Исихазм

Автор Тема: О самодвижной молитве  (Прочитано 39729 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

О самодвижной молитве
« : 28 Ноябрь 2005, 20:09:48 »
Вместо эпиграфа.
"Каждый сам да рассмотрит себя, на какой от стоит степени. По самочинию ли ищет безмолвия, или для славы человеческой, или по немощи языка, или по неукротимой раздражительности, по множеству ли пристрастия, или чтобы понести мучения за грехи, чтобы приобрести большую ревность к подвигам добродетели, или чтобы в любви Божией приложить огнь к огню? Будут последние первии, а первии последними. Из сих восьми видов безмолвия, семь образуют седмицу нынешней жизни, и одни из них Богу приятны, а другие неприятны; восьмой же вид, без сомнения, носит печать будущего века" (Св. Иоанн Лествичник. Слово 27)

В виртуальной Пустыни может быть много келий (или палат, если угодно), но одна из них, наверно, должна быть посвящена безмолвию. Всем христианам в свое время и в свою меру прилично безмолвие, в зависимости от степени, на которой он находится (см. Лествицу выше). И уж во всяком случае каждому христианину небезполезно что-нибудь знать о нем. Эта палата не только для тех, кто хочет знать, но в основном для тех, кто хочет попробовать. Пустынь -- не столько для праздношатающихся (хотя и они могут допускаться на экскурсию в умеренных количествах), сколько для совместно делающих. Насколько такое совместное делание может быть подкреплено и  уставом (ибо только он образует настоящую Пустынь, хотя бы и виртуальную), надо обсуждать. А пока каждый, кто желает, может высказаться, как он представляет себе безмолвие и стоит ли им вообще заниматься. И я от себя, в свою очередь, скажу несколько слов в качестве введения в тему.

По моему мнению, безмолвие не имеет ничего общего с восторгами и всякой иной подобной мистически окрашенной экзальтацией. Это хладнокровное и расчетливое делание, направленное на очищение самого себя, то есть внутреннего человека, от страстей. От внешнего делания безмолвие отличается более эффективным способом делания -- сосредоточением на внутреннем человеке, средоточии всех страстей. Относиться к самому себе проходящий умное делание должен без сантиментов -- как к механизму или как к животному, которое надо привести в послушание (самому и себе) и мало-мальски человеческий вид. Разговоры о благодати надо отставить. Благодать, конечно, всегда присутствует, но ожидает начала хотя бы каких-нибудь трудов по ее стяжанию и по очищению сердца. На первых порах подвижник все должен делать собственными усилиями, чтобы показать твердость своего произволения, так как добытое малыми трудами без труда и теряется.

Предмет трудов и забот безмолвника -- сердце -- реально существует и не как физический орган, а как духовный, находящийся, тем не менее, (примерно) в области физического сердца. Сердце -- место, где осуществляется волевой процесс (действует ипостасный механизм воления человека). Сердце разумного существа, обладающего свободой воли, отличает его от животных, но у падшего человека человека служит местом действия или обитания других разумных существ, падших ангелов, вмешивающихся в процесс свободного воления человека самым радикальным образом. Противоестественное ("блудное") смешение сердца с демонами рождает чудовищ, "вавилонских младенцев", страсти, которые подвизающийся должен "разбить о камень" безмолвия. Страсти -- это, в некотором отношении и говоря несколько образно, живые организмы, обладающие собственным разумом, чуждым человеческому, так как в них действуют, "гнездятся", демоны. Это напоминает содержание некоторых фантастических фильмов, но реальность, как это часто бывает, увы, страшнее всяких фильмов. Действие такого зрелого "разумного организма" (или сразу нескольких) мы видим в бесноватом, но множество не очень зрелых гнездятся, по-видимому, в каждом неочищенном сердце. Они не видны обычному взгляду, но в определенной степени видны умному взору подвижника, занимающегося безмолвием. В святоотеческой литературе есть в некоторой степени разногласия по поводу того, могут ли в сердце, просвещенном крещением, обитать демоны или только действуют на него извне (по поводу сердца непросвещенного таких разногласий нет). Однако ясно, что поскольку мы все грешим после крещения, постольку и для нас такая опасность существует и вполне реальна. Перестать грешить и заставить сердце не рождать этих вавилонских младенцев -- задача подвижника, занимающегося умным деланием.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Евгений писал:  "Это хладнокровное и расчетливое делание, направленное на очищение самого себя, то есть внутреннего человека....Насколько такое совместное делание может быть подкреплено и уставом (ибо только он образует настоящую Пустынь, хотя бы и виртуальную), надо обсуждать... Относиться к самому себе проходящий умное делание должен без сантиментов -- как к механизму или как к животному, которое надо привести в послушание (самому и себе) и мало-мальски человеческий вид. Разговоры о благодати надо отставить... Сердце разумного существа, обладающего свободой воли, отличает его от животных, но у падшего человека человека служит местом действия или обитания других разумных существ, падших ангелов, вмешивающихся в процесс свободного воления человека самым радикальным образом....

Жестковаты Вы, Евгений, да. Как-то сразу почувствовал, что не вписываюсь в палату как член "могучей кучки" - коротковат. Малодушен-с... Из Вашего поста как из спортзала вынырнул, извините. Замочите меня своим безмолвием, пожалуйста...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

viktor, не нравится, не ходите по палатам. Это дело добровольное. А Евгений всё правильно пишет.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Евгений
В святоотеческой литературе есть в некоторой степени разногласия по поводу того, могут ли в сердце, просвещенном крещением, обитать демоны или только действуют на него извне (по поводу сердца непросвещенного таких разногласий нет). Однако ясно, что поскольку мы все грешим после крещения, постольку и для нас такая опасность существует и вполне реальна.


Говоря схематично, в момент рождения свыше, когда благодать принимается\вселяется в ум (высшуя часть сердца) человека и проявляется там как твёрдая вера и непреклонная решимость воли, оттуда и изгоняются демоны, обитавшие там когда ум до просвещения был омрачён неверием, воля порабощена демонам, а благодать лишь призывала через совесть - голос Логоса. Тем не менее они остаются в нижней части сердца в той мере в какой там обитают страсти. По мере очищения сердца они уходят, им не за что "зацепиться", поскольку они лишь паразитируют на наших страстях.  Впрочем, это скорее оффтоп, не по существу темы.

Лена

  • Гость
Позвольте не согласиться только в одном.
Ничего мы сами, без Господа споспешествующего, не можем. Его Благодатию можем побеждать. И никак иначе. Остальное, да, именно так. Саможаление недопустимо, да, но даже при малейшем, приложенном усилии, сразу подается помощь Благодатная. Господи, прости мя, ленивую.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Евгений, вроде бы и правильно, но не пойму, где здесь покаяние? В чем оно проявляется (если проявляется)?

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: viktor
Жестковаты Вы, Евгений, да. Как-то сразу почувствовал, что не вписываюсь в палату как член "могучей кучки" - коротковат. Малодушен-с... Из Вашего поста как из спортзала вынырнул, извините. Замочите меня своим безмолвием, пожалуйста...


Не жестоковат даже, а жесток, но это жестокость врача (по отношению к самому себе). Врач не должен жалеть пациента, иначе он не сможет лечить. Вы не малодушны, зря Вы так на себя наговариваете:-)

Лена

  • Гость
Нет, простите, не так. Врач должен жалеть пациента, должен любить его и из жалости и любви делать то, что должен, что послужит исцелению.  Жестокости здесь не место. С любовью и милосердием омывать раны. И сострадать и жалеть бесконечно. Но! Лечить.
Не та страшная сопливая жалосливость, когда "кошечку жалко", а истинная-покормить, помыть и попу вытереть. Не упрекая и не ропща на немощь больного. То же и к себе. Не ненавидеть себя, а грех ненавидеть, и грызть не себя, а грех, выжигая его без жалости, но не убивая тело и душу безмерным безсмысленным неразумием.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: GeorgiZ
Евгений, вреде бы и правильно, но не пойму, где здесь покаяние? В чем оно проявляется (если проявляется)?


В деле. Покаяние должно быть деятельным. Покаяние без делания изглаживает причины греховных поступков, но не их последствия.

Можно ли излечить последствия греховных поступков только через покаяние? У Бога все возможно, но это нам не полезно, как и все, добытое малыми трудами.

Если под покаянием понимать особый вид делания, то, да, Вы правы, но это другая палата.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Лена
Нет, простите, не так. Врач должен жалеть пациента, должен любить его и из жалости и любви делать то, что должен, что послужит исцелению.  Жестокости здесь не место. С любовью и милосердием омывать раны. И сострадать и жалеть бесконечно. Но! Лечить.
Не та страшная сопливая жалосливость, когда "кошечку жалко", а истинная-покормить, помыть и попу вытереть. Не упрекая и не ропща на немощь больного. То же и к себе. Не ненавидеть себя, а грех ненавидеть, и грызть не себя, а грех, выжигая его без жалости, но не убивая тело и душу безмерным безсмысленным неразумием.


По отношению к другим Вы правы, но ведь речь идет о самом себе. Нигде, ни у отцов, ни в Писании не сказано, что нужно себя жалеть.

Лена

  • Гость
Но самогрызение и саможаление это из другой оперы. Жалеть, да, и из жалости бороться до крови с грехом, убивающем меня. Нет толку в саможалениии, но и в убийстве себя тоже нет толку.
С чем воюем? С грехом, укоренившимся, пожирающем все силы души. Жалко себя? Вот и убей грех в себе и будешь свободен и радостен. Изгнать бесов, насевших на шею и стать прямо.
Трудно? да. Больно? ну еще бы. Но где видали вкусное лекарство?
А жить хочется. Именно жить, а не плестись измученной клячей в постылых оглоблях греха, куда правит упившийся бес-возница.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Лена
Позвольте не согласиться только в одном.
Ничего мы сами, без Господа споспешествующего, не можем. Его Благодатию можем побеждать. И никак иначе. Остальное, да, именно так. Саможаление недопустимо, да, но даже при малейшем, приложенном усилии, сразу подается помощь Благодатная. Господи, прости мя, ленивую.


Помощь подается и при малейшем усилии, если на большие усилия у христианина нет произволения. Но как тогда возникнет произволение на большие усилия?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

К Евгению (из Москвы) следует прислушаться. Он говорит правильно и жестко. И не претендует на охват всей молитвенной "Пустыни", а говорит только о безмолвии, всегда сопряженном с бесстрастием... хотя №8 - немалая претензия :)

Замечания.

О благодати следует помнить, ибо она ведет и вводит в безмолвие, а без нее - один конфуз, помноженный на правильную, жесткую и не живую схему.

Безмолвие стоит выше мистически окрашенной экзальтации и может быть соединено с мистическим экстазом. И находясь в безмолвном состоянии, можно (и по жизни :) нужно) проявлять очищенную эмоциональность и преображаемую страстность. Пример в этом для нас - Господь. Бесстрастие - мы уже вспоминали об этом на форуме - не есть отсутствие и вытравленность страстей, но, скорее, сверхстрастность.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
К Евгению (из Москвы) следует прислушаться. Он говорит правильно и жестко. И не претендует на охват всей молитвенной "Пустыни", а говорит только о безмолвии, всегда сопряженном с бесстрастием... хотя №8 - немалая претензия :)

Замечания...


Спасибо:-)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: Лена
Но самогрызение и саможаление это из другой оперы. Жалеть, да, и из жалости бороться до крови с грехом, убивающем меня. Нет толку в саможалениии, но и в убийстве себя тоже нет толку.
С чем воюем? С грехом, укоренившимся, пожирающем все силы души. Жалко себя? Вот и убей грех в себе и будешь свободен и радостен. Изгнать бесов, насевших на шею и стать прямо.
Трудно? да. Больно? ну еще бы. Но где видали вкусное лекарство?
А жить хочется. Именно жить, а не плестись измученной клячей в постылых оглоблях греха, куда правит упившийся бес-возница.


Если говорить более точно, то правильное отношение к себе (своему телу, психике) у христианина должно быть утилитарно-прагматическое. В святоотеческой литературе нередко сравнение самого себя с рабочей лошадкой, с ослом, на котором нужно въехать в Царствие Небесное. Нужно держаться такой меры, чтобы осел прежде времени не издох. Но это не относится к сердцу и его содержимому, так как это не мы на нем едем, а оно едет на нас.