Исихазм

Автор Тема: Темп в процессе молитвы  (Прочитано 11791 раз)

света

  • Гость
Темп в процессе молитвы
« : 18 Октябрь 2004, 12:51:18 »
Вопрос в особенности к тем, кто знаком с современной афонской практикой.

Там обучение новоначальных молитве в быстром темпе и по сокращенной форме "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя" - это распространенная практика? Просто столкнулась с этим и немного удивилась.

Я знаю, что также и о.Софроний (Сахаров) в своем монастыре учредил такое правило - 2 раза в день по 8 четок (800 молитв) за 2 часа - то есть в быстром темпе.

Потому что, когда "нашу" литературу читаешь, там в большинстве случаев, рекомендуется молиться "с чувством, с толком, с расстановкой" и часто о-о-очень медленно. К тому же, в подавляющем большинстве источников, как и в "живых" разговорах, упоминается полная форма молитвы.

Спасибо

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Темп в процессе молитвы
« Ответ #1 : 18 Октябрь 2004, 17:12:55 »
По этому вопросу все отцы согласны в одном - Иисусова молитва должна быть соединена с дыханием. А на счет темпа не знаю. Св. Игнатий рекомендовал молиться без разгорячения, неспеша.

Симеон

  • Гость
Re: Темп в процессе молитвы
« Ответ #2 : 28 Октябрь 2004, 00:29:26 »
Христос посреди нас, Светлана.

800 молитв за 2 часа это ещё не быстро.
 В некоторых монастырях на выполнение афонского келейного правила (1200) даётся 1 час.

Вообще, правило такое: 3 триакусарии (трёхсотницы) Господу Иисусу Христу (т.е. 900 Иисусовых), потом 1 Богородице (т.е. 300). Правило совершается с крестами , т.е. с малым поклоном и с крестным знамением. Количество земных поклонов у монахов 150, у схимников 300, если, конечно брат здоров. Таким образом разница в правиле между монахом и схимником только в количестве земных поклонов. После прочтения правила с крестами, можно сесть и пробовать молиться умно. В Великий Пост правило удваивается (6 по 300 и +2 по 300).
Это общее келейное правило для всей братии. Творение молитвы на послушании в течение дня сюда не входит.
На богослужении все, опять же, читают молитву, кроме тех, кто на клиросе. Иногда, особенно на келлиях, происходит замена вычитки службы чтением Иисусовой по времени службы (так делают и в России в некоторых обителях)
Вообще, если вы попробуете Иисусову, "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", читать в разговорном темпе, т.е. так, как Вы обычно с кем-то говорите, то Вы убедитесь что сотню Вы прочтёте куда быстрей, чем  Вы читали бы полную молитву. И 1200 это не так уж и долго. Поскольку молитва короче, то и количество молитв увеличено (800 - это правило в Пантелеймонове монастыре, откуда и отец  Софроний).

Лествичник говорит, что один читает быстро и разгорячается, а другой читает быстро, чтобы не давать возможности успеть образоваться прилогу. Иной читает медленно, чтобы собраться, а иной читает медленно и впадает в сладострастие. Так что нет полного преимущества ни у того ни другого.
 
Так что на Афоне в греческих обителях в основном читают быстро.

Симеон

света

  • Гость
Темп в процессе молитвы
« Ответ #3 : 29 Октябрь 2004, 09:32:06 »
Симеон, большое спасибо за подробный ответ.

света

  • Гость
Re: Темп в процессе молитвы
« Ответ #4 : 01 Ноябрь 2004, 15:05:47 »
Цитата: Симеон

 В некоторых монастырях на выполнение афонского келейного правила (1200) даётся 1 час.

Вообще, если вы попробуете Иисусову, "Господи Иисусе Христе, помилуй мя", читать в разговорном темпе, т.е. так, как Вы обычно с кем-то говорите, то Вы убедитесь что сотню Вы прочтёте куда быстрей, чем  Вы читали бы полную молитву. И 1200 это не так уж и долго.


Попробовала считать - действительно 1000 в час это темп обычной разговорной речи (на греческом молитва короче, так что 1200 это действительно не быстро).

Была на днях в Лавре - купила карманную книжечку Иноческое Келейное правило - там приводится правило проигумена Харалампия из монастыря преп. Дионисия, Святая Гора Афон - замена служб молитвой по четкам. Там, например, Утреня - 27 сотниц Спасителю (=1 час) + 9 сотниц Божией Матери (15 минут) + по 1 сотнице (2 минуты) святому дня, святому храма и святому седмицы + 3 сотницы Всем Святым (5 минут).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Темп в процессе молитвы
« Ответ #5 : 11 Март 2006, 16:05:47 »
Тема о краткой или полной молитве, а также о темпе (ритме) молитвы была поднята, как мы видим, уже давно. Может быть, есть у кого-нибудь дельные соображения по этому поводу? Хотелось бы послушать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Темп в процессе молитвы
« Ответ #6 : 12 Март 2006, 01:05:19 »
Опираясь на свой опыт, скажу, что благодать дается не за аскезу. Аскеза формирует душевное тело - это область оккультного строительства, для которого важна безошибочность формулировки, ритм и количество. Хочу подчеркнуть: аскеза - оккультная практика и дает она оккультные способности! Важнее милость сердца - его искренность и чистота - что, скорее, ломает ритм и как бы нарушает заведенное правило ради большего. Думаю, притча о добром самарянине, "сломавшем" темп своего (молитвенного) пути ради помощи, подчеркивает важность трепетного и не формального исполнения правил, ибо формальное следование (в лице левита и священника из притчи) Господом не принимается.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Темп в процессе молитвы
« Ответ #7 : 12 Март 2006, 10:27:02 »
Отлично! И в этом ключе, как нельзя лучше, раскрывается притча о милосердном самарянине.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Темп в процессе молитвы
« Ответ #8 : 12 Март 2006, 12:38:03 »
По молитвенному пути следует пройти (и проходить неоднократно), поэтому и осваиваются приемы: темп и размах молитвенного "шага", скорость движения, сила и пр. Но молитвенный путь не должен стать колеей для ума - локомотива молитвы, - с которой он уже не может свернуть, отщелкивая количество, задавая темп - догматизируя вспомогательные средства, превращая их в цель и неизменные правила.

Еще один Евангельский образ:
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Cлова молитвы (как освященный образ) подобны поплавкам на поверхности ума-моря. Эти поплавки прикреплены к верхней подборе сети. Перебирая сеть руками, по тяжести опытный рыбак определяет, какая добыча его ждет в глубине, и вытаскивает сеть. Смысл молитвы-ловли не просто в перебирании бусинок четок (подборы сети с поплавками), а улов!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Темп в процессе молитвы
« Ответ #9 : 12 Март 2006, 16:57:49 »
Цитировать
Смысл молитвы-ловли не просто в перебирании бусинок четок (подборы сети с поплавками), а улов!


Хорошо, а вот такой вариант: сеть закинута, а улов - несколько мелких рыбешек. Наверное, мы не скажем, что выход в море с закидыванием сети был тщетным?... Впрочем, эта тема уже на форуме обсуждалась (и, вроде бы, не раз).
Здесь важна мысль, что темп, регулировка дыхания, поклоны, "развернутая" или краткая молитва (краткую нахожу более практичной) - все это вспомогательные средства умного делания.  Темп в молитве бывает полезен. Он выводит ум из стагнации, одебелости. Темп хорош, когда ум парит.  Но машинист локомотива может разогнать поезд и увлечься хорошим темпом езды, пропустив при этом нужную станцию.

Владимир С

  • Гость
Темп в процессе молитвы
« Ответ #10 : 17 Март 2006, 18:20:49 »
Темп зависит от душевного состояния в данный момент. Чем больше на тебя страсти (бесы) нападают тем больше темп молитвы.
Когда наступит благоденствие тогда темп сам замедлится.
Говорят, что может наступить такое состояние, что скажешь только одно или два слова.... а продолжишь через час или два :lol
Благодатного поста!
р.Б.