Исихазм

Автор Тема: Апокатастасис и практика молитвы  (Прочитано 73892 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Идея апокатастасиса отвергает вечные муки в аду, тотальное осуждение, говорит о том, что спасутся ВСЕ, даже падшие ангелы. Мы можем предположить, что  Божественная Любовь способна ненасильно, всеочевидно обнаружить Себя перед личностью и та когда-нибудь обратится к Истине, произойдет "восстановление всего", зло как небытие упразднится... Как известно, идея апокатастасиса отвергнута Вселенским собором. Критика апокатастасиса, как полагаю, сводится в основном к тому, что данная идея, якобы, отрицает свободу воли грешника. Однако хотелось бы обсудить практический смысл идеи апокатастасиса. Соглашусь, что скорее всего проповедовать апокоатастасис нельзя, но можно верить в него как в спасительное слово тому, кто на пути молитвенной практики часто впадает в уныние, склонен к отчаянию на почве аномально выраженной тревоги осуждения - проявления болезненного комплекса вины, мазохистичности; когда перестаешь верить в спасение, "держишь ум во аде"...и отчаиваешься. Пожалуйста, поделитесь опытом спасения от отчаяния в связи с идеей апокатастасиса... или без неё.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #1 : 29 Июль 2005, 16:28:34 »
Надеяться на апокатастасис можно, но однозначно утверждать его нельзя, т.к. это нарушит принцип свободы человеческой воли.

"Не невозможно чтобы все спаслись" (прп. Иоанн Лествичник)

“Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим” (прп. Иоанн Дамаскин)

„Пришествие Сына будет для всех, но будет иметь целью суд и отделение верных от неверных, ибо и верующие веруют по их собственному выбору, точно так же и не соглашающиеся с Его учением не соглашаются по их собственному выбору... Тем, которые пребывают в своей любви к Богу, Он дарует общение с Ним. Но общение с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. На тех же, которые по их собственному выбору удаляются от Бога, Он налагает то разъединение с Собою, которое они выбрали по собственному соглашению. Но разъединение с Богом есть смерть и разъединение со светом есть тьма, и разъединение с Богом есть лишение всех благ, которые есть у Него. Поэтому те, которые чрез отступничество теряют эти вышеупомянутые вещи, будучи лишены всего блага; — испытывают всякого рода наказания. Однако Бог не наказывает их непосредственно Сам, но это наказание падает на них, потому что они лишены всего того, что есть благо. В самом деле, благо вечно и без конца находится с Богом и, следовательно, лишение блага тоже вечно и не имеет конца. В этом случае происходит то же, что при возлиянии света: те, которые ослепили себя или ослеплены другими, совершенно лишены наслаждения светом. Но не так, чтобы свет наложил на них наказание за слепоту, но эта слепота сама собою принесла им несчастье. Поэтому Господь объявил: „верующий в Меня не судится" (Ио. III, 18), т. е. не разъединяется от Бога, ибо соединен с Ним верою. С другой стороны, он говорит: „Неверующий уже осужден ибо он не веровал во имя Единородного Сына Божия"; т. е., он по своему собственному соглашению разъединил себя от Бога. „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет"(Ин.III,18—21). Итак, коль скоро некоторые люди в этом мире отдают себя свету и посредством веры соединяются с Богом, другие же бегут света и разъединяют себя от Бога, — Слово Божие придет приготовить соответствующее обиталище для тех и других: для тех, кто во свете, чтобы они могли получать блаженство от света и блага, заключающаяся в нем, — а равно и для находящихся во тьме, чтобы они были причастны ее бедствиям."
Св. Ириней Лионский

"Нельзя в собственном смысле сказать, что причастие жизни бывает воздаянием за прежние добрые дела, а обратное — наказанием за дела худые [26]. Сказанное же подобно примеру с глазами. Мы, ведь, не называем различение видимого наградою и отличием каким-нибудь, которое воздает очистившему зрение и, наоборот, не называем наказанием того обстоятельства, постигшего больного, что он лишен зрительной деятельности. Но как человеку, находящемуся в нормальном состоянии и необходимо видеть, а выведенному болезнью из нормы естественно лишиться способности зрения, — так и блаженная жизнь сродна и свойственна имеющим чистые органы душевных чувств, a у кого болезнь неведения, подобно какому-то гною, служит препятствием к приобщению истинного света, для того необходимым последствием бывает не иметь части в том, приобщение чего называем жизнью для приобщающихся".
Св. Григорий Нисский

"Предположим, что зрение двух данных людей постигнуто каким - то недугом, и один из них с большим тщанием предал себя врачеванию, перенося все предписания врачебного искусства, как бы трудны они ни были; а другой пусть до невоздержности расположен будет к баням и употреблению вина, не принимая от врача никакого совета к сохранению здоровья глаз. Посему мы, смотря на конец, постигающий того и другого, говорим, что оба достойно восприемлют плоды своего произволения, именно, один — лишение света, а другой наслаждение светом. Ибо, что по необходимости следует, то, по извращению (смысла) называем воздаянием [27]."
Св. Григорий Нисский

„Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа. Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом?), но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу, и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю"
св. Василий Великий

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #2 : 29 Июль 2005, 18:17:52 »
Как вы полагаете, человек как образ Божий способен ли на такую бесконечную упрямость в саморазрушении и нераскаянность, что будет всегда выбирать небытие, т.е. творить зло? Человек силен тотально отвергать Благодать?

  "В самом деле, благо вечно и без конца находится с Богом и, следовательно, лишение блага тоже вечно и не имеет конца."

Вопрос: Так ли вечно лишение блага? Разве это прямое следствие наличия бесконечного блага?
Как вы думаете, если небытие в определенном смысле движущая сила развития личности (есть такой взгляд), то возможно ли состояние субъекта, когда его развитие завершилось в Божественной Полноте и, значит, небытие может быть упразднено, таким образом, уже не нужно ничего выбирать,- настанет Царство Любви?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #3 : 29 Июль 2005, 18:34:09 »
Цитата: viktor
возможно ли состояние субъекта, когда его развитие завершилось в Божественной Полноте и, значит, небытие может быть упразднено, таким образом, уже не нужно ничего выбирать,- настанет Царство Любви?


Конечно, это и есть состояние возврата в вечность (выход за пределы времени) для этого субьекта, когда для него "времени уже не будет"(Откр.10.6), потому что не будет изменения в состоянии воли. Хотя возможность отпадения (и возврата во время) наверно будет потенциально всегда присутствовать (это правда только моя гипотеза, ИМХО).

Цитировать
Так ли вечно лишение блага? Разве это прямое следствие наличия бесконечного блага?



Это прямое следствие свободной воли.  Как возможно "состояние субъекта, когда его развитие завершилось в Божественной Полноте", также в принципе возможно и тотальное состояние вечной нераскаянности и бунта против Бога, и это и есть "огонь вечный". Суть в том что истинная любовь может быть только свободной, а свобода всегда допускает потенциальную возможность противоположного выбора. Мы можем надеяться, что в конце концов в "вечном огне" никого не окажется, но с уверенностью этого не знаем, это известно только Богу.

Цитировать
Мы можем предположить, что Божественная Любовь способна ненасильно, всеочевидно обнаружить Себя перед личностью и та когда-нибудь обратится к Истине, произойдет "восстановление всего", зло как небытие упразднится...


Отпадение от добра не есть результат того что Бог недостаточно "всеочевидно" обнаружил себя перед личностью. Диавол был одним из высших архангелов, созерцал Бога в нетварном свете и был причастен Божественной любви, однако это не воспрепятствовало его падению.

Пока есть свобода воли, есть и хотя бы потенциальная возможность отпадения во зло. Полное "насильное" упразднение зла, даже в потенции, равносильно упразднению свободы воли.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #4 : 29 Июль 2005, 22:37:02 »
Цитата: Evgeny
Суть в том что истинная любовь может быть только свободной, а свобода всегда допускает потенциальную возможность противоположного выбора.
Вывод кажется небезупречным. Ставить свободу в зависимость от существования негативного выбора, быть может, не совсем верно (говорит банальности и сам это понимает :-)). Помысел, кажется, излишне человеческим. А ведь можно и помечтать, что будет такой мир, где не будет человеческой (этой противной гномической) воли. По странному стечению обстоятельств, от наличия её, кажется, зависит сознание себя как это понимается в нынешнем нашем положении, взгляд и оценка себя как-бы со стороны. А не будь её - что бы мы сознавали о зле? Тогда и дерево познания добра и зла было бы пустым звуком для святых детей Божиих :-). Просто в это проклятое дерево ударилась воля человека и раздвоилась, как язычок змеи - в одну сторону пошла воля к злу, в другую - воля естественная, во всём согласная с волей Божией. Так что, не уверен, но, кажется, можно помыслить, что "Се, творю всё новое", где воли гномической не будет.  :D Впрочем, может быть я во всём неправ.
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #5 : 29 Июль 2005, 22:46:39 »
Я уже проговаривал свою т.зрения: чего не было и не обожилось, не будет.

Мои размышления. Не судите строго.

1. Если не обожилось и продолжает быть, значит, зло (злая воля) будет иметь вечную жизнь не во Благе. Причем свободный выбор зла оказывается "сильнее" благого (свобода больше бога). Получается, тот, кто проповедует вечные муки и ад, исповедует совечность отца лжи Отцу Благому. Вечные муки требуют и вечного мучителя - того, кто будет наслаждаться страданиями. Митр.Антоний Сурожский предлагает "мягкий" выход из этой ситуации (дюже своими словами говорю): за вечностью будут стоять другие времена (эоны), т.е. у "ближайшей" к нам вечности будет некий конец, когда и завершатся вечные муки.

2. Человек создан по образу Божиему. Пусть человек - закоренелый грешник, Бог через Свой образ уже вложил в него часть Себя (в энергиях). Тут можно сослаться на православную теорию образа, принимая, что человек - икона Бога, "написанная" Богом и наименованная. Очевидно, нетварные энергии, "стоящии" за образом Бога в человеке, святы, т.е. в каждом человеке есть Нечто, что никак не подлежит мучению.

3. Мукам может быть подвержено только то, что не обожилось. Мы видим, что в нашем мире мучается физическое тело и мучается тело душевное. (Сложнее говорить про тело духовное.) Мучение физического и душевного тела сопровождается их разложением. Обожение вводит в преображение и воскресение. Если же обожения не совершилось, и той части тела физического и тела душевного, коей оно не коснулось, ждет... А что ждет? - Распад, уничтожение, некая переработка и, наверно-отчасти,  муки! По крайней мере, все знают, что именно так происходит с физ. телом.

4. Идея апокатастасиса, заявляющая о том, что спасутся все, груба и несовершенна, посему и отвергнута. Но и идея продления "навсегда" мук и ада далеко не безупречна. Она узаконивает вечную и несокрушимую силу зла, перед которой Добро оказывается бессильным, она "рождает" второго бога - зла, мучений и ненависти, который даже в узах вечно противостоит благому Творцу.

Посему и говорю: чего не было и не обожилось, не будет. Исчезнет.

Для того и молимся, чтобы развивалось в Нетварном Свете наше тело духовное, чтобы очищалось и преображалось тело душевное, в покаянии проходя через страдания, ощущая себя оставленными, претерпевая муки, - веря, что через испытания ведет нас и зовет к себе Божественная Любовь. Претерпевший же до конца спасется.

PS О теле душевном и теле духовном говорит ап.Павел. К сожалению, учение это не разработано.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #6 : 29 Июль 2005, 22:51:27 »
Цитата: Сергей С.
Ставить свободу в зависимость от существования негативного выбора, быть может, не совсем верно А ведь можно и помечтать, что будет такой мир, где не будет человеческой (этой противной гномической) воли.


Наоборот, это возможность существования негативного выбора есть следствие, "побочный эффект" свободы. А помечтать конечно можно, но мечты наши не изменят решения тех кто решил твёрдо держаться негативного выбора. На самом деле "отмена" свободы вместе с возможностью негативного выбора есть настоящее насилие над человеческим духом, несовместимое с любовью. Бог не хочет нас застявлять любить Его насильно.

Есть такой анекдот, метко подмечающий насильственность апокатастасиса:

Душа: "Где я?"
Ангел: "В раю"
Душа: "А почему вокруг колючая проволока?"
Ангел: "Разговорчики в раю!"

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #7 : 29 Июль 2005, 23:04:11 »
Всё же хотелось бы подчеркнуть именно практический аспект идеи апокатастасиса. Посудите сами, мы вдаемся в сложную богословскую дискуссию забывая, чему эта идея служит. Честно сказать, мне больше было бы по душе, если бы кто-нибудь поделился своим личным опытом. Думаю, что апокатастасис, как это ни странно вам покажется, это личный опыт милости Божией, спроецированный на весь мир. Это попытка сквозь вину и страх воззвать к Богу Любви, чтобы услышать, что ты прощен!
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #8 : 29 Июль 2005, 23:04:33 »
Цитата: Alexander
Я уже проговаривал свою т.зрения: чего не было и не обожилось, не будет.
.


Что же, в этом есть свой резон. Вспоминается фраза ап. Павла о спасении "как бы из огня", притча о пшенице и плевелах, образ сожжения Содома и спасения того единственного праведника который в нём нашёлся.

Вопрос только вот в чём. Когда Бог отделит пшеницу от плевел в нашей душе, на чьей стороне будет наше "я", наша воля? Если на стороне пшеницы, на стороне Бога, то да, то что не обожилось, сгорит и уничтожится. Если же на стороне плевел, то она будет гореть вместе с плевелами, и гореть вечно, т.к. человечесая ипостась неуничтожима.

Цитировать
Бог через Свой образ уже вложил в него часть Себя (в энергиях).


Да, но воля то может идти против этого образа.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #9 : 29 Июль 2005, 23:10:25 »
Цитата: viktor
Всё же хотелось бы подчеркнуть именно практический аспект идеи апокатастасиса. Посудите сами, мы вдаемся в сложную богословскую дискуссию забывая, чему эта идея служит. Честно сказать, мне больше было бы по душе, если бы кто-нибудь поделился своим личным опытом. Думаю, что апокатастасис, как это ни странно вам покажется, это личный опыт милости Божией, спроецированный на весь мир. Это попытка сквозь вину и страх воззвать к Богу Любви, чтобы услышать, что ты прощен!


Именно личный опыт познания милости Божией, всепрощаюшей, но деликатной и никогда не насилующей волю, не навязывающей себя, но вечно жертвующей и приглашающей разделить радость причастия Любви, и подсказывает мне подобный взгляд на апокатастасис.

"Наша воля есть медная стена между человеком и Богом" (прп. Силуан Афонский)
Только наша воля, и больше ничего.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #10 : 30 Июль 2005, 00:36:45 »
Если человеческая ипостась неуничтожима, сие не означает, что душа будет "гореть" вечно-бесконечно. Образно говоря (очень упрощенно), выгорит до определенного места-узла (то самое "как бы из огня"), где находится противодействие воле Божией, и противодействия не останется - оно сгорит вместе с человеческой волей всего нижнего этажа сгоревшей души. А выше (тоньше, глубже, дальше) человек - бог. Помним же: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Человек - бог по благодати и сын Всевышнего, а сын и бог с Богом-Отцом не воюет.

Хочу заметить, что слово "душа" повсеместно используется и смысл его давно "уплыл". Чтобы слова, сказанные мною выше были подкреплены авторитетом, приведу ап. Павла (из 1 Кор.):

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.  Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.  

Ап.Павел говорит о душе "всего лишь" как о душевном теле, которое, оказывается не такое уж и вечное, а сеется. Восстает же тело духовное! А что происходит с телом душевным? Мда.

И наконец:

Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #11 : 30 Июль 2005, 01:06:22 »
Цитата: Alexander
Образно говоря (очень упрощенно), выгорит до определенного места-узла (то самое "как бы из огня"), где находится противодействие воле Божией, и противодействия не останется - оно сгорит вместе с человеческой волей всего нижнего этажа сгоревшей души. А выше (тоньше, глубже, дальше) человек - бог. Помним же: Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Человек - бог по благодати и сын Всевышнего, а сын и бог с Богом-Отцом не воюет.


Вот именно, т.е. по твоему получается насильственное спасение вплоть до уничтожения противостоящей воли, о чём я и говорил - апокатастасис несовместим со свободой воли. Кстати именно эта фраза из псалма и говорит что человек, будучи в возможности богом, имеет также всегда и возможность пасть и умереть для жизни в Боге, восстав против благодати в нём же действующей, но не насилующей его. Именно это состояние противодействия благодати, вечно укоряющей злой выбор воли и призывающей вернуться в объятия Отча, состояние внутреннего противостояния Христу который будет всё во всём, и есть мучение - невозможность скрыться от Того Которого воля ненавидит, и Любовь Которого жжёт. "Мучащиеся в геенне бичуются огнём Божественно любви" (прп. Исаак Сирин)

В общем, поживём - увидим.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #12 : 30 Июль 2005, 01:26:16 »
Цитата: Evgeny
получается насильственное спасение вплоть до уничтожения противостоящей воли, о чём я и говорил - апокатастасис несовместим со свободой воли. Кстати именно эта фраза из псалма и говорит что человек, будучи в возможности богом, имеет также всегда и возможность пасть и умереть духовно, восстав против благодати в нём же действующей, но не насилующей его.

Скорее - помрём - увидим :-)
Ничего не имею против всеобщего спасения, только совсем несвоевременно эту идею принимать и в её утверждение говорить. Истина потому и истина, что изрекается всегда к месту и ко времени, а иначе и истина бывает неистинна. Эта идея может расслабить тех, кто делает и особенно тех, кто много лет страдает, видя как кто-то много лет наслаждается. Ему то мы и скажем о всеобщем спасении :-), а он нас поколотит, ибо эта сказка хороша для тех кто хорошо живёт. Поэтому и митр.Антоний о ней говорил, а не о.Иоанн Кронштадтский.
Когда я говорил про то, что воли к греху, этого ужасного раздвоения воли человека не останется, я имел ввиду тех, кого примет Бог, а не ад. А свобода, кажется, всё-таки будет не низшей свободой выбора, а свободой любить Бога без всякого припятия и потенции к какому либо выбору, ибо он предполагает несовершенство и раздвоение воли. Просто мы не можем себе этого представить, но ведь "не всходило то на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его"...  :D
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #13 : 30 Июль 2005, 03:19:48 »
Да уж. "Все должны беречся, чтобы не допустить в сердце своё недуг безбожного Оригена, ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым" (прп. Иоанн Лествичник)

Вообще об апокатастасисе уже столько копий переломано, столько написано, что вряд ли мы что-нибудь новое скажем. Ещё в 4-5 веке споры об этом бушевали. Кто интересуется, смотрите здесь (статьи не без погрешностей, но дают общий обзор вопроса):
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/vechnyjad.htm
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/optimistbogoslov2.htm
http://www.st.mrezha.ru/apokatas.htm
http://www.myriobiblos.gr/texts/russian/daley_maxim.html

И возвращаясь к первоначальному вопросу Виктора "обсудить практический смысл идеи апокатастасиса". Мне кажется, утверждать апокатастасис как средство против уныния вовсе не требуется. Достаточно знать что милосердие Божие безгранично, что все наши грехи "как горсть песка брошенная в океан Божиего милосердия", что "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не погибнет вовек"(Ин.11.26), что Бог сделает всё возможное для нашего спасения, только если мы своей волей не будем этому противодействовать. Ничто, кроме злого выбора нашей воли, "не отлучит нас от любви Христовой".

Что же касается уничтожения воли ради всеобщего восстановления в добре - Бог слишком "кроток и смирен", чтобы навязывать свою любовь насильно, слишком увжает своё творение и смиряется перед его выбором. Кто испытал прикосновение Духа Божия, смиренного, легкого и деликатного "как дуновение ветра", привлекающего а не подавляющего волю, знают это.

"Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. ... Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость. ... Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде" (Прп. Силуан Афонский)

______________
А вот чтение от уныния:

"Сердце твое — маленькое. Не допускай же ничего лишнего в него. Пусть в нем будет место только для Бога и для любви к Нему. Брат, для того Бог и привел тебя в эту жизнь, и наделил разумной душой, чтобы ты спасся и навеки пребывал с ним в бессмертной жизни и радости. Знай это и люби Его, и будь верен Ему до смерти (Откр. 2, 10) [63], и будь уверен в Его сильном желании спасти тебя и помочь тебе во всем и знай, что тебе НЕВОЗМОЖНО не спастись, если только ты позаботишься о том, чтобы на мощно протянутую к тебе десницу Божию и самому протянуть к ней свою немощную руку. Божия "десница" — это благодать Божия, призывающая тебя к спасению и простирающая тебе мощную помощь для осуществления сего, а твоя "рука" — это сильное и действенное желание быть спасенным и любовь к Богу, и вера. Всецело отдай себя Богу, смирись пред Ним и перед братьями твоими — людьми. Презри себя и сочти себя за ничто, как оный евангельский мытарь (Лк. 18) [64], и вот ты — спасешься. Потому что только смиренный спасается и получает благодать Божию.

Затем, брат, скажу тебе, что диавол влагает в наши сердца и чувство безнадежия, дабы ослабить все наши силы и волю к спасению. Он нам внушает, что все равно мы не можем спастись; что это посильно только для святых, пустынников, мучеников, исповедников и великих подвижников, но не для нас, грешных, которые и каяться даже не умеем, как должно. Знай, брат, что эти же чувства безнадежия и бессилия он внушал и помянутым святым, стараясь внушить им мысль, что их жизнь течет бесполезно, и подвиг их не нужен, да и слишком незначителен, чтобы быть принятым Богом во спасение их душ. Но они отвергли прилоги искусителя и вышли, как ты знаешь, победителями. Так и ты далеко отбрось от себя эти мысли и будь благонадежен. Святые, конечно, по своей любви к Богу и за свои великие подвиги наследуют великое; но и тебе, спасающемуся, уготовано спасение, и знай, что если ты получишь самое малое в сравнении с великим воздаянием святых, то и это малое в Царстве Небесном будет огромным и превосходящим все твои ожидания и возможности твоего ожидания и представления, и то настолько, что это и выразить и задумать нельзя, ибо не в меру Бог дает Духа (Ин. 3, 34) и милостив и щедр Господь (Пс. 110, 4), благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив Дародатель (Иоиль 2, 13)."

"Духовное утешение на пути ко спасению"
http://www.pravbeseda.org/library/?page=book&id=547

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #14 : 30 Июль 2005, 15:18:35 »
Цитировать
Что же касается уничтожения воли ради всеобщего восстановления в добре - Бог слишком "кроток и смирен", чтобы навязывать свою любовь насильно, слишком увжает своё творение и смиряется перед его выбором. Кто испытал прикосновение Духа Божия, смиренного, легкого и деликатного "как дуновение ветра", привлекающего а не подавляющего волю, знают это.


А кто испытал ураган Духа Божия, сметающего препятствия и побеждающего ложь? Се огнь поядающий!

Уничтожение чьей воли? Разве у внешнего человека (плотского и душевного) есть свобода выбора? Нет этой свободы, ибо обретается она в Духе. И это исключительно практический вопрос. Пока человек не родится от Духа, он - марионетка, его выбор запрограммирован. Горшок в руках горшечника. Ап.Павел не зря говорил (Рим.9):

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.  Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"

Хочу закрепить внимание на том, что я говорю не об апокатастасисе (недостатки этого учения давно разобраны по косточкам), а о слабости позиции сторонников вечных мук, которые вместе с Благим Богом невольно начинают "исповедовать" злого бога, если говорят о вечно-бесконечном противлении Благу. Они раскалывают Единого, поскольку в самом противлении присутствует противник.