Исихазм

Автор Тема: Богомыслие и молитва  (Прочитано 84134 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #135 : 25 Ноябрь 2005, 19:28:18 »
Evgeny,  с эти не могу не согласиться.
Хотел поставить акцент на другом. Но четкой формулировки у меня не получается. Наверное, не созрела еще. :D

Kosach

  • Гость
Богомыслие и молитва
« Ответ #136 : 25 Ноябрь 2005, 19:58:16 »
Евгений:
Тогда придется признать, что энергии самоипостасны. Что они могут иметь бытие, в каком-то смысле отличное от Божества.... Пребывать -- отдельно от Него на иконе. А если нет, то значит в иконе обитает Само Ипостасное Божество.

____________

не вижу противоречия, так как действительно ипостась Первообраза пребывает в образе  не по природе, а через энергии. Энергии не самоипостасны, а, конечно невещественно проистекают от Ипостаси Логоса. А через Имя пребыват  именно в этом образе. Именно это позволяло Студиту говорить о том что "образ Христа и Христос"  - одно, и в то же время  говорить о различии образа и Первообраза по природе. Это не сама Ипостась, но проявление этой ипостаси.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #137 : 25 Ноябрь 2005, 21:55:59 »
Евгений:

Цитировать
Тогда придется признать, что энергии самоипостасны


Не совсем понятно, почему Евгений пришел из моего утверждения к такому выводу.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #138 : 26 Ноябрь 2005, 12:34:24 »
Kosach:
Цитировать
ипостась Первообраза пребывает в образе не по природе, а через энергии.


Да, не Божественная сущность присутствует в образе!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #139 : 28 Ноябрь 2005, 14:12:39 »
Цитата: Igor
Евгений:

Цитировать
в иконе обитает Само Ипостасное Божество.


А вот это уже платонизм. Думаю, что Г.Острогорский усматривал, как раз, в этом платонизм, а Флоровский с него списал.


Нет-нет, совсем не (нео)платонизм, я все-таки его знаю (относительно) хорошо. В неоплатонизме (в целом), наоборот, иерархия сущностей, и высшее в низшем присутствует только своей частью, но никак не целиком, как следует из иконопочитания. Наоборот, частичное присутствие (только по энергиям) больше напоминает неоплатонизм. Конечно, неоплатонизм -- явление обширное. Сирийский неоплатонизм -- Ямвлиха -- в каких-то аспектах приближается к такому пониманию, но этого, скорее, его заслуга, а не недостаток богословия иконопочитания.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #140 : 28 Ноябрь 2005, 15:56:30 »
Евгений, говоря о (нео)платонизме, я имел ввиду "внесение" ноэтического тварного в  Саму Божественную сущность.
У Вас другое: Сама Божественная сущность целиком присутствует в иконе. Мое мнение об образе таково: ипостась первообраза энергийно (но не сущностно!) присутствует (целиком или полностью - не суть вопроса) в своем образе.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #141 : 28 Ноябрь 2005, 16:05:29 »
Цитата: Igor
Евгений, говоря о (нео)платонизме, я имел ввиду "внесение" ноэтического тварного в  Саму Божественную сущность.
У Вас другое: Сама Божественная сущность целиком присутствует в иконе. Мое мнение об образе таково: ипостась первообраза энергийно (но не сущностно!) присутствует (целиком или полностью - не суть вопроса) в своем образе.


Почему сущность присутствует на иконе? Присутствует Ипостась. Я никогда не говорил, что сущность присутствует (хотя она и присуствует -- через энергии, а не непосредственно, ведь энергия -- движение сущности).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #142 : 28 Ноябрь 2005, 16:20:21 »
Евгений:
Цитировать
энергия -- движение сущности.
 

Да, энергии - это совершенно реальные свойства Божества. В Самой Божественной сущности нет ни динамики, ни разно-(много)образия. Но движение есть в энергиях.

Евгений, простите, что Вам и всем голову поморочил, но для себя именно этот аспект (оппозиция нетварного и тварного, покоя и движения, простоты и многообразия) еще раз "прокрутил".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #143 : 28 Ноябрь 2005, 17:04:18 »
Цитировать
энергия -- движение сущности

Почему только движение, а покой? ибо почил Бог в седьмой день...

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #144 : 28 Ноябрь 2005, 17:19:53 »
Цитата: Alexander
Цитировать
энергия -- движение сущности

Почему только движение, а покой? ибо почил Бог в седьмой день...


Энергия -- движение любой сущности, но для божественной сущности оно совпадает с покоем. Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении. В Боге противоположные качества сосуществуют одновременно как в своем Творце.

Если Бог -- Причина движения любой сущности, то движение божественной сущности не имеет Причины и потому является одновременно покоем.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #145 : 28 Ноябрь 2005, 17:40:36 »
Евгений:

Цитировать
Энергия -- движение любой сущности


Хотелось бы еще добавить: ...любой тварной сущности. Божественная же сущность пребывает в полном покое.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #146 : 28 Ноябрь 2005, 17:48:24 »
Цитата: Igor
Евгений:

Цитировать
Энергия -- движение любой сущности


Хотелось бы еще добавить: ...любой тварной сущности. Божественная же сущность пребывает в полном покое.


И движется, покоясь.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #147 : 28 Ноябрь 2005, 17:53:20 »
Евгений:

Цитировать
Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении.


Божественная сущность  ("внутри" Себя) пребывает в абсолютном покое. Божество во вне проявляет Себя в энергиях. Можно говорить о движении божественных энергий, но не Божественной сущности.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #148 : 28 Ноябрь 2005, 18:00:07 »
Цитата: Igor
Евгений:

Цитировать
Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении.


Божественная сущность  ("внутри" Себя) пребывает в абсолютном покое. Божество во вне проявляет Себя в энергиях. Можно говорить о движении божественных энергий, но не Божественной сущности.


Все, что говорится о движении или покое божественной сущности, всегда говорится об энергиях, так как самой-по-себе-божественной-сущности мы не можем приписать ни одного качества, например, сказать, что она покоится (не сказав тут же, что она одновременно и движется, и тем самым перейти на разговор об энергиях).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Богомыслие и молитва
« Ответ #149 : 28 Ноябрь 2005, 18:14:28 »
Евгений,  
Цитировать
Божественная сущность движется, покоясь, и покоится в движении.

Это очень важное положение для созерцательной молитвы. Ибо созерцание осуществляется не только и не просто в покое (телесном, душевном, духовном), но и в движении (как восхождения-низхождения, так и интенсивного охвата) - для человека почти невыносимом напряжении, готовом взорваться при любой малой неуспокоенности...