Умное делание. О молитве Иисусовой.
Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)
СОДЕРЖАНИЕ

ВТОРОЕ О ДУХОВНОМ ЦЕЛОМУДРИИ

Начало духовнаго целомудрия человек жительствует упражняясь в добродетели Ангельской, имея все добродетели, под осиянием словес Господа: «там не женятся и не посягают, а все пребывают как Ангелы Божии», средина целомудрия есть жительство во исполнении словес Апостола «что добро, или что красно но ежи жити братии вкупе», т.е. жити любовию, именуемую - естественною, всех обнимающею, бывая в строжайшем целомудрии: конец же духовнаго целомудрия, есть верх всех добродетелей духовных, но еще не соединенных.
Все добродетели достигшие своего верха до соединения с господственными, в сие время имеют мужество и покорность, ими и управляются.
В конце целомудрия духовнаго, ум приближается к душе своей, а душа к уму своему, познаваясь и предстоя взаимно, с разрешением великаго и благороднейшего существа человека. По сих ум обретает в сердце душу свою, а душа в сердце своем обретает ум свой обнимая и радуясь, радостию сею великою, войдя в радость сию Господнюю Господом Своим на не окончаемое жительство. У Св.о.о. о сем объясняясь говорилось так, когда ум войдет в сердце свое и встретится в сердце своем с душею своею, предстоя пред Господа, тогда ум и душа радуются радостию по подобию мужа любящего жену свою и детей; возвратившагося к ним после долгой разлуки «радуется радостию великою». Ум и душа приявшия от Господа соединения, от Бога другого не желают ничего, бывая Богу благодарны выше всякого благодарения и довольны, больше всякого довольствия.
Сие последнее, т.е. соединение ума с душею Господом и в Господе, являет конец духовныя истинныя - целомудрия добродетели и начало добродетели духовно-истиннаго девства, [стр.70] на жизнь добродетелью соединительной, как говорилось и выше. Ведения истины и истинныя объединяются в духоноснии умы; умы объединяются в один великий девственно, по подобию Небеснаго Отца, разум, добродетели объединяются во едину любовь ума с душею и их единым естественным словом, воедино и по подобию св. Троицы, коей человек есть образ и подобие преискреннее. Пришедший в жизнь истино-созерцательную, познавательне разрешает не только догмат о Богочеловечестве Христа, нет, но и сие поименуемые: зачатие от Духа св. Девы Богородицы, чревоношение, рождение Девы Марии, введение во храм и во храме во Святая Святых, Благовещение Божией Матери, Рождества Христова, Обрезание, Сретения Господня, и вообще на знание не только тонкаго естества «как и что»? а и грубаго такожде, являя в нем тонкость, ибо Господня земля и исполнение ея Господни...
Все наименованныя празднества, есть не иное что, как только догматы великия, равныя догмату Богочеловечества Христова, а поэтому-то на разрешения их потребна духовная сила ума, та же, что и на разумения догмата Богочеловечества Христова и их правое знание бывает не иначе, как только по приятии человеком ведения Истиннаго Божия. Всякий желающий оспаривать сии, великия тайны о Христе суть - суть пусть знает, что он ошибается, т.к. празднества все относятся ко Христу и ко Христову, а Христос Бог. Принадлежащее Богу, всё необыкновенно возвышенно и воспринимается умом лишь истинно духовным. Оспаривающий должен еще и знать, что он ошибается глубоко и оскорбляет Бога и Божие истинное принадлежащее лишь Духу и превыше тленнаго естества и внешних чувств сущее. Оспаривающий будет оспаривати и сам не разумея о сем, духовное, истинное излагая мечтательно, вообразив Божие, как чувственное на земле. [стр.71]

 
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru