Исихазм

Автор Тема: Практика краткой молитвы  (Прочитано 3471 раз)

ИванИван

  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля

Практика краткой молитвы
« : 16 Сентябрь 2020, 18:42:54 »
Доброго времени суток дорогие друзья! Пожалуйста помогите мне разобраться в некоторых вопросах.

« Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва.»

Святитель Феофан

Сущность дела состоит в том, чтобы ум соединился с сердцем при молитве, а это совершает Божия благодать в свое время, определяемое Богом. Упомянутый механизм вполне заменяется неспешным произношением молитвы, кратким отдыхом после каждой молитвы, тихим и неспешным дыханием, заключением ума в слова молитвы. При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени.

Святитель Игнатий.

Итак, надо стать вниманием в физ. Сердце и там произносить молитву или же заключать ум в слова молитвы и не устанавливать внимание в конкретную точку тела? Словесная формулировка молитвы не важна? Если мне ближе молитва мытаря например? Или иногда я повторяю краткие строчки из псалмов. Ведь Иисусова молитва - не заклинание...

Простите меня, я не умею четко выражать свои мысли, хочется, чтобы молитва стала частью жизни и правильнее сказать - центром, но я совсем запутался в этих приемах и техниках, я иногда уже не понимаю Кому я молюсь, к Кому обращаюсь, слова сливаются просто в набор звуков, помогает переход от одной краткой молитвы к другой. Правильно ли я понимаю, что Бог подаст если захочет необходимое в известное Ему время, у меня нет наставника и спросить могу только здесь. Спасибо

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Практика краткой молитвы
« Ответ #1 : 16 Сентябрь 2020, 19:42:36 »
ИванИван, лапидарно отвечаю.

Чем короче молитва - тем лучше.
Всё равно важно лишь то, что Вы вкладываете в неё от сердца невербально, а не её слова.
Выкладывайте в молитву суть Вашего обращения к Богу - а уж Бог поймёт всё Сам.
Поэтому рекомендую не такую: "«Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!»" молитву, а более краткую молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» = «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», потому что старайтесь всегда всё по сути говорить, без лишних слов.
И ещё рекомендую молитву: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе" или её разные вариации, и Вы сами поймёте со временем какие вариации тут уместны.

Средоточение внимания на "физическом месте физического сердца в теле" - просто приём ухода от быстрого рассеивания внимания ума в молитве. И место это не случайно, ибо, например, сосредоточение внимания на чреве и подчревии требует изрядной подготовки и прозрения многих тайн человека, как твари Бога. Почему? Просто так устроено Богом.
Для новоначальных же и людей молодых - только физическое сердце может быть лучшим местом для сосредоточения внимания в молитве.
Это важно на начальном этапе.
Далее уже это иная тема.

Сердце в словах святых это омоним.
Надо понимать "сердце" и как место сосредоточения внимания ума на определённом месте тела при молитве, когда ум просто от этого хоть немного перестаёт скакать по помыслам, и надо понимать "сердце", как иррациональный созерцательный всплеск движения духа человека в мольбе к Богу.
Сумеете это сочетать - всё сразу и получится в молитве.
И всё сами сразу опытно поймёте.
Это просто высокие иносказательные слова у святых про сочетание горения, отрешённости и искренности в молитве, и их "хитрые" технические приёмы достижения этого, и более ничего.

Не заморачиваетесь.
Просто молитесь.
Молитва сама всё устроит.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Практика краткой молитвы
« Ответ #2 : 17 Сентябрь 2020, 20:09:01 »
Варианты сосредоточения на теле могут быть разными. На физическом сердце не делал, думаю не полезно. Можно за грудиной или на всём теле. Словесная форма важна, но суть молитвы глубже. Молитва может быть и бессловесной. Практика словесной молитвы должна открыть доступ к бессловесной, к молитвенному состоянию. Тогда откроется возможность делать молитву центром жизни.

Ищите свои подходы, пробуйте разные варианты. С практикой будет приходить более глубокое понимание. Молитва неисчерпаема как мир и непостижима как Бог.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Практика краткой молитвы
« Ответ #3 : 18 Сентябрь 2020, 19:28:00 »
Поправка к моему посту.
Сосредоточение внимания делать новоначальному рекомендуется у отцов не на "физическом сердце", конечно, а на "сердечном месте", которое должно само проявиться пульсированием в нём молитвы, но лучше всего, чтобы это "сердечное место" было в области тела от верхней части грудины до гортани, но лучше не ниже верхней части грудины на начальном этапе молитвы.
Сосредоточивать же внимание при молитве именно на сердце, как физическом органе, напротив, не стоит.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Практика краткой молитвы
« Ответ #4 : 18 Сентябрь 2020, 20:47:55 »
В области груди, но не теле.