Исихазм

Автор Тема: Музыкальная тема  (Прочитано 74247 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« : 29 Март 2006, 14:18:28 »
Отделено от темы http://hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1170
----

Наталiя:
Думаю, что в русле данного разговора, за неимением цитат из А.Позова, вполне уместно привести слова А.Шнитке.
Цитата:
Цитировать
Сегодня шлягерность и есть нaиболее прямое в искусстве проявление зла. Причем зла в обобщенном смысле. Потому что зло имеет локальную окраску. Общим для любой локальности является стереотипизация мыслей, ощущений. Шлягерность — символ этой стереотипизации. Это -как консервы или таблетка с безошибочным действием: шлягер. И это и есть самое большое зло: паралич индивидуальности, уподобление всех всем. Причем шлягер является и продуктом, и причиной всего этого. Существует обратная связь между происхождением шлягера и влиянием его нa порождение новых шлягеров, на дaльнeйшyю стереотипизaцию. Конечно, какая-то механическая положительность в шлягерах есть: под аэробику крутят шлягеры, и это, наверное, хорошо (крутить Баха было бы плохо). Но в принципе шлягер в развитии искусства — это символ зла. Теперь о другом. Естественно, что зло должно привлекать. Оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу, комфортабельного, приятного, во всяком случае — увлекающего. Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу. Поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность. Изображение негативных эмоций — разорванная фактура, разорванные мелодические линии, которые выражают состояние несобранности, взвинченности, скачущие мысли,- это тоже, конечно, отображение некоего зла, но зла не абсолютного. Это — зло сломанного добра. Разорванная душа — она, может быть, и хорошая. Но она — разорвана, и от этого стала плохой. Выражение истеричности, нервозности, злобы — есть выражение болезни, а не причины. А вот шлягерность — ближе к причине. Это — зло, которое посылается как наваждение, как испытание. Бороться с ним очень трудно.


Alexander:
Нигилизм, отрицая пошлость современной культуры, уже навязал (культуре) пошлость худшую - прагматического цинизма и высмеивания всех и вся.

Еще можно согласиться с критикой Шнитке шлягерности, только вот его эстетизация болезни, разорванности, сломанного добра - утонченное любование злом, попытка подъема сознания на иллюзорную вершину перед срывом в пропасть, по дну которой скачут попсовые мальчики и девочки.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #1 : 29 Март 2006, 16:17:31 »
Alexander, насчёт Шнитке - о якобы эстетизации болезни, разорванности сломанного добра - не согласен.
Он не эстетизирует зло и не противопоставляет "шлягерность" - "злу сломанного добра". Нужно больше узнать об нём, чтобы выносить какие-то обоснованные суждения. Чаще всего встречаются мнения: "Шнитке = ужас, дисгармония, хаос". Из этого следует вывод - это зло, это эстетизация зла, это негармонично, это нЭнормально.

Мне кажется здесь Вы "рубанули с плеча" не вникнув.

Простите за off-top.

Naole

  • Сообщений: 58
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #2 : 29 Март 2006, 16:39:11 »
Цитата: Victor
Alexander, насчёт Шнитке - о якобы...  

Мне увиделось, что Александр как раз знаком с музыкой Ш., когда так пишет...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #3 : 29 Март 2006, 19:23:33 »
Вспоминая, послушал сейчас пару вещей... и остался при своем мнении. Victor, а что Вы находите в творчестве Шнитке?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #4 : 29 Март 2006, 19:35:36 »
Очень хорошо, что знакомы! Будет легче общаться.
Может быть выделить в отдельную тему?  :think

Alexander, какие вещи Ш. Вы сейчас слушали и вообще слушали?

(этот разговор без всякого антагонизма мнений)

alluz

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #5 : 29 Март 2006, 19:52:46 »
Наталia, а на Шнитке ссылочку дайте, или перешлите.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #6 : 29 Март 2006, 19:53:50 »
Я не любитель этого композитора, поэтому мое знакомство в прошлом не оставило ни названий, ни положительных впечатлений. А сейчас: концерт для фортепьяно с оркестром и две маленькие пьесы для органа.

alluz

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #7 : 29 Март 2006, 20:08:34 »
А у меня напротив, Шнитке был первым, сказывается недостаток воспитания.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #8 : 29 Март 2006, 20:18:42 »
Alexander, Вы, наверное, не слышали Хорового концерта на стихи Григора Нарекаци, и не слышали "Трёх хоров", первый из которых - "Богородице Дево, радуйся", второй - "Иисусова молитва", третий - "Отче наш". Есть ещё "Стихи покаянные" на 1000-летие Крещения Руси.
Это совсем другой Шнитке. А концерт для ф-но - это более ранняя вещь. Композитор не был всё время одним и тем же. Если сравнить ранние, средние и поздние произведения, то это совершенно разная музыка.
Вот здесь: http://rapidshare.de/files/14824047/Three_Sacred_Hymns.rar.html
эти "Три хора", 15 мб всего. Качайте, а то файл скоро удалят. Сочинение 1984 года.

Наталia

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #9 : 29 Март 2006, 22:35:43 »
Цитата: alluz
Наталia, а на Шнитке ссылочку дайте, или перешлите.

Конечно, пришлю. :)
Кому еще интересно, то вот ссылки на А. Г. Шнитке. «Беседы, выступления, статьи».
http://www.lib.walla.ru/?id=441
http://lib.prometey.org/download.php?id=441

Наталia

  • Гость
Музыкальная тема
« Ответ #10 : 29 Март 2006, 22:44:05 »
Цитата: Victor

Может быть выделить в отдельную тему?  :think

Да, Alexander, давайте выделим отдельную тему о музыке.
Вот вы тут недавно статью помещали, где говорится о молчании в музыке.
Цитата: Alexander
Поставил в библиотеку небольшую статью Е.Г.Мещериной "Метафизика молчания и «безмолвное пение» в традиции исихазма" - www.hesychasm.ru/library/creation/mescherina.htm

Так я сразу вспомнила Арво Пярт - Tabula rasa.
Victor, у вас есть ссылка на это произведение?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #11 : 29 Март 2006, 23:12:35 »
http://music.edu.ru/attach/5/759.mp3

Качество записи неважное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #12 : 30 Март 2006, 01:47:25 »
Я познакомился с "Тремя хорами". Чтобы у меня сложилось иное мнение, этого недостаточно. Надо еще слушать.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #13 : 30 Март 2006, 12:48:47 »
Поищите те сочинения, которые я упомянул выше.

Я попробую объяснить свою точку зрения, - почему Шнитке нельзя назвать эстетом разорванного добра.

Непонимание возникает оттого, что музыку воспринимают абстрактно - как сборище звуков, как звуковую конструкцию. При подобном отношении формируется взгляд - "Это приятно слушать, это хорошо", или "Это неприятно, это плохо", "Это меня не затрагивает" и тому подобные оттенки. Слыша "хаос" полагают, что такой же хаос у композитора в голове. Такое понимание музыки становится похоже на то, как если бы некий человек видел в книге только красивый или некрасивый шрифт букв или удовлетворялся бы только рассматриванием этого шрифта, не понимая того, что там написано.

При таком взгляде на музыку Шнитке (и на музыку многих других композиторов) и складывается непонимание - зачем и для чего композитор делает то или иное. Неприятная слуху звуковая материя - в данном случае у Шнитке - это его объектизированный "взгляд со стороны"на нашу жизнь. Не субъективное выражение личных чувств. У Шнитке всегда есть катарсис, вознесение над этим морем боли. Личный голос композитора можно услышать в хоровых произведениях -в частности в Концерте для хора, в котором слова Григора Нарекаци повторяются теперь как бы от имени Шнитке или в концертах для солирующих инструментов.
Если ознакомиться с разъяснениями композитора относительно смысла и внутреннего содержания его произведений, то мы узнаем, что вот то сочинение строится в соответствии с композицией Евангелия от Луки, а в другом - запрятаны церковные распевы, и тому подобные внутренние связи. Мы же слышим только "нервные" вскрики инструментов, недоумевая - почему это? Никто не требует от книг - чтобы они были "гармоничными", а от музыки требуют услаждения. Не смакование ужасов, а несглаженное видение жизни в этой музыке.
Спору нет, слушать это трудно, однако и книги читать трудно. Для меня музыка - эта та же книга.

В средневековом русском церковном многоголосном пении вы встретите и жёсткие диссонансы, и квартовую гармонию и "непевучие" "странные" мелодии. Духовная музыка не обязательно благостна.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Музыкальная тема
« Ответ #14 : 30 Март 2006, 14:28:24 »
Victor, спасибо!

У Шнитке всегда есть катарсис, вознесение над этим морем боли.
Соглашусь со многим, что Вы сказали, но вот катарсиса, который всегда... Даже при своем плохом знании творчества Шнитке и при том немногом, что слышал, катарсиса не пережил, наоборот. Так позавчера я захворал: насморк, чих, плохое состояние, а вчера уже почти поправился, но, слушая концерт для фортепьяно с орк. Шнитке, опять стал переживать неприятное (почти физическое) состояние, словно болезнь стала возвращаться. И знакомясь сейчас с
сонатами и кончерто гроссо №1, испытываю не здоровое, "ломающее" состояние, без катарсиса. Послушаю еще...