УСТАВ ОБИТЕЛИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
.
СОДЕРЖАНИЕ
                     

       О памяти смертной

       Надлежит непрестанно содержать в душе память смерти и суда Божия, всегда иметь в сердце следующие изречения Апостола: "Я каждый день умираю" (1 Кор.15.51), ибо если мы станем жить, как умирающие каждый день, то не согрешим. Апостол учит, чтобы каждый день, пробуждаясь, думали, что не проживем до вечера, и опять, намериваясь ложиться спать, думали, что не пробудимся. Память смерти, как всякое благо, есть дар Божий, верх совершенства, крест желаний, то есть желать смерти не от недостатка терпения, а от желания быть со Христом: " Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Фил.1.21). Но мы, грешные, гоним от себя мысль о смерти.

       Что направляет ум и сердце христианина к горнему, как не память о часе отшествия в иной мир. Будем усердно молиться "Господи, даждь ми память смертную, всели в мя корень благих, страх твой, в сердце мое". Болезнование души заключается в том, что она трепещет страшного дня судного, но с надеждою на Милосердного Бога. Чистые слезы достигаются многими трудами. И мы молимся:  "Даруй ми, Господи, слезы умиления, да ими Тя умолю очистить прежде всякого конца от всякого греха". Кто пребывает в плаче о Боге, тот всегда духовно празднует, приобретает духовный смех, то есть радость о Господе, радость о чаянии спасения. Плач творит радость, радоваться подобает с трепетом. Тот радуется, кто приобрел сладкий плач. Христос Бог сокровенным образом утешает сокрушенных сердца.

       "Блаженни плачущий, яко тии утешаться".

       "Помни час смертный и во век не согрешишь", - учат Святые Отцы.

       Ты вспоминай, что ты, христианин, искуплен Кровию Христовой, омыт водою крещения, приял Дар Святаго Духа, бываешь на трапезе у Господа и питаешься Плотию и Кровию Его. А грехом - это все попирается в тебе. Грехами своими ты распинаешь Спасителя. Вот и выбирай: или распинать и вечно гибнуть, или сраспинаться и наследовать с Ним вечную жизнь. Вот память-то смертная и поможет тебе бороться с грехом.

       Память о смерти была всегда присуща старцу Илиодору. Часто, обращаясь к себе, он говорил: "Бедный Илиодор! Скоро предстоит тебе предстать на суд Божий". Он, любил, если кто напоминал ему о смерти. По сему он говаривал некоторым из братии, чтобы как можно почаще беседовали с ним о смертном часе. Однажды спросил его некто: "Батюшка, в каком положении бывает человек, упражняющийся в памяти смертной?" Старец сказал: "В таком положении, в каком бывает осужденный на смерть. Такового уже ничто не занимает. При непрестанном упражнении в памяти смертной, всякий час такому кажется последним в жизни, после чего он в страхе и трепете должен предстать на суд Божий. Это я на опыте испытал".

       Часто он говорил братии: "Кто из вас желает быть спокойным в час разлучения души от тела, таковой не должен иметь знакомства с мирянами, и он скоро сможет достигнуть мира душевного, а от сего и бывает спокойная кончина".

       Один из учеников старца Илиодора спросил его, как приобрести память смертную. "Память смертная, - сказал старец, - приобретается различными способами. Некоторые для сего полагали пред глазами череп головы человеческой, другие имели гроб перед глазами, иные еще какой-либо предмет, напоминающий о смерти. Все это не худо, но оно бросается другим в глаза, и неискусный подвижник может от сего потерпеть вред. Враг наш Диавол хитер, может таковому забросить в сердце самомнение. Посему я тебе, чадо, этого не советую. Все такое внешнее без внутреннего не принесет пользы. Если же ты поистине желаешь упражняться в памяти смертной, понудь себя всегда иметь в уме тот час, в который душа твоя будет разлучаться от телесных уз. Она исходит из тела, объятая ужасом, пораженная необычностью предметов невидимого духовного мира, зрением страшных мытарей, окружающих твой смертный одр и показывающих для устрашения душе твоей, трепещущий от страха, твои дела! За тем помышляй, каков будет твой восход по воздушным мытарствам! Достигнет ли она благополучно врат небесных, чтобы предстать лицу Божию? Ох, брат! Там суд строгий! Пишется в житии преподобного Марка Фраческого, что святая его душа, проходя воздушные мытарства, была удержана на один час. Если к душе того Ангела во плоти мытари воздушные возымели притязания, то что будет нашей блудной душой?.. За тем помышляй о своем бренном теле, как оно, разложившись во гробе, наполнится червей и будет издавать нестерпимый смрад, и в этой смрадней тине будут валяться твои обнаженные кости. Постарайся все это и сему подобное поглубже вкоренить в своей памяти, тогда не будешь уклоняться к греховным пожеланиям. Я считаю, что все, полагаемое пред умными очами в глубине нашей души, должно быть белее действенным, нежели видимый предмет, полагаемый для внешнего зрения. Внутреннее делание памяти смертной можно иметь и без видимых предметов, и это будет полезно. А вещественные предметы одни, без внутреннего упражнения, не принесут пользы".

       Сидя в келии, стяжи себе благое делание: собери ум свой и имей пред очами своими всегда последний час смертный. Помни о суетности мирской, как она обольстительна и ничтожна. Помышляй об испытании на страшном суде, как наши горькие обличители будут видимо представлять тогда наши дела, слова и помышления, которые они же влагали, а мы принимали. Приводи себе на мысль и адские мучилища, и то, как в них заключены будут души на вечное нескончаемое мучение и горький бесполезный плач нераскаянных грешников. Вспоминай также о неизреченном веселии праведных в Царстве Небесном, в котором будут вечно блаженствовать все, ходившие узким путем и имевшие прискорбное житие на земле. Все сие приводя на мысль, постени и поплачь и вопи ко Господу пока уснешь. Восставши от сна, принимайся опять за эти делания, чтобы ни какое другое помышление не занимало тебя.

       У святых отцов память смертная ставится самым важным занятием во всем Богоугодном житии. Память смертная у них была главной причиной добрых дел. Она понуждала их помнить о Страшном суде Божием, о вечных адских мучениях. Она подвигала их на любовь к ближнему, насаждала в них смирение, кротость, незлобие, терпение, благость, целомудрие, вежливость, милосердие, воздержание, тихость, нестяжательность, уничижение себя, слезную непрестанную молитву, благоговение, молчание, внимательность к пению и чтению церковных служб, частое коленопреклонение всенощные бдения и краткий сон.

       Память смертная научила их всякому виду благочестия. Следовательно, память смертная и нам крайне необходима. Средства, порождающие память смертную суть следующие: посещать больных, погребать мертвых, посещать кладбища, иметь гроб всегда у себя в келии или кости мертвеца и проч. Сама же она есть всегдашнее помышление об исходе своем, который уже так близок, как бы ты лежал на смертном одре, не рассчитывая на долговечность. Сколько бы ты не прожил дней и лет, они тоже, как сон, а смерть рано или поздно отправит тебя в вечность. Дни и годы проходят, а исправления нет и нет. Смерть близка, а я нисколько не готов. Господи, продли мне жизнь и дай мне покаяние. Как больной не может забыть о своей болезни, так и помышление об исходе своем всегда беспокоит человека и продвигает его всегда усердно молиться Господу Богу. Такова и должна быть Иисусова молитва, а не как простое вычитывание этой молитвы.

      

       
      


   
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru