Исихазм

Автор Тема: Все ли должны и могут быть исихастами  (Прочитано 36595 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Св. отцы единодушно рекоммендуют всем христианам молиться часто во всякое время и на всяком месте. В то же время они никогда не настаивали на том что исихазм, сердечная и созерцательная молитва доступны для всех. Св. Феофан в этом смысле представляет исключение – он рекоммендовал всем своим корреспондентам занятие сердечной молитвой. Но другие отцы были более сдержаны и понимали что это «не для всех,  а кто вместит», и хотя никогда не говорили что исихазм – только для монахов, но не утверждали также что он необходим и доступен для всех. По видимиу, как и для священства и монашества, как и для разных творческих областей мирской деятельности, на это требуется способности, призвание от Бога и воля  Божия. Не все могут быть священниками, монахами, художниками или музыкантами, и также не все – исихастами. Здесь нет никакой «элитарности» или высокомерия, а лишь смиренное следование воле Божией. Особенно противопоказан исихазм людям предрасположенным к психическим расстройствам. Если нет призвания и воли Божией, важно трезво оценить свои возможности, вовремя распознать свои пределы и не пытаться прыгнуть выше планки установленной Богом каждому из нас. Чаще всего люди не расположенные к духовному не чувствуют и влечения к такой деятельности, но бывает что, как некоторые желают стать актёрами не имея призвания, так некоторые пытаются стать созерцателями без воли Божией на то и не имея к этому необходимых данных. К сожалению в молитвенной жизни трудно определить объективные критерии успешности, и бывет нелегко распознать есть ли в наличии такие данные и не противопоказано ли человеку заниматься умно-сердечной молитвой. Видимо, в этом и состоит одна из ролей духовного руководства – распознать способности ученика и волю Божию и предостеречь от бесполезных, а иногда и опасных духовных упражнений.

«Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там в раю. Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нём есть лица небесные и земные в смысле добродетелей и разные видения и степени обожения. Иная слава солнца, иная луны и иная звёзд. И звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15.41), несмотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе» (прп. Григорий Синаит)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #1 : 19 Сентябрь 2005, 01:56:43 »
Вот что пишет одна западная религиовед Карен Армстронг:

«Буддисты указывают что, если у человека нет особых способностей или потенции, духовная практика не принесёт успеха. Дзен мастера настаивают что никакое количество наставлений и практики не поможет людям которые интеллектуально и духовно не способны для созерцания. Духовный руководитель обычно указывает ученику когда тот достигает пределов своих способностей. Вхождение в духовные глубины может быть черезывчайно опасно если кандидат в мистики не имеет умственной и физической способности предпринять это вхождение. Высшие состояния сознания не могут быть достигнуты только усилиями воли и практикой. Неодарённый музыкально человек никогда не сможет продвинуться в музыке дальше определённого предела, не зависимо от того сколько музыкальных уроков он возьмёт и сколько часов в день будет заниматься. Я сама обнаружила что у меня нет этой мистической способности, хотя я провела 7 лет в католическом монастыре, вовлечённая в ежедневные медитации, молитвы и духовную практику. Это трудно принять людям воспитанным в протестантской традиции, возможно потому что протестантизм всегда настаивал что каждый христианин имеет возможность стать духовным атлетом. Католицизм был более согласен с остальными традиционными мировыми религиями в том что настаивал что созерцание предназначено не для всех, а лишь для некоторых имеющих к нему особое стремление и способности, и если человек не имеет таких данных, занятия созерцанием могут стать серьёзной угрозой для здоровья. Недоступность созерцательной практики для всех возможно была одной из причин почему протестанты до начала 20-го века были столь недоверчивы к мистическому опыту.»

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #2 : 19 Сентябрь 2005, 05:05:00 »
Сейчас выскажу исключительно свое личное мнение. Наверное y viktor'a из г. Жуковского возникнут свои соображения на этот счет.

Вопрос, вынесенный в заголовок форума: Все ли должны и могут быть исихастами?, можно было бы, по существу, переиначить так: Все ли должны и могут попасть в Царство Небесное?
Мой ответ на оба вопроса - ВСЕ!
Неужели настоящий Христианин может быть по настоящему счастлив в Царствии Божием, зная что кто-то брошен во внешнюю тьму и скрежет зубовный?
У них нет собственных сил спастись, поэтому святые в Царстве и будут молить Господа:
Господи, спаси Всех!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #3 : 19 Сентябрь 2005, 05:21:39 »
Цитата: Леонид
Вопрос, вынесенный в заголовок форума: Все ли должны и могут быть исихастами?, можно было бы, по существу, переиначить так: Все ли должны и могут попасть в Царство Небесное? Мой ответ на оба вопроса - ВСЕ!


Как видно, у прп. Григория другой взгдяд - все могут попасть в Царство Небесное, все могут там и здесь непрестанно (часто) молиться, но не все могут, должны и хотят быть созерцателями в Царстве Небесном. Исихазмом ведь тоже можно по разному заниматься - можно на "любительском" уровне, а можно на "профессиональном". Это можно с альпинизмом сравнить - многие могут ходить в походы в горы или даже простые неопасные возхождения совершать, но совсем другое дело лезть на семитысячники - тут нужна и подготовка, и опыт, и волевые и физические данные, а уж о риске для жизни и говорить не приходится. А чтобы молиться Богу "Господи, спаси всех", вовсе не обязательно быть созерцателем-исихастом, это доступно каждому.

Кстати, и наоборот, если человек имеет призвание от Бога к исихазму, ничто не может его остановить. Та же Армстронг пишет: "Невозможно остановить внутреннюю мистичекую жизнь созерцателя так же как невозможно остановить поэта от сочинения стихов"

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #4 : 19 Сентябрь 2005, 11:31:02 »
Кстати, хорошее и наглядное сравнение с альпинизмом! Исихазм - экстремальный вид духовной жизни (в своем пределе) и, вероятно, какие-то противопоказания для очень активной практики и есть, об этом уже говорилось на форуме. Но и с поэзией сравнение тоже удачное. Исихаст=альпинист духа и поэт! (я без иронии).
 Леонид, я соглашусь с поправкой Евгения, однако слово "должны" напрягает как императив. Стоит обсудить возможность тренировки для альпиниста духа. И потом, альпинисты ведь и на земле подолгу готовятся....
Насчет духовного руководства - это, я думаю, братья и сестры по духу, занятые реальным делом (не исключаю конечно и духовника, но у духовника тоже, бывает, "глаз замыливается", особенно когда служения много).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #5 : 19 Сентябрь 2005, 12:52:59 »
Evgeny:

Цитировать
Карен Армстронг:
"....созерцание предназначено не для всех, а лишь для некоторых имеющих к нему особое стремление и способности, и если человек не имеет таких данных, занятия созерцанием могут стать серьёзной угрозой для здоровья..."


Вот об этом мне уже давно хотелось слово сказать. У каждого человека есть своя данность, свои параметры "вмещения".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #6 : 19 Сентябрь 2005, 14:04:51 »
Господь говорит всем:  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Цель задана, а способы достижения различны. Неизменно одно: сама цель - совершенствование. Чем ниже мы "роняем" исихазм, понимая под ним некие технические элементы работы над собой, тем явственнее возникает проблема, поставленная  в вопросе: все ли должны и могут быть исихастами? Но вопрос можно поставить иначе: все ли должны стремиться к совершенствованию в Господе? И на него уже не дашь двойственного ответа, поскольку для всех поставлена цель: быть совершенным. Итак, что понимаем под исихазмом: совершенствование во Господе или какой-то набор обособленных практик?

Ведь как в миру: не все красноречивы, но все учатся говорить, не все пишут стихи, но все постигают грамотность... Так и в духовной жизни: учиться и совершенствоваться надо всем, но не под одну гребенку. Развитая система образования может стать отдаленным образом духовной "школы" исихазма, когда собственно наука начинается только в институте, но уже в первых классах учат азам исихастской грамотности.

Гость

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #7 : 19 Сентябрь 2005, 15:16:02 »
Говорю "с-т"

Ну вот главные (Evg., Ale.), пришли к главному.

Требования к человекам едины, или нет ?

"Восток", совершенствование постепенное, через множественный опыт жизней...

Духовная жизнь- молитва- духовная молитва- исихия(+образ жизни).
( Каждому свое ?)

Что есть(зачем) жизнь как процесс ?

И кто-куда пойдет потом ?

Любой чел. под прямым влиянием становится таким же(благим/греховным), надолго ли ?

Пора не в детские игрушки играть (кто чего сказал), а работать серьезно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #8 : 19 Сентябрь 2005, 16:31:44 »
Цитата: Alexander
Господь говорит всем:  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Цель задана, а способы достижения различны.


Именно, способы различны. Есть люди деятельные, экстраверты, и они достигают совершенства через внешнюю деятельность, внешнее исполнение заповедей, очищая сердце путём осуществления любви в деятельности. Посвящение своей деятельности Богу есть тоже молитва,  - молитва делом. Интраверты, созерцатели, очищают сердце и осуществляют дела любви внутренне, через молитву за весь мир и созерцание. И те и другие двигаются к совершенству, но разными путями. Христос ведь не осудил Марфу, хотя и сказал что "Мария избрала себе лучшую долю". У каждого своё место и служение в Церкви в соответствии с тем даром который он получил от Бога.

Впрочем, во всём мера и баланс должны быть, - и экстравертам надо о молитве не забывать насколько они могут вместить, и исихастам  внешней деятельностью не пренебрегать по мере возможностей.

Цитата: Alexander
Ведь как в миру: не все красноречивы, но все учатся говорить, не все пишут стихи, но все постигают грамотность... Так и в духовной жизни: учиться и совершенствоваться надо всем, но не под одну гребенку. Развитая система образования может стать отдаленным образом духовной "школы" исихазма, когда собственно наука начинается только в институте, но уже в первых классах учат азам исихастской грамотности.


Это верно

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #9 : 20 Сентябрь 2005, 06:33:30 »
Цитата: Наталia
Сейчас уже в третий раз читаю Мейстера Экхарта и ужасаюсь той глубине, которую он раскрывает. Первое знакомство с его проповедями меня не впечатлило, во второй раз я увидела как убедительно и красиво он призывает к отрешению, а теперь, еще более вчитываясь, вижу, что это самая настоящая философия исихазма!

Наталiа,
Майстер Экхарт - один из восхитительных примеров того, как Господь выстраивает пути свои независимо от конфессий. Истинное Православие, а не только Исихазм пробивается сквозь все его "проповеди и рассуждения".
Надо не забывать, что было время, когда ВСЯ Европа была Православной. Смешно говорить, но Св. Патрик, крестивший Ирландию в VI веке был православным монахом. Когда я говорю об этои ирландцам, они делают квадратные глаза...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #10 : 20 Сентябрь 2005, 20:19:10 »
Меня недавно спросили, является ли исихазм эзотерическим христианством....не знал, что сказать. Какие у участников есть мнения на этот счет?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #11 : 21 Сентябрь 2005, 00:15:43 »
Цитата: viktor
Меня недавно спросили, является ли исихазм эзотерическим христианством....не знал, что сказать. Какие у участников есть мнения на этот счет?


Ярлычки, ярлычки, так и норовят приклеиться к чему-нибудь.  :D

Victor, ведь у нас на форуме только про исихазм и говориться. Это, прежде всего, образ жизни.

ИМХО,  эзотеризм  относиться больше к области оккультной, чем к духовной. Это выход уже за пределы материального мира, но еще не достижение духовной сферы.

Вообще, мне не очень нравиться этот термин. Как-то звучит совсем неестественно.

Владимир

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #12 : 21 Сентябрь 2005, 10:36:53 »
Irina пишет
Цитировать
ведь у нас на форуме только про исихазм и говориться

Увы уважаемая, увы. К примеру, больше всего сообщений во "Внетелесном опыте" . И вообще большинство тем не по теме так сказать.
Цитировать
Вообще, мне не очень нравиться этот термин. Как-то звучит совсем неестественно.

Термин он и есть термин. А вот держаться от всего эзотерического лучше подальше. Не на пользу эти знания.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #13 : 21 Сентябрь 2005, 11:33:56 »
Вот это-то меня и пугает-на полном серьезе обсуждать как найти жемчужину Истины в куче заблуждений. Вроде говорим о МОЛИТВЕ, об УМНОМ ДЕЛАНИИ, о БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ, а в итоге? эзотерика как православное делание?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #14 : 21 Сентябрь 2005, 18:26:29 »
Наталья, думается вы в корень смотрите. Экхарт очень впечатляюще пишет, но нигде не говорит - а как такого состояния выхода из себя достигнуть. Какждый кто практически попытается попробовать сразу убедится - не получается, "грехи (страсти) не пускают". Хуан де ля Круз более психологичен и реалистичен - он подробно описывает как и что происходит в душе спасающегося и что ему надо делать для этого. Впрочем, о том же самом вся православная духовная аскетика и исихазм - о том что и как надо делать, а что случится потом - сами увидим когда сделаем. Вот и вся "эзотерика", никакой "посвящённости" и "тайности" здесь нет. Хотите знать? - чтобы "знать", надо "быть".  

Возможно что в этой жизни каждый имеет свой предел познания Бога, предел вместимости, но в будущей жизни будет возможность познавать Бога и приближаться к нему неограниченно. И хотя у каждого будет своя "скорость" продвижения, путь бесконечен, впереди вечность, а Бог бесконечно неисчерпаем. Хочется верить что всех кто любит Бога он не станет отстранять от близости к Себе: "Приходящего ко Мне не изгоню вон", но каждый может приблизиться к Нему настолько насколько позволяет его внутреннее устроение, а именно, по мере чистоты сердца от самолюбия. "И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим” (прп. Иоанн Дамаскин)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #15 : 21 Сентябрь 2005, 18:26:37 »
"Эзотерическое православие" - это представление извне о внутренней, сокровенной жизни православия. Есть такой термин "эзотерика", который нас может не устраивать...

А кстати, почему этот термин не нравится, кто-нибудь сможет на форуме внятно  :teaching  объяснить?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #16 : 21 Сентябрь 2005, 18:33:38 »
Цитата: Alexander
А кстати, почему этот термин не нравится, кто-нибудь сможет на форуме внятно  объяснить?


Наверно просто он "замусорен" оккультистами вкладывающими в него искажённый смысл, и соответственно употребление его вызывает "оккультные" ассоциации. Да и традиционно в христианстве он не использовался, обычно говорилось о таинственном богословии, тайнах Божиих.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #17 : 21 Сентябрь 2005, 18:48:19 »
И я так полагаю: слово это запачкано и переведено в плоскость оккультизма. Интересно, а есть оккультизм в православии?  :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #18 : 21 Сентябрь 2005, 18:53:49 »
Цитата: Alexander
Интересно, а есть оккультизм в православии?  :D


Примазавшись к нему - сколько угодно - мифы и басни, чудесные сны разных бабушек, магическое обрядоверие, и проч. В прелести бывают не только исихасты.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #19 : 21 Сентябрь 2005, 20:08:09 »
Думаю, что эзотеризм предполагает ощущение себя избранным, т.е. особо отмеченным (Богом, людьми, потусторонними Силами), в другой, гностической, плоскости эзотеризм означает некую "тайную доктрину" (по типу теософии). Так вот раздражение на эзотериков возникает из-за скрытого/явного осуждения в их адрес. Почему? Осуждение, как это и в Евангелии (глаза, сучки, бревна) подтверждается, есть проекция чувства вины (неосознаваемого) на другого. В данном случае ПРАВОСЛАВНЫЙ ощущает себя Богоизбранным, или хотя бы Призванным, но при этом осознает свое недостоинство Богосыновства (по сути, завышенные духовные претензии к себе) из чего и рождается чувство вины, проецируемое на других, считающих себя избранными (эзотериками). Этот механизм подсознателен. Он связан с неудавшейся идентификацией себя с ролью "православного" и поэтому наиболее часто встречается у людей церковных (тех, кто зовет себя "новоначальными" ); сравним гнев старшего брата "блудного сына" из Евангельской притчи - уж он то считал себя "избранным", а Отец радовался заблудшему (не забудем, что это частичная трактовка).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #20 : 21 Сентябрь 2005, 20:21:23 »
Александр, оккультизма у православных (не в Православии) во столько же раз больше, чем в светской жизни, во сколько раз больше людей с магическим мышлением (имею в виду его аномально высокую представленность в психике), т.е. приблизительно в 2-5 раз, если не больше. Одно дело, когда магическое мышление гармонично встраивается в наполненную преображенными символами жизнь церкви, другое дело, когда внутри церкви магически мыслящие люди создают группу, отчужденную от общества,  достигая таким образом своеобразной адаптации,- подобным образом больные шизофренией с синдромом Кандинского-Клерамбо (бред физического воздействия+психические автоматизмы) создают целые сообщества по борьбе с "психотронным оружием" например. Там они обмениваются шапочками из спец. фольги, печатают статьи о "психотронных генераторах, воззвания к Комиссии по Правам человека, в интернете сайты организовывают и т.д., в общем живут своей жизнью.
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

ВладимирДублинский :)

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #21 : 21 Сентябрь 2005, 20:36:09 »
Если посмотреть на всю историю христианства и влияния на церковь как организацию , то можно увидеть только одно. Исихастов не любили , незнаю как сейчас...
Вот подумать логично :wink:  Вот тебе обитель монашеская , живет себе христианскими понятиями служения Богу, вокруг народ что связан с этой всей жизнью. И тут находится монах, что уходит в пустошь от всех. Мало того , спустя некоторое время идут слухи что народ к такому монаху ходит и получает исцеление и наставление и вообще всякие житейские советы . Что это? А как же монастырь? Вот , пошли гонения на Исихастов , да еще какие !
уместно вспомнить как РПЦ гнала на Серафима пока не дали по шее  :wink:
А все из-за чего?
Не будем продолжать , да бы не вызывать ненужных эмоций...
В очередной раз убеждаюсь на все Воля Божья :D
так что рассуждать можно много, а кому охота молитвой каждую секунду мозги парить? Легче дебаты разводить , мозги напрягая...
Извините рабя что может резко пошел, но не созла это...
Сам такой...

vlad

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #22 : 21 Сентябрь 2005, 21:50:37 »
Леонид,  
 Это те кто уходит ......
 И те , кто из сострадания остается ....
Но при чем здесь правосла вие...?

vlad

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #23 : 21 Сентябрь 2005, 22:06:00 »
Наталia,  
20 сент. 3=28
.....Что беснуешся ,душа моя и что мятешся,
Этим самым показываешь,что ты больна."
Авва Зосима
====
.....................
VLAD

vlad

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #24 : 21 Сентябрь 2005, 22:38:17 »
ВладимирДублинский :)
ВЫ  КАК ТО МЕЛКО БЕРЕТЕ ,Смотпря на "историю христианства", как то предвзято лично.......
------
ВО ПЕРВЫХ ИСИХАСТОВ ЛЮБИЛИ  и давали им "высказаться на соборах "....
2-Ушел монах из монастыря - и парод к нему......
а как -же монастырь ?---------ну доходы упадут .....
ну изворачиваться прийдется ....Подумают , подумают . ...и начнут продавать щепочки от Гроба Го сподня... И опять прибыток

3- Я тебе не Робя , и не сам такой  ,
Мозги "парят" , если они есть.
Понимаю , что говоришь не со зла  . а за неимением таких понятий как добро и зло ....
Надо понимать ,Что  Буриданов осел все таки  сделал свой выбор...........и побрел к нужнику ...

 :lol

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #25 : 21 Сентябрь 2005, 23:14:38 »
Цитата: Alexander
Интересно, а есть оккультизм в православии?  :D


Серафим Саровский ходил по воздуху, перемещался в пространстве, вещи появлялись у него чудесным образом.
Вспоминается еще пример самого Иисуса: хождение по водам, преумножение хлебов, способность проходить сквозь толпу разъяренных людей.
Да и много подобных случаев можно увидеть в жизни святых людей.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #26 : 21 Сентябрь 2005, 23:18:24 »
А причём тут оккультизм, Ирина? Что по-Вашему оккультизм?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #27 : 21 Сентябрь 2005, 23:26:36 »
viktor, принято считать, что хождение по воздуху, перемещение в пр-ве и подобное - оккультные способности

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #28 : 21 Сентябрь 2005, 23:36:49 »
Цитата: viktor
А причём тут оккультизм, Ирина? Что по-Вашему оккультизм?


Это больше чем обмен шапочками и печатание статей.  :D  

Согласна с Александром.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #29 : 21 Сентябрь 2005, 23:44:04 »
Думаю уже найдутся те, кому пора подавать документы на свою канонизацию.... :saint
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #30 : 22 Сентябрь 2005, 04:07:47 »
Цитата: Наталia

Вот он – исихазм! И кто может этот мозахизм вместить?! Моя душа скулит и даже воет от ужаса, вдумываясь в данные строки. Нет у нее мужества. Тут только явный призыв Бога может подвигнуть на подобное делание. Хотя, конечно, «глаза боятся, а руки делают» и «дорога в тысяи миль начинается с первого шага».

Наталiа,
По поводу скулежа:
Меня когда-то в юности потряс ранний ролик Чарли Чаплина, где он в Нью-Йорке строит небоскрёб. У него обеденннй перерыв, и он раскладывает свою нехитрую снедь на ящике, накрытом его носовым платком. Сам же он сидит на другом ящике, и время от времени встаёт, чтобы поправить что-то в съестном "натюрморте". В тот миг когда он поднимается со своего ящика, тот стремительно уезжает вниз, так как Чарли поставил его по неведению на платформу открытого лифта. Когда же он присаживается вновь, ящик очень удачно подъезжает ему под зад. Он повторяет этот трюк неоднократно, вызывая одновременно ужас и смех у зрителя.
Мне этот эпизод кажется невероятно удачной иллюстрацией к Царству Божиему, где не нужно ни о чем заботиться, где нет, как мы говорим, языческой заботы.
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога. Одновременно же приобретается и полнота переживания жизни, а также уникальности и значительности каждого мига её.
"На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия..."(90-й Пс.)
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #31 : 22 Сентябрь 2005, 05:18:48 »
Цитата: vlad
Леонид,  
 Это те кто уходит ......
 И те , кто из сострадания остается ....
Но при чем здесь правосла вие...?

Vlad,
О чём ты тут? Поясни, если не в лом...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #32 : 22 Сентябрь 2005, 08:32:35 »
Думается, о том, что уходят в пустыню из любви к Богу, и остаются в монастыре из любви к Нему-же. Просто пути у людей к Богу разные. У кого-то через служение (На свещнице поставлю тебя), у кого-то через уход от людей (Бегай людей и спасешся).  Когда-то услышала хорошее сравнение-как радиусы окружности стремятся к центру, так и святые идут к Богу. Помоему, это где-то уже обсуждалось, да?

alluz

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #33 : 22 Сентябрь 2005, 11:22:49 »
Мало кто понимает исихазм как оккультизм, скорее, как нечто "не для всех", т.е. действительно эзотерическое. Насчёт "все ли могут и должны"... Есть такой "старец", он считает, что все немонахи пойдут в ад. Потому что монахом не стал только тот, кто сам не захотел. Что это??
Оккультизм и Православие - несовметимы, это, если хотите, антонимы, а вот оккультного в православных - хоть отбавляй. Пример радикального оккультизма: храм не закрывался в советское время, в 90-е из него сделали монастырь. И настоятель поймал заслуженную просворницу с целой папкой "намоленных" заговоров, причём прямым текстом "чортики-братишки" и т.п. А это что?
Веру подавляющего большинства православных правильнее назвать "вочтотоверием", т.к. в личных  беседах обычно звучит " да, что-то есть".
Жизнь по совести даёт максимум - исполнение закона, чтобы стать христианином, нужно быть наученным вере. Это несложная наука, но без неё из оккультизма не выбраться.
Если сделать исихазм синонимом христианства, то несомненно это для всех. Если же понимать более традиционно, то выбор образа жизни на совести каждого.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #34 : 22 Сентябрь 2005, 11:35:19 »
Леонид, поясните, если не сложно, как можно отвергнуть себя окончательно, не теряя свою идентичность? По-моему, буквально- это тавтология....Наблюдал я отвергателей себя, чаще всего именно идентичность -то у них и менялась, правда, явно не в сторону святости...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #35 : 22 Сентябрь 2005, 11:48:54 »
Evgeny:

Цитировать
Хотите знать? - чтобы "знать", надо "быть".


Вр время Трисвятого пения священник читает молитву, в которой есть такие слова: "Иже от небытия во еже быти приведый всяческая". Бытие - это родник, источник. Знание - исток.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #36 : 22 Сентябрь 2005, 12:11:19 »
Леонид:
 
Цитировать
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога.
         

Совершенно верно. Причем -  "неслиянно и нераздельно"!

Наталiа:

Цитировать
и для того, чтобы слиться с Ним


А это уже влияние Мейстера Экхарта. Есть у него эта "засада" - слиться с Богом, раствориться в Нем, потеряв свою идентичность. Это уже буддизм. Здесь и корень загадочного экхартовского Nichts -  "НИЧТО".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #37 : 22 Сентябрь 2005, 18:02:27 »
Цитата: Igor
Леонид:
 
Цитировать
Парадокс же нашей веры заключен в том, что полностью отдавшись "на милость победителя" Господа Христа и отвегнув себя окончательно, мы отнюдь не теряем своей идентичности, а наоборот бываем награждаемы невыразимой полнотой своей личности, неслиянно и нераздельно пребывающей в Боге и у Бога.
         

Совершенно верно. Причем -  "неслиянно и нераздельно"!

Наталiа:

Цитировать
и для того, чтобы слиться с Ним


А это уже влияние Мейстера Экхарта. Есть у него эта "засада" - слиться с Богом, раствориться в Нем, потеряв свою идентичность. Это уже буддизм. Здесь и корень загадочного экхартовского Nichts -  "НИЧТО".


Именно. Любовь действует только в состоянии неслиянной нераздельности. Шаг влево (отделение без слияния) или вправо (полное слияние-растворение) - и любовь погибает. Бог нераздельно разделяется ипостасно чтобы пребывать в любви, а Экхарт призывает вернуться в единое ничто, "проскочив" состояние любви. Вот я и думаю - он был великий богослов, но познал ли он Божественную любовь?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #38 : 22 Сентябрь 2005, 18:14:43 »
Цитата: viktor
Леонид, поясните, если не сложно, как можно отвергнуть себя окончательно, не теряя свою идентичность? По-моему, буквально- это тавтология...

Тавтология, уважаемый viktor, это когда об одном и том же говорят дважды, но по-разному. В данном случае уместно применить литературное понятие "оксюморон", это, например, структура типа "горячий снег".
Но вернемся, однако, к "нашим баранам"...
Под "отвергнуть себя" мы в Православии единственно подразумеваем добровольное и вполне осознанное предoставление своей личной и отдельной человеческой воли в полное и нераздельное владение Господу Богу, а точнее, Сыну его единородному - Христу (что, собственно, и есть со-распятие с Господом Иисусом). Это именно об этом Он сам и говорит: "Иго мое - благó". Парадоксальным образом, вместо рабства у Бога, как можно было бы себе представить, возникает полная свобода в Боге. "Истина сделает вас свободными". Человек, преодолевший барьер собственной отдельности, становится причастником ВСЕГО Божьего богатства, и Его безграничной свободы в том числе.
При этом, как я уже здесь замечал, не случается буддисткого Hебытия или индуистского растворения личности в Абсолюте, а наоборот, происходит наиболее полный расцвет её в Боге. Так что пугаться совершенно нечего.
Понимаю, что это стоит за гранью постижения для рационального ума, но в этом то и заключается принцип Веры, преодолевающей всякое ratio.
Credo quia absurdum est. ("Верую, ибо это абсурд", изречение, приписываемое Тертуллиану, православному священнику и богослову, 155-220 гг.)
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #39 : 23 Сентябрь 2005, 12:28:48 »
Цитата: Evgeny
Карен Армстронг:

«Высшие состояния сознания не могут быть достигнуты только усилиями воли и практикой».


Не могут. Но это, имхо, не означает, что все дело в степени личной мистической одаренности, что ею задается непреодолимый предел. Как отмечает С. С. Хоружий:

"Как нельзя самому себя вытащить из болота за волосы, так нельзя и достичь Богоустремленного устроения энергий собственными силами и средствами, за счет своих внутренних энергий. Человек сам по себе не может изменить свою природу, он способен ее лишь осуществить, о чем разумно говорит гуманистическая традиция. Гуманизм настаивает на том, что цель человека — полностью раскрыться, полностью реализовать себя. Аскеза утверждает иные, альтернативные цели. Здесь нет гуманистского восторга перед наличной природой человека, но нет и стремления ее проклясть и отбросить, отсечь или умертвить. Девиз аскезы — «превосхождение естества»: нужно не просто раскрыть человеческую природу, но пойти дальше — не согласившись с ней, трансформировать ее. И добиться этого лишь своими, естественными средствами человек не может; тут требуется другой источник энергии. Без собственных энергий человек, конечно, тоже ничего не достигнет, но их одних недостаточно, они не могут сообщить человеку силу восхождения по духовной вертикали".
Dum spiro, spero

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #40 : 23 Сентябрь 2005, 12:29:17 »
Цитата: Наталia
Поэтому душа моя и ужасается столь великой крутизне духа, что подобна карлику рядом с Гигантом. Такой альпинизм обыкновенному человеку не под силу. Так что буду трудиться на любительском уровне, но равняться на профессионалов…

Наталiа,
Не могу согласиться!
Спасение совершенно невозможно без Божьей помощи.
Здесь не идет речь о профессионалах, а наоборот о дилетантах, которым Господь шире отверзает врата спасения, только потому , что их устремление чище и искреннее. Наше личное усилие (понуждение к обретению Царства) восполняется Господним к нам проколом, грубо говоря, в соотношении 10 к 90, а может даже 5 к 95!
"Будьте мудры как змии и чисты как голуби".
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид_

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #41 : 25 Сентябрь 2005, 05:35:59 »
Наталiа,
Я не умею объяснить, но Царство Божие - просто как пареная репа.
Господь любимый Иисус стоит за углом, поджидая нас, дуралеев, блуждающих даже не в трёх, а в двух соснах.
Übergabe, Russe! Как бы прокричал немецкий оккупант: Эй, русский - сдавайся!
Всё что от нас требуется - это сдаться на милость победителя - Господа и владыки живота нашего Христа Иисуса.
Просто и без затей прокричать Ему: сдаюсь, больше не могу бороться с твоей Любовью, спаси, наконец! Сил больше нет жить без тебя!
И Он разберёт наш бред, поймёт и увидит нашу страсть и отчаяние, войдет и станет жить в нас, если мы не будем прогонять его из нас нашими личными глупыми желаниями.
Вперед! Времени уже ни фига не осталось!
Спаси Господи.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #42 : 26 Сентябрь 2005, 16:54:39 »
Наталья, позвольте задать Вам вопрос не в тему, хорошо, да?
Почему большая часть Ваших цитат из Платона, Круса, Эксхарта и т.п.?
Почему не авва Дорофей, свт. Игнатий, Феофан Затворник, Тихон Задонский? Ну, не Феофилакт Болгарский с его толкованиями на  Евангелия, в конце концов?

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #43 : 26 Сентябрь 2005, 22:12:28 »
Наталiа, Вы говорите очень рискованные вещи. Но я за Вас.  :D

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #44 : 26 Сентябрь 2005, 23:20:56 »
Цитата: Наталia
Их  влияние даже на православных аскетов вне сомнения. Сравните, например, темную ночь Иоанна де ла Круса и сухость и апатию души в книге о.Матфея в теме «Слова ободрения на пути умного делания -о. Матта аль-Мескин».


Труды Экхарта были опубликованы религиоведами только в конце 19 века, он считется у католиков еретиком и до публикации был известен только узкому кругу католических богословов. Де ля Круз также был опубликован лишь в 19-20 веке и был почти не известен даже католикам, хотя очень почитался в ордене кармелитов. Можно с уверенностью утверждать что ни тот не другой не были известны в православном мире вплоть до начала 20-го века, так что вряд ли они как то повлияли на православную аскетику. По крайней мере свт. Игнатий, критикуя молитвенную практику католиков, ни разу их не упоминает, очевидно он не был с их трудами знаком. Н. Лосский был первым кто попытался проанализировать богословие Экхарта с православных позиций, а в отношении де ля Круза, насколько мне известно, такого анализа ещё не кто не проводил. Впрочем о. Матфей , будучи нашим современником, мог читать их труды, хотя он нигде на них не ссылается в своей книге о молитве, видимо предпочитая строго держаться православного предания.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #45 : 27 Сентябрь 2005, 08:48:34 »
Ну ничего себе... Просто более начитаны! Звезд с неба не хватали! Свт. Игнатий, о котором отзываются старцы как о преложившем опыт Отцов для нашего времени...наставник монашества... Свт. Феофан, общепризнанный воспитатель пути внутреннего делания... Святые... Канонизированные Собором Церкви...
"... Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: "Что значит такой-то? нет никого достойного, кроме Зосимы и подобного ему". Потом начал и сих охуждать и говорить: "Нет никого достойного, кроме Макария". Спустя немного начал говорить: "Что такое Макарий? нет никого достойного, кроме Василия и Григория". Но скоро начал охуждать и сих, говоря: "Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного, кроме Петра и Павла". Я говорю ему: "Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать". И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: "Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы"...." "Иже во святых отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения"
Воистину, выше звезд поставлю престол свой...  
Ну зашибись!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #46 : 27 Сентябрь 2005, 15:18:30 »
Да, уж точно...
Как у Екклезиаста: Во многом знании - много печали.
Знаем как, но, увы, не делаем.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

vlad

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #47 : 28 Сентябрь 2005, 00:22:58 »
" Ну зашибись!Лена, ......

Специально  выделил ....как  оченнь верную ....точную ...
==============
Леночка, Вы просто неверно поняли  Натали.
Она ведь хочет ,через муки и страдания ,через непонимание ..... проскочить в Царствие небесное -Где ..." все так просто , все так просто .. что ничего уж не надо "----Л.Н. Толстой
И почему  Вы встаете на пути  страждущего ......
Лена -  Пропустите  сестру.........
не жадничайте :lol

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #48 : 28 Сентябрь 2005, 08:28:58 »
Володечка, так просто глаза на лоб вышибло. Враз забыла святителя Игнатия: "...Отступление попущено Богом, не дерзни остановить его своей дерзостной рукой...."
Посему-прошу прощения за дерзость.
А непонимание-кого-кем? (или чего-кем?).
Что-то мне не хочется ни мук, ни страданий... Впрочем, малодушна, каюсь...

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #49 : 28 Сентябрь 2005, 11:50:41 »
Цитата: Наталia

я читала и авву Дорофея, и свт. Игнатия, и Феофана Затворника. Это было давно же и  усвоено как православный взгляд. Авторитет аввы Дорофея для меня бесспорен, а вот свт.Игнатий и Феофан Затворник просто больше меня начитаны.


Неужели для Вас Св. Отцы - только "православный взгляд", а не руководство в жизни? Творения Отцов читаются жизнью, как сами Св. Отцы говорят.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #50 : 28 Сентябрь 2005, 14:25:32 »
Наталья, не получилось ответить на ящик, пишу так.
1.   Формулировка вопроса «Почему так, а не иначе», не содержит цензорских ограничений. Напротив, данная постановка вопроса обусловлена желанием понять позицию оппонента, мыслящего по другому.
2.   Абсолютно не имеет значения тот факт, нравится ли Лене (мне, то-есть) или нет то или иное высказывание. К обсуждаемому вопросу он отношения не имеет. Погода мне вот тоже не нравится-холодно, мокро… :wink:
3.   Мнение протоиерея Георгия Флоровского является, увы, его личным мнением, но не мнением Церкви. Весьма достойное занятие для немонаха-критиковать монаха :think , тем паче того, чей путь признан Собором истинно святым. Хотелось услышать не отца Георгия, а именно Ваше мнение.
4.   Удивления достойно высказывание о скуке. Простите, непонятно. Вам скучно читать давно пройденный материал, да? Это азбука, да? Ну, если так-больше говорить не о чем. Я, простите, только пытаюсь азбуку читать.
5.   Не надо оправдываться, вот уж вовсе незачем. Каждый думает так, как видит, это каждого личное мнение.

Наталia

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #51 : 28 Сентябрь 2005, 14:29:41 »
Victor
Спасибо

alluz

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #52 : 28 Сентябрь 2005, 18:03:55 »
Сложившаяся ситуация, как нельзя лучше иллюстрирует тему. Не все могут быть исихастами.

А о вкусах, как известно не спорят. Лично я кино смотрю, в основном.

Прохор-гость

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #53 : 28 Сентябрь 2005, 18:19:19 »
Добрейшего всем здравия и всех благ!!!

Не стоит лишить людей сего величайшего и благороднейшего духовного делания словами о людском несовершенстве и недоступности, ведь есть две стадии исихазма - деятельная и созерцательная (Семион Новый Богослов) - и проходя первую по воле Божией человеку откроется вторая. Не возможно впрыгнуть сразу в созерцание, с корабля на бал. А посему постоянное моление, пусть и "механическое", хотя "само произнесение воздух очищает", не есть низшая ступень, а есть СТУПЕНЬ. Не погоней за внематериальными странствиями осмысляется молитва Иисусова, но сокрушением сердечным и поиском покаяния.

alluz

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #54 : 29 Сентябрь 2005, 03:29:42 »
В том-то и беда, что некоторые хотят устроить бал прямо на корабле. Ладно ещё, если это белый пароход, но кто-то на барже плывёт, на плоту.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #55 : 29 Сентябрь 2005, 08:50:43 »
Анализируя сказанное мною вчера на форуме, обязана предпринять следующее.
Моя резкость в суждениях, несмирение и гордыня смутили Наталью и вынудили её оправдываться. Указывать сестре на её недостатки можно только с любовью. Я же вела себя вовсе недолжным образом.

Наталья, прошу простить меня за то, что я Вас обидела.

Наталia

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #56 : 29 Сентябрь 2005, 11:48:40 »
Лена, и вы меня простите...

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #57 : 29 Сентябрь 2005, 11:56:16 »
Принято.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #58 : 29 Сентябрь 2005, 19:45:43 »
Ну, теперь, когда все помирились, давайте за это помолимся!
ГИХСБПнасГ!
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #59 : 30 Сентябрь 2005, 22:43:32 »
Мне же кажется, что слова о том, что не всем дано быть исихастами отнюдь не добавляют ничего полезного. О таком предопределении (распределении) людей говорили и античные философы и индийские разделители на касты (простите за сравнение), поскольку такой элементарный вывод буквально лежит на поверхности - рассудка. Но, думается, не ума Христова. Каждый должен знать заповедь: "Непрестанно молитесь" и исполнять её. Силы же даст Бог за ревность,  желание. Прп.Сергию не дано было учиться, но он вымолил себе от Бога чудо. Он был неразумный в нашем понимании - не знал, что ему этого не дано.

:idea: Не разделяю восторги по поводу духовности Майстера Экхарта, тем более, если человек (восторгающийся) не знает в опыте цены тому, что там описывается... Давайте признаем всякого, знакомого с экстатическими состояниями православным...

Рассудочное слово весьма обманчиво, оно очень логично, герметично и самодостаточно и это почти всегда - логика этого ограниченного мира, лежащего во зле.
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #60 : 30 Сентябрь 2005, 23:23:58 »
Цитата: Сергей С.
Мне же кажется, что слова о том, что не всем дано быть исихастами отнюдь не добавляют ничего полезного. О таком предопределении (распределении) людей говорили и античные философы и индийские разделители на касты (простите за сравнение), поскольку такой элементарный вывод буквально лежит на поверхности - рассудка. Но, думается, не ума Христова. Каждый должен знать заповедь: "Непрестанно молитесь" и исполнять её. Силы же даст Бог за ревность,  желание. Прп.Сергию не дано было учиться, но он вымолил себе от Бога чудо. Он был неразумный в нашем понимании - не знал, что ему этого не дано.


Всё правильно, просто непрестанно молиться и быть исихастом - разные вещи. Первое доступно и обязательно каждому. Под вторым же подразумевается достижение в земной жизни высоких степеней чистоты и благодатной молитвы, и сами святые свидетельствовали что это достижимо далеко не для всех. Прп. Исаак Сирин писал что зрительной молитвы достигает едва ли один на поколение. А причина простая - Бог Сам не даёт нам такого дара если мы не готовы принять, чтобы не повредить духовно.

"Иисусова молитва необходима для входа в Царство Небесное. Многим неполезно иметь внутреннюю молитву, ибо они могут возгордиться этим. Поэтому Бог даёт молитву молящемуся, но не достигшему внутренней молитвы даёт её или перед смертью, или даже после смерти, ибо и по смерти идёт рост молитвы Иисусовой. Приобретение внутренней молитвы необходимо. Одна устная недостаточна, но внутреннюю получают весьма немногие. Вот некоторые и говорят: какой же смысл творить молитву, какая польза? Великая польза, только не надо её оставлять" прп. Варсонофий Оптинский

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #61 : 30 Сентябрь 2005, 23:44:33 »
Evgeny, если в таком смысле, то извините, я не понял. Конечно, достижимо не для всех - но это и так видно невооружённым глазом. Что же из этого факта? :-)

В общем вот Вам офф-топик от свт.Николая Сербского: "При внешней молитве нужно избегать фарисейства, а при внутренней - самооправдания".
Простите меня

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #62 : 01 Октябрь 2005, 05:21:22 »
Наталia,
Я, лично, вовсе на Вас не нападал.
Я, наборот, всем сердцем разделяю Вашу страстность и понимаю Вашу энергию. Мне самому пришлось в жизни столько перелопатить, чтобы обрести покой в найденных смыслах, и больше ничего уже теоретического не искать, а начать непрерывную практику. Особенно любопытна была схлопка некоторых аспектов тибетского тантрического буддизма с Афонскими практиками. Ну никак мне не вырвать это из своего сердца...
Господь сейчас довёл мне заниматься такой работой, на которой мне не надо применять свой ум, и он остается свободным для молитвы. Чем я, в основном, и занят.
Мiр, несомненно, устроен Господом совершенно волшебным образом, и мы буквально обречены на прорыв на другую сторону или на погибель. Середины нет.

Я убеждён, Истина прорвётся, Вы только не уставайте ковырять!
"Ищите и обрящете". Ну невозможно же отменить это обетование Господа, правда же?
Удачи Вам и мира в душе.
Все будет хорошо!
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #63 : 01 Октябрь 2005, 06:01:22 »
Бросте, Наталья, не принимайте так близко к сердцу, здесь просто люди свои взгляды высказывают, а взгляды часто не совпадают, так уж жизнь устроена, это нормально. Мы вас любим и ценим  :console

А молиться не надо бояться, Бог нас любит, хотя ваше отношение благоговеинья и смирения перед Ним - очень верное, только так и надо. Вы точно сказали, Бог открывается самым простым людям в самых неожиданных обстоятельствах.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #64 : 01 Октябрь 2005, 07:41:14 »
Наталia,  мне тоже Вас хочется утешить. И вообще, деление на "душевных"(психиков) и "духовных" (пневматиков) - чисто условное. И если оно воздвигается как за(данность) - то это есть ересь гностическая. Из НЗ можно говорит о "боящихся" и "совершенных" (или "возлюбленных"). Прочтите об этом в "Вопросоответах Фалласию" (вопрос X) Максима Исповедника, который есть на нашем сайте.
Условны все эти деления. "Неусловно" только наше искреннее стремление ко Господу. Братие и сестры,  стремитесь ко Господу!

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #65 : 01 Октябрь 2005, 08:47:46 »
Наталia:

Цитировать
...люблю Православие и считаю этот путь самым безопасным из всех остальных.


 "Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха" (Евр.12,4)

Наталia, отношу это прежде всего к себе.

alluz

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #66 : 01 Октябрь 2005, 10:01:00 »
А вот мне совсем не хочется утешать Наталию, надо скромнее быть и не принимать всё на свой счёт. У меня тоже такие ошибки бывают, стыдно потом. Очень удивился, когда она меня в нападатели записала, писал не о ней, перекличка была, и только. А "низость" - наша общая, человеческая, без облагораживающего нас Слова Божьего.
А Экхарта и т.п. вовсе не читал никогда, в такие темы и не лезу.
Очень жаль, что всё опять свелось к личным разборкам.
Наталия, высказывайте своё "фэ" через личку, пожалуйста, и жить станет лучше, жить станет веселее.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #67 : 01 Октябрь 2005, 10:49:30 »
Наталia, простите меня, я не думал Вас оценивать, и обижать тем более не думал, хотя это и получилось  -  Простите меня!

Давно ли Вы читали пр.Макария Великого и пр.Симеона Н.Б.? Они вряд ли хуже Экхарта оживляют душу.

Вообще же, если чтение преимущественно оживляет душу, будит и обновляет  в ней чувство, то это может быть и признаком того, что душа немного рано оставила практику... Это обычное искушение - несколько её недооценивать, а ведь она освобождает, вдыхает ревность, наполняет немечтательным созерцанием (в отличие от чтения).

У нас всегда есть некоторая склонность впадать в жизнь рассудка и эмоций (свт.Филарет называл это искусственной чувствительностью) хотя и кажется это ведением. Ведение же истинное неотделимо от поступка - это почти что одно целое (от поступка берёт начало и в нём находит блаженный конец). А где нет всего человека, там и ведения нет.

Простите, но я не понял ни слова из де ля Круза - ни одного:-(. Не по душе мне  технические (анатомические) описания духовного опыта - кажется что-то в этом несколько неудобным. Если нечто постигается путём практики - скажите что и как делать, а если путём следования за мыслью автора - уволим себя от такого познания. Вениамин Яковлев писал: "В книгах, в авторитетах ищут не столько истины, сколько бессознательного подтверждения собственному образу мыслей." Прекрасное умозаключение - вряд-ли стоит читать книги, если дело обстоит именно так. Но в этой несуразной (однобокой) крайности есть и доля факта и она-то говорит: есть некоторая опасность прелести, когда в силу вступает принцип "нравится - не нравится", а святость авторитета не засвидетельствована Церковью.

Простите меня и не обижайтесь - нам, грешникам, нужно быть выдержанней и терпеливей друг к другу. Простите меня, пожалуйста. Вот Вам стихотворение на тему:
Цитировать
О сколько откровений чудных
Нам дарит просвещенья дух,
В них опыт не познает счастья,
Их гений не разрушит круг!
:saint

А это - в ободрение:
Цитировать
Даруй нам Господи ровное пламя сияющей мысли,
Дол освети ей, и гимнам предай это сердце -
Долго, безмолвно несло оно муку молчанья,
Долго Тебя ожидало, как птица, поющая утром,
Ждёт в темноте из-за моря встающего Солнца...

Даруй нам Господи чистую воду, текущую в вечность,
Дух напои, успокой его вечную жажду -
Долго, устало скитался он в высохшем сердце,
Тихо Тебя призывал он, как семя, сокрытое в камнях,
Просит дождя животворного - чистого, тёплого ливня...
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #68 : 01 Октябрь 2005, 11:39:52 »
Наталia,
Цитировать
но я опять возмущена...


Для Вас, Наталiа, форум - хороший тренажер: учиться не возмущаться и не сбегать. Вот такое наше умное делание...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #69 : 01 Октябрь 2005, 13:44:04 »
Наталia,
Не рискну судить Ваши высказывания (хоть многие из них мне близки) но ваша искреннесть вызывает уважение.

TAB

  • Гость
Все ли должны и могут быть Исихастами
« Ответ #70 : 01 Октябрь 2005, 17:23:49 »
Думаю, что любой Человек в каждый момент существования может быть приближен Господом к Себе на столько, чтобы не повредиться, а именно в меру его: искренности, бескорыстия и устойчивости в намерении искать Бога, личного доверия Спасителю, самотвержения (умаления эго, отказа от оценок и самооценок, отказа от ожидания результатов делания, отказа от стремлений превзойти какую-либо меру или получать и явно применять необычные способности и т.п.), последовательности в желании быть преображаемым от сердца во вне ... По мере преображения (возрастания) внутреннего Человека и истощения внешнего человечка ищущему становятся известны и доступны всё более совершенные инструменты делания (в т.ч. образы молитвы), явленные уже в практике Православной Церкви... Путь этот бесконечен, здесь только начало... Влияние "личных возможностей", по-моему, сопоставимо с влиянием песчинки на вселенную...
Простите за костноязычие и многословие. Кто может, помолитесь о моём недостоинстве. Спаси Вас Господь. Андрей