Исихазм

Автор Тема: Память смертная и пораженческие настроения  (Прочитано 29040 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Даже у вдумчивых и глубоких представителей современного монашества иногда наталкиваешься на пораженческие нотки. Может быть, они навеяны осенью? :)

Читаю: ...если и погибнем на этой войне, то как воины Христовы...

Через смерть в жизнь вечную - вот путь воина Христова, и гибель для воина - его отказ от Христа.

наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. (Еф.6:12)

Воин Христов не участвует в войнах сего мира. И это неучастие не имеет никакого отношения к пацифизму, ибо тот, кто участвует в земных войнах, ведет брань против крови и плоти.

Так пройдем через войны мира сего, как воины Христовы. Чтобы победить во Христе.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #1 : 13 Октябрь 2004, 14:40:18 »
А с другой стороны - помните - "пойдем и мы умрем с Ним", а потом - "оставив Его бежали"    :(

Укрепи нас Господь!

-----------------------

А помните, как преподобный Серафим Саровский своим унывающим сиротам говорил: "Радость моя, нет нам с тобой дороги унывать." и еще говорил "мы в Царствии Небесном будем с тобою ликовать!". и еще разные утешительные слова по-отечески им говорил.

Умереть то успеется еще  :D Когда Бог даст

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #2 : 13 Октябрь 2004, 15:55:11 »
Есть дивное песнопение "Агни Парфене Деспина" на слова свт.Нектария Эгинского. На греческом в исполнении, как я понял, хора м.Симонопетра оно звучит величественно и победно. Это ликующий гимн Божией Матери,  это песнь чистоте и непорочности, исполненная радости и утверждающая святость.

Есть "Агни Парфене" в исполнении хора братии Валаамского монастыря - чистота целомудренного песнопения становится увядающей, плоской, вытравленной, почти унылой. Голоса словно растворены в тумане усталости, и ноги не хотят идти, а только сесть и плакать.

Рекомендую послушать, чтобы учиться отличать духовную радость в бесстрастии от "бесстрастного" уныния и пораженчества.
Взять можно здесь:
http://www.hesychasm.ru/media/Agni_Simonopetr.wma  (1.8 mb)
http://www.hesychasm.ru/media/Agni_Valaam.wma        (1.8 mb)

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #3 : 13 Октябрь 2004, 16:51:26 »
Александр, удивительная вещь - некоторое время назад искала долго и безрезультатно (нашла только ноты и греческий текст) это песнопение в исполнении хора Симонопетра - а тут Вы его и выложили.  :D

Спаси Господи!

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #4 : 13 Октябрь 2004, 17:07:04 »
Да, прослушать то я и не смогла - чего-то там у меня не хватает в компьютере... :(

А по поводу валаамского пения - я уже слышала это исполнение.
Мне кажется, никакое это не унылое пораженчество, а просто сказывается разность и в традиции и в мироощущении - мне кажется было бы очень странно, если бы в северном монастыре была иная манера исполнения - там же в сентябре уже снег выпадает... Да к тому же сказывается, как обычно и то, что у нас и монастырь и пение недавно возродились.

У греков вообще богослужение гораздо более энергично проходит, насколько я могла уловить.

Знаю, например, одного уважаемого греческого батюшку, который когда услышал валаамские песнопения, то ему очень понравилось, а он человек духовный, насколько может судить об этом мое убожество.

А Вы попробуйте послушать древние сербские песнопения - там не то, что заплачешь - завоешь! Меня надолго не хватает их слушать...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #5 : 13 Октябрь 2004, 17:23:20 »
Александр, музыка, конечно, - дело вкуса  :D . Лично я очень люблю Валаамский хор. У них есть и радостные-энергичные песнопения, например Пасхальные:
http://music.orthodoxy.ru/mp3/get.php?file=7459b76d98a15ba693139938066a89b5
http://music.orthodoxy.ru/mp3/get.php?file=03cb997b511b61572cce81420402c794

Но вообще конечно трудно бывает в музыке выразить духовное состояние "радостнопечалия" свойственное православному духовному расположению. Кто-то уклоняется в десное (радость), кто-то - в шуиее (печаль).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #6 : 13 Октябрь 2004, 18:10:51 »
света:
***У греков вообще богослужение гораздо более энергично проходит***

Ага, они и книжки более радостные и "исихастские" пишут. А данное песнопение - оно хорошо отражает дух Валаамского подворья в СПб в середине 90-х годов.

света:
***Да, прослушать то я и не смогла - чего-то там у меня не хватает в компьютере... ***

Как же Вы так оплошали :). Надоть аудиокодек wma9 поставить.
Попробуйте этот урезанный набор. http://www.hesychasm.ru/media/WM9Codecs.exe
Еще м.б., что программка для прослушивания хилая и не воспринимает данный формат. На майкрософтофском сайте есть бесплатный  проигрыватель на 12 мб дистрибутивов. Я пользуюсь бесплатным jetaudio c  http://www.jetaudio.com/index.asp  Он тоже не маленький, зато еще умеет качественно конвертировать и прожигать.

Evgeny:
***Лично я очень люблю Валаамский хор. ***

И я раньше его слушал. Я не говорил о том, что они плохо поют, а показал на тех, которые, по моему мнению, исполняют намного лучше именно это песнопение.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #7 : 13 Октябрь 2004, 19:03:00 »
Вот, кстати, случайно нашел запись службы и песнопений Афонского Успенского скита. Действительно, дает заряд бодрости и какой-то духовной радости и энергии:
http://www.ecclesia.gr/Multimedia/Audio_index/mparaklitikos/mparaklitikos_en.html

Димитрий

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #8 : 14 Октябрь 2004, 10:41:58 »
Александр, а может быть, это светлая грусть? Радостопечалие.

И у инока Всеволода в "живом журнале", и у монахов Валааама.
Ведь есть время плакать и есть время смеяться (Еккл. 3:4).

Пасхальное пение Валаамских монахов, как правильно заметил Евгений, очень светлое. Но, помня о Фаворе, они помнят и о Голгофе, так, наверное...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #9 : 14 Октябрь 2004, 13:16:20 »
Я здесь не провожу никакого анализа, просто высказываю свое впечатление, которое субъективно и без претензий. Вот оно: есть светлая грусть и радостопечалие, как в песнопении Валаамской братии, так и монастыря Симонопетра. Только симонопетровское пение мощное, крепкое, вознесенное, в нем есть грусть, но она не душевного свойства - это алкание небесного, и радостопечалие прозразно, без слезы саможаления. В русском варианте - я об этом говорил - есть чистота, и добавлю: есть грусть, но она подгружена "бесстрастной" душевностью - словно лист осенний, он и  в небе голубом, и на землю уже падает. Есть вытравленность и слабость - нотки печали об утраченном, потеря мужественности и замена ее плачем.

Память о Голгофе - она ведь не только в плаче о Распятом, но, прежде, в мужестве следовать за ним.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #11 : 18 Октябрь 2004, 09:22:46 »
Короче, ничего у меня не загружается - все входы-выходы у нас protected.  :(

Пойду лучше поищу диск или кассету в магазине каком-нибудь...

ron

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #12 : 18 Октябрь 2004, 17:55:28 »
Alexander ,

Если я правильно поняла ваши слова,  вы имели ввиду то, что когда начинаешь приступать к "памяти смертной" и читаешь книги об этом, то не очень хочется слышать в оных книгах  «пораженческие нотки» (как вы писали). В жизни этого предостаточно итак. И поэтому всегда надеешься на то, что данная литература не только растолкует о памяти смертной,  но и откроет дверь в «путь царской свободы» жизни здесь и сейчас,тоже.

Из того что я читала по этой теме , две книги мне показались особенно жизнеутверждающие. Вот они. ( К сожалению я не нашла текстов этих книг в Интернете ) : Архимандрит Рафаил (Карелин) Умение умирать или искусство жить.  Юлия Вознеченская «Мои посмертные приключения»

В этих книгах уж точно нет слабости и уныния.


На мой взгляд одно из глубоких  выражений, которое мне дает ощущение силы и слабости одновременно, понимания жизни и удержания памяти смертной, слова старца Силуана: «Держи ум во аде и не отчаивайся» Это ИМХО та мудрая золотая середина, которую иногда не ощущаешь по прочтении тех или иных высказываний.
С уважением, ron

ron

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #13 : 18 Октябрь 2004, 18:06:47 »
Юлия Вознесенская «Мои посмертные приключения» -так правильно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #14 : 18 Октябрь 2004, 23:47:04 »
ron:
***когда начинаешь приступать к "памяти смертной" и читаешь книги об этом, то не очень хочется слышать в оных книгах «пораженческие нотки»***

Так и еще по-другому. "Пораженческие нотки" подменяют память о смерти, и если бы только в книгах...

При аскетическом самоограничении наступают длительные периоды потери жизненных сил. Такая потеря  подвигает к памятованию о смерти и одновременно заставляет видеть мир в серых и черных тонах. Здесь уже вкрадывается пораженчество как уход из плохого мира в сладкий мир увядающих грез. Увядание становится притягательным и сладким, оно засасывает, нашептывая: оставь, уйди, усни. И вот головка клонится набочок, походка становится шаркающей, интерес к жизни сменяется ее осуждением. Память смертная становится бесконечным умиранием, которое освобождает душевную энергию, стимулирующую своеобразное настроение-творчество. Такое творчество, в свою очередь, созидает кумиров - это бегство от мира, финалом корого становится смерть, это оправдание своей духовной немощи, как бесконечного умирания, это убийство-осуждение всех несогласных в соответствии с собственной танатической позицией.

Есть еще одно далеко не самое верное отношение к смерти, но разговор о нем не в рамках этой темы.

И вот предел свыше таким настроениям:  истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Рождение от Духа Святого дарует нам жизнь, радость, духовное веселие, бодрость - щедро, в преизбытке, мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною. Состояние неподдельного радостопечалия доступно для рожденных свыше, пока нет его, то и радость не настоящая, и печаль - уныние.
 

Я ничего не читал у Ю.Вознесенской и не знаком с книгой арх.Рафаила. Слова же старца Силуна наполнены опытом, мудростью и силой победы.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #15 : 19 Октябрь 2004, 10:28:00 »
Цитата: Alexander
При аскетическом самоограничении наступают длительные периоды потери жизненных сил. Такая потеря  подвигает к памятованию о смерти и одновременно заставляет видеть мир в серых и черных тонах. Здесь уже вкрадывается пораженчество как уход из плохого мира в сладкий мир увядающих грез. Увядание становится притягательным и сладким, оно засасывает, нашептывая: оставь, уйди, усни.


Поклоны, поклоны, поклоны. ..А еще и палкой их палкой. :D

Очень помогает.

Как старец Иосиф Исихаст, если помыслы не отвязывались, он говорил - тогда сейчас отведаете палки! Говорил, что все тело у него содрогалось от ужаса, когда предчувствовало такую воспитательную меру. Зато действенно...
 

Цитата: Alexander
Я ничего не читал у Ю.Вознесенской...

Хорошее чтение для подростков. Взрослых в  унылом состоянии развлекает (но некоторых раздражает примитивностью, как меня например).  - мое личное мнение

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #16 : 19 Октябрь 2004, 10:38:44 »
По поводу смертной памяти - как прекрасно сказал один юноша!

Думаю это все читали в какой-то книжке какого-то греческого современного отца: когда он был совсем юный и пришел на Святую Гору, то там в братстве был еще юноша на 2 года старше его и по телесному и по монашескому возрасту. Так когда новоначальный просил старшего поговорить с ним ради душевной пользы, тот отвечал: брат, давай лучше помолимся, потому что не знаем, будем ли жить завтра.
 :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #17 : 19 Октябрь 2004, 13:51:08 »
Поклоны помогают... некоторое время. Тело же суть храм Духа Святого - лупить по нему палками сродни избиению мужем жены...
Грубая аскеза приводит к преждевременному изнашиванию тела, порождает болезни, развоплощает, отрывает от материи - она в прошлом, и если еще кому-то помогает, это не значит, что ее нужно перенимать.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #18 : 19 Октябрь 2004, 15:34:43 »
Цитата: Alexander
Поклоны помогают... некоторое время. Тело же суть храм Духа Святого - лупить по нему палками сродни избиению мужем жены...


По поводу избиения мужем жены - говорят, в случае, если жена истеричка - лучше дать пощечину, чем  терпеть истерики. Потому что лучше помогает, чем увещевания.

Цитата: Alexander
Грубая аскеза приводит к преждевременному изнашиванию тела, порождает болезни, развоплощает, отрывает от материи - она в прошлом, и если еще кому-то помогает, это не значит, что ее нужно перенимать.


Старец Иосиф Исихаст придерживался такой практики и своих учеников так же держал. Не думаю, что он не имел рассуждения, поскольку, как говорят, из его "гнезда" вышло несколько игуменов, во многом способствовавших возрождению монашеской жизни на Афоне.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #19 : 19 Октябрь 2004, 17:21:04 »
Человека мирского и душевного память о смерти и телесная аскеза повергает в уныныие, печаль и бессилие, а истинному духовному христианину они приносят радостопечалие. А как человеку превратиться из душевного в духовного? - через смирение, т.к. только к смиренному приходит Святой Дух:

"Некоторые для получения крайнего бесстрастия ... всуе изнуряют тело свое; но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ. " Лествичник

"Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и смирению дается благодать." преп. Исаак Сирин

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #20 : 19 Октябрь 2004, 18:06:24 »
Вот еще цитата на тему:

" Возлюбленная матушка, вы не побоялись как-то раз сказать, что Господь Бог просвещает мою душу и дает мне опыт зрелых лет... Матушка, я слишком мала теперь, чтобы быть тщеславной, я еще слишком мала, чтобы красивыми фразами заставить вас поверить в мое великое смирение. Лучше я просто признаюсь, что сотворил величие Сильный (см. Лк. 1,49) в душе дочери Его божественной Матери, и величие это состоит в том, что Он ей показал ее малость и бессилие. Дорогая матушка, вам хорошо известно, что Господь Бог соблаговолил провести мою душу через множество разнообразных испытаний. Я много страдала уже с самого появления на этой земле, но, если в детстве я страдала с грустью, то теперь страдаю в мире и радости. Я воистину счастлива оттого, что страдаю. Да, матушка, вам необходимо узнать все тайны моей души, чтобы не улыбаться, читая эти строки, ибо найдется ли душа, перенесшая меньше испытаний, нежели моя, если смотреть со стороны? Да, если б испытание, от которого я страдаю уже целый год, открылось взорам, каково было бы удивление!

...

В прошлом году Господь Бог даровал мне утешение соблюсти Великий пост со всей строгостью. Еще никогда я не чувствовала себя такой крепкой, и это состояние крепости продержалось до Пасхи. Однако в Страстную пятницу Господь пожелал подарить мне надежду на скорую встречу с Ним на Небе... Как приятно мне это воспоминание! До полуночи пробыла я у Гроба Господня, потом вернулась в келью, но едва успела положить голову на подушку, как почувствовала поднимающуюся волну, которая с клокотанием подкатила к губам. Я не знала, что это было, но подумала, что, быть может, я умру, и душа моя исполнилась радости... Между тем, поскольку лампа была уже задута, я сказала себе, что нужно дождаться утра, чтобы удостовериться в таком счастье: мне показалось, что меня вырвало кровью. Утро не заставило себя долго ждать. Проснувшись, я сразу подумала, что мне предстоит узнать что-то радостное, и, подойдя к окну, смогла убедиться, что не ошиблась... Да, душа моя совершенно утешилась, я была глубоко уверена, что Господь в день Своей смерти пожелал дать мне услышать первый зов, словно отдаленный шепот, возвестивший о приближении Жениха...

....

Возлюбленная моя матушка, то, что я пишу вам, не имеет продолжения. Моя коротенькая история, похожая на сказку доброй волшебницы, внезапно превратилась в молитву, и я не знаю, что интересного вы сможете найти, читая эти неясные и плохо выраженные мысли. В конце концов, матушка, я пишу не для того, чтобы создать литературное произведение, но по послушанию. А если я и нагоню на вас скуку, то по крайней мере вы увидите, что ваше дитя проявило добрую волю. Итак, не падая духом, продолжу мое небольшое сравнение с того места, где оставила его. Я говорила, что уже с самого детства мне дана была уверенность в том, что в один прекрасный день я уйду далеко из печальной и мрачной страны. Я верила не только потому, что слышала рассказы людей более сведущих, – в глубине сердца я ощущала стремление к прекрасному краю. Подобно гению Христофора Колумба, который подсказал ему, что существует Новый свет, когда никто и не помышлял об этом, я чувствовала, что когда-нибудь иная земля станет для меня постоянной обителью. Однако окутывавший меня туман внезапно сделался более густым, он проник в мою душу и охватил ее так, что я уже не могла найти в ней прекрасный образ моей Отчизны. Все исчезло! И когда я хочу дать отдых своему истомленному окружающим мраком сердцу, вспоминая о солнечной стране, к которой стремлюсь, – мое мучение удваивается. Мне начинает казаться, что тьма голосами грешников говорит мне с насмешкой: «Ты мечтаешь о свете, о благоуханной Отчизне, о вечном обладании Творцом этих чудес, ты думаешь в один прекрасный день выйти из окружающего тебя тумана! Иди дальше, иди дальше, радуйся смерти, которая даст тебе не то, на что ты надеешься, но еще более глубокую ночь – ночь небытия».

Возлюбленная матушка, этот образ тьмы, которая омрачает мою душу, так же несовершенен, как набросок по сравнению с оригиналом. Однако не хочу больше писать об этом, боюсь, что стану богохульствовать... Мне страшно даже от того, что уже сказала и так слишком много...

Да простит меня Господь, если я огорчила Его. Ему ведь хорошо известно, что если я и не наслаждаюсь верой, то, по крайней мере, стремлюсь совершать дела веры. Думаю, что за этот год я совершила их больше, чем за всю свою жизнь. Когда враг бросает мне вызов, и я могла бы вступить в сражение – я не пугаюсь, но, зная, что драться на дуэли малодушно, поворачиваюсь к противнику спиной и не удостаиваю его даже взгляда. Я бегу к моему Господу Иисусу и говорю Ему, что готова пролить всю свою кровь до последней капли, чтобы исповедовать веру в существование Неба. Я говорю Ему, что счастлива не наслаждаться этим прекрасным Небом на земле, лишь бы Он навсегда открыл его для бедных неверующих. Поэтому, несмотря на испытание, отнимающее у меня всякую радость, я все-таки могу воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, всем творением Твоим» (см. Пс. 91, 5). Ибо разве есть радость больше, чем страдание ради Твоей любви? И чем страдание сокровенней, чем менее оно заметно человеческим взорам, тем больше радует Тебя, о Боже мой. Но если, хоть это и невозможно, Ты бы и Сам не заметил моего страдания, я все равно буду счастлива страдать, если этим смогу предотвратить или искупить хотя бы один грех, совершенный против веры...

Возлюбленная матушка, вам, возможно, покажется, что я преувеличиваю свое испытание. В самом деле, если вы станете судить по моим стихам, написанным в этом году, то душа моя должна показаться вам преисполненной утешений, для которой завеса веры уже почти разорвана, а между тем... для меня это больше уже не завеса: это – стена, восходящая до самого неба и закрывающая звездный небосвод... Когда я воспеваю небесное счастье и вечное обладание Господом Богом, то не испытываю от этого никакой радости, потому что просто воспеваю то, во что хочу верить. Правда, порою тоненький солнечный лучик приходит озарить мой мрак, и тогда на одно мгновение испытание прекращается, но потом воспоминание об этом лучике еще больше сгущает мрак: вместо того, чтобы принести радость.

Матушка, никогда еще я так хорошо не чувствовала, насколько Господь долготерпелив и многомилостив. Он послал мне это испытание лишь тогда, когда я обрела силы его выдержать. Думаю, что ранее оно повергло бы меня в уныние. Теперь же оно избавляет меня от всякого естественного удовлетворения в моем стремлении к Небу. Возлюбленная матушка, теперь мне кажется, что ничто не мешает мне улететь, ведь у меня больше нет желаний, кроме одного – любить так, чтобы умереть от любви..."

Св.Тереза из Лизье (поступила в Кармель в 15 лет, скончалась от туберкулеза в 24 года в 1897 году)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #21 : 19 Октябрь 2004, 18:58:00 »
Отношения мужа и жены должны строиться в свете слов Павловых (Еф.5) . Если жена - истеричка, то муж, который ее за это постоянно лупит, - деспот. Я же говорю о семье, как единстве и совместном делании-аскезе ради стяжания Святого Духа.

Относиться к чьим-либо действиям или словам стоит с рассуждением. Если Иосиф Исихаст делал так, это не означает, что мы должны слепо копировать его действия. Тем более зная, что Дух Святой палками не вбивают.

света

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #22 : 19 Октябрь 2004, 18:59:44 »
Да, давайте без палок! Ангела-Хранителя!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #23 : 19 Октябрь 2004, 19:12:02 »
Спасибо, Света, за св. Терезу. Из всех католических святых жен она мне больше всего по душе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #24 : 19 Октябрь 2004, 19:36:02 »
"Повесть об одной душе" Терезы Малой - вещь удивительная, как жизнь самой Терезы. Читаешь будто из чистого родника пьешь.

Кроме одного но... Перефразирую известную пословицу: хороший святой - мертвый святой. Мертвые святые очень удобны для тех, кто сидит на троне Моисеевом. И когда канонизированная святая воспевает смерть от любви...

Нет уж, путь православный не в смерть от любви, а через смерть в любовь и жизнь вечную - жизнь, которая начинается здесь, на этой бренной земле. Путь смерти от любви, которую жаждала Тереза, есть святое бегство от тягот и ответственности земной жизни. Это святой путь развоплощения, однако работа Божия должна быть сделана здесь. Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #25 : 20 Октябрь 2004, 18:44:34 »
Вот ещё одна хорошая цитата по теме:

""Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием" (преп. Илия-пресвитер, Д III, 432). "Спасительная печаль" - это божественное беспокойство души. Нет иных врат к Богу. Если мы этого не поймем духовным трудом, то мы не сможем принять христианства. Для христианина память о смерти есть надежда на бессмертие.

"Будем, если можно, непрестанно памятовать о смерти, - говорит пр. Исихий Иерусалимский, - ибо от этого памятования рождается в нас отложение всех забот и сует, хранение ума и непрестанная молитва, беспристрастие к телу и омерзение ко греху..." (Д II - 192).

"Спасительная печаль" потому и спасительна, что вместо угнетающего бездействия она рождает живое духовное дело. Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7. 10). Она потому и спасительна, что внутри ее радость. "Стяжи чистоту в делах своих, - говорит св. Исаак Сирин, - чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем" (Д II - 702). Дела земные не оставляются, но все становится на свое место. Оставляя испуганную многозаботливость и неверную суету, человек обретает поступь вечного существа. Он в тревоге за свою вечность, но и в надежде. Он начинает слышать иные миры, и на его голову, утомленную зрелищем земного тления, веет воздухом освобождения. Эта надежда, о которой сказал апостол, что тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих(Рим.VIII, 21). Через память о смерти душа внимает бессмертию.
"
С. И. ФУДЕЛЬ. ПУТЬ ОТЦОВ (http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/fudel.htm)

"Сердце, ожив ощущением своим для Бога и для всего, что принадлежит Богу, умирает для мира, умирает для всего, что враждебно Богу и что чуждо Бога. В смерти этой - жизнь, и в погибели этой - спасение." Таинственное объяснение 99-го псалма, святитель Игнатий (Брянчанинов)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #26 : 21 Октябрь 2004, 02:04:29 »
Цитата: Alexander
однако работа Божия должна быть сделана здесь. Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!


Очень здорово сказано!
Несомненно, Господь желает нам всем получения полноты Жизни, Плеромы Царства Небесного, что и есть, на самом деле, эта работа Божия, которую необходимо проделать здесь, в нашем бренном теле, на грешной и несчастной нашей планете.
Жизнь Вечная начинается не со смертью тела, а со смерти зарвавшегося ума, который возомнил себя единоличным хозяином целостного Человека.
Но мы не убиваем ум Умной Молитвой, мы лишь указываем ему его место: в сердце, а не в голове, где быть надлежит лишь Царю...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #27 : 22 Октябрь 2004, 12:33:01 »
***Любить так, чтобы жить, пройдя через смерть!***


  В этих словах содержится обжигающая правда. Она невыносима для эгоизма. Всегда хочется придумать себе мечту о добродетели, но любовь как раз и состоит в том, чтобы с достоинством и силой нести
груз своего несовершенства. Нести и менять себя при помощи благодати Божией.
   Смерть в нас самих, она повсюду в мире. Все, что не обожено, - все есть умирание. И жить, помня о смерти, можно, лишь имея силу в себе, силу побеждать.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #28 : 23 Октябрь 2004, 04:57:30 »
Не помню сейчас источника (давно это было), но врезалась в память какая-то, скорее, восточная история об уподоблении всего человеческого существа конному экипажу.
Где сама повозка - тело, лошади - эмоции, а кучер - ум.
Так вот, сидит этот самый кучер, развалясь, на том месте, где должен быть Хозяин экипажа, который-то на самом деле знает, куда надо ехать (кучеру-то все равно куда), лошади у него не кормлены и не чищены как следует. Да и не тренированы как положено бегать им в упряжке - своенравны уж больно. Ну уж и повозка - тоже будьте-нате, краска пооблуплена, колеса не смазаны - вот, вот развалится на ходу.
Спрашивается, захочет ли Хозяин такой триадой воспользоваться, или предподчет экипаж, где кучер-ум позаботился об управлении эмоциями, тело свое подтянул где надо, да и сам - парень хоть куда: хорош собой и знает твердо свое место (тут я добавляю от себя - в сердце)?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #29 : 23 Октябрь 2004, 14:34:14 »
С конным экипажем хорошее сравнение. особенность нашего времени в том, что конный экипаж морально и "технически" устарел, давно и безнадежно. В век быстрых машин и воздушных перелетов, к рациональному уму лучше относится как к сложному компьютеру. В потоках эмоций и, вообще, жизненных сил надо разбираться как в машинных двигателях, а лучше как в движущей силе и социальной организации общества и каждого человека.

Кучер ума еще мог лупить кнутом правил по лошадям эмоций, но он же и кормил их овсом смыслов и и сеном переживаний. Если же не кормил, то лошади дохли и кучер терял свою работу. Кто же сейчас бьет палками по бокам машин или сливает бензин в придорожную канаву под предлогом аскетического взнуздания современной техники. Требуется совсем другое отношение, нужна совсем другая аскеза - профессиональная, имеющая современную школу и нехилую базу, чуткая к другому опыту, могущая его, изменив под свои нужды, плодотворно использовать, благодарная прошлому опыту и развивающая опыт современный, не чураясь мира, не сбегая от него, но и не подминаясь под его правила.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #30 : 24 Октябрь 2004, 08:14:37 »
Цитата: Alexander
С конным экипажем хорошее сравнение. особенность нашего времени в том, что конный экипаж морально и "технически" устарел, давно и безнадежно. В век быстрых машин и воздушных перелетов, к рациональному уму лучше относится как к сложному компьютеру.

А мне сдается, дорогой Александр, что "ветхий" человек, не сораспявшийся со Господом Христом, даже если он и облачен в атрибуты так наз. "прогресса", ничем принципиально не отличается от заросших дурным волосом иудеев времен земной жизни Спасителя, которых Он справедливо обзывал "гробами повапленными".
И ум, и "рацио" все те же, увы...
Когда-то потрясла меня до основания фраза из гностического апокрифа: "Тот, кто не получил Господа, еще еврей".
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #31 : 24 Октябрь 2004, 13:52:12 »
Все так. Бритый "прогрессист" на крутой тачке быть может внук бородатого "традиционалиста", чешущего "репу" на обочине. Однако, переходя улицу внешней жизни, мы должны учитывать скорости современного рацио, чтобы не сыграть преждевременно в разукрашенный ящик. И засматриваясь на апокрифических лошадок с хвостатыми эмоциями, все же спускаемся в скоростное метро нашего подсознания, где в убегающем потоке перемешаны бомжы и правоверные, евреи и президенты...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #32 : 24 Октябрь 2004, 14:52:48 »
Возвращаясь к нашей теме. Ветхий человек изменился - он прогрессирует, и внутренний чеовек должен учитывать эти изменения. Более того, прогресс внешнего человека искаженно намекает на то, что внутренний человек стал больше. Уход от "прогресса" внешнего человека ради поиска Царства Божия, которое внутри, благословен всегда. Внешнее бегство от прогресса, невозможность справиться с быстро изменяющимися условиями жизни, и поэтому замыкание в себе, в своих старых представлениях и опыте - это слабость, ведущая к поражению.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #33 : 24 Октябрь 2004, 17:22:08 »
Цитата: Alexander
Ветхий человек изменился - он прогрессирует, и внутренний чеовек должен учитывать эти изменения. Более того, прогресс внешнего человека искаженно намекает на то, что внутренний человек стал больше. Уход от "прогресса" внешнего человека ради поиска Царства Божия, которое внутри, благословен всегда. Внешнее бегство от прогресса, невозможность справиться с быстро изменяющимися условиями жизни, и поэтому замыкание в себе, в своих старых представлениях и опыте - это слабость, ведущая к поражению.


Ммм... Ветхий человек изменился, но я бы не назвал это прогрессом. Внутренний человек же, мне кажется, не зависит от века и страны, а зависит от духовного состояния - насколько он духовно здоров или болен, имеет Духа или  не имеет, стяжал чистую любовь и смирение или любит себя. Конечно, внешняя жизнь и внешний человек изменились, и внутренняя жизнь должна подстраиваться и учитывать особенности нашего времени. Но фундаментально, в самой сути и глубине, законы духовной жизни в Духе не изменились, поскольку Дух Божий и две тыся чи лет назад и сегодня тот же.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #34 : 24 Октябрь 2004, 21:56:06 »
Цитата: Evgeny
Но фундаментально, в самой сути и глубине, законы духовной жизни в Духе не изменились, поскольку Дух Божий и две тысячи лет назад и сегодня тот же.

Согласен с Вами полностью, дорогой Евгений.
Вспомним чудесную и грустную книгу Екклезиаст... "Нет ничего нового под солнцем..."
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #35 : 24 Октябрь 2004, 22:14:59 »
Мне кажется, к изменению ветхого человека духовные критерии применимы весьма опосредованно. И изменения эти язык не повернется назвать регрессивными. Конечно, прогресс сей однобок и очень опасен для самого человека и для природы. В области художественной культуры он сомнителен: нет яркого выражения творческого гения, зато есть утилизация творчества прошлого массами, которые оказались допущенными до пирога мировой культуры, с неизбежной в этом процессе потребления профанацией и загрязнением. Очевидно продвижение в научно-технической области, медицинской, социальной, образовательной, финансовой и др. Развивается материальное производство. Намечается подъем в области физической культуры. Это прогресс именно ветхого человека, который может дойти до отрицания самого человека.

Законы духовной жизни неизменны. Меняется проявление этих законов в человеческой жизни. Пример из Евангелия: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Само соотношение Ветхого и Нового Заветов...

Также и внутренний человек не зависит от времени и страны. Но внешний человек... Он пытается судить о внутреннем именно по одежке: месте, времени, сану и прочим условным вещам. Он пытается блюсти традицию, не понимая и не принимая ее внутреннего смысла, он подражает внешним приемам, отрицая духовное содержание.

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #36 : 25 Октябрь 2004, 01:32:23 »
Цитата: Леонид
Цитата: Alexander
В век быстрых машин и воздушных перелетов, к рациональному уму лучше относится как к сложному компьютеру.

А мне сдается, дорогой Александр, что "ветхий" человек, не сораспявшийся со Господом Христом, даже если он и облачен в атрибуты так наз. "прогресса", ничем принципиально не отличается от заросших дурным волосом иудеев времен земной жизни Спасителя, которых Он справедливо обзывал "гробами повапленными".
И ум, и "рацио" все те же, увы...


Принцип то может и не изменился, но как мне кажется, имелось в виду
совсем иное.Уловки ума стали тоньше и изощреннее. Уже на полученном знании и откровении выдумано множество оправданий и ходов, в которых таятся ловушки.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #37 : 25 Октябрь 2004, 05:40:19 »
Цитата: Irina
Принцип то может и не изменился, но как мне кажется, имелось в виду
совсем иное.Уловки ума стали тоньше и изощреннее.

О, да! Это несомненно так.
Ум развился невероятно, и конечно же, "правит бал".
Я, лично, потерял огромное количество друзей только оттого, что они посчитали мою религиозность идиотизмом, не имеющим ничего общего с современным миром. Что же делать? Если я истинно их люблю, то все они "висят" на мне, и мне приходится за них молиться.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #38 : 17 Октябрь 2005, 12:42:28 »
Да любящему Христа о смерти в общепринятом в миру смысле и говорить-то не с руки. Сколько обо всем этом писано-говорено! Память смертная только и нужна, чтобы о грехах своих скорбеть и лучше к уходу из этой юдоли приготовиться. И что тут рассуждать!? :war
Проблема - путь к совершенству.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #39 : 17 Октябрь 2005, 13:19:25 »
Цитата: Irina
Цитата: Леонид
Цитата: Alexander
В век быстрых машин и воздушных перелетов, к рациональному уму лучше относится как к сложному компьютеру.

А мне сдается, дорогой Александр, что "ветхий" человек, не сораспявшийся со Господом Христом, даже если он и облачен в атрибуты так наз. "прогресса", ничем принципиально не отличается от заросших дурным волосом иудеев времен земной жизни Спасителя, которых Он справедливо обзывал "гробами повапленными".
И ум, и "рацио" все те же, увы...


Принцип то может и не изменился, но как мне кажется, имелось в виду
совсем иное.Уловки ума стали тоньше и изощреннее. Уже на полученном знании и откровении выдумано множество оправданий и ходов, в которых таятся ловушки.

Мне кажется - ум действительно изменился и аскетика должна учесть изменение свойств своего "материала". Бердяев, конечно, не православный, но его слова в тему:
Цитировать
Христианство в России, как и повсюду в мире, перестает быть народной религией по преимуществу. Народ, простецы, в значительной массе своей уходит в полупросвещение, в материализм и социализм, переживает первое увлечение марксизмом, дарвинизмом и проч. Интеллигенция же, верхний культурный слой, возвращается к христианской вере... Старый бытовой, простонародный стиль православия кончился и его нельзя восстановить. К самому среднему христианину предъявляют несоизмеримо более высокие требования... И простая баба сейчас есть миф, она стала нигилисткой и атеисткой. Верующим же стал философ и человек культуры
свт.Филарет говорил о пути пастырей и пути волхвов. Оба пути останутся до скончания века. Найти их в дебрях сердца народа, расчистить от мусора  - задача нового богословия.
Простите меня

stranik

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #40 : 18 Октябрь 2005, 00:22:04 »
Иногда слышу от православных слово бомж;зи пошли,от христиан такое не услышиш,у них нет добротолубиы,и зитиы свытых,они думаут что Лазар был бомз а те кто его так назвали и принебрегли,те в ад угодили,не известна зизн лазары,иногда мозет и выпил,все одно в грызи спат с собаками.

Лена

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #41 : 18 Октябрь 2005, 08:46:25 »
БОМЖ есть сокращение от "без определённого места жительства", ну вовсе не ругательный термин...

stranik

  • Гость
Память смертная и пораженческие настроения
« Ответ #42 : 18 Октябрь 2005, 10:07:17 »
Так же и по английски звучит.На мой вопрос в шелторе кто тут,белыи сказал просто,-да бомжи,негр тут же его схватил,и кричит да ты знаешь как я работал до развода с женои по закону нелзя к дому подходит где жена....,и другие тут много рабочих,и действительно каждое утро машины подезжают и увозят на работы,а то и по ночам в ночную.Я чытобы помирит сказал как вы что ето не ругателство у нас так как вы переводится..Свытые люди на небесах ето бомжи у них нет места определенного все небеса их,а для грешников вот земля за которую они убиваут,за кусок земли изаа которого идут в определенное место где червь неумирауший и огонь нескопнчаемыи и жупелныи,.Не привызываыте к родине лубите всех как Господ и его ученики..