Исихазм

Автор Тема: О покаянном чувстве во время молитвы  (Прочитано 3164 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=407.msg2261#msg2261

Вопрос: 1) Как совместить радостное настроение и сокрушенное чувство покаяния?
2) Как удобнее всего возбудить в себе покаянное чувство во время молитвы (да и вне оной)?

Ответ: Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил. До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.
4. Помнить о близкой смерти и войти в ее врата. И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=407.msg2276#msg2276

…согласен с тем, что между вторым и третьим вариантом есть место желанию добиваться неких высших духовных состояний. Т.е., не умерев миру, искать духовное, - что легко вводит в тонкое прелестное состояние, когда оккультное принимается за действие Духа.

Первый и второй варианты суть грубая прелесть, Переживание духовных состояний выше и тоньше привязанности к внешнему благочестию или зилотству. Мы уже говорили на форуме, что поиск духовных состояний не является целью, но цель - поиск Бога и стяжание благодати, когда могут и должны приходить новые переживания, отличающиеся от привычного набора, даруемого внешними чувствами. Грань между устремлением к Богу и устремлением к неким духовным состояниям может [быть] определена только с истинной духовной позиции. Плотской и душевный человек этой грани не различает, поскольку судит по внешним признакам.

И если такому душевному (уже не плотскому) человеку внушено, что он не должен испытывать никаких переживаний, кроме очень мелко (и негативно) понятого раскаяния и видения своих грехов, то этот человек на пути к Богу неизбежно изберет третий вариант и будет бесконечно истощаться и умирать. Ибо рождение от Духа, о котором говорит Господь, есть новое духовное состояние, которое оказывается запрещенным для такого душевного человека.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #1 : 29 Январь 2014, 12:38:35 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=2d0b3d3318ac4806007ae2974c56e7fc&topic=67.msg2837#msg2837

Вопрос: Грехи, забвенные на исповеди, грехи, которые ещё не вижу, не воспринимаю как грех, они не прощаются, да? Получается, как снежный ком, от исповеди к исповеди, копятся и копятся.

Ответ: Мы часто воспринимаем грехи как отдельные от нас вещи, словно они - гнилые яблоки в кармане, которые можно выкинуть по очереди. Скорее, мы подобны неухоженным и больным деревьям, что приносят сразу же подпорченные плоды. Сначала мы срываем эти видимые плоды (на исповеди), затем обнаруживаем, что не здоровы ветви, потом видим, как болен ствол, и в конце выясняем, что корни подъедены и это они гонят вверх гнилой сок. Невозможно сразу прозреть на свои нездоровые корни, посему лечением ветвей и ствола полностью болезнь не изымается - вновь поступает из ада нашей души сок с впрыснутом в него ядом тли, и опять портятся плоды нашей жизни. Посему исповедь есть всегда постепенное самоуглубление, вхождение и стояние во аде своей души.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=475.msg3860#msg3860

Кроме тихой радости при покаянном плаче о грехах есть еще особая радость, которая появляется при прозрении на свои грехи. И есть глубокая и интенсивная радость - это благодатное состояние - при принятии поношений и обвинений от других (Блаженны вы, когда будут оносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.)
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=5.msg498#msg498

Слова Господа: Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное очень хорошо выражают смысл покаяния.

К нам приблизилось Царство Небесное, поэтому мы должны покаяться. Еще раз хочу напомнить, что слово "покаяние" слишком одебелилось в наших умах и приобрело морально-назидательный оттенок. Покаяние - это перемена всего нашего ума или, лучше сказать, перемена сознания. Мы должны измениться, чтобы принять Дух и войти в Царство, которое внутри нас прорастает.

Недостоинством (и греховностью) очень легко усовещать себя и другого. Этим словом сильно злоупотребляют, когда забывают, что у нас есть достоинство во Христе. Я соглашусь с Леонидом: что ищешь, то и находишь. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Это усилие ведет и через постижение грехов, и через ад собственной души.
 
Ищущий только свое недостоинство находит его, и что находит, можно понять, когда видит свои грехи и грехи всего мира, заявляя, что в настоящие времена Дух стяжать невозможно по грехам нашим.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #2 : 29 Январь 2014, 12:40:03 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=287.msg1434#msg1434

Вопрос: Здравствуйте!
Я не занимаюсь практикой исихазма, но повинуясь внутреннему побуждению несколько лет ищу очищения души в раскаянии и смирении. Что вы думаете о том, как жить человеку с таким умонастроением в современном мире, каких путей ему искать? У меня происходит неописуемое напряжение души в моих буднях, забирает много душевных сил…

Ответ: Я хочу напомнить, что истинные раскаяние и смирение возможны только милостью Божией.

Именно со смирением надо принять условия жизни, ибо они от Господа. Возмущение же и сопротивление сердца, как раз, выявляют отсутствие мира в душе.

Это известная ошибка, когда большие душевные силы отдаются на борьбу с внешним миром и преодоление сопротивления со стороны ближних. Надо отпустить их внутренне, не пытаться переделать, не стараться доказывать свою правоту, не отстаивать в спорах свои взгляды - по возможности, конечно. Силы души - и не малые - должны быть вовлечены в свое духовное строительство: поиск внутреннего человека, приобретение ровности, очищение души и перемену отношения ума с борьбы и выживания на созидание.

Для работы над собой многопопечительство и многоделание не полезны. Однако, ведя достаточно активный образ жизни, всегда можно спланировать трудовую деятельность и домашние обязанности так, чтобы оставалось свободное время для молитвы и размышления.

На всякий случай - я полагаю, к Вам это не имеет никакого отношения, - добавлю вот что. Те, кто занимаются постоянным самокопанием, выстаиванием долгих очередей на исповедь, ежедневным беганием по храмам, считая это очищением души в раскаянии и смирении, очень часто ошибаются. Они принимают внешнюю сторону (около)церковной жизни, забыв про внутренний мир, прощение и милосердие, и посему постоянно конфликтуют с родственниками, теряя их уважение и доверие.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #3 : 29 Январь 2014, 12:41:22 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1234.msg13245#msg13245

Вопрос: Можете пояснить подробнее? Что значит - исправить неверную ситуацию в прошлом? Чтобы в настоящем не было подобных ошибок?
Или это надежда на прощение греха?

Ответ: Совершив какой-либо (значимый) проступок в прошлом, человек в дальнейшем пожинает его последствия. Существует невидимая связь, которая никуда не исчезает, если поступок забыт. Совесть знает, а ум прослеживает эту связь, когда человек искренне кается, и Господь прощает совершенные грехи. Вот мы повторяем: покаяние, грехи... А что мы понимаем под этими словами?

На форуме мы неоднократно говорили, что душевное (как бы эмпатическое) понимание этих слов очень ограниченно и несовершенно. В них заложен больший смысл, который становится более очевидным, когда мы вспоминаем, что покаяние - это изменение ума (метанойя), его перемена и устремление к божественному, а не только сожаление, обличение, слезное омовение и ненависть к греху. И грех, определяемый как поступок, противный закону Божьему, или как вина перед Господом, - никак не открывает свою подноготную глубже морально-нравственного и религиозного его рассмотрения. Если же под грехом понимаем несоответствие истинному положению, промах и непопадание в настоящую цель (амартию), то и становится понятна цель покаяния - исправление ошибки, налаживание соответствия, поиск истинной цели.

Покаяться в грехе - исправить несоответствие! Это умное действо, когда ум находит, что именно неверно в том или ином состоянии, и пытается его исправить. В этом исправлении он обращается к корням греха (ошибки) и его истокам. Поэтому он должен совершить путь вглубь человеческой души и в ее прошлое.

Движение вглубь обычно затрагивает в начале эмоциональную сферу жизни - и тогда человек обличает себя, сожалеет о соделанном, плачет и ненавидит грех, а затем движение идет в глубинные слои души, куда слабонервным и рыдающим ходу нет.

Движение ума в прошлое сопряжено с его движением вглубь. Ум отслеживает истоки ошибки и находит момент ее зарождения. И дальше исправляет. Лучший способ исправления - в призыве Божией благодати, но даже рациональный анализ, когда отмечается, что было неверным, а затем расставляются верные ориентиры, приносит заметное облегчение. Простой пример такого покаяния: в прошлом был обижен такой-то человек, а ныне, сожалея о совершенном, когда прошлая ситуация очень живо переживается, мысленно просится прощение у этого человека. А еще чаще надо уметь простить своим обидчикам в далеком прошлом, отпустить болезненные переживания, распутать клубок страстей вокруг старого события и т.п. Повторю еще раз: это простые примеры - и действенные.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1234.msg13256#msg13256

Цитата: И горестный исход ситуаций прошлого, создававшийся по причине нездравия, может многократно «претворятся» счастливым разрешением им подобных в настоящем.

Ответ: Есть здесь интересный момент. Ситуация, не разрешенная (не верно решенная) в прошлом, после покаянного обращения (вглубь себя и в прошлое - умом) может повториться даже физически. Будет, скорее всего, другое окружение и иные обстоятельства, но не произойдет ошибки, будет найдено верное решение.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1234.msg13258#msg13258

Вопрос: И до какого уровня происходит углубление?

Ответ: До воскресения из мертвых и второго Христова пришествия. Пока плоть не преобразится...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #4 : 29 Январь 2014, 12:42:51 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1400.msg17593#msg17593

Вопрос: Всегда был того мнения, что внимание в молитве лучше всего удерживается и возгревается «печалью по Бозе».

Ответ: Да, и прп. Силуан об этом много говорит.

Вообще, холодный ментальный подход к молитве - в отрыве от теплого чувства - покаянного печалования - это некий ущерб, который легко ведет к специфической прелести,  и одно из проявлений ее - православный мантризм. (Также опасен и отрыв печалования от трезвенности ума.)
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1670.msg28128#msg28128

Цитата:«Перед каждым произносимым мною словом, я содрогался, боясь совершить грех. С какими бесконечными предосторожностями говорил я и действовал! Я ходил как бы по трясине; с каждым шагом я утопал в ней; я жил в ней увязший, покинутый Богом, Христом, Духом, всем, что есть доброго в мире....Я был в моих собственных глазах отвратительнее жабы; я был убежден, что таков же я и в глазах Бога. Грех и беззаконие истекали из моего сердца, как вода из фонтана

Ответ: То, что описывает (и как описывает!) Баньян, относится к возбужденной эмоциональной сфере. Пока эмоции человека не очищены, он может воспринимать себя - при покаянном содрогании - в отвратительном виде. Это нормально до тех пор, пока очищается именно эта часть душевного тела. А дальше... двигать глубже, и чтобы идти вглубь себя, добираясь до тайных пластов душевной жизни, эмоции должны стать очищенными, прозрачными и спокойными. И вот тут-то не все хотят отказываться от ставшего привычным возбуждения, желая слезливого состояния и эмоционального вздрызга. И впадают в прелесть загнившего и фальшивого (псевдо)покаяния.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37902#msg37902

Цитата: по-моему можно себя проверять соотнося себя с Богом и с окружающими. если теплое  раскаяние и уважение, мягкость присутствует, то нормально.
по сну своему тоже.

Ответ: Верно, но не всегда. Теплое раскаяние и уважение - это лишь этап в созидании себя. Есть неизмеримо более глубокие состояния, для которых, например, теплое раскаяние чуть ли не прелесть типа сладенькой водички, ибо требуются уже огненное раскаяние, трезвость и ясность.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #5 : 29 Январь 2014, 12:43:47 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37910#msg37910

Огненное покаяние - это не рывок, это иной тип покаяния по сравнению с теплым и слезным раскаянием/покаянием. (Как состояние, без сравнения различий между  покаянием и раскаянием).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37913#msg37913

Вопрос: как же к нему прийти?

Ответ: Когда теплого и слезного покаяния станет недостаточно, не раньше...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #6 : 29 Январь 2014, 12:44:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2435.msg71787#msg71787

Схема Евгения: покаяние и все прочее -- это замечательно, но до молитвы, - слишком жесткая.

Молитва по-настоящему и начинается с покаяния (умственно-головного и эмоционального), будучи до покаянного состояния совершенно сухой и пустой. Обычно сначала замолкает умственно-головное (часто надуманное) покаяние и разгорается покаяние эмоциональное (с плачем о грехах, сокрушением и пр.). Затем замолкает и оно, чтобы началась более глубокая, чистая и спокойная молитва. А дальше может прийти новая волна покаянного чувства, более прозрачная. А еще дальше может открыться огонь сердечный, и тогда польются слезы радости. А есть и еще более глубокие состояния, связанные с переменой ума (покаянием).
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2435.msg77661#msg77661

Вопрос: так в чем конкретно состоит сокрушение?
Как человеку узнать в духе ли он сокрушенном и смиренном или просто в унынии и самогрызении? Как отличить?

Ответ: В истинном сокрушении, в отличие от бесовского, самостного сокрушения, присутствует упование на милость Божию. Это упование простирается от робкой надежды до непреложного знания Его милости. Поэтому в истинном сокрушении присутствует (скрытая) радость.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #7 : 29 Январь 2014, 12:46:06 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118539#msg118539

Цитата: Покаяние – устремление ума к Богу. Исходной позицией для такой перемены является смирение до ничто…

Ответ: У Вас, Neovit, получилсь очередная тяжеловесная схема.

Покаяние - это не устремление ума к Богу. В покаянии может присутствовать устремление ума к Богу, а может и отсутствовать, когда ум устремляется к обсасыванию своих грехов. В радости может присутствовать устремление ума к Богу не в меньшей степени, чем в покаянии, а может и отсутствовать, если радость направлена на другой источник. Покаяние может уничтожать гордыню, а может ее и возвеличивать. Все видно по плодам покаяния. Если покаяние не приносит мира, чистоты и радости во Господе, то оно самостное - и построено на гордости.

Ваша ошибка в том, что боитесь фальшивой (самостной) радости и не боитесь фальшивого (самостного или институционального) покаяния. Т.е. не идете (умом) по дороге к Богу, а, боясь свалиться в левую канаву ублажения радостью, валитесь в правую канаву ублажения покаянием.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118564#msg118564

Меняем слово "покаяние" на слово "радость". И получаем, что радость, направленная на себя, без Бога - уже и не истинная радость. И покаяние, направленное на себя, уже и не истинное покаяние. Но именно такой радости и такого покаяния очень много. И можно ублажаться сколько угодно именно такой радостью и именно таким покаянием. Но радости Вы боитесь, а покаяния нет. В этом весь и перекос. А перекос - это дорога в прелесть. И проповедь перекоса... вещь еще худшая.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118565#msg118565

Возможно, потому что покаяние имеет вид благочестия, и человек любит, грешным делом, играть в благочестие. А радость не имеет благочестивого вида...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #8 : 29 Январь 2014, 12:46:55 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118593#msg118593

Вопрос: Не говорил я, что чего то боюсь. Если бы боялся, то не молился бы. Страх - ловушка для ума. Наоборот, довериться молитве и следовать за ней, не ублажаясь и не впадая в сокрушение, не уповая на свой ум, разве не об этом я говорил. Где здесь перекос? Не понимаю.
Но вы так и не дали определение покаяния.

Ответ: Говорю о боязни перед радостью потому, что отводите ей подчиненное место. Держите радость под подозрением из-за опасности прельщения, и никак не понимаете, что покаяние может быть не менее прельстительным.

Покаяние - изменение ума/сознания. В этом изменении присутствует обращение ума и перенаправление его сил. В самом чистом виде перенаправление происходит от земного к небесному (к Богу). Но чаще покаяние приносится перед родовыми, языческими или институциональными (корпоративными) силами. И, конечно, эти силы  воспринимаются "божественными". Т.о. личные силы и силы группы вливаются в бОльшие общественные резервуары.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118612#msg118612

Вопрос:Не рано ли радоваться?

Ответ: А здесь все очень просто. На удивление просто. Когда человек подвизается в действительности и искренне устремлен к Богу, скорби ему даются в полной мере. Их столько, что мало не покажется. И ровно столько, сколько нужно, потому что дает их Господь. И в этих скорбях и печалях надо учиться радоваться.

Когда человек играет в подвижничество, то и придумывает себе сам скорби и печали, чтобы выдавить покаянную слезу. Посему "не рано ли радоваться?" - это вопрос игрока-эгоизма, который ищет красиво исполнить принятую благочестивую форму покаяния, а Бога - в действительности! - нисколько не ищет. Если бы искал, получил бы скорби. И не мучился этим вопросом.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #9 : 29 Январь 2014, 12:48:45 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118664#msg118664

Цитата: Апостол говорит радуйтесь, говорит и "непрестанно молитесь", а Христос говорит "будьте совершенны".  Может тогда начнем молитву с непрестанной молитвы, а покаяние - с радости и совершенства?
Радость, к которой призывает апостол, нужна в общении с людьми...

Ответ: Никак концы не сходятся из-за страстного желания задвинуть радость подальше. И ум подыгрывает страсти. И все для того, чтобы удерживалась и разрасталась сила адской тоски в душах людей, исповедующих слоган "нам осталось одно покаяние".

Радость противопоставляется смирению и сокрушению. Здесь основной подлог лукавого. Это не так. Точнее, это так в испорченных сердцах и испорченных умах. И кто делает такое противопоставление, явно или неявно, заявляет, что не знает ни (истинной) радости, ни (истинного) смирения и сокрушения. Такие, вообще, по умолчанию считают, что смиряться можно по-человечески, хотя истинное смирение - дар Божий. Такой же дар от Бога, как и истинная радость.

Противопоставления нет. Радость может быть покаянной и смиренной, а смирение (и покаяние, и сокрушение) радостным. Радостными могут быть слезы.

И важное. Радости противостоит не смирение, а горевание, уныние, печаль и тоска. И все, кто проповедует словом и жизнью, что радость - вещь опасная, а надо смиряться и каяться, ведут себя, как УГ. И к Богу относятся, как УГ. И к людям относятся, как УГ. Потому что, отказавшись от света радости, принимают в себя всю темноту уныния, тоски и привязанного к ним осуждения. Делают благочестивый вид, ходят с постными физиономиями и гнобят любые проявления духовного радования.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3011.msg118672#msg118672

УГ - это не ярлык, который вешается на участников форума. Прошу прощения, если так воспринято. УГ - это название разъедающего и убивающего жизнь принципа унылого и осуждающего отношения. Эта зараза, которая растворена в крови немалого числа православных. И эта зараза выдается за нечто великое: смирение, покаяние, послушание. 

И еще раз. Не покаяние - УГ, а унылое, безрадостное покаяние - УГ.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: О покаянном чувстве во время молитвы
« Ответ #10 : 29 Январь 2014, 12:50:32 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3021.msg120488#msg120488

Цитата:СТУПЕНИ ПЛАЧА на ПУТИ УМНОГО ДЕЛАНИЯ

Ответ: Схема ступеней плача получилась несколько статичной и ограниченной. Сами ступени практически не показаны.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3021.msg120507#msg120507

Движение по ступеням плача вначале идет от ожесточения сердца и дебелости души к плачу сугубо эгоистическому. Этот плач от боли, физической и душевной, от утраты, от (само)жаления и пр. Но уже этот плач начинает размягчать ожесточенные сердца и души. Вторая ступень - плач покаяния в рамках эгоистического развития и утончения души. В этом, плаче, как правило, сильна эмоциональная составляющая, в нем много от душевного сопереживания. На эту ступень, как правило, и восходят  религиозные неофиты. Характерной чертой этого этапа является оплакивание своих грехов (ах, какой я грешный - и море слез), и в этом оплакивании основную часть составляет скрытое смакование грехов. При этом все чужое резко отвергается и осуждается. Многие дальше этой ступени и не идут.

 По мере развития души и утончения эгоизма становятся видны пределы такого покаянного плача. Все сильнее становятся проблески искреннего взывания. Шарик сугубого эгоизма начинает давать трещины и рваться. В слезах вспыхивают чистые алмазики духовной преданности и посвящения. Именно в это время человек становится лакомым кусочком для жадных корпоративных сил. И они его сжирают, если покаяние направляется не к Богу, а к церковной корпорации. И тогда человек, искренне оплакивая в сердце своем грехи, легко и непринужденно приговаривает к вечной погибели всех тех, кто не принадлежит к его корпорации. Это предел корпоративного покаяния, внутри которого можно проливать множество слез и очищать дом свой души... для вселения духов еще более злых, поскольку любовь к врагам (своей корпорации) не взыскуется.

Здесь виден и предел лествицы плача. Есть плач физический, есть душевный, есть и духовный. Но даже и духовный плач может быть не свободным от уз эгоизма, если не личного, то корпоративного.

Я уже говорил раньше, что плач не очищает от глубинных грехов. Для их очищения нужно огненное покаяние.

Представленная мной схема отличается от схемы Неовита также, как современный автомобиль отличается от телеги. Можно пользоваться и телегой, но нужно ясно понимать, что на современные трассы с перегруженными психическими потоками на ней не выедешь. А будешь стоять на обочине...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3021.msg120509#msg120509

Вопрос: Вопрос такой: какое место  в данной схеме  может занять состояние, когда грехом  "вымотаны" силы души "Враг втоптал в землю жизнь мою,...уныл во мне дух мой, онемело сердце мое"..?

Ответ:Marfa, это спускание паров эгоизма (эгоистического устроения души). Хочу напомнить: человек воспринимает умирание эгоизма как собственное умирание. И в этом умирании уныл дух и онемелое сердце...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3021.msg120515#msg120515

Цитата: Строить схемы ступеней плача не верный подход. Не построишь в этом вопросе никаких схем ступеней. Мне думается важно, что в своих рассуждениях Neovit обратил внимание на то, что плач и молитва связаны определенным образом. Нельзя ведь не согласиться с утверждением Отцов, что плач точный признак того, что молитва стала умно-сердечной, что она стала настоящей, покаянной и идущей из сердца.

Ответ: Схемы строить не самый лучший вариант, согласен. Замечу, что плач не является точным признаком того, что молитва стала умно-сердечной. Во-первых, об этом говорит сама практика молитвенной жизни. Во-вторых, об этом (как помню) говорил Амвросий Оптинский, отмечая, что многие слезы (у одного из монахов) никак не сопровождались признаками преуспеяния в молитве.