Примечания к X главе: ПЕРЕЛОМ В ДЕЛЕ ИМЯСЛАВЦЕВ

1 В тот же вечер Государь и Государыня встречались с Г. Распутиным. См.: Дневники императора Николая П. М., 1991. С. 412. Как известно, Распутин не скрывал своего сочувствия имяславцам и мог во время встречи с августейшими особами поделиться соображениями по поводу "афонской миссии" архиепископа Никона. О возможной роли Распутина в деле имяславцев см.: Белецкий С. П. Воспоминания.- Архив русской революции. Берлин, 1923. С. 24-25; Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 494; Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 163-164.

2 П. Даманский занимал должность товарища обер-прокурора и исполнял обязанности обер-прокурора в отсутствие последнего.

3 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 58.

4 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 59.

5 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 69.

6 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 64об.

7 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 69об.

8 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 70.

9 Высочайший прием депутации от афонского монастыря. - Русский инок № 19-20, 1913. С. 1250.

10 Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 161-162.

11 Отметим, что незадолго до этого Государь принимал официальных представителей Андреевского скита на Афоне иеромонахов Питирима и Макария (см.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 158-158об). Иеромонах Питирим, тогда настоятель Андреевского подворья в Одессе (впоследствии катакомбный епископ Петр), сообщает об этой аудиенции в своей автобиографии: "Чтобы убедить Государя, в 1914 году 30 января меня назначили на аудиенцию объяснить неправду. 30 января я был принят Государем в Царском селе. Государь принял меня, все выслушал и назначил меня на завтрак, чтобы я объяснил и Государыне во время завтрака. Я объяснил Государю и Государыне. На завтраке были еще четыре княгини и наслед-

ник. Государь поблагодарил меня и остался доволен". Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 439.

12 Цит. по: Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с учением об Имени Божием. - Богословские труды № 33. М., 1997. С. 166-167. См. также послесловие к кн.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 915.

13 Об этом в 1916 году свидетельствовал схимонах Мартиниан в записке, поданной обер-прокурору Синода. См.: Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 166.

14 Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 447.

15 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 133.

16 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 254.

17 Так, в Синод приглашают "для келейного увещания подсудимых Афонских монахов" оптинских старцев архимандрита Агапита и иеромонаха Анатолия. Получив указ Калужской духовной консистории № 5221 от 18 марта 1914г., оба старца, однако, отказались приехать. См. послесловие к кн.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 915-916. См. также приложение к кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 221. Ср.: Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. С. 532.

18 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 152-154об.

19 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 167.

20 Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (не издан; запись от 26 февраля 1914 г.).

21 Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский (в миру Михаил Андреевич Парвицкий), родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Владимирской губернии в простой благочестивой семье. В 1855 г. окончил духовную семинарию и определен в Алтайскую духовную миссию рядовым сотрудником. 16 марта 1861 г. пострижен в монашество, 17 марта рукоположен в сан иеродиакона, 19 марта - в сан иеромонаха. Положил начало переводам священной и богослужебной литературы на алтайский язык; в 1869 г. совместно с Н. И. Ильминским подготовил к изданию грамматику алтайского языка. 29 июля 1871 года возведен в сан игумена. В 1875 г. стал помощником начальника Алтайской духовной миссии, а в 1883 г. назначен начальником миссии с возведением в сан епископа Бийского. В 1891 г. назначен епископом Томским и Барнаульским. 6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа. 25 ноября 1912 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. Вскоре после отречения Николая II от престола под угрозой заточения в Петропавловской крепости подал прошение об уходе на покой, после чего был лишен проживания в Троице-Сергиевой Лавре и выслан в Николо-Угрешский монастырь, где и скончался 19 февраля 1926 года на 91-м году жизни. См.: Сечина Н. Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), 1835-1926. В кн.: Макарий (Невский), митрополит Московский. Избранные слова, речи, беседы, поучения. М, 1996. С. 3-28. По многочисленным свидетельствам современников, митрополит Макарий отличался простотой нрава и святостью жизни. На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года причислен к лику святых для общероссийского почитания.

22 Суд над афонскими монахами. - Санкт-Петербургские ведомости, 11.04.1914 (№ 57).

23 Львов А. Что это значит? - Дым отечества, 27.02.1914 (№ 9).

24 См.: К суду над афонцами. - Дым отечества, 6.03.1914 (№ 10).

25 Что ожидает афонцев. - Дым отечества, 6.03.1914 (№ 10).

26 Там же.

27 Суд над имябожцами. - Московский листок, 11.04.1914 (№ 83).

28 Беседа митрополита Макария с имябожцами. - Биржевые ведомости, 17.04.1914 (№ 14 105).

29 Горбунов Д. Краткая история имяславских споров. С. 198.

30 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору по поводу афонского дела. - Начала № 1-4, 1995. С. 176-179.

31 В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление. - Вечернее время, 16.05.1914 (№ 739). Заявление подписали: иеросхимонах Антоний (Булатович), иеромонахи Сила (Ершов), Варахия (Троянов), Гиацинт (Еременко), Игнатий (Митюрин), схимонах Мартиниан (Белоконь, подписавшийся также за схимонаха Иринея Белоконь), монахи Ианнуарий (Гробовой), Дометни (Камяк), Петр (Петров), Феофил (Кузнецов), Манассия (Зенин).

32 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 170.

33 Имябожники и Синод. - День, 17.04.1914 (№ ЮЗ).

34 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 167.

35 Цит. по: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 167, 169. См. также: Зырянов П. Русские монастыри и монашество. С. 271; Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 167-168; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 187. Митрополит Киевский Флавиан принимал имяславцев в монастыри своей епархии без отречения от "ереси". В марте 1914 г. в прессе появились сообщения о якобы состоявшемся под председательством митрополита Флавиана церковном соборе, на котором были оправданы имяславцы. В частности, газета "Гроза" от 30.03.1914 (№ 622) сообщала: "Церковный собор, обсуждавший исповедание веры монахов-имя-славцев, силою увезенных с Афона, был созван Киевским митрополитом Флавианом в Киеве 17 сентября 1913г. под личным его председательством <...> На соборе этом было предъявлено исповедание имяславцев, совершенно тождественное с имяславчес-ким исповеданием, приведенным в прошении иеросхимонаха Антония Булатовича на имя синода по делу преследования имяславцев. Исповедание это подписано 55 афонскими иноками имяславцами и признано было собором основанным на учении Православной Церкви и соответствующим учению Святых Отцов. На этом основании афонским изгнанникам-имяславцам высокопреосвященный митрополит Флавиан разрешил пребывание в монастырях Киевской епархии и допустил их к причастию". Эта же информация была перепечатана в журнале "Дым отечества" от 27.03.1914 (№ 13). Засим от канцелярии Киевского митрополита последовало разъяснение, напечатанное в "Дыме отечества" от 3.04.1914 (№ 14), о том, что информация о созыве собора в Киеве 17 сентября 1913 года не соответствует действительности: "Означенного числа состоялось лишь заседание существующего в Киеве миссионерского совета, который, в ряду других вопросов, рассматривал и ходатайство последователей имябожнического заблуждения о принятии их в монастыри Киевской епархии. Признания изложенного в прошении имябожников исповедания веры "основанным на учении Православной Церкви и соответствующим учению Святых Отцов" не было. На совете было выяснено, что многие просители держатся имябожнического заблуждения исключительно по недостатку богословских познаний, почему и во внимание к бедственному положению их и бесприютности при предстоящей зиме, а также в надежде на вразумление и раскаяние их, совет признал возможным проживание их в странноприимницах при монастырях епархии, но без разрешения Святого Причащения".

36 См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Святейшему Патриарху и Священному Синоду Российской Церкви: заявление иеросхимонаха Свято-Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковною властью ради исповедания им боголепности почитания Имени Господня.-Начала № 1-4, 1998. С. 177.

37 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 168.

38 Там же. С. 169.

39 Фамилия неизвестна. Проживал в Болтином монастыре Смоленской епархии.

40 Суд над "имябожцами". - Свет, 27.04.1914 (№ 108).

41 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 170-171. Ср.: Забытые страницы русского имяславия. С. 212-216 (ГАРФ. Φ 3431. On. 1. Д. 359. Л. 91-93).

42 Забытые страницы русского имяславия. С. 216-218 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 94-95).

43 Суд над "имябожцами". - Свет, 27.04.1914 (№ 108).

44 Инок. Суд над афонцами. Письмо в редакцию. - Дым отечества, 8.05.1914 (№ 19).

45 Суд над "имябожцами". - Свет, 27.04.1914 (№ 108).

46 Имябожцы. - Раннее утро, 27.04.1914 (№ 97).

47 См.: "Свете тихий". Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 1. Сост. С. Фомин. М., 1996. С. 238-239.

48 Там же. С. 315-316.

49 "Имябожцы". Дело афонских иноков накануне ликвидации. - Раннее утро, 3.05.1914 (№101).

50 Там же.

51 Дело афонских монахов. - Голос Москвы, 7.05.1914 (№ 104).

52 Афонские монахи. Беседа с епископом Модестом. -Русское слово, 7.05.1914 (№ 104).

53 Там же.

54 История Афонской смуты. Пг., 1917. С. XXIII.

55 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 171-172. Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 219-221 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1.Д. 359. Л. 96-97).

56 Дело афонских монахов. - Русское слово, 8.05.1914 (№ 105). Текст донесения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 221-226 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 98-102).

57 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172; История Афонской смуты. С. XXII.

58 Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 8 мая 1914 г.).

59 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 172.

60 Там же. С. 174.

61 Обратим внимание на отсутствие упоминания о книге схимонаха Илариона "На горах Кавказа".

62 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174. Полный текст определения № 4136 см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 226- 232 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 70-73).

63 Арсений (Стадницкий), митрополит. Дневник (запись от 22 мая 1914 г.). "Ценою покоя", т. е. ценою ухода на покой.

64 Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 174-175.

65 NiviereA. Le mouvement onomatodoxe. Une querelle theologique parmi les moines russes du Mont Athos (1907-1914). Memoire de D. E. A. Universite Paris IV-Sorbonne, 1985. P. 39.

66 Узнав в 1918 г. от своих противников о полной форме Определения, Булатович писал: "Если бы эта оговорка не была бы от нас скрыта, то едва ли бы мы решились возвратиться к церковному общению". Епископ Василий (Зеленцов), впрочем, считает, что иеросхимонах Антоний (Булатович) знал полный текст Определения, но сам испросил у Саблера урезанный текст для представления своим соратникам. См.: Общая картина отношений. С. 197-198.

67 Возвращение афонских иноков в Церковь (письмо в редакцию). - Утро России, 22.05.1914 (№ 116). То же в: Биржевые ведомости, 23.05.1914 (№ 14 165).

68 Там же. Требование имяславцев о предоставлении им денег из капитала Пантелеимоновского и Андреевского монастырей вызвало резкую реакцию монаха Климента, доверенного Свято-Андреевского скита, направившего 30 мая 1914 года митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру письмо с просьбой отказать имяславцам в удовлетворении их требования. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 244-246 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 32). На требование имяславцев о предоставлении им скита Пицунда отозвался в рапортах на имя епископа Сухумского Сергия и архиепископа Никона (Рождественского) настоятель этого скита архимандрит Иларион, категорически воспротивившийся притязаниям имяславцев. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 246-251 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 33. Л. 1-6).

69 Впоследствии, вновь заявляя о своем "отложении" от общения с церковной властью, иеросхимонах Антоний (Булатович) так говорил о решении Московской Синодальной конторы от 7 мая 1914 года: "Суд пришел к заключению, что в нас нет того состава преступления, за которое Святейший Синод предал нас церковному суду <...> и из этого заключил, что мы неповинны в приписанном нам было обожествлении самого тварного имени, взятого в отвлечении от Самого Бога, и, следовательно, что нет для нас оснований отлагаться от церковного общения с иерархией <...> и иерархии нет оснований лишать нас ради нашего боголепного почитания Имени Божия причастия Святых Тайн и священнослужения". Цит. по: Св. Патриарху и Св. Синоду Российской Церкви Заявление иеросхимонаха Свято-Андреевского Скита на Афоне Антония (Булатовича) об отложении от духовного общения с церковной властью ради исповедания Имени Господня. 8 ноября 1918. - Начала № 1-4, 1998. С. 176.

70 См.: Гарязин А. Торжество правды. -Дым отечества, 22.05.1914 (№ 21). См. также: Письма в редакцию. - Колокол, 24.05.1914 (№ 2417).

71 Царю Небесному и земному верный Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий - "Невский") (1835-1926). Составитель Т. Гроян. М., 1996. С. LXXIII.

72 Кн. В. П. Мещерский об афонском деле. - Дым отечества, 5.06.1914 (№ 23).

73 Имяславцы сочли это число явно завышенным. "Никогда такого количества русских иноков не было", - говорили они, комментируя данное заявление. См.: Московский листок, 26.06.1914 (№ 146).

74 Выступление афонских монахов. -День, 24.06.1914 (№ 169); Новое выступление афонцев. - Газета-Копейка, 24.06.1914 (№ 2977). Полный текст заявления см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 232-237 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 30. Л. 1-2).

75 Дым отечества, 5.06.1914 (№ 23).

76 Московский листок, 26.06.1914 (№ 146).

77 К делу об имябожниках. - Колокол, 26.06.1914 (№ 2444).

78 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

79 Принятие имяславцев в церковное общение Святейшим Синодом продолжалось в течение всего 1914 года, а также в 1915 году, о чем свидетельствует Определение Синода № 2670 от 10 марта 1916 года. См.: Забытые страницы русского имяславия. С. 285-288 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 359. Л. 112-123об.).

80 Горбунов Д. Краткая история имяславских споров. С. 202.

81 См.: Рожков Владимир, протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. Рим, 1975. С. 335-354.

82 Совещание октябристов в Москве. - Русское слово, 13.10.1913 (№ 336).

83 У октябристов. - Русские ведомости, 3.12.1913 (№ 278); Запрос о событиях на Афоне. - Русское слово, 8.11.1913 (№ 258).

84 Запросы об афонском деле. -Дым отечества, 6.03.1914 (№ 10). См. также: Караулов М. А. Письма депутата. Запрос об афонцах-имяславцах. - Терек, 12.04.1914 (№ 4856).

85 Запросы об афонском деле. - Дым отечества, 6.03.1914 (№ 10).

86 Запрос об афонских монахах. - Петербургский листок, 8.03.1914 (№ 65).

87 Там же.

88 Там же.

89 Там же.

90 Там же. См. также: Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Ч. П. СПб., 1914. С. 1545-1566 (перепечатано в: Забытые страницы русского имяславия. С. 190-210).

91 Смета Св. Синода. - Голос Руси, 14.03.1914 (№71).

92 О нем см.: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 257.

93 Речь епископа Анатолия по смете Св. Синода. - Колокол, 1.05.1914 (№ 2399).

94 Государственная Дума. Заседание 28 апреля. - Газета-Копейка, 29.04.1914 (№ 2077).

95 Павел Николаевич Милюков (1859-1943) по окончании Московского университета был оставлен в нем преподавателем по кафедре истории, однако в 1895 году уволен за пропаганду либерализма и сослан в Рязань. В 1905 году стал одним из основателей кадетской партии. После февральской революции 1917 года - министр иностранных дел Временного Правительства. Во время гражданской войны эмигрировал из России во Францию, где продолжал заниматься политической, научной и публицистической деятельностью. См.: Шабага А. В. Милюков Павел Николаевич. - Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. П. С. 49-51. См. также: П. Н. Милюков. Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия. Париж, 1929.

96 Милюков П. Запросы религиозной мысли. Цит. по: Государственная Дума. Сессия II, заседание 68. -День, 29.04.1914 (№ 115).

97 Имеются в виду соборы середины XIV века против Варлаама в защиту учения св. Григория Паламы.

98 Милюков П. Запросы религиозной мысли. Цит. по: Государственная Дума. Сессия II, заседание 68. - День, 29.04.1914 (№ 115).

99 Государственная Дума. 4-й созыв. Сессия 2-я. Стенографический отчет. Часть III. СПб., 1914. С. 1578-1580 (перепечатано в: Забытые страницы русского имя-славия. С. 210-212).

100 Ср.: Булгаков С. Н. Смысл учения св. Григория Нисского об именах. - Итоги жизни № 12-13, 1914. С. 15.

101 Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Нью-Йорк, 1954 [репринт: М, 1996]. Т. 2. С. 173.

102 Там же. Т. 1. С. 84. 103 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

104 Цит. по: Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 177.

105 Там же. С. 178.

106 Там же. С. 179.

107 Там же.

108 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

109 Там же.

110 Шавельский Георгий, протопресвитер. Воспоминания. Том 2. С. 147-148.

111 Цит. по: Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 189.

112 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Копия с моих писем Государю Императору. С. 180-181.

113 Там же. С. 181.

114 Там же. С. 181-182.

115 В частной переписке с Императором Николаем Александровичем Императрица Александра Федоровна называет архиепископа Никона (Рождественского) "злодеем с Афона", на душе которого лежит грех расправы с имяславцами (см.: Переписка Николая и Александры Романовых. Т. III. M.-Пг, 1923. С. 320, 325). 14 марта 1916 года Александра пишет Николаю: "Никон все еще здесь, это очень жаль" (Там же. Т. ГУ М.-Л., 1926. С. 145). 15 сентября 1916 году Императрица пишет Императору о том, что Друг (имеется в виду Распутин) просил ее поговорить с обер-прокурором Синода Н. П. Раевым "относительно бедных монахов со Ст[арого] Афона, которым еще нельзя служить и которые умирают не причастившись" (Там же. Т. V. М.-Л., 1927. С. 29). См. также: Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство. С. 498.

116 Основные законы Российской Империи, статья 41. Цит. по: Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. П. Париж, 1959. С. 368.

117 Мы здесь не ставим вопрос о каноничности данной структуры, а лишь указываем на тот очевидный факт, что в интересующий нас период именно она являлась единственной формой церковного управления в Российской империи. Синодальная структура была упразднена Всероссийским Поместным Собором в 1917 году.

118 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 196, 198, 199-199об.

119 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 196об.

120 Цит. по: Василии (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 180-181. Полный текст определения см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 270- 288 (ГАРФ. Φ 3431. On. I. Д. 359. Л. 112-123об.)

121 Мандельштам О. Собрание сочинений в 3-х томах. Мюнхен, 1967. Т. 1. С. 47.

122 Забытые страницы русского имяславия. С. 238-239 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 31).

123 Переписка с отшельником Иларионом, автором книги "На горах Кавказа". - Ревнитель № 3. Воронеж, 1915. С. 31-33.

124 Кунцевич Л. 3. Переписка с отшельником Иларионом, автором книги "На горах Кавказа".- Ревнитель №3, 1915. Цит. по: Начала № 1-4, 1998. С. 183-184.

125 Там же. С. 185.

126 Там же. С. 199. Миф о том, что Иларион был денщиком у Антония (Булатовича), разделяется некоторыми авторами до сих пор. См., в частности: Эткинд А. Хлыст (Секты, литература и революция). М, 1998. С. 255 ("Основателем афонской смуты был некий Илларион, в 1880-х годах бывший схимонахом Пантелеймоновского монастыря на Афоне <...> В 1907 году он выпустил книгу На горах Кавказа,

в которой излагал новое учение <...> Следующие книги на ту же тему опубликовал другой афонец, иеросхимонах Антоний (Булатович). Он был раскаявшимся гвардейским офицером вроде отца Сергия у Толстого. В свое время основоположники имяславия служили вместе, Илларион был у Антония чем-то вроде денщика. Вместе они участвовали в военной экспедиции в далекую Эфиопию, которая была описана Булатовичем в бестселлере 1900 года. Интересно, что Булатович был обращен в имяславие своим подчиненным <..."> и т. д.).

127 Кунцевич Л. 3. Переписка с отшельником Илларионом. С. 189-192.

128 См. документы из Государственного Архива Ставропольского Края, напечатанные в Приложении к настоящей книге.

129 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 42.

130 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 39.

131 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 78. В "Кратком очерке жизни старца Илариона" (см.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. СПб., 1998. С. 919) ошибочно указывается, что он умер 2 июля 1916 года.

132 Биография Эрна изложена по: Кондаков И. В. Эрн Владимир Францевич - Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Том II. С. 398-400. См. также: Булгаков С. Н. Памяти В. Ф. Эрна. - Христианская мысль. Киев, ноябрь-декабрь 1917. С. 60-68; Флоренский Павел, священник. Памяти Владимира Францевича Эрна. - Христианская мысль. Киев, ноябрь-декабрь 1917. С. 69-74.

133 Подробнее об этом см. в: Голлербах Е. Религиозно-философское издательство "Путь" (1910-1919). - Вопросы философии № 2, 1994. С. 151-152.

134 Эрн В. Около нового догмата (Письма об имяславии). Письмо первое. Предварительные замечания. - Итоги жизни № 22-23. М., 1914. С. А-9; Эрн В. Спор об Имени Божием. Письма об имяславии. Письмо 1-е: происхождение спора. - Христианская мысль № 9, 1916. С. 101-109.

135 Далее цитируется по изданию: Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. - Начала № 1-4, 1995. С. 53-88.

136 Эрн В. Около нового догмата. С. 4-9.

137 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. - Русский инок №9, 1914. С. 549.

138 Эрн В. Спор об Имени Божием. С. 103.

139 Там же. С. 102.

140 Там же. С. 102.

141 Там же. С. 102-103.

142 Там же. С. 102-103.

143 Там же. С. 103.

144 Там же. С. 104-105.

145 Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917. С. 6-7.

146 Там же. С. 8.

147 Там же. С. 4, 10-13.

148 Там же. С. 14-15.

149 Милль Джон Стюарт (1806-1873) - английский философ и политэкономист, автор "Системы логики" (1843).

150 Джевонс Уильям Стенли (1835-1882) - английский экономист.

151 Гуссерль Эдмунд Густав Альбрехт (1859-1938) - немецкий философ, основатель феноменологии.

152 Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. С. 15-16.

153 Там же. С. 19.

154 Там же. С. 18. 155 Там же. С. 20.

156 Там же. С. 21.

157 Там же. С. 25.

158 Там же. С. 28.

159 Там же. С. 31- 32.

160 Там же. С. 32.

161 Там же. С. 38.

162 Там же. С. 34.

163 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 104.

164 Эрн В. Разбор Послания. С. 37.

165 Там же. С. 29.

166 В действии (лат.).

167 Там же. С. 30.

168 Там же. С. 38.

 

Еп. Иларион (Алфеев). СВЯЩЕННАЯ ТАЙНА ЦЕРКВИ. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Т 2.

http://www.hesychasm.ru/index.htm
 



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru