Исихазм

Автор Тема: Теплота в сердце  (Прочитано 4092 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Теплота в сердце
« : 29 Январь 2014, 19:42:04 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg15599#msg15599

В связи с периодически возникающим вопросом о теплоте в районе сердца при молитве: является ли она признаком благодати или прелести - несколько замечаний.

1. Теплота в сердце носит психосоматический характер, т.е. она является следствием или кровяного разгорячения, или проявлением более тонких душевных подвижек, возникающих при сосредоточении и сосредоточенной молитве.

2. По теплоте в сердце нельзя судить ни о благодатности, ни о прелестности сердечной молитвы.

3. Теплота в сердце может сопровождать благодатную молитву - как проявление духовной радости и силы на душевном и физическом уровне, но сама духовная радость в сердце может не иметь следствием сердечную теплоту, а быть скрытой или проявляться в других более тонких состояниях.

4. Теплота в сердце может быть следствием концентрации и нагнетания душевных сил (энергий) в районе сердца. Благодати (скорее всего) за такой теплотой нет.

5. Существует два типа молитвы и отношения к теплоте в сердце. Одно отношение, выпестованное в  школе свт.Игнатия Брянчанинова (условно), относится сдержано к вызыванию и поддержанию явной теплоты в сердце, предупреждая об опасностях оккультных феноменов, возникающих в этом случае. Другая, афонская школа (также условно) в лице некоторых представителей, направлена на сосредоточение вплоть до приболезненного чувства и явного притока крови.

6. Переживание теплоты в сердце (равно как и отсутствие оной) является прелестью в том случае, когда подменяет истинную цель молитвы ради самого переживания или из-за страха получить такое переживание. В ином случае теплота в сердце может способствовать сердечной молитве, пожалуй, много больше, чем сердечная сухость и холодность при отстраненной "аскетической" молитве.

7. Кроме теплоты в сердце при молитве может быть отмечено множество необычных (для обычного состояния) явлений. Например, давление, ощущение тока, тесноты, некоторой болезненности в районе сердца. Эти ощущения лучше не развивать до уровня неприятных, ибо они по большей мере выражают инертность нашей души и дебелость нашего тела. По мере приобретения опыта неприятные ощущения уходят, и появляются более тонкие душевные переживания: как бы ручейка, текущего в сердце, наполненной чаши, реки, океана, прободенного сердца и др. Это уже мистические переживания, которые (сами по себе) также не есть точный признак благодати, но могут сопровождать ее.

8. Уже при переживании теплоты в сердце ее могут сопровождать слезы, иногда обильные. Могут возникать световые явления и образы, которые - это надо четко усвоить - никакого отношения к Фаворскому Свету не имеют (в подавляющем числе случаев). Ублажение световыми образами и принятие их за благодать легко ведет в прелесть. Вообще ублажение любыми переживаниями (в т.ч. слезами) вгоняет в прелесть. Также вгоняет в прелесть (еще более крутую) ублажение отсутствием переживаний и принятием некой темной пустоты и сухости за истинный молитвенный путь.

9. Мы взыскуем в сердце Господа, а не переживания. Господь же может придти тихо и незаметно, а может подарить знак своего посещения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #1 : 29 Январь 2014, 19:43:37 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg15611#msg15611

Вопрос: Так получается, самая лучшая защита от прелести - не блаженствовать.
...
Но ведь Фаворский свет - не единственное прояление благодати, это высшая цель исихазма, но ведь есть множество других нетварных энергий Бога, которые, например, помогают востановить духовные силы, скажем после тяжелого рабочего дня, утешают, смиряют, есть еще и Абсолютная Безусловная Любовь, без которой не видать Фаворского Света?

Ответ: Блаженствовать, ибо верущие в Бога - блаженны, но не ублажаться (грубо говоря: не балдеть).

Фаворский свет - одно из именований божественной энергии. Вообще, верно, что источник восстановления сил человека - в нетварных энергиях, но само действие восстановления обычно осуществляется посредством тварных сил.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg15624#msg15624

Вопрос: Насчет восстановления, я так понимаю, что нетварные энергии как-бы облагораживают, благославляют и очищают тварные? Ибо тварные сами себя востановить уже не могут.

Ответ: Лучше добавить: преображают.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #2 : 29 Январь 2014, 19:46:09 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16283#msg16283

Цитата: Мир Божий всем!
 Хочу поделиться  своим небольшим опытом созерцания Нетварного Света…

Ответ: Спасибо, Ioan, за откровенный рассказ об Вашем переживании.

Человек, получивший такой мистический опыт, встает на особую стезю, очень узкую и опасную. Чуть уклонился в одну сторону - и близко сумасшествие, чуть в другую - прелесть. И немало мистически настроенных людей, которых сильно качает на этом пути, и даже падают они.

Требуется смиренное внимание к себе и абсолютная трезвость. Трезвение, смиренное видение себя, ровность (в другой теме использовался термин "неизменность") - вот тройное основание, без которого сорвет буйный ветер с этого непростого пути.

Обычная ошибка подвизающихся - увлечение мистическими переживаниями. Это увлечение перерастает в поиск способов и мест, чтобы добиться нужного и уже известно эффекта, что порождает зависимость от невидимых сил, стоящих позади многих необычных переживаний. Силы же эти очень разные, они привлекаются на свет, озаривший человека, и увлекают его, и дают дары, чтобы сделать проводником своих устремлений. Посему и нельзя держаться за свои переживания: имеющий должен быть как неимеющий. Устремление же к Богу возгревается, и путь к Нему открывается через видение своих грехов. Свет Божий открывает человеку глаза на себя, и предстает человек перед внутренним взором в всей своей неприглядности. И это длительное переживание, которое вначале воспринимается эмоционально, а затем становится видна дебелость (инерционность) ума и души. Так Господь вскрывает более глубокие пласты нашего существа: тупого, ленивого, безрадостного - и хочется сбежать от этого неприятного опыта в первые, эмоциональные и сильные, встречи-соприкосновения. Приходится же работать в грязных рудниках своей души.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16288#msg16288

Я хочу еще добавить, что полученный мистический опыт никуда не исчезает. Если Господь найдет нужным, то и посетит в силе снова. Нужность же определяется Его милостью и нашей подготовленностью.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16334#msg16334

iana, надеюсь Вы заметили, с какой осторожностью делится Ioan своим опытом, не навязывая его, не называя (заведомо) истинным... Для людей, не имевших никакого мистического опыта, ес-но, описание таких переживаний может быть смутительным. Так у нас и форум особый.

А теперь почитайте свт.Игнатия Брянчанинова, отличавшегося повышенной трезвостью и имевшего видения и мистические переживания, - из его уст - вот здесь: www.hesychasm.ru/library/stbrianch/strannik_b.htm
Не искушают такие его слова?
Очи мои смотрят, и не смотрят,— видят, и не видят: уши слышат, и не слышат; все члены мои упоены, — и я шатаюсь на ногах моих, держусь за что нибудь руками, чтоб не упасть мне, или лежу, поверженный на одр, как бы в болезни безболезненной и в разслаблении, произшедшем от преизобилия силы.

Ioan делится начальным мистическим опытом (начальным, но не малым), который - сам по себе - без его трактовки не является явным признаком прелести, как и не является явным признаком благодати. И он высказывает достаточно трезвенное отношение к этому опыту.

Вообще, тема таких опытов очень не проста и практически находится вне публичных обсуждений, и я вельми благодарен ioan'у, не побоявшемуся сказать - и не плохо - о своем опыте, и я благодарен участникам форума, сумевшим услышать.

Насчет экстатичности Вы сильно загнули. Как помните, дело было в микроавтобусе, кругом люди: как понимаю, душевное потрясение никак не отразилось на физической дееспособности. А что чувствуют люди при Божиих посещениях и как ведут себя - читаем Библию.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16339#msg16339

Путь у Ioan'а открыт, и никто (и он сам) не говорит, что его стезя прямая. Еще раз!: Ioan не заявляет, что он - праведник и в абсолюте правильно молится. Наоборот, сомневается, спрашивает и проверяет. Это скорее знак трезвого отношения к себе и своим переживаниям. Да, специфику пятидесятнической молитвы и отношения к ней можно проследить. В православии человек, получивший некий мистический опыт, будет вести себя (возможно) по-другому. Хотя... я встречал и слышал всякое.

Человек - в поиске и становлении. Бог ему Судия. Или думаете, у Игнатия Брянчанинова не было искушений, соблазнов и падений?..
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg16350#msg16350

Цитата: Небесспорными являются последующие действия, что и не удивительно, так как не все находятся в таких же условиях, как преп. Серафим или преп. Силуан, повторивший в этом отношении путь преп. Серафима.

Ответ: Это наша общая проблема, ибо почти все мы находимся в других условиях - в большей или меньшей степени. А раз так, то и решения - по своей форме - могут значительно отличаться от традиционных, сохраняя преемство по духу.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg27236#msg27236

Цитата: Рад что попал на этот форум,
от постоянной молитвы стал (по Исихию и Диадоху "Господи Иисусе Христе") испытывать радость нисравненную и расположение ко всем, и далее покатилось - и сердце разогрело и проч... у батюшек понимания не нашел, только шокировали.. прошу молитв, у меня как переворот в сознании.

Ответ: Укрепления Вам, elm! И понимания, что путь только открывается...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #3 : 29 Январь 2014, 19:50:42 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg27726#msg27726

Цитата: Еще хотелось бы добавить, что бывает, когда сердце исптывает любовь, а ум, будучи неочищенным противится ей и выдает свои "варианты". И под таким предлогом отвергать любовь также совершенно неоправдано, ибо в этом случае она приходит, чтобы очистить ум.

Ответ: Да, такое бывает часто. Особенно когда ум после неосмысленного и избирательного чтения святоотеческой литературы заражается страхами перед всякими ощущениями и мнимой прелестью.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=f18be5eabb5ac78b8f846011b05f94bc&topic=1343.msg46265#msg46265

Цитата: Но и в то же время, сердечная чакра неотделима от духовного сердца.

Ответ: Вполне отделима.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46270#msg46270

Цитата: Ну... отделить и разделить можно все, что угодно. Тем более разделять в уме, и тем более концептуально. Я и не говорил, что сердечная чакра является полнотой духовного сердца. Я говорил, что она является частью сердца в целом, и говорил, что ее условно можно назвать душевным сердцем.

Ответ: Надо ясно понимать, что развитие сердечного центра (чакры) может вполне обходится без духовного сердца или быть вообще антидуховным (бесовским).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46296#msg46296

Колхозник, а что Вы думаете о духовном теле человека?..
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46302#msg46302

Цитата: Как православный человек я думаю вот это:


44  сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45  Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46  Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47  Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.  (Кор.1.44-47)

Ответ: Вот и духовное сердце принадлежит духовному телу человека. Другая причина, почему говорим о духовном сердце, - отделение не только от физического сердца, но и от душевного (чувственного, страстного). Поскольку чакры и принадлежат чувственному миру. Важно не путать духовное с чувственным.
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46311#msg46311

Цитата: Знаете Alexander, я спокойно отношусь к любым знаниям, но меня настораживает смешение православия с теософией.

Может я и ошибаюсь, но в ваших словах и рассуждениях о духовном сердце превалируют как бы сказать...... более теософский взгляд что ли, нежели православный дух.  Хотя я могу и ошибаться.

Ответ: Колхозник, кажется, понял: у Вас обычный страх перед всем, что хоть на йоту выпадает из... назову так, программы-минимума.

Вот, почитайте одного "теософа":
 Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46321#msg46321

Цитата: Пробил:

Старец Силуан Афонский!!! Давайте дождемся его прославления.  А у прославленных есть что-то подобное?

Ответ: Старец Силуан прославлен Его ученик, арх.Софроний не прославлен, и что из того? Вам надо обязательно прославленного?..
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg46486#msg46486

Цитата: …Теперь надеюсь можно вернутся к тому вопросу который я вам задавал, но так и не понял какой вы смысл заключаете в слова «духовное сердце». Уточню вопрос:
Духовное сердце есть и в ветхом внутреннем человеке (как часть), но оно еще не пробуждено и не очищено человеческим духом с Божьей помощью для восприятия трансцендентного мира или Вы под этим подразумеваете что-то другое?

Ответ: О сердце можно еще почитать у Вышеславцева www.hesychasm.ru/library/thlg/heart.htm

О духовном сердце - моя мысль совсем простая. Есть физическое тело, и есть физ.сердце. Есть душевный человек, и есть некая его глубина и центр - сердце душевное. Есть духовный человек, и о таком мы можем говорить, что у него есть центр - духовное сердце. И человек - един, но дух и духовность могут быть непроявленными (и чаще не проявлены).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #4 : 29 Январь 2014, 19:52:28 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg62682#msg62682

Вопрос: Я новоначальный в практике умного делания. Но практически сразу (после нескольких недель практики) я совершенно внезапно ощутил теплоту в своём теле. Причём она появилась внезапно (безо всякого моего желания или психического усилия) и поселилась не в каком-то определённом месте, а стала блуждать по телу - в солнечном сплетении, чуть выше от СС, в месте между левым соском и СС, сразу над левым соском и чуть выше ладони над левым соском…
…Всё бы ничего, да вот только вместе с этой теплотой у меня возникли проблемы с дыханием – появилась ужасная одышка, иногда подолгу не могу вдохнуть воздух полной грудью…

Ответ: Полагаю, надо отойти от такой молитвы, точнее, от такого технического момента, как сосредоточение на физическом сердце. Совершена обычная ошибка новоначального, приложившего рвение не к внутренней работе по очищению и успокоению ума и чувств, а к достаточно грубой форме - в психофизическом аспекте - молитвы. В результате была разбужена поверхностная часть души (душевного тела), сопряженная с телом физическим.

Вообще, правило сосредоточения на левой стороне груди сколько-то (два) пальцев выше соска очень и очень ограниченное и техническое. И, пожалуй, для многих - опасное, поскольку возбуждается и раскачивается работа физ.сердца. Длительное и сильное напряжение физ.сердца нехорошо как для него самого, так и для продвижения в молитвенном делании, поскольку подменяет собой цель и смысл молитвы. О чем неоднократно говорилось на форуме.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg67588#msg67588

Цитата: Боль сердца и теплота есть показатель очищения души.

Ответ: Совсем не обязательно. Боль сердца и теплота свидетельствуют о душевных подвижках на уровнях сосредоточения. Боль может свидетельствовать и о неочищенности сердца, и о сопротивлении.

Технические моменты, связанные с энергетическими потоками на душевном и соматическом уровне, важно знать, но они могут быть мало связаны с духовным поиском. Напоминаю это еще раз.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg67602#msg67602

Цитата: Я имел в виду, движение в деле очищения души.
Думаю, если этих показателей нет, то и нет движения в ИМ…

Ответ: Продвижение в ИМ не обязательно (далеко не на всех этапах) должно выражаться в (ярких и грубых) психосоматических переживаниях типа боли и теплоты.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #5 : 29 Январь 2014, 19:53:23 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg79857#msg79857

Вопрос в одной из тем (от прозелита): есть как минимум, две полярные т.з.: первая - что надо всячески с утренней молитвой уже возгревать сердце и стремиться к тому, чтобы горение стало непрерывным. А вторая т.з. - что надо гнать от себя всякое горение, разжжение, поскольку через него удобно действовать лукавому.
Поскольку обе т.з. - имо из заслуживающих уважения источников, то, чтобы не оказаться буридановым ослом, прошу Вас высказать свое мнение...


Ответ:1. Полагаю, не следует искать (придумывать) точное расположение таких точек ни слева (в районе физ.сердца), ни справа. И вот почему. В верхней части груди существует две симметрично расположенные точки (места) выхода (эмоциональных) сил, расходящихся от центра груди. Сосредоточение слева или справа может спровоцировать поток эмоций или кровяное разгорячение без какого-либо очищения сердца. Кроме того, сосредоточение слева может затронуть (и нарушить) работу сердца. Достаточно сосредоточиться где-то по центру груди (не очень низко) - и без особого напряга! (Напряжение вызывает покраснение места, на котором сосредотачиваются, с ощущением тепла, давления или легкой боли.) Для новоначальных характерно не внутреннее сосредоточение, а внешнее - с напряжением - на телесном уровне или на том, что рядом с ним. Важнее же внутреннее сосредоточение через вхождение внутрь себя, которое имеет связь со средоточением внешним, но не должно внешним сосредоточением подменяться.

2. Место сердечного разогрева воспринимаются локально - в виде точки - только на начальном этапе. По мере углубления открывается внутреннее сердечное пространство (оно не физическое), которое  воспринимается большим. И снаружи уже ощущается не точка, а область, которая, расширяясь, становится похожа на чашу. При прободении сердца чаша становится потоком. Поток, возрастая, превращается в море, и физическое тело в этом море благодати субъективно ощущается очень маленьким, растворяясь до исчезновения.   

3. Две полярные точки зрения - возгревать сердце и гнать от себя всякое горение и разжжение, - которые мы находим в подвижнической литературе, свое основание имеют, по обыкновению, в расколотом уме, который любит делить и противопоставлять. Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство.

Сердечный огонь тонок (духовен). И его горение чисто и прозрачно: оно - невидимый свет. И может распространяться без всякого душевного (и телесного) разжжения в том случае, когда душа и тело уже очищены. Это яркий свет, и он невидим и не ощущается подавляющим большинством людей, даже и предочищенных постом и молитвой. И этот свет может зажигать и возбуждать душевный (а затем и телесный) состав человека. Душевное горение сопряжено с очищением души и выгоранием в ней грехов. И его уже легче почувствовать людям с утонченной и очищенной душой. Горение на периферии, когда душа отягщена грехами, становится ядовитым, тяжелым и смрадным. Смрадное разжжение  отравляет душу человека. А почему? А потому что душа еще не омыта водой покаяния (смотрим тему "Четыре стихии покаяния"). Порядок такой: сначала душа размягчается (и расширяется), затем омывается водой покаяния, а затем уже в ней выжигаются грехи сердечным огнем. Попытка вызвать горение сердца искусственным путем (т.е. перепрыгнуть через ступень водного покаяния) приводит к чувственному разжжению, которое легко вводит в соблазн и прелесть...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #6 : 29 Январь 2014, 19:55:16 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80263#msg80263

Вопрос, заданный в ЖЖ:
вот в п.3 не совсем понятно: "Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство". И здесь возникает вопрос: "а как приподняться умом?" и "что для этого надо?"
Может быть Вы подбросите еще парочку фразъ для ясности?


Ответ:
Один способ "приподняться умом" хорошо известен - это объективное и беспристрастное рассмотрение предмета (проблемы) и его противоречий с попыткой снять противоречия в синтезе. Ум должен быть свободен от предрассудков и предпочтений. И должен уметь занимать противоположную позицию - без осуждения и критики, - а затем, обогащенный полученным опытом, возвращаться к позиции исходной, взирая на нее по-новому. Это как бы подход объективного ученого-исследователя, который не привязан к предмету своего исследования.

Точно так же можно и исследовать работу самого ума, чтобы выявить условности, предпочтения, стереотипные шаблоны и прочие "радости" множественных ментальных сетей, которыми окутан ум.

А дальше, увидев ограничения и ловушки, накладываемые ментальными сетями, ум может сделать несколько правильных движений, чтобы выйти из-под удушающего контроля. Первое движение - замолчать. В молчании ум может просочиться сквозь первый заслон (еще редкий) ментальных сетей, чтобы отправиться на поиск сердечной истины. Второе - взывать к благодати, поскольку только в ее свете и могут открыться (и быть разрушены или обойдены) ментальные ловушки.

Ум, находящийся в молчании, может не только входить в сердечную глубину, но и подниматься ввысь - в просторы гнозиса. Если он не освещен светом истины, гностические знания станут для такого ума опасными.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80363#msg80363

Вопрос: «Вместо низкого разделения надо приподняться умом - и увидеть единство»
- Единство чего?...внутреннего сердечного пространства и физического разогрева?...

Можно ли использовать физический разогрев, а точнее подъём физической энергии(движений крови), для отгнания сонливости например…?...

Ответ: Единство двух "полярных" точек зрения: можно-нельзя возогревать.

Физический разогрев, конечно же, можно использовать для отгнания сонливости и пр. Те же поклоны способствуют разогреву - и отгнанию сна...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2555.msg80380#msg80380

Вопрос: А как использование разогрева влияет на сосредоточение в сердечном месте...
Я говорю о сознательном подъёме телесной энергии из чрева...и придерживая её, на этом фоне стараться удерживать вИдение сердечной области...

Ответ: Я думаю так: если Вы знаете, что из себя представляет сознательный подъем (тонкой) телесной энергии из чрева (наверно, из района солнечного сплетения) и не принимаете такой подъем за благодать (а также не путаете его со страстью и сублимированной силой), то им можно воспользоваться. Телесная (тонкая) организация станет крепче и собраннее. Окрепнет и воля.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #7 : 29 Январь 2014, 19:59:18 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2858.msg106420#msg106420

Вопрос: Я все таки не могу понять что значит сосредотачивать. В момент молитвы "горение" и так происходит как раз в чреве либо в левой части груди, но это от меня не зависит...вообще. Я не могу это контролировать, как это вообще возможно?

Ответ: Кристина, горение горению рознь. Его - как кровяное (или тонкоэнергетическое) разжжение - можно ощутить в том месте, на котором сосредоточишься. Если на груди с левой стороны - то слева, если с правой - справа, если на пальце, то горение почувствуешь в пальце. И тп. Это элементарно. 

А вообще-то примерно в центре груди, а не слева и справа. Это хорошо понимаешь, когда ощущение разрастается, и от ручейка переходит в мощный поток, а затем уже и никакого центра нет - ибо пронизывает океан - во все стороны, и вверх, и вниз...