СОДЕРЖАНИЕ

 

Преподобный Иустин (Попович)

ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ
Гносеология святого Исаака Сирина

 

2. Молитва

Подвигом веры человек побеждает эгоизм, преодолевает границы своего "я" и входит в новую, транссубъективную и трансцендентную, реальность. В этой новой реальности властвуют новые законы; старое исчезает, все новое возникает. Когда подвижник погружается в неизвестные глубины этой новой реальности, его ведет вера, им руководит молитва, и он молитвой смотрит, молитвой чувствует, молитвой мыслит, молитвой живет.

Наблюдая ум человека на стезе веры, святой Исаак отмечает, что ум огражден молитвой и ведом молитвой; каждая благая мысль молитвой претворяется в мысль о Боге1. Однако и молитва - трудный подвиг; она приводит в движение всю личность человека, и человек распинает себя в молитве2 - распинает страсти и грешные мысли, которые срослись с душой его. "Молитва есть умерщвление похотливых мыслей плотской жизни"3.

Терпеливой упорностью в молитве человек совершает весьма трудный подвиг, подвиг самоотречения4, необходимый в деле спасения. Молитва - это "источник спасения"; ею обретаются все остальные добродетели, все блага5, поэтому на человека-молитвенника наваливаются чудовищные искушения, от которых он защищается и обороняется молитвой.

Молитва является самым надежным стражем ума6. Молитва разгоняет тучи страстей и просвещает ум7. Она низводит мудрость в разум8. Знак совершенства - непрерывное нахождение в молитве9. Духовная молитва переходит в экстаз, в котором открываются тайны Троического Божества, и ум находится в сфере священного незнания, которое выше знания - η αγνοια, η υπερτέρα γνώ σεως 10.

Начатое верой, оздоровление органов познания продолжается молитвой. Границы человеческой личности все более и более расширяются; эгоцентризм постепенно уступает место теоцентризму.

Примечания:
1. Логос 35, с.155.
2. Там же, с.151.
3. Логос 69, с.272.
4. Там же.
5. Логос 21, с.83.
6. Логос 49, с.205.
7. Логос 14, с.53
8. Логос 35, с.155.
9. Логос 85, с.346.
10. Логос 32, с.140.


Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина. Перевод и комментарии доктора филологических наук, профессора И.А.Чароты. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru