Примечания ко 2 главе: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ ПАТРИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ ИМЕНАХ БОЖИИХ

1 Подробнее о богословии имени у Игнатия и Иринея см. в: Hausherr I. The Name of Jesus. The Names of Jesus Used by Early Christians. The Development of the 'Jesus Prayer'. Cistercian Studies 44. Kalamazoo, Michigan, 1978. P. 12—20.

2 Фил. 2:9—11.

3 Ерм. Пастырь. Книга 3: Подобия 9, 14 (Цит. по: Ранние Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 239—240).

4 Там же. Подобия 9, 28 (С. 246—247).

5 См.: Andia Y. de. Jesus, Seigneur et Christ. Trinite et Christologie chez Irenee de Lyon et Basile de Cesaree. — Paper at the International Encounter of Patrologists of East and West on the Theme 'Christ according to Greek and Latin Fathers of the First Millenium in Europe' (Vienna, 7—10.06.2001).

6 Иустин. 2-я Апология 6 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. Пер. прот. П. Преображенского. М, 1892. С. ПО—111).

7 Ис. 44:6.

8 Иустин. Увещание к эллинам 20—21 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 425—426).

9 См.:Числ. 13:17.

10 Об имени …. в составе собственных имен см.: Лебедев Виталий, протоиерей. Библейские собственные имена в их религиозно-историческом значении. Пг, 1916. С. 113—115.

11 Греч, σωτηρία Κυρίου. См.: Филон Апександрийский. О перемене имен 121 (Les oeuvres de Philon d'Alexandrie 18: De mutatione nominum. Introduction, traduction et notes par R. Arnaldez. Paris, 1964. P. 86). Трактат Филона «О перемене имен», представляющий собой развернутое мистико-аллегорическое толкование на Быт. 17:1—6 и 17:15—22, является первой попыткой перенесения библейского богосло-пия имени на греческую почву. Интерпретация Филона оказала влияние на последующих христианских толкователей Библии, в частности, на Иустина и Оригена.

12 Исх. 23:20—21.

13 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 75 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 255—256).

14 Там же 113 (С. 313—314).

15 Исх. 17:9—13.

16 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 90 (С. 282—283). Смысл этих слов Иустина, как кажется, следующий: амаликитяне были побеждаемы не молитвой Моисея или кого-либо из стоявших рядом с ним, а силой креста Христова, изображаемого простертыми руками Моисея, и имени Иисуса, бывшего «во главе битвы».

17 Аллюзия на Фил. 2:10.

18 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 111 (С. 310). Ср.: Там же 91 (С. 284).

19 Там же 131 (С. 343—344).

20 См.: 1Цар. 6:7—14.

21 См.: Ис. Нав. 10:12—13.

22 В Синодальном переводе: «на поле Иисуса Весфамитянина»; в Септуагинте: «на поле Осии, которое было в Весфамифе».

23 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 132 (С. 344—345). 24См.:Агг. 1:1.

25 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 115 (С. 316—317).

26 Там же 85 (С. 272).

27 Ср.: Пс. 71:17.

28 Ср.: Втор. 4:19.

29 Пс. 71:17.

30 Зах. 6:12. В Синодальном переводе: «имя Ему Отрасль».

31 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 121 (С. 327).

32 Там же 39 (С. 194). Ср.: 1 Кор. 12:7—9.

33 Мал. 1:10—12.

34 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 116—117 (С. 319—320).

35 Иустин. 1-я Апология 61 (Цит. по: Сочинения святого Иустина философа и мученика. С. 92).

36 Там же 61 (С. 93).

37 Ориген. Беседы на Книгу Иисуса Навина 1, 1 (PG 12, 825 А—827 А).

38Тамже1,3(РG12,828А).

39Песн. 1:2.

40Ориген. Беседы на Песнь Песней 1, 4 (PG 13, 41 D—42 А).

41 Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем 117 (С. 320—321).

42Ориген. Увещание к мученичеству 46 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III ве-ка. Антология. Т. II. М, 1996. С. 63).

43 Ориген. Против Цельса 1,24 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книги 1—4. М., 1996. Пер. Л. Писарева. С. 48—49); 5, 12 (Цит. по: Ориген. Против Цельса. Книга 5. Пер. А. Фокина. — Богословский сборник Свято-Тихоновского православного богословского института. Вып. VII. М., 2001).

44 Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63). Возможно, здесь аллюзия на Деян. 18:15.

45 Рассмотрение и систематизация взглядов античных философов на природу имен выходят за рамки нашей работы. Некоторые ученые труды на данную тему упомянуты нами в Библиографии.

46 Мы пользуемся классификацией Лосева в его примечаниях к диалогам Платона. См.: Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1990. С. 827.

47 Платон. Кратил 384d.

48 Платон. Кратил 435d.

49 Платон. Кратил 438с.

50 Платон. Кратил 390d-e.

51 Платон. Кратил 389а-е; 390е—391е.

52 Платон. Кратил 397Ь-с.

53 Ориген ссылается также на мнение стоиков о зависимости имен от природы вещей и мнение Эпикура о соответствии имен природе вещей: Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49).

54 Платон. Кратил 437a-d.

55 Платон. Кратил 439Ь. Подробнее о платоновской теории имен см. в: BietenhardH. Όνομα — Theological Dictionary of the New Testament. Ed. by G. Kittel. Transl. by G. W. Bromiley. Vol. III. Michigan, 1968. P. 246—247; Ueberweg F. Grundriss der Geschicht der Philosophic. Berlin, 1926. S. 256ff.; Wilamowitz-MoellendorffU. von. Platon. Berlin, 1920. S. 287—295. Суммарное изложение платоновской теории имен содержится в «Учебнике платоновской философии» Альбина: «Платон исследует, от природы имена или по установлению. По его мнению, правильные имена устанавливаются, но не как попало, а в соответствии с природою вещи, поскольку правильно наименовать — значит дать имя, согласное с природою вещи. Одного какого попало наложения имен для правильности недостаточно, равно как одной природы и простого возгласа; необходимо сочетание того и другого, при котором любое имя налагается в силу его соответствия природе вещи. При случайном наложении у имени, конечно, не будет правильного значения, например, если назвать человека лошадью <...> Дать правильное или неправильное имя нельзя путем случайного наложения, но только благодаря природному соответствию между именем и вещью. Поэтому тот именедатель лучше

других, кто в имени выражает природу вещи: имя не случайный придаток вещи, оно — инструмент, согласованный с ее природой. С его помощью мы объясняем друг другу предметы и различаем их. Поэтому имя есть инструмент обучения и различения сущности каждой вещи» (Цит. по: Платон. Диалоги. М, 1986. С. 444— 445).

56Аристотель. Об истолковании 16а 20—30. Отметим, что Аммоний в толковании на данное место аристотелевского трактата (Ammonius. In Aristotelis De Interpretatione commentarius 34, 10—36,21. Ed. A. Bousse. Berlin, 1897 = Ammonius. On Aristotle On Interpretation 1—8. Translated by D. Blank. Towbridge, 1996. P. 43— 45) сближает учение Аристотеля с учением Сократа в платоновском «Кратиле» путем установления двойного смысла терминов φύσει и θέσει. Согласно Аммонию, термин φύσει употребляется Кратилом в том смысле, что имена являются продуктами природы, тогда как по другому толкованию этот же термин означает, что имена соответствуют природе именуемых предметов. Точно так же термин θέσει интерпретировался Гермогеном в том смысле, что любой человек может назвать любую вещь любым именем, тогда как другие понимают этот термин в том смысле, что значение имени известно только тому, кто дает имя предмету. Ср. также: Прокл. Толкование на «Кратил» Платона 7, 18 (четыре значения термина φύσει).

57 Ориген. Против Целься 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 119—120).

58 Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51); 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 120). Ср.: Увещание к мученичеству 46 (С. 63).

59 Ориген. Против Цельса 1, 25 (С. 51).

60 См.: Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 110.

61 Ориген. Против Цельса 1, 25 (Пер. Л. Писарева. С. 51).

62 Ориген. Против Цельса 5, 12 (Пер. А. Фокина. С. 121—122).

63 Ориген. Увещание к мученичеству 46 (С. 63).

64 Ориген. Против Цельса 1, 24 (Пер. Л. Писарева. С. 49—50).

65 Там же (С. 50).

66 Быт. 17:5.

67 Мр. 3:16;Ин. 1:42. 68Деян. 13:9. 69Исх. 3:14.

70 Ориген. О молитве 24 (Цит. по: Отцы и учители Церкви III века. Т. II. С. 89).

71 Там же (С. 89).

72 Там же (С. 90).

73 Там же (С. 90).

74Ср.: Платон. Кратил 390 dl-e4.

75 Евсевий Кесарийскгш. Евангельское приготовление 11,6, 1—5 (Цит. по: Евсе-ний Памфил. Евангельское приготовление. Книга XI. Пер. А. Ястребова. — Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VII. М., 2001. С. 152—154).

76 Там же 11, 6, 9 (С. 154—155).

77 Там же 11, 6, 27 (С. 158).

78 Евномий. Апология 18 (Цит. по: Basile de Cesaree. Centre Eunome. SC 305, 270).

79 См. его труд «Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и имябожни-ки», впервые напечатанный в «Прибавлениях к Церковным ведомостям» за 1913 год и затем вошедший в книгу «Об именах Божиих и имябожниках» (СПб., 1914). Далее мы ссылаемся на этот труд по изданию 1914 года.

80 Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 1.

81 Там же. С. 1—2.

82 Цит. по: Сократ. Церковная история 4, 7.

83 Цит. по: Григорий Нисский. Против Евномия 11 (PG 45, 877 D—880 А = Творения св. Григория Нисского. М, 1864. Ч. 6. С. 231).

84 Василий Великий. Против Евномия 2, 4 (Цит. по: Basile de Cesaree. Contre Eunome. SC 305, 18—20).

85 Там же 2, 26 (SC 305, 110).

86 Hausherr I. The Name of Jesus. P. 29—30 (при составлении тезисов Озэрром учитывалась также 4-я книга «Против Евномия», принадлежащая предположительно не Василию Великому, а Дидиму Александрийскому).

87 Григорий Богослов. Слово 30, 17,1—10 (SC 250,260—262 = Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб.,б.г.Т. 1.С. 440).

88 Словопроизводство θεός от θέειν весьма распространено. См.: Платон. Кра-тил 397d; Феофил Александрийский. К Автолику 1, 4; Климент Александрийский. Строматы 4, 23 и др.

89 Григорий Богослов. Слово 30, 18, 1—18 (SC 250, 262—264 = Творения. Т. 1. С. 440).

90 Григорий Богослов. Слово 6, 12, 18—20 (SC 405, 152 = Творения. Т. 1. С. 153).

91 Григорий Богослов. Слово 28, 13, 1—34 (SC 250, 126—128 = Творения. Т. 1. С. 399-400).

92 Более подробно учение св. Григория Богослова об именах Божиих рассмотрено нами в книге: Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 (второе издание: СПб., 2001). С. 247—255.

93 Здесь и далее этот трактат цитируется по греческому тексту, изданному в PG 45, и по русскому переводу в: Творения св. Григория Нисского. Ч. 5 (Против Нвномия. Книги 1—4). М., 1863; Ч. 6 (Против Евномия. Книги 5—12). М., 1864.

94 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 В = Ч. 6. С. 328).

95 Там же (PG 45, 1001 CD = Ч. 6. С. 373).

96 Там же (PG 45, 1108 D = Ч. 6. С. 495).

97 Там же (PG 45, 1041 CD = Ч. 6. С. 419).

98 Там же (PG 45, 1005 С = Ч. 6. С. 377).

99 Там же (PG 45, 1045 С = Ч. 6. С. 423).

100 Там же (PG 45, 992 С = Ч. 6. С. 361—362).

101 Там же (PG 45, 1008 D—1009 В = Ч. 6. С. 380—381).

102 Там же (PG 45, 1005 ВС = Ч. 6. С. 377).

103 Пс. 146:4.

104 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 1053 D = Ч. 6. С. 432).

105 Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.

106 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 С = Ч. 6. С. 337). 107 Троицкий С. В. Об именах Божиих и имябожниках. С. 2.

108 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 969 D = Ч. 6. С. 336—337).

109 Там же (PG 45, 965 С = Ч. 6. С. 332).

110 Цит. по: Там же (PG 45, 964 С = Ч. 6. С. 329).

111 Евномий.

112 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 CD = Ч. 6. С. 329—330).

113 Там же 1 (PG 45, 461 В = Ч. 5. С. 256—257).

114 Там же 3 (PG 45, 601 ВС = Ч. 5. С. 415—416).

115 Суд. 13:18.

116 Григорий Нисский. Против Евномия 8 (PG 45, 769 В = Ч. 6. С. 103).

117 Евр. 11:6.

118 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 1108 ВС = Ч. 6. С. 494).

119 Василий Великий. Толкование на Псалом 32, 21 (PG 29, 249).

120 Григорий Нисский. Против Евномия 2 (PG 45, 473 А = Ч. 5. С. 271).

121 Там же 12 (PG 45, 1049 С—1052 В = Ч. 6. С. 427^29).

122 Пс. 60:4 (по LXX).

123 Григорий Нисский. Против Евномия 10 (PG 45, 832 А = Ч. 6. С. 175).

124 Там же 12 (PG 45, 960 ВС = Ч. 6. С. 324).

125 Там же 12 (PG 45, 1108 А = Ч. 6. С. 494; ср. также: 888 D = Ч. 6. С. 241; 960 С=Ч. 6. С. 324).

126 Там же 8 (PG 45, 772 А = Ч. 6. С. 104).

127 Там же 7 (PG 45, 764 А = Ч. 6. С. 94). Ср.: Исх. 3:14.

128 Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни Песней Соломона. Беседа 1 (PG 44, 781 С—784 А = Творения. Ч. 3. М., 1862. С. 32—33). О толковании Песн. 1:2 в патриотической традиции см. в: Фаст Геннадий, протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Красноярск, 2000. С. 217—222.

129 Григорий Нисский. Против Евномия 7 (PG 45, 760 D—761 А = Ч. 6. С. 91—92).

130 Там же 11 (PG 45, 877 D—880 А = Ч. 6. С. 231).

131 Там же (PG 45, 880 В—881 В = Ч. 6. С. 232—234).

132 Там же 12 (PG 45, 1045 D = Ч. 6. С. 424).

133 Сочинения Златоуста цитируются нами по переводу, выполненному Санкт-Петербургской духовной академией в конце XIX века.

134 Joannes Chrysostomus. De mutatione nominum (PG 51, 113—156) = Творения святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 3. СПб., 1897. С. 101—148.

135 Подробнее об этом сочинении Златоуста см. в: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 34—40.

136 Пс. 110:9.

137 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 110, гл. 7 (Цит. по: Творения. Т. 5. СПб., 1899. С. 309).

138 Ин. 1:12.

139Деян. 3:6.

140 Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 1, 3 (Творения. Т. 9. СПб., 1903. С. 492—493).

141 Пс. 112:1.

142 Пс. 112:2.

143 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 112, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 322—323).

144 Пс. 113:9.

145 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 113, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 331—332).

146 Пс. 51:11 (в Синодальном переводе: «Буду <...> уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими»).

147 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 51, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 672).

148 Пс. 98:3 (в Синодальном переводе: «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!»).

149 Исх. 3:13—14. 150Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 98, гл. 1 (Цит. по: Творения. Т. 5. С. 939).

151 Пс. 8:2 (в Синодальном переводе: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»).

152 Ис. 52:5 (в Синодальном переводе: «всякий день имя Мое бесславится»).

153 Мал. 1:11.

154 Мал. 1:11—12.

155 Ис. 11:9.

156 Иоанн Златоуст.

157 Иоанн Златоуст. 1901.С. 43).

158 Иоанн Златоуст. 1914. С. 425).

159 Иоанн Златоуст. 1900. С. 246).

160 Иоанн Златоуст.

161 Ин. 16:23.

162 Ин. 16:23. 163Деян. 4:29—31. 164 Ин. 16:24.

Беседа на Псалом 8, гл. 1—2 (Творения. Т. 5. С. 92—93). Беседы на Матфея-Евангелиста 4, 7 (Творения. Т. 7. СПб.,

Беседы на Евангелие от Иоанна 63, 3 (Творения. Т. 8. СПб., Толкование на пророка Исайю 62, 4 (Творения. Т. 6. СПб., Беседы на Евангелие от Иоанна 64, 2 (Творения. Т. 8. С. 431).

165 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 79, 1 (Творения. Т. 8. С, 529).

166 Кол. 3:17. 167Песн. 1:2. 1681 Кор. 12:3.

169 Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Колоссянам 9, 2 (Творения. Т. 11. СПб., 1905. С. 435-^36).

170 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 95, гл. 1 (Творения. Т. 5. С. 926)

171 Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна 81,2 (Творения. Т. 8. С. 544).

172 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 88, гл. 4 (Творения. Т. 5. С. 893).

173 Иоанн Златоуст. Беседа на Псалом 78, гл. 3 (Творения. Т. 5. С. 851). Ср.: Евр. 1:3.

174 Иоанн Златоуст. Письмо 225, к монаху Кесарию (Творения. Т. 3. С. 814).

175 Иоанн Златоуст. Слово о страдании Господа нашего Иисуса Христа (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 876).

176 Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам 8, 6 (Творения. Т. 9. С. 578—579).

177 1 Кор. 1:25.

178 Иоанн Златоуст. Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 4, 3 (Творения. Т. 10. СПб., 1904. С. 34—35).

179 Об этом тексте см., в частности: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 214—220.

180 О времени распространения молитвы Иисусовой речь пойдет в Главе III.

181 Иоанн Златоуст. Послание к монахам (PG 60, 753).

182 Подробнее об этом см. в: Louth A. Denys the Areopagite. London, 1989 P. 79—81.

183 Более подробное изложение темы имен Божиих у Ефрема см. в: Brock S. The Luminous Eye. Kalamazoo, Michigan, 1985. P. 60—66; Hausherr I. The Name of Jesus. P. 42—52.

184 Сир. rf ^oku.rt' буквально означает «бытие». В богословском языке употребляется в качестве эквивалента греч. ουσία (сущность), а также — иногда — для перевода греч. ΰπόστασις (ипостась, напр, в Евр. 1:3).

185 Гимн против ересей 53, 12 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen Contra Haereses. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 169. Scriptores syri 76. Louvain, 1957. S. 204).

186 Гимн о вере 44, 2—4 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. I lerausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 154. Scriptores syri 73. Louvain, 1955. S. 141).

187 Brock S. The Luminous Eye. P. 63.

188 Противопоставление «имени» и «ипостаси» (личности, реальности) — один из лейтмотивов богословия Ефрема.

189 Мемра о вере 4, 129 — 140 (Des heiligen Ephraem des Syrers Sermones De Fide. Herausgaben von E. Beck. Corpus Scriptorum Christianomm Orientalium 212. Scriptores syri 88. Louvain, 1961. S. 35).

190 Гимн о вере 44, 2 — 3 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 141). 191Там же.

192 См.: Brock S. Introduction. — St Ephrem the Syrian. Hymns on Paradise. New York, 1990. P. 45.

193 Гимн о вере 31,1-2 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide.

S. 105—106).

194 Гимн о вере 31, 6—7 (S. 106—107).

195 Brock S. The Luminous Eye. P. 66.

196 Гимн о вере 5, 17 (Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen De Fide. S. 22).

197Там же 5, 7(8. 18—19).

198 Главы о знании III, 1 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).

199 Исх. 6:3.

200 Сирийское ... является транскрипцией еврейского... («Господь всемогущий»), а сирийское... является транскрипцией еврейского («Я есмь Тот, Кто Я есмь»). Оба выражения в Пешитте (сирийском переводе Библии) оставлены без перевода.

201 Главы о знании IV, 3 (неопубликованные; цит. по рукописи Bodleian syr. e.7).

202 Исаак Сирин. Том 2. Беседа 11,2 (Цит. по: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Пер. с сирийского. М., 1998. С. 92).

203 Там же. Беседа 11, 4 (С. 92—94).

204 Там же. Беседа И, И (С. 94—95).

205 Там же. Беседа 5, 5 (С. 53).

206 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 2 (Пер. под ред. Г. М. Прохорова = Святые Отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000, С. 257).

207 Моисею.

208 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 3 (С. 257).

209 Там же 5 (С. 260).

210 См.: Louth A. Denys the Areopagite. P. 81—84. He случайно сочинение Иерофея, на которое ссылается Дионисий Ареопагит, называется «Первоосновами богословия».

211 Louth A. Denys the Areopagite. P. 84—85.

212 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 1 (Пер. под ред. Г. Прохорова = Отцы и учители Церкви V века. Антология. С. 261).

 213Там же 1, 1—2 (С. 261—262).

214 Там же 1,4 (С. 264).

215 Там же 1, 5 (С. 264—265).

216 Там же 1,6 (С. 265).

217Суд. 13:18.

218 Фил. 2:9.

219 Еф. 1:21.

220 Исх. 3:14.

221 Ин. 14:6.

222 Ин. 8:12.

223 Быт. 28:13.

224 Ин. 14:6.

225 Мф. 19:17.

226 Пс. 26:4.

227 Ис. 5:1.

228 Пс. 49:1.

229 Пс. 135:3.

230 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 1, 7—8 (С. 265—266).

231 Там же 1,8 (С. 266).

232 Там же 2, 1—3 (С. 267—268).

233 Там же 2, 8—9 (С. 271—272).

234 Там же 2, 10 (С. 273).

235 Разница между неоплатонической идеей божественных эманации и ареопа-гитской концепцией «исхождения» Бога вовне заключается, в частности, в том, что у неоплатоников (например, у Плотина) Единое представлено как чаша, переливающаяся через край, так что человеку достаются лишь некие капли божественного бытия, тогда как в понимании Ареопагита Бог, общаясь с человеком, отдает ему всего Себя во всей полноте.

236Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 11 (С. 273—274). 237Там же 3, 1 (С. 274).

238Там же 4, 11 (С. 283).

2391 Тим. 1:17.

240 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 5, 1—5.

241 Там же 5, 5 (С. 298).

242 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 34.

243 Флоровский Георгий, протоиерей. Восточные Отцы V—VIII веков. Париж, 1937. С. 103.

244 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 7, 3 (С. 304—305).

245 Там же 12,3 (С. 321)

246 Там же 12, 3—4 (С. 320—321).

247 Платон. Парменид 142а.

248 См. книгу 1, главы 9—12.

249 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1,16 (Цит. по: Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. С. 11—12).

250 учение иконопочитателей изложено нами на основании творений преподобных Иоанна Дамаскина и Феодора Студита, а также деяний VII Вселенского Собора. При подготовке настоящего раздела мы использовали, наряду с прочими источниками, материал, содержащийся в: Павленко Е. Имяславие и византийская теория образа. — Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института. Вып. VIII. М., 2001. С. 56—70. Богословский анализ учения иконопочитателей см. в: Шенборн К. Икона Христа. Богословские основы. Милан—М., 1999. С. 162—222.

251 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 9 (С. 7).

252 Там же 3, 16 (С. 100).

253 Там же 1, свидетельство 6 (С. 26).

254 Там же 1, 16 (С. 12).

255 Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 17 (Цит. по: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. С. 139—140).

256 Там же 1,11 (С. 127).

257 Там же 1,8 (С. 125).

258 Там же 1,9 (С. 125).

259 Седьмой Вселенский Собор. Деяние шестое. Том четвертый (Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Т. IV. Изд. 5-е. СПб., 1996. С. 540—541).

260 Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 1, 14 (С. 129).

261 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 3, свидетельство 27 (С. 132).

262 Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетии (Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 558—559).

263 Иоанн Дамаскин. Против порицающих святые иконы 1, 13 (С. 9—10).

264 цит по. Успенский Синодик в Неделю православия. Одесса, 1893. С. 6—7.

265 Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. С. 98.

266 Феодор Студит. Опровержение иконоборцев 2, 18 (С. 141).

267 Фил. 2:9—10.

268 Феодор Студит. В Навечерие светов (Творения преподобного Феодора Сту-дита в русском переводе. Т. 2. СПб., 1908. С. 99—100).

269 См.: Ориген. О началах 2, 6.

270 Григорий Богослов. Слово 30, 21, 13—14 (SC 250, 272 = Творения. Т. 1. С. 443).

271 Кирилл Александрийский. О правой вере, к Феодосию 28 (PG 76, 1173 ВС).

212 Кирилл Александрийский. О правой вере, к царицам 13 (PG 76, 1220 CD).

273 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 4, 6 (С. 203—205). Ср.: Афанасий Александрийский. Против Аполлинария. Книга вторая. О спасительном пришествии Христовом 1—2 (PG 26, 1133 В = Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903. С. 341).

274 О различных смыслах понятия «исихазм» см. в: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. В кн.: Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 562—565.

275 Подробнее об этом учении мы говорили в другом месте. См.: Иларион (Алфе-ев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. 2-е. СПб, 2001. С. 351—355.

276 Исх. 33:20.

277 Быт. 32:30; Исх. 33:11; Втор. 34:10.

278 1 Ин. 3:2.

279 См., напр.: Григорий Богослов. Слово 38, 7 (SC 358, 114—116). Подробнее об 1том см. в: Иларион (Алфеев), игумен. Жизнь и учение св. Григория Богослова. С. 239—247.

280 Василий Великий. Письмо 234.

281 Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 960 ВС).

282 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2,11

283 Григорий Палама. Триады III, 2,24—25 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 675—677 = Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М, 1995. С. 325—327).

284 Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 48 (PG 90, 1100 D).

285 Здесь Григорий Палама воспроизводит традиционное для восточно-христианской патристики различие между веком и временем: термин «век» (αιών) на па-тристическом языке всегда указывает на некий род (вид, уровень) тварного бытия, но вовсе не обязательно на некий временной промежуток.

286 Максим Исповедник. Главы умозрительные 1, 50 (PG 90, 1101 В).

287 Григорий Παιάνα. Триады III, 2, 7 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α. Σελ. 662—663 = Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 312—313; Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1998. С. 269).

288 Там же.

289 Григорий Палама. О боготворящем причастии (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 142 = Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).

290 Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Β'. Σελ. 340 = Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 269).

291 Ср.: Григорий Палама. Против Акиндина VI, 3 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ'. Σελ. 385).

292 Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. С. 295.

293 Там же.

194 Греч. текст напечатан в: Троицкий С. В. Афонская смута. — Прибавления к Церковным ведомостям № 20, 1913. С. 893 (там же и несколько вариантов перевода).

295 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 2, 3 (PG 3, 646 В); О таинственном богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др.

296 Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 1, 12 (PG 94, 848 В).

297 Григорий Палама. Триады II, 3, 37 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 570 = Григорий Палама. Триады в защиту священ-нобезмолвствующих. С. 224).

298 Григорий Палама. Против Акиндина 5, 17, 13—21 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Γ. Σελ. 337); 5,26, 3—27 (Ibid. Σελ. 370).

299 См.: Василий (Кривошеи»), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949—1022). Париж, 1980. С. 197—218; Иларион (Алфеев), игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. С. 378—391.

300 Ин. 1:18.

301 Ср.: Климент Александрийский. Строматы 5, 1; Григорий Нисский. Похвальное слово Стефану 1 (PG 46, 717 В); Василий Великий. Беседа на Псалом 48, 8 (PG 29, 449 С).

302 Ис. 40:31.

303 Григорий Палама. Триады II, 3, 31 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 565—566 = Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 218—219).

304 Суд. 13:13—18.

305 Григорий Палама. Триады II, 3, 4 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 413 = Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 62—63).

306 2 Кор. 12:2.

307 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 1, 54 (PG 90, 1104 А); Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1200В).

308 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1241 АС).

309 Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1, 1 (PG 3, 997 А) и др. 310'ГригорийПалама. Триады II, 3, 36—37 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα,

έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 570—571 = ГригорийПалама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 62—63). 311Иак. 1:17.

312 Григорий Богослов. Слово 40, 6, 18—19 (SC 358, 208).

313 Иоанн Златоуст. Письмо 1-е к Феодору (PG 47, 292).

314 Источник цитаты неизвестен.

315 Аналогически — в смысле сравнения, по аналогии, в переносном смысле (от греч. αναλογία — аналогия, сравнение); анагогически — в возводящем смысле (от αναγωγή — возведение, поднятие).

316 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов (PG 91, 1165 С).

317 Духовно возводящем.

318 Григорий Палаома. Триады II, 3, 20—23 {Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 557—558 = Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 209—211).

319 Дионисий Ареопагит. О божественных именах 11, 6 (PG 3, 956 А).

320 Там же 2, 11 (PG 3, 649 С).

321 Григорий Палама. Триады I, 3, 22—24 (Γρηγορίου του Παλαμά Συγγράμματα, έκδ. από Π. Χρήστου. Τόμος Α'. Σελ. 433—435 = Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. С. 83—85).

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 1. с.59-159.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 

 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru