Примечания к 5 главе: "На горах Кавказа"

 

1 Своим названием книга обязана письму священника Павла Флоренского И. П. Щербову от 13 мая 1913 года, где Флоренский называет имяславие «древней священной тайной Церкви». См.: Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Т. 3 (1). М, 1999. С. 297.

2 Мы, например, не сочли возможным рассматривать все сочинения, написанные иеросхимонахом Антонием (Булатовичем) и С. В. Троицким, ограничившись обзором лишь основных трудов обоих авторов. Из сочинений А. Лосева и священника Павла Флоренского нами рассмотрены только те, которые непосредственно касаются вопроса об имени Божием.

3 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 570.

4Кравецкий А. Г. К истории почитания Имени Божия. — Богословские труды № 33.

М, 1997. С. 155. Ср.: Слесинский Роберт, священник. Начало своеобразной философии языка: имеславие и имеборчество. —· Путь православия. М., 1994. С. 73 («Окончательной редакции афонской смуты пока нет, и этой работе только предстоит состояться. Имяславие, как доктрина, никогда не получало надлежащего освещения в православных кругах»).

5 Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви. Мысли благоговейного христианина о Церкви или обществе верующих, о храме, о Литургии и о православном богослужении вообще. Из дневника кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. Часть 3. СПб., 1894. С. 18.

1 См.: Забытые страницы русского имяславия. Сборник документов и публикаций по афонским событиям 1910—1913 гг. и движению имяславия в 1910—1918гг. М., 2001. С. 506.

2 Основные биографические сведения содержатся в архивном деле «О жизни и деятельности имябожника схимонаха Илариона», хранящемся в Государственном Архиве Ставропольского края (ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089). Дело состоит из различных документов, в том числе донесений епархиальных миссионеров, посещавших схимонаха Илариона в 1914—1916 годах, рапортов архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафангела, епископа Александровского Михаила, игумений Сентинского монастыря Раисы, а также прошений самого схимонаха Илариона, адресованных церковным властям. Наиболее интересные документы из этого дела публикуются в приложении к настоящей книге.

3 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30.

4 Краткий очерк жизни старца Илариона и истории имяславия в России. Послесловие к кн.: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Изд. 4-е. СПб., 1998. С. 901—902.

5 Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, 1845—1913) причислен Архиерейским Собором 2000 года к лику святых для общенародного почитания.

6  Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь был основан афонскими монахами в 1875 году.

7 Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. С. 58. То же в кн.: Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 280—281.

8 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. второе. Баталпашинск, 1910. С. 7—10. Здесь и далее цитаты из книги «На горах Кавказа» приводятся по второму изданию.

9 Там же. С. 40—41.

10 Краткий очерк жизни старца Илариона. С. 902. Ср.: Ильинская А. Тайна старца Феодосия. М., 1997. С. 50—52. Монастырь просуществовал до 1929 года, когда был ликвидирован большевиками.

11 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 30.

12 Согласно тому же свидетельству, Феопемпт закончил жизнь трагически: в годы гражданской войны на него напали разбойники (возможно, большевики) и распяли его, привязав правые руку и ногу по одной стороне тропинки, а левые — по другой. См.: Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... М., 1998. С. 10.

13 Упомянут в письме схимонаха Илариона настоятелю Зосимовой пустыни архимандриту Герману. См.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. СПб., 1998. С. 931.

14 Упомянут в письме Новоселова Флоренскому. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 83—84.

15 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. ЗОоб.

16 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. ЗОоб., 31, 35об., 36 и др.

17 РГИА. Ф. 797. Оп. 77. Д. 217. Л. 6. Цит. по: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 254—255.

18 Опубликован в приложении к: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 934—937.

19 Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 931.

20 Там же. С. 933.

21 Там же. С. 932.

22 Там же. С. 931.

23 О последних годах жизни схимонаха Илариона речь пойдет в Главе X.

24 История Афонской смуты. Вып. I. Пг., 1917. С. 12.

25 По свидетельству старца Варсонофия, сподвижник о. Илариона монах Венедикт обратился к нему с просьбой о содействии в издании книги. «Не имея средств достаточных для этого предприятия, — пишет о. Варсонофий, — я направил его к Великой Княгине Елизавете Федоровне, которая и доставила ему возможность издать эту прекрасную книгу». См.: Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. С. 281; Материалы к спору о почитании Имени Божия. Вып. I. M., 1913. С. 204—205.

26 Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовное наследие. С. 281. То же в кн.: Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. С. 58.

27 Взыскующие града. Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Сост. В. И. Кейдан. М., 1997. С. 551.

28  Это высказывание архиепископа Антония, относящееся к январю 1913 года, приведено в статье: Беспорядки на Афоне. — Русское слово, 25.01.1913 (№ 21).

29 Флоренский Павел, священник. Сочинения в четырех томах. Том 3 (1). М., 1999. С. 297.

30 Переписка с отшельником Иларионом, автором книги «На горах Кавказа». — Ревнитель № 3. Воронеж, 1915. Цит. по: Начала № 1—4, 1995. С. 188—189.

31 Булгаков С. Афонское дело. — Русская мысль 34, 1913. С. 44.

32  Лосев А.  Ф. О книге «На горах Кавказа».— Начала №  1—4,  1995. С. 236—240. Вопрос о связи между имяславским учением об имени Божием и платоновской теорией идей будет затронут нами ниже. Что же касается более общего вопроса о связи между неоплатонической и христианской мистикой, то его исследование выходит за рамки настоящей книги. Отметим лишь, что мнение о неоплатонических корнях восточно-христианской мистики было широко распространено в научной литературе на протяжении всего XX столетия, и лишь в наши дни происходит его постепенный пересмотр.

33 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 2-е. С. 9—10.

34 Там же. С. 53—54.

35  Там же. С. 57.

36 Там же. С. 57—58.

37 Евагрий. О различных лукавых помыслах 39.

38 Учение Евагрия о естественном свете ума было изложено нами в Главе III.

39 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 52.

40 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 35. Ср.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим 50 (Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. второе. Т. 5. М., 1900. С. 374). И. Озэрр приводит отрывок из сочинения Патриарха Константинопольского Каллиста «Дар благодатен», в котором описывается молитва в состоянии экстаза: в этом состоянии молящийся способен только непрестанно произносить «Иисусе мой! Иисусе мой!». См.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 301—302.

41 Пс. 15:8.

42 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 55. 43Ср.:Пс. 50:12—13.

44 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 36.

45 Там же. С. 48-49.

46 Там же. С. 54.

47 Там же. С. 62—63.

48 Евагрий-монах. О молитве 11; 35; 70.

49 Иоанн Синайский. Лествица, гл. 28.

50 Исихий Синайский. О трезвении и молитве 121.

51  Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 243—244. Эту тему продолжит в своих «Очерках античного символизма и мифологии» А. Ф. Лосев.

52 Там же. С. 235.

53 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 48.

54 Там же. С. 32.

55 См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123.

56 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 13.

57 Там же. С. 21.

58 2 Пет. 1:3.

59 Ин. 14:23.

60  1 Кор. 3:6.

61 2 Кор. 6:16.

62 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 21. Ср.: 1 Кор. 6:17.

63 Там же. С. 33.

64 См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 47—50.

65 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 11.

66 Ин. 15:4.

67 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 26.

68 Там же. С. 52.

69  1 Ин. 5:8.

70 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 16.

71  Там же. С. 118.

72 Там же. С. 119.

73 Ср.: Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово («Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода <...> Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же <...> наполнило вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца»). Подробнее о «Слове» Димитрия Ростовского мы говорили в Главе IV.

74 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 17—18.

75 Там же. С. 51.

76 Там же. С. 20. Ср.: Гал. 2:20.

77 Там же. С. 125.

78  Об этом будет подробнее сказано в Главе VII настоящей книги.

79  Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2-е. Т. 3. СПб., 1893. С. 100—101.

80  Флоренский Павел, священник. Философия культа. — Богословские труды № 17. М., 1977.

81 Мф. 16:17—18.

82 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 115—116.

83 Там же. С. 14.

84  Кол. 11:19.

85  1 Кор. 6:17.

86 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12—13.

87 Там же. С. 59.

88 Там же. С. 42.

89 См. цитату в Главе IV.

90 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 58.

91  2 Пет. 1:4.

92 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 62.

93 Мал. 4:2.

94 Ин. 1:4.

95 Цит. по: Летопись Серафиме-Дивеевского монастыря. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903. С. 126.

96 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12. 97 Там же. С. 16.

98 Там же. С. 134.

99 Там же. С. 14.

100 Там же.

101 Там же. С. 65.

102 Там же. С. 58. 103 Там же. С. 202.

104 Там же. С. 164—165.

105 Аллюзия на песнопение вечерни «Свете тихий». 106 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 23.

107 Исаак Сирин, преподобный. Главы о знании IV, 51—52. Цит. по: Преподобный Исаак Сирин. О знании (избранные главы). Церковь и время № 4(13), 2000. С. 322.

108 Ср.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911. С. 220.

109 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 163.

110 Там же. С. 170.

111  Там же. С. 163.

112 ЗЦар. 19:10.

113 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 167. Цитата из преп. Исаака Сирина — см.: Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 180.

114 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 171.

115 Там же. С. 180—181.

116 Булгаков С. Афонское дело. С. 44.

117 Рим. 1:20.

118 Цар. 9:12. 119 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 4—6.

120 Там же. С. 207—208.

121 Там же. С. 150.

122 Там же. С. 141—142.

123 Там же. С. 39.

124 Ср.: Исх. 24:25; 29:43; 40:34; 3 Цар. 8:10 и др.

125 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 143. Ср.: Пс. 18:1—3.

126 Там же. С. 148. Весь этот рассказ благоразумно опущен в 4-м издании книги «На горах Кавказа» (СПб., 1998).

127 См.: Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое «На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 16—17.

128 Игнатий Богоносец. Послание к Римлянам, гл. 5.

29 Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. С. 206.

130 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 146.

131 Там же. С. 144—145.

132 Пс. 10:1—2.

133 Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 151.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с..291-341

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru