Исихазм

Автор Тема: Православие и психиатрия  (Прочитано 86595 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« : 25 Ноябрь 2005, 21:36:17 »
Недавно состоялся 14-ый Всероссийский съезд психиатров. Затрагивалась там и тема взаимоотношения религии и психиатрии. На западе давно уже эффективно работают бригадным методом в лечении и реабилитации душевнобольных. В бригаду входят психиатр, клинический психолог, социальный работник и СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ! Такой подход максимально плодотворен. В России же пастырская помощь душевнобольным комплексно с врачами вкупе оказывается только в одном учреждении в Москве (НЦПЗ РАМН), где имеется "церковный отдел". Как выяснилось, проблема в том, что священство не хочет идти на диалог с психиатрами (при том, что теоретических разногласий больше у церкви с психологами, а не с врачами), идёт такой , типа, разговор : "Ну, вы сначала воцерковитесь все, а потом посмотрим..".  Мне базовая проблема видится в т.н. "духовном редукционизме", вроде как "все болезни - страсти и ничего больше -исцелитесь постом и молитвой, а лекарства и т.п. не нужны. Целостный подход игнорируется. Это тоже самое, что заявлять - "все болезни от социальной неустроенности", "все болезни от психологических конфликтов, неутолённых желаний", "все болезни от нарушений в мозге" - РЕДУКЦИОНИЗМ - сведение целостного феномена к одной плоскости. Каждый тянет одеяло на себя, кто в чём лучше разбирается, тот ту сферу и абсолютизирует. Так проще живётся.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #1 : 25 Ноябрь 2005, 21:49:22 »
viktor, с Вами нельзя не согласиться. Лечить надо и причину (духовную болезнь), и её следствия (нервную, психическую) одновременно, параллельно. Это должны понять как священники, так и психиатры. Священники отчасти правы в том что они не хотят посылать людей к неверующим психотерапевтам (каковых большинство), прекрасно понимая что с ними не получится реального сотрудничества, разговор будет на разных языках. Наверно что нужно - это налаживание контакта между верующими психотерапевтами\психиатрами и священниками, организация совместной работы.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #2 : 25 Ноябрь 2005, 22:28:36 »
viktor, Ваши огорчения отчасти справедливы, но не будем забывать, что Русская церковь только-только начинает восставать из руин после гонений и тотального уничтожения духовенства. Да и в каком состоянии все наше общество... А разве далеко ушли те времена, когда за исповедание веры могли поставить диагноз и засадить в "психушку"?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #3 : 25 Ноябрь 2005, 23:47:17 »
Согласен. Не перестаю удивляться до каких размеров раздули историю диссидентов и верующих, которых госпитализировали в ПБ. Из мухи сделан слон. Карательная психиатрия... Таких случаев реально могло быть только несколько десятков, не больше . Хотя нет на самом деле ничего удивительного - многие реально больные люди "подписались" под ПРЕСЛЕДУЕМЫХ властями. Даааа, сейчас так не подпишешься, много врагов у параноиков, кроме бесов и КГБ развелось.  Сейчас чаще больных "преследует" мафия, соседи, хотя и "спецслужбы", инопланетяне, дявол и гомосексуалисты тоже заинтересованные лица... Вот например наш Евгений из Москвы в своем ЖЖ какой комментарий записал:
 "Психиатрия vs. Аскетика  24.10.2005   Да, православная психология, как видим, работает, а психиатры, вполне вероятно, стали бы пичкать дуриловом с непредсказуемыми последствиями. Так что оккультную опасность представляет, в большей степени, наверно, психоанализ в его современном виде и психиатры, а не "православные психологи", хотя и они тоже хороши."
 В общем в круг преследователей впишем, конечно, и психиатров. Так держать!
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #4 : 26 Ноябрь 2005, 00:15:43 »
Цитата: viktor
Не перестаю удивляться до каких размеров раздули историю диссидентов и верующих, которых госпитализировали в ПБ. Из мухи сделан слон. Карательная психиатрия... Таких случаев реально могло быть только несколько десятков, не больше.


Простите меня. Тут я, действительно, не очень осведомлен. Те психиатры, которых я лично знаю, - очень приятные люди и квалифицированные врачи.

Kosach

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #5 : 26 Ноябрь 2005, 07:25:40 »
А разве нет проблемы отсутствия желания самих психиатров сотрудничать со священниками? Что, дескать они (свящ.) могут, без спецобразования -это  вот мы - специалисты? Чаще священника в больнице воспринимают, как декоративность какую-то - ну, причастил, соборовал, отпел на последок - а в процесс включить...Ведь исповедь не воспринимается врачом как правило полезным для душевнобольного человека .  Диалога "на местах" не наблюдается, хотя на конференциях и могут затрагиваться эти темы...
Вот то, что в семинариях и акдемиях нет предметиа психологии - беда, по-моему.

viktor, а есть ли в современной психиатрии желание и возможность учитывать церковный многовековой опыт? По мне, на мой профанский взгляд, и в образовании психиатра  традиционно-религиозные взгляды на  проблемы душевные должны  рассматриваться. И поэтому не выработан общий комплект терминов, не отработаны общие понятия - это все приводит к размеживанию врачей душевных и духовных.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #6 : 26 Ноябрь 2005, 10:49:41 »
Цитировать
а в процесс включить...

Кто же не специалиста в процесс включать будет-то. Священник что умеет, то и делает, и называть его духовным врачом, исходя только из сана... Ну, детский сад и только! И хуже - это какое-то заскорузлое представление, мучающее русскую церковь, и давно - совершенно объективно - отвергнутое светским обществом.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #7 : 26 Ноябрь 2005, 11:40:15 »
Цитата: Kosach
Вот то, что в семинариях и акдемиях нет предметиа психологии - беда, по-моему.


Кое-где уже появляется. В Иоанно-богословском университете появился факультет христиансткой психологии. В некоторых семинариях, как я читал, вводят психологию и основы психопатологии.

Kosach

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #8 : 26 Ноябрь 2005, 12:17:09 »
. Ну, детский сад и только!
__________
Вот Вы опять раздражаетесь. А ведь я спрашиваю, каким образом производить это соединение между врачами и священнослужителями в деле лечения , как говорит viktor:
_____________
На западе давно уже эффективно работают бригадным методом в лечении и реабилитации душевнобольных. В бригаду входят психиатр, клинический психолог, социальный работник и СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ! Такой подход максимально плодотворен
_____________

Поэтому я и говорю о необходимости обучения психологии в  духовных учебных заведениях - чтобы не было невежества в элементарном, и поэтому спрашиваю у  Виктора, как  медицинских учебных заведениях относятся к опыту Церкви . Ведь действительно плодотворно было бы соединение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #9 : 26 Ноябрь 2005, 13:18:11 »
Цитировать
Вот Вы опять раздражаетесь.

Что Вы, я улыбаюсь.  Я ведь не против включения священнослужителя в процесс реабилитации (как это пытаются делать где-то на западе). Так священнослужителя, а не духовного врача! Духовный врач - это все-таки личная харизма...

Kosach

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #10 : 26 Ноябрь 2005, 14:01:46 »
Ну просто из некоторых Ваших реплик можно сделать вывод о Вашем неудачном опыте общения со священниками. Видимо, мне повезло больше - в моем окружении как правило  находятся священники-трудяги, каждый на своем месте (кто строит, кто учит, кто лечит... уж у кого какие таланты и возможности)  . И уж конечно, к лечению больных не могут подойти ( да и не пойдут!) те, у кого нет такой направленности и сил. А уж если есть - то в чем может быть эта польза?  Врача священник не заменит, но его роль в успешной реабилитации больного может быть большой - именно из-за специфики болезни - душевной...
PS "душевный врач" - "духовный врач" - это аллегория.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #11 : 26 Ноябрь 2005, 14:18:34 »
Цитата: Alexander
Цитировать
Духовный врач - это все-таки личная харизма...


Хорошо, конечно же, чтобы была личная харизма. Но не будем забывать, что такой харизмой обладает Господь - Истинный Врач.
Задача священника в том, чтобы подсказать душе путь к этому Врачу, молиться за эту душу.

Kosach

  • Гость
Православие и психиатрия
« Ответ #12 : 26 Ноябрь 2005, 14:53:02 »
viktor,
вот еще  вопрос Вам:  а как с т. зр. традиционной  психологии выгладит душа бесноватого?  В свете того, что в этой теме уже говорилось, со святоотеческой терминологией, но с точки зрения врача.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #13 : 26 Ноябрь 2005, 15:21:04 »
Kosach,  
Цитировать
Ну просто из некоторых Ваших реплик можно сделать вывод о Вашем неудачном опыте общения со священниками.

У меня опыт и удачный, и "неудачный" есть. Хотя я считаю, что сохранить свое лицо (как образ Божий) и не подмяться под систему священнику в МП очень тяжело. Их участи не позавидуешь. Впрочем, мы уже говорили, что путь в церкви не медом намазан, и распинаться каждому, Бога ищущему, надо.

Две крайности есть. Неофиты из батюшки идола делают и подобострастничают, а в современном обществе к священникам относятся с легким презрением, полчеркивая явное несоответствие между образом жизни и саном. Посему общество согласно впрячь священника в упряжку своего строительства, но уже на "законных" (никак не первых) ролях.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Православие и психиатрия
« Ответ #14 : 26 Ноябрь 2005, 15:41:33 »
Как выглядит душа бесноватого? Оставьте мне адрес своей электронной почты и я вышлю вам свою фотографию, например.
...............
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...