Исихазм



05 Августа 2021, 20:55:42

Автор Тема: Не принимать и не отвергать  (Прочитано 2477 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11541
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Не принимать и не отвергать
« : 28 Января 2014, 16:28:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37898#msg37898

Не принимать и не отклонять - вот золотое правило.

Цитата: Не могу вспомнить, ведь сказано, что все проявления и образы отбрасывай (не воспринимай их) - навеянные обманщиком уйдут, а от Него все равно остануться, ибо душа возрадуется, узнает и примет.

Ответ: Вообще-то, распространенное мнение. В нем присутствует самообман, и очень серьезный. Евангельский пример: если бы Мария не приняла благовестие под действием вышеизложенного предлога "все отбрасывать"? Она же еще и смутилась (смущение, говорят, очередной признак прелести)...

Душа возрадуется, если коснется истина?.. Это верный признак? А душа может и очень эгоистично возрадоваться...
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37943#msg37943

Цитата: Саша, поймите не мне, начинающему в умном делании человеке, судить об этом. Но думаю что если бы все было так как здесь на форуме намешано, то тогда зачем наставник в молитве Иисусовой. Об энергии мой батюшка знает много и не по наслышке, его наставник известный старец-делатель Иисусовой молитвы. Это (энергия) не имеет никакого значения, и это нужно отбрасывать, такое его мнение и с ним я очень согласен. Иначе все это превратится в прелесть, соблазнение энергиями и т.д., это уже будет йога или какая-то другая энергитическая практика.

Ответ: tony, если не Вам судить, как Вы говорите, то не Вам и судить. Не судить означает (низвожу до схемы) не принимать и не отклонять. Приняв одну позицию, Вы отклоняете другую. Это "естественно" для падшего естества. Не принимать и не отклонять - выход в вышеестественное состояние.

Также и энергии Вы понимаете в грубом оккультном ключе, а никак не в святоотеческом и паламистском. 

С сердцевиной святоотеческого учения о молитве - паламизмом - большинство современных молитвенников, увы, не знакомо, зато знакомо с суррогатом учения. Лозунг этого суррогата: не принимать и отклонять. И это тупик!
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37948#msg37948

Поправка. Лучше правило озвучивать так: не принимать и не отвергать.

Понимая, что любое правило легко извратить или превратить в безжизненную схему.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11541
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: Не принимать и не отвергать
« Ответ #1 : 28 Января 2014, 16:31:54 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg37953#msg37953

Цитата: «Душа возрадуется, если коснется истина?.. Это верный признак? А душа может и очень эгоистично возрадоваться...»
- Наверное иногда и ужаснуться может.

Ответ: Ужаснется скорее.

Однако и ужас бывает разный. Когда коснется свет, можно ужаснуться от тьмы, которая внутри, а можно испугаться и проблеска света.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1824.msg38019#msg38019

Проблема, конечно же, в расколотом уме-сознании. Обращаясь к библейскому сюжету: преждевременное познание добра и зла прародителями ложится проклятием-топором на головы детей. Не принимать и не отвергать - правило, идущее от целостного ума-сознания. Для расколотого ума это святоотеческое правило является сверхестественным.

Для расколотого ума если не принимать, то отвергать, если не отвергать, то принимать... И точка: остальное от лукавого. Без понимания, что лукавый и засел в расколотых мозгах.

Обретение целостного ума - и есть одна из высочайших целей покаяния. Расколотый ум пребывает в грехе осуждения постоянно: все, что ему непонятно, записывает в плохое, все, что авторитетно, - в хорошее. Вот где проблема! Вот в чем каяться непрестанно надо, стремясь излечить ум. Вместо этого идет оправдание собственного невежества.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3220.msg141475#msg141475

О.Клеопа в своем ЖЖ привел перевод небольшого отрывка из новой книги архимандрита Емилиана (Вафидиса) "Трезвенная жизнь и аскетические каноны",  глава "Способы молитвы монаха в келье и его связь со старцем" (старец Иосиф Исихаст). Вот ссылка: http://m-kleopas.livejournal.com/57745.html Обещано и продолжение.

Этот текст можно назвать условно классическим. В том смысле, что он выражает сложившееся к настоящему времени монашеское (афонское) мнение о правильном строе молитвы. Золотое святоотеческое правило из этого строя уже изъято: явно наблюдается западание "вправо" - ничего не принимать. С другой стороны, следование этому строю молитву подается как гарантия Бога. Надеюсь, участники форума понимают, что следования даже самым лучшим правилам гарантий Бога не дают.  Здесь же правило не самое лучшее. В частности - обращаюсь к евангельским событиям - под это правило (оно образно сформулировано так у Иосифа Исихаста: И если даже явится Христос и скажет мне: «молодец, чадо моё, я пришёл тебя благословить», я ему скажу: «Христе мой, уйди, мне сейчас есть дело только до того, чтобы ум был в том, что я говорю») не подпадают ни Божия Матерь, принявшая архангела, ни Иосиф, принявший откровения во сне, ни пастухи, пришедшие к Младенцу.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3220.msg141482#msg141482

Только хочу напомнить, что это маленький кусочек из бесед с Иосифом Исихастом. В других беседах, он, возможно, восполняет кажущиеся пробелы и уравновешивает крайности.
Правда, монашеское желание сделать из аскетики манипулятор Богом прослеживается - это можно найти и в других книгах, изданных на русском языке.
 

Поиск