Примечания к 3 главе: ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

1 Ср.: Мф. 26:30; Мр. 14:26 (слово «воспев» указывает на пение псалма).

2Ср.: 1 Кор. 14:26 («у каждого из вас есть псалом»); Еф. 5:19 («назидая самих себя псалмами»); Кол. 3:16 («вразумляйте друг друга псалмами»).

3 См.: Тафт Р. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. СПб., 2000. С. 20—21.

4 Автору этих строк довелось в 1992 году принять участие во всенощном бдении в афонской Лавре святого Афанасия в день памяти этого святого: богослужение продолжалось около 15 часов без перерыва и включало в себя вечерню с литией (длившуюся около четырех часов), утреню (около шести часов), часы, таинство Крещения (два часа) и Божественную Литургию (три часа).

5 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения в 5 томах. Т. 2. СПб., 1886. С. 1X1—182.

6 Ср.: Верховской С. Об имени Божием. С. 45.

7 Молитва, читаемая на всех богослужениях суточного круга.

8 Вечерня. Молитва светильничная 1-я.

9 Вечерня. Молитва светильничная 3-я.

10 Вечерня. Молитва светильничная 4-я.

11 Вечерня. Молитва светильничная 7-я.

12 Утреня. Молитва светильничная 1-я.

13 Утреня. Молитва светильничная 2-я.

14 Утреня. Молитва светильничная 4-я.

15 Утреня. Молитва светильничная 6-я.

16 Утреня. Молитва светильничная 8-я.

17 6-й час. Тропарь.

18 Этот стих псалма исполняется также в конце праздничных вечерни и утрени.

19Чинопоследование оглашения.

20 Там же.

21 Там же.

22 Таинство Крещения.

23 Воды.

24 Таинство Крещения. Молитва на освящение воды.

25 Там же.

26 Молитва на измовение в 8-й день.

27 Таинство елеосвящения.

28 Чинопоследование пострижения в рясофор.

29 Более подробный список см. в: Православная Церковь о почитании Имени Бо-жиего и о молитве Иисусовой. СПб., 1914. С. 56—67.

30 Литургия св. Василия Великого. Молитва анафоры.

30 Литургия св. Василия Великого. Молитва анафоры.

31 Исх. 28:12.

32 Ин. 10:3.

33Деян. 7:59.

34 Рим. 1:8.

35 Как показал И. Озэрр в своем исследовании, посвященном именам Христа в раннехристианской литературе, имя «Иисус» использовалось применительно к Иисусу Христу без добавления других имен только в Евангелиях и в писаниях Дионисия Ареопагита; в прочих памятниках христианской литературы I—VII веков чаще использовались имена «Христос», «Иисус Христос», «Господь Иисус», «Господь наш», «Господь наш Иисус Христос» и т. д. Так например, в сирийской версии 1 -го тома творений преподобного Исаака Сирина (Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa. Ed P. Bedjan. Leipzig, 1909) 150 раз упоминается «Господь Иисус», 75 раз «Христос», 44 раза «Господь наш» и лишь 18 раз «Иисус». Григорий Богослов чаще всего употребляет имя «Христос» и лишь изредка —имя «Иисус». В византийских литургических памятниках молитвенные обращения к Иисусу Христу чаще всего имеют следующие формы: «Господи Иисусе Христе», «Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш», «Христе Боже» и т. д.; обращение «Иисусе» без добавления других имен Христа употребляется лишь в Акафисте Иисусу Сладчайшему (о котором бу-

дет сказано ниже). Таким образом, молитва Иисусова в ее классических формах — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» — отражает наиболее распространенные в раннехристианской Церкви формы призывания Иисуса Христа в молитве. См.: Haiisherr I. The Name of Jesus. P. 3—82.

36Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 85 (Цит. в переводе епископа Феофана Затворника по изд.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Т. III. Изд. 2-е. М., 1900. С. 59).

37Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 61 (С. 39).

381 Кор. 12:3.

39Ср.:Евр. 12:29.

40Диадох, епископ Фотики. Слово подвижническое 59 (С. 38).

41 Евагрий. О различных лукавых помыслах 42. 42 Евагрий. Умозритель 45; О молитве 74.

43 Евагрий. Размышления 2.

44 О нем см.: Chitty D. J. Abba Isaiah. — Journal of Theological Studies 22, 1971. P. 47—72.

45 На русском языке см.: Добротолюбие священного трезвения. Пер. еп. Феофана. Т. I. M., 1883. С. 209—327.

46Пс. 38:4 (Синод, пер.: «Воспламенилось сердце мое во мне, в мыслях моих возгорелся огонь»).

47Евр. 12:29.

48 Под «чтением» в аскетических текстах обычно понимается чтение Псалтири, шире — чтение Священного Писания.

49 Цит. по: Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Изд. 4-е. Брюссель, 1963. С. 153—154.

50 Митерикон. Собрание наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре. [Пер.] епископа Феофана. Изд. 2-е, дополненное. М., 1898. С. 45. Греческий текст не издан (св. Феофан Затворник переводил по рукописи XV века). Те же две краткие формы молитвы Иисусовой см. в:Дорофей Газский. Сказание о святом Доси-фее, 10 (Dorothee de Gaza. Oeuvres spirituelles. Sources Chretiennes 92. Paris, 1963. P. 138. Рус. пер. в: Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10-е. Шамордино, 1913. С. 14).

51 О датировке памятника см., в частности: Василий (Кривошеин), архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». — Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 34—36; Лурье В. М. \ 1ризвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. С. 90. Архиепископ Василий датирует «Сказание» VI—VII веками, однако, по мнению В. М. Лурье, «Сказание» относится к середине V века.

521 Фес. 5:17.

53 Многополезное сказание об авве Филимоне, 10 (См.: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2-е. Т. 3. М., 1900. С. 365).

54Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 39 (Цит. по: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни. Пер. с греческого. Изд. 4-е. СПб., 1905. С. 28). Ср.: Пс. 144:18.

55 Там же, вопр. 126 (С. 88). Ср.: Мф. 23:23.

56 1 Фес. 5:17.

57 Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, вопр. 422 (С. 282). 58Там же, вопр. 423 (С. 282—283).

59 Там же, вопр. 424 (С. 283).

60 Там же, вопр. 666 (С. 421—422).

61 Там же, вопр. 716 (С. 440).

62Иоанн Синайский. Лествица 15, 53 (Цит. по: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Изд. 7-е. Сергиев Посад, 1908. С. 134).

63 Там же 21,7 (С. 156).

64 Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 65 Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139).

66Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным.

67 Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VI—VII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне-византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000.

68 Очевидно, первоначально глав было 200.

69См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197.

70 Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2-е. М., 1895. С. 136).

71 Там же 41 (С. 119).

72 Там же 169 (С. 139).

73 Там же 105 (С. 128).

74 Там же 196 (С. 143).

75 Там же 197 (С. 143).

76 Там же 106 (С. 129).

77 Там же 182 (С. 141).

78 Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих».

79Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С)

80Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 81 Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

82 Там же 5 (С. 114).

83 Там же 39 (С. 119).

84 Монах.

85 Исихий. О трезвении и молитве 149 (С. 136). 86Тамже 168 (С. 139).

87Там же 170 (С. 139). Ср.: Григорий Богослов. Слово 27, 4 (SC 250, 80: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать»). 88Исихий. О трезвении и молитве 20 (С. 116).

89 Там же 62 (С. 122).

90 Там же 21 (С. 116). Ср. также главы 26, 42.

91 Там же 28 (С. 117).

92Тамже46(С. 120—121). Та же тема в главах 88, 98, 137, 143, 153, 174 и др.

93 Там же 47 (С. 121).

94 Там же 142 (С. 134).

95 Там же 7 (С. 114).

96 Там же 91 (С. 126).

97 Там же 97 (С. 127).

100Ср.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Святой Григорий Палама и православная мистика. В кн.: Мейепдорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. М, 2000. С. 286.

101 Исихий. О трезвении и молитве 152 (см. цитату выше).

102 Характерно, что в эту же эпоху на Западе складывается культ имени Иисусоыва, заметно отличающийся от византийского. Этот культ, закрепленный специальным декретом 2-го Лионского собора (1274), нашел отражение в латинской литургии, а также в многочисленных средневековых богословских трактатах, посвященных имени Иисусову. Многовековому развитию культа имени Иисусова подвел итог знаменитый трактат испанского мистика XVI века Луиса де Леона «Имена Христа» (см.: Louis de Leon. Los Nombres de Cristo. Des Noms de Jesus-Christ dans la Sainte Ecriture. Traduite par Г Abbe V. Postel. Paris—Lyon, 1862). Подробнее о средневековом культе имени Иисусова и о почитании так называемой священной триграммы (IHS) см. в: Noye I. Jesus (Norn de). — Dictionnaire de spiritualite VIII. Paris, 1974. Cols. 1114—1126. См. также: Biasiotto P. R. History of the Development of the Devotion to the Holy Name. New York, 1943; Metcalfe J. The Name of Jesus. Tylers Green, 1988; Repges W. Die Namen Christi in der Literatur der Patristik und des Mittelalters. — Trierer Theologische Zeitschrift 73. 1964. S. 161—177; Ruck-Schroder A. Der Name Gottes und der Name Jesu. Neukirchener, 1999; Sabourin L. Les noms et titres de Jesus. Bruges—Paris, 1963; Sabourin L. The Names and Titles of Jesus: Themes of Biblical Theology. New York, 1967; Taylor V. The Names of Jesus. London, 1954.

103 Есть, впрочем, и защитники подлинности трактата, в основном среди отечественных исследователей. См., в частности, предисловие и комментарии А. Г. Дунаева к сб.: Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения отцов-исихастов. М., 1999. С. 5—10, 147—152, 162—171. См. также комментарии В. М. Лурье к кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и учение святителя Григория Паламы. С. 414—417.

104См.: Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 79—82.

 О теме имен Божиих у преподобного Симеона см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 263— 270. Имеются, кроме того, сведения о почитании имен Божиих в среде учеников Симеона. Так, в «Житии преподобного Симеона Нового Богослова», написанном преподобным Никитой Стифатом (XI в.), рассказывается о некоем Иерофее, бывшем епископе, который, будучи учеником Симеона, отличался особенно благоговейным отношением к именам Божиим: <«...> Если ему случалось читать книгу, то, сколько бы раз ни попадалось имя "Бог", или "Иисус", или "Христос", он прикладывал к этому божественному наименованию свой правый глаз, затем другой до тех пор, пока книга и грудь его не увлажнялись слезами» (Цит. по: Никита Стифат, преподобный. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка, 57. Пер. Л. А. Фрейберг. — Церковь и время № 2 (9), 1999. С. 182).

106Метод священной молитвы и внимания (Цит. по переводу А. Г. Дунаева в сб.: Путь к священному безмолвию. С. 16—18).

107 Там же (С. 18—19).

108 Там же (С. 19). 109Пс. 33:9. 110Мф. 17:4.

111 Метод священной молитвы и внимания (С. 20—21).

112 Выражение заимствовано из языка преподобного Макария Египетского (IV в.).

113 Метод священной молитвы и внимания (С. 23—24).

114 Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические 1, 64 (Цит. по: Симеон Новый Богослов, преподобный; Никита Стифат, преподобный. Аскетические произведения в новых переводах. Клин, 2001. С. 24).

115 Т. е. внутри.

116 Никифор Безмолвных. О хранении сердца (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2-е. М., 1900. С. 249—250).

117 Там же (С. 250—251).

118 Об этих авторах см., в частности: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 295—297, 318—320; Его sice. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 11—16; Дунаев А. Г. Предисловие к кн.: Путь к священному безмолвию. С. 10—14.

119 1 Фес. 5:17.

120Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим 1—4 (Цит. по: Добротолюбие священного трезвения. Т. 5. Изд. 2-е. С. 216—218).

121 Григорий Полома. Триады I, 2, 3 (Цит. по: Св. Григорий Полома. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 43).

т Макарий Египетский. Духовные беседы 15, 20 (PG 24, 589 В).

123 Григорий Панама. Триады I, 2, 3 (С. 43—44).

124 Там же I, 2, 6 (Там же. С. 46).

125 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 4, 9.

126 Григорий Палама. Триады I, 2, 7 (С. 47—48).

127 Там же 1,2, 8 (С. 48-49).

128 Евагрий. О молитве 36. После осуждения Евагрия на V Вселенском Соборе трактат «О молитве» был надписан именем Нила Синайского. См: Hausherr I. Le 'De oratione' d'Evagre le Pontique en syriaque et en arabe. — Orientalia Christiana Periodica 5. Roma, 1939. P. 7—71; Hausherr I. Le 'De oratione' de Nil et Evagre. — Revue d'ascetique et de mystique 14. Paris, 1933. P. 193—199.

129 Исаак Сирин. Том 2-й. Беседа 14, 11—14 (Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М, 1998. С. 107—108).

130 О внешних формах молитвы см., в частности: Габриэль (Бунге), иеромонах. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. С. 121—172.

131 Т. е. молитва «Отче наш».

132 Т. е. Иисусова молитва.

133 Деян. 4:12.

134 Симеон Солунский. О священной молитве (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе. Т. 5. С. 443—445).

135 XIII веком датируется первая известная рукопись этого произведения. На славянский язык оно было переведено в XIV веке. Вопрос об атрибуции и точном нрсмени появления этого памятника однозначно не выяснен, однако ученые связывают его появление с афонским исихазмом. См.: Козлов Максим, протоиерей. Акафист в истории православной гимнографии. —Журнал Московской Патриархии № 6, 2000. С. 84—85.

136 Акафист Иисусу Сладчайшему. Икос 1.

137 Там же. Икос 3.

138 Там же. Икос 4.

139 Там же. Кондак 9.

140 Там же. Кондак 10.

141 Там же. Икос 11.

142 Помимо Акафиста Иисусу Сладчайшему, имеется еще и Канон Иисусу Сладчайшему, в котором имя Иисуса вставляется в текст с максимальной частотой: «Тя, Иисусе мой, молю: якоже блудницу, Иисусе мой, избавил еси многих согрешений, тако и мене, Иисусе Христе мой, избави, и очисти оскверненную душу мою, Иисусе мой» (песнь 8).

143 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 217—218. 144Пс. 62:2. 145 Пс. 34:10.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.160-201.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru