Исихазм

Автор Тема: О жестокости в борьбе с помыслами и еще о смертной памяти  (Прочитано 18093 раз)

света

  • Гость
Как мы знаем, преподобная Синклитикия, подвизавшаяся в IV веке, предлагала сестрам достаточно суровые методы борьбы с помыслами -

 "Очевидно, нам нужны настоящий подвиг и чистая молитва. Эти два средства являются общими и всеохватывающими лекарствами, которые мы должны использовать против каждой пагубной мысли. Но нам нужно употреблять и другие, особые приемы в плотской брани. Так, когда какой-нибудь бесстыдный помысл приходит, мы должны противопоставить ему другой, сильный до жестокости, и когда враг рисует в нашем воображении прекрасное лицо, мы должны поборать его определенным образом: мы должны мысленно выдавить глаза у этого лица, содрать кожу со щек и отрезать губы, тогда лицо станет голым черепом, отвратительным и страшным. Рассмотрим то, что в нас вызывало ранее похоть, таким образом, и мы сможем сохраниться от злостного вражия хохота, уяснив, что мы питали похоть не к чему иному, как к смрадному месиву крови и мокроты. Подобными мыслями мы должны изгнать из нашего ума постыдный образ греха. Более того, мы должны представить тело того, кем прельстились, полностью, вообразить его исполненным гнили и зловония, короче, мы должны увидеть его трупом, и так мы изгоним из наших сердец страстное чувство. Но самое могущественное оружие, какое мы можем применить в плотской брани, это утеснение желудка, поскольку, умертвив его, мы усмирим и те страсти, которые действуют под ним". Такими мудрыми и душеполезными советами наставляла блаженная Синклитикия сестер, и они обрадовались ее божественным и духовным словам."

Далее, мы знаем, каков был мученический конец жизни Преподобной матери: у нее начала гнить челюсть, и сестры даже не могли пребывать рядом с ней из за смрада.

В житии сказано, что такую брань воздвиг на нее диавол, чтобы она не могла поучать сестер, так как в таком состоянии она не могла говорить. Но меня очень смущает тот момент, что как она говорила о других, что надо представлять их гниющими, так и с ней самой в конце концов случилось - что она начала гнить заживо.

Прошу поделиться ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫМИ  :!:  мыслями, потому что я смущаюсь этим.  :|

гость

  • Гость
Есть предложение поступать немного иначе. При встрече с людьми по поводу которых имеются нечистые помыслы пытаться переключиться на благодарность и славословие Богу за то, что Он создал человека таким красивым. И постепенно, мне так кажется, может сформироваться навык при таких встречах, не тонуть в сладострастных помыслах, а благодарить Бога. Сразу оговорюсь, это мое личное предположение, опытом не проверенное. Поэтому буду рад услышать мнение честной компании

Anonymous

  • Гость
В действительности, это разновидность аскезы, в т.ч. и православной. Есть похожие рекомендации и в "Невидимой Брани" у Святогорца, но они рассматриваются как вспомогательные.
Просто есть 2 пути "рефрейминга". Я их называю "на повышение" и "на понижение". В приведенном примере - классический случай работы "на понижение", т.е. отказ от сексуального восприятия объекта за счет представления всякой мерзости.
Есть и метод "на повышение" (я его называю "трансцендирование"), когда, наблюдая красоту, пытаешься перейти от этого к славословию Творца.

Посмотрите здесь: http://www.livejournal.com/users/rb_dmitry/28691.html

А насчет того, что святая сама так заболела, это вполне объяснимо психосоматически. Наш организм программируется нашими мыслями. Будешь часто думать о гниющих частях тела... ну, клетки тела могут воспринять это как приказ к действию.

Это хорошо знают спортсмены и атлеты: если в процессе треннировки представлять, как растут мышцы и как приливает к  ним кровь, они и в самом деле быстрее растут.

Вадим.

света

  • Гость
Цитата: Anonymous


А насчет того, что святая сама так заболела, это вполне объяснимо психосоматически. Наш организм программируется нашими мыслями. Будешь часто думать о гниющих частях тела... ну, клетки тела могут воспринять это как приказ к действию.


У меня был тот же ход мысли - это то меня и смущает.  

Поскольку, я думаю, что если святой рекомендует что-то, то это может быть только ко благу. А тут оказывается (исходя из нашего восприятия ситуации), что святой оказывается так же подвластен тому же психологическому самопрограммированию. Или мы имеем ошибочных ход мысли? Или это такой путь - через разрушение - я думаю, что она не сожалела и не роптала в своей болезни, просто, как я думаю, для нее был органичен такой подход.  

Кто-нибудь может сделать другой вывод?

Просто тот, кого этот результат ужасает, должен использовать другие методы?..

Anonymous

  • Гость
Цитата: света
Просто тот, кого этот результат ужасает, должен использовать другие методы?..


Конечно, просто используйте другие методы.

света

  • Гость
Цитата: Anonymous
Цитата: света
Просто тот, кого этот результат ужасает, должен использовать другие методы?..


Конечно, просто используйте другие методы.


Так вопрос то в другом - ставить ли в зависимость методы святой и ее последующую болезнь? и если ставить - то обосновывать ее нашими предположениями о психологическом программировании или нет??? :(

Димитрий

  • Гость
Видимо, нужно смириться с тем, что нам сие неведомо.

Возможно, для святой такой метод был единственно спасительным, несмотря на то, что вынуждал жертовать телесным здоровьем.

В любом случае, думаю, метод надо использовать с большой осторожностью, тем более, что он является далеко не единственным и встречается у св. отцов не так уж часто. Обычно рекомендуют просто не допускать помысла, или обращаться к молитве, а не "медитировать" на его уничтожение/уничижение или пользоваться психологическими приемами.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Общеизвестно что святые частенько ошибались в частных мнениях. Св. отцы часто упоминают о представлении мертвой плоти (прежде всего - своей) как средстве борьбы с блудным помыслом и утверждении ума в памяти смертной, но чтобы мысленно выкалывать глаза у ближнего - это явный перегиб. Не думаю что можно узнать причину болезни святой (а знаем ли мы истинные причины наших болезней?) - это могло быть промыслом Божиим для смирения и покаяния, а могло быть естественным психосоматическим следствием её духовной практики, как верно отметил Вадим.

Цитировать
В житии сказано, что такую брань воздвиг на нее диавол, чтобы она не могла поучать сестер

Вернее - Бог попустил диаволу, чтобы она не могла поучать сестер. Это нам всем предупреждение (мне с первую очередь) - поосторожнее с поучениями  :!:

Димитрий

  • Гость
«Диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы» - пишет игумен Иларион (Алфеев) в «Таинстве веры».

А преп. Серафим Саровский говорит: «Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божественная благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Несколько замечаний.

Занимаясь молитвой, мы стараемся не принимать помыслы (оставлять их на уровне прилога), а значит, и не делать никаких далеко идущих выводов, которые уже как бы сами по себе начинают нас смущать. Такое неверное отношение - великолепный образчик плавного перетекания прилога в страсть (смущение).

Синклитикия дает грубый (в грубой форме) метод борьбы с помыслами. В этой грубости присутствует явное искажение. Но за искажением есть истина.

Если рассматривать  лицо другого человека в безмолвии и сосредоточении, то черты его начинают искажаться - вылезают одна за другой уродливые маски, открывается подноготная, прежде всего, нашего сознания и иногда сознания другого человека. И тогда то, что казалось привлекательным, вдруг становится одной из масок похоти (прежде всего, нашей).

Если находиться в безмолвном состоянии достаточно долгое время, то весь внешний мир становится маской. Тогда воспринимаешь людей как живущих на кинематографическом экране - они спят и при этом совершают какие-то марионеточные действия: едят, разговаривают, улыбаются - кошмарные гримаски, костяки, облепленные пластилином-плотью. И тут в полноте осознаешь весь ужас внешнего мира, движимого похотением. Внешний мир становится адом бессмысленного существования.

Находясь умом в этом аде, нельзя осуждать, но надо взывать к Богу. Это то, о чем говорит уже не Синклитикия, а прп.Силуан. В этом состоянии вдруг вспыхивает свет, и тогда все меняется: видишь за пустой и нечистой внешностью далекую искру - она смысл, цель и оправдание несовершенной жизни.

света

  • Гость
Преподобная мать Синклитикия, прости нас грешных и помолись о нас у Престола Божия!

Простите меня, братие и сестры, что ввела вас в соблазн осуждать действия святой угодницы Божией.

Господи, прости и помилуй нас!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Света, зачем же так эмоционально? :) Вообще-то замечено, что повышенная эмоциональность может быть бегством от внутренней ответственности за свои слова и поступки. Форум помогает нам разобраться в себе - это хорошо. Думаю, нам не следует походить на сусликов, которые, показавшись из норки и "провокационно" свистнув, тут же прячутся обратно при первом шорохе.

Тему-то Вы предложили интересную и полезную для саморазвития.

света

  • Гость
Цитата: Alexander
Света, зачем же так эмоционально? :) Вообще-то замечено, что повышенная эмоциональность может быть бегством от внутренней ответственности за свои слова и поступки. Форум помогает нам разобраться в себе - это хорошо. Думаю, нам не следует походить на сусликов, которые, показавшись из норки и "провокационно" свистнув, тут же прячутся обратно при первом шорохе.

Тему-то Вы предложили интересную и полезную для саморазвития.


Александр, хочу заметить, что мы все же православные христиане, прежде всего. Я не собиралась прекращать дискуссию - По моему мнению, она просто пошла не в ту сторону.

Если Вы помните, вопрос звучал несколько иначе - я спрашивала мнение участников о том, есть ли по их мнению связь между методами, предлагаемыми святой и ее последующей болезнью.

 Я очень надеялась, честно говоря, что наша дискуссия все же не скатится на обсуждение\осуждение методов. Ибо как бы нам не погрешить.

Однако, понятное дело, что человек падает там, где скользко.

Поэтому я и прошу прощения, потому что горе тому через кого соблазн приходит. Я считаю, что если в моей теме кто-то позволяет себе в пренебрежительном тоне отзываться о прославленном Церковью святом, в этом есть моя вина.

Я далека от мысли, что преподобная может на нас "обидеться", однако, мне стыдно, когда канонизированную святую называют просто по имени.

Понимаете, мы вот верим в Бога, Божию Матерь и святых угодников. Однако, мы же с ними в режиме on-line общаемся - мы же им молимся, а тут же их обсуждаем, когда они все это видят - неприятно мне это, поэтому я и прошу прощения у всех участников, и у Господа, и у святой за все это...

Простите

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Да, верно. Наша почтительность к святым заключается в нашем стремлении жить свято. Если же думать, делать и жить свято не стремимся, то внешняя почтительность - нечистота перед Богом.

Пренебрежительного тона в высказываниях участников обсуждения я не заметил.

***если святой рекомендует что-то, то это может быть только ко благу***

Это очень странное утверждение. Святой - человек, а не Господь Бог.

С любовью,

света

  • Гость
Цитата: Alexander


***если святой рекомендует что-то, то это может быть только ко благу***



в финальной версии моего поста этого нет - это фраза из черновика

Цитата: Alexander


Пренебрежительного тона в высказываниях участников обсуждения я не заметил.



Я имела в виду, то что Вы святую Синклитикию называли по имени, хотя она не участница нашего форума, а канонизированная святая.