Практика и теория умного делания > История и творчество исихазма

Богослужебное пение

<< < (2/9) > >>

Keleynick:
НА этом сайте выложена неплохая коллекция православных песнопений:
http://rb-alexiy.mylivepage.ru/file/4

tpash:
Я вот уже пою около 13 лет в церковном хоре басовую партию.
Считаю, что это труд. Во мне укоренилось мнение, что пение должно быть профессиональным. Для этого необходимо и соответствующее образование, соответствующий набор красок голосов (что является очень насущной проблемой особенно в небольших городах), а также найти целую КУЧУ времени на репетиции.
Далее встает задача из многобразия церковной музыки вытащить и найти приемлемый для хора репертуар.
Тут во многом зависит от вкусов регента.
Еще не маловажным фактором является состояние здоровья поющих. Бывает хочется спеть что-нибудь стоящее, а хворает кто-нибудь в партии - приходится отложить на потом.
Еще сторона медали вот такая например: как относятся настоятель или руководители храма к пению. Раньше лет 5-7 назад у нас был настоятель, очень уважающий благолепное пение - тогда мы крепко старались, много репетировали, выпустили свой компакт диск даже, ездили на православные хоровые фестивали. Многие к нам в церковь даже приходили именно из-за пения. Потом настоятеля этого убрали, поставили другого, затем перевели наш храм под начало областной епархии, и соответственно настоятеля не стало совсем. Управленцем стал не священник (так называемый ключник). Пение его совсем не интересует. Мы потихоньку угасли, поразбежались.
Я в глубине души стараюсь на службе петь качественно на столько насколько могу, несмотря на любые обстоятельства.
Пение несомненно ОЧЕНЬ влияет на настрой молящихся в храме. Некоторые после службы подходили и говорили: как высегодня замечательно пели, особенно то и то.
____________________
Очень уважаю ИЗБРАННЫЕ сочинения Павла Честнокова, Архангельского (особенно заупокойная литургия), у Бориса Феоктистова есть просто отличные вещи, Добре Христов, некоторое у Рахманинова.и др.
Много изюминок в старых нотах - чаще дореволюционных - сочинения неизвестных авторов.
Вот ссылка http://www.lw.bogoslovy.ru/mus.htm  на Феоктистова, послушайте...
И еще, хотел сказать, что когда слышишь такие вещи очень хочется не столько их слушать, сколько самому их петь.
____________________
В самом же общем случае церковное пение - дело вкуса, и внутреннего состояния человека слущающего.
Вот.


Alexander:
tpash, наблюдая за становлением церковной жизни в 90-х годах (и участвуя в ней), я пришел к выводу, изложенному выше http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1371.msg16192#msg16192 . (Реплика в сторону: возрождение церковной жизни было в 90-х, сейчас - деградация на фоне коммерциализации и материального достатка.)

Профессионализация и труд не могут заменить самого главного: искренности и сердечности. Утрачивается смысл пения - пусть и профессионального, - если внутри церковных стен духовный вакуум и изъят сам дух церковности и соборности.

tpash:

--- Цитата: Alexander от 22 Июнь 2007, 12:12:49 ---Профессионализация и труд не могут заменить самого главного: искренности и сердечности. Утрачивается смысл пения - пусть и профессионального, - если внутри церковных стен духовный вакуум и изъят сам дух церковности и соборности.

--- Конец цитаты ---
Бесспорно.
И все ж таки профессиональное пение искренное и сердечное - (чисто на мой взгляд) лучше чем блеяние старушек. Грубовато сказал.
Однако так и есть: в одном из храмов куда я ходил, было два хора: один профессиональный (там пели не церковные люди, а музыканты вокалисты по найму), другой непрофессиональный (ту были все кому дано благословление). Я был тогда в непрофессиональном - еще только только пришел тогда в церковь. Знаете,Саша, лик "Господи помилуй" начнем петь -дак кто куда...пять старушек, два электрика, стророж и я старшеклассник. Уши заворачивались, какое уж тут благолепие службы. В таком случае пусть лучше двое споют без поставленного вокала, но слаженно и чистенько.
И еще имхо пение это такая вешь, которая связана с природным даром слуха. Если есть у человека слух, способность интонировать, тогда эту способность можно развивать, и развив пользоваться - в том числе и петь.
Хотя правильно петь это тоже целое искусство - не достаточно одного слуха.
Если не умеешь петь - не берись или учись.
Если поешь, то пой с искренностью и сердечностью.
Так, пожалуй, будет точнее касательно пения.

Alexander:
Да, tpash, согласен. Но я знаком и с третьим типом хора, наверно, самим редким, когда поют непрофессионалы, поэтому возможны всякие ошибки, а слаженность, сила, духовный напор достигаются за счет искренней веры и единства поющих. Это настоящее церковное творчество, которое, впрочем, совершенно не нужно на декоративных службах. Истинное благолепие службы и пения лепится изнутри. Возможно, такое и сохранилось где-нибудь в катакомбных церквях, если они за эти годы не развалились...

Блеяние старушек, прости, Господи, потому разрушительно, что блеют они, а не поют, по исключительной самости своей. Есть (были) старушки, которые умеют прислушиваться и тихо, пусть и надтреснутым голосом, подпевать.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии