Исихазм

Автор Тема: Держи свой ум во аде  (Прочитано 2451 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Держи свой ум во аде
« : 26 Январь 2014, 16:52:28 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2781.msg102480#msg102480

...в соответствующей главе у архим.Софорония:

«Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Непонятное выражение. Что значит — держать ум во аде? Не значит ли это — воображать себе что-то подобное тем, нередко лубочным, картинам, которые рисует наивное человеческое воображение?.. В данном случае — нет. Отцу Силуану, как и некоторым великим Отцам, например, Антонию Великому, Сисою Великому, Макарию и Пимену Великим, и другим, дано было за время жизни реально переживать состояние адских мучений. Повторение этого состояния, в результате, глубоко отпечатлевается в их сердце, так что они по своей воле уже могут возобновлять его в душе своей, возвращаться к нему посредством соответствующего внутреннего движения Духа. И к этому деланию они прибегали, когда в душе их начинала так или иначе проявляться какая-либо страсть, и особенно самая глубокая и самая тонкая из них — гордость.
       Борьба с гордостью — последний этап борьбы со страстями. В первый период подвижник борется с грубыми плотскими страстями, затем с раздражительностью, и, наконец, с гордостью. Последняя борьба есть, несомненно, самая трудная. Познав в долгом опыте своем, что гордость приводит к потере благодати, подвижник особым внутренним движением сходит душою во ад, и адским огнем выжигает в себе действие всякой страсти.
       Старец замечал, что большинство людей, приближаясь к этим граням, малодушно ужасаются и не выдерживают. Вот почему Великий Сисой и говорил об этом вопросительно: «Кто может носить помысл Антония? Впрочем я знаю человека (это он сам — Сисой), который может носить его».

 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2781.msg102481#msg102481

Перед нападением бесов молитва уже вошла в сердце Силуана. Это означает, что он сначала получает укрепление, а затем следует нападение. И это классический вариант. О.Софроний пишет:

Так прошло немного времени, всего около трех недель, и однажды вечером, при молении пред образом Богородицы, молитва вошла в сердце его и стала сама совершаться там день и ночь, но тогда он еще не разумевал величия и редкости дара, полученного им от Божией Матери.

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2781.msg102474#msg102474

Цитата: ввиду отсутствия аналогов такого делания у др. отцов.

Ответ: Появился прецедент. Теперь время за аналогами. Практика борьбы ведь развивается.

На самом деле, состояние богооставленности на какое-то время - почти рефрен монашеского делания. И прп.Силуан нисколько не оригинален. Особенность, пожалуй, в следующем: вкусивший благодать воспринимает ее отход как ад. Тот же, кто не вкусил, свой ад жизни порой почитает чуть ли не раем. Такому просто не знакомо схождение во ад души, потому что не было и восхождения во Свет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Держи свой ум во аде
« Ответ #1 : 26 Январь 2014, 16:53:41 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1475.msg20122#msg20122

Вопрос: САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС для меня после прочтения нескольких десятков раз книги "старец Силуан" стал следующий: а КАК в ЧУВСТВЕ СЕРДЦА стяжать и понять силу этого наставления? Недавно посмотрел православный фильм "У черты вечности" и еще один "Я была в гостях у смерти"… http://biblion.realin.ru/listing/-/video/70_O.Vasilij_Lihvan/
К этим тварям попасть не хочется - страшно.

Ответ: Я посмотрел фильмы. Священник несет свой нелегкий крест, а фильмы... ну очень типичные - откровенно зомбируют страхом и унынием.

Оставим православные страшилки.

Вот Вы боитесь попасть к "этим тварям" и одновременно хотите стяжать благодать. Но так не бывает. Господь говорит, что возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Страх перед бесами - как якорь - держит человека и не дает ему, быть может, упасть, но и не пускает. И одним из первых действий благодати станет открытие внутренних очей и (слабое еще) прозрение на действия бесовские. Если тут страх вылезет, то и сказочке о новом подвижнике конец.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Держи свой ум во аде
« Ответ #2 : 26 Январь 2014, 16:54:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1475.msg20134#msg20134

tpash, говоря о православных страшилках, я имел в виду форму подачи материала, а не сам "материал". Хочу заметить, что (по моему мнению) смотреть такие фильмы - заражаться страхом и отчаянием, т.е. впускать в себя еще больших бесов, чем те, которых изгоняет священник. Разговор (о фильмах и бесах) не уводит в сторону от темы, вот и в начальной реплике Вы говорите: посмотрел православный фильм "У черты вечности" и еще один "Я была в гостях у смерти". Держать свой ум во аде и не отчаиваться - это призыв, данные старцу Силуану, а т.н. "православные" (в действительности, языческие и пораженческие) фильмы, наоборот, заражают отчаянием, страхом и желанием сбежать из стояния умом во аде.

Держать свой ум во аде и не отчаиваться может воин духа, но не созависимый и глубоко отчаявшийся человек, ищущий не спасения, а упокоения для своей бедной души.

А теперь посмотрим на бесноватых (которых показывают в фильме). Они - выпуклый образчик любого не преображенного благодатью (внешнего) человека. Только у бесноватых ярко выражено их асоциальное поведение, и невидимые подселенцы взяли, полностью или частично, власть в свои руки. В нормальном же варианте - обычный человек устраивает марионеточную игру под руководством невидимых бесовских сил, будучи уверенным в своей нормальности. Марионетка в руках бесов, не кривляется, не лает и не кликушествует... нет, он вкалывает на работе, воспитывает детей, монашествует или служит в храме - живет обычной жизнью, более или менее несчастной, и еще держит скелет в тайном шкафу. А у бесноватых этот скелет сбежал и вытворяет что хочет.


Экзорцизм в некоторых случаях позволяет загнать скелет в шкаф, а чаще наладить некий симбиоз, когда скелет вываливается из шкафа, немного побегает, полает, а затем опять прячется в свой темный закуток. Так наступает привыкание. Похоже, очень нечасто происходит действительное изгнание беса или бесов (точнее, одной их разновидности - подселенцев).

Когда скелет в шкафу начинает буянить у "нормального" человека (нормальный - человек, который не открывает потайной шкаф и старается не помнить об его обязательном существовании), он (человек) начинает совершать "странные" поступки - напивается, нагуливается или совершает еще что-либо похлеще...

Так вот. Держать свой ум во аде и не отчаиваться - это, обращаясь к образу поговорки, сознательно открыть тайный шкаф и увидеть скелет - марионеточную, бесовскую основу своих мыслей, чувств, поступков... увидеть и не сбежать, и не быть задушенным собственным скелетом, и связать его, и войти в шкаф (т.е. внутрь самого себя), чтобы пройти в другой (невидимый) мир.