Исихазм

Автор Тема: Медитация и Исихазм  (Прочитано 42438 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: А была ли веротерпимость у Спасителя?
« Ответ #15 : 25 Май 2005, 17:46:07 »
Леонид, всё очень просто. "Болезнь роста" не у тех кто утверждает что кто-то в ереси, а у тех кто на этом основании "оскорбляют". Утверждать что учение - ересь, а следовательно те кто придерживаются его - еретики - это не значит ОСУЖДАТЬ людей, а значит просто констатировать ФАКТ того что их учение содержит искажения, что они не принадлежат православной церкви, и что объединиться с ними в единую церковь невозможно пока они не отрекутся от своих заблуждений. Мы обязаны свидетельствовать об истинности своей веры и говорить открыто о заблуждениях тех кто в ереси. Но при этом не осуждать и любить всех людей независимо от их веры. "Еретик" - не ругательство или оскорбление, а констатация факта отпадения от православной церкви. "Еретик" и "неправославный" - это одно и то же, и нет в этом слове никакого "ругательного" значения. Анафема - не проклятие, а в переводе с греческого означает "предоставляем в руки Божии" (= на волю Божию).

Мы знаем принцип христианина - "любить ближнего, но ненавидеть его грех". Это не так просто сделать, и мы обычно уклоняемся либо в осуждение и ненависть к ближнему вместе с его грехом, либо в "терпимость" к ближнему вместе с его грехом. Такая "терпимость" есть на самом деле равнодушие.

Любящий брат не будет равнодушен, когда его родной брат употребляет наркотики, но и не проклянет его и не откажется от любви к нему, а приложит максимум усилий чтобы убедить его оставить грех, употребляя иногда более жёсткие, иногда более мягкие выражения, в зависимости от ситуации, но всегда действуя с любовью. И также попытается оградить остальных братьев от ошибок заблудшего брата, предупреждая об их опасности.

Посмотрите как писал прп. Максим Исповедник о совершенной любви:
"Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским. Но, став выше тиранства страстей и взирая на, одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает."

И в то же время, имея такую любовь, прп. Максим, когда почти вся церковь, включая патриарха, оказалась в ереси монофелитства, свидетельствовал об этом заблуждении и отказался причаститься с еретиками - не потому что он их ненавидел или осуждал, а потому что он был обязан перед Истиной, перед Христом, засвидетельсьвовать о заблуждении монофелитства (за что и поплатился жизнью).  

Бог дал человеку свободу, и веротерпимось есть признание этой свободы и уважение права человека исповедывать любую веру. Это ничего общего не имеет с идеей что "все веры равны", и не означает что веротерпимый человек не имеет права публично свидетельствовать о заблуждених иных вероисповеданий.

Цитировать
6 Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. (Откр. 2, 6)


Заметьте - дела Николаитов, а не самих Николаитов.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #16 : 25 Май 2005, 19:02:00 »
Цитата: Виталий
Я бы хотел узнать если медитация практикуется в Исихазме. Являиться ли молитва типом медитации?


Я бы выразился так, достаточно осторожно и об одном (основном) из типов медитации, практикуемых в дзен-буддизме. Да, она совпадает с методом созерцания (но не молитвы), практикуемым в исихазме. Совпадение заключается в отказе ума от собственного "я" и соединении с мышлением универсума, которое есть Бог (см. об этом http://www.livejournal.com/users/euhenio/118207.html ). Достигаемое при этом состояние просветления, сатори, само по себе велико, так как при этом отступает иллюзорный эмпирический мир и предстает мир истинной реальности, в терминологии христианских подвижников, мир логосов творения. При этом Бог открывается такому подвижнику как Сущий в творении и мыслящий Сам Себя (подвижник при этом воспринимает сам себя со стороны как Мыслящего). Разница заключается в том, что в дзен отказ от собственного "я" достигается собственными усилиями, а в христианстве место "я" занимает Сам Мыслящий. Разница между знанием и обладанием так же велика, как следствие отличается от Причины или как действие отличается от Самого Действующего.

Олег

  • Гость
Re: А была ли веротерпимость у Спасителя?
« Ответ #17 : 27 Май 2005, 02:16:04 »
Цитата: Леонид Сергиевский
Вот интересно - а как тогда быть с мнениями святых, которые в достаточно жесткой форме говорят о "представителях других традиций" и даже "обзывают" их :) ? Сложно, по-моему, св.Феодосия Печерского заподозрить в "болезни роста"?


 Дело здесь конечно же не в этом. Смотря в каком контексте рассматривать высказывания святых. Что касается католиков, то они натворили достаточно, чтобы к ним сформировалось подобное отношение. За примерами не надо далеко ходить - инквизиция, крестовые походы, греховная деятельность папства. Это безусловно достойно осуждения. То есть осуждается деятельность людей, которая является антибожественной, а не сама традиция. Ведь они всё-таки христиане, просто они разделились. Но даже у католиков быои святые и я лично не встречал в их адрес подобных высказываний христианских святых.
 Что же касается книжников и фарисеев, то здесь тоже всё понятно. Ведь они следуют правилам и предписаниям только во имя фанатичного следования им, а не ради духовного прогресса. Они чётко следуют букве закона, но забывают о Боге. Такая с позволения сказать религия на самом деле мертва.

Цитата: Леонид Сергиевский

Как видно, святые очень конкретно выражают, хочется сказать, "свое отношение" к католичеству, но правильнее будет сказать - не свое мнение, а того Духа, которым они были движимы.

 Правильно. Ведь католики по большей части руководствуются не Святым Духом, а своими недостатками и политическими амбициями. В принципе этим страдают и некоторые православные христиане, но всё-таки в православии не смотря ни на что сохранились богатые духовные традиции и святых там больше.
Цитата: Леонид Сергиевский

Итак практика увещевания еретиков, сопряженная с весьма конкреными высказываниями относительно их истинного состояния, была и у Спасителя и у великих христианских святых.

Со Спасителем конечно в этом отношении спорить просто глупо. Как и с настоящими святыми, которые имеют связь с Богом. Но современным деятелям, поливающих грязью всех и вся как правило ещё до святых очень далеко - здесь уже имеют место совсем другие мотивы.

гость

  • Гость
Медитация и Исихазм
« Ответ #18 : 01 Июнь 2005, 12:30:34 »
Экзотерическая и эзотерическая точки зрения, направленные соответственно против иноверия (ограждение некоторой традиции от других и ее сохранение) и против лицемерия (сохранение внутреннего содержания, горчичного зерна) обе оправданны и имеют божественное установление. Но их не надо смешивать.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #19 : 15 Январь 2011, 18:22:56 »
О соотношении медитации и православной молитвы говорилось достаточно много на кураевском форуме:
"О вреде медитации": 
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=25998&fullview=1&order=
Медитация: взгляд изнутри и снаружи
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=20401&fullview=1&order=
Я высказывал в них свои представления о медитации.
Очень жаль что ссылки умерли.
...
 Отличная тема. Евгения хочется поблагодарить за содержательный (#16) и воодушевляющий опыт!

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #20 : 16 Январь 2011, 00:00:16 »
в своем ЖЖ (по ссылке в посте #16) Евгений пишет:
Цитировать
Если говорить о христианской мистике, то и здесь параллели велики. Достигший обожения христианский подвижник, мыслит способностью, которой он получает от божественного Ума. Это способностью он пребывает в Свете и мыслит Им. Причем это мышление является одновременно и ощущением, потому и называется Светом.

Если вместо "христианский подвижник" мы подставим "практик адвайта-веданты" или практик "махамудры/дзогчен", получим абсолютно идентичную фразу. Кроме слова "обожение" - вместо него будет слово "просветление".

Но разница меж ними все же есть, и при том - немалая.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #21 : 16 Январь 2011, 00:26:12 »
Как вы считаете, можно ли рассматривать молитву как способ отдачи чего-то, а медитацию - как способ привлечения чего-то? Т.е., правильная постоянная молитва, очищая сознание человека, плавно переходит в созерцание (медитацию), когда и возможным становится стяжание Духа Святого? Умное делание - это образец такого синтеза... Но, вначале - всегда Молитва, а не медитация... Медитация с неочищенным сознанием может привести к печальным последствиям для практикующего ее.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #22 : 16 Январь 2011, 00:39:28 »
Есть множество разных "медитаций". Медитация - размышление. Медитация-релакс...много всяких.

В дзен (согласно т.з. Евгения) а также в Махамудре и в Адвайте медитация=созерцание (в понимании с.о.), по сути я согласен  с Евгением. Хотя насчет логосов - это еще как сказать...

Вот и смотрите у с.о., как соотносится молитва с созерцанием.

Анна-Мария

  • Гость
Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #23 : 16 Январь 2011, 00:58:57 »
Да, спасибо! Речь идет не о видах медитации, а о сути...
А Ваше мнение каково? Что Вы хотели сказать о логосах?

И спасибо за разъяснение в теме "Ген веры", хотя у меня сложилось впечатление, что Вы особый акцент делаете на противопоставлении сознания и духовного ума... Как Вы считаете, может ли сознание человека достигнуть высоты духовного ума?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #24 : 16 Январь 2011, 01:06:32 »
  Как Вы считаете, может ли сознание человека достигнуть высоты духовного ума?
Господь отделён от нас как бы занавесками наших страстей...а когда занавесок нет происходит соединение сознания и духа человеческого с Духом Божиим...и тогда возникает понятие Ум Христов...
Ну...я ТАК понимаю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #25 : 16 Январь 2011, 01:14:51 »
насчет логосов - мысль еще сыра, надо уточнить кое-что


>>>меня сложилось впечатление, что Вы особый акцент делаете на >>>противопоставлении сознания и духовного ума...
...а я думал, что делаю акцент на "объединении их усилий"  )))

просто пытался показать разницу.

>>>Как Вы считаете, может ли сознание человека достигнуть высоты духовного ума?
Все что в сфере сознания - поле деятельности лишь внешнего ума. В этом поле возможны лишь намеки где искать. Но есть волшебный клубочек, он может вывести из лабиринта сознания - это ИМ. Имхо

-=Мнение автора может не совпадать с его точкой зрения=-  8-)

Анна-Мария

  • Гость
Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #26 : 16 Январь 2011, 01:18:57 »
  Как Вы считаете, может ли сознание человека достигнуть высоты духовного ума?
Господь отделён от нас как бы занавесками наших страстей...а когда занавесок нет происходит соединение сознания и духа человеческого с Духом Божиим...и тогда возникает понятие Ум Христов...
Ну...я ТАК понимаю :-)...

Скажите, когда происходит такое соединение, у КОГО возникает понятие Ум Христов?

Анна-Мария

  • Гость
Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #27 : 16 Январь 2011, 01:23:31 »
>>>Как Вы считаете, может ли сознание человека достигнуть высоты духовного ума?

Все что в сфере сознания - поле деятельности лишь внешнего ума. В этом поле возможны лишь намеки где искать. Но есть волшебный клубочек, он может вывести из лабиринта сознания - это ИМ. Имхо

Там, куда выводит волшебный клубочек, за лабиринтом сознания, ЧТО там? Остается ли там место ЧЕМУ-ТО ещё, кроме духовного ума???

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #28 : 16 Январь 2011, 01:24:20 »

Скажите, когда происходит такое соединение, у КОГО возникает понятие Ум Христов?
:-)...у ТОГО кто этим понятием оперирует :-)...
Простой вопрос :-)...

Прочитал ваш последний пост...
Не понял...вы считаете что сознание умирает, а после этого появляется духовный ум?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Медитация и Исихазм
« Ответ #29 : 16 Январь 2011, 01:46:48 »
это я запутал... и Анну и Марию )))
Цитировать
Там, куда выводит волшебный клубочек, за лабиринтом сознания, ЧТО там? Остается ли там место ЧЕМУ-ТО ещё, кроме духовного ума???
Считаю, что это зависит от Вашей системы верований. Есть те, кто верят, что духовный ум и есть основа и сущность всего, наполненная Светом. Творец всего. Непрестанное пребывание в нем есть и путь, и плод (просветление).

И в этом их сущностное отличие от верования христианства.

mirnestranik, полагаю, что простое осознание только двух слов "Я есть" - сразу же включает сознание, в котором заключено все - и пространство, и время, и вселенная, и любые концепты о Боге и о Царствии. Все наше падшее - в сфере сознания, где все исследуется искаженным внешним умом (поскольку иного ума там нет).
А выход за "Я есть" и пребывание в уме духовном означают отсутствие этого самого сознания. Сон прекращается мгновенно. Где мышление происходит согласно превосходной формулировке Евгения (не устану повторять):
Цитировать
Достигший обожения христианский подвижник, мыслит способностью, которую он получает от божественного Ума. Этой способностью он пребывает в Свете и мыслит Им. Причем это мышление является одновременно и ощущением, потому и называется Светом.
собственно, это вовсе не привычное нам мышление, а прямое постижение сути. Происходящее с колоссальной скоростью, чистейшее и неопосредованное прямое понимание всего и вся.

Поменяю-ка я в связи с этой темой свою подпись...
« Последнее редактирование: 16 Январь 2011, 02:02:30 от прозелит »