Исихазм

Автор Тема: О прелести  (Прочитано 3656 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

О прелести
« : 04 Февраль 2014, 19:52:53 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=109.msg678#msg678

Вопрос: Некоторые выдержки:

"Медитирующему рекомендуется повторять мантру и "сосредоточиться" на центре собственного лба (там находится "третий глаз" - выход в мир духовный). Со временем я научился видеть "внутренний свет", очень большой яркости и силы, белый, оранжевый, желтый и т.д. Во время видения этого света я чувствовал себя абсолютно счастливым как никогда в жизни; мне казалось, что я чувствовал присутствие какой-то "любящей субстанции" или "существа из света", которое меня любит так, как никто на свете меня не любил…»

Ответ: Увы, типичный случай.

Несколько замечаний.

1. У меня никакого доверия не вызывает сайт, с которого взята эта история (история-то распространенная). Океан осуждения на этом сайте. Мне видится, что осуждение - наихудшая из прелестей.

2. Аналогичных историй среди православных братий и сестер я знаю десятки, причем некоторые из них имели трагичный конец (сумасшествия и самоубийства). Вот только что еще одна печальная история дошла до меня: о следующем еще более серьезном этапе сумасшествия православной женщины, с которой я был хорошо знаком продолжительное время. А ведь была она в "полном" послушании у известного иеромонаха, когда стала у нее "крыша" очень конкретно ехать.

3. Еще больше историй знаю, когда люди сбегали от внутренней работы, испугавшись трудностей и неожиданных ощущений.

В связи с этим вот такая мысль: тот, кто живет теплохладной жизнью в номинальной вере, не находится ли в самой страшной прелести? Он не беседует с "ангелами" и не видит картинок третьим глазом, зато на 100% слушается своего эгоизма, которым невидимо для него управляют бесы, и вперивается во всех, кого не считает такими же православными, как сам, глазами осуждения и ненависти.

Самый типичный случай прелести - нерожденность от Духа! Вспомним, кого обличает Господь: сумасшедших, магов(!), прелестников? - Нет же! От магов Он получает дары, бесноватых излечивает, больных исцеляет, с грешниками и блудницами(!) ест и пьет... Господь обличает законников и фарисеев - тех, у кого крыша всегда на месте, и люди им доверяют. Именно здесь прелесть прелестей, и именно такие прелестники в законе умело отводят от себя подозрения, указывая виноватых на стороне.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=109.msg680#msg680

Я хочу еще раз отметить, что сами по себе видения, голоса и необычайные ощущения не являются прелестью. Многие люди (часто дети) что-то видят, слышат, ощущают не посредством физических чувств. Это почти обычное состояние, утраченное большей частью людей из-за своей прогрессирующей дебелости. В конце концов, сны снятся всем людям. Тонкое чувственное видение, слышание и пр. становится прелестью только тогда, когда принимается за благодать (истину).

Это постоянная ошибка - считать опыт, выпадающий за рамки рационального ума, сразу же прелестным. Ветхий ум сам прельщен, поскольку отгорожен от Бога и при этом судит, что духовно и что нет!

Третий вид прелести (по Брянч.) - принятие тонких чувственных переживаний за благодать - всего лишь специфический вариант первого (и второго) вида прелести. И поджидает третий вид прелести чаще тех, кто начинает осознавать ограниченность и пустоту внешнего человека. Итак, внешний человек прельщен духом сего мира по определению (первым и вторым видом прелести). При соприкосновении с внутренним (чувственным) миром представляет опасность третий вид прелести.

Вопрос: ***как отличить благодатный опыт от психо-соматических, психиатрических или бесовских явлений?***

Ответ: Как научиться плавать, если боишься войти в воду? Я думаю, пока не получишь опыт, не узнаешь, только представлять будешь.

Парадоксальный ответ: надо перестать бояться впасть в прелесть, осознав, что утонул в этой самой прелести до кончиков ушей. Страх перед прелестью порожден нераскаянностью, гордостью и самомнением - мол, какой я хороший, осталось только прелести избежать! :) Страх перед прелестью так силен, потому что нет упования на Господа и нет дерзновения идти за Ним. Держат человека прелести мира сего и стращают: "Смотри, к Богу пойдешь - в прелесть впадешь!"

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 19:54:00 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=351.msg1716#msg1716

1. Говорить о прельщенности кого-либо на основании внешних фактов и общего мнения следует с большой осторожностью. Только имея глубокий внутренний опыт и понимание пути христианина, на котором встречается великое множество соблазнов, можно увидеть ошибки другого человека - увидеть так, чтобы помочь ему, а не осудить. Если же нет знания благодати Божией, то изживать следует собственную прельщенность, и вкусив благодать, изживать свою прельщенность с удесятеренной силой. Внешнее увещевание само по себе не несет силы истинного наставления.

2. Есть люди, чувствительные в оккультном плане. Есть таковые, разумеется в православии и среди мирян, и среди священников, монахов... Так, говорят, в катакомбном православии нажит богатый оккультный опыт в силу постоянных испытаний, преследований и гонений. Естественно, этот опыт будет отливаться, заимствуя из других практик, в некоторое практическое учение, очень неровное, весьма соблазнительное и порядком распространенное в современном православии. Вопрос: куда девать таких людей? Раньше, если слишком зарывались, с ними расправлялись весьма конкретно-показательно. Сейчас физические зачистки невозможны, поэтому их, максимум, вытесняют из монастырей и храмов, а главное, из своего сознания, делая вид, что таковых нет.

Таким образом внизу накапливается некая масса, давление и незаметное проникновение которой испытывают и снаружи. Народные суеверия, распространенные в церкви, - это только мелкие цветочки, вырастающие на сем субстрате. Деятельность свящ.Анатолия Гармаева - лишь попытка разобраться в этом процессе, в который вовлечены его оппоненты еще больше, чем он сам.

3. Ответственность за выбор не снимет никакой духовник, но может разделить либо, в худшем варианте, усугубить. И реальные последствия конкретного благословения пожинать и разрешать будет никак не духовник.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=102.msg1821#msg1821

Мы понимаем, что умным деланием занимаются люди эгоистичные и черствые (к коим и себя отношу), которые хотят избавиться от своих грехов и натужно мучаются, пока размягчится душа и откликнется сердце. Есть другие люди, которым Господь по чистоте их жизни дает молитву почти сразу. Они чувствует теплоту и сладость, они вникают в смысл Евангелия, они молятся с умилением...

Однако, это лишь начало пути, к которому с вожделением устремляются многие, но не многие встают на него. Лишь начало. И путь этот многотрудный, ибо здесь подстерегают всамделишные соблазны и опасности, но и благодать дается преизобильно.

И что такое предостережение о прелести для человека без благодати, вся жизнь которого сплошная прелесть. Предостережения старцев даны для тех, кто уже встал на этот путь. А кто не встал и лишь помышляет, что идет... он еще за дверями.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 19:55:51 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=918.msg9296#msg9296

Цитата: «пришла к окончательному решению не подходить и близко ни к одной из церквей, беги церквей и людей...» - Это и называется обольщение

Ответ: Обольщение, которому ищется оправдание на стороне.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1148.msg11687#msg11687

Цитата: Труд исихатский приносит много искушений! Если ты конечно занимаешся деланием а не просто читаешь книги! А прелесть- это первое,что встречается на этом пути…

Ответ: некоторые способности, которые Вы наблюдаете у себя, - специфика Вашего пути, а не прямые следствия безмолвного состояния. Само безмолвие имеет несколько ступеней - Исаак Сирин и Силуан говорят о высоких, которые недоступны для многих, но есть ступени и для новоначальных.

Труд исихастский приносит искушения. Понимая это, не будем, однако, романтизировать его исключительность, воспевая трудности и соблазны, называя сокровенным (т.е. не для профанов?), не желая обсуждать... ибо самая страшная прелесть вообще не молиться.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1184.msg12082#msg12082

Цитата:Alexander , у меня много вопросов оттого что я всё боюсь впасть в эту прелесть, знаете ли,богатое воображение , мистическая чувственность у меня.Воот.

Ответ: надо пытаться выходить из прелести, а не бояться впасть в нее в наивной уверенности непрелестности своего "бытия".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #3 : 04 Февраль 2014, 19:57:30 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1289.msg14449#msg14449

Вопрос:… Но если открываются в процессе молитвы нечто подобное это может стать дополнительным поводом к борьбе с гордостью ("вот это я даю!". такая мысль все равно присутствует, даже если ты ее осознаешь и понимаешь ее природу Это даже не мысль, она присутствует в качестве чувства). Так что же это дар благодати или искушение?

Ответ: Раскрытие необычных человеческих способностей не является прелестью. Неверное отношение к таким дарам или неправильное их использование - симптомы прелестного состояния.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16349#msg16349

Цитата: … духовное чувство, окрепшее в опыте невидимой брани, подсказало старцу Паисию, что свет, заливший его келию, - ложный свет.

Ответ: Смею предположить, что такой ложный свет (озаряющий ум опытного подвижника) - явление весьма нередкое, к сожалению. Не всегда подвижник видит этот свет, как и не всегда видит Свет истинный, хотя Тот и посещает сердце и душу. Есть плоды у подобных ложных наитий. Я назову их возможные последствия: 1. холодное отстранение от дел мира, подвижническое и монашеское превозношение над неподвижниками, немонахами, неправославными; 2. рациональная трезвенность и ясность ума, четко отмечающего грехи - без умения (даже без желания) покрыть их и растворить в сердечной любви; 3. видение - рациональное и оккультное - напастей на православие отовсюду - со стороны ведьм и колдунов, масонов, политиков и пр.; 4. рациональное богословие.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1223.msg21805#msg21805

Хочу заметить, что даже самое правильное открытие сердечного входа - с конкретными опытными переживаниями (а также с искренним покаянием и плачем о грехах) не освобождает молитвенника от возможности (и опасности) впасть в прелесть. Говорю к тому, что с открытия сердца брань только начинается! А до открытия - перебранка...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1617.msg25139#msg25139

Почувствуйте отличие.

Прелесть:
Господи,ни одной хорошей мысли!

Благая молитва:
Господи,ни одной хорошей мысли, помоги мне!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #4 : 04 Февраль 2014, 19:59:40 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1444.msg28695#msg28695

Цитата: Просто считаю сознание собственного недостоинства и зависимости от милости Божией хорошей предосторожностью от прелести.

Ответ: Это так. Это так тогда, когда получаешь благодатный опыт собственного недостоинства. В ином случае это игра в сознание собственного недостоинства, которая является разновидностью прелести.

Кстати, "хроническое несварение ума умного винегрета" является болезнью ума, а бахвальство этой болезнью - прелестью.

Основная же болезнь ума - она просто вопиет в этой теме - желание делить и осуждать отделенное.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1893.msg41124#msg41124

Цитата: Я много раз высказывал уже на этом форуме мысль (и может с этим всем надоел), что первое, чему надо (по моему мнению) научится в молитве, так это молчать перед Богом.

Ответ: Это верно. Это верно для очень важного - начального - этапа умной молитвы. Однако есть и другие способы (этапы) приближения к более высоким ступеням молитвы. И один из них - теплая эмоциональная молитва со слезами,с  экспрессивно выраженным покаянием, с умилением и воздыханиями. Я описал совершенно известный вариант, который никак не назовешь прелестным. Опасность эмоциональной молитвы также известна: человек, узнав такую молитву, может уже искать не Бога, а состояния - непрерывного умиления, эмоционального надрыва, слез... и молитва тогда становится прелестью и легко возводит на новую ступень прелести - фантазии.

Также и молчание перед Богом может стать не менее опасной прелестью, если молитвенник начнет искать состояния, а не Бога. И тогда сработает эффект подавления мыслей и эмоций: будет развиваться жесткость, сухость, нетерпение к мнению других, проявится склонность к догматичности и пр.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #5 : 04 Февраль 2014, 20:00:54 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=e643edd42785c053ffa4748bc2d650aa&topic=1836.msg112764#msg112764

Цитата: Покаяние не может быть прелестью, а исповедь может. Это все-таки несколько разные вещи.

Ответ: Почему покаяние не может быть прелестным?.. Да сколько угодно! Если нет достойных плодов покаяния, то оно неверное (прелестное). И покаяние не перед Богом, а, например, перед какой-нибудь корпоративной или родовой системой, которая выдает себя за нечто великое, будет прелестным.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=e643edd42785c053ffa4748bc2d650aa&topic=1836.msg112891#msg112891

Если Иоанн Предтеча говорил: сотворите же достойные плоды покаяния, то мы понимаем, что плоды покаяния могут быть и недостойными. А так... видно, что из покаяния сделан очередной идол. Или оно стало словом-мифом. Смысл потерян, цель утрачена. И реакция триггерная: только да или нет.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3065.msg127149#msg127149

…Коротко отмечу, ни форма, ни отсутствие формы, ни цвет, ни запах, ни смущение, страх или уверенность с спокойствием, ни длительность пути и пр. не являются абсолютными признаками прелестности-непрелестности.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О прелести
« Ответ #6 : 04 Февраль 2014, 20:02:31 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3202.msg148904#msg148904

Цитата:… Сергей! Вот эти выдержки из вашего поста: "перед засыпанием иногда начитывая ИМ "видел свет". вот это странно. такое "спокойное нейтральное" сияние (ага, Фаворский), вроде как свет луны, видимый через веки. из отцов узнал, что это нежелательно, постарался "угомонить" ум, сейчас вроде бы такого не происходит. слава Богу. Еще одна проблема: во время чтения ИМ на ночь в голове просыпаются "голоса". несут несуразицу, "вплетаются" в слова ИМ, иногда говорят хулу. короче, мысленная помойка. закопошились. очень неприятная ситуация, но это не каждую ночь, что радует". Сергей! Это бесовская прелесть.
Сергей! Срочно прекратите молиться Иисусовой молитвой, надо временно перейти на Мытареву "Боже Милостив буди мне грешному"…

Ответ: Видение света с закрытыми глазами, конечно, никакого отношения к Фаворскому свету не имеет. Это известная фигня, которая и к бесовской прелести не имеет отношения. Мысленная помойка, которая становится видна/слышна при молитве - это не фигня, это начало видения (один из специфических вариантов) своих грехов. Человек начинает видеть свою грязь. Ну какая же это бесовская прелесть?.. 

И что за магический совет перейти от Иисусовой молитвы к мытаревой: последняя лучше от прелести избавляет, чем Иисусова? Виктор Шипилов, какая же помойка в Вашей голове, а Вы не видите.