СОДЕРЖАНИЕ

 

Протоиерей Иоанн Журавский

О ВНУТРЕННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Тайна Царствия Божия или Забытый Путь опытного Богопознания

ГЛАВА 13

О ВОЗМОЖНОСТИ ЗАНИМАТЬСЯ "УМНОЙ МОЛИТВОЙ" В МИРУ. УТЕШИТЕЛЬНЫЙ БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ПРИМЕР. ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ "УМНОЙ МОЛИТВЫ" — "БЕРЕГИ УМ". НАШИ БЛАГОДАТНЫЕ НАСТАВНИКИ ЭТОМУ ДЕЛАНИЮ: ПИСАНИЯ ОТЦОВ И СКОРБИ.

У читающего эти строки невольно могут возникнуть мысли сомнительного характера

"Да возможно ли заниматься "умным деланием" человеку, живущему среди мира и в мирской обстановке? Ведь это занятие более приличествует тому, кто живет в монастыре, а в миру этим заниматься невозможно!"

На это следует сказать словами Господними:

"Невозможное человекам — возможно Богу" (Лк. 18, 27).

И св. Симеон Новый Богослов говорит, что "ни мир, ни житейские дела не мешают исполнять заповеди Божий, когда имеется ревность и внимание" (том II, стр. 26).

Истина этих Божественных слов в полной мере оправдалась на дивном образе великого молитвенника земли русской, какого Господь показал всему христианскому богоотступному миру, утратившему веру, — и который спасался "умным деланием" среди самой гущи мирской, среди греха и всякого соблазна — на образе блаженной памяти о. Иоанна Кронштадтского. И явление его молитвенного образа в последних временах не случайно.

Его светлый образ является для нас пророческим знамением, предуказывающим путь для всех истинно спасающихся среди грозных и свирепых волн бушующего страстями "мира сего".

Спасение и восхождение по ступеням к совершенству христианскому возможно на всяком месте и во всякой обстановке, но только при условии "умного делания", т. е.

"Будь осторожен: береги свой ум", — как говорит о. Иоанн.

И как гениально-просто, как сжато и Божественно-ясно выразил он этими краткими словами сущность сокровенного Святоотеческого учения "о внимании себе", о "трезвении", об "умном делании".

Этим кратким богомудрым словом он выразил сущность всей Православной аскезы, всего православного подвижничества. Это слово не продукт теоретического, академического разума. Это слово — сердца; слово внутреннего благодатного опыта. В нем сокрыта тайна христианства, тайна монашества.

Ученые теоретики христианства и монашества, теоретики Православной аскезы, написали много хороших книг от своего книжного разума, но в их книгах нет благодатного разумения тех истин, о которых они писали. Их книги мертвы — нет в них Слова Жизни, они не животворят. Их книги мертвы. Одному книжному научению не дается благодатное разумение. Для этого нужно благодатное житие, нужен внутренний духовный опыт, озаренный светом благодати. Только из такого опыта рождаются благодатные писания. Без него истины христианства недосягаемы, недоступны. Эти истины книжный разум — не видит, слыша — не слышит и не разумеет.

Такой благодатный опыт имел Кронштадтский Молитвенник, потому мог и словесно выражать благодатным кратким словом всю сущность христианского Восточного подвижничества, сущность монашества и всего христианства.

"Береги свой ум!"

Этим сказано все. Здесь заключена Тайна "Умного подвига". В этом кратком слове сокрыта Тайна спасения и христианского совершенства. Это и есть "Умное делание" Отцов, молитвенное возведение ума к Богу "Память Божия", или непрестанная молитва. Это и есть внутренний, Божий путь к сокровенному Таинству живого Богообщения — "к мысленному молчанию".

Это путь св. Отцов. В нем сущность всей Православной аскезы.

Благодатно-пророческое житие о. Иоанна с необыкновенной яркостью подтвердило истину высказанных им слов, а также и тех слов, которые изрек древний пророк, сказавший, что

"Господь совершает спасение посреди земли" (Пс. 73, 12),т. е. посреди всего земного и суетного, посреди греха и соблазнов спасение совершает Сам Бог, а не человек, но при благом усердии человека. Ибо спасение Божие, а не человеческое.

Если бы непрестанная молитва, или, в выражении о. Иоанна, "береги свой ум", была совершенно невозможна среди мира, то Дух Святый устами Апостола не призывал бы к сему труду всех христиан, не внушал бы им:

"Непрестанно молитесь" (1 Фесал 5, 17).

Ибо Господь Бог к невозможному не призывает. Значит она для нас возможна. А поскольку внушается нам Духом Божиим, то и необходима, т. к. "без непрестанной молитвы К Богу приблизиться невозможно"— говорит св. Исаак Сирский (Слово 69).

Нужно только желание спасения и благое усердие. А благому усердию в сем деле Сам Бог помощник во всякой обстановке: и среди Чермного моря страстей, и в темнице египетской, и в огне Вавилонских скорбей, испытующих твердость нашей веры и упования.

Ибо Он воистину есть Помощник и Покровитель всякой душе, устремляющейся из Египта страстей, от власти мысленного фараона, в "умную" страну обетования. И всякая такая душа обретает Его действенную помощь в этом "умном" устремлении:

"Умное житие" Кронштадтского Молитвенника полностью подтвердило эту истину Среди самой гущи мира, Господь Бог, умно призываемый, был ему и Помощник, и Покровитель.

Если бы невозможно было спасаться "умным деланием" среди мира, то Отцы, Богом просвещенные, не приглашали бы и мирян к сей молитве.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что "Должны заниматься Иисусовой молитвой не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушанием, но и миряне" (т. II, стр. 303).

"Всем христианам можно и должно заниматься сей молитвой с целью покаяния и призывания Господа на помощь, заниматься со страхом Божиим и верою, с величайшим вниманием к мысли и словам молитвы, с сокрушением духа" (т. II, стр. 303).

Св. Василий Великий положил неграмотным все молитвословия заменять молитвою Иисусовою и это принято за правило всею Восточной Церковью.

Св. Симеон, архиепископ Солунский, заповедует и советует архиереям, священникам, всем монахам и мирским на всякое время и час произносить эту священную молитву, имея ее как бы дыхание жизни, и говорит:

"Сие призывание всяк благочестивый да возглашает И всегда да, понуждает себя к тому".

И наш светлый батюшка, преподобный Серафим, давал те же наставления о молитве всем приходящим к нему — и монахам, и мирским, и говорил:

"Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо:

"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного". И в этом да будет все твое внимание и обучение.

С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Св. Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте" (Житие Старца Серафима, изд. 1877 г., стр. 82—83).

Да и многие св. Отцы давали те же наставления всем — и инокам, и людям мирским. Ибо заповедь о "бодрствовании", т. е. о непрестанной молитве, дана Господом Спасителем не только близким ученикам, но и всем верующим в Него.

Многие же из чувства ложного смирения почитают себя недостойными заниматься сей молитвой, говоря, что это занятие более приличествует людям святым. Но это понятие превратное, неправильное, погрешительное.

Блаженной памяти Старец схимонах Василий Поляномерульский весьма опытный делатель умной молитвы так и говорит:

"Многие не зная опытно умного делания, погрешительно судят, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам".

Иные же боятся приступать к сему труду, страшась впасть в прелесть от сей молитвы. Эта боязнь основана на духовном невежестве. И если строже рассматривать эту боязнь, то это уже и есть прелесть.

Да разве это не прелесть! Разве это не обольщение! Разве это не повреждение душевное — считать молитвенное призывание Святого и Спасительного имени Божия опасным для себя? Что может быть пагубнее такого самообольщения! Это наиболее утонченная и наиболее душевредная форма прелести.

От сей молитвы никто и никогда не повреждался и не впадал в прелесть. Впадали в прелесть и повреждались душевно не от "умного делания", а от неразумного, от безумного, гордостного устремления ума к высоким состояниям, несвойственным человеку, пребывающему в страстях.

Были неопытные и неразумные духовники, которые воспрещали молиться сей молитвой, и многие под влиянием их запретов, доходили до полного душевного помрачения — как рассказывает об этом старец Паисий Молдавский. Они так устрашились сей святой молитвы, что дошли до крайнего безумия: имевшиеся у них святоотеческие книги об умной молитве потопили в реке, привязав их к кирпичам, что может быть безрассуднее такого отношения к сей святой молитве?

Но сия молитва страшна не только невеждам, людям не книжным, — но и просвещенным, богословски образованным плотолюбцам. Они к ней относятся уже совсем дико и недоброжелательно. Так и говорит об этом опытнейший делатель сей молитвы еп. Игнатий Брянчанинов:

"Немудрено, что и наши ученые (богословы), не имея понятия об умной молитве по преданию Православной церкви и прочитав о ней только в сочинениях западных писателей, повторили хуления и нелепости этих писателей" (т. II, 364).

"Плотский и душевный разум, как бы ни был богат премудростию мира, смотрит очень дико и недоброжелательно на умную молитву. Она средство единения духа человеческого с Духом Божиим, и потому особенно страшна и ненавистна для тех, которые благоволят пребывание своего духа в сонме духов падших, отверженных, враждебных Богу, не сознающих своего падения, провозглашающих и превозносящих состояние падения, как бы состояние высшего преуспеяния" (там же).

При пострижении в монашество, когда новопостриженному даются четки, постригающий говорит:

"Приими брате меч духовный Иже есть глагол Божий, Его же и посей во устах твоих Во уме же и сердце и глаголи непрестанно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя".

Таким образом, всякому иноку сия молитва дается как заповедь. Но ведь редкий инок понимает значение этой заповеди; только те, кто имел опытного старца-руководителя, пребывавшего в сем делании.

И молитва сия с редкими содружается — только с теми, кто истинно отрешается от плотолюбивой жизни и с горячим сердцем ищет покаяния: к таковым она приходит как руководительница покаяния.

А с мирянами содружается лишь с теми, в ком появилась жажда отрешения от плотского бытия, жажда духовной жизни, жажда взыскания своей души. А в ком жива жизнь плоти, жизнь "мира сего", с теми она не уживается. Но если и таковые искренно будут держаться за эту молитовку, она уведет их от жизни плотской и приведет к жизни духовной, к жизни покаянной! Эта молитва — есть молитва отрешения, молитва умерщвления плотского бытия, молитва смерти.

И она же есть молитва воскресения души, молитва божественной жизни. Всяк, истинно прилепившийся к сей молитве, обязательно отрешится от жизни вещественной, от жизни плоти — замрет для мира, для жизни плотской и оживет для жизни духа, для жизни духовной. Сия молитовка приведет его на путь Воскресения духа, на путь жизни духа. Ибо молитва сия — дух и одухотворит всякого, кто ее возлюбит.

Кронштадтский Молитвенник, возлюбивший сию молитву, подтвердил истину этих слов своим одухотворенным житием среди мира. Правда, его опыт — опыт исключительный и весьма яркий, но не случайный. В премудром Промысле Божием случайностей нет.

Кронштадтский Молитвенник есть Божие пророческое знамение для всех истинно спасающихся среди соблазнов мира в последних временах. И знамение это для нас весьма утешительное и бодрящее.

Конечно, мы привыкли иначе понимать, что "умной работой" занимаются только те, кто живет в монастырской или пустынной обстановке. Но нашему времени не дано — ни того, ни другого. Господь пустыню сделал недоступной и монастыри закрыл, а мир грешный оставил, и он продолжает существовать. Что же делать нам, желающим спасения?

Для всех, желающих спасения, остался один путь: внутренний — путь внимания к своим помыслам и молитвы непрестанной.

Нам нужно спасаться среди мира "умным занятием":

"Беречь свой ум".

Т. е. занимать его непрестанной молитвой покаяния. Не ищи в сей молитве высоких духовных состояний, а только зрения своих согрешений и очищения от страстей, и искать сего — в молитвенном плаче.

Этот путь незаблудный, безопасный, это путь Св. Отцов. И это единственный путь для нас доступный и открытый. Все другие пути для нас закрыты.

А мысли сомнения и колебания, возникающие в нас — это работа все того же "мысленного растлителя", который утонченными приемами сомнений, колебаний, нерешительности, усиливается расшатать в нас окончательно нашу и без того слабую веру во всемогущество Божие и погубить нас собственным нашим неверием Господу Богу, который:

"И вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13, 8).

И Своей всемощной благодатию спасает всегда и везде всякого произволяющего и ищущего спасения.

Есть еще один острый вопрос, весьма тягостно переживаемый спасающимися:

"Кто будет нашим духовным руководителем на этом неведомом для нас и весьма опасном пути?"

Этот вопрос, который весьма многих пугает. Опытных старцев нет. И духовных наставников "сокровенному житию во Христе" не стало А св. Отцы говорят, что без опытного руководителя этим деланием нельзя спасаться.

Так что же нам делать? Как быть?

И вот Дивный Бог в своей премудрости, через святых Своих, древних молитвенников, предвозвестил о нас весьма утешительное слово. Он изрек их устами, что нашими духоносными наставниками в последних временах будут — "Богомудрые писания св. Отцов" — по слову Паисия Величковского — святителя Игнатия и других, — "и всевозможные скорби", по слову аввы Исхириона и др. Отцов.

Скорби и будут воспитывать нас для Царствия Божия и усовершать в "умном житии". Ибо "умная молитва" лучше возрастает и крепнет в нас тогда, когда мы всякую скорбь претерпеваем с благодарением.

Святитель Игнатий Брянчанинов повествует о сем следующее пророчество древних Отцов:

Некогда св. Отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде. "Что сделали мы?" — говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, ответил: "Мы исполнили заповеди Божий". Спросили его: "Что сделают те, которые будут после нас?" — "Они, — сказал авва, — будут иметь делание вполовину против нас". Еще спросили его: "А что сделают те, которые будут после них?" Авва Исхирион отвечал: "Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби и те из них, которые устоят, будут выше нас и Отцов наших".

Вот истинное утешение Духа Святого для всех рабов Божиих, спасающихся в последних временах среди мира и его скорбей. И этого благодатного утешения не следует забывать.

Здесь сокрыто утешение и для тех, кто пребывает в скорби по своей воли, от ее тягостного бремени, и не знает, кому ее отдать. Скорби каждого, приемлющего их, управят в Царствие

"Ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22).

Такова воля благого промысла о нас, чтобы мы, покорившись Ему, без смущения, сами несли скорбь своей воли. В смиренном преклонении перед сим Промыслом — ныне спасение. Нам нужно крепко освоиться с той мыслью, что ныне воспитывают нас для Жизни Вечной не старцы, не духовники, а многоразличные скорби.

Скорби — это и есть наши духоносные наставники и руководители в молитвенном житии. Нынче наш путь Бог управляет не советами старцев, а обилием жестоких скорбей.

Посему, всякой приходящей скорби нужно оказывать послушание, нужно кланяться в ножки, как старцу и с любовию лобызать ее святую руку, нас благословляющую, как старческую.

И в этом? смиренномудром делании нужно умудряться, просвещаться и укрепляться гомудрыми писаниями Св. Отцов и особенно благодатными писаниями Святителя Игнатия Брянчанинова, который сам опытно прошел по этому многоскорбному "умному пути" и описал его с пророческой отчетливостью и ясностью. Сей богомудрый Святитель был одарен великим благодатным даром: "умно жить" о юных лет, и умно и ясно изъяснить это сокровенное житие, совершенное недоступное разуму теоретическому, богословскому.

"Умная жизнь"

есть истинное богословие и только это богословие открывает сокровенный разум Отцов. Святитель Игнатий шел этим путем, потому и усвоил дух Отцов и с неподражаемой ясностью и правильностью изложил их учение об "умной молитве".

У всех св. Отцов писания о сем предмете прикровенны, сокрыты в богомудрых и малодоступных речениях. Еп. Игнатий благоговейно снял эту прикровенность своей молитвенной многоскорбной жизнью. Ибо Богомудрость Св. Писаний уясняется в меру Богомудрого жития. Пребывая в сем житии, святитель и уяснил Отцов до предельной ясности, для нашего невежественного понимания.

Всем спасающимся в наших временах святитель Игнатий своими Богомудрыми писаниями, дан в наставника самим Духом Божиим. И лучшего руководителя на пути "умном" не отыскать во всей святоотеческой литературе. Он читается не только у нас, но и на Востоке, особенно на Старом Афоне, потому оттуда мно

гие делатели "умного труда" приезжали в свое время на его могилу помолиться и испросить его благословенных молитв на многоскорбном пути молитвенном.

Писаниями еп. Игнатия, как писаниями духоносными и наиболее доступными для понимания, можно руководствоваться без всякого сомнения, и они управляют нас на пути спасения и усовершения в "умном делании". Сей отзыв принадлежит многим подвижникам "умного жития" последнего времени. Святитель Игнатий с удовлетворительной полнотой уяснил Апостольскую заповедь, она же заповедь Господня:

"А что вам говорю, — сказал Господь, —

говорю всем: "БОДРСТВУЙТЕ" (Мк. 13, 37).

А святой Апостол пояснил:

"Непрестанно молитесь" (I Фесал. 5, 17).

Дух же Святый в последних временах еще больше уяснил это сокровенное слово о "непрестанной молитве", уяснил благодатными устами Кронштадтского Молитвенника, сказав всем нам:

"БЕРЕГИ СВОЙ УМ".


СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru