Исихазм

Автор Тема: Четыре стихии покаяния  (Прочитано 47593 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #45 : 06 Август 2010, 20:22:53 »
Но я так понимаю что на начальном этапе огненного крещения, огонь изменяет тяжёлые, земляные страсти, блуд и чревоугодие, и это помогает вздохнуть легко?
Какая связь между этим огнём и адским огнём преп. Силуана?

На начальном этапе огненное крещение не изменяет тяжелые страсти. В какой-то степени облегчает ношу.

Об адском огне чуть позже. Здесь же только "намекну", что адский огонь принято размешать под землей (внутри земли).

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #46 : 06 Август 2010, 21:49:47 »
Покаяние, о котором так много говорят святые отцы, в частности, и есть работа над своими чувствами. Воспитание добродетелей - тоже работа над чувствами, связанная и с их развитием. К примеру, смирение - и дар Божий, и добродетель. которую можно развивать. И т.п.
Я задал вопрос не точно...
Я спрашивал КАКИМИ должны стать чувства, что бы не повредиться умом и не сгореть в огне сердечном...
Правда наткнулся сегодня на такую мысль
Евгарий понтийский
Цитировать
23. Необходимые условия для жизни отшельнической

Пусть никто из отшельников не удаляется подвизаться в одиночестве с [чувством] гнева, скорби или гордости, и пусть никто не убегает от братии, терзаемый подобными помыслами. Ибо вследствие таких страстей [с монахами] случаются и помешательства,
Подумалось, что отшельническая жизнь, требует очищения ума и чувств...конечно отшельничество и огонь сердечный не одно и тоже...однако мне думается что критерии ГОТОВНОСТИ могут быть уравнены...

И ещё...конкретно :-)...Июния, Леонид, Александр :-)...как вы думаете, сердечный огонь можно ОТТОЛКНУТЬ, приняв его за вражеский?...И...могут ли бесы его подменять?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #47 : 06 Август 2010, 22:18:39 »
 Если чувства не готовы к чистому принятию огня, то они закипают. Это закипание и является ориентиром. Суть в том, чтобы поймать переход от затепления чувств (это хорошо), когда они "нагреваются", к разгорячению (что порой, особенно, в начале и не плохо) - и  к экстатическому буйству, когда ум становится их рабом. Это буйство закрывает путь к сердечному огню и подменяет его возбужденными эмоциями, страстями и жизненными (животными) силами. Ну, и на это буйство приходят соответствующие невидимые личностные силы...

Как различить?.. Искать только Бога и Божие. Только искренний поиск подскажет. Из внешних проявлений - неадекватность эмоционального поведения. Но не всегда есть такая неадекватность. При сильной воле ее может и не быть... Еще большую опасность представляют различные дары, которые в это время сыпятся как из рога изобилия. Дары могут быть и пророческие, и чудотворения, и способности всякие могут раскрываться. Тот, кто цепляется за эти дары, начинает служить силам, которые их дают. И забывает про главную цель.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #48 : 06 Август 2010, 22:24:11 »
Сердечный огонь отталкивают только сыны погибели. Вначале можно испугаться его, тем более, что он прорывается сквозь несовершенную чувственную сферу человека. Но он несет с собой покой, мир, радость и любовь - словно в отчий дом входишь...

Часто принимают эмоциональное разгорячение за сердечный огонь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #49 : 06 Август 2010, 22:38:40 »
И ещё...конкретно :-)...Июния, Леонид, Александр :-)...как вы думаете, сердечный огонь можно ОТТОЛКНУТЬ, приняв его за вражеский?...И...могут ли бесы его подменять?...
Из опыта этого уже этого года:
Огонь (жар) в сердце оттолкнуть невозможно. Мне кажется, что невозможно и обмануться на его счет - сопровождается слезами и переживанием близости Господа (а не кого-то другого). Он появляется независимо от моего (твоего) желания. Жжение волнительно и по временам болезненно, не говоря уж о страхе, его сопровождающем. Страх включает желание немедленного прекращения огня, но сделать ничего нельзя. В панике позвонил я своему возлюбленному во Христе другу в Москву с вопросом: как быть? Он посоветовал заняться физической работой, чтобы отвлечься слегка от фиксирования на сердце и жжении, но подтвердил невозможность самочинного потушения. После трёх дней - привык, страх отвалился, особенно когда стало понятно, что это не "кондрат" миокарда, и пришло понимание, того, что то, что там горит в сердце - должно прогореть и лучше дать этому прогореть. В режиме этого горения молиться и не нужно - оно само по себе и есть форма молитвы.
На четвёртый день всё прошло и не возникло никакого сожаления об окончании.
Не знаю будет ли повторение, но только точно, что не жду и не желаю.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #50 : 06 Август 2010, 22:51:31 »
Дары могут быть и пророческие, и чудотворения, и способности всякие могут раскрываться. Тот, кто цепляется за эти дары, начинает служить силам, которые их дают. И забывает про главную цель.

Понятно, что главное про стяжание св. Духа не забыть. И понятно, что на оккультных силах не надо останавливаться. Но всегда от бесов ли они, или иных сил?

А если дары бесовские, можно ли ими помочь человеку (исцелить ребенка инвалида, например), и бесовскими силами сотворить любовь? Или то, что от бесов всегда приносит только зло? Не остаётся ли дар нейтральным, от Бог он, или от бесов. Видь один и тот же сосуд можно использовать и для хорошего и для плохого содержимого. Потом, мне хотелось бы, получше для себя уяснить что значит “цепляется за дары”?

Вопрос не по теме, и более умозрительный, наверное, но все ж очень хотелось услышать Ваше, и братьев, мнение.

Attraction

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #51 : 06 Август 2010, 23:01:23 »
Видь один и тот же сосуд можно использовать и для хорошего и для плохого содержимого. Потом, мне хотелось бы, получше для себя уяснить что значит “цепляется за дары”?

Мы не всегда знаем что на самом деле хорошо, а что плохо..в реальности происходят процессы которые не подвластны нашему пониманию...Что значит исцелить больного? Снять физические симптомы? И что? Если он болен тому есть причины..и эта болезнь может быть подсказкой на Пути, своего рода помощником...а раз она уйдет с вашей подачи , но не достигнет изначальной цели появится что то другое, возможно похуже. А цепляние за дары опасно гордыней и ощущением всевластия и собственной значимости (личностной). А зачем искать Бога если я итак крутой волшебник...и пошло поехало  :-) Это не плохо...но это не конечная остановка.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #52 : 06 Август 2010, 23:08:41 »
Мы не всегда знаем что на самом деле хорошо, а что плохо..в реальности происходят процессы которые не подвластны нашему пониманию...Что значит исцелить больного? Снять физические симптомы? И что?

Есть ребёнок и ему больно, и точка! В такой ситуации у нормального человека подобной философии не возникнет!

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #53 : 07 Август 2010, 00:32:09 »
Дары могут быть и пророческие, и чудотворения, и способности всякие могут раскрываться. Тот, кто цепляется за эти дары, начинает служить силам, которые их дают. И забывает про главную цель.

Понятно, что главное про стяжание св. Духа не забыть. И понятно, что на оккультных силах не надо останавливаться. Но всегда от бесов ли они, или иных сил?

А если дары бесовские, можно ли ими помочь человеку (исцелить ребенка инвалида, например), и бесовскими силами сотворить любовь? Или то, что от бесов всегда приносит только зло? Не остаётся ли дар нейтральным, от Бог он, или от бесов. Видь один и тот же сосуд можно использовать и для хорошего и для плохого содержимого. Потом, мне хотелось бы, получше для себя уяснить что значит “цепляется за дары”?
Вопрос не по теме, и более умозрительный, наверное, но все ж очень хотелось услышать Ваше, и братьев, мнение.


 Александр уже говорил, что при крещении огнем человек рождается как бы заново...этакий младенец в духе, которому, как и любому младенцу хочется во все сунуть свой нос, попробовать на "вкус", и все волнительно-интересно. Обычно в этот младенческий период Господь "пасет" свое дитя, и при ошибках вразумляет...иногда кнутом :-) Потому как именно в этот младенческий период идут страшные или нападки бесовские, или прельстительные откровения или, как сказал Александр, являют себя дары...Честно сказать, я соблазнялась!...тогда чувства души изменялись: вместо легкости в сердце-камни, вместо светлого горения-жжение, непонятная тоска и томление духа. Опять-таки в этот младенческий период идет Божье обучение человека: к помыслам, их различению, к молитве, и собранности в ней, к различению чувств...и т.п. Целая школа, которая длится у кого как...ну год или полтора-два( у других может быть и дольше)...а потом в раз все кончается. Ты чувствуешь что вразумляющая и обучающая рука тебя отпустила. Тут начинается период великой скорби по Богу, тоска по Нему...потом и это утихомиривается и начинается самостоятельное шествие с грохотом падений, с треском разрушающейся но упорствующей самости. Вот уже в этот период, проявления всяческих чудотворений -опасно, разрушительно. Человек еще находится в "ломке", он не вырос до того духовного состояния, когда безошибочно, САМОСТОЯТЕЛЬНО,способен  увидеть прельщающий свет. Тут уж не принимай, но и не отвергай(кто знает, может в будущем сгодится :-) когда откроется ведение в полную меру. Проходи мимо все примечая, но ни в коем случае не соблазняйся дарами...за ними следует крадущейся львицей ПРЕЛЕСТЬ, а там и повреждение души или ума.
Ну на счет дьявольских даров и их использования...в первую очередь это принесет вред самому человеку...да и заразно для другого.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #54 : 08 Август 2010, 01:38:59 »
Покаяние, о котором так много говорят святые отцы, в частности, и есть работа над своими чувствами. Воспитание добродетелей - тоже работа над чувствами, связанная и с их развитием. К примеру, смирение - и дар Божий, и добродетель. которую можно развивать. И т.п.


спасибо, Alexander, за статьи и за это полезное дополнение, без которого для меня лично было  неочевидно, где в статье о стихии огня говорится, собственно, об огненном покаянии.

И вопрос. Может ли разжжение сердечного огня происходить постепенно, когда он все чаще и чаще "зажигается", хотя и на относительно недолгий срок?
« Последнее редактирование: 08 Август 2010, 02:00:56 от прозелит »

Василий

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #55 : 08 Август 2010, 22:16:45 »
Всё хорошо Александр говоришь, главное не сказал. Огонь сей духовный и есть Отец, - Высщая Личность бытия. Естество Огня(Отца) бесконечное и безграничное. Отец не заходит в мир наш и крещение Огнём не сходит к человеку, а человек уходит к Отцу душой
« Последнее редактирование: 08 Август 2010, 22:40:24 от Василий »

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #56 : 08 Август 2010, 22:23:54 »
Василий, огонь это энергия, ни как не Отец! Кстати, Alexander, Леонид, iunija, огонь тварный или нетварный?

Василий

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #57 : 08 Август 2010, 22:38:59 »
Василий, огонь это энергия, ни как не Отец! Кстати, Alexander, Леонид, iunija, огонь тварный или нетварный?
  Вся энергия и все энерии в Отце.

Симеон Новый Богослов:
  Поистине Божество есть огонь, как сказал Владыка, так как Он пришел, чтобы низвести его... (Лк. 12, 49). Но на какую землю, скажи мне? - Конечно на людей, мудрствующих земное. О том, что Он хотел и хочет возгореться во всех, послушай, чадо, и познай глубину Божественных таинств.
Итак, какого рода этот Божественный огонь? Не считаешь ли ты его видимым, тварным или уловимым? Он совсем не такой. Если бы ты был посвящен в его тайну, то достоверно знал бы, что он неудержим, несотворен, невидим, безначален и нематериален, совершенно неизменен, неописуем, неугасим, бессмертен, неуловим, будучи вне всех тварей - вещественных и невещественных, видимых и невидимых, бестелесных и телесных, земных и небесных,- вне всех их пребывает он по природе, по сущности и, разумеется, по власти. Итак, скажи мне, в какое вещество ввергается он? В души, преизобильно имеющие более всего милость и прежде этого и вместе с тем веру и дела, ее подтверждающие. Когда приобретены бывают эти добродетели, тогда, как в светильник, полный елея и пакли, Владыка ввергает огонь, которого мир не видел и не может видеть. Миром же я называю находящихся в мире и мирское мудрствующих. Подобно тому как светильник возжигается тогда (я говорю в образах), когда прикоснется к огню, так, понимай духовно, и Божественный огонь, прикасаясь к душам, воспламеняет их. Прежде чем прикоснется, как он может возжечь? а прежде чем будет ввержен, как прикоснется? Поистине никак не может.

margav

  • Гость
Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #58 : 09 Август 2010, 11:43:14 »
Александр уже говорил, что при крещении огнем человек рождается как бы заново...этакий младенец в духе, которому, как и любому младенцу хочется во все сунуть свой нос, попробовать на "вкус", и все волнительно-интересно. Обычно в этот младенческий период Господь "пасет" свое дитя, и при ошибках вразумляет...иногда кнутом :-) Потому как именно в этот младенческий период идут страшные или нападки бесовские, или прельстительные откровения или, как сказал Александр, являют себя дары...Честно сказать, я соблазнялась!...тогда чувства души изменялись: вместо легкости в сердце-камни, вместо светлого горения-жжение, непонятная тоска и томление духа. Опять-таки в этот младенческий период идет Божье обучение человека: к помыслам, их различению, к молитве, и собранности в ней, к различению чувств...и т.п. Целая школа, которая длится у кого как...ну год или полтора-два( у других может быть и дольше)...а потом в раз все кончается. Ты чувствуешь что вразумляющая и обучающая рука тебя отпустила. Тут начинается период великой скорби по Богу, тоска по Нему...потом и это утихомиривается и начинается самостоятельное шествие с грохотом падений, с треском разрушающейся но упорствующей самости. Вот уже в этот период, проявления всяческих чудотворений -опасно, разрушительно. Человек еще находится в "ломке", он не вырос до того духовного состояния, когда безошибочно, САМОСТОЯТЕЛЬНО,способен  увидеть прельщающий свет. Тут уж не принимай, но и не отвергай(кто знает, может в будущем сгодится :-) когда откроется ведение в полную меру. Проходи мимо все примечая, но ни в коем случае не соблазняйся дарами...за ними следует крадущейся львицей ПРЕЛЕСТЬ, а там и повреждение души или ума.
Ну на счет дьявольских даров и их использования...в первую очередь это принесет вред самому человеку...да и заразно для другого.

Спасибо большое, Iunija...очень полезная детализация...для меня, лично...много знакомого...благодарю...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #59 : 09 Август 2010, 16:40:41 »
  Вначале можно испугаться его, тем более, что он прорывается сквозь несовершенную чувственную сферу человека. Но он несет с собой покой, мир, радость и любовь - словно в отчий дом входишь...
На четвёртый день всё прошло и не возникло никакого сожаления об окончании.
Не знаю будет ли повторение, но только точно, что не жду и не желаю.
Как мне показалось :-)...отличия диаметрально противоположны...наверное ЭТО индивидуально...
Леонид :-)...так что же...огонь воспринимается душой дискомфортно?...
Вспомнилось...у новомученика Василия (Рослякова) в дневнике...он говорит что МЕЧ проходит через человека, разделяя его до составов и костей, и почти физически ЭТО...т.е. неприятно, я так понял...
И ещё вопрос :-)...а имеет ли сердечный огонь связь с физическими ощущениями...т.е. телесным жжением сопровождается?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.