Исихазм

Автор Тема: О психотехниках православных подвижников  (Прочитано 120507 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Когда-то на форуме был задан вопрос.

Психотехнику с.о., например, о сосредоточении ума на сосцах, пупке, чреве и т.п. можно изложить на 1-2 листах. Психотехнику восточных религий только читать да читать.
Невольно возникают вопросы. Оно было и его "подчистили и забыли" или его не было? Или с.о. специально скрывали это от непосвященных, передавали от учителя к ученику. Или еще что-то?

Ниже размышление о психотехниках православных подвижников

При первом взгляде, о психотехниках у святых отцов и подвижников говорится немного. Ныне на слуху: относительно развитое учение о безмолвии ума и о безОбразности молитвы с соответствующими психотехническими приемами, ряд положений об опускании безмолвного ума в сердце через горло и о стоянии ума в сердце, чуть-чуть о позе при молитве, чуть-чуть о дыхании и соединении его со словами молитвы, и много больше - о нравственном совершенствовании,  аскетических подвигах, посте и воздержании, покаянии и смирении.

Термин "психотехника" относительно новый. Новый и популярный, он широко используется - и при этом плохо вписан в православную терминологию. Психотехнике не найдено и соответствующего места в классификации аскезы. Отстраняясь от традиционного недоверия к неправославному происхождению, под психотехникой без смущения можно понимать форму, в которую заключаются психофизические приемы аскетической практики, и механизм их реализации. Сама же практика может соответствовать православным канонам или не соответствовать.

Можно сказать так: психотехника - технический контейнер и механизм для аскетического (психофизического) опыта. В упрощенном виде: ведро для ношения воды. Воду, конечно, можно и в решете таскать, но в ведре, как минимум, удобнее :)

Если понимать, что пост, воздержание, покаяние и смирение - в техническом плане - опираются на конкретные психофизические приемы, то жизненное пространство психотехник в православной практике подвижничества следует существенно расширить, как "вниз" - в сторону грубой физической аскезы, с ее жесткими правилами и ограничениями, поскольку ее неявная цель - психическое изменение, - так и "вверх" - в сторону нравственного совершенствования при помощи различных приемов, вызывающих воздействие на умственную, эмоциональную и страстную натуру человека.

Чтобы понять, где проходит грань - а она порой очень тонкая - между (искусственной) психотехникой и (естественным) возрастанием, можно указать на различие между искренним покаянием, как умственным и душевным движением-изменением, для которого, в принципе, не нужна внешняя форма, и чтением покаянного канона Андрея Критского в начале Великого поста. Чтение Великого канона без внутреннего покаяния станет "чистой" обрядовой формой и "голой" психотехникой.

Другой пример: эмоциональное сокрушение и плач о грехах. Эти состояния поначалу могут быть вершиной искреннего раскаяния, однако со временем - по мере освоения - они становятся элементарными техническими приемами - "голыми" психотехниками. И тот, кто вхож в церковную жизнь, наверняка знает верующих, в умилении проливающих обильные слезы чуть ли не на каждой службе и при этом пребывающих в состоянии глубокой прелести. Психотехника дает форму и механизм, позволяющие осваивать умственное и душевное пространства человека и перемещаться в них. Однако форма и механизм сами требуют наработки и освоения. Будучи освоенными, они могут применяться почти автоматически. Цель же применения не сложно подменить. Как в приведенном примере. Когда покаяние становится самоцелью, человек начинает искать покаянных состояний. И, естественно, прибегает к психотехникам для их достижения.

Также важно понимать, что психотехника, распространенная в массах и обросшая закрепленными внешними формами, соединяется с обрядами (или перерастает в обрядовые формы). Обрядоверие, по сути, заключено в развитую психотехническую конструкцию со сложными и многоуровневыми наборами психотехник. (Я не рассматриваю здесь магическую и оккультную природу обряда и ритуала).

Итак, психотехника, как психофизический прием (его форма и механизм), в пространстве внутреннего движения-поиска своей нижней границей (и основанием) имеет грубую физическую аскезу, а верхней - технику воздействия на тончайшие умственные и душевные подвижки. При переходе от внутреннего к внешнему психотехника застывает в обрядовых формах и ритуалах. 

И первое заключение, печальное и очевидное. Поскольку в православной церкви внутренний путь, направленный на стяжание святого Духа, во многом утрачен, то и не развиты практические приемы, позволяющие идти по этому пути. Глубоких и проработанных психотехник нет, есть же в изобилии их внешнее выражение в виде обрядов. И есть мутная психотехническая и психоделическая водица в виде умилительного вышибания слезы, криков проклятия в адрес иноверцев и пр.

Это присказка, сказ же о психотехниках православных подвижников будет впереди... Поправки и дополнения приветствуются :)

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

И первое заключение, печальное и очевидное. Поскольку в православной церкви внутренний путь, направленный на стяжание святого Духа, во многом утрачен, то и не развиты практические приемы, позволяющие идти по этому пути. Глубоких и проработанных психотехник нет, есть же в изобилии их внешнее выражение в виде обрядов. И есть мутная психотехническая и психоделическая водица в виде умилительного вышибания слезы, криков проклятия в адрес иноверцев и пр.

Это присказка, сказ же о психотехниках православных подвижников будет впереди... Поправки и дополнения приветствуются :)

Как интересно.
Психотехника, психотехника. Истинный путь к вере, к Богу. Ах утеряна.
От ить как. И неважно, что Бог говорит, что не можете ничего без меня. В ответ: А у нас психотехника есть. Никуда не денешься.
И неважно, что святые отцы говорят "молитва Духом Святым дается и никак иначе". В ответ: "у нас психотехника и ею притянем Духа Святаго".
Кто говорит, что психотехники нет? Есть и была всегда. Летящие вверх католические костелы и приземистые, иногда вросшие в землю православные храмы это тоже психотехника.
Но она только мизерное подспорье в настройке души, но никак не доминанта.

Иначе язычество.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Поправки и дополнения приветствуются :)

По-моему, хорошо все написано. Продолжения ждем с нетерпением:-)

o2inhal

  • Сообщений: 215
    • Просмотр профиля

В последние несколько лет у меня сложилось впечатление что под действием духа времени разговоры о каком-нибудь делании ловко подменяют само деланье. Не только в духовной сфере, но и в политике, культуре, общественной жизни.

Подробное исследование так назваемых психотехник, опыт которых индивидуален и часто не поддается повторению, уводит ищущих в сторону, лишает жизни духовную жизнь. Подменяет главное - нужным, светлое - белым.

В Православной Церкви благодать Святого Духа имеется, ищущим её в простоте сердца она даётся просто и без упрёка. Экспериментаторы психотехник, лишившись упования, пытающиеся заскочить какбы со "служебного входа", обречены на долгий бесполезный труд.

Христос Воскресе!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Позиция, высказанная Афанасием и o2inhal, хорошо известна и неоднократно озвучивалась (на форуме).

Молитва дается Духом Святым. Разве кто-то оспаривает эту позицию? У нас на форуме все с ней согласны. Однако сие не означает, что от человека не требуется приложение усилий - в синергии. Или уважаемые оппоненты сидят, раскрыв рот, и ждут, когда манна небесная сама им в рот упадет? Если так, то они в прелести. Если же применяют усилие, то и обращаются к психотехникам, возможно, по смирению своему, не понимая, что даже сидение с открытым ртом в предвкушении благ - психотехника. И пока Господь не посетит, психотехника - по-любому - остается доминантой - при полном понимании, что не за психотехники благодать дается. И не за аскезу. И не за вычитку правил, не за стояние в храме, не за махание кадилом и не за купание в проруби.

В Православной Церкви благодать Святого Духа имеется, ищущим её в простоте сердца она даётся просто и без упрёка. Экспериментаторы психотехник, лишившись упования, пытающиеся заскочить какбы со "служебного входа", обречены на долгий бесполезный труд.

Это протестантский наезд на святых отцов и весь святоотеческий опыт - его полное аннулирование. Подвижники уходили в пустыни, горы и леса, предавались аскетическим подвигам, боролись со страстями. Оставили и книжное наследие по борьбе... И вот на тебе - стали экспериментаторами психотехник, лишившись упования...

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

... при полном понимании, что не за психотехники благодать дается.
Вот это и есть главная и верная мысль. Все остальное дымовая завеса.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Если возможно огрубление духовных, внутренних пространств во внешние формы их выражения, то возможен и обратный процесс восстановления!

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Любая техника, психо или еще какая, донесена в святоотеческом наследии как метод, причем разнообразный и во многом субьективный, достижения, вернее помогающий достигнуть, вполне определенных целей в условиях внутренней брани. Если хотите это тактика, но разрывать ее со стратегией и значит лишить ее силы. Нет достойных практик в отрыве от цели приследуемой практиком. И лопата она и огород возделать поможет и соседа по горбу оглаушить. Все равно это лопата. Также и во время войны - в одних условиях лобовая отака выход, в других - смерть. Поэтому сто раз соглашусь с Александром - нет смысла смотреть на психотехники как на вещь в себе. Это прямой путь в психушку или в прелесть.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Attraction

  • Гость
Каждая практика и психо и духовная и любая другая привязана к цели, к намерению.....Это, как я считаю, самое главное. Если ты хочешь избавиться от страхов или зависимостей и имея четкое намерение и ВЕРУ в данную практику, она сработает...Так же и с духовным "ищите и обрящете"....

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

в писаниях отцов как и в Евангелии есть техническая сторона и красивая, гармоничная... все техники это гармоничное и красивое действие, но кто хочет видеть только техничность то её и видит... молитва это искусство ... но и наука ... внешний ум видит только техничность, но все раздерает на пункты и подпункты... отцы были не роботы,но живые... и оставили живое наследие...мертвый ум видит только свою мертвость...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

И тот, кто вхож в церковную жизнь, наверняка знает верующих, в умилении проливающих обильные слезы чуть ли не на каждой службе и при этом пребывающих в состоянии глубокой прелести.

Евангелие наполнено этим, взаимоисключающие утверждения,
и в проповеди Иисуса и в поведении христиан,
всё это естественно и правильно,

а как иначе? Как иначе стать новой тварью,
дзенский "Коан" т.м.
Рулит. :-)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Вопрос о психотехнике молитвы возникает ежедневно - с раннего утра и до позднего вечера.
Ведь святоотеческое наследие при всей его огромной и несомненной ценности ориентировано в первую на людей, живущих в монастырях или скитах.  Но если живешь в мегаполисе и погружен в среду, в которой внимание рассеивается, молитва "вязнет", то само собой приходится решать вопрос о том, как молиться. Молиться, когда толком не проснувшись, собираешься на работу, молиться в переполненном метро или за рулем автомобиля, молиться в офисе под разрывающиеся звонки телефонов, отвлекаясь то на один вопрос, то на другой и т.д.
При этом как сделать так, чтобы не превратиться в робота, занимающегося лишь механическим повторением молитвы, но стремиться сделать живой молитву, что возможно лишь при живом памятовании о Боге, перемене взгляда на себя, людей, события...
Готовых рецептов тут не найдешь, приходится двигаться наощупь и, повторюсь, проблема психотехники стоит и живо и остро. Кое-что для себя находишь, но вряд ли это можно (и нужно) облекать в законченные формулировки.
Твердо можно сказать лишь одно: поиск не следует прекращать.

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Считаю,что движения внутренней работы были столь же разнообразны и  неординарны как и неразрывно связанные с ними физические проявления аскезы.Но тело на виду и поэтому остались описания телесных подвигов,передаваемых ныне скорее как анекдот.О внутренне же наполнении сужу по аналогии.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Подчистил тему.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Для меня один из примеров "психотехники" - ежедневное утреннее и вечернее молитвенное правило по молитвослову.
Это то самое "ведро", которое может быть наполнено водой до краев, может наполовину, а может просто быть пустым и уныло греметь.
Порой ум стремится погрузиться в глубину смысла молитв, порой молитвы воспринимаются как некое пространство (подобное музыке), где важен не столько смысл слов, сколько создающийся настрой.
Порой же идет "гремение пустого ведра" - само по себе бесплодное, но бывающее необходимым и неизбежным, как неизбежен глухой перегон на долгом пути.
Здесь, мне кажется, важно не пытаться повторить некие "ощущения, переживания", которые неизбежно время от времени посещают при молитве.
Нужно (хоть и трудно) каждый раз начинать как бы сначала, не сравнивая с тем, как было, и не думая о том, как могло бы быть.
То есть "психотехника" - это и ведро, и ступенька и камни, по которым переходишь реку. То, чем можно и нужно пользоваться, но на чем нельзя останавливаться.