Примечания к 8 главе: БОГОСЛОВСКАЯ АТАКА НА ИМЯСЛАВИЕ

1 Другими архиереями, заседавшими в Синоде в 1913 году, были: митрополиты Санкт-Петербургский Владимир, Киевский Флавиан, Московский Макарий, архиепископы и епископы: Иннокентий, экзарх Грузии, Финляндский Сергий, быв. Тверской Алексий, Владивостокский Евсевий, Гродненский Михаил, Екатеринославский Агапит, Омский Владимир. См.: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 658.

2 О нем мы говорили в Главе VI. О жизни Павла Григоровича в горах Кавказа в 20-е годы и о его расстреле см. в Главе XI.

3 См. письмо Павла Григоровича в: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 70. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 11-13.

4 См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 931.

5 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). - Миссионерское обозрение. Журнал внутренней миссии, № 1 (январь). СПб., 1913. С. 208.

6 Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. 1. Кн. 1. СПб., 1907. С. 26-27.

7 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. - Миссионерское обозрение № 1, 1913. С. 203-205.

8 Там же. С. 206.

9 Там же. С. 206-207.

10 Там же. С. 207.

11 Там же. С. 208.

12 Об "оригенизме" Григория Нисского написано весьма много, и мы здесь не будем подробнее рассматривать данный вопрос как не относящийся к теме нашего исследования.

13 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие (По поводу современных афонских споров).- Миссионерское обозрение № 3. СПб., 1913. С. 376-377.

14 Там же. С. 387.

15 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. ·Миссионерское обозрение

№ 1,1913.0.209-210.

16 Там же. С. 210-214.

17 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. - Миссионерское обозрение №3, 1913. С. 369-370.

18 Там же. С. 370-372.

19 Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V-VIII веков. Париж, 1933. С. 102.

20 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. - Миссионерское обозрение

№3,1913. С. 378.

21 Там же. С. 373.

22 Там же. С. 377-378.

23 Там же. С. 374.

24 Быт. 32:28.

25 Григорович Хрисанф, священник. Имя Божие. - Миссионерское обозрение №3, 1913. С. 385-386.

26 Там же. С. 380.

27 Там же. С. 381.

28 Там же. С. 381- 382.

29 Наиболее подробно биография Антония (Храповицкого) изложена в: Никон (Рклицкий), архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. I-X. Нью-Йорк, 1956-1964.

30 См., например, Послание Председателя Русского Заграничного Синода, митрополита Антония православному населению Дальнего Востока от 12 (25) сентября 1929 года. Цит. по: Великие духовные пастыри России. Под редакцией проф. А. Ф. Киселева. М., 1999.

31 Ср.: Сергеев С. М. Митрополит Антоний (Храповицкий). В кн.: Великие духовные пастыри России. С. 464.

32 Там же. С. 465.

33 Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении, обоготворяющем имена, и об "Апологии" Антония Булатовича. - Прибавления к Церковным ведомостям № 20, 1913. С. 869-870.

34 Там же. С. 870.

35 Там же. С. 871.

36 Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал: "Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских "имябожни-ков", оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, "На горах Кавказа" <...> Однажды <...> с ним на обеде начала разговор Елизавета Федоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Федоровны, ответил ей, что он сам-то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер!" См.: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. - Начала № 1-4, 1998. С. 121.

37 Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 871.

38 Там же. С. 873.

39 Там же. С. 875-876.

40 Там же. С. 873.

41 Остался тем, чем был, и воспринял то, чем не был (слав.).

42 Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 873.

43 Там же. С. 877.

44 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89.

45 Антоний (Храповицкий), архиепископ. О новом лжеучении. С. 879.

46 Там же. С. 880-881.

47 Там же. С. 882.

48 Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. С. 121.

49 См. его письмо митрополиту Сергию (Страгородскому) от 10.06.1938 г. в Приложении к настоящей книге.

50 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937 С. 432-436.

51 Письмо от 23 апреля 1916 года. Цит. по: Шоломова С. "Остаюсь Ваш доброжелатель и богомолец..." К истории взаимоотношений священника Павла Флоренского и митрополита Антония (Храповицкого). - ЖМП № 6, 1998. С. 76.

52 Цит. по: Никон (Рождественский), архиепископ. Православие и грядущие судьбы России. Сост. свящ. Я. Шипов. Псков, 1995. С. 15-17.

53 Там же. С. 231.

54 Там же. С. 99-100.

55 Там же. С. 100-102.

56 Там же. С. 102-103.

57 Первая публикация доклада: Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение вокруг святейшего Имени Божия. - Прибавления к Церковным ведомостям № 20, 1913. С. 853-869. Перепечатан в: Никон (Рождественский), архиепископ. Мои дневники. Вып. IV. С. 90-116; Начала № 1-4, 1995. С. 89-135 (с комментариями о. Павла Флоренского); Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М., 1999. С. 299-344 (с комментариями Флоренского). Мы цитируем доклад архиепископа Никона по его первому изданию в "Прибавлениях к Церковным ведомостям".

58 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 856.

59 Там же.

60 Там же.

61 Евагрий. О молитве 61.

62 Подробнее об этом см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. Изд. 2-е. СПб., 2001. С. 235.

63 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 853.

64 Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. Т. I. Изд. 4-е. СПб., 1883 [репринт: М., 1999]. С. 30-33.

65 Там же. С. 34.

66 Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона "Великое искушение около святейшего Имени Божия". В кн.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 300.

67 Имеется в виду Григорий Нисский.

68 Ср. выдвинутое в VIII веке мнение о том, что сочинения Григория Нисского были испорчены "оригенистами".

69 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 858.

70 Там же. С. 853-854.

71 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 301-303.

72 Там же. С 302.

73 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 861.

74 Там же. С. 854-855.

75 Там же. С. 864.

76 Там же. С. 854-855.

77 Там же. С. 855.

78 Там же. С. 861.

79 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 22 (см. цитату в Главе VII).

80 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 866.

81 Там же. С. 865.

82 Там же.

83 Там же. С. 864-865.

84 Там же. С. 866.

85 Там же. С. 867.

86Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 89.

87 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855-856.

88 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 319.

89 Там же.

90 Ср. наши замечания в Главе VI по поводу слов схимонаха Илариона "Господь есть мысленное высочайшее существо, таковое же и имя Его".

91 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 859.

92Песн. 1:2.

93 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860.

94 Там же. С. 857.

95 Там же. С. 858.

96 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). С. 326.

97 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 855.

98 Мф. 7:21.

99 Никон (Рождественский), архиепископ. Великое искушение. С. 860-861.

100 Там же. С. 862-863.

101 Там же. С. 867.

102 Там же. С. 862.

103 Там же. С. 861- 862.

104 Там же. С. 869.

105 Там же. С. 868-869.

106 См.: Ириней (Середний), архимандрит. Жизнь и труды профессора С. В. Троицкого. - Богословские труды № 12. М., 1974. С. 217-219.

107 Антоний (Бупатович), иеросхимонах. Прошение в Правительствующий Синод. СПб., 1913. С. 54.

108 Троицкий С. Афонская смута. Цит. по: Начала № 1-4, 1995. С. 138.

109 Там же. С. 138-139.

110 Там же. С. 139-140.

111 Там же. С. 140-141.

112 Там же. С. 141.

113 Там же. С. 143-144.

114 Там же.

115 Там же.

116 Там же. С. 155.

117 Там же.

118 Там же. С. 156.

119 Там же.

120 Там же. С. 142.

121 Там же. С. 170.

122 Там же. С. 146.

123 См. Главу VII нашей работы.

124 Cu.:Lampe G. W. Н. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1987. P. 637-639.

125 См.: Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορ'ιου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340).

126 См.: Григорий Палама. Против Акиндина 5, 26 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ. Σελ. 365-373). Ср.: Григорий Нисский. Против Евномия 1, 8; 2, 29; 12, 67 и др.

127 Троицкий С. Афонская смута. С. 170-171.

128 Там же. С. 145.

129 Там же. С. 145.

130 Там же. С. 148.

131См. цитату в Главе П.

132 Троицкий С. Афонская смута. С. 151-152.

133 Подробнее мы об этом говорили в Главе П.

134 Троицкий С. Афонская смута. С. 157-158.

135 Там же. С. 158.

136 Там же. С. 159-162.

137 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 101.

138 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 12-13. Полный текст определения см. в Приложении I к настоящей книге.

139 Архиепископ Финляндский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в 1867 году в Арзамасе в семье потомственного священника. Окончил приходское училище и Нижегородскую духовную семинарию. В 1886 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, на последнем курсе которой 30 января 1890 года принял постриг и вскоре был рукоположен во иеромонаха. В том же году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Православное учение о вере и добрых делах". Направлен на службу в Японскую Православную Миссию. Весной 1893 года переведен в Россию и назначен доцентом Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре Священного Писания. Вскоре назначен инспектором Московской духовной академии. С 1894 года - настоятель русской посольской церкви в Афинах, возведен в сан архимандрита. В 1895 году защитил магистерскую диссертацию "Православное учение о спасении". В 1899 году назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, затем инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С января 1901 года - ректор академии. 25 февраля 1901 года рукоположен во епископа Ям-бургского. 6 октября 1905 года назначен на самостоятельную Финляндскую и Выборгскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В 1911 году включен в состав Святейшего Синода. С 1912 года - Председатель Предсоборного Совещания, а с 1913 года - Председатель Учебного комитета. После отречения императора Николая II возглавил Синод нового состава и Предсоборный Совет. В 1922 году присоединился к обновленческому расколу, но в 1923 году принес покаяние перед Патриархом Тихоном. В конце 1925 года возглавил Русскую Церковь в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В 1934 году удостоен титула "Блажен-

нейшего митрополита Московского и Коломенского". С 19 сентября 1943 года - Патриарх Московский и всея Руси. Умер 15 мая 1944 года. См.: Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви (1917-1990). М., 1994. С. 126-131.

140 Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся. - Церковные ведомости №20, 1913. С. 277.

141 Там же. С. 278.

142 Там же.

143 "Последователи о. Илариона".

144 Мф. 17:20.

145 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология веры. С. 188.

146 Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 279.

147 Там же. С. 280.

148 На горах Кавказа. С. 54.

149 Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 280-281.

150 Там же. С. 281.

151Там же. С. 282-283.

152 Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. - Начала № 1-4, 1995. С. 67-68.

153 Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 284.

154 Там же.

155 Мф. 9:2.

156 Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 50-51.

157 Булгаков С. Афонское дело. - Русская мысль 34, 1913. С. 44-45.

158 Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям. С. 285-286.

159 Данный текст вместе с информацией о посещении о. Антония архиепископом Никоном и Троицким содержится в письме И. П. Щербова М. А. Новоселову от конца мая 1913 года. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 113.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.468-547.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru