ему и прославишь Его.

Но если ты откажешься от Него (о горе!). Он примет это с горечью и тихо отойдет. Он будет скорбеть о твоей боли, твоем страдании и одиночестве, потому что ты отошел от Него. Он будет стоять вне врат твоей души, ожидая тебя до последней минуты, пока не покажешься, чтобы Он вновь принял тебя в объятия, чтобы ты был с Ним.

Так,, сын мой, прими то, что я сказал тебе и, если хочешь, храни мои слова ради твоего счастия!"

Пусть мои смиренные слова будут приняты в этом духе.

Это слова, взятые мной из жизни и опыта святых Отцов, по желанию и благословению моего Геронды, потому что у меня нет ничего ценного, что принадлежало бы мне.

Пусть все сказанное станет бедным вкладом скорби в великую и святую боль нашей святой Церкви о Ее детях повсюду.

Да помилует всех нас Человеколюбивый Господь Христос. Да сделает нас достойными быть живыми членами Его Святой Семьи, нашей Православной церкви, прощая наши грехи заступничеством Его Пречистой Матери, нашей Богородицы и Всех Святых. Аминь!

Иеромонах Филофей

Святой монастырь Григориу, Гора Афон.

По благословению игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрита Иеремии

 

ПОДВОРЬЕ РУССКОГО НА АФОНЕ СВЯТО-ПАНТЕЛЕИМОНОВА МОНАСТЫРЯ МОСКВА 1998

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru