Исихазм

Автор Тема: семинар М.Г. Калинина, посвященный Третьему тому прп. Исаака Сирина  (Прочитано 7796 раз)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

О ТРЕТЬЕМ ТОМЕ ИСААКА СИРИНА И НЕСКОЛЬКИХ ТРАКТАТАХ ИЗ НЕГО
ПО СЛЕДАМ СЕМИНАРА М.Г. КАЛИНИНА «СИРИЙСКИЕ МИСТИКИ VII-VIII ВЕКОВ».


В течение минувшего учебного сезона (2019-2020 гг.), участники семинара «Сирийские мистики VII-VIII веков» под чутким руководством М.Г. Калинина занимались медленным чтением и комментированием сочинений двух восточносирийских авторов. Записями встреч, посвященных «Главам о ведении» Раббана Афнимарана, мы уже делились ранее.
https://7seminarov.com/isaac_syrus

Второй блок записей, объединяет встречи, посвященные разбору нескольких трактатов Исаака Сирина из собрания Третьего тома, над первым русским переводом которого М.Г. Калинин продолжает работать в настоящее время. Исаак Сирин, пожалуй, самый известный из сирийских мистиков и отцов Церкви. Он родился не ранее середины VII века и вырос у моря на западном берегу Персидского залива в провинции Бет-Катрайе.

По свидетельству Ишоднаха Басрского Исаак Сирин был насельником знаменитого монастыря БетʽАвэ на севере Ирака и около 676 г. поставлен католикосом Мар Гиваргисом в епископы Ниневии. По истечении пяти месяцев он отказался от епископства и удалился на гору Матут, где некоторое время «жил в тишине вместе с отшельниками, находившимися там», а затем в монастырь Раббана Шабура на горе Шуштар, где жил до глубокой старости.

Один из западносирийских источников сообщает, что Исаак Сирин вел строгий аскетический образ жизни, «вкушая по куску хлеба с овощами три раза в неделю», и прилежно изучал божественные Писания, в результате чего ослеп. С помощью своих учеников, записывавших наставления учителя, которого они именовали «вторым Дидимом», Исаак Сирин «составил пять томов, известных даже до сего дня, исполненных сладчайших учений».

В одних случаях эти сведения подтверждаются восточносирийскими источниками, а в других опровергаются: речь в них идет иногда о пяти, а иногда о семи «томах» сочинений. При этом, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению: идет ли речь о различном делении корпуса известных текстов, или об утраченных сочинениях Исаака Сирина.

Из обширного корпуса сочинений преподобного, дошедших до нас, только малая часть доступна на русском языке: ни один из томов, включая Первый, известный читателям под названием «Слова подвижнические», до сих пор не имеет полного русского перевода с сирийского.

Хотя реализация большого проекта по переводу всего корпуса творений Исаака Сирина с языка оригинала остается делом будущего, мы рады уже сейчас поделиться записями встреч, на которых Максим Глебович Калинин презентовал еще неопубликованные переводы нескольких трактатов из Третьего тома, посвященных размышлениям об общем смысле аскетического подвига и молитве.

Запись велась в живой рабочей обстановке и не являлась целью сама по себе. Приносим извинения за качество звука.


В СВОЕМ ЗНАМЕНИТОМ ПОСЛАНИИ «О БЕЗМОЛВИИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМИ НЕДЕЛЬ» ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ АВТОР 2-Й ПОЛОВИНЫ VII ВЕКА ДАДИШО КАТАРСКИЙ, ОПИСЫВАЯ ТРАДИЦИЮ СОВЕРШЕНИЯ БЕЗМОЛВИЯ В ТЕЧЕНИЕ ПОСТА В МОНАСТЫРЯХ ЮЖНОЙ МЕСОПОТАМИИ, ДАЕТ КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА МОЛИТВУ «ОТЧЕ НАШ» И ПИШЕТ, ЧТО ЕЕ ЧТЕНИЕ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ БЕЗМОЛВИЯ ПОМОГАЕТ СОХРАНИТЬ СОБРАННОСТЬ УМА. ИСААК СИРИН РАЗВИВАЕТ ЭТУ ТЕМУ, ДАВАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ В 3-ЕМ ТРАКТАТЕ ТРЕТЬЕГО ТОМА СВОИХ СОЧИНЕНИЙ.
РУССКИЙ ПЕРЕВОД ЭТОГО ТЕКСТА БЫЛ ЗАВЕРШЕН МАКСИМОМ ГЛЕБОВИЧЕМ КАЛИНИНЫМ В КОНЦЕ АПРЕЛЯ, ЧТО СТАЛО ДОСТОЙНЫМ ПОВОДОМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОБРАТИТЬСЯ К РАЗБОРУ ГЛУБОКОГО МИСТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ ИСААКА СИРИНА К МОЛИТВЕ «ОТЧЕ НАШ» НА ОЧЕРЕДНОЙ ВСТРЕЧЕ СЕМИНАРА.

02:43 — Наследие Исаака Сирина. Две традиции толкования священного писания. Исаак Сирин как последователь аллегорической традиции, восходящей к Феодору Мопсуестийскому.
16:36 — Начало толкования Исаака Сирина на молитву «Отче наш». Понятия «разум» (reʕyānā) и «размышление» (hergā).
26:03 — К вопросу об основаниях молитвы, или Зачем молиться Богу, который знает все обо всем? Смысл сокровенной молитвы: приобщение к будущему веку в веке нынешнем и изумление.
37:38 — 14 параграф трактата, где Исаак Сирин размышляет об устремлении к Богу и трактует начальные слова молитвы «Отче наш».
49:22 — 15 параграф: толкование прошений «да приидет Царствие Твое» и «да будет воля Твоя». Приобщение к мистическому опыту в земных реалиях через «чувствование благодати Царства».
01:08:25 — Прошение о «хлебе насущном», оставлении грехов и искушениях.
01:26:42 — Финальное словословие молитвы «Отче наш» и размышление Исаака Сирина о тайне будущего века.
01:45:29 — 19 и 20 изречения из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана о встрече с Богом в глубине человеческого сердца.


В КОНЦЕ АПРЕЛЯ НА СЕМИНАРЕ МАКСИМ ГЛЕБОВИЧ КАЛИНИН ПРЕЗЕНТОВАЛ РУССКИЙ ПЕРЕВОД 3-ЕЙ МЕМРЫ ИЗ ТРЕТЬЕГО ТОМА СОЧИНЕНИЙ ИСААКА СИРИНА, В КОТОРОЙ ДАЕТСЯ МИСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ «ОТЧЕ НАШ». А ВСТРЕЧА, СОСТОЯВШАЯСЯ 11.05.2020 ГОДА, БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ОБРАМЛЯЮЩИМ ЭТУ МЕМРУ ВТОРОМУ, ПОСВЯЩЕННОМУ РАЗМЫШЛЕНИЯМ О ВНЕШНИХ ФОРМАХ МОЛИТВЫ, И ЧЕТВЕРТОМУ ТРАКТАТАМ, ВКЛЮЧАЮЩЕМУ В СЕБЯ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ «О ТОМ, КАКОВА ПОДЛИННАЯ МОЛИТВА, БЫВАЮЩАЯ В СОВЕРШЕНСТВЕ РАЗУМА». ОТДЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ 14-МУ ТРАКТАТУ ВТОРОГО ТОМА ПОД НАЗВАНИЕМ «ГЛАВЫ О МОЛИТВЕ И ЕЕ ВНЕШНИХ ФОРМАХ», КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, В КОТОРОМ СОЗДАВАЛИСЬ ТЕКСТЫ ИСААКА СИРИНА, ПОСВЯЩЕННЫЕ МОЛИТВЕ.

00:12 — Вводная информация. Проблема авторства новообретенных текстов Исаака Сирина.
04:45 — 4-й трактат из Третьего тома сочинений Исаака Сирина, «о том, какова подлинная молитва, бывающая в совершенстве разума». Молитва-созерцание, превосходящая слово и молчание. Представления сирийский мистиков о непостижимости Бога и Его природных свойствах.
34:25 — «Горячо любить» и «ненасытно исследовать» тайны Бога: параллельные места к четвертому трактату Исаака Сирина о молитве.
58:23 — Сирийские мистики обвиняются в мессалианстве. Три аргумента Исаака Сирина в защиту сирийских мистиков.
01:12:39 — Исаак Сирин о смысле молитвы «Отче наш».
01:42:30 — Общий смысл 4-го трактата. Начало 3-го и 4-го трактата и параллельные места к ним. Молитва, позволяющая разуму пребывать в Боге в совершенстве любви. Молчание и изумление как тайна будущего века.


ТРЕТИЙ ТОМ СОЧИНЕНИЙ ИСААКА СИРИНА ОТКРЫВАЕТСЯ ТРАКТАТОМ С ДЛИННЫМ НАЗВАНИЕМ «МЕМРА ОБ ИНОЧЕСТВЕ И ОБРАЗЕ БУДУЩИХ [ВЕЩЕЙ], КОТОРЫЙ ИЗОБРАЖЕН В ИНОЧЕСТВЕ ТЕМИ, КТО ИСТИННО ДЕРЖИТСЯ СЕГО [ОБРАЗА]; А ТАКЖЕ СРАВНЕНИЕ ТОГО, ЧТО СВОЙСТВЕННО ИНОЧЕСТВУ, С ЖИТИЕМ, КОТОРОЕ [НАСТАНЕТ] ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ».

ОН СОДЕРЖИТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В СМЫСЛ АСКЕТИЧЕСКОГО ПОДВИГА И ПОТОМУ ЗАДАЕТ ОБЩИЙ ТОН ВСЕМУ СОБРАНИЮ ТРЕТЬЕГО ТОМА. МЕДЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ И РАЗБОРУ ЭТОГО ПРОГРАММНОГО ТРАКТАТА, В КОТОРОМ ИСААК СИРИН ДАЕТ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ О ТОМ, ЗАЧЕМ МОЛИТЬСЯ И ПОДРАЖАТЬ СВЯТЫМ; КАК ТЕЛЕСНЫЕ И СЕРДЕЧНЫЕ УСИЛИЯ ПРИБЛИЖАЮТ ЧЕЛОВЕКА К ДУХОВНОМУ ЖИТИЮ И КАК В САМОМ СЕБЕ ОБРЕСТИ ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ.

00:11 — 1-й трактат Третьего тома сочинений Исаака Сирина как теоретическое введение в смысл аскетического подвига. Первый параграф трактата: иноческая жизнь как залог будущего века, приближение к Богу и достижение мистического единства с Ним как основной смысл молитвы.
10:20 — 2-й, 3-й и 4-й параграфы трактата: зачем молиться и подражать святым?
18:00 — 5-й и 6-й параграфы трактата. Три степени труда: усилия телесные, усилия сердечные, духовное житие или «делание без чувств».
29:30 — Степени жития и три ступени труда у Исаака Сирина и Иосифа Хаззайи. Параллельные места.
01:08:47 — 7-й параграф трактата. Естественное созерцание и изумление как вершина сердечного труда.
01:17:55 — 8-й и 9-й параграфы трактата. Соединение ума с Божественной сущностью. Природа словесных существ.
01:27:26 —10-й параграф трактата о состоянии, при котором человек сам в себе обретает источник познания.
01:42:25 —11-й и 12-й параграфы трактата. Состояние, превышающее слово на пороге духовной молитвы. Тело как сосуд служения Создателю.
01:51:47 — 15-й и 16-й параграфы трактата. Что думал Исаак Сирин о мирянах? Приобщение надежде, взыскание мудрости Бога и обретение божественной любви.


ЗАПИСЬ ПЕРВОЙ ЛЕТНЕЙ ВСТРЕЧИ, НА КОТОРОЙ УЧАСТНИКИ, ПРИВЛЕКАЯ МАТЕРИАЛ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ, НО В БОЛЬШИНСТВЕ НЕ ПЕРЕВЕДЕННЫХ НА РУССКИЙ ТЕКСТОВ ИСААКА СИРИНА, ПЫТАЛИСЬ ПОД НОВЫМ УГЛОМ ПОСМОТРЕТЬ НА 5-7 ФРАГМЕНТЫ ИЗ ПЕРВОГО ТРАКТАТА ТРЕТЬЕГО ТОМА ЕГО СОЧИНЕНИЙ, ГДЕ РЕЧЬ ИДЕТ О ЧЕТЫРЕХ ГЛАВАХ СЕРДЕЧНЫХ ТРУДОВ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛЕ, А ТАКЖЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ВТОРАЯ СТАДИЯ МИСТИЧЕСКОГО ОПЫТА — ДЕЛАНИЕ РАЗУМА.

00:08 — Продолжение разбора 1-го трактата Третьего тома сочинений Исаака Сирина. Параграфы 5,6 и 7. Душевный этап. Состояние разумного жительства (труд сердца).
12:40 — Обобщающие рассуждения о душевной степени в других текстах Исаака Сирина. 29 Слово Второго тома «Хранение сердца».
21:55 — Отрывок из 22 трактата Второго тома, параллельные места к нему. Три уровня труда.
48:48 — 15 трактат Первого собрания по сирийской версии (59-й по русскому переводу) «О последовательности пути иночества». Труды в безмолвии. Параллельные места к нему.
01:07:02 — Образ потока в Книге пророка Иезекииля и четыре состояния души у Исаака Сирина, последнее из которых является «невыразимым и недостижимым человеческими усилиями».
01:28:38 — Четыре этапа добродетели у Исаака Сирин их связь с библейскими образами потока и четырех глав райской реки в Книге Бытия (2:10).
01:40:19 — Заключительные замечания и основные выводы в отношении различных состояний разума на границе душевного и духовного этапов мистического пути у Исаака Сирина.


ВСТРЕЧА БЫЛА ПОСВЯЩЕНА РАЗБОРУ ТЕКСТОВ ИСААКА СИРИНА, В КОТОРЫХ РЕЧЬ ИДЕТ О РАЗЛИЧНЫХ МИСТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕЖИВАЕТ НА ГРАНИЦЕ ДУШЕВНОГО И ДУХОВНОГО ЭТАПОВ, А ТАКЖЕ ОБСУЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВОЛИ И БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ.

01:04 — Отрывок из «Глав о ведении» (Сотница 1.5.). Исаака Сирина о четырех добродетельных изменениях словесной природы.
17:20 — «Главы о ведении» (Сотница 1.7.). Созерцание творений или второе естественное созерцание, имеющее место на этапе разумного делания. Параллельные места в других текстах Исаака Сирина.
36:13 — Параграфы 8-10 из I трактата Третьего тома сочинений Исаака Сирина и параллельные места к ним. От четырех глав сердечных трудов к изумленному размышлению о Божественной природе. Проблема соотношения человеческой воли и Божественной благодати.
57:32 — Как человек на душевном этапе упрашивает Бога? V трактат Второго тома сочинений Исаака Сирина «О Божественных тайнах и о духовной жизни» и другие фрагменты. В продолжение разговора о соотношении воли человека и благодати.
01:21:27 — Почему Бог не воздает людям за их поступки? Рассуждение Исаака Сирина о судах Божьих. Изумление в неведении. Несоразмерность дара Божественной любви и человеческих усилий.


УЧАСТНИКИ ВСТРЕЧИ РАЗБИРАЛИ ТРЕТЬЮ МЕМРУ ИЗ ВТОРОГО ТОМА И ВТОРОЙ ТРАКТАТ ИЗ ТРЕТЬЕГО ТОМА СОЧИНЕНИЙ ИСААКА СИРИНА, А ТАКЖЕ 34 И 35 ИЗРЕЧЕНИЯ ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА, ПОПУТНО ПРИВЛЕКАЯ ТЕКСТЫ ДРУГИХ СИРИЙСКИХ МИСТИКОВ.

00:10 — Как найти в самом себе источник знания? Образы ограды и предела у Исаака Сирина.
07:12 — 3-я Мемра Второго тома сочинений Исаака Сирина. Естественное состояние ума в месте ясности. Моисей как прототипический мистик, достигший ведения шести дней творения через откровение.
27:29 — Представления о ведении ангелов и научении ангелов у сирийских мистиков.
49:09 — 2-й трактат из Третьего тома сочинений Исаака Сирина «О чине тела, когда мы остаемся одни, и о сдержанности внешних членов». Размышления о важности внешнего для внутреннего.
01:28:07 — 34 изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана и анонимный комментарий VIII в. к нему. Библейская загадка о колодце и пастухах.
01:41:27 — 35 изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана и анонимный комментарий VIII в. к нему. О созерцании Христа. Христос как первенец Нового века. Параллельные места в текстах Исаака Сирина и Иосифа Хаззайи.


ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ, НА КОТОРОЙ УЧАСТНИКИ РАЗБИРАЛИ VI ТРАКТАТ ИЗ ТРЕТЬЕГО ТОМА СОЧИНЕНИЙ ИСААКА СИРИНА, ПОСВЯЩЕННЫЙ УЧЕНИЮ О ПРОМЫСЛЕ БОЖЬЕМ И О СПАСЕНИИ.

00:15 — VI трактат Третьего тома сочинений Исаака Сирина. Предварительные замечания.
04:20 — Смысл названия и цель написания трактата. Первый параграф трактата. Благодарность и Божественная милость.
07:40 — 2 и 3 параграфы трактата. Изумление благостью Божьей как ключевая тема восточно-сирийской мистической традиции. Обретение неведения как госпожа всех ведений.
16:27 — 4-7 параграфы трактата. Как неведение о судах Божьих может стать источником радости? Оправдание делами веры в благости, любви и мудрости Бога.
28:02 — 8-15 параграфы трактата. Оправдание законом и делами, оправдание покаянием и совестью, оправдание верой и благодатью.
43:40 — 16-23 параграфы трактата. Человек оправданный и радость за все творение. Благодать как судья будущего века. Житие по заслугам и справедливости, житие по милости и благодати.
01:10:50 — 24-29 параграфы трактата. Бог, любящий прощение, а не причины. Евангельская притча о должниках.
01:37:12 — Параграфы 30-34 и 38-42. Открытое и скрытое действие благодати Божьей. Бог, любящий человеческую природу и не любящий справедливость, отделенную от милости. Изумление любовью, благостью и милостью Божьей.
01:54:08 — Заключение и основные выводы. Бог, являющийся издалека. Возможность ничем не обусловленного счастья.
01:57:15 — Ответы на вопросы слушателей.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7509
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

СпасиБо, за такую подробную информацию о содержании бесед Калинина!
Обязательно всё прослушаю, когда отвлекусь от расшифровки Писания с его новым пониманием.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Пора форум переименовывать из исихастского в сирийско-мистический )

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

а чем по Вашему сирийская мистика, отличается от исихазма?

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

а чем по Вашему сирийская мистика, отличается от исихазма?
Хотя родоначальником современного исихазма был не Григорий Палама, а множество отцов его породившего, тем не менее оформился он во времена Григория Паламы. Сирийские мистики сформировали свою традицию, так как были достаточно изолированы от мира после отделения от Византии (разделение Церкви на католическую и ортодоксальную тоже прошло без их участия). Кроме того в греко-русском исихазме энергии жизненные в молитве не используются, идет исключительно нисходящее воздействие сверху духовных энергий. В сирийском исихазме жизненные энергии так же как и в йоге активно используются, об этом есть не только подтверждение практиков, но и в лекция Калинина об этом упоминается (хотя каждый услышит только то, что захочет услышать).
P.S: в дебаты вступать не стану

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Спасибо, если можно уточните, чем по Вашему мнению, нисходящие духовные энергии отличаются от жизненных?

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Спасибо, если можно уточните, чем по Вашему мнению, нисходящие духовные энергии отличаются от жизненных?
Нисходящие энергии несут определенные духовные свойства, информацию (если от Бога значит Божественную) и воздействуют на ум, душу и плоть, В отличии от духовных энергий жизненные энергии несут свойства и информацию самого человека, а значит способны к трансформации или за счет вливания извне (духовных энергий) или за счет внутренней алхимии, когда они «варятся» внутри человека и за счет этого приобретают новые свойства (наподобии вылежавшегося вина).

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7509
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Эти "энергии" связаны.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

snusmr, //В сирийском исихазме жизненные энергии так же как и в йоге активно используются, об этом есть не только подтверждение практиков//
Это интересно, скажите, о каких именно "подтверждениях практиков" Вы говорите? Хотелось бы примерно понять, если в сирийском исихазме есть некая работа с аналогами чакр/каналов протекания "жизненных энергий", то какой сирийским исихастам виделась синергия с Духом в этом делании?

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Эти "энергии" связаны.
Говорите из опыта или на основе семантического анализа?

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Всех приветствую, попробую ответить по порядку:
Цитировать
Эти "энергии" связаны.
На уровне плотяного человека, рожденного от плоти многие люди живут на одних жизненных энергиях и не стремятся к духовным. Каждый человек в идеале соединяет в себе и землю и небо, однако пробуждение любого вида энергий есть определенное намерение и действие, кому-то есть, спать, испражняться, совокупляться вполне достаточно для жизни.
Цитировать
Это интересно, скажите, о каких именно "подтверждениях практиков" Вы говорите? Хотелось бы примерно понять, если в сирийском исихазме есть некая работа с аналогами чакр/каналов протекания "жизненных энергий", то какой сирийским исихастам виделась синергия с Духом в этом делании?

Аналогии не найду, а образования есть. Дело в том, что так называемые чакры в разных традициях описываются совершенно по-разному, вы не найдете общего описания, сравните бихарскую школу и кашмирскую и поймете о чем я. Да, в мире победила бихарская школа и на западе чакры представляют определенным образом. Но прикол в том, что самих чакр по сути нет (есть центры сознания, а энергообразования увы выглядят по-разному), об этом упоминание я нашел только однажды в книге какого-то авторитетного гуру, а до этого опытным путем было установлено, что чакры нужно выстроить, так же как сушумну и пингалу - их по сути нет. А вот то, что вы выстраиваете — будет зависеть от ваших способностей и принадлежности к школе. Так же если мы возьмем китайскую традицию, то там система каналов будет во многом отличной от индийской йоги. К чему я говорю это собственно?
К тому что в сирийском исихазме свои каналы, но упоминания о них нет, они выстраиваются при соблюдении определенных предписаний, а также чтения молитв и писаний на восточно-арамейском языке. Добиться «восхищения ума» можно двумя способами: 1) Энергии воздействуют сверху, облагораживают и поднимают «ум» подвижника ввысь. 2) путем устремления собственных энергий – энергии поднимаются, облагораживаются, тем самым «ум» подвижника устремляется ввысь. По сути это движение от тела к духу (а насколько мы знаем тело, ум, душа едины) или движение от духа к телу. В русском и греческом исихазме это преимущественно движения от духа к телу.
Кажется у Каллиста Патриарха говорится о том, что в молитве происходит пробуждение жизненных сил, но на это не нужно обращать внимание. Безусловно действие духовных энергий пробуждает и жизненные силы, Однако с какой «стороны» двигаться зависит исключительно от особенностей подвижника, его качеств и среды в которой он вырос.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

P.S: я пропустил в ответе следующее « то какой сирийским исихастам виделась синергия с Духом в этом делании?». Я не могу проанализировать труд сирийских исихастов еще и по тому, что большинство их трудов недоступно на русском языке, а опытно мне не хватило времени погрузиться целиком в их традиции, это нужно мыслить как они, говорить на их языке. Но вцелом идея вполне ясная, чтобы Дух вошел - нужно чтобы место было чист ои убрано, это подготовка «Сосуда», это можно делать разными методами, но суть одна: вы должны стать достойными вхождения Духа, в этом вся работа и заключается: подобное к подобному. Или может я неправильно понял вопрос?

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

snusmr, //Дело в том, что так называемые чакры в разных традициях описываются совершенно по-разному, вы не найдете общего описания, сравните бихарскую школу и кашмирскую и поймете о чем я. Да, в мире победила бихарская школа и на западе чакры представляют определенным образом. Но прикол в том, что самих чакр по сути нет (есть центры сознания, а энергообразования увы выглядят по-разному), об этом упоминание я нашел только однажды в книге какого-то авторитетного гуру, а до этого опытным путем было установлено, что чакры нужно выстроить, так же как сушумну и пингалу - их по сути нет. А вот то, что вы выстраиваете — будет зависеть от ваших способностей и принадлежности к школе. Так же если мы возьмем китайскую традицию, то там система каналов будет во многом отличной от индийской йоги. //
Абсолютно согласен, пришел к тем же выводам, по разным "восточным традициям". Чакр (даньтяней, меридианов, бинду и пр) нет, они динамически выстраиваются.  Что выстраивается и как описывается - модель напрямую зависит от практической реализации, и начинается с инициации в ту или иную традицию. Например, Китай или суфии, у которых вообще инаковая система точек и каналов в разных этапах зикра (латифа, латаиф).

Хорошо, я кажется в общих чертах понял, как могли сирийские исихасты осуществлять делание с "жизненными энергиями", при том не обуславливаясь никакими моделями внутреннего строения энергетического тела, не принимая - не отвергая. Соответственна и синергия. Спасибо.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7509
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Эти "энергии" связаны.
Говорите из опыта или на основе семантического анализа?
Из опыта.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.