Исихазм

Автор Тема: Психофизиология молитвы  (Прочитано 25261 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« : 29 Октябрь 2004, 08:49:12 »
Осмеливаюсь задать новую тему...
Если модераторам покажется это неуместным, не стану возражать против ее удаления.
Однако, много вопросов накопилось. Да и здесь на одном из форумов читал о болях в левой части груди и проч.

Когда-то еще в бытность мою на Родине, слушал, наверное, в 1986 году передачу "вражьего голоса" ВВС об опыте реабилитации героиновых наркоманов в одной из спецбольниц под Лондоном с помощью Умной Молитвы.
Звучало поначалу совершенно бредово, однако при этом было рассказано подробно о том как действует героин в теле наркомана.

Нервные окончания не подходят к каждой мышечной клетке, а лишь одно на довольно значительную группу клеток. Межклеточное пространство заполнено морфином (эндорфином), который само тело производит для своих нужд (не помню точно, но где-то около 70 разных видов эндорфинов должно быть в здоровом теле, а у среднестатистического человека только 20-30% вырабатывается от нужного количества).
При электрическом сигнале из мозга мышце сократиться происходит лавинообразный поворот части молекулы эндорфина, все молекулы мгновенно меняют свой вид. Это и является сигналом для каждой клетки мышцы сократиться одновременно и, скажем, поднести ложку ко рту.
При однократном уколе дозы грубого и чужого морфина - героина происходит превышение сиюминутной потребности тела в несколько тысяч раз. Начинающий наркоман попадает буквально в рай. Его тело работает так, как этого никогда с ним не бывало.
Но тело устроено экономно, и если продолжать его насиловать сверхдозами, то оно перестает вырабатывать свои "родные" эндорфины. И тут то и наступает полный "улет" - ложку ко рту уже невозможно поднести. И речь идет уже не идет о кайфе, а лишь о нормальной работе тела, которое теперь в зависимости от "дозы".

Кто-то надоумил врачей научить реабилитирумых концентрировать свое внимание в сердце, произнося Иисусову молитву (и это в Англии!). Результат всех потряс. Ломки окончились значительно быстрее, а на физиологическом плане выяснилось, что как результат молитвы возрождается к жизни вилочковая железа, которая находится в центре, прямо за грудиной и выглядит очень похоже на то сердце, которое обычно изображают пронзенным любовной стрелой.
Известно, что вилочковая железа перестает функционировать к 6-7 годам жизни ребенка и остется неким сморщенным лепесточком.
Выснилось, что возрожденная через молитву к жизни эта железа начинает вырабатывать значительное число эндорфинов, которое и помогает "героинцам" преодолеть зависимость.

Это я здесь пересказал содержание совершенно меня потрясшей передачи ВВС. Я пытался найти тогда же подтвеждения услышанному, но никаких концов не обнаружил.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #1 : 29 Октябрь 2004, 15:34:25 »
Мне кажется, что это очень похоже на правду. Вилочковая железа сильно дает о себе знать на определенных этапах молитвенной практики. Это именно психофизиология молитвы. Ее не надо принимать за благодать, но и недооценивать ее значение нельзя. Нет ничего, по сути дела, удивительного и невероятного в том факте, что состояние человека, практикующего молитву, -- это иное качество жизни по сравнению с жизнью обычного человека даже на уровне психофизического или гормонального состояния.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Психофизиология молитвы
« Ответ #2 : 29 Октябрь 2004, 17:33:28 »
Спасибо за интересную тему, Леонид. Вполне возможно что есть и психофизиологическое действие, и действие благодати. "Всякий призовущий имя Господне спасётся"

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #3 : 30 Октябрь 2004, 19:05:30 »
В связи с возможной ролью вилочковой железы в производстве эндорфинов, интересно обсудить умозаключение о связи слов Спасителя: "Пока не станете как дети, не войдете в Царство Небесное" с количеством эндорфинов, вырабатываемых детским организмом, слабо еще подверженному действию "языческой заботы".
Мне сдается, что первородный грех не в полной мере владеет душами и сознанием детей до определенного возраста, что помогает им сформироваться в более-менее человеческий облик. Где-то после 7 лет происходит отпадение от Благодати, и закрытие органов в теле, ответственных за восприятие Божьего мира во всей его полноте.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

ron

  • Гость
Психофизиология молитвы
« Ответ #4 : 04 Ноябрь 2004, 15:19:57 »
В свое время набрела вот на эту статью. Если покажется очень большой, то урежьте ее. Сама не решилась.

“УМНАЯ” МОЛИТВА: когда рассудок молчит, душа разговаривает

На пороге третьего тысячелетия христианства российские учёные сделали открытие, которое позволяет по-новому взглянуть не только на устройство человеческого мозга, но и на некоторые страницы нашей истории.

Четвертый элемент сознания

В каком состоянии находится человек, погруженный в молитву? Сказывается ли этот момент очищения души и обращения к Богу на работе нервной системы? Поиск научного ответа на этот вопрос дал неожиданный результат. Доктор биологических и кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейро-психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева Валерий Слезин, записав электроэнцефалограмму священников и иноков Александро-Невской лавры во время молитвы, обнаружил, что в молитвенном состоянии отсутствует электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга — она была полностью отключена при том, что человек находился, что называется, в здравом уме и твердой памяти. Примечательно, что, по свидетельству священников, они нередко во время службы теряют чувство времени и трехчасовая литургия проходит для них как один миг.

До последнего времени наука знала три состояния человеческого сознания, поясняет профессор В, Слезин, — бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно.

Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее нам известных. Причем во время молитвы на энцефалограмме появляется дельта-ритм биотоков мозга, такой же наблюдается у новорожденного младенца. В этой связи ученый вспоминает слова Спасителя "Будьте как дети!"

Но не всякая молитва приносит одинаковый результат. Когда профессор Слезин записывал электроэнцефалограмму католического священника, полного отключения коры не наблюдалось, хотя тенденция сохранялась. По словам ученого, сам католик признал, что православные христиане "более сильные молитвенники, сохранившие практику непрерывной Иисусовой молитвы".

Что же за православную традицию имел в виду католический священник? В XV веке видную роль в русской церкви играли так называемые "заволжские старцы" — обитатели скитов и монастырей русского Севера. Они упражнялись в беспрестанном повторении Иисусовой молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" Если ограничить знакомство с заволжским движением одним этим фактом, то у человека светского возникает впечатление, будто речь идет о примитивных упражнениях, с помощью которых молящийся вводит себя в состояние транса.

Впрочем, что говорить о неспециалистах, если даже в недавней научной работе, посвященной заволжцам, говорится о "пустоте безмыслия". Открытие петербургских психофизиологов позволяет уже на рациональном уровне лучше понять воззрений заволжских старцев, их молитвенный метод. Так, преподобный Нил Сорский говорил о том, что спасение состоит в том, чтобы "блюсти ум в сердце, устранив все помыслы". А пять столетий спустя Валерий Слезин с помощью современных приборов выяснил, что при чтении молитвы появляется "сознание как бы вне мозга". Не случайно Нил Сорский в отличие от многих подвижников прохладно относился к изнурительному постничеству, истязанию плоти и прочим аскетическим подвигам — знал на собственном опыте, что для единения с Богом нет нужды подвергать испытанию человеческое естество.

Братья ло молчанию

...В 1340 году братья Сергий и Стефан испросили благословение на освящение во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы церкви, которую они возвели в дремучих радонежских лесах. Так было положено начало знаменитой Троицкой обители и духовному подвигу преподобного Сергия. В следующем году в далекой Византии началась война за императорский престол, в которой победу одержал могущественный вельможа Иоанн Кантакузин. Кажется, между двумя этими событиями нет никакой связи. Но не будем торопиться с выводами.

Будущий император Византии опирался на исихастов — сторонников мистического направления в православии. Само слово "исихазм" происходит от греческого слова "молчание", так как для достижения необходимого состояния духа они практиковали "умную" молитву, читая ее про себя — "в уме". Несомненно, византийские исихасты прозревали и близкое падение империи ромеев, и решающую роль Москвы в создании мощного русского государства, способного в недалеком будущем стать оплотом вселенского православия. Они будто спешили передать с гибнущего корабля самое ценное из находящегося на его борту груза. С середины века византийская культура, и прежде всего письменная, широким потоком полилась на Русь. Но кто станет ее восприемником ? Византийцы искали в Москве братьев по духу.

О подвижничестве радонежского игумена исихасты, очевидно, узнали от будущего московского митрополита Алексия, прожившего год в Константинополе. Доподлинно известно, что в 1372 году в Троицкой обители появился греческий митрополит, который объявил игумену, что его благословляет константинопольский патриарх Филофей: "Слышахом убо еже по Бозе житие твое добродетельно".

Именно Филофей предложил Сергию ввести в монастыре общежитие: порядок, при котором труд и собственность послушников были общими, братия подчинялась во всем учителю-настоятелю. Нововведения игумена пришлись не по душе многим инокам, и Сергию даже пришлось на некоторое время покинуть монастырь. Однако в Константинополе поддержали намерения преподобного и порицали русских монахов, которые переносят в стены монастырей мирские нравы и обычаи.

Сияние Фаворского света

Сергий победил. Он не только вновь увлек своим примером троицких иноков. За двадцать лет — с того времени, когда Сергий получил послание патриарха Филофея, и до смерти преподобного — его ученики основали пятьдесят новых монашеских общежитии.

Что же именно так привлекло русских клириков и мирян в мудреном мистическом учении. Как заметил известный византолог Г. Прохоров, исихасты "нащупали какую-то скважину в глубине человеческой души". По учению исихастов, человек, возлюбив Бога, способен посредством молитвы приобщиться к Божественной благодати и возвыситься до самого Бога. Многие подвижники исихазма видели славу Божию в виде ослепительного и неописуемого света, подобного тому, что апостолы увидели на горе Преображения — Фавор.

Крещение Руси в значительной степени свелось к замене языческих богов христианскими святыми во главе с единым "главным" Богом. Этот новый Бог был грозен в своей непостижимости и универсальности, но существовал "сам по себе", а его чада — сами по себе. Исихазм рушил эту стену, и потому русские с таким вдохновением ринулись в образовавшийся пролом. Особенно ярко новое влияние проявилось в иконописи. Исследователи древнерусского искусства считают, что творчество ряда поколений очень разных иконописцев, от новгородского Феофана Грека и Андрея Рублёва до Дионисия, в глубинных своих основаниях питалось исихастской эстетикой. Традиции заволжских исихастов живы в Русской церкви, и сегодня они питают ее духовные силы. Великие молитвенники искали и находили пути постижения Божественной благодати. Не только для себя, но и для своих современников и потомков.

Идя по их стопам, православные верующие способны обрести возможность нравственного и даже физического оздоровления. Исследования профессора В. Слезина показали: когда при молитве происходит полное исчезновение корковых ритмов, человек отходит от психо-травмирующей действительности, от накопленных за прожитые годы негативных стереотипов, разрушающих иммунную систему.

Эксперименты показывают, что стимуляция негативных структур мозга посредством электрода приводит к ряду заболеваний. Наши хвори провоцируют также и жизненные ситуации — застрявшие "комплексы", грехи. Однако человек способен посредством молитвы нейтрализовать эти негативные факторы, которые уходят на второй план и могут даже "стереться". По мнению ученого, используя запись биотоков головного мозга как обратную связь, специалисты могут оценивать степень молитвенного погружения пациента и проводить дальнейшее лечение вместе со священником. Очевидно, что на этом пути исследователей еще ждут неожиданные открытия.

Максим ЗАРЕЗИН. "Российская газета" 26 января 2001 г.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #5 : 04 Ноябрь 2004, 16:55:20 »
Вот тут я написал небольшую заметку по поводу биоритмов http://www.livejournal.com/users/euhenio/85826.html?mode=reply

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #6 : 05 Ноябрь 2004, 12:16:53 »
Интересно. Но наукообразный подход к этой "проблеме" сам по себе задает очень жесткое состояние "сознания наблюдателя".

Евгений, Вы, очевидно, знаете, что есть несколько (много) уровней ума, и когда мы входим в молчание ума (при молитве), то это тишина на неком доступном умственном "этаже", когда более высокие или низкие уровни живут своей полнокровной :) жизнью как бы незамечено.

Так у геймера исчезает ощущение времени и многочасовая игра за компом пролетает мгновенно - происходит погружение и отождествление ума с миром игры на очень узкой полоске сознания. Налицо точечный выход из "сознания наблюдателя", объект (игра) - здесь уже не объект, поскольку нет наблюдателя - теряет образность плоской картинки и "наполняется" энергиями (светом их язык не повернется назвать).  По мере "освоения" этих энергий для геймера открываетя логос игры. И это все, естественно, на "низком" тварном уровне.

Так и "молчание" биоритмов во время молитвы не есть прерогатива исихазма. Это начальное состояние, известное в различных религиозных и оккультных практиках. Понятно, что есть деградированные практики, которые в учении своем не дотягивают даже до знания о таком состоянии.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #7 : 05 Ноябрь 2004, 14:56:16 »
+++наукообразный подход к этой "проблеме" сам по себе задает очень жесткое состояние "сознания наблюдателя".

Тут ничего поделать нельзя. Все это наукообразие нужно не исихазму, а науке, которая находится в методологическом кризисе и может почерпнуть, на мой взгляд, не мало полезного из онтологии бытия, взятой из патристики. Но саму эту онтологию нельзя прямо применить к науке, не формализуя ее, то есть не занимаясь наукообразием.

+++Так и "молчание" биоритмов во время молитвы не есть прерогатива исихазма. Это начальное состояние, известное в различных религиозных и оккультных практиках. Понятно, что есть деградированные практики, которые в учении своем не дотягивают даже до знания о таком состоянии

Я с этим согласен. Бесспорно, что к Фаворскому Свету все это наукообразие не применимо, но применимо, я думаю, к умопостигаемому миру (в том, примерно, понимании этого термина, как у св. Максима Исповедника), а значит не является только лишь достоянием исихазма, но и некоторых других аскетических практик, близких к исихазму в некоторых самых общих аскетических приемах. Знание (ограниченное) в этих практиках (и в исихазме на некотором этапе) достигается не благодатью, а силой ума, который обладает природной (усиливаемой с помощью практики) способностью к восприятию умопостигаемого мира. Вот это знание, как я думаю, и поддается формализации. Оно же тесно соприкасается и переходит в знание, получаемое из фундаментальной физики в самых пограничных ее областях вроде волновой природы материи и т. п.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #8 : 08 Ноябрь 2004, 17:12:30 »
Дискуссия о приобщении Нетварному выделена в отдельную тему:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=97

Evgeniy

  • Гость
Психофизиология молитвы
« Ответ #9 : 10 Ноябрь 2004, 15:34:53 »
Леонид, хорошую вы тему создали!
Вполне возможно, что умным деланием, безмолвной молитвой можно так же свободно выращивать заново удалённые из тела органы. И сегодняшняя материалистичная наука, возможно, бессильна к постижению этого.
Как мне кажется, она может только принять это "очевидно-невероятным".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #10 : 10 Ноябрь 2004, 17:40:02 »
Выращивание органов тела с помощью умного делания могло бы послужить хорошим подспорьем в жизни бедных келиотов :) Это шутка, разумеется, которая, Бог весть, отчасти и не будет шуткой в будущем. Не шутка то, что с помощью умного делания и молитвы можно победить болезни, исправить неприятные ситуации, водворить мир...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #11 : 10 Ноябрь 2004, 21:14:03 »
Вот мой питерский друг весьма кстати прислал ссылку, по-видимому, с баптисткого сайта: Под воздействием медитации у буддийских монахов меняется мозг.
http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304
Если даже у тибетских тантристов зафиксированы изменения, насколько значительнее должны быть изменения в сторону, когда то задуманного Создателем, совершенного Человека, по образу и подобию у практикуюших афонцев!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Психофизиология молитвы
« Ответ #12 : 10 Ноябрь 2004, 21:27:36 »
Цитата: Evgeniy

Вполне возможно, что умным деланием, безмолвной молитвой можно так же свободно выращивать заново удалённые из тела органы.

Мне всегда казалось, что природа истинного человека, искаженная до неузнаваемости грехом, содержится, тем не менее, в нашем организме в виде некоей матрицы. Молитва и ее ультимативная форма - полная тишина ума, сконцентрированного в сердце, дают возможность нашему несчастному телу соотноситься с этой матрицей (Божественным Замыслом относительно нас), и выправляться соответственно.
Медицина знает как болит рана на уже давно удаленной конечности.
Все виды и подвиды нашей боли - от несовпадения формы с "проектом" Творца.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #13 : 10 Ноябрь 2004, 21:30:59 »
Цитата: Леонид
Под воздействием медитации у буддийских монахов меняется мозг. http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304


Интересно что и исследование в Непале http://jesuschrist.ru/news/2004/11/9/7304 и исследования Слезина http://smena.ru/temp_arc.html?23255 показали повышенную активность коры во время буддийской медитации, в то время как при исихастской молитве активность коры отсутствует, согласно тем же результатам Слезина. Не говорит ли это о том что у буддистов медитация происходит на уровне сознания, в то время как молитва у исихастов - на уровне сердца?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Психофизиология молитвы
« Ответ #14 : 10 Ноябрь 2004, 23:42:22 »
Наоборот, Слезин говорит, что "у дзэн-буддийских монахов во время молитвы в головном мозге происходит примерно такая же реакция, как и у православных священников". В этом нет ничего странного. Ну да, мозг успокаивается при опреденных видах молитвы в разных практиках. Никаких далеко идущих выводов из этого наклевывающегося факта лучше не делать. И за благодать это уж точно принимать не стоит.

Известно, что при некоторых видах молитвы может наблюдаться эмоциональное и умственное возбуждение, иногда физическое разгорячение. Некоторые виды медитации направлены именно в эту сторону. Сие тоже к благодати не относится.

Молитва у исихастов - особая и очень интересная тема. Очевидно, что она протекает не только на уровне сердца. К примеру, исихасты Византии молились на уровне живота (пупка). Молитвенное созерцание (логосов) есть свойство ума Христова и имеет отношение к голове. В настоящее время, о двух последних типах молитвы, вообще, ничего не говорится. Поэтому и надо изучать больше отцов далекого прошлого (вплоть до Григория Паламы), когда знания о молитве не были утеряны.