Исихазм

Автор Тема: Усиление брани  (Прочитано 2830 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Усиление брани
« : 04 Февраль 2014, 18:14:18 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2040#msg2040

Вопрос: Хотелось бы поговорить о трудностях, которые возникают при упражнении в Иисусовой молитве. Причем, о трудностях закономерных или даже неизбежных. Я постоянно стою перед нерешенной проблемой: при регулярном молении Иисусовой молитвой у меня начинаются мысленные брани (буквально наваждения), которые я не могу понести.

Ответ: Именно так. И очередность обычно наблюдается: сначала брань мысленная, затем брань чувственная, а потом проблемы с телом.

Evgeny приводит хороший прием: отойти на время пика брани в сторону.

Отойти в сторону можно по-разному.
1. Как бы сбежать (и сбежать без как бы - но это почти поражение, которого и добиваются силы враждебные, что веют...), чтобы потом вернуться на старую позицию и продолжать заниматься молитвой.
2. Как бы сделать шажок вбок, "сгруппироваться" и выдержать напор стихии. Так можно поступать, имея  некоторый опыт и силу. Велика опасность -тут уж никуда не денешься - быть потрепанным.
3. Подняться над бранью. Это подобно тому, как поднимаются на гору во время наводнения. Какая-то часть нас будет "затоплена", но командный пункт цел. И дед Мазай спасет своих зайцев.
4. Стать прозрачным или(и) непоколебимым как скала. Впрочем, здесь в сторону отходить не надо, разве что бесенку хвост накрутить
5. Есть такое правило: когда враждебные силы нападают, они должны на время раскрыться и могут быть сокрушены. Но это уже действия воина Христова.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2043#msg2043

Цитата: Просто напросто молитву нужно совершать с чувствами и переживаниями…

Ответ: Вы правы, на некоторых этапах (как правило, начальных) молитву можно и нужно совершать с чувствами и переживаниями. Увлекаться переживаниями излишне не надо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Усиление брани
« Ответ #1 : 04 Февраль 2014, 18:15:16 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2091#msg2091

Вопрос: Довольно много уже лет назад меня стал беспокоить такой прилог: в храме во время службы стал обращать внимание и раздражаться, если рядом кто-то слегка пришепетывает губами…Стали раздражать, всякие там, сопения, пыхтения, чавкания и т.д и т.п. В конце-концов, я стал молиться практически непрестанно, а весь этот хоровод звуков превратился в постоянные, непрекращающиеся наваждения! Отдых можно было получить только полностью уединившись, а пребывание в окружении людей превратилось в пытку. Интересно, что если резко перестать молиться, то все также резко стихает. Но стихает только на некоторое время.

В течение года я дошел до полного изнеможения. Вот такая ситуация.
Что скажете, братия?

Ответ: Брань длиною в 1 год не такая уж большая. Изнеможение... это как к нему отнестись. Мне кажется, до полного изнеможения еще не близко Из своего опыта я вынес, что полезно относиться к себе родному, погрязшему в бранях (и болячках), с легкой иронией, ибо эгоизм любит все драматизировать и истощаться. Итак, ирония над собой снимает половину проблемы

Вторую половину проблемы можно разрешить серьезным отношением к деланию.

1. О повышенной чувствительности (до невыносимости) к различным внешним раздражителям при молитве говорят многие подвижники. То сосед по комнате храпит, то бабки в храме суетятся, то в носу чешется, то ноги болят, то комары кусают... При молитве иногда возникает гиперчувствительность, когда что-нибудь мешает, отвлекает внимание, отнимает силы.

К примеру, этот форум почитывает человек, которому "повезло" еще больше Вас: он на службах в храме часто падал в обморок - бабульки ахали, прыскали водичкой и отводили на скамеечку. Ничего, не прошло и двух лет, как проблема исчерпалась: обморочных состояний на службах не стало. Надо было всего лишь не сбежать от своего позора и продолжать посещать службы.

Мы знаем, что старец Силуан (подробностей не помню), будучи опытным в делании, не любил звуков и одевал шапочку при молитве.

Вывод. Другие успешно проходили (и проходят подобную брань), значит и мы пройдем.

2. Возможно, при повышенной чувствительности к звукам Вас мучает неправильная концентрация. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внутреннем, какая-то часть вашего сознания цепляется за внешний раздражитель, который становится непроизвольным источником концентрации. Ум боится потеряться, не находя (не умея найти) устойчивости в еще не раскрытом внутреннем пространстве, и цепко держится за внешнее.

В этом случае следует учиться искусству перенесения внимания от одного объекта к другому, разотождествления себя с объектом, привлекающим внимание, и отвлечением внимания от внешних объектов внутрь себя.

Сие удобно делать в одиночестве. Например, на прогулке, встречая глазами текст рекламного плаката, "вдруг" посмотреть на него глазами ребенка, не умеющего читать, и увидеть на миг (больше по времени вряд ли получится в начале) набор непонятных букв и бессмысленную картинку. Если немного потренироваться в этом разотождествлении, можно увидеть, что смысл, вложенный в рекламу, почти мгновенно, но уловимо, (как бы) несется от рекламного щитка (газеты, витрины и т.п.) и пропечатывает наши мозги. Если потренироваться подольше, то можно научиться проходить мимо рекламной грязи, как бы не замечая ее. Это я рассказал об одном из современных вариантов борьбы с помыслами.

Другой способ. При концентрации на физическом органе (обычное дело для новоначальных, о чем уже на форуме говорили), ощущается приток крови, жжение, покраснение, напряжение, и др., - то, что может быть болезненным. Боль притягивает внимание и помогает сосредоточению, а внимание усиливает боль. Если отвлечь внимание в сторону, то и молитва теряет свою интенсивность. Можно научиться, не теряя молитвенной сосредоточенности, переносить внимание за (вглубь, внутрь) физическое место сосредоточения. Освоив (чуть закрепившись) умом это новое место, можно (как бы) посмотреть из него на болезненное место внешнего физического сосредоточения, Такой внимательный и отрешенный взгляд способен растворить боль и снять зажатость. Точно также можно "победить" (в себе) сопение и пыхтение людей в храме - пройти через неприятное восприятие и посмотреть изнутри и отрешенно ( в этой отрешенности есть сила) на то, что раньше мучило почему-то, а теперь воспринимается равнодушно.

Конечно, надо также учиться держать нить молитвы, не отвлекаясь на "комариные" укусы.

3. При совместной молитве в храме выстраивается и совместное мысленное (чувственное и пр.) пространство. При единомысленном предстоянии происходит маленькое чудо, когда проблемы, подобные Вашей, просто исчезают в очищенном пространстве совместной молитвы. Обычно единомысленного (единодушного) предстояния нет.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2093#msg2093

Цитата: На данный момент уже 16…

Ответ: Чем 16 лет отличается от одного года, - только застарелостью. Уже легкое прикосновение Духа омолаживает нас - и нет долгих лет, казалось бы, бесплодной брани. И нужен всего один лишь плод - Его касание.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Усиление брани
« Ответ #2 : 04 Февраль 2014, 18:19:03 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=385.msg2095#msg2095

Я хочу повторить еще разок. Совместная молитва в единодушии и единомыслии много проблем разрешить может. Хотя и вспышка брани (до агрессии) вероятна на малое время.

Мда, у индусов есть ашрамы, у монахов - монастыри, у верующих - храмы, а Сыну Человеческому негде главу преклонить. Где они, Обитель Любящих Сердец и Храм Ума Христова...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=776.msg7581#msg7581

На начальном этапе внутреннего собирания и молитвы появляется множество раздражителей. Умение не придавать им значения и не терять молитвенного настроя - один из важных уроков.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1449.msg19455#msg19455

Вопрос: Я впервые начала пытаться молиться Иисусовой молитвой после того, как прочла "Откровенные рассказы странника". Очень вдохновила меня эта книга, прямо-таки сердце загорелось. Молилась устно, но подолгу. Особенных исключительных переживаний не было, и я в принципе знала, что искать их нельзя. Радость была иногда (редко) хорошая, тихая. Однако я практически бросила молитву после того, как, во-первых, начала испытывать какие-то непристойные ощущения во время нее, во-вторых, у меня стали к молитве примешиваться хульные помыслы (вообще они появились после того, как я наслушалась нелитературной лексики у себя на бывшей работе).
Что делать теперь, прямо и не знаю. Молиться хочется. Не хочется молиться неправильно.

Ответ: Так и человек, загоревшись желанием, начнет рисовать или писать стихи - и что-то будет поначалу получаться, а затем придут трудности. И при молитве Иисусовой после успешного начала случаются трудности. Хульные помыслы - одни из них. В подвижнической литературе немало сказано о таком искушении. Для начальных сильным оружием будет не обращать на них никакого внимания. Помыслы эти всеваются извне, их и нужно, не воюя, отводить в сторону.
Также надо учиться очищать свой ум после посещения загрязненных мест (где, напр, ругаются), потому что эта грязь заразна и легко пристает. При молитве же она становится видна и начинает хульно звучать. Это означает, что молитва наша стала чуть более действенной, и у нас приоткрываются внутренние очи (уши), и мы видим (слышим) яснее приражения и грехи.

Чтобы не ощущать ненужные (страстные) движения во время молитвы, не надо опускать внимание слишком вниз. Т.е. не сосредотачиваться ниже верхушки сердца. Это общий совет.

При молитве возрастает и мысленная, и страстная чувствительность, и поэтому многие ощущения, которые проходили раньше незамеченными, теперь становятся явными. 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Усиление брани
« Ответ #3 : 04 Февраль 2014, 18:21:54 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1449.msg19471#msg19471

Keleynick, практика успокоения и очищения ума описана во многих православных наставлениях о молитве.

ВиталийД, Вы правы, желательно избегать нечистых мест, но в городе, который в психическом плане представляет из себя большую клоаку, чистых мест и не много. А загородом (это еще не пустынные места) атмосфера почище (не всегда) - и, одновременно, она более сонная и ленивая. Кроме того, существует известный барьер из психического мусора, который приходится каждый раз преодолевать, выезжая загород. Это все я говорю к тому, что нужно учиться очищать себя.

Вопрос: А * хульные помыслы*- могут ли они кого-то обольстить?

Ответ: Обольщение хульными помыслами больше в том, что человек начинает пугаться, теряет душевное равновесие, боится молиться и сходит с молитвенной дистанции. Хульными помыслами проверяются искренность, устремленность человека и, самое главное, нелицемерность его покаяния, ибо гордость (другой бес) нашептывает: и откуда у меня, такого хорошего и православненького, такие плохие мысли. Наличие плохого у хорошего человека вызывает чувство дискомфорта и желание выйти из неудобного состояния за счет прекращения молитвы.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1449.msg19473#msg19473

Вопрос: Александр, а Вы не могли бы привести примеры? Именно наставлений об успокоении и очищении ума... как я понимаю ПЕРЕД молитвой? Или уже не молитве? Это разные вещи…

Ответ: И перед молитвой, и во время ее, поскольку сама молитва может стать методом очищения и успокоения.

О совокупности приемов по успокоению (и очищению) ума мы уже говорили не раз. Хорошо было бы составить что-то типа вопросоответов по форумским темам...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1449.msg19475#msg19475

Цитата: А зачем каждый раз? - "Достаточно одной тоблэтки"...

Ответ: ВиталийД, здесь ответ достаточно простой: выгребная яма грехов находится внутри человека - в городе он живет или загородом, в лесах и горах. Еще ап.Павел сказал: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Усиление брани
« Ответ #4 : 04 Февраль 2014, 19:34:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3119.msg130699#msg130699

Вопрос:…А вообще, эта ..динамика развития навыков правильного моления - она всегда так..неооднородна?..Раньше, когда молилась по Молитвослову или своими словами, перед иконками дома, ну там свечки, я еще мирром брызгала на них.некая ритуальность.помолишься..и хорошо..была определенная ясность и покой
А теперь, когда есть огромная внутренняя потребность отмолить эту тяжесть каменность и понимаешь что больно, что надо, что невозможно, - ничто никуда не движется(

Ответ: Так и соедините, начиная с молитвы привычной (перед иконами, с зажженной лампадкой и пр.) и переходя к Иисусовой.