Исихазм

Автор Тема: О памяти смертной  (Прочитано 13744 раз)

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #15 : 22 Декабрь 2012, 18:27:23 »
Цитировать
Ибо сильный страх и опасение мук уничтожает приятность удовольствия и восстановляет клонящуюся к падению душу.

Памятование о смерти, когда оно основано на страхе (суда, наказаний и страданий), может быть действенно до тех пор, пока у человека имеется сильная привязанность к самому себе и земным формам. По мере ослабления такой привязанности, снижения собственной значимости, стирания границ между собой и внешним миром, и, что очень важно, прекращения избегания боли (в широком смысле) и укрепления готовности принять ее ради очищения, уходит и страх смерти. Тогда мысль о смерти просто лишний раз являет ценность текущего момента и важность того, чем он наполнен, трезвит.
Осторожно отношусь к некой романтизации смерти, как способа избавления, освобождения, воссоединения и т.д. Все это может превратиться в сладостные мечтания о вечности где-то там, когда все вершится и обретается уже здесь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #16 : 22 Декабрь 2012, 18:43:50 »
Иван(elm)...мог бы сказать...ктонить достучитесь до него...
давно не писал но читаю
память о смерти возбуждает, так сказать, покаяние не только в содеянных, но и в будущих грехах - т.е. дает ощущение зараженности грехом... в ином контексте это дело, пожалуй, не приносит каких-то других сравнительно глубоких плодов. от ощутимого всем нутром, а не умомом, зрения собственной греховности рождается внутренний плач и непроизвольное, искомое всеми кто терял благодать, сокрушение духа. которое бог не уничижает как известно, и сам приходит.  но это именно делание. тут всё это - делание, и главное делание это именно признание того, что грех ЛЮБИШЬ и одновременно борешься с ним, ненавидишь. так как-то парадоксально и получается - имеешь и хранишь благодать, но не считаешь себя святым и понимаешь что любишь грешить. все святые откровенно считали себя последними грешниками и боялись умирать. хороший пример - в житии Арсения великого. при определенной кондиции хранимая и искомая благодать начинает как-бы жечь совесть, или лучше сказать саму душу,  за грехи, за падшесть. как бесов. после преображения мира ведь мучение отпавших от бога будет именно в боли от божественного света, который наполнит все и вся... много конечно хотелось бы написать и почетче, но я как-то за один раз. у меня зачеты и сессия

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #17 : 22 Декабрь 2012, 19:36:33 »
Я вот тоже читаю как сабака, все вроде понимаю а сказать нечего. :)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #18 : 22 Декабрь 2012, 20:52:16 »
Спасибо Ванечка :-)...как высвободишься напиши ещё...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #19 : 22 Декабрь 2012, 21:01:48 »
Есть ещё два других вида памятования смерти, о которых имеет смысл говорить.
1. Когда уставший от жизни старый и больной человек мечтает о смерти, как об избавлении, ежесекундно.
2. Когда преподобный Господа жаждет скорой встречи с Ним и торопит своё развоплощение.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Olga

  • 3
  • Сообщений: 575
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #20 : 22 Декабрь 2012, 23:10:49 »
Цитировать
1. Когда уставший от жизни старый человек мечтает о смерти, как об избавлении, ежесекундно.
у меня это... только ежеминутно....
хорошо, что это кем то считается нормальным.
..я чувствую себя старухой....очень старой..и очень уставшей от жизни...
 хочется оставить тело.


E-mail: breathwork.ru@gmail.com

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #21 : 23 Декабрь 2012, 12:58:47 »
"Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!" А.С.Пушкин

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #22 : 24 Декабрь 2012, 18:34:41 »
"Hет, ничто
Так не печалит нас среди веселий,
Как томный, сердцем повторенный звук!" А.С.Пушкин
Что есть все мы? Лишь блуждающие тени подвластные Источнику света! (с) Омар Хайам

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #23 : 25 Декабрь 2012, 15:06:38 »
Есть ещё два других вида памятования смерти, о которых имеет смысл говорить.
1. Когда уставший от жизни старый и больной человек мечтает о смерти, как об избавлении, ежесекундно.
2. Когда преподобный Господа жаждет скорой встречи с Ним и торопит своё развоплощение.
1. На память приходят эвтаназия, подобная эвтаназии больного Зигмунда Фрейда уговорившего вколоть ему смертельную дозу морфия.
2. Думаю уместно упомянуть праведного Иова. Проклятие своего дня рождения и ночи зачатия, жажда смерти, жажда суда....
11. Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева?
12. Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?
13. Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно
14. с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни,
15. или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром;
16. или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света.
17. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах.
18. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника.
19. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.
20. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,
21. которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,
22. обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?
23. На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?
(Иов 3:11-23)

Андрей К

  • 3
  • Сообщений: 448
  • Андрей Королев
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #24 : 25 Декабрь 2012, 16:46:09 »
И о своем создателе помни с юных дней,
Еще до поры, как настанут дни худые
И приблизятся годы, о которых ты скажешь: "Я их не хочу", -
До поры, как затмится солнце,
И свет, и луна, и звезды,
И после дождя будут снова тучи, -
В день, когда трясущимися станут обходящие дом,
И скрючатся твои бойцы,
И будут мельничихи праздны, ибо станет их мало,
И потускнеют глядящие в окошки,
И запрутся на улицу двери,
Как затихнет голос зернотерок,
И еле слышен станет голос птиц,
И поющие девушки притихнут;
Малого холмика станешь бояться,
И препоны будут на дороге,
И цветы миндаля опадут,
И наестся саранча,
И осыплется каперс желанья -
Ибо уходит человек в свой вечный дом,
И наемные плакальщики на улице кружат;
До поры, как порвется серебряный шнур,
И расколется золотая чаша,
И разобьется кувшин у ключа,
И сломается ворот у колодца.
И прах возвратится в землю, которою он был,
И возвратится дыхание к Богу, который его дал.

Экклезиаст Гл. 12

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…   Откр. 21:4-5

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #25 : 25 Декабрь 2012, 17:04:50 »
1. Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?
2. Как раб жаждет тени, и как наемник ждет окончания работы своей,
3. так я получил в удел месяцы суетные, и ночи горестные отчислены мне.
4. Когда ложусь, то говорю: «когда-то встану?», а вечер длится, и я ворочаюсь досыта до самого рассвета.
5. Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится.
6. Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды.
7. Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе.
8. Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, — и нет меня.
9. Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,
10. не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его.
11. Не буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего; буду жаловаться в горести души моей.
12. Разве я море или морское чудовище, что Ты поставил надо мною стражу?
13. Когда подумаю: утешит меня постель моя, унесет горесть мою ложе мое,
14. ты страшишь меня снами и видениями пугаешь меня;
15. и душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих.
16. Опротивела мне жизнь. Не вечно жить мне. Отступи от меня, ибо дни мои суета.
17. Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твое,
18. посещаешь его каждое утро, каждое мгновение испытываешь его?
19. Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдешь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?
20. Если я согрешил, то что я сделаю Тебе, страж человеков! Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?
21. И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего? ибо, вот, я лягу в прахе; завтра поищешь меня, и меня нет.
(Иов 7:1-21)

ИванычЪ

  • 3
  • Сообщений: 872
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #26 : 27 Декабрь 2012, 20:20:13 »
Жаль , тема опять померла. А так получился неплохой диалог, Еклесиаст в образе Елифаза Ефамитянина со-товарищи и Иов... жаль никто не обратил внимание :)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #27 : 27 Декабрь 2012, 20:31:44 »
Тема замирает, наверное, потому, что мало кто желает говорить о смерти вообще. Гоним её, костлявую, от лица своего. Живём так, как будто бы не умрём никогда...  :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #28 : 28 Декабрь 2012, 01:04:04 »
Тема замирает, наверное, потому, что мало кто желает говорить о смерти вообще. Гоним её, костлявую, от лица своего. Живём так, как будто бы не умрём никогда...  :-(
И продолжить до конца: а умираем так, будто никогда и не жили... Наверное, потому и не помнится о смерти.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: О памяти смертной
« Ответ #29 : 28 Декабрь 2012, 02:30:39 »
Есть ещё два других вида памятования смерти, о которых имеет смысл говорить.
1. Когда уставший от жизни старый и больной человек мечтает о смерти, как об избавлении, ежесекундно.
2. Когда преподобный Господа жаждет скорой встречи с Ним и торопит своё развоплощение.
Наверное, это очень нормальное желание. Но! нормально оно в том случае, когда всё глубже и больше наполняет все уголки сознания человека, становится постоянным, всеобъемлющим, всамделишным и в конце концов единственно возможным состоянием. Когда ему не просто "кажется", а  он как бы уже предведает, что вот, всё. Ресурс исчерпан - миссия выполнена, сил тут жить больше не даётся, все источники земных знаний пройдены. Это честное состояние. В случаях ропота - во время болезней дряхлеющего тела, или "благочестивово" взвывания: "Доколе... хочу туда..." - это эмоции, понятные, но всё же...

У одного знакомого бабушка говорила: "Смертушку-то ещё заслужить надо..."

Очень запомнила, когда приходила в себя после наркоза. Тело ощутила не сразу. Было ощущение, что сознание находилось отдельно (так ли это на самом деле?) и очень яркий был момент, когда душа потихоньку входила в тело. Будто откуда-то сверху, не поняла, с потолка или выше, она "слой за слоями" приближалась сначала в палату, а потом в тело. По времени это длилось недолго. И вот, что интересно: очень явно чувствовалась как бы "толща" этих слоёв - самое тонкое при приближении к палате, самое толстое при "помещении" в тело. И очень яркое нехотение входить во всё это (прямо как при описаниях клинической смерти), чувствовалось некое насилие, вталкивающее в эти земные оболочки. Было противно и казалось неестественным, ощущалась, если можно так назвать,
грязь и вонь (духовные, наверное). Земные голоса в палате не обрадовали, а наоборот. Я во время того недолгого "путешествия" возопила: "Ну зачем мы здесь, не хочу, зачем мы тут быть должны?" И как ответ, пришло в сознании краткое: "Чтобы отстрадать". И далее было как бы продолжено, пояснено, что можно отстрадать быстро, зато мощно. Но для большинства это нереально - вынести сразу такую боль, поэтому она как бы "выдаётся порциями" в течение жизни, чередуется, так сказать, с конфетами.
Вот и всё. До сих пор не знаю, почему было сказано именно "отстрадать", а не что-то другое.