Исихазм

Автор Тема: Миф и мифологическое сознание  (Прочитано 19410 раз)

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Миф и мифологическое сознание
« : 07 Сентябрь 2009, 17:25:11 »
Отделено от темы "Родовые грехи. Избавление" - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2112.0
Здесь обсуждаем, что такое миф.
----



Добрый день! Вот сумбурные соображения по ходу обсуждения.

Подумалось тут, что высветление и искупление родовых грехов всегда связано с работой в мифе (понимаемом так, как понимает его Лосев в "Диалектике мифа"). Примеры тому довольно неожиданные. Один вариант - подвиг Евдокии Суздальской, которым был спасен и очищен (хотя в какой степени - трудно судить) Дмитрий Донской. В документах своего времени – человек малоприятный, чтобы не сказать сильнее. Соответственно и Российская империя должна быть благодарна за свой героический миф вдове-подвижнице не меньше, чем князю.  Впрочем мне не кажется это высветление истинным. Его хватило на создание великого искусства ("Поле Куликово" Блока), но не хватило для подлинного освящения Дмитрия и его жития, потребовались костыли с Пересветом и "доработка" при помощи "Задонщины".

Другой, гораздо более проникновенный и чистый случай - Блаженная Ксения. Тут родовая коррекция - как трамплин для восхождения в совсем уже запредельные высоты, о которых и подумать без трепета не получается.

Здесь выход к ответу на вопрос "где происходит изменение"? Меняется символ, сжатый мифо-текст в памяти (мы ведь не случайно молим "сотворить вечную память") церкви, Церкви, в пределе – Бога.  Человек получает новое Имя, а личина преображается в Лик.

Чтобы вывести праотцов, Христос сходил в ад. Ксения поселилась в изнанке Петербурга.  Думаю, и нам лежит дорога туда для спасения своих. Но где (технически - где) ворота и как не пропасть?
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь 2009, 11:27:01 от Alexander »
р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #1 : 07 Сентябрь 2009, 17:56:57 »
Один вариант - подвиг Евдокии Суздальской, которым был спасен и очищен (хотя в какой степени - трудно судить) Дмитрий Донской. В документах своего времени – человек малоприятный, чтобы не сказать сильнее.
 Соответственно и Российская империя должна быть благодарна за свой героический миф вдове-подвижнице не меньше, чем князю.  Впрочем мне не кажется это высветление истинным. Его хватило на создание великого искусства ("Поле Куликово" Блока), но не хватило для подлинного освящения Дмитрия и его жития, потребовались костыли с Пересветом и "доработка" при помощи "Задонщины".

Мне кажется, мифы служат скорее не преодолению, а оправданию грехов - родовых, коллективных и прочих. То самое "предание старцев", о котором говорил Господь.
До фига народу живет в мире "православных" мифов и удовлетворяется этим суррогатом. В котором и Евангелие-то имеет сугубо формальное значение. А попробуй развенчать какой-нибудь "правсолавный" миф. Поднимется такая мутная волна...
Мне кажется, надо идти как раз через предоление мифа.

Здесь выход к ответу на вопрос "где происходит изменение"? Меняется символ, сжатый мифо-текст в памяти (мы ведь не случайно молим "сотворить вечную память") церкви, Церкви, в пределе – Бога.  Человек получает новое Имя, а личина преображается в Лик.

То есть как бы создается реальность из того, чего на самом деле не было? Возможно ли на таком пути преображение человека? Избавление от родовых грехов?
Сам я хотел бы ответить "да, возможно". Но опыт подсказывает обратное.

Чтобы вывести праотцов, Христос сходил в ад. Ксения поселилась в изнанке Петербурга.  Думаю, и нам лежит дорога туда для спасения своих. Но где (технически - где) ворота и как не пропасть?

Ворота - в нас. Иногда мне кажется, что я приближаюсь к чему-то похожему, но меня охватывает страх, ужас перед мыслью заглянуть...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #2 : 07 Сентябрь 2009, 19:22:11 »
Мне кажется, мифы служат скорее не преодолению, а оправданию грехов - родовых, коллективных и прочих. То самое "предание старцев", о котором говорил Господь.
До фига народу живет в мире "православных" мифов и удовлетворяется этим суррогатом. В котором и Евангелие-то имеет сугубо формальное значение. А попробуй развенчать какой-нибудь "правсолавный" миф. Поднимется такая мутная волна...
Мне кажется, надо идти как раз через предоление мифа.

Это верно, только Aksuk говорит о другом мифе - как понимает его Лосев в "Диалектике мифа". Наш мир отражает и выражает миры иные. Лосев говорит: Миф – не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь... Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #3 : 07 Сентябрь 2009, 19:31:22 »
Технически врата - в нас. Есть два этапа. Первый - вхождение внутрь себя, когда внешний мир умаляется, сжимается, отходит в сторону - и происходит строительство внутреннего человека. По мере роста внутреннего человека начинается 2 этап - его выход наружу и освоение душевных и физических пространств - с символическим выражением этого освоения.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #4 : 07 Сентябрь 2009, 23:19:13 »
Мифы разные бывают. Посмотрите Элиаде. Творчество может выявить "проблему" на свет, а дальше уже со-творчество в ее разрешении. Хотя ИМХО бывают очевидно случаи, когда творчество доходит до экстаза разрешения. Т.е. вытащить грибницу сюда, в осознанное и покончить с ней. Но...видится, тут сильным и трезвенным быть нужно дабы она не завладела полностью...

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #5 : 07 Сентябрь 2009, 23:40:36 »

Миф ведь тоже творчество. Отсюда новый вопрос: миф - это подход к сути проблемы или же это уже ее решение? Или что-то еще?


Миф (лучше наверное говорить "развернутый эйдос" или "становящийся символ", слово "миф" слишком мистифицированно:)) - не творчество, а механизм работы в нем не похож на сублимацию (Томас Манн, говорят, написав "Смерть в Венеции" потирал руки и говорил: "Он-то умер (герой), а я-то жив!" - это случай сублимации по Фрейду). Можно наверное говорить о сверх-творчестве, как в случае с молитвой или даже таинством. Искусство почти всегда "как бы", мифо-знак реален, это залог его энергийности.

Простые и грубые примеры: кто в 20 веке будет сомневаться в реальном существовании советской красной звезды или свастики? А реальность веры состоит из такого материала по преимуществу.

Так Ксения, бредущая по Петербургу двигалась во времени, творила свою жизнь, если угодно - миф. Но сейчас, обращаясь к ней мы локализуем весь ее протяженный подвиг в одной точке вечности, которая есть сначала житие (линейная история), потом - молитва в которой Ксения названа "Небошественницей" (то есть она все равно идет, но уже в совсем иной перспективе, она вечна в своем шествии)  а потом - икона святой, как последняя стадия приближения ко вне-временному в изображении. Впрочем есть еще одна стадия приближения - имя, которое, одной своей гранью касается нашего воздуха и колеблет его, а другой, очищенной от звука и всего случайного, слито с вечным и чистым эйдосом, небошествующей Блаженной.

Как-то так.
р.б. Антонио

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #6 : 08 Сентябрь 2009, 10:19:48 »
Нужно классифицировать мифы. Для целей даной темы интересны мифы героические (космогонические не рассматриваются ибо это по сути "научные" представления о окружающем мире определенной эпохи). Суть героических мифов сводится к общей схеме. Есть человек, достигает успеха в миру войнами и прочьими непотребствами, бывает нисвержен или нисвергается с вершины долу и ниже, в преисподнюю, в потусторонний мир. Там он терпит брань, очищается и возвращается в мир иным. К примеру, миф об Одине. Всем известен как бог войны, но миф гласит далее. Был он повешен на древе за его жестокость, висел и "думал", претерпевал брань, вернулся врачевателем и мудрецом...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #7 : 08 Сентябрь 2009, 12:37:32 »
Надо отстраниться от бытового и литературно-научного понимания мифа.

Вот как в Википедии понимают миф:

Миф в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Это определение (использую "нашу" терминологию) - внешнее и для внешнего человека. Определение Лосева уже намного более интересное:

Миф - развернутое магическое имя.

Разворачивание имени осуществляется как энергетийное, смысловое и образное-символическое раскрытие (скрытой) сущности. В мифе происходит сопряжение множества невидимых сил, пространств, действий, воль, выплеснутых во внешнее пространство и для внешнего человека. Внешний человек видит вымысел, сказку, фантазию, легенду - а это только отражение (обычно искаженное) инобытия - передача-называние в узнаваемом - скрытого, не узнанного - и при этом реально существующего, только за гранью нашего внешнего мира.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #8 : 08 Сентябрь 2009, 12:52:22 »
Это мифологическое разворачивание затрагивает невидимые тварные миры, которые, естественно, находят свое отражение в нашем видимом мире. Отсюда и магизм, и мощная оккультная составляющая мифа.

Что важно понимать нам.

Миф каждый раз вспыхивает и заявляет о себе при встрече миров. Умная молитва, как раз, и направлена на такую встречу хотя бы только потому, что в молитве встречается внешнее и внутреннее пространство, внешний и внутренний человек. И жизнь молитвенника становится воплощенным символом, разворачивающимся ейдосом - мифом - для обретения и наполнения своего истинного - в Боге - имени. Поэтому-то и жития святых насквозь мифичны. Жизнь святых много больше и глубже феноменальной поверхности внешнего мира, и отражается это обширная и глубокая жизнь на внешней поверхности в виде народного, церковного, литературного мифа: жития и сказания.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #9 : 08 Сентябрь 2009, 13:11:57 »
Надо отстраниться от бытового и литературно-научного понимания мифа.

Миф - это соответствия в формах сознания природных каким-либо формам духовным, или же субстанциональным. Одни из разновидностей такого соответствия (потому что могут быть и другие разновидности, скажем научная парадигма, или же рациональная).

Скажем, первые главы книги Бытие - это священный миф чистейшей воды (одна из его вариаций, ибо сам миф гораздо древнее всего Иудейского Слова). А так называемая Священная История Иудейской Церкви - это миф исторический, который хоть и соотносится во многих аспектах с реальной историей, но не адекватен ей стопроцентно. Но тут как раз тот случай когда миф максимально приближен к реальной историчности.

Но без знания о соответствиях, без науки соответствий, все разговоры о "понимании концепции мифа" - это, извиняюсь, разговоры в пользу бедных. Т.е. поговорить можно - почему бы и нет. Но толку?

Теоретически, конечно, подразумевается, что это разумение даруется просветлением. Но, как говорит старая пословица - сколько ни скажи "халва, халва", а во рту слаже не станет.

Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #10 : 08 Сентябрь 2009, 13:19:15 »
и происходит строительство внутреннего человека.


Всё это хорошо, и даже в чем-то мило. Одна проблема - "кто не со Мною собирает - тот расточает". И - "без меня не можете делать ничего".

Миф о Вавилонской Башне как раз и есть описание строительства такого рода, когда человек САМ строит в себе то, что в нём должен бы строить Господь. И когда он, на самом деле, не строит, а расточает. Что и символизируется в этом мифе Богом, рассеивающим строителей, каковым образом это "расточение", и его последствия духовные там изображаются.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #11 : 08 Сентябрь 2009, 13:30:25 »
Helicon, эти бесконечные разговоры "сам - не сам" - они не для нашего форума. Кажется, уже все выяснили, что Божией силой - и при человеческих усилиях (и сверхусилиях) - в синергии - происходит это строительство. И опять выплывает старый кит противопоставления - еще один миф...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #12 : 08 Сентябрь 2009, 13:43:48 »
Миф каждый раз вспыхивает и заявляет о себе при встрече миров. Умная молитва, как раз, и направлена на такую встречу хотя бы только потому, что в молитве встречается внешнее и внутреннее пространство, внешний и внутренний человек.

Вопрос: человек часто создает мифы в своем сознании. Или, быть может, мифы эти возникают из каких-то темных глубин сознания, когда человек хотел бы, но не мог реализовать какие-то свои потаенные желания. Этот миф занимает часть сознания человека как паразитирующая опухоль: кого-то он приводит к психическим заболеваниям, кто-то отдает себе отчет в мифологичности этой части своего сознания, способен держать ее под контролем, но не хочет или не может расстаться с ней.
Миф может жить в человеке годами, иногда выплескиваясь вовне в виде безобидных (или небезобидных) мистификаций.
Умная молитва часто разбивается об этот сгусток мифа. Точка соприкосновения молитвы и мира, порождающего внутренний миф, - это точка раскаленной боли, где силы покидают человека и как следствие возникают депрессии и прочее.
В какой-то момент этот внутренний мир, порождающий миф, сворачивается как бы сам по себе, оставляя после себя разоренное пространство. Но новые встречи с ним неизбежны.
Как же преодолеть этот мир, генерирующий мифы?  Не обращать на него внимание, воспринимать как наваждение, или...?

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #13 : 08 Сентябрь 2009, 15:37:31 »
Как же преодолеть этот мир, генерирующий мифы?  Не обращать на него внимание, воспринимать как наваждение, или...?

Видимо все-таки человек не может не творить мифа уже по той причине, что всякое явление энергийно, а значит – пребывает в двух мирах. Все – значаще и все может пониматься как метафора (не как аллегория, а как живое слово). Пресловутое "все волосы сочтены" – это означает, что тупой "просто материи" не существует.

Другое дело – что одни и те же эйдосы (мифы) могут проживаться с разной степенью осознанности. Те, что приводят в психушку, навязчивые, драгоценные и лелеемые означают, что человек, не будучи способен от них освободиться поставил тварь вместо творца. "Работа в мифе", его высветление – это же трезвение, а значит  – постепенное облагораживание растворение грубого знака.

Пример:  если кто-то отстаивает взгляд на Куликово поле середины 19 века, а другой  – обличает первого, то они оба зависимы от героического мифа (пресловутые "дурак" и "подлец"). Быть независимым от него, не нуждаться в нем для того, чтобы любить свою страну и всю Землю – было бы в самый раз.

Лосев, к слову, как тайный имяславец, сам подпал очень сильному влиянию грубого мифа, о чем свидетельствуют дополнения к "диалектике мифа". Позднее он называл ее проклятой книгой, как раз из-за этих дополнений. Если интересно – найдите, чтение чудовищное. Так что все мы подвержены помутнениям, иначе бы и трезвения не требовалось :)
р.б. Антонио

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #14 : 08 Сентябрь 2009, 16:25:05 »
Есть различие: миф, рожденный вовне конкретного человека, и миф, рожденный сознанием этого человека.  То есть миф внешний, проникающий в сознание человека, и миф внутренний, который может выплеснуться во внешний мир, а может и оставаться в человеке.
Да, понятно, что решение проблемы лежит через трезвение. Внешний миф может облагораживаться, высветляться. Может ли высветляться внутренний миф, который изначально творился темной стороной сознания, как убежище для всего падшего в душе или как выражение этого падшего? Как ни странно тоже может. По крайней мере частично.
Есть два вопроса, на которые у меня нет пока ответа. Означает ли сознательный уход от внутреннего мифа его стирание или же этот миф будет снова и снова возрождаться и возвращаться в тех или иных обличьях? Особенно, если "зацепил" этим мифом каких-то людей? И возможно ли вообще уничтожение внутреннего мифа?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #15 : 08 Сентябрь 2009, 17:28:43 »
Миф - неизбежен. Он - раскрывается на передаче инореальности и ее контакте с нашей реальностью. Потери и искажения при такой передаче колоссальные.

Следует также учитывать два важных момента: 1. за счет принесения искажений можно создавать новые мифы и перенаправлять действие старых мифов в другое русло; 2) инореальность может быть чистой, (условно) нейтральной и темной.  

Изменить темный миф - очистить и возвысить его - изменить инореальность. Темный миф - выход в наш мир бесовского мира. И задача по изменению его какой-то локальной части (в нашей душе) может быть решена. Чаще же - особенно в начале пути умоперемены - надо очищать мифы от искажений, паразитирующих на них.

Пример (части) темного мифа, выраженный в пословице (а их задача закреплять мифы): человек человеку - волк. Этот миф вполне может быть уничтожен.

Пример паразитирования на светлом мифе: не поститься три дня перед причастием - грех. Эта вещь может быть очищена лично (есть несколько вариантов), а может - и общецерковно (как сделали католики).
« Последнее редактирование: 08 Сентябрь 2009, 17:46:03 от Alexander »

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #16 : 08 Сентябрь 2009, 19:33:37 »
Как же преодолеть этот мир, генерирующий мифы?  Не обращать на него внимание, воспринимать как наваждение, или...?
Миф всегда противопоставлен Реальности. Имеет смысл задаться вопросом - что есть Реальность, и упорно требовать ответа от себя (своего сердца?) в процессе неустанной интроспекции.

Не мир генерирует мифы, а наше сознание, не нашедшее Реальности. Мифологична любая интерпретация Реальности. Описать Реальность невозможно, но пребывать в ней можно (и нужно).
 
Страх приближения и прикосновения к Реальности - один из главных генераторов мифологем. Сознание должно остаться совершенно пустым и безвидным для встречи с Реальностью. А это и есть Смерть. Смерть для всего ранее известного о Вселенной и Боге, и о месте и цели конкретной точки сознания в ней.

Истощение жизненых сил в борьбе за место под солнцем, либо за достижение внутреннего мира или Царства Небесного есть хорошее подспорье в деле предстояния Реальности.

К сожалению, накатанная привычка ума к мифотворчествy заставляет подвижников, даже увидевших Реальность, отходить от Неё и изобретать новый миф (Я знаю как надо!).

Инореальности относительно нашего мира нет. Реальность - одна. Наш мир включён в Неё. Шар в шаре.

Очищать мифы - пустое занятиe. Их можно только ниспровергать или лелеять (по предпочтению).
Всё ИМХО!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #17 : 08 Сентябрь 2009, 19:55:10 »
К сожалению, накатанная привычка ума к мифотворчествy заставляет подвижников, даже увидевших Реальность, отходить от Неё и изобретать новый миф (Я знаю как надо!).
Может все проще? Рассказать о реальности можно только на языке мифа, а вот "громовое молчание  будды" понятно далеко не всем.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #18 : 08 Сентябрь 2009, 20:00:41 »
К сожалению, накатанная привычка ума к мифотворчествy заставляет подвижников, даже увидевших Реальность, отходить от Неё и изобретать новый миф (Я знаю как надо!).
Может все проще? Рассказать о реальности можно только на языке мифа, а вот "громовое молчание  будды" понятно далеко не всем.
Ну, да. Так и осуществляется "болтанка" в мифологемах.
Любой, даже самый складный, рассказ о Реальности пускает искателя в долгий и изнурительный обход.

"Нормальные герои всегда идут в обход".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #19 : 08 Сентябрь 2009, 20:04:54 »
"Нормальные герои всегда идут в обход".
Нам татарам, все едино: наступать - бежать, отступать - бежать. Уж если родился в Орде...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #20 : 08 Сентябрь 2009, 20:59:55 »
Не мир генерирует мифы, а наше сознание, не нашедшее Реальности. Мифологична любая интерпретация Реальности. Описать Реальность невозможно, но пребывать в ней можно (и нужно).
 ...
Инореальности относительно нашего мира нет. Реальность - одна. Наш мир включён в Неё. Шар в шаре.

Очищать мифы - пустое занятиe. Их можно только ниспровергать или лелеять (по предпочтению).
Всё ИМХО!

У меня есть страх (именно страх) того, что мифы, возникающие в сознании, лелеямые и/или ненавидимые сознанием, являются реальностью. Можно сказать расширенной реальностью.
Баба-Яга или Змей-Горыныч - это реальность для ребенка, страх перед этими мифическими персонажами влияет на поведение ребенка и потом трансформируется в какие-то новые страхи или черты поведения уже взрослого человека.
Или известный миф о "поручике Киже" (неважно, быль это или небылица). Прекрасный пример того, как мифическая, несуществующая личность прямо влияет на реальность.
Сколько таких "поручиков Киже" сотворено нами, как бы живет в этом мире, воспринимается кем-то как реальность, а значит, люди и строят свою жизнь с учетом этой псевдореальности или расширенной реальности. И творец этой псевдореальности оказывается ее узником. Жителем зазеркалья, откуда никак не найти выхода.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #21 : 08 Сентябрь 2009, 21:55:13 »
Helicon, эти бесконечные разговоры "сам - не сам" - они не для нашего форума. Кажется, уже все выяснили, что Божией силой - и при человеческих усилиях (и сверхусилиях) - в синергии - происходит это строительство.

Собственно, вопрос не так прост, и я не думаю, что уже все ВСЁ выяснили. Но в данной теме я бы не хотел на этом сосредотачиваться. Это я так - мимоходом упомянул, и вообще-то имел ввиду несколько иное.

Я хотел бы сосредоточится именно на структуре мифологемм. Ведь в мифе интересно прежде всего то, что он может быть спасительным, и может быть губительным. Причём вне зависимости оттого, какое отношение к реальности природной миеют его образы и персонажы. то бишь миф есть реальность в себе, и иногда более истинная, нежели то, что мы привыкли называть реальностью. Тут всё упирается в то, что считать истинным в реальности.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #22 : 08 Сентябрь 2009, 23:56:58 »
У меня есть страх (именно страх) того, что мифы, возникающие в сознании, лелеямые и/или ненавидимые сознанием, являются реальностью. Можно сказать расширенной реальностью.
Дорогой Антиквар,
Именно так и есть.
Мы формируем реальность исходя из навязанной нам или добровольно усвоенной (что по сути одно и то же) мифологии.
Мне лично трудно назвать это расширенной реальностью, скорее, крайне скукоженной реальностью. Она материализуется, несомненно, и даже местами успешно работает.
Выхода нет, потому что ум страшится остаться без опоры. Вспоминаю тут придуманый Станиславом Лемом депривационный танк в одном из рассказов о курсанте Пирксе, где тело находится в солевом растворе с температурой 36.6 С в полной тьме. Танк этот был построен впервые Джоном Лилли в 1960-х, а теперь можно выписать по Интернету. На дом пришлют.
Лем классно и прозорливо описал как едет крыша у Пиркса из-за отсутствия привычных ориентиров.

Выхода нет, зато есть вход в пространство, где не возникает и не работает никакая мифологема или парадигма. И это-то и есть ультимативная Реальность, с большой буквы. То, куда стремится делатель Умной Молитвы. Если его не уловит случаем практика молитвы ради повторения самой молитвы .
« Последнее редактирование: 09 Сентябрь 2009, 00:09:44 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #23 : 09 Сентябрь 2009, 00:07:54 »
...миф есть реальность в себе, и иногда более истинная, нежели то, что мы привыкли называть реальностью. Тут всё упирается в то, что считать истинным в реальности.
Мы Реальности не знаем. Может быть, догадываемся иногда. Истина - одна. Не может быть более или менее реальная истина или более или менее истинная реальность. Что в лоб, что по лбу.
Познание Истины вводит в Реальность, и, наоборот, попадание в Реальность открывает Истину.

В Правде Божией нет места мифу, даже более реальному (осетрина "второй свежести").
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #24 : 09 Сентябрь 2009, 00:19:26 »

В Правде Божией нет места мифу, даже более реальному (осетрина "второй свежести").

А что же тогда первые четрыре главы книги Бытия? Документальнах хроника? С разговаривающей змеёй? И процими арибутами мифических персонажей и сюжетов?

Не учите Всевышнего жить, это и смешно, и бесполезно.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #25 : 09 Сентябрь 2009, 00:31:20 »
Можно я, по-простому, перескажу один впечатливший миф. Книжка, одного из самых читаемых мной авторов - "Джек-из-тени" Желязны. Придется вкратце описать мир, в котором происходит действие, иначе будет непонятно как фэнтези становится мифом. Планета разделена на две половины - светлую и темную, в буквальном смысле, т.к. она не вращается. На темной половине живут всякие колдуны, процветает магия, на светлой - люди, подобные нам. По верованию людей тьмы, в центре земли находится Великая Машина, которая поддерживает существование мира. Главный герой ее разрушил, и планета начала вращаться.

А теперь, внимание, вопрос: почему вращается наша Земля?

Т.е. мифы берут за основу самые обыкновенные вещи в мире, и преобразуют их через призму литературы и искусства. Имхо, ценность мифа не в древности, а в таланте фиксирующего тонкое. И, мифологическое сознание, опять же имхо, - это сознание, способное увидеть то чего нет в серой реальности.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #26 : 09 Сентябрь 2009, 01:46:12 »
В Правде Божией нет места мифу, даже более реальному (осетрина "второй свежести").
А что же тогда первые четрыре главы книги Бытия? Документальнах хроника? С разговаривающей змеёй? И процими арибутами мифических персонажей и сюжетов?
Берегитесь, Helicon! У нас на сайте есть стражи ВЗ. Можете получить по первое число за своё сомнение! :-)
Кроме того, Господь говоря об Истине вряд ли имел ввиду говорящего с Евой змия.

Не учите Всевышнего жить, это и смешно, и бесполезно.
Куда мне? Это я не Всевышнего жить учу, а Вас! :-D
И это уже не смешно
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #27 : 09 Сентябрь 2009, 01:59:37 »
Придется вкратце описать мир, в котором происходит действие, иначе будет непонятно как фэнтези становится мифом.
Т.е. Вы, parmak,  хотите этим сказать, что в основании каждого мифа находится свой "Роджер Желязны"?

А теперь, внимание, вопрос: почему вращается наша Земля?
Ошибка Ваша и Роджера в том, что "невращающаяся" вокруг своей оси планета совершает, тем не менее, один оборот за год.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

parmak

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #28 : 09 Сентябрь 2009, 03:54:58 »
Т.е. Вы, parmak,  хотите этим сказать, что в основании каждого мифа находится свой "Роджер Желязны"?
Во всяком мифе есть доля таланта. :) Не могут, ведь, буквы сами собой появляться.
Ошибка Ваша и Роджера в том, что "невращающаяся" вокруг своей оси планета совершает, тем не менее, один оборот за год.
Действительно, спасибо. Но, космологию автор не затрагивает, так что вполне могли бы найтись логичные, в рамках мифа, причины.
и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его. (Пс. 61:13)

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #29 : 09 Сентябрь 2009, 10:48:47 »
По-моему достаточно мощный миф,  существуя в иной реальности, задает в нашей притягивающие варианты "хода вещей". Энергия мифа в том, что он может производить работу по "движению вещей своим чередом". Сильный миф прокладывает глубокую колею событий.
Миф может задавать и несколько тропинок сразу. Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - головы не снесешь, и т.п. Может быть спасительным или губительным, добрым или злым: "теперь я вместе с Геной, он необыкновенный, он самый лучший в мире крокодил" или же "кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя". Песенка может провести работу по повороту настроения.
Душа часто (или всегда) находится на перепутье дорожек, прочерченных с помощью мифов. Через точку, где она находится, проходит несколько траекторий. Изменить миф ей довольно тяжело (если и возможно), а вот выбрать подходящий путь, сделать пересадку, изменить свое соотношение с мифом, это она может.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #30 : 09 Сентябрь 2009, 12:26:16 »
Это я не Всевышнего жить учу, а Вас!

Более внимательно просмотрев ситуацию, увидел, что вы, по своей привычке, попросту начали "забалтывать" тему, а я ещё и пошёл у вас на поводу.

Но продолжать двигаться в этом направлении я отнюдь не намерен, уж извините.
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #31 : 09 Сентябрь 2009, 12:33:49 »
Собственно суть любого мифа "на хлопский розум" достаточно исчёрпывающе  выразил Пушкин своим знаменитым "сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Хотя, конечно, это лишь одно измерение всей комплексной структуры мифа.
Фактически то, что мы называем (и считаем) материальной реальностью - тоже миф. Но миф полезный уже тем, что благодаря ему мы появялемся, формиркемся и существуем.

Собственно и вся вселенная, на ВСЕХ уровнях своего существования, есть не более чем Божественный Миф. С псевдоабсолютностью созданной Абсолютным Мифотворцем. Но которая для нас, героев и обитателей этого мифа, отнюдь не "псевдо".

Так что осталось лишь разобраться с иерархией мифов этой "матрёшке мифов".
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #32 : 09 Сентябрь 2009, 13:06:59 »
Собственно, и Господь говорит: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах. Притча - сжатый миф.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #33 : 09 Сентябрь 2009, 14:14:04 »
Заведение, в котором я тружусь, сегодня отмечает свое 20-летие.
Моя контора в принципе занимается по преимуществу производством и тиражированием мифов о современной реальности (как и любое другое объективное и достоверное СМИ).
При этом история самой конторы распалась на мифы: официально-благородный миф ее становления и развития и множество альтернативных мифов из серии "но вообще-то злые языки утверждают, что".
А вот реальность вычленить невозможно. И, что самое главное, реальность не востребована.

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #34 : 09 Сентябрь 2009, 15:20:44 »

А вот реальность вычленить невозможно. И, что самое главное, реальность не востребована.

Реальность - это тут самый гнусный компост, на котором расцветают прекрасные цветники мифов.

Но если учесть то, что единственная (и ТОЛЬКО единственная) существующая реальность - это Господь, то стоит ли столь уж переживать по этому поводу? миф которым живут - гораздо важнее того компоста, на котором он вырос.

Поиски правды весьма популярный спорт. Она же "истина как она есть" Она же "серьмяжная правда". Но - "Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение–это дерево.  Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото–из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них–гиацинт и пурпур: все это–дело людей искусных. А ГОСПОДЬ БОГ ЕСТЬ ИСТИНА!"

Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

Helicon

  • Сообщений: 434
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #35 : 09 Сентябрь 2009, 15:27:19 »
Правда - есть мифы от Господа с небес, и есть мифы, испарениями выходящие из преисподней. И если первые утешают благоуханием небесным и даруют прикосновение к вечной жизни, то вторые исподволь удушают медленной смертью духа нашего. Так что различение между мифами - не пустое дело. Гораздо более важное, нежели чем различение между мифами и "серьмяжной правдой".
Вера не становится верой у человека, если она не делается духовной; духовной же она не делается, если не делается предметом любви; а делается она тогда, когда человек любит жить жизнью истины и добра, то есть, жить согласно тому, что предписано в Слове

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #36 : 09 Сентябрь 2009, 15:37:07 »
Заведение, в котором я тружусь, сегодня отмечает свое 20-летие.
Моя контора в принципе занимается по преимуществу производством и тиражированием мифов о современной реальности (как и любое другое объективное и достоверное СМИ).
При этом история самой конторы распалась на мифы: официально-благородный миф ее становления и развития и множество альтернативных мифов из серии "но вообще-то злые языки утверждают, что".
А вот реальность вычленить невозможно. И, что самое главное, реальность не востребована.
Пока сам не умрешь и не воскреснешь, смерть и воскресение Христа - миф, нечто трансцендентное, невоспринятое на опыте. И Евангелие - еще одно мифическое повествование для невоскресших, поставленное в один ряд с Торой и Кораном.
Но реальность... она по другую сторону мифического евангелия, как об этом предупреждает Иоанн: "Всему миру не вместить, если писать подробно".
Приближает к реальности свой опыт. Чужой опыт - всегда миф, а слово - лишь шаткий мостик между двумя опытами.

Dima2

  • Сообщений: 294
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #37 : 09 Сентябрь 2009, 16:32:55 »
***Приближает к реальности свой опыт. Чужой опыт - всегда миф, а слово - лишь шаткий мостик между двумя опытами. ***

Да...и бывает он иногда,этот другой опыт,  настолько созвучен своему,как будто две струны прозвучали в унисон, тогда с большей четкостью и глубиною можно узрить четкий узор реальности на замутненном стекле жизни...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #38 : 09 Сентябрь 2009, 18:56:52 »
Пока сам не умрешь и не воскреснешь, смерть и воскресение Христа - миф, нечто трансцендентное, невоспринятое на опыте. И Евангелие - еще одно мифическое повествование для невоскресших, поставленное в один ряд с Торой и Кораном.
Одно есть отличие, но очень существенное.
Ни в Торе, ни в Коране нет ничего даже близко приближающегося по силе воздействия на крестную смерть Спасителя и Его последующее Воскресение. Каким-то странным образом эти евангельские события резонируют со всем человеческим составом, заставляют сердце биться быстрее.

На непостижимом уровне соответствия, уместности и необходимости повторения нами случившегося на Голгофе, "тертуллиановская" в нас душа-христианка реагирует эмоционально, что, по-моему, выводит НЗ за пределы простой мифологии, хотя бы слегка.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #39 : 09 Сентябрь 2009, 19:17:53 »
Правда - есть мифы от Господа с небес, и есть мифы, испарениями выходящие из преисподней. И если первые утешают благоуханием небесным и даруют прикосновение к вечной жизни, то вторые исподволь удушают медленной смертью духа нашего. Так что различение между мифами - не пустое дело. Гораздо более важное, нежели чем различение между мифами и "серьмяжной правдой".
Есть только мифы от именующих себя проводниками Божьей Правды (интерпретаторами, на самом деле), а от самого Господа при личном с ним контакте никаких мифов не исходит. Одна лишь сермяга.

Кстати сказать, в новейшее время, как и было предсказано, сильно умножилось число контактёров с "высшим разумом", которые все на проверку выдают схожую с оккультным старым тряпьём мифологему о смене эпох, рас, Водолее,  махатмах, внеземных наблюдателях за безобразиями на Земле и проч. НЛО-ошной белиберде.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #40 : 09 Сентябрь 2009, 19:53:33 »
Пока сам не умрешь и не воскреснешь, смерть и воскресение Христа - миф, нечто трансцендентное, невоспринятое на опыте. И Евангелие - еще одно мифическое повествование для невоскресших, поставленное в один ряд с Торой и Кораном.
Одно есть отличие, но очень существенное.
Ни в Торе, ни в Коране нет ничего даже близко приближающегося по силе воздействия на крестную смерть Спасителя и Его последующее Воскресение. Каким-то странным образом эти евангельские события резонируют со всем человеческим составом, заставляют сердце биться быстрее.
С таким же успехом среднестатистический мусульманин скажет: ну и что с того, что воскрес. А вот на каком он небе, этот Христос? На седьмом, как Аллах, или ниже? Продукт коллективного бессознательного?
Среднестатистическое религиозное сознание не ориентировано на преодоление трансцендентности в личном опыте. Христос (Будда, Аллах,Иегова) - все они где-то Там...
О том же говорит и Dima2. Чувство "родного плеча", взаимная эмпатия - вряд ли выходит за рамки коллективного (или родового) бессознательного, связанного с религиозным мифическим сознанием.
Вот пример из Григория Синаита:
"Существуют два образа единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце Духом. Благодаря им или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу (см.: Пс. 72, 28), или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом."
Может ли кто с уверенностью говорить, что познал и тот и другой образ молитвы? Те, кто не познал, бессознательно проходят мимо этих слов, они не усваиваются, имеют свойство мифа. Да еще к тому же подвергаемый сомнению.

P.S.: или опять же тема "Сияющий мрак" на этом форуме. Такой Бог - трансцендентен, а значит мифичен и вот уже подвергаются сомнению слова Дионисия.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #41 : 09 Сентябрь 2009, 20:07:26 »
Среднестатистическое религиозное сознание не ориентировано на преодоление трансцендентности в личном опыте.
О, да! Мало того, всячески от этого преодоления отторгаемо. В угоду разным интересам. Больше всего подозреваю, конечно же врага рода человеческого, напридумавшего на наши головы бешеное количество "христианских" конфессий, где можно их адептам спокойно спать до Второго Пришествия.
Вот этот сайт направлен на то, чтобы среднестатистическое сознание поверило, что трансцендирование в принципе возможно, и является настоящей религиозной жизнью.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #42 : 11 Сентябрь 2009, 18:20:15 »
удалено
« Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2009, 18:22:09 от Alexander »

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4515
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #43 : 13 Сентябрь 2009, 01:32:58 »
 :-) вторая попытка

http://sannyasa.narod.ru/misc/mythsoz2.htm

kinozritel

  • Сообщений: 198
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #44 : 18 Август 2013, 18:49:40 »
Антиквар
«Диалектика мифа»  А.Ф. Лосев - почитайте, не пожалеете.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Миф и мифологическое сознание
« Ответ #45 : 18 Август 2013, 18:59:11 »
kinozritel, спасибо. Извините, я вынес свой пост в отдельную ветку.