Исихазм

Автор Тема: Анафема  (Прочитано 11972 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« : 30 Ноябрь 2005, 11:05:42 »
Отделено от http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=602
----

Случайное наблюдение.

Если собрать все мегатонны анафем, провозглашенных в христианстве за 2000 лет, то окажется, что отлучен от Бога и проклят весь мир. Какая-то улыбка Божества видна: вот астрология цвела в дохристианскую эпоху, гонимою была от многих христиан, и вновь цветет в пришедшем постхристианстве, в язычестве не увядая. То же можно сказать о гностицизме - без всяких догматов и государственной поддержки он, преследуемый и избиваемый, ныне по своему явному значению и скрытому влиянию чуть ли не больше всего (а не только православия) христианства.

Похоже, работает закон: вставшие на путь отлучений и проклятий сами отлучаются и проклинаются.  Не плохо бы это нам помнить.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #1 : 30 Ноябрь 2005, 11:22:37 »
А ведьмы в Европе? Сейчас в некоторых европейских странах  колдовство может являться официально признанной профессией. Если ведьмы имеют от своего ремесла заработок, то они обязаны его декларировать и платить налоги. У некоторых ведьм доходы весьма немалые. :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #2 : 30 Ноябрь 2005, 11:43:58 »
Чем воевать, лучше подмять под себя, регулировать и цедить. В этом смысле государственная машина силу имеет неимоверную: она под себя "твердую" церковь подмяла, и теперь что пожиже и поуклончивее, подбирает... Ибо государством заправляют маги рангом на многие порядки выше :)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #3 : 30 Ноябрь 2005, 12:00:21 »
Alexander:
Цитировать
Ибо государством заправляют маги рангом на многие порядки выше


Увы, приходится в этом неоднократно убеждаться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #4 : 30 Ноябрь 2005, 12:21:52 »
И вот - что видим - православной церкви, подмятой под государство, разрешается играть в оловянных солдатиков и воевать (умеренно) с оккультистами, инн-истами и бла-бла-бла, а само государство мощною рукою доит и тех, и других, не забывая подкармливать.

Прошу помнить об этом тех, кто рассуждает о вреде православной астрологии, сидючи в государственной матрице :)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #5 : 01 Декабрь 2005, 02:13:52 »
Цитата: Лена
....И кто такой Ефрем? :wow:  Сирианин какой-то, бормочет чегой-то, анафемствует...  :think  А сам он такой :wow: ....


Во-во. А Максим Исповедник вообще всю константинопольскую патриархию анафемствовал, а Григорий Палама - целую партию с патриархом и императором во главе. Ну никакого духовного опыта у этих исихастов не было, одна ревность не по разуму  :ohh: Вот по некоему закону и оказались отлучёнными и проклятыми. От нас. Или мы от них?  :think

Лена

  • Гость
Анафема
« Ответ #6 : 01 Декабрь 2005, 08:04:09 »
Ох, милый человек, похоже, что все ж мы от них...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #7 : 01 Декабрь 2005, 12:25:19 »
Evgeny,  
Цитировать
Во-во. А Максим Исповедник вообще всю константинопольскую патриархию анафемствовал, а Григорий Палама - целую партию с патриархом и императором во главе. Ну никакого духовного опыта у этих исихастов не было, одна ревность не по разуму  Вот по некоему закону и оказались отлучёнными и проклятыми. От нас. Или мы от них?

Evgeny, ты применил не самый лучший прием полемики.

Массовое и неразумное использование какого-нибудь опасного инструмента в конце концов приводит к плохим последствиям для тех, кто его применяет (раскрытие слов Господа:  все, взявшие меч, мечом погибнут). Сие не исключает верного применения данного инструмента в конкретной ситуации и надежными руками. Анафема - это словесный меч!

И даже приведенные тобой примеры свидетельствуют о разрушительных последствиях. После Максима Исповедника христианское богословие уже никогда не поднимается на максимову высоты. Богословию "урезали" язык. Да, "обычное" дело, дети отцов - тех, кто убивал Максима и Мартина, - построили красивую гробницу своему пророку-богослову.

Григорий Палама ведет споры на краю гибели целой империи, он проклинает - проклинают его: ведется богословская полемика с использованием подручных физических средств (ссылок) и совершенно неприличными обвинениями в адрес оппонентов с обеих сторон. Так было принято - своего противника надо было измарать в грязи... а Византия во внутренних распрях слабеет, чтобы вскоре пасть от другого противника.

Цитировать
Вот по некоему закону и оказались отлучёнными и проклятыми. От нас. Или мы от них?

Мы от них, ибо в результате церковных нестроений умное делание в православии оказалось разгромленным. А нам решать сейчас, какой путь выбирать: духовного собирания или анафем и проклятий.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #8 : 01 Декабрь 2005, 17:59:34 »
Просто мы не понимаем что такое анафема. И смотрим на эти "распри" извне. Никаких распрей не было со стороны Максима и Григория, было простое и спокойное свидетельство об истине, без всякой ненависти и проклятий. НИКАКИХ разрушительных последствий для Церкви не было и не могло быть, Церковь как была так и будет пребывать в мире и спокойствии вне времени и вне мiра сего.

Kosach

  • Гость
Анафема
« Ответ #9 : 01 Декабрь 2005, 18:18:53 »
1 Кор. 16-22
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.

Маран-афа означает "Приди Господь наш" - т.е. отлучен до прихода Господа. Это не проклятье, не подручное средство для ведения какого-либо спора - это  спокойная констатация факта о тех, кто "не любит Бога" . И все постановления Соборов были о том, что значит чистота учения Церкви - а кто не принимает этого - отлучает сам себя от ее полноты , предает себя анафеме.
Святые отцы, отстаивавшие чистоту учения , были  на таком острее меча, что нам с нашими спокойными беседами перед компьютером не представить - ответственность за каждое слово была вживую перед  очами Господа.  Сообразно своему темпераменту они вели свои доказательства. Но  борьба действительно шла не на живот, а на смерть - такова цена.
Александр прав в том, что использованием анафемы  злоупотребляли.  но! -  Именно потому что  подменялось понятие. Когда его использовали как последний аргумент, как оплеуху.

Kosach

  • Гость
Анафема
« Ответ #10 : 01 Декабрь 2005, 18:19:46 »
Гал 1-9
Как прежде мы сказали, так  и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #11 : 01 Декабрь 2005, 22:24:27 »
Evgeny,  
Цитировать
было простое и спокойное свидетельство об истине, без всякой ненависти и проклятий.

Извини, Evgeny, но :lol

Kosach,  
Цитировать
но! - Именно потому что подменялось понятие.

Подмена - это и есть основная проблема.

Однако, слов Господа никто не отменял: говоря "анафема", помни, что взявший меч, от меча и погибнет...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #12 : 01 Декабрь 2005, 23:07:12 »
Цитата: Alexander
Однако, слов Господа никто не отменял: говоря "анафема", помни, что взявший меч, от меча и погибнет...


Анафема - не меч, а простое свидетельство об истине. Здесь и кроется подмена понятий, когда под анафемой понимают меч - проклятие или осуждение. Анафема с греческого - предоставление в руки Божии, на волю Божию. Простая констатация факта и ничего более.

Очень просто:
"Господь назвал Церковью истинное исповедание веры в Него" - прп. Максим. Исповедывать истину можно либо зная истину непосредственно по опытному причастию к Ней, либо не зная по опыту, но просто веря в неё (это конечно упрощённая схема, большинство - где-то посередине). Первые принадлежат Церкви по прямому причастию, вторые - как бы "авансом", по вере. Кто не исповедает истину ни тем ни другим способом, тот внешний - вне Церкви. Это простой факт. Но: "Внешних же судит Бог."(1Кор.5.13), т.е. внешних не осуждаем а предоставляем на волю Божию, мы не можем их убедить в истине, но Богу всё возможно. Поэтому и получается: "кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема."(Гал.1.9) - да будет предоставлен на волю Божию.

Kosach

  • Гость
Анафема
« Ответ #13 : 01 Декабрь 2005, 23:18:15 »
Вот, Evgeny, молодец, я сижу, печатаю, а ты уже напечатал.


Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; Мтф 26-52 В  подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени, поэтому нет твердого однозначного толкования этих слов. Например,  некоторые толкователи говорят о том, что не все, кто пользуются мечом, как судьи и войны, от меча погибают – ведь  их действия обусловлены сопротивлению беззаконию.
Но не суть.

В конце концов, даже если речь идет о зле, которое наказывается  таким же злом против творящего ( более точно говорится в Откровении 13-10) – речь не идет об анафеме. Какой же меч – анафема? Анафема – это скорбная констатация факта о отчужденном по своей глупости… Григорий Палама не проклинал, а вывод делал, что же ему оставалось делать? Ну и другие. Это не меч, это слезы о нераскаявшемся грешнике!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Анафема
« Ответ #14 : 02 Декабрь 2005, 00:25:01 »
Evgeny и Kosach,  вы говорите о том, как бы хотели, чтобы было, - исходя из наиболее чистого толкования смысла анафемы. Действительность же резко расходится с вашими милыми и приятными - это слезы о нераскаявшемся грешнике - рассуждениями об анафеме.

Очевидно, мечом (словесным) совершается акт отлучения.