Исихазм

Автор Тема: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь  (Прочитано 6176 раз)

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Здравствуйте. На тему для обсуждения пока не тянет. Вскоре удалю.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.
Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.
В чем угроза ?
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Доброго здравия.
Хочу напомнить что в РПЦ исихазм в 1913 году классифицирован синодом как ересь. И желательно быть аккуратнее в выборе источников изучения. По сути РПЦ запуталось смешав исихазм и имяславие.

Исторически иерархическое священство в христианстве давно видит в молитвенниках лишь угрозу своей абсолютной власти.
Это где-то аж со второй половины второго века тянется.
Даже была буквально придумана специальная "ересь" мессалианства для такого случая (которой нет на самом деле), чтобы бороться с молитвенниками, как с еретиками. И борются, а начиная с четвертого века и при помощи государства. Лишь со скрипом за некоторыми монахами иногда иерархическое священство признаёт молитвенный путь, но и то под полным контролем иерархии.
То же, чему учил Иисус на этот счёт, никого не интересует.
И, да, обсуждать тут действительно особо нечего. Это констатация реальности.

В чем угроза ?
Строем не желают ходить.
Начальство не признают.
Власти не уважают.
Неуправляемы.
Себе на уме, на догматы плюют, так что "еретиков и иноверцев" для них нет, и врагов не из кого по этой причине для них не сделаешь.
Они лишь собой занимаются, молятся и дух свой меняют.
Их мир совсем не интересует: только Бог и общение с Ним их стремление.

И, да, самое главное, десятины от них не поступает тоже ... )))
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Вот как замазали дерьмом молитвенников в древности (мессалиан).
Хорошо хоть не написали, что они пьют кровь христианских младенцев ...
Жирным шрифтом выделены явные глупости и выдумки о мессалианах.
Остальное, конечно, тоже искажено, но имеет хоть какую-то основу.

1. Сатана пребывает внутри человека (и во всем господствует над ним). Сатана и бесы владеют человеческим умом, и природа людей вступает в общение с природой духов злобы. При этом Сатана и Дух Святой сообитают в человеке.
2. Ни крещение, ни причастие божественных тайн не очищает душу, но одна только молитва.
3. Человек и после крещения осквернён грехом. Не через крещение получает верный нетленное и божественное одеяние, но через молитву.
4. Должно хранить бесстрастие, и причастие Святого Духа будет во всяком чувстве и полноте.
5. Душа должна чувствовать такое общение с небесным женихом сексуального характера.
6. «Духовные» видят грех внутри и извне, равно и благодать действующую и производящую.
7. Зло существует по природе.
8. Адам и до преступления бесстрастно вступал в сексуальное общение с Евой.
9. Семя и Слово упали в Марию.
10. Человек имеет две души: одну человеческую, а другую небесную.
11. Для человека возможно чувственно воспринимать ипостась Святого Духа во всякой полноте и всяком действии.
12. Молящимся может явиться во свете крест. В одно время найден был человек, стоящий у алтаря жертвенного, и Ему принесли три хлеба, замешенные на елее.
13. Ручной труд неприличен для христиан
.


Исследователи «мессалианства» Ж. Грибомон и К. Фитшен утверждали, что сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего. По мнению М. Кмошко и А. Гийомона, такой ереси вообще не было.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мессалианство
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1317370
« Последнее редактирование: 27 Март 2021, 18:34:47 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего.
И действительно.

Имяславцев то погнали с войсками. Хотя там про то что Бог есть имя только одно предложение. Измени его или убери и такого ажиотажа не было бы.
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Суть Бога в сути Его Имени.
Смысл имени в сути имени.
Имя даётся, чтобы именовать суть носителя имени.
Если так они думали об имени Бога, то имяславцы правы.
Имя же в отрыве от его смысла и сути само по себе, как набор букв или звуков, такового свойства уже не имеет, так что тут правы критики имяславцев.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Антониус

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Хорошая статья Муравьева на эту тему, в которой он пишет: «Мессалианство»... есть не более чем опыт неудачного контакта греческого мира со специфическим аскетизмом сирийцев на исходе античности, который, преломившись в церковных баталиях в Персии VII—VIII вв., оказался вновь востребованным и даже пережил свой дентотат.
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/8s0c48f9ix/direct/145657384.pdf

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

Суть Бога в сути Его Имени.
Смысл имени в сути имени.
Имя даётся, чтобы именовать суть носителя имени.
Если так они думали об имени Бога, то имяславцы правы.
Имя же в отрыве от его смысла и сути само по себе, как набор букв или звуков, такового свойства уже не имеет, так что тут правы критики имяславцев.
Вот что говорят в имяславии ("На горах Кавказа")
Согласно таковому понятию об имени Господнем прекрасно разсуждает о сем и современный нам подвижник веры и благочестия протоиерей о. Иоанн Сергиев. Вот его слова: "Имя Господа, Богоматери или Ангела или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела и святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй; имя Богоматери - есть Сама Богоматерь, имя Ангела - Ангел; имя святого - святый. Как это? Тебя зовут, например, NN. Если тебя назовут этим именем, ведь ты признаешь себя всего в нём и отзовёшься, значит согласен, что имя твоё - ты сам с душею и телом,- так и святые; призывая имя их, ты призовёшь их самих. Но у них ни Тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ея, а сам человек - есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твоё отзывается, а душа твоя, посредством телеснаго органа. И так - имя Бога всемогущаго - есть Сам Бог - Дух вездесущий и препростый" (Прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе).

Я не понимаю зачем так все усложнять. Подобные безапелляционные утверждения уже граничат с маркисианской ересью. Если меня позовут по имени я конечно отзовусь, но меня могут позвать и по фамилии или другим способом.
« Последнее редактирование: 28 Март 2021, 09:15:39 от Сергий Исихаст »
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
« Ответ #10 : 28 Март 2021, 09:12:34 »
Сергий Исихаст, из приведённой цитаты следует, что правы скорее всего критики имяславцев, так как последние набор букв и звуков имени, а не его, порой и тайную, суть почитали самим Богом.
Суть Бога, скрытую в имени Бога, вполне можно почитать за Бога, ибо тут не погрешишь против истины.
Но если в имени Бога ты не ведаешь суть Бога, скрытую в этом имени, то это имя - пустой звук для тебя, - и почитать его самим Богом никак нельзя.
А раз так, раз всё так сложно и не для всех, то лучше это знание и оставить не для всех, а лишь для чётко знающих суть имени Бога.
П,С,
Конечно, тут нужны пояснения для догматистов.
"Суть Бога" не есть "сущность Бога", "суть Бога" - это совокупная направленность Его энергий-действий-движений.
Тогда всё корректно и догматически, тогда "суть Бога" выразима в Его Имени и познаваема, в отличии от непознаваемой нами "сущности Бога", трансцендентного миру.
« Последнее редактирование: 28 Март 2021, 09:25:06 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий Исихаст

  • Пусть воля будет Твоя Господи
  • Сообщений: 11
  • Древлеправославный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
« Ответ #11 : 28 Март 2021, 09:25:25 »
Сергий, так это и есть маркисианская ересь порождающая каббалу - нумерологию и иже с ними.
Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешного!

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
« Ответ #12 : 28 Март 2021, 09:37:26 »
Сергий, так это и есть маркисианская ересь порождающая каббалу - нумерологию и иже с ними.
Ересь начинается, когда НЕКОЕ КОНКРЕТНОЕ понимание сути имени навязывается другим.
На деле же все и "еретики" и "не еретики" как-то ведь суть и смысл имён понимают?
Полно у святых расшифровки различных имён в их текстах.
Иначе то ведь невозможно и ещё хуже.
Так что при отсутствии навязывания определённых, тем более ложных идей, связанных с именами, нет никакой ереси.
Нумерология же вообще чушь.
Хотя святые в своей экзегезе вполне поупражнялись в толковании чисел, встречающихся в Писании ... )))

П,С,
Бог непознаваем по сущности, но познаваем по Своей энергии-действию-движению.
Это догматы Константинопольских соборов середины 14-ого века времён споров Паламы с Варлаамом. Так что суть направленности Его энергии-действия-движения, выраженная в Его имени Им Самим (это так по Писанию), вполне познаваема в своей истине.
Имяславцы, помнится, упирали на совпадение имени и СУЩНОСТИ Бога, в чём ошибались.
Но понимание имени Бога в контексте догматов Константинопольских соборов середины 14-ого века времён споров Паламы с Варлаамом вполне корректно и имеет глубокий смысл.

П,П,С,
Догматы упомянутых Константинопольских соборов - фундамент исихазма.
Не случайно они ныне в полном забвении в контексте "современной богословской мысли", которой, как служанке давно и полностью уже обмирщенной иерархии, глубоко плевать на вопросы непосредственной связи молитвенника с энергиями Бога, то есть по этим догматам с Самим Богом, и эти вопросы признано даже вредным поднимать и освещать вероятно ...
« Последнее редактирование: 28 Март 2021, 10:37:46 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм в РПЦ классифицирован как ересь
« Ответ #13 : 28 Март 2021, 10:44:40 »
Акты Константинопольского собора 1351 г. против Варлаама и Акиндина.

***
1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.1]

Мудрствующим и говорящим, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, – как умовредно ввергающим себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же – согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что божественная сущность – видима) и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оный божественнейший Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но – нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, – анафема, анафема, анафема.

2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что 1. Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны – божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, – что одно и то же называется то сущностью, то энергией [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и 2. мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в отношении божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые отцы] VI святого и вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] – в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, – анафема, анафема, анафема.

3. [Энергия сущности нетварна.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, – анафема, анафема, анафема.

4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает ее простоты.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не послушествующим учению святых, учащих, что в естестве не происходит никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим не только на нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во многих местах простоте в Боге и несложности и – различию божественной сущности и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком отношении божественной простоте (ибо не могли же они пытаться богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим, следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, – анафема, анафема, анафема.

5. [Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог.]

Еще тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию, и при этих обстоятельствах опять-таки почитающим всеми способами одно [только] Божество Отца, Сына и Св. Духа, считать ли Божеством Их сущность или энергию (как и этому [почитанию] научают нас божественные тайноводцы), – анафема, анафема, анафема.

6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может.]

Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и энергия, – анафема, анафема, анафема.

7. Всем их злочестивым словесам и писаниям – анафема, анафема, анафема.

8. Исааку, по прозванию Аргиру, в течение всей жизни болевшему болезнию Варлаама и Акиндина, хотя и испросившему в конце своей жизни, как и часто раньше, обращение и покаяние от Христовой Церкви, но пребывшему в злочестии и в зле извергшему душу свою в исповедании ереси, – анафема, анафема, анафема.

9. Приснопамятному и блаженному царю нашему Андронику Палеологу, собравшему первый собор против Варлаама, благородно предстательствовавшему Церкви Христовой и оному священному собору, делами и словами и удивительными изустными речами утвердившему евангельские и апостольские учения, вышеназванного Варлаама уничтожившему и отвергнувшему в самих ересях, писаниях и пустословии против нашей правой веры, как блаженно пременившему свою жизнь в сих священных подвигах и о благочестии доблестях и перешедшему к лучшему и блаженному оному упокоению, – вечная память, вечная память, вечная память.

10. Григорию, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, соборно ниспровергшему в Великой Церкви Варлаама и Акиндина, начальников и изобретателей новых ересей с их лукавым содружеством, дерзнувших объявить тварью естественную и неотделимую энергию и силу Божию и просто все вообще естественные свойства св. Троицы, но также и недоступный Свет Божества, воссиявший от Христа на [Фаворской] горе, – тварным божеством, и снова начавшим во зло Церкви Христовой вводить оные платонические идеи и эллинские мифы, [сему Григорию], мудро и весьма благородно воинствовавшему за общую Христову Церковь и истинные, непогрешительные учения о Божестве, и писаниями, словами и беседами всеми средствами проповедовавшему и единое Божество и единого Бога триипостасного, энергийного, водящего, всесильного, нетварного, по божественным писаниям, а также и по богословам и экзегетам этих вопросов (назову Афанасия и Василия, Григория и Иоанна Златоглаголивого, Кирилла и, кроме того, Максима Мудрого и Богоглаголивого из Дамаска, но также и прочих отцов и учителей Церкви), и явившемуся и словами, и делами их общником, спутником, согласником, ревнителем и сподвижником, [сему Григорию] – вечная память, вечная память, вечная память.

11. Всем о православии сподвижникам приснопамятного и блаженного сего царя и также его последователям и благородно предстательствовавшим Церкви Христовой словами, беседами, писаниями, научениями и всяким словом и делом; уличившим в Церкви и вместе отвергнувшим лукавые и многовидные ереси Варлаама и Акиндина и единомысленных с ними; ясно же проповедовавшим апостольские и отеческие учения благочестия и злослывшим от злославных, и сооклеветаемым, и содосаждаемым с священными богословами и богоносными отцами и учителями нашими – вечная память, вечная память, вечная память.

12. Исповедающим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что божественная энергия происходит из божественной сущности, происходит же нераздельно, и через «происхождение» устанавливающим неизреченное различие, а через «нераздельно» показующим преестественное единение, как установил и VI святой и вселенский Собор, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

13. Исповедающим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по божественной сущности, участвуем же Он для достойных по божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

14. Исповедающим, что: Свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный, свет неизмеримый; недомысленное излияние божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества, предсовершительная и безвременная слава Сына и царство Божие; красота истинная и любезная о божественном и блаженном естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали божественные и богоносные отцы наши, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, еще же и Иоанн из Дамаска; и потому прославившим сей божественнейший Свет как несозданный – вечная память, вечная память, вечная память.

15. Славящим Свет преображения Господня, с одной стороны, – как несозданный, по причине вышесказанного, с другой, однако же, не говорящим, что он есть пресущественная сущность Божия (поскольку она пребывает совершенно невидимой и неучаствуемой, ибо, по учению богословов, Бога никто не видел нигде, в том смысле, конечно, какого он естества); скорее же утверждающим, что он естественная слава пресущественной сущности, нераздельно от нее происходящая и являющаяся по человеколюбию Божию очищенной в отношении ума, с каковою славою Господь наш и Бог приидет во втором и страшном Его пришествии судить живых и мертвых, как говорят церковные богословы, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память».
« Последнее редактирование: 28 Март 2021, 11:16:45 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.