Примечания к 4 главе: ПОЧИТАНИЕ ИМЕНИ БОЖИЯ И МОЛИТВА ИИСУСОВА В РУССКОЙ ТРАДИЦИИ

 1 Нестор Летописец. Повесть временных лет (Цит. по: Полное собрание русских летописей. Л., 1926. С. 245).- Киево-Печерский Патерик. Киев, 1870. С. 44. Ср.: Hausherrl. The Name of Jesus P. 293.

3 Памятники литературы Древней Руси. XI— начала XII века. М., 1978. С. 399.

4 Podskalsky G. La priere dans la Russie de Kiev: ses formes, son role, ses affirmations. — Mille ans de Christianisme russe 988—1988. Paris, 1989. P. 70-71.

5 См.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Исторический вестник № 3, 1999. С. 89—152.

6 Нил Сорский. Устав, га. 1 (С. 18—22). Здесь и далее Устав цитируется по русскому переводу, изданному в: Нил Сорский. Сост. Р. Ермаков. М., 1995. Славянский текст см. в: Предание о жительстве скитском преподобного Нила Сорского. Служба и акафист преподобному отцу нашему Нилу, Сорскому чудотворцу. М., 1997. С. 50—202.

7 Имеется в виду Евагрий. О молитве 11 («Стремись к тому, чтобы ум твой во время молитвы стал глухим и немым»).

8 Имеется в виду Исихий Синайский. О трезвении и молитве 152 (см. цитату в Главе III нашей работы).

9 Нил Сорский. Устав, гл. 2 (С. 22).

10 Там же, гл. 2 (С. 22—23).

11 Там же, гл. 2 (С. 23).

12 Там же, гл. 2 (С. 24—25).

13 Нил Сорский. Устав (Цит. по: Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Огцев и опытных ея делателей. Сост. игумен Харитон. Сортавала, 1936. С. 46-47).

14 Иоанн Синайский. Лествица21, 7.

15 Ср.: Пс. 6:3 и Лествица 15, 80.

16 Нил Сорский. Послание 1.

17Ср.:Пс. 16:11; 31:7.

18 Пс. 70:12 и далее.

19 Пс. 34:1. 20Ср.:Пс. 117:14—16.

21 Пс. 6:3.

22 Нил Сорский. Послание 2.

23 Оригинальный славянский текст см. в: Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. Часть I. Киев, 1895. С. 144—154. Русский пер. см. в: О молитве Иисусовой. Сортавала, 1936. С. 6—14.

24 Мф. 6:6.

25 Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. 6.

26 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. I (Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 6—8).

27 Там же, гл. II (С. 10).

28 1 Фес. 5:17.

29 1 Кор. 14:19.

30 Кол. 3:17.

31 Димитрий Ростовский. О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучаясь и молясь тайно, гл. IV (С. 13—14).

32 Лк. 1:38.

33 Мф. 1:21.

34 Деян. 4:11-12.

35 Пс. 50:8.

36 Мал. 4:2 37Песн. 1:2. 38 Фил. 2:11.

39Ср.:Иак. 2:19. 40Ср.:Ин. 1:9.

41 Фил. 2:10.

42 Иоанн Синайский. Лествица 21, 7.

43 Ср.: Рим. 10:10.

44 1 Кор. 2:2.

45 Св. Димитрий имеет в виду 64-е письмо блаженного Иеронима, посвященное изъяснению смысла одежд первосвященника (Epistula LXIV, ad Fabiolam, De veste sacerdotali 17; PL 22, 617 = Творения блаженного Иеронима Стридонского. Ч. 2. Изд. 2-е. Киев, 1884. С. 182). В этом письме, толкуя упоминания о золотой дощечке с надписью «святыня Господня», крепившейся на кидаре первосвященника (Исх. 28:36— 38; 39:30—31; Лев. 8:9 по Вульгате), Иероним утверждает, что на дощечке была начертана священная тетраграмма, обозначающая имя Божие: «Восьмая [одежда] — золотая дощечка, то есть, sis zaab, на которой написано имя Божие четырьмя еврейскими буквами — jod, he, vav, he, называемое у них неизреченным» (Octava estlamina aurea, id est, 'sis zaab', in qua scriptum est nomen Dei Hebraicis quatuor litteris JOD, HE, VAV, HE, quod apud illos ineffabile nuncupatur). Далее в том же письме (ст. 18) упоминается золотая дощечка, лежащая на челе первосвященника, и написанное на ней имя Божие (auri lamina quae in fronte pontificus est, inscriptumque nomen Dei).

46Деян. 9:15.

47 Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово (Цит. по: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая. М, 1904. С. 8—13).

48 Ср.: Филарет (Дроздов), архимандрит. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. С. 20—21.

49 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 14 (PG 94, 1156 А = Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина. С греческого перевел <...> А. Бронзов. СПб., 1894. С. 226).

50 Иоанн Дамаскин. Слово против порицающих святые иконы 3, 19 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 102).

51 Об этом периоде см., в частности: Смолич И. К. Русское монашество 988— 1917. М, 1999. С. 257—279.

52 Тихон Задонский. Об истинном христианстве, кн. 2, ст. 3, гл. 2, §§ 313—316 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5-е. М., 1889. С. 64—65).

53 Неизменяема.

54 Тихон Задонский. Об истинном христианстве, § 313—314 (Цит. по: Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т. 3. Изд. 5-е. М., 1889. С. 64—65).

55 Там же, §313 (С. 65).

56 Там же, §314 (С. 65—68).

57 Там же, § 315 (С. 68—69).

58 Там же, §316 (С. 70—73).

59 Там же, §316 (С. 71—72).

60 Там же, §331 (С. 94).

61 Об истории издания «Добротолюбия» см.: Говорун С. Из истории «Доброто-любия». — Церковь и время № 1(14), 2001. С. 262—295.

62 Об этом сочинении см.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Изд. 2-е. Париж, 1988. С. 149—170.

63 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, предисловие (Цит. по: Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. Пер. со славянского. Изд. 4-е Афонского русского Пантелеимонова монастыря. М., 1912. С. 5—6).

64 Там же, гл. 1 (С. 7).

65 Там же, гл. 1 (С. 9—11).

66 Там же, гл. 1 (С. 11—12).

67 См. цитаты в Главе II нашей работы.

68 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13).

69 Там же, гл. 1 (С. 14—15)

70 Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2-е. СПб., 2001. С. 198—204.

71 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.:Дорофей Газский. Поучение 1-е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав-вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10-е. Шамордино, 1913. С. 19—25).

72 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137).

73 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35).

74 Там же, гл. 3 (С. 35—37).

75 Там же, гл. 4 (С. 37—38).

76 Там же, гл. 5 (С. 39—42).

77 Там же, гл. 6 (С. 43-48).

78 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи-их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2-е издание русского Свято-Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16).

79 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26).

80 Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29).

81 Там же, гл. 26 (С. 31).

82 1 Фес. 5:17.

83 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39).

84 См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6.

85 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707.

86 См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169.

87 Лк. 10:20. 88Деян. 18:15.

89 Деян. 22:28.

90 Быт. 2:19.

91 Пс. 146:4. 920ткр. 2:17.

93 Мр. 9:38.

94 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 401—403 (Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича, 30.08.1825). Ср.: Об именах божественных. С. 686—687.

95 Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 347.

96 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 2. С. 155 (Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 25.03.1824). Ср.: Об именах божественных. С. 705—706.

97 Ин. 1:1,4.

98 Макарий Египетский. Беседа 12 (Цит. по: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. четвертое. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 96).

99 Ис. Нав. 10:12—13. 100ЗЦар. 17:1.

101 3 Цар. 17:14. 102ЗЦар. 17:19—22.

1034Цар. 2:21. 104Деян. 3:6. 105 Деян. 9:40.

106 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М, 1877. С. 231—233 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных С. 691—694.

107 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 234 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных. С. 694—695.

108 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 61 (Беседа при торжестве о рождении Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича, 7.01.1850).

109 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 687—689.

110 Там же. С. 701.

111 Пс. 148:7—13.

112 Ин. 17:3.

113 Пс. 71:19.

114 Пс. 33:4.

115 Пс. 92:1.

116Иезек.43:5—7.

117 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. М, 1873. С. 237—238 (Речь по освящении храма во имя праведной Елисаветы, устроенного при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санкт-Петербургского женского Патриотического Общества, 27.05.1817).

118 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 317 (Слово пред присягою для избрания судей, 2.01.1834).

119 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. С. 473, 475 (Слово пред приведением к присяге дворянства Московской губернии, пред его выборами, 9.12.1846). Ср.: Об именах божественных. С. 699.

120Исх.20:7.

121 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 5. С. 349 (Беседа перед молебствием и присягою московского дворянства, 3.01.1856). Ср.: Об именах божественных. С. 702.

122Исх. 20:7; Втор. 5:11.

123 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. С. 23 (Беседа о молитве Господней, 23.10.1812). Ср.: Об именах божественных. С. 684. Ср.: Мф. 5:16.

124 Тит. 3:5.

125 1 Пет. 1:23.

126 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 700—701.

127 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 15 (Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы, 1826). Ср.: Об именах божественных. С. 689. Ср.: Ин. 17:4—6.

128 Фил. 2:9—10.

129 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 66 (Слово на Рождество Христово, 25.12.1826). Ср.: Об именах божественных. С. 690.

130 Ин. 1.6:23.

131 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. С. 265 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.06.1843). Ср.: Об именах божественных. С. 697—698.

132 Западная терминология «заслуг» Спасителя используется Филаретом не только в словах и речах, но и в Катехизисе.

133 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. С. 265—266 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.06.1843). Ср.: Об именах божественных. С. 698—699.

134Песн. 1:2.

135 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. С. 264 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.06.1843). Ср.: Об именах божественных. С. 696—697.

136 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 690.

137 Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. С. 357—358 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, во время возобновившейся и продолжающейся губительной болезни, 5.07.1848). Ср.: Об именах божественных. С. 699—700.

138 1 Кор. 4:20.

139 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 704.

140 О принадлежности Филарета Московского к традиции «умного делания» см. в: Концевич М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. С. 131—163.

141 Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 215 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том пер-вый: Аскетические опыты. Изд. 3-е. СПб., 1905).

142 Там же. С. 217. 143Тамже..С. 260.

144 Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 239 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том второй: Аскетические опыты. Изд. 2-е. СПб., 1886).

145 Там же. С. 251.

146 Там же. С. 310.

147 Пс. 71:8, 11,14—17,19.

148 Игнатий Брянчанинов, Слово о молитве Иисусовой. С. 239—240.

149 Пс. 28:2.

150 Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 241. Ср.: Пс. 9:11.

151 Пс. 142:11.

152 Пс. 79:19.

153 Пс. 102:1.

154 Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 242—244.

155 Мр. 16:17.

156 Мф. 14:33.

157 Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 245—250.

158 Там же. С. 270.

159 Там же. С. 310—312.

160 Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 274.

161 Хорошо известно печатное выступление Феофана Затворника против мнения Игнатия Брянчанинова о телесности ангелов.

162 Умное делание. О молитве Иисусовой (Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей). Издание Ново-Валаамского монастыря. Сортавала, 1936. С. 45.

163 Там же. С. 15.

164 Там же. С. 16.

165 Там же. С. 45.

166 Там же. С. 16.

167 Там же. С. 33.

168 Там же. С. 38.

169 Ин. 14:6.

170 Там же. С. 57.

171 Там же. С. 15—16.

172 Там же. С. 16. 173Тамже. С. 31. 174Там же. С. 185. 175Там же. С. 185.

176 Там же. С. 193—194.

177 Там же. С. 31.

178 Там же. С. 32.

179 Там же. С. 73. 180Тамже. С. 109. 181Там же. С. 97.

182 Там же. С. 38.

183 Там же. С. 125—126.

184 Там же. С. 58.

185 Там же. С. 56. 186 Там же.

187 Там же.

188 Там же. С. 58—59. 189Там же. С. 34.

190 Там же. С. 32.

191 Там же. С. 112—113.

192 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 400.

193 Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Пятое издание, дополненное. Париж, 1989. С. 299. Подробные сведения об авторстве «Откровенных рассказов» и о различных редакциях книги см. в: Пентковский А. От «искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника».— Символ № 27. Париж, 1992. С. 137— 166. См. также: Пентковский А. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника? — Символ № 32. Париж, 1994. С. 259—278. Первоначальный вариант книги: Михаил (Козлов), архимандрит. Рассказ странника, искателя молитвы. — Символ № 27. Париж, 1992. С. 7—135.

194 Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие С. 300.

195 Кшриан (Керн), архимандрит. Предисловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Пятое издание, дополненное. С. 6.

196 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. С. 15.

197 Там же. С. 22.

198 Там же. С. 26.

199 Там же.

200 Там же. С. 26—27.

201 Там же. С. 28.

202 Там же. С. 28—29.

203 Там же. С. 29.

204 Там же. С. 30—31.

205 Там же. С. 33.

206 Об этом выражении см., в частности: Volker W. Praxis und Theoria bei Symeon dem neuen Theologen. Wiesbaden, 1974. S. 313—315; Larchet J.-C. La divinisation de 1'homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris, 1996. P. 112—123.

207 Откровенные рассказы странника. С. 43.

208 Там же. С. 49.

209 Там же. С. 50—52.

210 Там же. С. 104—105.

211 См.: Собрание писем святителя Феофана. Вып. VII. М., 1900. С. 164 (письмо No 1156).

212 Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие. С. 297. 213 Там же. С. 303.

214 Каллист (Уэр), епископ. Сила Имени. С. 190.

215 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 400.

216 Православная Церковь о почитании Имени Божия и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 112—117.

217 Троицкий С. В. О. Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и имябожники. — Прибавления к Церковным ведомостям № 1,1914. С. 17—27; № 2,1914. С. 67—78. См. также: Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 152—171.

218 Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. — Начала № 1—4, 1998. С. 119—140.

219 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. СПб., 1893. С. 363.

220 Там же. С. 144.

221 Пс. 32:9.

222 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 251.

223 Здесь и далее в цитатах из Иоанна Кронштадтского курсив наш. 224 1 Кор. 3:9.

225 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 4. СПб., 1893. С. 58. 226 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 3. СПб., 1893. С. 135.

227Исх. 20:7; Втор. 5:11. 228 Пс. 19:2. 229Пс. 141:8.

230 Деян. 2:21.

231 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 309—310. Ср.: Пс. 49:15.

232 Там же. С. 238.

233 Там же. С. 129.

234 Григорий Палача. Триады III, 2, 7 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 662—663 = Святитель Григорий Палаиа. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С. 312—313).

!5 Григорий Папама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340).

236 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 239.

237 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 1. СПб., 1893. С. 131.

238 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 422.

239 Там же. С. 251.

!4° Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 3. С. 5.

241 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 231.

242 Там же. С. 310.

243 Там же. С. 247.

244 Там же. С. 128.

245 Там же. С. 367.

246 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. Сойкина. СПб., 1903. С. 721.

247 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 2. С. 351—352.

248 В этих словах слышны отзвуки латинского учения о «веществе таинства», заимствованного о. Иоанном из учебников догматического богословия.

249 Полнее (слав.).

250 Аллюзия на тропарь из 9-й песни пасхального канона преподобного Иоанна Дамаскина: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего».

251 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 4. С. 30—31 = Моя жизнь во Христе. Изд. Сойкина. СПб., 1903. С. 680.

252 Филарет Московский. Об именах божественных. С. 684.

253 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 1. С. 30.

254 Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 3. С. 123.

255 Там же. С. 190.

256 Там же. С. 185.

257 Там же. С. 186.

258 Ср.: Вениамин (Федченков), митрополит. Имяславие. С. 131.

259 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 401.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.202-287.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru