О ВНУТРЕННЕЙ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ
Неизвестный новоафонский монах
СОДЕРЖАНИЕ
                     
          
       

       От редакции

      Текст наставления «О внутренней Иисусовой молитве» в советское время имел хождение в самиздатовском варианте. Предваряется наставление указанием на то, что копия была перепечатана 1 мая 1923 г. с рукописи, писанной отцом N на Новом Афоне между 1918-1923 гг. Одна из последующих перепечаток труда неизвестного новоафонского монаха сохранилась в архиве сестер Виноградских, Елизаветы Сергеевны (схимонахини Сергии) и Лидии Сергеевны (монахини Серафимы). Схимонахиня Сергия – воспитанница новомученика Михаила Новоселова и духовное чадо старца Захария (Зосимы). Она оставила нам его жизнеописание. «Не умрешь, пока не напишешь», - так сказал ей старец Захария, а жизнеописание составлялось 30 лет. Монахиня Серафима – духовное чадо архимандрита Симеона, парализованного старца из Даниловского монастыря, прикрывшего собой архиепископа Феодора Поздеевского в 1905 г. от выстрела семинариста-революционера. Текст для опубликования предоставил родственник сестер-монахинь.
      При редактировании текста были исправлены небольшие опечатки. Цитаты из подвижнических наставлений сверялись с первоисточниками, в случае их вольного изложения авторский текст оставлялся без изменений. При необходимости добавлены указания на цитируемых авторов, они приведены в скобках - так же, как в самиздатовском источнике. Для более удобного чтения изменено и расширено оглавление текста.
      

ПРЕДИСЛОВИЕ

Молитвенное чтение

      

      Чтение подвижнических наставлений о молитве, чтобы принесло несомненную пользу, требует и молитвенного состояния души. Не просто чтение - быстрое хватание и поглощение информации, чему вполне научен современный человек, - но чтение-размышление и, еще лучше, чтение-молитва – именно оно позволяет раскрыть духовный смысл наставлений и приобщиться к опыту учителей умного делания. Молитвенное чтение следует творить с внутренним усилием и не на всяком месте. Как будешь внимать живым словам наставлений, если пребываешь в праздном шатании ума или вокруг толкутся люди, как, к примеру, в поездах метро? При шуме мыслей в голове надо скорее остановить их, утишиться и войти внутрь себя, а затем приступать к чтению писаний святых отцов и наставников молитвы. Во внешнем же месте требуется иное делание, отличное от чтения, чтобы рассеяние не окрало плоды прочитанного. Впрочем, пусть каждый решает, читать на людях или нет - как научен наставниками и собственным опытом, - лишь бы способствовало делание его духовному возрастанию.

      Приуготовив себя к восприятию слова, в безмолвии внимающего ума следует приступать к чтению наставлений - так же,  как подходим к святыням: благоговейно и с верой, прося, чтобы открыл Господь глаза разумения нашего. И тогда - по нашей вере и обретенному опыту тихого и сосредоточенного чтения - совершается маленькое и незаметное чудо проникновения в суть подвижнического писания, и мы наполняемся незримым умным светом, который освещает глубины нашей души, выявляет грехи ее и побуждает к покаянию, и возбуждает желание обрести чистую молитву. Получив искомое, можно оставить чтение, чтобы приступить к молитве, ибо ее голос уже звучит в нашем сердце.  Если же зов молитвы угасает, можно снова приступить к чтению, возгревая желание молиться. И так соединяется чтение и молитва, и входит в нас опыт подвижников былого, и уже нет разделения, но дышит внутри нас и растет единство, дарованное Господом Своей Церкви.

      Мало живых наставников молитвенного делания - в один голос вторят желающие приобрести молитву, вот и неизвестный новоафонский монах говорит об этом. И все же живет в церкви благодатное слово молитвенного научения, и мы можем припасть к  неоскудеваемому источнику, и так открывается нам образ письменного наставничества.  

      Наставление «О внутренней Иисусовой молитве» является именно таким письменным руководством, его еще можно назвать словесной иконой, повествующей о правилах подвизания на молитвенном пути, чтобы глубже был усвоен урок для ума и для сердца. В наставлении прослеживается некий смысловой рисунок, подобный ритму молитвы по четкам, и  ясно видны ступени молитвенного восхождения по лествице покаянного совершенствования. Мысленно встав на эту духовную лестницу, войдя сердцем в молитвенный такт наставлений, мы действенно и неоспоримо приобщаемся к опыту  новоафонского монаха, имени которого даже не знаем. И сей монах говорит нам о молитве не только от себя, но и от лица всех православных подвижников, и их опыт – через молитвенное чтение – становится отчасти нашим достоянием. Так будем с тихим смирением и всецелым вниманием складывать в сердце драгоценные слова подвижнического опыта внутренней Иисусовой молитвы. Аминь.







   
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru