Исихазм

Автор Тема: Как оживить молитву, ставшую слабой?  (Прочитано 2378 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=16.msg96#msg96

Вопрос: Но проходит день и молящийся с удивлением обнаруживает, что он делает "все то же самое", а его молитва движется едва в полсилы, а потом и вообще исчезает, оставляя только разочарование и недоумение, отчего это произошло.

Ответ: Это очень полезный опыт, и не только в сугубой молитвенной практике. Два движения: настойчивое повторение предыдущих действий и оставление застывшего и выхолощенного приема ради нового поиска не должны противопоставляться друг другу. Первое движение более характерно для развитой, оформленной, ставшей уже традиционной аскетики, в которой есть наставники и ученики. Второе движение ближе первооткрывателям, оно более рискованно. В наше время возможен синтез, соединение движений повторения и поиска.

Верно, знания о Боге нет во внешнем, но оно есть во внутреннем. Побудительные мотивы к совершению того или иного действия, к выполнению той или иной практики содержат в себе скрытое знание о Боге и выражаются в вере и ее делах. Наставником христиан является Господь. Он - Наставник, и Он направляет, чаще скрыто, действия молящегося. Чем больше сопротивление божественному наставничеству под предлогом следования сложившейся практике или с целью изменить ее, тем затрудненнее путь.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=22.msg124#msg124

Вопрос: ***В нас есть по-моему какая-то очень глубокая и трудно осознаваемая немощь, которую надо учитывать при наших духовных усилиях.***

Ответ: Да, подвизаться так, как прежде, мы не можем: слабы и Господь не укрепляет. Время телесной аскезы ушло и брань утончилась, поэтому опыт святых отцов и подвижников буквально перенять не получается. Требуется большая осторожность, сопряженная с величайшей решимостью, без которых в умное делание лучше не соваться, чтобы вспять не повернуть или в прелесть не впасть.

Помню откровенный рассказ одного священника, который стал заниматься умной молитвой и спустя некоторое время бросил. Как только начинал он усиленно молиться, заболевала его жена, переставал - жена выздоравливала. Так и прекратил молиться. Поехал в монастырь к своему духовнику, а тот сказал, что неправильно сделал: не надо было молитву бросать. Не помог совет духовника справиться со страхом - не стал этот священник молиться, выбрав внешнее благочиние.

Очень многие сворачивают с молитвенного пути, испугавшись реальных искушений и трудностей. Еще больше тех, кто и знать об этом пути не желают. Шествующих же опасности ожидают. Хоть и протоптан святыми отцами и подвижниками этот путь, да узок и многотруден он.

Я так полагаю, что умное делание - это образ жизни христианина, включая и умную молитву. Если образ жизни не по Господу, то умная молитва в соблазн и в прелесть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Как оживить молитву, ставшую слабой?
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 19:37:52 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=102.msg622#msg622

Вопрос: По благодати видел Божий Свет, от этого собственно и уверовал…
Начал практиковать Иисусову молитву.
Но того уровня который дан был по благодати достичь немогу. Да и при самом упражнении в молитве чувствую какое-то одыбиление, до созерцания Света далеко, одно отрадно начал видеть и понимать порочность своего сердца.

Ответ: Здравствуйте!

Прикосновение Божие по Его милости бывает неожиданным для нас, оно может потрясти до основания и подтолкнуть на поиск Бога. Господь откроется, ни миг распахнутся Небеса, и начнется долгий путь с испытаниями и искушениями.

Ощущение одебеления при молитве - сам по себе важный опыт, который открывает инерцию и ленность нашей души практически. Так мы узнаем про себя то, чего не знали раньше, но имели. Такое одебеление очищается слезами и покаянием. Плач по грехам рождается от ощущения невозможности, своей неспособности, немощности, неочищенности - это ощущение дарится нам по милосердию Божию, его благодатью, которая высвечивает нашу нечистоту. Свет уже есть, но видим в его лучах мы самих себя такими, какие есть.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=424.msg2379#msg2379

Вопрос: Что-то совсем плохо стало. Создается ощущение, что молитва - односторонняя коммуникация. Все равно, что кричать в пустоту.

Ответ: Периоды сухости и "безответности" при молитве неизбежны. Иногда такое состояние переживается тяжело, да и длительность его может быть немалой. Надо иметь упование на Господа и терпение. Пока не было мало-мальского опыта соприкосновения с благодатью в молитве, не с чем было и сравнивать, а как появляется опыт благодати (искреннего покаяния, умиления, духовной радости и пр.), так и безблагодатная жизнь становится в невыносимую тягость.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Как оживить молитву, ставшую слабой?
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 19:38:59 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=74.msg539#msg539

В молитвенном делании можно обнаружить внутренний ритм. Святые отцы говорили о сочетании и попеременном делании разных видов молитвы, предлагая определенные правила применительно своему опыту, конкретному времени и типу жительства. И я соглашусь с Леонидом - нам надо научиться чувствовать молитву, чтобы она не стала механическим повтором выцветших слов без каких-либо результатов.

Отступление от правил может быть двояким: по нашей немощи и по действию (чаще скрытому) благодати. Наша жизнь полна внештатных ситуаций, когда слепое следование давно заведенному правилу не полезно. Так и молитвенная жизнь становится полнокровной и в разумной степени разнообразной. Да и молитву следует понимать не только как словесную и умственную, но включать в нее свои дела и нужды. Молитва рук не менее действенна для стяжания благодати, чем молитва уст.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=74.msg41415#msg41415

Вопрос: «Да и молитву следует понимать не только как словесную и умственную, но включать в нее свои дела и нужды. Молитва рук не менее действенна для стяжания благодати, чем молитва уст.»
- Александр ...А вы не могли бы чуть расшифровать ...

Ответ: Под молитвой рук я понимал не символические движения и жесты, хотя и такая молитва имеет место быть. Я говорил о молитве дел рук человеческих.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=74.msg41421#msg41421

Цитата: Ох...ну я опять не понял...может как на примере подскажете?...

Ответ: Попробую так сказать. В должном состоянии ума (сознания) дела человека (то, что он творит своими руками) становятся молитвой.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=74.msg41443#msg41443
Вопрос: Ну это в том смысле, что если наколол дров, то дрова становятся молитвой.
Я правильно вас понял?
Или там скажем пуговицу к пальто пришил.

Ответ: Не сами дрова и не пришитая пуговица, а священнодействие, осуществляемое в молитвенном - в благодати - состоянии, когда весь (здесь ближний) мир становится храмом, в котором находится подобающее место и дровам, и пуговице.