УСТАВ ОБИТЕЛИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
.
СОДЕРЖАНИЕ
                     

       Внутреннее делание

       Истинные христиане, при всем, чтобы ни случилось с ними, доброе или худое, пребывают благими, и, как говорит Господь: "будете сынами Всевышняго; ибо Он благ и к неблагодарным и злым" (Лук.6.35). Все вредное и оскверняющее человека находится внутри его, "ибо из сердца исходят злые помыслы" (Матф.15.19).

       Там же, внутри, в душе пресмыкается и ходит дух лукавства, этот мысленный двигатель, покрывало тьмы, ветхий человек, которого должны совлечься все прибегающие к Богу, чтобы облечься в небесного и нового человека, то есть во Христа.

       Поэтому человеку ничто внешнее повредить не может, вредит только обитающий и действующий в сердце дух тьмы. А потому, каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в сердце его воссиял Христос. 

       О том же пишут в своих руководствах о духовной жизни преподобные отцы Варсонуфий Великий и Иоанн: "Аще не внутреннее делание поможет по Бозе человеку, всуе труждается во внешнем. Сего бо ради рече Господь: "Яко не входящая во уста сквернят человека, но исходящая из уст".

       Ибо внутреннее делание с болью в сердце приносит испытанное безмолвие сердца. А смирение творит человека быти селением Богу, и от вселения сего изгоняются лукавые бесы и их начальник диавол с бессчетными их страстями, и обретается человек храм Богу освящен, просвещен, очищен, и исполнь всякого благоговения, и благостыни и радования. И человек той становится Богоносцем по реченному Богом: "Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси".

       Преподобный Антоний Великий говорил: "Есть люди, которые весьма изнурили тело свое подвижничеством, и, однако же, далеко ушли от Бога, потому что не имели самоисследования. Подвиги телесные сами по себе не составляют совершенства, а суть только средства к достижению его, к достижению душевных доблестей". Хвалили однажды одного инока, как подвижника. Преп.Антоний хотел испытать его, перенесет ли оскорбление? Хвалимый не перенес, тогда авва сказал ему: "Ты похож на село спереди красиво, а сзади разграблено". Телесный труд только как листья на дереве, а хранение сердца - плод. (Матф.5.10). Очевидно, мы должны иметь все попечение о плоде, то есть о хранении ума и сердца. Впрочем, для этого нужно и лиственное одеяние и украшение, то есть труд телесный. Но для нас с тобой внешний труд заменяют болезни и скорби, и теперь за нами только внутреннее делание, то есть молитва и благодарение за скорби и болезни ради пользы от них. Когда внешний тлеет, внутренний обновляется. Ветхого человека надо обновить, преобразить - вот это наше дело, и еще молиться о прощении и оставлении нам наших грехов. Хранение себя, внимание к самому себе и рассудительность - вот три добродетели, светильники души. Без осмотрительности, самоиспытания и благоразумия ничего не следует предпринимать.

       Средний путь охраняет от злых наветников, желающих увлечь и обольстить посредством излишнего воздержания с одной стороны, а с другой, удерживает нас от уклонения в правую сторону посредством беспечности, лености, расслабления. Самоиспытание есть благоразумие, око, светильник для души, как глаз - светильник для тела (Мф.6.22-25). Муж, творяй что без совета, есть град не огражден стенами - разорен.

       ,,Не дивись",- говорит преп. Макарий Египетский, - "когда душа подпадет различным искушениям, и не отчаивайся".

       Иные, вкусив сладости Божией, подлежат еще действию на них супротивника и по неопытности дивятся, что, и после Божия посещения и по принятии Христовых Таинств, помыслы оказывают на них свое действие.

       Сатана никогда не успокаивается в своих нападениях. И пока живет человек в веке сем и носит плоть, дотоле терпит его нападения. Если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействуешь и творишь блуд в мыслях, чувствах, ощущениях, в помыслах своих, то ты прелюбодейца пред Богом (Мф.5.28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и блуд души, вступающей в общение с сатаною. При общении с Духом Святым душа бывает один дух с Господом, по слову Апостола: "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1 Коринф.6.17). Сие бывает, когда человек поглощен самою благодатию. Господь желает, чтобы мы вкусили Царствия Божьего и насытились. Бог сокровенно подает сердцу жизнь и помощь и вверяет ему (сердцу) Самого Себя. Когда человек сокровенное свое, то есть ум и помыслы, предает Богу, ничем иным не занимаясь и не развлекаясь, сдерживая себя всеми силами, тогда Он сподобляет его приступить к Таинствам в святости и в гораздо большей чистоте, и Себя Самого дает ему в Небесную пищу и в духовное питие и подает ему мир и радость о Духе Святе. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов. Прелюбодействуя с диаволом, она делается уже не благоприятною для Небесного Жениха.

       Если внутренне душа ограждена Господнею силою и наступает брань (искушение со вне), то душа не тревожится и не терпит никакой обиды, если только она достигла в меру духовной силы, то есть пришла в совершенную любовь ко Христу и исполнилась Божеством. А кто не таков, тот внутренне ведет еще брань в себе со своим сердцем и умом. Он иногда успокаивается в молитве, а иногда бывает в скорби и в брани, ибо так угодно Господу. Поелику человек еще духовно младенец, его упражняет Господь, и внутри его оказываются два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь, в иной час упокоевается в молитве, а в иной бывает в смятении. Что и на опыте своем видишь.

       Об этом надо читать вопросы и ответы старцев Варсонуфия и Иоанна. Они пишут, что прежде приходит Дух Святой, научает всему, то есть восходить на 1-е небо, растравляя первым горением, по сем на 2-е и до 7-го и там видеть неизреченные вещи. И те, кто умирают совершенно для мира, терпением и многими скорбями могут достигнуть и этой меры и уготовить дом своей души в многой чистоте. Кто вкушает сих благ, тот чужд бывает ветхого человека, и волны вражии не разбивают корабля в житейском море.

       Запряжем себя в иго Христово и утвердим себя в любви Христовой. Бог любовь есть. Кто имеет любовь Христову да возненавидит все то, что не любит Христос. Потщимся очистить сердце наше от страстей ветхого человека, которого ненавидит Бог.

       Подает Господь благодать Духа Святаго всем, с трудом и усердием просящим, и, пришедши, наставляет на истину, просвещает очеса, исправляет ум, отгоняет сон слабости и беспечности, заржавленные от лености орудия наша очищает до блеска, просвещает наши одеяния душевные и телесные, осквернившиеся в плену вражьем, и дает возненавидеть мерзость мертвечины (страсти, похотствования плоти), очищает грехи, отъемлет беззакония, плачущим прощает, смиренным дает благодать. Он таинства все открывает, не попускает войти прелести или прегрешению в сердце. Он не попустит ниже уныние, ниже дремания в мысли, просветит очеса, утвердит сердце, возвысит ум. Сему прилепится, сего возлюбит. Умудряет безумные, услаждает мысль, силу подает и чистоту, радость и правду, учит долготерпению и кротости, любви и миру, их же и дарует. Это твердый камень. Ветры и дожди не могут низложить здания души, устроенного на нем. Кто имеет Сего Великого Кормчего, запрещающего ветрам и морю, и утихают, и сохраняется неопровержен корабль, тот имеет учителя Христа, повелевающего забывать задняя и простираться в передняя. Если не победим гнева, не удалим ярости, не стяжем тихое и мирное устроение, в нем же почивает Бог, не можем придти в сия. Оставим же лукавство и восприимем простоту. Воля есть Божия - да спасемся. Будем молиться прилежно, да приидет благодать Духа Святаго. Возлюбим Христа и Его Духа Святаго, посланного нам от Бога Отца. Приступим всем сердцем, да приняты будем; зело смиримся, да вознесет нас; опечалимся и возрыдаем, да утешимся плачем, ибо не ложен Бог глаголяй: "Ищите и обрящете".

       Да уразумеем, каковы есьмы и чесого хощем и требуем. Иисус - Врач душ и телес. Если ты в ранах, поведу тебя к Нему и умолю Его, да исцелит тебя. Датель есть всех благих дарований. Иисус есть и сила, и свет, и Сын Божий, от Святой Девы воплощься и на земле с человеки поживе, и себе принесе в жертву Богу и Отцу нашему, чтобы сотворить нас себе людьми избранными, ревнителями добрых дел, народом святым. Нас ради претерпев все, образ нам оставил терпения. Спотрудимся и мы до пота. Прилепимся Ему. Сотвори малый труд, да получишь мзду равную со всеми. Сын Божий нас ради человек был, да и мы Его ради будем богами по благодати. Ум дал нам Бог, дадим его Ему на небо, вышняя мудрствуя и ища вышних, где и Он поживе. Таким образом, освобождаемся ветхого человека. Иисус рече: "Вы соль земли". Земля - мы, а соль - благодать. Будем сами себе соль, оголяя и иссушая гнилость и червей (страсти, похоти, то есть злые помыслы). Спастись нам хочет Господь, но и нам подобает вопить непрестанно: "Спаси мя, Господи" - и спасет нас. Возопиша пения и внидоша в пристанище - пристань хотений Его. Я надеюсь, что и ты придешь к сему, если подашь руку по силе. Хотя ты и предаешься воле духовного отца, но, как Анания и Сапфира (часть принесли и положили к ногам Апостолов, а часть себе оставили (Деян.5.1-11)), все отдаешь только условно,  хотя малую часть, но утаиваешь, что-то за собой оставляешь. А Апостолы, что сказали: "Вот мы оставили все и последовали за Тобою, что будет нам?" (Мф. 19.27). Что же они оставили? Одни сети? Но не об них речь, а о своей воле. Всю волю свою оставили. Конечно, обет дело свободной воли, невольник - не богомольник. Если насильно заставляют, в таком случае не венчают,  так как доброхотна любит Бог.

       Нам с тобой внешних подвигов, телесных, нельзя на себя брать, таких как воздержание и пощение, а снисходить по мере сил к требованиям тела. За то наляжем на внутреннее делание. Без сего внутреннего делания и внешнее не поможет нам. Внутреннее делание с болезнию сердца, сокрушенного и смиренного, приносит истинное безмолвие сердца. А таковое безмолвие приносит смирение, которое делает человека селением Богу, и из селения сего изгоняются лукавые бесы и их начальник, диавол, с бесчестными их страстями. И становится человек храмом Богу, освящен и очищен, и исполнен всякого благовония и благостыни и радования (1 Коринф.5.16-17). И становится человек тот Богоносцем и даже богом по благодати, по слову Пророка: "Бозе есте и сынове Вышняго вси" (Пс.81.6). Твори внутреннего человека по силе, потрудись смирить помыслы свои, прилепляй их ко Христу, к Духу Святому и к Богу Отцу, словом, ко Святой Троице. Тогда Бог откроет очи сердца твоего, чтобы видеть тебе свет истинный и сказать, что только благодатью, туне, спасены мы о Христе Иисусе, Господе нашем. Все дарования подаются Духом Святым многочастно и многообразно за терпение, за благодарение о всем,  и освобождают душу от тьмы, возводя ее к свету. Духом Святым воскрешаются мертвые и оставляются грехи. Легко получить Его, но трудно сохранить. Ради сего и медлит Господь, да получив, не сохраним.

       Еще жалоба твоя на то, что не хочешь молиться по ложному смирению, кое хуже гордости, как апостол Петр не давал ноги себе мыть Иисусу Христу: "Тебе ли умывать мои ноги?.. Не умоешь ног моих во век." (Иоан.13.6,8).  "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною", - говорит Господь (Иоан.13.8). Таково и твое нежелание молиться из-за своего недостоинства, считая свою молитву зловонием, болтовней языка, кощунством, и нежелание в таком настроении что-либо делать. Митрополит Филарет Московский говорит, что очень надобна осторожность, чтобы присоединять к молитве трепет о своем недостоинстве. Это недостоинство, на подобие Апостола Петра, может лишить нас части быть со Христом. Ведь мы молимся, готовясь ко Святому Причащению: "несьмь доволен, Владыко Господи, да внидиши под кров души моея, но понеже хощеши Ты яко Человеколюбец жити во мне, дерзая, приступаю… внидеши и просвещаеши помраченный мой помысл". (мол.9), "Не бо яко презирая прихожду к Тебе, Христе Боже, но яко дерзая на неизреченную твою благость, и да не на мнозе удаляяся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду" (мол.2). Бесы отгоняют тебя от служения Богу на молитве под видом ложного стыда и смирения. Молитва - освящение души. Всякий помысл, лишающий сердце мира и расположения к добру - от врага. Св.Иоанн Златоуст говорит: "Хотя пьяный ты, а молись". Не должно смущаться, что в сих обстоятельствах молитва несовершенна. Приноси Богу намерение молитвы, Он призрит на моление и даст молитву молящемуся. Несовершенства молитвы надо, по возможности, исправлять, но не должно от них унывать. Надобно различать дело молитвы от услаждения в ней. Дело делает человек (хотя телом, да стоит, а и этого иные не в силах делать) и должен делать его постоянно по правилу и порядку. Утешение же дарует Бог, когда это нужно для привлечения или подкрепления человека или когда человек может не правильно воспринять чувство собственной немощи, которой не должно тяготиться и упадать духом, но, оставив надежду на себя,  через молитву о помощи перейти к надежде на Бога.

       Сколько есть сил, да принуждаем себя постоянно пребывать в молитвах, во всякое время прося, чтобы Господь пришел и вселился в сердце нашем и укрепил нас во всех заповедях Своих. Хотя бы и не желало сердце, надобно принуждать себя ко всему доброму: быть смиренномудрым пред всеми людьми, почитать себя низшим и худшим всех, не ища ни от кого чести и славы или похвалы, иметь всегда пред очами только Единого Господа и заповеди Его, желая угождать Ему Единому.

       Хотя сердце не хотело принуждать себя к кротости, быть милостивым, снисходительным, добрым, великодушным, когда уничижают и бесчестят, но все же оно может и должно принуждать себя к молитве, не имея еще духовной молитвы. Да враг убаюкивает благовидными прилогами. Но от времени святого Иоанна Крестителя Царствие Божие нудится, силою берется, самопринуждением.

       Веруй, что ты в поле зрения Божия. Ощущай на каждом месте присутствие Божие, Ангела Хранителя и духовного отца. Духом мы с тобой, а телом врозь.

       Духовный отец, как друг женихов, а ты невеста  Христова. Прилепляться следует ко Христу, а духовный отец помогает подводить душу-невесту ко Христу, как святой Иоанн Креститель указывал говоря: "Не я Мессия, а вот впереди, Святой Агнец,  вземляй грехи мира".       

       Духовный отец не далеко духом. Люби Господа, а духовного отца о Господе. Подходи к духовному отцу, как дитя, не как невеста к жениху, а как к другу Жениха твоего. Соответственно этому и будут правильные взаимоотношения чувств. Как дитя, иди без опаски. Еще есть такой выход, подходи к духовному отцу, как к образу Христову, то есть зри в нем Христа, по слову: "Слушающий вас, Мене слушает" (Лук.10.16). "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;  кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника (Мф.10.40-41).

       Сама суди, как можно подходить равнодушно к таким лицам. Разве такие лица будут подобны покойникам? Как блудница проливала горячие слезы и обмывала ноги Христу и отирала их своими волосами, по вере своей во имя пророка, а хозяин-фарисей, пригласивший во имя пророка Иисуса Христа, потерял эту веру, соблазнившись приемом этой блудницы, и был сам, как мертвец ко Христу. Не умыл ног Ему и не облобызал Его.

       Во всяком ближнем надо видеть образ Христа. Люди скажут, когда будет Страшный суд: "Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим и т.д." и скажет им: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф.25.44-46).

       Благодать - есть небесный огонь внутри нас. Если будем молиться, помыслы свои предадим Христу, то и сами помыслы наши сделаются огнем и погрузятся в любовь Божию. Если кто вознерадит, хотя мало предавшись мирским чувствам или рассеянности, то опять приходит грех и проникает в душу и начинает угнетать человека.

       Снова ум обращается к Богу, снова начинает приближаться прежнее упокоение, снова усердно начинает он искать Бога, говоря: "Умоляю Тебя, Господи, научи познавать разницу любви по духу и любви по плоти". Душа вкушает горькое и сладкое, смерть и жизнь, у грешника, начинающего каяться, две чаши весов - чаша греха и чаша благодати…

       Похоть заченши, как мать, от воображения диавола рождает грех мысленный, а мысленный грех, став содеянный, соделывает смерть. Сначала чаша греха легкая, а постепенно, если беседуем с греховными помыслами, наполняется и сравнивается с чашею благодати. Сама видишь, если эта наша естественная любовь по нашей вине сильнее той первой святой, то мы грешники не можем удержаться в равновесии, нас сильно тянет к плотской любви.

       "Когда котел кипит на огне, тогда не смеют к нему приблизиться ни насекомые, ни наглое домашнее животное (свиное рыло или собака), чтобы похитить пищу, приготовляемую в нем для человека, но когда снимется с огня и остынет, тогда насекомые роятся около него и падают в него, и наглый пес может приблизиться, осквернить, похитить.

       Подобно сему, когда душа человека кипит огнем божественного желания, сей духовный огонь служит ей одновременно и силою для действования и бронею для защиты. Но если по небрежению допускать гаснуть сему огню, и благочестивое усердие остывает, то суетные лукавые помыслы родятся в чувственной области,  попадают в глубину души и оскверняют её. И может придти наглая страсть и расхитить в душе то, что в ней уготовлялось для благоугождения Богу", - говорит митрополит Филарет Московский.

       Когда горит дом, толпы народа бегут сражаться с огнем за бревна и доски часто неизвестного дома. Но когда душа горит огнем злой страсти, похоти, ярости, злобы, отчаяния нелегко находятся люди, которые поспешили бы с живою водою слова правды и любви угасить смертоносный огонь прежде, нежели он охватит все силы души и распространится до слияния с огнем геенским. Значит два огня, две любви: истинная и мнимая. Сам Апостол говорит: "Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал.4.19).

       Враг нападает и за то, что мыслим злая на ближних, судим их и за свободное обращение с ними, если не храним очей, не смиряемся. Тогда надо молиться: "Господи, Иисусе Христе, спаси мя от страстей бесчестия", и так обрящем милость Божию и приимем силу молитвами святых. Почему и надо говорить "за молитвы духовного отца", это ради смирения, не надеясь на свои силы, на себя, а на помощь духовного отца и святых. Иногда сия страсть бывает от похоти, иногда от диавола, иногда от смелого обращения с тем, с кем не должно. Покажи твердое сердце свое против страстей. Читай Пс.25.25. Надо не бояться, а показать мужество, терпение, опытность.

       Дальше избегай естественных чувств, если даются духовные. Не говори, что эти духовные дары не для нашего свиного носа. Не свиньями, а подобиями Богу назначены мы быть по образу Святой Троицы, по уму - Отцу, по разумности и словесности – Сыну, Богу-Слову, а по духовности – Святому Духу. Духовная любовь и прокаженных готова обнять и поцеловать.

       Если духовный отец, в двух видах представляется, то как мертвец, конечно для мира и мир для него, то как доступный, подобострастный, то это не вина духовного отца, а наша.

       Говорят, родители больше любят детей, чем дети родителей по той же причине, по какой молодой цветок любят больше, чем стареющий - так по-житейски, а по духовному наоборот, чем дух старее, тем милее и дороже. Хотя старость эта не в сединах, а в добром житии.

       Преподобный Макарий Египетский пишет, что есть нечистый огонь, который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. Но мудрые, когда восстают страсти, не слушают их и изъявляют гнев на злые помышления…

      

       
      


   
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru