Умное делание. О молитве Иисусовой.
Поучения Архиепископа Антония (Михайловского)
СОДЕРЖАНИЕ

Вводная

Из сердца исходят помышления злыя», так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя деланья истиннаго покаяния и свидетеля в достижении плодов сего покаяния. Злоба после падения человека вошла в его сердце, т.е. после того момента, когда человек возлюбил свою злую, несовершенную волю больше воли все-совершенной Божией. Основания своеволия отдалило душу от Господа и человек оказался лишь со своими ничтожными силами. Человеку надлежало стояти противу зла, что он сам, без помощи Божией, выполнить не мог, т.к. ум и душа, после первого их согласия на возлюбление воли своея, утратили нужную светлость, могущую различать добро и зло: утратили рассуждение, обнажающее козни диавольския: их объяло неведение, породило сомнение, чадо помраченнаго ума возлюбившаго свою волю, неведение породило сомнение: сие же родило смущение: смущение и мать и дщерь боязни и всех страстных волн, воздымающихся в сердце человека, и непрестанно погружающих в море смущений, корабль ума и души, сим возлюбленным своеволием.
Все перечисленною получилось человеку по причине помрачения ума. Сердце наполнялось не естественными привычками – страстями, а последния, укоренившись, срослись с естеством человека, и помимо желания ум и душу увлекают в господствующую страсть. Сатана как виновник и начальник тьмы не замедлил явиться в мрачном уме и в страстном сердце, вполне властвуя и сердце определенное во обитель Богу, делается и бывает вертепом шакалов и разбойников, т.е. страстей и диаволов. Человек в страдании, ум и душа вышли из естественного состояния в нижеестественное. Желание выйти из сего тяжкого положения, осуществить лишь своими силами невозможно. Сатана сильнее и хитрее не опытнаго ума, а страсти [стр. 6] получают силу естества: всякое намерение человека к добру перехватывает. Человек даже иногда и в добром своем произвольном поступке пожинает плод усиленных (усиления?– ред.) своих страстей. Бьется человек, отчаявается в своем спасении, оставляет свои труды, а что хуже – иногда накладывает на себя руки. Но следует знать, что в таковое положение человек входит тогда, когда он не именем Божиим борется, а собственною силою, а кто в Боге положил свое упование, тот борется именем Божиим и побеждает и бывает побеждаем и вновь встает и борется до конца победы. Тьмой неведения человечество было объято включительно до пришествия Христова, т.е. когда человек томясь, непрестанно смущаясь и всяко огорчаясь, взывати к Богу начен всем своим существом, тогда Господь (, во время,?– ред.) определенное в своем Божественном совете, при изгнании прародителей из рая «Явити от жены семя», которое сотрет главу змия», приводе (приводит?– ред.) во исполнение. Христос во чреве Девы зачат и родился. Взял на себя тяжесть греха целого человечества, со грехом сразился, начав подвиг – Подвигоположник, и человечество научил, как можно отличать добро от зла и вести борьбу с диаволами, предварительно Сам победил всю силу вражию. Всепобеждающий, дабы человеку было яснее, как бороться и побеждать диаволов, страсти и своея злыя страсти, воли, после-дующия диаволохотения. Сатана, вселившись в сердце, скрывается в нем объятом тьмою страстей, всегда действуя дабы смущати человека, и не быти узнану его в сердце обитанию, услаждаясь страданиями.
Сатана - диавол, будучи искони убийца, непрестанно нашептывает, из сердца, всякую злобу, а делает скрываясь, подобно от лица самого человека исходящим, дабы не быти узнанным. Вот на это-то и наводит человека Бог словами «из сердца исходят помышления злыя», сии сквернят, сии уводят ум и душу из свойственнаго им устроения мирнаго естественнаго, а по-этому: имеется не отложность возстати противу действия злобе в ея начальном появлении - зародыше, когда она не укоренившись, отсекается легко, лишь бы обнаружить ее. Сие делается Сладчайшим именем Господа Иисуса. Исходящее из сердца зло [стр.7] исходит от виновника зла – диавола, а диавол – льстец, хитрец и по причине собрания в нем всякой мерзости.
Диавол человека обольщает из сердца рождаемоми им помыслами, обещая всякому то, кто к чему имеет большое греховное влечение.
Как хитрец и коварный диавол подходит к человеку всегда тонко, тонкостью, всегда бывающей тоньше тонкости ума. Он покрывает свое мерзкое присутствие: делая им рождаемыя помыслы как самим человеком, рождаемые и действуемые и бывает человек всегда пленником и навсегда погибает, аще токмо, не Господь защитит человека Своею благодатию, очистив ум его, до проразумения всех и всяческая козней, подступов, заходов и обходов его, как грубейших, так и тончайших, и всех и всего между сими. Все приведенное свидетельствует о том, что хитрость сатаны превосходит тонкость ума человека, посему-то человек лишь со своими силами вступает с диаволом, действующим в сердце через страсти, невозможно и безполезно, доколе человек еще не получил от Бога власть и силу наступать на всю силу вражию, а до сего человек должен стяжать всяко всюдный искус - опыт побеждати диавола, искус, устрояемый ему благодатию Божией и это тогда лишь возможно, когда человек будет шествовати во всем за Подвигоположником - Христом, борясь и побеждая злобу, силою благодати Божией, в молитве всегда действующей: Молящийся соблюдается благодатию и водствуется в точной постепенности получает пользу, а избегает вреда.
Выше сказали, что все человечество до пришествия Христова на земле, было объято тьмою неведения, и умирали во тьме, не зная истины, угнетаемые диаволом, чрез их сердца исходящее зло.
Христос же смертию Своею, смерть греха попрал, темницу ада разрушил, и не только желающих деятельностью при Его помощи спастись, живых определил спасать, а и содержимых во аде за веру изведе из него, как Всемогущий. После сего, все святыя, видя человеческую немощь, верою же зря Всемогущую силу Божию, побеждающую зло с ея виновником [стр.8] и водителем, и желая следовать Христу во исполнение воли Отца Небеснаго, зная согласно указания Господня, отколе свое начало приемлет зло, сами собой к сему делу не приступали, а все и все они, спасение делали силой Божией благодати, воставая противу зла в его только что зарождении уничтожая его силой памятуемого Имени Сладчайшего Иисуса Христа.
Господь молитвенно всегда человеком призываемый, побеждал злобу, умиротворял дух человека, возстанавливал тишину и давал возможность уму вновь упражняться в молитве. Оно является существом писанного впереди, как сие делати? Дабы непогрешительно действовати именем Господа Иисуса Христа Всепобедоноснаго на всякую злобу, и виновное всех утешений. Имя Сладчайшего Господа Св. Отцы призывали в молитвах, на отгнание всего бывающего от диавола.
Молитв в св. Церкви много и все они сильны на отгнание супостата: но на это нужен ум сильный и наученный в распознавании хитростей врага и в различении добра и зла, да бы Не развлекался в молитве; слабому же уму, каковыми являются и наши умы, собираться в молитвословии очень и очень не легко и не удобно, т.к. ум, привыкший к чувственному, и во время молитвы мечтает свойственно-чувственное, а от всего бывает предстояние лишь телом иконе, а ум и сердце витают не весть где. Внимание не привыкшее удерживаться при молитве расхищается, ум бывает не властен соблюдать собою, т.к. внимание не удерживается при молитве, а язык не может свободно произносить слова молитвы, и это по причине разнородности и множества слов, дело не спеется, а если и спеется, то очень медленно. Посему сие ведая св. Отцы и учители, и делатели истинного покаяния, желая следовать за Христом, как единым, могучим спасти, и брань вести согласно сказанного выше, силою имени Господа, для сего всегдашнее оружие избрали себе от Духа святаго изложенную молитву Христу Господу Иисусу, отдавая ей преимущества. Все существующия в св. Православной Церкви молитвы действительны и спасительны, но молитва Иисусова всегда привлекала [стр.9] умы спасающихся к себе содержащей словеса Имени Господа Иисуса, и слова кающегося грешника, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Некоторые из св.о.о. непрестанно творили другие коротенькие молитвы, или одну из них, но большинство св.о.о. занимались Иисусовой молитвою, преимуществуя пред другими. Всякий желающий работати Господу в делании молитвы Иисусовы, по причине ея краткости, и всем грамотным и не грамотным доступности, может трудясь над молитвою, усвоить свободное, без приневоливающаго языка в молитве упражнение, увлекающего за собой и ум и внимание.
Суть делания молитвы сия, нужно: дабы отгонять всякую мысль из сердца являющуюся; не допускати от вне нового греховнаго (помысла,?– ред.) желающего проникнуть в сердце, память приучати быти пред Вездесущаго Бога: уму же лишь всегда читати молитву, и внимати лишь ей читаемой, и это вместо всяких других, хотя бы естественных уму мыслей, и вместо упражнения в помыслах бывающих всегда во многом изобилии из сердца, и она приведет во яже: «око невиде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша»... ею сердце человека устрояется во обитель Присвятыя Троицы, Некоторые из св.о.о. делание молитвы Иисусовы наименовали «Трезвением».
Она должна быть неотъемлемой сутью всего монашества, да и мирянам и вообще всем семейно живущим ее нужно читать, т.к. памятование Бога, неотложно нужно всем.
Было бы достаточно того, что сказано о молитве, читай и читай, но дело не так, сия молитва бывает: словесная, умная, сердечная-чистая, не парительная, истинно созерцательная, сердечная-самодвижная, духовная, зрительная при разуме Сущих и бывает совершенная любовь. В виду совершенств молитвы, а зависимо от молитвы и состояния добродетелей, она имеет потребность, и много нуждается в опытном разсуждении. Ибо ея посредством Господь устраивает наше спасение, сообщая ей, от благодати Своея нужное и потребное на пользу человека всегда в свое время. Имеется великая нужда, да бы при делании сей и [стр.10] истинно-духовно совершаемой молитве, имелся опытно-знающий включительно и зрительную духовную молитву, учитель старец, который бы от своих опытов мог свободно и безбедно проводить ум и душу во всех искушениях. Искусный-опытный знает; какия искушении и в какое время могут посещать спасающегося, и он всякое искушение предупредит наставлением, и укажет как и что делать следует ему, дабы избегнуть неправомыслия. Опытный может пояснить: как распознать диавольские хитрости, когда он подходит под видом добра с правой стороны. Но горе! и горе! Увы! и Увы... Делатели сего великаго делания не имеют желания и времени да бы в нем достойно упражняться, умом, словом и сердцем, а кто желает делати сие величайшее Христианское православное мышление, во всю свою жизнь, тот не знает, как и приступити к нему, или же приступает и делает, но делает лишь чувственно, упражняясь в уме плотском, живет собственной деятельностью от воли своея, а думает о себе, что он проводит жизнь истинно-духовную, не ведая и того, что человек истинно-духовную жизнь проводить начинает лишь по приятии великия милости Божией по всецело-преданности в волю Божию, и когда сию волю Божию познает истинно. До всецелой преданности в волю Божию, каковая получается по очищении ума от помрачения, а душой от страстей, человек живет мудростию – знаниями ума плотского, а не духовно еще. Хотя бы он знал всю теорию Христианского Богословия и был великим в очах человек. Таковой нередко запутывается в сетях прельщения ума плотского, а что хуже, то он истинных носителей разума духовнаго, считает неправомыслящими, себя же усматривает в истине. В таковом положении оказываются и молящиеся по молитвеннику, они делателей истины и разума считают прелестными, и невеждами, сами суще и прильщены и невежды, а в своих злых мудрованиях стоят твердо, а шествие их не ко спасению, а от спасения. Св.о.о., делатели сего великаго делания, о сем пишут много.
Но их писания о молитве Иисусовой начинаются созерцательностью от делания умно-сердечныя, самодвижныя, [стр.11] редкие же из них по умно-сердечной деятельной с мечтательными искушениями, но они пишут кратко и прикровенно и это вот почему: по исполнении воли Божией всецело человек действует молитву уже духовную, а до сего молитва умно-сердечная деятельная, каковую некоторые принимают за духовную, и горько ошибаются.
Духовная молитва то же, что вино новое реченное во Евангелии веселящее сердце.
Получается: еще не законченной плотского ума делания может быть принятое за духовное, что являет прельщения и горе. Когда св.о.о. писали о Иисусовой молитве, тогда делателей опытно-знающих молитву было не мало, не было нужды тщательно описывать о ней, о ея начале, да в силу веры их они в этом сильно не нуждались. Писанное св.о.о. читать может всякий, а пользы может не быть, только подготовленными, в виду сего они писали и кратко и прикровенно.
Подготовленный и в кратком и в прикровенном нужное прочтет, а не подготовленный не погрешит, таким образом, (против?– ред.) разума духовнаго. Делателей сего делания опытный в настоящее время Увы! и Увы... Всякий возжелавший и начавший творити молитву в ея еще начале сомневается в правоте и всея всяко и всегда разнообразной полезности усматривает безполезность, безуспешность, а иногда и вред.
Потрудившись немного и не усматривая в себе ему желанных плодов и совершенств, он оставляет сие, священное делание, а иногда даже хулит его. Так сие великое делание из деланий остается не деланным, а вместе с ним приходит во изгнание и разум Неба, явленный на земле Христом «возсия мирови свет разума»... и пение Господу разумное оставляется, истина возвращается в Небесная. По престатии пения разумнаго, небеснаго на земле, человечество все мирно снова погрузится в ту тьму ума, в которой оно было до пришествия Христова и заслуги Христа от человечества удалятся. И никто уже не сможет тогда волю Божию исполнить вполне. После того как Бог славился разумно, и разум отойдет в [стр.12] небесная, тогда люди будут славить Бога, но славить будут только языком - язычно, а язычному славлению Бога как истинному, а с сомнениями долго не продержаться, сие последнее без разума, сердца не возжигает, а угашает. Так в бедности моего немоществования, плача и сетуя много, но имея всякое желание да бы Бог славился разумно, и слава сия Богу на земле всячески продолжалась, делатели же уготовляющая свои сердца в жилище Богу, на разумное с ним жительство не уменьшались в численности, а увеличивались, не дерзая на свои силы, а лишь надеясь на Всемогущую силу Господа моего, отложив всякое личное мудрование не имеющее подтверждения в Богодухновенных писаниях – Священном или в творениях св.о.о. опытом изведавших жизнь покаяния, всяко имех возжелах, да бы все хотящий прославити Бога истинно-разумно, шествуя по стопам Господа и сие делати пожелали бы деланием молитвы Иисусовы, не как наставление, вы сами разумнее меня, а как братский совет от отовсюдной бедности мoей, как и сам в сем выше и ниже списанным имел великую нужду, нуждаясь буквально во всяком слове здесь помещенном в писанном, желал бы жаждущим и нуждающимся предложити: конечно не все, а лишь то, с чем приходится встречаться всякому делателю покаяния, сие же всеми проходимое, есть суть самое главное. Бывающее кроме описанного ниже и здесь и выше, второстепенно, и последствий гибели души с собою не приносит. Приими Господи свободное произволение к славе имени Твоего святаго, и вразумив на сие, помоги совершити во спасение душ жаждущих правды Твоея.
«Аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушения», т.е. в случае (если – ред.) ты пойдешь вслед за Господом и будешь исполнять Его Божественное учение, знай, «то тебя на этом пути встретят искушения». Плоть, мир и диавол твои враги, а не меньше их ты враг сам себе бываешь. Не исполняя отныне влечения воли своея, в спасительном, ты входишь на жительство не в мирное состояние, нет, а непрестанная борьба является уделом жизни твоея и так, «Аще приступаеши к деланию молитвы Иисусовы, уготовься не к мирному жительству, а [стр.13] к перенесению всевозможных скорбей, которые бывают от плоти, мира и диавола и от личного самолюбия, каковые действуют и из внутрь и от вне, конечно не все одновременно: их благодать Божия удерживает, а позволяет лишь столько огорчать спасающагося, сколько он может переносить, горце скорбя и страдая. Скорби спасающемуся, благодать попускает по мере крепости его ума и души, а не по ехидству диаволов. От такового водствования благодати человек получает: терпение, преданность в волю Божию: еже не унывати в последующих бранех, опыт: усерднее емлется молитва и получает искус-знание, и мудрость. Молись брат или сестра Господу, аще хощеши стяжати не престанное памятование о Боге, и непрестанно с Ним, подобно как с другом, лицом к лицу беседовати молитвенно, дабы Господь послал тебе наставника в сем делании, молитвою покаяния не прелестна, знающа опытом сие великое делание, испытана во всех бранех бывающих по причине выше упомянутых. Опытные наставники, зело редце, но благодатию Господней, еще сохраняются, еще существуют и до нашего времени, поищи опытного усердно, проси, у Бога со слезами дабы Он указал таковаго знающаго незаблудный путь покаяния. Но помни брате или сестра, что искать чудотворца на внешняя, ни како не следует, нет, а поищи его знающа истинно-духовную жизнь и духовную брань, имуще разум духовен, т.к. таковой ведает-прозрел в тайны царствия небеснаго, добродетельного жительства-внутрь нас Царствия Божия суща. Таковой всякое искушение пройде, и всякая лесть сатаны со всем, еже во власти диавола бе пред умными очами мужа сего духовного. Таковой всякую тяжесть сердечную, бывающую от страстей волнуемых диаволом знает, и помочь во всякой тяжести и скорби может, и из всякой тяжести, смущением рождаемой, извлечет, лишь только имей твердую веру таковому, веру по подобию Богу, т.к. он водствуется самим Богом. Аще такового Бог укажет тебе, обрящеши прилепись к нему всем сердцем твоим, и не дерзни когда либо изменити его, или преслушати его слова; имей его как самого Христа, и знай что св.о.о. о сем сказали так: «аще увидишь своего духовн. учителя-отца: спяща или лежаща, ядуща [стр.14] или пиюща, беседующа или ино что творяща, по твоему малодушию, не должен ты соблазнитися, т.к. он за его дела угоден бывает Богу и подобная ему не вредит». Строго знай что судия дел твоих он, а не ты его; ты имеешь в нем нужду, а не он в тебе. Он несет немощи твои и терпит твое своеволие, и ты бываешь ему в тягость, каковую он несет по любви к тебе. В нем пришедшем к истинно-духовному разуму, действует сам Бог, обитаяй в сердце его, а воля его всегда бывает угодна Богу, т.к. живет он волею Божиею. Он подобно св. Ап. устрояет дело спасения человеков. Не желаемое только принимай, храни и исполняй, как незаменимую ценность. Обличения и колкости принимай от него и всякое стеснительное воле твоей принимай с охотою, т.к. он сим врачует язвы души твоея и умерщвляя волю твою, воскрешает ум и душу твою от смерти греховной.
Таковый не прелестный он свой ум и душу воскресил от смерти греховной, за его доброе произволение, силой Божией. Таковой сердце свое очистил от страстей и от диаволов и уготова сердце свое чистое, на безисходное в нем Триединого Бога: «... К нему приидем и обитель у него сотворим, со Отцем и Духом» жительство. Он есть мудрец из мудрецов, философ изряден, хотя бы во внешнех науках не научен. Он Богослов истинный, Богословствуяй непрестанно, ибо он живет Богом и по Божии. Так указано св.о.о. с похвалою быть под руководством опытного, и не имети о себе печали не единыя, а лишь все исполняти указанное беспрекословно. Ты же руководитель и отец к мудрости и в мудрости духовной, провери первое себя самого и действительно яви: имеешь ли ты разум истинно духовный? Разум засвидетельствованный всесвидетельствами, в тайне Духом Святым, разум утвержденный всеутверждением от Бога, дабы тебе было можно с полным миром души своея в Боге и с Богом живущия, безбедно и с пользою научати чада духовныя, к тебе обращаюшияся водствуя их не заблудно по тернистому пути покаяния, к мудрости истинной Духа.
В случае (если – ред.) ты наставниче не имеешь истинна разума, а имеешь истинное ведение, бываемое по всецелой преданности [стр.15] в волю Божию, то и тогда можешь руководствовати чада по пути покаяния, а в делании мудрости истинно-духовной руководствуйся лишь сам себе, других же сем руководити устранися, т.к. не пришел еще в разум. Не имеяй ни ведения истинна, ни тем больше разума сущих Божия, руководити других не может и премного опасно. Ибо шествующий в покаянии еще не достиг спасения. Сам в пути, в неизвестности, и нередко извращает истину на ложь, а ложь именует истиною. Таковый не имеяй истиннаго знания, руководити не может, хотя бы по внешности он был богослов - образован: он сам всегда находится под влиянием владычественной страсти, он сам в страстях: как же может он страстей избавляти? Таковый не разумеющий истины не пользу дает человеку-ученику, а и великое препятствие творит ему. Таковые считают себя достойными руководителями, а бывают на погибель и препону спасающимся.
Что хуже, то таковые действительных учителей истины Божия, считают прелестными, отвлекают от опытных и разумеющих, будучи сами прельщены всякою страстию, не вышедшими из прельщений прелестию греха. Брат или сестра! в случаи поисков, много и много умоляя Бога даровати тебе такового не обрящеши и не получиши сего: таковы зело редцы; поиска всяко, сюду и сюду, семо и семо, и никого не обрящеши, не отчаивайся «не возможная человеком, возможна суть Богу». Делай согласно указанного, помогающему Богу, положив твердое намерение, ни како ни отступати от избранного пути делания молитвы, твердо веруя, что Господь близ призывающих Его. Господь тебя вразумил о делании сем, тем свидетельствовал твое к сему деланию призвание. Оно Богу угодно. Он Сам помогает и поможет положить начало. Он же помогает и всякий раз произносити молитву, и всякое слово молитвы по отдельности, бывает произносимо с Его помощью. Он во все время делания молитвы, Ему угодно будет с тобою, Он всегда будет смотреть на тебя, тебя поддержит Он всюду и всяко Своею благодатию, действующей в молитве. Он благодатию Своею поддержит тебя, научит тебя, вразумит тебя, и милуя и бичуя-милуя. Он [стр.16] накажет тебя, проявляя Свою Отеческую любовь к тебе. Он будет бить тебя, но одновременно принимает как сына, дабы ты был искусным и любимым у Него. Он будет смотреть на тебя: как любишь Его, свидетельствуя любовь твою к Нему памятованием о Нем молитвенно? Он по мере твоего принуждения себя к деланию молитвы, и ко внимательному в ней пребыванию ума и участливому отношению сердца, всяко будет помогать тебе усваивать ее, возбуждая от греховности Своею Благодатию. Хотя бы сие делание сопрягается с трудностями к усвоению тобою сыновней покорности Богу, и сонаследию, в разуме Христу, ты же от сего не унывай, и до бездействий или отчаяний не доходи, молитву не оставляй и Господь поможет, скорбь минует, а последующее появление так же молитвою встречай, и борись с искушениями, не своею силою, а исключительно молитвою. Если усмотришь бесполезность в делании молитвы, всяко отвергни твое такое узрение, ибо: молитва без плода и без пользы никогда не бывает, а тобою усмотренная безплодность, есть не что иное, как твое незнание о плоде молитвы, в это время устрояемое благодатию, т.е. человек не понимает в чем состоит плод молитвы делания. Молитвою действуется и всякая другая добродетель, а по сему-то бывает не понятно человеку. Дело человека состоит в том, чтобы молитву никогда не оставлять, и по мере сил молитве внимать, да нудить себя к молитве, а что кроме сего, то возложив упование на Бога ожидай милости покорствуя Его воле. Господь же Своею благодатию действующей в молитве, по мере старания молящегося. В делании молитвы, дает частость молитвы и большее памятование о Боге возлюбленном человеком. Ум человека будет усиливать внимание, что составляет плод молитвы, а со вниманием человек усматривает большее количество из сердца появляющагося зла диаволом от страстей, и не внимая греховному, посекает злобу, - что составляет брань. Злоба появляется в помыслах, увидишь из ниже описанного, и в желаниях, а ум представляет желание спасения, и вместо упражнения в помыслах, им не внимать, а внимать молитве, обезсиливая страсти и ненавидя диавола.
Человек кающийся об этом не знает, это устраивается [стр.17] благодатию Божией, и в тайне от человека, т.к. человек бывает очень падок на самомнения. Человеку думается, что он стоит на месте или делается хуже, он вновь молится, и вновь отходит с кажущимися неуспехами в сердце, т.к. молитвою помыслы отгоняются, а благодаря сему, их бывает обнаруживаемо умом и еще больше, и человек в таковой брани смиряется и научается преданности в волю Божию, что и нужно. Все спасительное благодать устраивает человеку за его доброе произволение ко спасению, за его принуждение себя к молитве, и по мере принуждений, бывает успех в молитве со вниманием и вообще в спасительном. Сие делание великое, оно являет совершением слов Христа: «Кто не родится свыше, тот не может быти Его учеником», т.е. оно является перерождение всего человека благодатию. Человек должен ни в коем случае не оставлять молитву, зная то диавол всемерно боится внимательной молитвы – умного делания, т.к. оно пред умом откроет все хитрости диавола, действующего тайно в сердце. Человек держится молитвы и имя Христова не отпускает от себя, больше, и больше бывает с Ним, и находит, что без сего жити невозможно, т.к. помыслы, всегда бы овладевая умом, уводили его в свое страстное. Гордитися человеку нечем: что является успехом в нем, то устраивает благодать, и оно не духовное совершение, а лишь очищение ума от помрачения, а души от страстей и научение брани; но человек не понимая, стремится всегда к возношению себя, не считаясь с тем, что ум обнимается тьмою неведения. Так и ты, брат или сестра, все это приими во внимание, приступай к сему священному, могущему освятити и просветити человека деланию, начен от его начала и определи делати молитвы делание, во всю твою жизнь, хотя бы тебе будет казаться трудно труден путь подвижничества, но сладок рай, и прекрасен Жених душе Христос Господь - Истина, - а путь и делание молитвы за Ним и к Нему Всесвятейшему Невесто-водителю душ во яже Божественная. Запомни брат или сестра, что во встречающихся искушениях, как великими они будут, и сколько ужасными могут казаться, не отчаявайся, а в случаи сможешь, что и не унывай, а вместо уныния и другого могущаго печалити душу всегда [стр.18] внимай читаемой молитве. Молитва именуется - «жезл» опершись и опираясь па таковой, человек не разбивается, а когда уклонится: в помыслы или желаниях, снах, или в чем обыденном, окружающем человека, но вспомянув о молитве, берется за молитву и умиротворяется в себе, бывает примирен с благодатию и вновь совершает шествие в предняя. Св.о.о. молитву, включая и Иисусову, называют: «Матерью добродетелей», следовательно – сколько в успехе она, столько в успехе и другие добродетели. Молитвою и молитва, подобно матери питающей детей, питает все добродетели, а по сему-то: делание молитвы является целой спасительной жизнью, доводящей ум и душу до разума сущих Божия премудростию. Когда молитва приемлет действие Духом Святым, тогда и все добродетели бывают движимы Духом Святым, чему научитися да потрудимся. Делая молитву, человек по мере делания памятует о Боге, памятование о Боге является свидетельством любви к Богу. Делая молитву человек всегда кается во грехах своих, сознавая себя грешником; делая молитву, человек борется со злобою именем Божиим, а не своею ничтожною силою, доказывая свою немощь и прославляя Божия могущества. Молитва открывает человеку его духовное око ума, показует человеку согрешения его, воспринятое им в сердце, и показует немощи, дабы человеку смирятися.
Человек познает немощь свою, и безсилие свое в борьбе со злобою, усерднее умом держится молитвы, и предается в волю Божию, и вновь и вновь, молитвенными воззваниями призывает Бога, на отмщения соперника его диавола, человек памятует о смерти, т.к. борьба со грехом неразлучна с памятованием смерти, «смерть есть грех», а от греха человек памятию переходит к смерти пологающей тело во гроб. Молитвою человек научается мужеству, видя, что молитва побеждает грех.
И великодушно в перенесении скорбей научит она, вразумив и уяснив, что скорбь и искушения, являются причиной знаний и спасения. И всякая другая добродетель спеется с молитвою даже включая и любовь. Св.о.о. делатели сего великаго делания, созерцатели истинныя, тайн Божиих, со утверждением прорекли о молитве: «Жезл» и добавили: «Кто [стр.19] обопрется на жезл-молитву, тот не упадет, а если и упадет, не разобьется, встанет и дальше ей пойдет».
Так святые все засвидетельствовали о сем, ибо сатана ищет всячески привести душу в смущение, а человек умом внимая молитве, остается спокоен, т.к. внимая молитве, он совершает победу и успех; в своих трудах, мирствует идет дальше, двигаясь молитвою в молитве, что и моей бедности, при всевозможно моей немощи и неразумии испытати на себе пришлось множае многаю.

   
СОДЕРЖАНИЕ
ВПЕРЕД
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru