УСТАВ ОБИТЕЛИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
.
СОДЕРЖАНИЕ
                     

О терпении

       Некоторые говорят, что постыдные страсти естественны и Богом прирожденны нам. Разумею же услаждение растлением, несправедливую раздражительность, непристойный гнев, движимый не по Богу, и все тому подобное.

       Оставим эти высказывания, как уклонения от истины, и признаем данное нам Богом, сотворившим нас, самовластие свободы, чтобы от нас зависело устремляться к лучшему и удерживаться от худшего. Ибо праведный Судия сей не стал бы наказывать нас, одержимых страстями, если бы Сам был творцом их. Прочь, прочь, умоляю, это "учение", да не приходит оно и на мысль! Для всякого благочестивого разумения отвратительно сие нелепое и юродивое мнение. Ибо Бог есть Создатель чистых и прекраснейших природ, как возвестил Дух Святый при миротворении: "И виде Бог вся, елико сотвори, и се добра зело" (Быт.1.31). Пророк же, сетуя и недоумевая о постыдных страстях, говорит: "Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?" (Плачь Иеремии. 3.37-38). И потому в Евангелии умные силы предлагают Господу вопрос: "Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы?" (Мф.13.27). В другом месте Сам Спаситель говорит о них: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мф.15.13). А что всякое Божие насаждение прекрасно, о сем свидетельствует апостол Павел, говоря: "Ибо всякое творение Божие хорошо" (1 Тим.4.4). И так знай, что открывающиеся в нас страсти не свои нам, но чужды. Ибо сказано: "от тайных моих очисти мя, и от чуждых пощади раба Твоего" (Пс.18.13-14), и "яко чуждии восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою" (Пс.53.5), и "суди Господи обидящия мя, побори борющия мя" (Пс.34.1). Что же означают сия тайная, или сии обидящия и борющия, или сии чуждии, как не лукавых духов сопротивных Христовым добродетелям.

       Вникни точнее, что и закон явственно вопиет о чистоте по внутреннему человеку. "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно" (Второзак.5.11). Посему и Апостол увещевает, ясно говоря: "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (2 Корин.7.1), "кроплением очистив сердца от порочной совести" (Евр.10.22), "и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока" (1 Сол.5.23), "чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными" (Филип.2.15). Поэтому все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не только тело непорочное, но и непорочную душу, подобно сказанному: "буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся" (Пс.118.80). Ибо живущие под законом, исполняя плотские только оправдания, сохраняют внешнюю чистоту, а живущие под благодатию желают и внутреннего мира во святыне, повинуясь рекшему: "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное (Матф.5.20). Потому что фарисеи слепотствуются умом, очищают внешнее стклянницы (Мф.23.25), как и ныне подобные им новые фарисеи неискусным умом, украшая внешнего человека, сами себя оправдывают, тогда как Дух Святый не свидетельствует духу их, что они Божии чада, как свидетельствует апостолу, который говорит: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Римл.8.16). Они не хотят показать себя возрастающими во святыне внутреннего человека, но верны только в плотских заслугах, не знают, что вся "слава дщери Царевы внутрь" (Пс.44.14). Каждый из нас как бы подобен  бесплодной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения (Мф.21.19).

       Посему, кто защищает постыдные страсти, как естественные, а не случайно вошедшие в человека, тот заменил истину Божию своею ложью (Рим.1.25), потому что, как прежде сказано, Нескверный и Чистый соделал и образ свой подобным Себе, "но завистью диавола вошла в мир смерть" (Прем.2.24). И так, поелику род человеческий, в беззакониях зачавшись и во грехах родившись (Пс.50.7), от матерней утробы сделавшийся отчужденным и от матернего чрева, пребывал в заблуждении, после того как от Адама до пришествия Христова стал царствовать грех, то умилосердившись, пришел Агнец Божий, чтобы собственною Своею силою взять грехи мира, связав прежде крепкого и потом расхитив собранные им в добычу сосуды,  по сказанному: "пленил еси плен" (Пс.67.19).

       Нам должно позаботиться о том, чтобы быть освобожденными из плена и, чтобы облечься во образ небесного, "как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного" (1Кор.15.49) и "как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые" (Рим.6.19). Мы веруем, что нам, непреткновенно ходящим во свете, надлежит увидеть чудеса Божии, подобно сказавшему: "открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего" (Пс.118.18). Ибо как тот, кто ходит в чувственном  свете, не претыкается, так и кто пребывает в мысленном, в совершенной святыне, тот не помышляет лукавого, не рассуждает худо, ибо нет никакого общения свету со тьмою, ни служения церкви со идолами (2 Кор.6.15-16). Посему, признай себя храмом Божиим и старайся не изображать в сердце мысленных идолов. Ибо всякая страсть, действующая в душе, есть идол, как прекрасно сказано: "Кто кем побежден, тот тому и раб" (2 Петр.2.19). Если поработились мы плотским страстям то, явно не порабощены Святому и бесстрастному Духу, потому что "никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и мамоне (Мф.6.24). Храм Божий свят, не имеет скверны или порока или нечто от таковых (Еф.5.27). "В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды" (Прем.1.4-5).

       Посему уверившись, что весь закон наш написуется в сердце перстом Божиим не чернилами, но Духом Божиим (2Кор.5.5), приимем истину Законодателя, изрекшего: "Аз есмь путь и истина и жизнь" (Иоан.14.6), Который и обрезание сердца совершает, и в разумении достойных написует закон Своей благости, как говорится у Пророка: "вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его" (Иерем.31.33). Все те, которые заботятся войти в род избранный, в царское священство, в народ святой, в люди избранные (1Петр.2.9) удобно приемлют в себя действенность Животворящего Духа.

       Посему просите и молитесь, чтобы и нам сподобиться, хотя не надолго, приступить к единообразной правоте жизни во Христе. Ибо таковая душа, отложив стыд лица (Пс.43.16) и не обладаемая уже скверными помыслами и не любодействуя с лукавым, без сомнения входит в общение с Небесным Женихом, потому что и сама единообразна Ему. Уязвленная любовию к Нему она "желает и скончавается" (Пс.85.2), желает, осмелюсь так сказать, столь прекрасного мысленного и таинственного единения с Ним по нетленному союзу общения во святыне. Подлинно блаженна и счастлива такая душа, как препобежденная духовною любовью, достойно уневестилась она Богу-Слову. Поэтому, да скажет она смело: "Радостью буду радоваться о Господе. Возвеселится душа моя о Боге моем: ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством" (Исаия.61.10), ибо Царь, возжелав доброты ее (Пс.4412), сподобил ее наименования не только храмом Божиим, но и дщерию Царевою и царицею, храмом Божиим, как усвоившуюся Духу Святому, дщерию Царевою, как приявшую в обновление от Отца Светов, и царицею, как сочетавшуюся с Божеством славы Единородного. Ибо, каким образом Господь, Единый по сущности, ради домостроительства человеческого спасения приял на Себя в иносказательном смысле многие имена? Почему в одном месте наименован камнем (1Кор.10.4) и дверию (Иоан.10.7) - в другом секирою (Лук.5.9) и путем (Иоан.14.6), и еще виноградною лозою (Иоан.15.1) и хлебом (Иоан.6.35). Камнем - по непоколебимости в силе своей и по неприступности; дверию, потому что через Него входим в вечную жизнь; секирою, потому что он посекает корни порока; путем, потому что Он ведет достойных к познанию истины; виноградною лозой, потому что Им приносится вино, веселящее сердце человека; а равно и хлебом, потому что укрепляет сердце словесной твари. Подобным образом и неукоризненная душа, усвоившаяся Богу-Слову, будучи сама в себе простою, по многом преспеянии в духовных добродетелях сподобляется и даров. Сказано же у меня о сем потому, что наименование невесты разумеется не трояко только, но и во многих значениях.

       И знай, что сей труд предстоит нам пока не внидем во святилище Божие. Ибо Спасителю угодно, чтобы мы, находясь еще во плоти, сподобились Его бесстрастия и исполнились святыни, и тогда смело могли бы сказать: "мы ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение. Восстающее против познания Божия" (2Кор.10.3-5). Посему здесь еще должно нам пригвождать ко кресту греховные страсти по молитве Пророка: "Пригвозди страху Твоему плоти моя" (Пс.118.120). Ибо под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что «царствия Божия наследити не могут» (1Кор.15.50), разуметь должно не это видимое тело (оно создано Богом), но мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими в сынах противления (Еф.2.2), потому что у совершенных о Христе подвижников  "брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духовом злобы поднебесной" (Еф.6.12). Посему, если признаем, что действие это есть неестественное, но действие сил сопротивных, то прияв на себя против них все оружие Христово, возможем стати противу кознем их (Еф.6.11), потому что Спаситель дарует нам силу наступать на змию и на скорпию и на всю силу супротивную (Лук.10.19), чтобы находясь еще во плоти, смело могли мы сказать, "неправду аще узрех в сердце, да не услышит мене Господь" (Пс.65.18) и "без беззакония текох и исправих" (Пс.58.5). То есть без всякой плотской страсти удобно прохожу жительство на небесах, стремясь к намеченному, к почести вышняго звания (Фил.3.14). Ибо, сделавшийся чуждым всякой страсти, смело может сказать: не только веру соблюдох, но и течение скончах (2Тим.4.7).

       Не уверовать только должно во Христа, но и пострадать с Ним, по сказанному: "Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Филип.1.29). Только веровать в Бога свойственно мудрствующим земное, а также и нечистым духам, которые говорят: "знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Марк.1.24; Мф.8.29). Ибо те и другие суть враги креста Христова, "их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном" (Фил.3.19). Видишь ли, что не только отступнические силы, но и мудрствующие земное, суть враги креста? Пострадать же и прославиться со Христом возможно только тем, которые в мире сем распяли самих себя и язвы Господа носят на собственных телах своих.

       Всем, научившимся правильно любомудрствовать и избавившим души от скверны порока, должно в точности знать цель любомудрия, чтобы, познав труд шествия и конец течения, отринуть высокомерие и мысль о заслугах своих и по заповеди же Писания, отрекшись от своей души и самой жизни своей, иметь в виду одно богатство, которое Бог любящим Его назначил в награду за любовь ко Христу, призывая к оному всех решившихся охотно принять на себя подвиг. Таковым к прохождению сего подвига обоснованное напутствие - крест Христов. Неся оный с веселием и с доброю надеждою, должно идти во след Спасителю, Богу, соделав для себя законом и путем жизни Его домостроительство, как сказал сам Апостол: "Будьте подражателями мне, как я Христу"(1 Кор.11.1), и еще: "с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника веры и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия" (Евр.12.1-2).

       Должно бояться того, чтобы, превознесшись дарами Духа, некоторое преспеяние в добродетели не обратить для себя в повод к высокомудрию и к самохвалению, прежде нежели достигнем уповаемого конца, не остановиться нам в своем стремлении, по высокомерию не соделать бесполезным для себя предшествовавший труд и явиться недостойными совершенства, к которому влекла нас благодать Духа. Посему никак не должно ослаблять усилие в труде, отказываться от предстоящих подвигов и, если что-то сделано прежде, тем и ограничивать свою ревность, но надобно по Апостолу, "забывая задняя и простираясь вперед" (Фил.3.13), сокрушать сердце свое заботами о трудах, имея ненасытимое желание правды, которой одной надобно алкать и жаждать домогающимся совершенства. Им должно соделаться смиренными и исполненными страха, как далеким еще от обетованных благ и много недостигшим до совершенной любви Христовой. Ибо кто вожделевает сей любви и взирает на горнее обетование, тот постится ли, пребывает ли в бдении или ревнует о другой какой добродетели, не превозносится прежними заслугами, но исполненный Божественного желания и, неослабно устремляя взор к Призывающему его, сколько бы в чем ни подвизался все почитает малым в сравнении с тем, к чему стремится. Он до конца сей жизни употребляет все усилия, прилагая труды к трудам, и добродетели к добродетелям, пока не представит себя достаточным пред Богом по делам своим, не имея впрочем той мысли в совести, что сделался достойным пред Богом. Ибо это самая высокая заслуга любомудрия, когда великий по делам смиряется сердцем и осуждает себя за жизнь, Божиим страхом низлагая долу самомнение, чтобы насладиться обетованием в той мере, в какой, уверовав, возлюбил оное, а не как, трудившись, заслужил.

       Поелику дары велики, то невозможно найти достойных трудов. Но великими должны быть вера и надежда, чтобы ими, а не трудами, измерялось воздаяние. Основание же веры - духовная нищета и безмерная любовь к Богу.

       Из начала мы созданы были Господом не для смерти и не для бессловесной плотской похоти и сочетания, но для Божественного желания и любви, ибо в раю прежде преступления не было похоти и плотского вожделения, но после преступления и изгнания из рая явилась плотская похоть и вожделение, а затем смерть. Сего ради похоть плотская смертью упраздняется, и после того как она будет упразднена смертью, впредь в грядущей жизни и следа ее не будет, но все, Богу угождающие, Божественным желанием и любовью во веки веков наслаждаться будут. Рождается человек в жизнь от женщины по плоти и снова, бессловесно соединяясь с нею, обмирает для Бога душою, как соль от воды рождается и снова, с водою соприкасаясь, растворяется и исчезает. Так и в сем деле. Поэтому будучи рожден от плотского греховного сочетания, снова к греховному плотскому сплетению не прилепляйся, да не подобно соли растаешь. Ибо не на сие ты от Бога сотворен, дабы снова к тем же греховным плотским действиям обращался и умирал, но дабы к первообразному свойству и к безгрешному от Господа устроению восходил и преуспевал, взыскуя лучшего и блаженнейшего.

       И так, мы приемлем и ныне законный по плоти брак, но чистота и целомудрие, к каковым изначала был предназначен от Господа Адам, сугубо лучше и преславнее. Ибо брак только ныне на малое время попущен не хотящим жить в чистоте и разуметь высшее или не могущим сего. Чистота же пребывает во веки веков.

       Крещением во Христа, вторым духовным рождением, будучи рожден, ты омылся от первородного греха водою и духом. Посему не пленяйся впредь грехом плотской похоти и действия, да не уподобишься псу, возвращающемуся на свои блевотины. От тьмы и бессловесия ты отвратился, снова ко тьме и бессловесию не обращайся, но к свету разума, и возрастай в познании всех вещей. Богом, сотворен ты, к Нему и прилепляйся. Богом создан ты, с Ним и будь соединен любовию. 0т Него бытие свое имеешь, к Нему всею душою твоею прилепляйся. Ибо через плотское греховное вожделение и похоть возникла смерть и бесконечное отчуждение от Бога. Чрез сохранение же чистоты соделывается жизнь и совершенное присвоение к Богу.

       "Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух" (Иоан.3.6). Ты рожден духовным рождением через крещения, снова же родился вторым духовным рождением через иночество, и так впредь не плотскому греховному рождению и сплетению телесному ревнуй или завидуй, но восходи к лучшему и преславнейшему, как и обещался Богу. Так духовно возрастай и преуспевай. Сам духовно родившись, и других духовно родить старайся, а не плотской сластью пленен будь. Ибо плотское сочетание только не могущим или не хотящим удерживаться предоставлено, ибо не изволяющим на лучшее оставляется худшее. Когда любовь Божественная презирается, тогда наступает плотское бессловесное сочетание. И так перестань желать самовольно плотского детского играния, дабы потом невольно не плениться им с большею тяжестью. Да не прельщает тебя доброта и красота тленной плоти, ибо истлевает, изменяется и погибает вскоре.

       Иным, как скоро приступают с верою и молитвою, без трудов и изнурений преимущественно пред всеми преподаются дарования и дары Святаго Духа,  потому что Бог дает благодать не без причины, не безвременно и не как случится. Те, которые скоро получают Божию благодать, чувствуют благодеяние и оказанную им милость и сладость Божию по мере сообщенной им без их собственных трудов благодати, ради которой обязаны они показать рачительность, неутомимость, усилие и плод любви от своей воли и от своего произволения, воздать за дарования, то есть всецело предать себя Богу, посвятив себя любви Господней и выполняя Господню только волю, совершенно удаляясь от всякого плотского пожелания. А иным, хотя и удалились они из мира, отреклись по Евангелию от века сего, и с великим терпением подвизаются в молитве, в посте, в рачительности и в других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, упокоение, и духовное радование, но медлит и удерживает дар. И сие не без причины, но для испытания свободной воли, чтобы видеть действительно они ли верны и истинно ли почитают Бога, обетовавшего давать просящим и отверзать дверь жизни ударяющим в нее или чтобы видеть, воистину ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере и станут ли со всею рачительностью просить и искать. Не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в болезни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность, не претерпев до конца, по причине умедления с исполнением просимого и испытания их воли и произволения. Ибо кто не скоро приемлет, тот по причине медления Божия, еще более возгорается и сильнее вожделевает небесных благ, ежедневно прилагая большее желание, рачение, неутомимость, усилие и совокупность всех добродетелей - алчбу и жажду, только бы получить благодать. Он не ослабевает от порочных помыслов, пребывающих в душе, не впадает в леность, нетерпеливость и отчаяние или под предлогом замедления не предается расслаблению, водясь таким помыслом - но когда же получу благодать Божию? - и вовлекаясь чрез это лукавым в нерадение.

       Напротив того, в какой мере Господь отлагает и медлит, испытывая веру и любовь человека, в такой и он стремительнее и тщательнее, неослабно и неутомимо, должен искать дара Божия, единожды уверовав и убедившись, что не ложен, а истинен Бог, обетовавший подавать благодать Свою тем, которые просят ее с верою и со всяким до конца терпением.       

       Твое покаяние искреннее, сердечное, но не на долго хватает и опять берешься за прежнее. Ты просишь святых молитв за тебя и помощи. Это все правильно, но ты и от себя хотя частицу покажи усилия и труда. Много может молитва споспешествуема, когда мы вместе, ты и духовный отец, будем молиться друг за друга. Если одну часть труда приложишь от себя, то духовный отец в десять раз прибавит тебе силу, так как он умоляет Бога, да покроет тя от всякого искушения.          

       Слушая слово духовного отца и не исполняя, раздражаем Бога. А главное враг завидует нам и всячески тормозит дело нашего спасения. Сколько раз отец духовный говорил, и сами читали о том, что важно кто сидит и живет в нас, в нашем сердце, Христос или "он" (лукавый). Если "он", то внушает и диктует свою лукавую волю, а мы дали обещание жить под диктовку Христа и Святаго Духа, а не злого духа. Мы хотим, обещаем, решаемся на добро, но терпеть до конца - не терпим, и опять за свои хотения, вернее за вражие. Должны хотения Христа, заповеди Христовы исполнять, но начинаем опять браться за старое. Нам надо подобиться святым, Христу, а подобимся несмысленному скоту. Терпения и мужества не хватает нам с тобою. Если не хотим добровольно распинать в себе ветхого греховного человека и растить в себе нового человека по образу и подобию Христа, то приходится невольно проходить чрез огонь и воду, то есть через скорби и слезы. А то какая польза то строить, то исправлять, то разорять, то восстанавливать на всякий день.

       Нам надо оставить свои хотения, а помнить лишь хотения Божии. Надо жить не как нам хочется, а как Бог велит. А Бог велит оставить свои хотения и исполнять Божии. "Научитесь, - говорит, – от Мене: яко кроток есмь и смирен сердцем". А мы у кого учимся? У "него" (сатаны) свирепству страстей - готовы себя пожрать и других. Вместо того чтобы распинать в себе страсти ветхого человека, мы растим его и кормим, как жеребца в стойле. Терпения ни на грош  нет. Если что не по-нашему, все рвем и мечемся.

       Без терпения - нет спасения. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, терпеть, - говори, - буду и я. Вместо того, чтобы зреть свои страсти, немощи, грехи и во всем укорять себя, а не других, считать себя достойным еще худшего, начинаем свирепствовать на ближних, а не на себя. Если сохраним мы с тобою три следующих заповеди, то сможем ужиться со всеми и на всяком месте, а без сих и на небе будет нам плохо. Это: 1) укорять себя, 2) оставить позади себя свою волю и свои хотения, 3) считать себя ниже травы, тише воды, вменять себя ни во что.

       Диавол всеми силами хочет нас разлучить друг с другом. Сама видишь и сама недоумеваешь, что за век наш? что за жизнь наша? - одна ненависть, злоба, ссора. Мы ищем в других любви, мира, согласия и, не обретая, отчаиваемся. А надо с себя начинать, не дожидаясь этого от других. Нам мало осталось дней. Лета от Господа на спасение, а конец – делу венец, и посему враг свирепствует и не зевает, видя, что мы зеваем.  Не даром мы молимся: "Даруй ми конец благий".

       Давай запасемся терпением, мужеством, кротостью, смирением и постараемся очищать сердце наше от страстей ветхого человека, которые ненавидит Бог. Мы есть храм Его, а в храме, оскверненном страстьми, Бог не живет. Мы с тобой слабы здоровьем, больны, в скорбях, и нам это скорбно, но если с благодарением будем переносить все находящее на нас, то за это Господь простит нам грехи и мы, страдая, вися на своем кресте, сострадая Христу, и сами с Ним воскреснем из гроба ветхого человека новым человеком и живы будем с Ним. Болезни, скорби необходимы, чрез них, если тлеет внешний человек, то внутренний обновляется на всяк день.

       Враг, зная пользу болезней и скорбей, возбуждает в нас ветхого человека на ропот, нетерпение, ярость, злобу, зная, что претерпевший до конца спасется. Вот ему и хочется лишить нас венца славы за терпение. Да не будет этого с нами. Все ищем покоя. Нам сказано, что обрящем покой у Христа и во Христе. Да не взыщем покоя телесного, если без кротости и смирения Бог не дает. Господь сказал: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Иоан.16.33). Посему возненавидим покой телесный, мерзок бо есть Богови, да не отчуждит нас от Бога, как не несущих свой крест по подобию Иисуса Христа. От Бога есть нам поскорбеть мало, без скорби нет преуспеяния, успеха в духовной жизни. Если даже невольно что-то посылается нам, то отшвыриваем от себя, не благодарим, а злобно ратуем, возмущаемся. Что же тогда нас ждет? Какой конец? Посудите сами. Побоимся Бога! А страх Божий - начало премудрости. Это значит удаляться от всего, что ненавидит Бог. А каким образом?  Это если ничего не творим без вопрошения и совета, удерживаем язык свой от неподобающих слов и считаем себя безумными, бесславными, достойными всякого унижения, ничтожными, ничего не стоющими, недостойными ни внимания, ни любви от других. Нести тяготы других, не печалить ничем их. Да даст нам Бог мирное житие со страхом Его! А мы не боимся Бога, как будто выше нас никого нет, только мы. Бог дает покой телесный от работы миру, чтобы работать Богу во свое спасение, а мы бездельничаем, время золотое теряем, дни данные для спасения проводим на диване, рассеиваясь чувствами до головокружения и потери сознания. Не дело это! Не сидится нам в своей клети, враг гонит нас на мирскую гульбу, на которую нет благословения духовного отца. А голос духовного отца - это голос Христа, и по слову Спасителя: "Слушающий вас Меня слушает. И отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня" (Лук.10.16). Видишь до чего докатились!

       На мир не ропщи, а на свои похотения. В нас зло, мы сами добровольно идем по внушению лукавого. А не пошли бы, венцы получили бы за долготерпение в клети своей. Слух, зрение манит нас в суету греха. Где внимание сердца, трезвение ума, противоречие помыслам, молитва Иисусова?

       Чин новоначального сей есть:  пребывать в глубоком смирении, не вменять себя ни во что, считать себя за ни что. Безумным ли  говорить, что это или почему это? Но подобает в послушании многом и покорности многой не сравнивать себя ни с кем, не мерить себя людьми, а только заповедями, по заповедям проверяя верность шествования своего. Не говорить: почему эту почитают, почему не почитают меня? Тех во всем ублажают, почему же лишаюсь я? Если б и презирали нас все, мы бы не должны были на это негодовать. Вот это дела истинного новоначалия, хотящих по истине спастись. Нам внешние подвиги не под силу, но зато под силу внутренние подвиги: молитва, самоукорение, терпение, за все благодарение и молитва о прощении наших грехов. Внутренний подвиг с сокрушением сердца заменяет внешний, а внешний без внутреннего не на пользу.

       Вот и выбирай: или жизнь дана Богом для соделывания своего вечного спасения или для жития по хотениям своим и лукавого. Но советую: лучше живи в мире, во смирении пред Богом и ближними, как невеста Христова, все претерпевая до конца. Без ближнего нам не спастись. Наш ближний - это духовная Академия - школа послушания, смирения, терпения, самоукорения, школа прощения ближнему, великодушного отношения к нему. Школа верования, что отношения к ближним, как добрые так и злые, переходят на отношения ко Христу. Скажет тогда Христос: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы  напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф.25.35-40).

       Вот почему без добрых, мирных, снисходительных и любовных отношений не спастись. Мы забываем это, а забвение - погибель души, которая бывает от небрежения и нерадения. Оно прогоняет молитву и теплоту. Бог сеет в земле сердца нашего и, что же восходит? Пшеница или плевелы? Блаженны слышащие и хранящие то, что слышат. До смерти должны хранить слышанное. Кто не хранит, тому в погибель будет.

       Враг представляет свет тьмою, а тьму светом, горькое сладким, а сладкое горьким, жизнь кажется смертью, а смерть жизнью. Враг, как лев рыкающий ходит, желая проглотить нас, но рука Божия, молитвы святых и духовного отца покрывают нас. Если пренебрегаем словами, сказанными на пользу и спасение души, то никогда не придем в познание жизни вечной. Посему храни слова духовного отца, как зеницу ока, как слова Христа-Спасителя. Когда с вами духовный отец, то зачем подаем руку диаволу на погибель души? Где смирение? Где послушание? Где отсечение своей воли и похотений?

       Если хотим спастись и живыми быть духом на небе и на земле, то сохраним все сие упование. Надежда растет по мере подвига терпения скорбей и болезней. Чем больше терпения, тем больше упования на милость Божию. Чем еще спасемся?

       Не следует жаловаться на обиды и насаждать раздор и злобу. На это отвечает Апостол: "любящим Бога… все содействует ко благу" (Римл.8.8). "Если Бог за нас,  кто против нас"? (Рим.8.31). "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Римл.8.35-37). Далее что читаем: "ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христа Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8.39). Видишь, что никто не обидит нас, если любим Бога.

       Делающий неправду ненавидит свою душу, а кто стоит в добре, не колеблется приражениями зла, и никто не может ему повредить. А мы на зло злом отвечаем, этим грязним себя, думая грязь грязью отмыть. Вместо того чтобы отражать зло добром, отражаем злом. За это нужно себя укорять и винить, а также и за то, что слушаемся того, кто в нас живет, то есть "лукавого".

        Таким образом не должно оправдывать свой грех чужим  грехом, себя считать правыми, а других не правыми. Здесь общий наш враг, в нас и в них, на него и надо злобу направлять, а не на ближнего. Ближнего же не укорять, а сострадать взаимно общему горю, противостоять общему злу и молиться об избавлении от живущего в нас греха.

       Господь совершенен и нас хочет иметь такими же: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5.48). И еще говорит Христос: "Иерусалим, Иерусалим..! сколько раз хотел Я собрать  детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья и вы не захотели!" Вот видишь, наша свободная воля - это ключ в наших руках. Им мы входим и им закрываем вход для себя в Царствие Божие. Слаба воля к добру, а больше склонность ко злу - почему? Не хотим принимать лекарства от Христа, Врача душ и телес наших, Который даровал нам в качестве снадобья - послушание, угашающее все отравы вражьи, смирение, изгоняющее всякую гордость, "всякое превозношение, восстающее против познания Божия" (2Кор.10.5), отсечение своей воли во всем пред ближним, ища не своей выгоды, а выгоды ближнему. Отсюда в сердце мир, тишина, любовь, исцеляющая все болезни души, все раны. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Иоан. 13.35, 15.12) - говорит Господь.

       "Воссмердеша и согниша  раны моя, от лица безумия моего" (Пс.37.6). Вот где зло - безумие, оно родило преслушание и нерадение, нерадение же - гнилость и смрад от страстей. Если плоть закишела червями, прибегнем к Врачу с верой живой и избегнем всего этого. Аще хощете и послушаете Мене, - говорит Господь, - благая земли снесте. От кого это зависит: вкушать благая или не вкушать? Зачем порицаем ближних, а не себя? Ни в чем не должны мы винить ближних,  а только себя, не должны помышлять зло на ближних, иначе от сего сами становимся злыми сами. Злой злая помышляет, а добрый добрая. Если скорбь от ближних, то потерпим, да получим добродетель терпения, за которую велика награда. А без Бога ничего не бывает, значит все идет на пользу нашу.

       Да не веруем ни в чем бесам, живущим в нас. Диавол сеет в тебе злые помыслы - это его дело. Он тоже свободен делать, что хочет, хотя теперь он желает одно зло, укрепился во зле, а наше дело не принимать этого. Его дело лишить нас мира между собою, вместо мира вложить гнев, вместо ненавидеть зло - вложить в нас ненавидеть благая. Чтобы избавиться нам от всякого нечестия, плохих, злых мыслей на ближних и всех прочих лукавых внушений, повелевает нам Господь Бог наш: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5.44). А мы не только врагов, но и благотворящих нам, служащих нам не любим. И за что? За то, что принимают нас, духовно утешают и терпят нас. Вот, что с нами делают бесы, показывая все превратно. Надо до конца терпеть друг друга! Хотя бы попробовать это, начало положить. Если трудно будет, то опять посоветуемся - как быть дальше.

       Главное надо понять, что хочет от нас в данном случае Бог. А мы, не слушая голоса Божия, сами принимаем решение под диктовку живущего в нас греха. Слава Богу, что готова поступать как надо за послушание духовному отцу и за его благословение, это начало твоего спасения. Этим уподобишься Сыну Божию в послушании Богу Отцу до смерти, смерти же крестной.

       Не пугайся, не бойся креста. Крестом прииде радость всему миру и тебе твоим крестом. Не пугайся, пусть будет Господь, Иисус Христос, исцелением и утверждением души и тела и да утвердит сердце твое, чтобы не обладал тобой ненавистник добра. Да не даст Бог посеять в тебе печаль и уныние ненавистнику добра, да не в отчаяние приведет тя, но да обогатит тебя всякими добродетелями: верой Авраама, терпением Иова и подражанием Начальнику нашего спасения Христу.

       Вспомни, как со смирением молился Господь о чаше три раза: "Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мр.14.36). Святой апостол Петр жалел Иисуса Христа, советовал не идти на крест, но Тот сказал ему, что это сатана тебе внушает, чтобы не спасти крестом род человеческий. И нам враг внушает боязнь сию, но Спаситель учит не смущаться чашей, а молиться и не унывать. Если и не сразу бываем услышаны, но, зная сие, претерпим с Ним поношение, язвы, оплевание, укоризну, позор, уксус, желчь, болезнь, то не будем оставлены за такой труд, и великая награда ожидает нас за сие. Смело "очистим чувствия и узрим непреступным светом Воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще" (2-я песнь Пасх.кан.) за то, что "вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем" (2-я песнь Пасх.канон) и усвоим чрез свои страдания плоды Христовых страданий. "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания (веры, терпения, послушания, смирения)  вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1Петр.4.12-13).

       Впрочем, близок нам конец. Так будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более всего имейте любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу каждый тем даром, какой кто получил по силе, какую дает Бог. За такое самоотвержение будешь любима Спасителем и духовным отцом и будешь иметь дерзновение в глазах Бога и духовного отца, как труженица на поле своего сердца, чтобы из посеянного возрастить плод, если не на 100 и не на 60, то хотя бы  на 30%. А это значит - во всем себя укорять за плохой уход за полем своего сердца.

       Из любви к Богу и духовному отцу делаемое будет не трудно, а легко, тем более что Дух Святой будет в помощь тебе, если будешь послушна воле Божией. Если бы злой дух не обитал в тебе, то не было бы и такой брани. Кто борим, потому борим, что противоборствует. Душа постоянно молящаяся принадлежит Господу, несмотря на то, что нижняя, чувственная область ее иногда против ее воли, волнуется приражениями и действием не сродных ей сил. За твою душу идет борьба ангелов и бесов, а решаешь ты - чью сторону выбрать. Но, слава Богу, что чаша добра на весах берет верх над чашей зла.

       Каменное сердце надо разбить, холодное согреть, чувствительное и любящее надобно возвысить от любви естественной к духовной. Нельзя жаловаться на то, что Бог дал в природе, но должно возвышать оное к благодати, и будет благо.

       Хорошее твое сердечко, если 5 дней плакала из за ссоры. Какие вопросы умные задаешь! Хвалю. Как достигнуть чистой молитвы? Молитва совершенная заключается в том, чтобы беседовать с Богом без рассеянности, читая, внимая словам молитвы, а  чрез внимание слова дойдут до чувства. Для сего надо быть мертвой для мира и всего сущего в нем. Должна взывать постоянно: "избави мя от лукавого, да будет воля Твоя во мне", и иметь ум, предстоящим и беседующим Богу. Когда прекратится рассеянность, то и ум утешится от слов молитвы. Признак же этому такой, если и весь мир нападет, то не смущается человек, таковой умер миру и покою его. Для сего не сравнивай себя с другими.

       Считать себя умершей - значит уподобиться тому, кого ведут на смертную казнь. Чем он занят? Все забывает он кругом себя, думает только о последнем часе.

       Праведной полезно меру сочувствия к горю других наполнить водою кротости и возлить на огонь ревности по несчастным, обиженным, чтобы огонь горел тихо и не разгорался без нужды до пожара (скандала), могущего не спасти, а повредить мирной любви, снисхождению и смирению. Имей мир со своей стороны, если с другой стороны и не явственны выражения мира, обличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам подаст случай сказать истину.

       Слава Богу, что чувствительно у тебя сердце к обиженным. Жестокое сердце не способно никого любить и никому сострадать. Добрые или худые расположения образуются в нашей душе от обращения со всем, что нас окружает. Так мы созданы, что преуспеваем в добре или зле под влиянием всего, что нас окружает, и, в свою очередь, являемся добрыми или злыми ко всему, среди чего живем. Земля должна быть для нас как бы училищем, в котором бы мы научились и каяться в своих грехах, и преуспевать в добродетели и благочестии. Воспитываемся же мы для будущего славного Царствия Божия, ожидая нового неба и новой земли, на которых обитает правда. А чтобы быть достойными жить на этой новой земле правды, нужно здесь учиться правде. Кто не любит этой правды, не старается воспитывать ее в своем сердце, тому не будет места в Царствии Божием, Царстве правды, мира, любви, тому место в Царстве злобы, мучений и лжи, где обитает диавол, олицетворенная ложь и отец лжи. Надо учиться правде в жизни домашней, общественной и в отношениях ко всему окружающему нас.

       Велика польза от сострадания тех людей, которые питают сострадание не по одной кротости природной своего характера или по привычке, но которые живут разумно, делают добро сознательно и обдуманно, жалеют творение Божие, созданное для наслаждения своей жизни. Кроткое обращение христианина к окружающим признак доброй души его. Со злыми, если терпим искушение и скорбь от них, будем упражняться в терпении и прощении оскорбляющим, так как за динарий искушения можно купить сокровище добродетели.

       Если терпишь скорби безвинно, благодари Бога. В слове безвинно, есть сильное врачевство против скорби. Наше дело нести налагаемые кресты с любовью, детским смирением и христианским терпением, а не измерять их и не сравнивать с другими, не сетовать в лишениях, а бодрствовать над собою и крепиться, дабы, изнемогши, не лишиться уготованной награды. Если мы умеем победить леность, чтобы трудится неутомимо для мирских выгод, то почему не возбудить себя к подвигам ради Царствия Небесного?! А когда мы подвизаемся, то и Господь нам помогает и дарует силу творить добро, не так впрочем, чтобы тотчас видеть успех дела, но довольно, чтобы не дать препятствиям, скорбям, болезням победить нас против нашей немощи, греховности, ничтожности. В этом есть бесконечная благость и всемогущее милосердие Божие, а против лености Бог положил нечто и в нас (силу), если захотим, то нам дается познать, кто наш друг и кто враг. Познаём это в бранях духовных. Зло это: страсти, плоть, бесы.

       Как трудно не иметь своей власти и быть в послушании. Оставить волю свою равно кровопролитию по слову "се оставихом вся и в след Тебе идохом". Оставили помыслы, хотения свои. Без труда и сокрушения сердечного никто не может избегнуть страстей и угодить Богу. Храни чувства: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Без мучений мученик не бывает. "В терпении спасайтесь",  - говорит Господь.

       Подвизайся мужественно, не бойся искушений, если и нападают. Но сама не лезь! По слову: "аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю" (Пс.26.3). Даже прося испытаний, по слову: "Искуси мя Господи,  и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое" (Пс.25.2). Муж не искушаем - не искусен. Только сама не лезь на опыты. Дело инока - терпеть брани, мужественно противиться им. Господь сверх сил не попустит искушений, а только по силам для упражнения нас в борьбе со злом и для приобретение душою благодати.

       Сам воплотившийся Бог, Христос, Спаситель наш, о котором говорит апостол: "Камень же бе Христос" (1Кор.10.4), есть многоценный бисер, более ценный, чем все другие, как мы и воспеваем Ему в Акафисте: "Иисусе, бисере честный, осияй мя! Иисусе, Каменю драгий, просвети мя!" Рождение сего Бисера святой Феофилакт уподобляет рождению бисера в море, говоря: "О происхождении бисера рассказывают так: в море есть некие черно-кожные животные, именуемые астридами, которые обыкновенно находятся в закрытом положении. Иногда они раскрываются и, если случится молния, тотчас же снова закрываются, приняв в себя и претворяя часть молнии и сходящей росы. И так зарождается в них бисер, который от сего бывает белым. Подобно сему и Христос зачался в Деве от молнии свыше - Духа Святаго" (Феофилакт, на Матф.гл.ХШ).

       Сей мысленный Бисер совершеннее всех совершенств и только Он не имеет ни в чем недостатка, но всех нас наполняет. Сей бисер честнее всех честностей, прекраснее всех красот, лучше всех доброт, и цена Его неоценима! Ибо кто может оценить Бога? Сила же Его столь велика,  что, как описывает ее преподобный Варлаам Святому Иосафату: "Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие. Он прогоняет от людей бесов, умудряет неразумных и дарует все доброе и вожделенное приобретшему Его, то есть привлекает за Собой и все прежде реченные бисеры, ибо они не остаются без Него, но следуют за Ним, как члены за Главой". Этот-то драгоценнейший бисер прилежно и усердно искал царственный пророк Давид, не довольствуясь ни земным, ни небесным царством, говоря: "Что бо ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли?" (Пс.72.25). То есть как бы сказавши, если бы кто-нибудь спросил меня, чего ты больше желаешь, Царства Небесного или же Самого только Бога? то я отвергнул бы Небесное Царство и пожелал бы Бога. Ибо что для меня небо? Не лучше ли Бог, Создатель неба? Кто-то другой из богомыслящих сказал: "Я желал бы быть лучше в аду с Богом, чем на небе без Бога".

       Но как же можем мы приобрести сей драгоценнейший Бисер, то есть Бога?

       Евангельский купец, найдя один добрый, многоценный бисер, пошел и продал все, что имел, чтобы купить его. Если хочешь приобрести Бога, иди и продай все, что имеешь! Имеешь ли многие вотчины, грады, страны, княжества, царства - не пожелай ничего ради Бога.

       Может быть, кто-нибудь скажет: "Я нищ и убог и ничего не имею. Что же я продам, на что куплю сей бесценный мысленный бисер, Бога?

       Я отвечу таковому. Пусть ты нищ веществом, но ты можешь быть богат добрым произволением, ты имеешь свободную волю, как самодержец монархию, и ты почтен от Бога разумом, как венцом царским. Душа и тело твои – грады; страсти твои душевные и телесные - холопы, подчиненные твоей воле; твои добрые помышления - воинство, предстояще тебе, коему ты повелеваешь "идите, и идут, приидите и приходят". Продай сию монархию твою - свободную волю - откажись от нее и твори волю воздавшего тебя Бога. Разум, как венец царский, положи к ногам Христа в знак вечного подданства, в знак послушания, по слову Апостола: "пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2Кор.10.5). Душу и тело твое подчини Владыке твоему Христу. Отсеки душевные страсти, страсти телесные поработи духу. Воинство твое - мысли, построй на службу Царю Небесному, всегда ими Ему предстоя. Да будут мысли твои всегда как бы стоящими пред Богом.

       И так, отдав все свое Богу, приобретешь Самого Бога, купишь у Него Его Самого. Поэтому никто не может сказать, что по нищете своей не может приобрести Бога.

       Читай Псалом 145 о том, что низко почитают люди, и кого ублажает царь Давид: "Блаженни людие, имже Господь Бог их".

      

       Конец и Богу слава!

       
      


   
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru