Исихазм

Автор Тема: Чётки греческие и сирийские  (Прочитано 10005 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« : 30 Ноябрь 2005, 03:46:36 »
Интересно сравнить греческие и сирийские чётки:



У сирийских чёток большие бусины, размером около полутора см. Когда молитва идёт трудно, по сирийским молиться легче, как то более отчётливо и концентрированно получается. Хотя, это наверно дело вкуса, да и вообще довольно маловажно.

Kosach

  • Гость
Чётки греческие и сирийские
« Ответ #1 : 30 Ноябрь 2005, 09:11:45 »
А еще старцы "по камушкам" молились (из кувшина в кувшин перекладывали)... А бусины четок преп. Серафима были очень большие  ок. 2-х см.
В шерстяных, если они не очень плотно связаны, легко запутаться,  тем более если рука огрубевшая, если есть предпочтение вязанным - то лучше сутажные...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #2 : 30 Ноябрь 2005, 14:18:47 »
У меня сложилось впечатление (возможно, ошибочное), что монахи довольно скептически относятся к использованию четок мирянами. Среди них как будто бытует мнение, что миряне тем самым скорее выпендриваются и что на самом деле мирянину четки ни к чему. Было бы интересно услышать мнения на сей счет.

Kosach

  • Гость
Чётки греческие и сирийские
« Ответ #3 : 30 Ноябрь 2005, 14:28:22 »
И миряне и монахи - христиане, поэтому  и для одних и других  открыта молитвенная  дорога, а также таинства Церкви.   В таинстве исповеди духовники (независимо от того, монахи они или  из белого духовенства) знают устроение душевное и духовное своих чад.  И степень подготовленности каждого.  Степень углубленности  молитвенного правила, постов и подвигов решаются не самочинно, а в совете с духовниками как мирянами, так и монахами.  Иисусова молитва открыта всем христианам, а уж ее количество, регулярность, нагрузка телесная - вопрос индивидуальный. Четки сами по себе не  показывают степень молитвенного роста, как правило тот, кто молится по четкам, не афиширует это.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #4 : 30 Ноябрь 2005, 14:46:31 »
Я сталкивался с таким отношением. Четки становятся как бы принадлежностью посвященных в некое таинство молитвы (через постриг, например). Годами могут своих чад не допускать до четок. И вот годы прошли, и вместе с ними ушло желание молиться - ну, не дальше акафиста...

Kosach

  • Гость
Чётки греческие и сирийские
« Ответ #5 : 30 Ноябрь 2005, 15:00:31 »
Нет, здесь речь о том, что часто четки действительно становятся принадлежностью какой то посвященной части , и их носят, как атрибут своей посвященности те, кто  не используют их по назначению "выпендриваются", как сказал Антиквар. Это очень распространено в околомонастырской среде, среди новоначальных...   Хотя несколько презрительное отношение монашествующих к мирянам вообще присутствует, поэтому верны оба наблюдения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #6 : 30 Ноябрь 2005, 15:21:16 »
Ну, "выпендривания" сколько угодно. Скажем, на днях в электричке метро садится рядом со мной молодой монашек и перебирает четки... Все не плохо, но молитва по четкам должна быть сокровенной, без пыли в глаза,  чтобы какого-то внутреннего эффекта добиться.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #7 : 03 Март 2006, 00:12:06 »
Цитата: Kosach
Нет, здесь речь о том, что часто четки действительно становятся принадлежностью какой то посвященной части , и их носят, как атрибут своей посвященности те, кто  не используют их по назначению "выпендриваются", как сказал Антиквар. Это очень распространено в околомонастырской среде, среди новоначальных...   Хотя несколько презрительное отношение монашествующих к мирянам вообще присутствует, поэтому верны оба наблюдения.


У преподобного аввы Дорофея можно прочитать о том, что негреховно относится к мирянам свысока, чтобы не впасть в уныние, и прекратить в себе мысли о бегстве из монастыря (мол добродетельнее можно и в миру жить). Но это он представляет как некое крайнее средство

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #8 : 03 Март 2006, 00:30:43 »
Цитата: Alexander
Я сталкивался с таким отношением. Четки становятся как бы принадлежностью посвященных в некое таинство молитвы (через постриг, например). Годами могут своих чад не допускать до четок. И вот годы прошли, и вместе с ними ушло желание молиться - ну, не дальше акафиста...


Нам легко рассуждать, по скольку мы и за себя-то не всегда отвечаем. А нашим отцам придется за нас отвечать. Мы-то не всегда знаем насколько мы готовы к этому деланию, а им-то откуда знать. А по себе я заметил, что если берёшься за делание монашеское, то и исккушения начинаются монашеские. Это как генеральские погоны в бою одеть, сразу хорошей мишенью для снайпера становишься. Поэтому они и хотят и себя и нас обезопасить.
Если есть желание молиться, и оно серьезное, то никуда оно не уйдет. А если так, мгновенная вспышка и всё, то тут и чётки не помогут. И потом постоянного пребывать в молитве никто не может запретить. Поэтому эту вашу фразу я не очень понимаю. Всякие отцы бывают опытные и неопытные, и всякому человеку надобен свой, который бы ему наиболее подходил. По сути вопрос упирается в духовника, которого я напомню человек выбирает сам. Ну после выбора уже не вправе он не доверять и не слушаться его (это опять из аввы Дорофея). В предисловии к Скитскому покаянию есть фраза:"...подобает иметь сие Скитское покаяние на крайний случай, если нет возможности исповедаться непосредственно духовному отцу, котораго обязан иметь всякий христианин во всякое, благоприятное или смутное время. Личный вопрос Александру:"У вас есть духовник?"
Мне к примеру тоже батюшка не благословил чётки. И времени моего пребывания в церкви мало. И сама жизнь церковная не налажена, постоянные срывы. Сказал дескать не торопись, читай пока Пслатырь по одной славе в день.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #9 : 05 Март 2006, 17:43:27 »
А я бы ещё сказал, что чётки не обязательно атрибут Православной веры, и в других религиях они используются. Используются даже вообще без Веры, для успокоения мыслей или даже просто по привычке, поэтому они уж точно не могут определять степень постижения таинства молитвы, какими бы они при этом ни были.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Чётки греческие и сирийские
« Ответ #10 : 05 Март 2006, 22:02:17 »
Я чётки ношу постоянно в кармане - когда выхожу из дома, и наматываю на руку - когда нахожусь дома. Молюсь с перебиранием редко, всё больше просто во время молитвы держу крестик чёток в кулаке. Пока чётки как бы постоянно напоминают мне о необходимости молитвы. Никому стараюсь их не показывать.
Вообще, иной раз хочется так сосредоточиться, что даже перебор чёток - физическое движение - кажется отвлекающим. Может быть, это неправильно, не знаю.