СОДЕРЖАНИЕ

 

Преподобный Иустин (Попович)

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
Гносеология святого Исаака Сирина

 

6. Очищение ума

Непрерывным преобразованием себя при помощи благодатных подвигов человек постепенно вытесняет грехи и страсти из всего своего существа и всех органов познания и таким образом исцеляет и оздоравливает их от губительных недугов. Оздоровление органов познания от греха и страстей одновременно есть и очищение их. При этом на главный орган познания - ум - обращается особое внимание, ибо его роль имеет судьбоносное значение в царстве человеческой личности.

Ни в чем так не нужна молитвенная сосредоточенность и бдительность, как в труде по очищению ума. При этом труде подвижник веры должен мобилизовать все свои силы, чтобы с помощью евангельских благодатных добродетелей перестроить и преобразить свой ум. Для этого святой Исаак предлагает нам свой богатый опыт.

По его мнению, нечистота и грубость ума появляются от угождения чреву1. Поэтому пост - первое средство для очищения ума. По природе своей ум тонок и нежен2, грубость - это неестественный нанос греха; молитвой ум утончается - λεπτύνεται - и становится чистым, прозрачным - διαυγής 3. Работая над собой, человек сбрасывает с .ума корку греха, утончает его и делает прозрачным4.

Преобразовывая себя с помощью благодатных подвигов, человек обретает чистоту ума - την καθαρότητα του νου, - а чистым умом входит в видение тайн Божиих5. Очищение тела достигается неприкосновением к телесной нечистоте. Очищение души есть очищение от тайных страстей, которые появляются в уме. А очищение ума становится откровением тайн - εν μυστηρίων αποκαλύψαι 6.

Только разум, очищенный благодатью, может дать чистое, духовное знание (переводчик трудов св. Исаака Сирина на русский язык использует в данном случае термин "ведение" - Прим. ред.). "Пока разум не освободится от многих мыслей и не станет полностью чистым, он не может быть восприимчивым к духовному знанию"7. Люди сего мира "не могут очистить разум, ибо познали много зла. А мало тех, кто может вернуться в первозданную чистоту разума"8.

Усердие в молитве очищает ум, просвещает его и наполняет светом истины9. Благодетели, предводимые милосердием, дают уму покой и сияние10. Очищение ума - дело не какого-нибудь диалектического, дискурсивного, теоретического рода, а благодатно-опытное и всесторонне этическое. Ум очищается постом, бдением, молчанием, молитвой и остальными подвигами11.

"Что есть чистота ума? - Чистота ума - это просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях - μετα πραξιν των αρετων"12. Значит: чистота ума есть плод упражнения в добродетелях. Деятельное упражнение в добродетелях умножает благодать в человеке; облагодатствование ума очищает его от нечистых помыслов13. Благодаря подвигу ум святого становится чистым, прозрачным, прозорливым14. "Чистота души есть первоначальный дар нашей природе. Пока не очистится от страстей, душа не исцеляется от недугов греха и не обретает славы, которую утратила вследствие прегрешения. Если кто-то все же удостоился очищения, т.е. здравия души, тогда его ум действительно принимает в себя радость духовным ощущением, ибо становится сыном Божиим и братом Христовым"15.

Победив страсти, человек обретает чистоту души16. Помрачение ума происходит от немилости и лености17. Добродетели - крылья ума, с помощью которых он возносится в небеса18. Христос послал апостолам Духа Святого, Который очистил и усовершенствовал их ум, действительно умертвил в них прежнего человека страстей, а оживил нового, духовного человека19.

Рассеянный грешными и нечистыми помыслами, ум собирается молитвой, молчанием и остальными подвигами20. Когда ум через покаяние освободится от оков страстей, он сначала напоминает бескрылую птицу, которая пытается молитвой подняться над земными вещами, но не может, так и ползет по земле. Это достигается после долгого упражнения в добродетелях, ибо с помощью добродетелей он собирает себя и окрыляет21.

Любовь Божия - это сила, которая собирает ум22. Чтение тропарей и кафизм, память о смерти и надежда на жизнь будущую собирают ум и не дают ему быть рассеянным23. Назначение ума - быть царем над страстями24, властвовать над чувствами25, быть кормчим чувств26.

Цель всех законов и заповедей Божиих - чистота сердца27. Господь воплотился, чтобы очистить и сердце, и душу от зла, чтобы возвратить их в первоначальное состояние28. Но между чистотой сердца и чистотой ума существует известное различие. Святой Исаак пишет: "Чем чистота ума отличается от чистоты сердца? - Чистота ума - это одно, а чистота сердца - иное. Ибо ум - это одно из чувств души, а сердце объединяет внутренние чувства и властвует над ними. Оно - корень. А если корень свят, то и ветви святы, то есть если очистится сердце, ясно, что очищаются и все чувства"29.

Сердце обретает чистоту с помощью многих скорбей, бед, слез и умерщвления всего, что есть мирское30. Плач очищает сердце от нечистоты31. На вопрос, каков признак, по которому можно определить, что некто достиг чистоты сердца, святой Исаак отвечает: когда он всех людей видит хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным32.

Чистота сердца и чистота ума достигаются подвижничеством. "Подвижничество - это матерь святости"33. "Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем"34. Но "телесные труды без чистоты ума - то же, что бесплодная утроба и иссохшие сосцы. Они не могут приблизить к познанию Бога. Они утомляют тело, но не заботятся о том, чтобы искоренять страсти в уме, поэтому ничего и не пожнут"35.

Признак чистоты - радоваться с радующимися и плакать с плачущими, болезновать с болящими и печалиться с грешными, радоваться с кающимися и соучаствовать в страдании страдальцев, никого не обличать и в чистоте ума своего видеть во всех людях святых и добрых36.

Ум не может ни очиститься, ни спрославиться со Христом, если тело не страждет за Христа; слава тела есть здраво-умная покорность Богу, а слава ума - истинное созерцание Бога37. Красоту здравоумия человек обретает постом, молитвой, слезами38. Чистота сердца и ума, оздоровление ума и остальных органов сознания - это результат долгого упражнения в благодатных богочеловеческих подвигах. В чистом уме подвижника веры бьет источник света, который сладостью заливает тайну жизни и света39.

Примечания:
1. Логос 26, с.111.
2. Логос 8, с.36.
3. Логос 35, с.154.
4. Логос 9, с.41.
5. Там же.
6. Логос 19, с.63.
7. Там же, с.70.
8. Логос 44, с.183.
9. Логос 23, с.97 и 98.
10. Логос 23, с.91.
11. Логос 83, с.320, ср. Логос 86, с.353.
12. Логос 83, с.329.
13. Логос 11, с.46.
14. Логос 81, с.310.
15. Логос 86, с.354.
16. Письмо 4, с.377.
17. Логос 30, с.129.
18. Логос 56, с.228.
19. Письмо 4, с.390.
20. Логос 14, с.53, ср. Логос 23, с.29.
21. Логос 56, с.228, ср. Логос 23, с.102.
22. Логос 24, с.104.
23. Логос 68, с.269.
24. Логос 32, с.137.
25. Логос 8, с.37.
26. Логос 31, с.134.
27. Логос 32, с.134.
28. Письмо 4, с.367.
29. Логос 83, с.319-320.
30. Там же, с.320.
31. Логос 85, с.342.
32. Логос 85, с.341.
33. Логос 16, с.56.
34. Логос 17, с.59.
35. Логос 56, с.222.
36. Логос 58, с.239.
37. Логос 16, с.57.
38 Там же.
39 Логос 34, с.150.

 

Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии доктора филологических наук, профессора И.А.Чароты. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru