Примечания


1. До революции возле Калашниковской пристани находилось подворье Валаамского монастыря.
2. Коневец - остров в северо-западной части Ладожского озера. На острове расположен Коневский (Коневецкий) Богородице-Рождественский монастырь, основанный в XIV веке.
3. Преподобный Арсений Конецкий (+1447, память 12/25 июня) - уроженец Великого Новгорода, постриженик Лисичьего монастыря, в стенах которого подвизался 11 лет, а затем отправился на Святую Гору Афон. Вернувшись на родину в 1393 году, преподобный Арсений пять лет прожил в уединении на острове Коневец, а затем основал там общежительный монастырь, постройки которого пострадали в 1421 году в результате разлива озера, что заставило преподобного перенести обитель на её нынешнее место.
В XVI-XVII веках монастырь разоряли шведы. При Петре I обитель была восстановлена и до 1760 года считалась приписной к Новгородскому Деревяницкому монастырю, а затем была сделана самостоятельной. После революции Коневец отошёл к Финляндии, и монастырь продолжал своё существование до советско-финской войны 1939-1940 годов.
4. Бахметев Николай Иванович (1801 -1891) - генерал-майор, директор Придворной певческой капеллы (1861-1883) - светский музыкант-любитель, церковный композитор. Пение по Бахметеву" - следование "Обиходу простого церковного пения, при Высочайшем Дворе употребляемого". "Обиход" составлен Ф.П.Львовым в 1848 году. В основу гармонизации традиционных напевов положен протестантский хорал. Автором второй редакции "Обихода" был Н.И.Бахметев.
5. Святогорский Казанский скит при Коневском монастыре был основан в 1796 году строителем обители Адрианом на месте первоначальных подвигов преподобного Арсения Коневского.
6. Конь-камень, по которому получил своё название остров Коневец, представляет собой валун весом более 750 тонн и напоминает своей формой конский череп. До появления на острове преподобного Арсения Коневского служил местом языческих жертвоприношений. В XIX веке на камне была воздвигнута деревянная часовня.
7. Коневская икона Божией Матери (празднование 10/23 июля) принесена преподобным Арсением Коневским с Афона. Прославилась многими чудесами. Бо-жия Матерь изображена на иконе с Богомладенцем, Который держит в руках двух птенцов голубя. На обратной стороне образа - "Спас Нерукотворенный".
8. Плевако Фёдор Никифорович (1842-1908/09) - выдающийся юрист, адвокат, обладавший редким ораторским даром, участник многих политических и уголовных процессов, депутат III Государственной думы от партии октябристов ("Союз 17 октября").
9. Епископ Ямбургский Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский, 1867-1944). С 1943 - Святейший Патриарх Московский и всея Руси. В 1901-1905 годах - ректор Санкт-Петербургской Духовной академии.
10. "Царские кельи" получили своё название в память о пребывании в них императоров Александра I (1819) и Александра II (1858).
11. Послушник - лицо, проходящее предварительное испытание перед принятием пострига. На определенном этапе послушник может получить благословение на ношение подрясника или рясы с клобуком (но без мантии). Существует также пострижение в рясофор (иногда с переменой имени) как некая начальная степень монашества. По новейшей терминологии таковые лица именуются иноками. Постриг в мантию ("малая схима") с произнесением монашеских обетов (целомудрия, нестяжания и послушания) - вторая степень монашества. Постриженные в "великую схиму" именуются схимниками. Их жизненный подвиг отличается большей степенью отречения от мира и более высокими требованиями, обязательными к исполнению в молитвенно-аскетической жизни. "Великая схима" - удел немногих монашествующих, достигших высокой степени духовного совершенства.
12. "Монах Авраамий, из мещан, в монашество пострижен в 1822г., о.Ионафаном; с большой ревностью много лет неутомимо трудился он на кузнечном послушании, не пропуская при том церковной службы; изнуряемое тяжкими трудами тело его не знало никакой отрады. В 1829 году он был послан из обители на остров Ювенсу, отстоящий верст на 15 от г.Сердоболя, для присмотра за рабочими и для поправления инструментов. На том острове рвали порохом мрамор для монастыря на обжогу в известь. При взрыве куском мрамора прошибло старцу бок. Чувствуя, что получил удар смертельный, он попросил немедленно везти себя в г.Сердоболь. Одним полотенцем заткнув рану, а другим перевязав её, о.Авраамия привезли в город; там он исповедался и причастился Св.Христовых Тайн, и когда, после причастия, его полагали на разостланную шубу, свалилась его повязка и мгновенно его душа оставила многотрудное тело. Тогда из глубокой раны струёю побежала кровь, дотоле не обнаружившая себя ни одною каплей; течение крови не переставало во всё время продолжительной переправы тела из г.Сердоболя в монастырь и при самом отпевании, почему поставлен был сосуд для стока её. Кровь его была совершенно чиста, как кровь живого человека" (Валаамский монастырь и его святыни. Л.,1990. С.159-160).
13. Спасо-Преображенский собор - величественный пятиглавый храм в "русско-византийском" стиле, построенный в 1887-1889 годах по проекту архитектора Силина. Высота четырёхъярусной соборной колокольни - 70 метров.
14. Розанов Василий Васильевич (1856-1919) - русский писатель, публицист, оригинальный мыслитель, автор литературно-критических работ. С В.В.Розановым будущий митрополит Вениамин познакомился в свои студенческие годы, вероятно, при посредстве своего наставника архимандрита (впоследствии архиепископа) Феофана (Быстрова, +1940). Впоследствии, когда Розанов был исключён из Религиозно-философского общества в связи с известным делом Бейлиса, архимандрит Вениамин (Федченков), занимавший в то время пост ректора Тверской духовной семинарии, направил письмо с выражением солидарности и сочувствия.
15. Со Святым островом местное предание связывает имя преподобного Александра Свирского (+1533, память 17/30 апреля и 30 августа/12 сентября). Преподобный Александр - основатель Троицкого монастыря на р. Свирь (ныне в Лодейнопольском районе Ленинградской области), ещё до принятия монашеского пострига жил отшельником на Валааме. На месте его подвигов с древних времён стояла часовня. На её месте при игумене Дамаскине на средства санкт-петербургского купца В.М.Никитина был построен храм (1855) и основан скит.
16. Ильинский скит основан игуменом Дамаскином в 1867 году на небольшом острове Лембос (искажённое от "Лемнос"), расположенном к востоку от главного острова. В начале XX века в скиту было 7 насельников.
17. Линевич Николай Петрович (1838/39-1908) - генерал от инфантерии, в октябре 1904 - марте 1905 - командующий 1-й Манчжурской армией, с марта 1905 - главнокомандующий вооружёнными силами на Дальнем Востоке. Рожественский Зиновий Петрович (1848-1908) - вице-адмирал, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой во время Цусимского сражения.
18. "Во вся кампаны" - во все колокола. Древнее название колокола - "кампан", зафиксированное в богослужебном уставе, указывает на происхождение колоколов из итальянской провинции Кампании.
19. Канонарх перед исполнением некоторых песнопений провозглашает, на какой глас (мелодию, напев) будет исполняться песнопение, а затем провозглашает каждую певческую строку, которая вслед за ним повторяется хором. Пение с канонархом является особенностью монастырского богослужения.
20. Ведель Артемий Лукьянович (1767/68-1808 или 1811) - церковный композитор, регент нескольких известных хоров в Киеве и Москве. В своём творчестве находился под влиянием итальянской хоровой культуры и южно-русской певческой традиции.
21. Князь У. - вероятнее всего, речь идёт о князе Алексее Ухтомском, который вместе со своим братом епископом Андреем увлекался дониконовской богослужебной традицией и вообще старообрядчеством. (См. Митрополит Вениамин /Федченков/. На рубеже двух эпох. М.,1994. С.243).
22. Бортнянский Дмитрий Степанович (1752-1825) - церковный композитор, дирижёр Придворной певческой капеллы (1736-1825). Архангельский Александр Андреевич (1846-1924) - церковный композитор, дирижёр, организатор знаменитого хора в Санкт-Петербурге. С ним митрополит Вениамин был знаком лично.
23. Очередной иеромонах - священнослужитель, совершающий богослужение в соответствии с "чредой" - графиком, установленным в монастыре.
24. Древнее название острова - Серничан, что в переводе с финского означает - "Монашеский". В 1855 году на этом скалистом острове была построена часовня во имя Иоанна Предтечи. С тех пор остров стали называть Предтеченским. В 1858 году по инициативе игумена Дамаскина из Старой Ладоги на Предтеченский остров была перевезена древняя деревянная церковь святого Иоанна Предтечи, построенная, как полагали, валаамскими монахами, оставившими Валаам во время разорения монастыря шведами в 1611г. Храм поставили на высоком каменном фундаменте и устроили нижнюю ("пещерную") церковь во имя Трёх Святителей. Предтеченский скит отличался строгим уставом: рыба, сливочное масло и некоторые другие продукты запрещались совершенно. Молочное не вкушали даже на Пасху. По понедельникам, средам и пятницам полагалась растительная пища без постного масла.
25. Схимонах Никита пришёл на Валаам 42 лет от роду. Исполнял послушание коридорного в монастырской гостинице, трудился на огороде, около пяти лет был гостиничником. Братия любила его за ласковый характер, приветливость и заботы обо всех. Подвизаясь в Коневском скиту, отец Никита проходил науку умного делания у схимонаха Агапита-слепца, состоявшего в переписке со святителем Феофаном, Затворником Вышенским (+1894). Духовным другом схимонаха Никиты был старец Иоанн Молчальник. Шестидесяти лет от роду отец Никита принял схиму. В монашестве подвизался 33 года. О нем см.: Жизнеописание валаамского подвижника схимонаха о.Никиты. Спб.,1911; Янсон М. Валаамские старцы. М., 1994. Валаам Христовой Руси. М., 2000 С.220-232.
26. Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834-1912) - выдающийся историк Церкви, заслуженный ординарный профессор Московской Духовной академии, академик, автор многочисленных работ по церковной истории, фундаментального труда "История Русской Церкви".
27. Немирович-Данченко Василий Иванович (1844/45-1936) - русский писатель, брат известного драматурга и театрального деятеля, автор популярных в свое время очерков в жанре путевых заметок, книг и рассказов для детей Во время Освободительной войны 1877-1878 годов, Русско-японской и Первой мировой войн был военным корреспондентом. Автор ряда "бытовых" романов и повестей. С 1921 года в эмиграции. Умер в Праге. Книга о поездке на Валаам вышла в свет под названием "Крестьянское царство" (1 издание - 1882, 2-е - 1889 год). Затем была включена автором в сборник "Наши монастыри. Очерки и рассказы" (Спб.,1904) под названием "Валаам" и под названием "Крестьянское царство". Воспоминания и рассказы из поездок с богомольцами - во 2-й том "Сочинений" (Спб.,1904). Сокращенный вариант книги - "Мужицкая обитель" вышел в свет в Петербурге в 1911 году в серии "Для юношества, семьи и школы" (Издательство "Просвещение").
28. Скит во имя Всех Святых, основанный при игумене Назарии и построенный при игумене Дамаскине, который управлял им в течение пяти лет до своего настоятельства. Расположен на главном острове, к северо-западу от монастыря. Скитская церковь построена в 1849 году по проекту архитектора А.М.Горностаева.
29. Вероятно, речь идёт о иеросхимонахе Антипе (Половинкине, +1912), который с 1891 до своей кончины подвизался в скиту Всех Святых и был известен своей высокой подвижнической жизнью.
30. "Новое кладбище" с церковью во имя Преподобных отец, в посте просиявших, устроено при игумене Дамаскине, который и был первым здесь погребен.
31. Неподалеку от "Нового кладбища" находилась пустынная келья подвижника схимонаха Николая (Смелова, +1824) - ученика игумена Назария В 1819 году этого старца-пустынника посетили в его жилище император Александр I и митрополит Михаил (Десницкий).
32. Так в оригинале. Вероятно, речь идет о ските святого Иоанна Предтечи.
33. Львов Федор Петрович - собиратель песенного фольклора, директор Придворной певческой капеллы (1826-1836). Но в данном случае речь идет, скорее всего, о его сыне - Алексее Федоровиче (1798-1870), композиторе, директоре Придворной певческой капеллы (1837-1861), авторе гимна "Боже, царя храни!".
34. Игумен Ионафан (1816-1891) в младенческом возрасте лишился родителей и был отдан в Воспитательный дом. Окончил ремесленную школу и работал слесарем-механиком на заводах Санкт-Петербурга. С 1847 года подвизался на Валааме. Ученик старца Памвы (+1856). В 1851 году пострижен в рясофор, в 1854 - в мантию. В следующем году рукоположен в сан иеродиакона, а затем - иеромонаха. Казначей монастыря (с 1858 года). Разработал и осуществил вместе с братией обители уникальный проект водопровода. С 1879 года - наместник монастыря, назначенный в связи с болезнью игумена Дамаскина, с 1881 года - игумен. Инициатор строительства нового Спасо-Преображенского собора. Скончался 20 января 1891 года.
35. Управлял Валаамом с 1891 по 1905 год.
36. Так в оригинале. Вероятно, речь идет о знании карельского языка.
37. Никольский скит располагается на небольшом острове при входе в Монастырский залив. Издавна остров назывался Крестовым, а после основания скита - Никольским. Храм святителя Николая Чудотворца на месте часовни, служившей одновременно маяком, указывавшим путь в бухту, построен в 1853 году на средства санкт-петербургского купца Н.Н.Солодовникова. Проект храма и других скитских строений разрабатывал известный архитектор А.М.Горностаев В начале XX века в Никольском скиту подвизалось восемь монахов.
38. Коневский скит - скит в честь Коневской иконы Божией Матери. Основан игуменом Дамаскиным в 1870 году на месте, где он еще до своего настоятельства прожил 7 лет пустынником.
39. О, святая простота! (лат.)
40. В административном отношении Валаам принадлежал к Сердобольскому уезду Выборгской губернии, входившей в состав великого княжества Финляндского, которое, в свою очередь, имело особый статус в составе Российской империи.
41. Подобный же случай рассказывают о преподобном Варнаве Гефсиманском и о преподобной Рахили, подвижнице Спасо-Бородинского монастыря.
См.: Боскин Сергий, протодиакон. Главное у них - любовь.// Сб. "К свету". Вып.14. Старец Алексий и Зосимова пустынь. С.73; Жизнеописание старицы Спасо-Бородинского монастыря схимонахини Рахили. М.,1994. С.175.
42. В 1908-1910 годах иеромонах Вениамин (Федченков) исполнял обязанности личного секретаря при архиепископе Финляндском и Выборгском Сергии (Страгородском, +1944; впоследствии - Патриарх Московский и всея Руси) и нёс послушание очередного иеромонаха, совершал богослужения в храме святого благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославского Синодального подворья на Николаевской (ныне лейтенанта Шмидта) набережной в Санкт-Петербурге.
43. Архиерейская хиротония архимандрита Вениамина (Федченкова) во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии, состоялась 10 февраля 1919 года в Покровском соборе г. Симферополя.
44. О схимонахе Пионии: "Здесь в храме и встретили мы впервые схимонаха отца Пиония. Чистый первый тенор у отца Пиония. Знаток устава церковного пения. На память читает часы, полуночницу, акафисты Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, кафизмы, антифоны. По книгам не может читать, давно уже начал угасать для него свет дневной, пока не померк окончательно. Но хорошо знакома ему дорога из келии в храм, из храма в келию. Каждый поворот заросшей тропинки известен. Тридцать лет уж протаптывает он её. Вот здесь - остановиться надобно. За алтарём церковным - могилка старца отца Никиты, друга-наставника.
Неотходно был отец Пионий при кончине отца Никиты, да и после не отлучался от тела, пока не опустили вот в эту могилу.
Стоит старец, молится, точно беседует с отцом Никитой. Да, и беседует. Не раз видал старца-учителя в тонком сне. Назидался, наслаждался собеседованием и молитвою совместной.
- Батюшка отец Пионий, расскажите, как вы отца Никиту видели?
- А дело вот как было. Частенько захаживал ко мне отец Сисой. Он молитвенник был и ревнитель, всё учил, как крест надлежит класть. Ну... а только любитель был чайку попить, и часто мы с ним за самоварчиком сиживали. А отец Никита запрещал, говорил: "Ты отца Сисоя часто не принимай... не полезно..."
Потом, как отец Никита скончался, стал отец Сисой опять ко мне захаживать, а я не смел отказывать, и мы с ним чай попивали. Ну, вот отец Никита и явился ко мне ночью... да такой выговор дал... вроде как с негодованием даже, за мое непослушание-то. А во второй раз пришел отец Никита и говорит: "Читай молитвы..." Ну, я стал читать Трисвятое по Отче наш, а он благословил, и мы приветствовались. Тогда я понял, что он простил, и такую радость ощутил, как проснулся... А то очень уж я скучал после первого сна, когда он меня наказал-то..." (Янсон М. Валаамские старцы. М.,1994. С.28-29).

 

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru