Исихазм

Автор Тема: Все ли должны и могут быть исихастами  (Прочитано 36602 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Св. отцы единодушно рекоммендуют всем христианам молиться часто во всякое время и на всяком месте. В то же время они никогда не настаивали на том что исихазм, сердечная и созерцательная молитва доступны для всех. Св. Феофан в этом смысле представляет исключение – он рекоммендовал всем своим корреспондентам занятие сердечной молитвой. Но другие отцы были более сдержаны и понимали что это «не для всех,  а кто вместит», и хотя никогда не говорили что исихазм – только для монахов, но не утверждали также что он необходим и доступен для всех. По видимиу, как и для священства и монашества, как и для разных творческих областей мирской деятельности, на это требуется способности, призвание от Бога и воля  Божия. Не все могут быть священниками, монахами, художниками или музыкантами, и также не все – исихастами. Здесь нет никакой «элитарности» или высокомерия, а лишь смиренное следование воле Божией. Особенно противопоказан исихазм людям предрасположенным к психическим расстройствам. Если нет призвания и воли Божией, важно трезво оценить свои возможности, вовремя распознать свои пределы и не пытаться прыгнуть выше планки установленной Богом каждому из нас. Чаще всего люди не расположенные к духовному не чувствуют и влечения к такой деятельности, но бывает что, как некоторые желают стать актёрами не имея призвания, так некоторые пытаются стать созерцателями без воли Божией на то и не имея к этому необходимых данных. К сожалению в молитвенной жизни трудно определить объективные критерии успешности, и бывет нелегко распознать есть ли в наличии такие данные и не противопоказано ли человеку заниматься умно-сердечной молитвой. Видимо, в этом и состоит одна из ролей духовного руководства – распознать способности ученика и волю Божию и предостеречь от бесполезных, а иногда и опасных духовных упражнений.

«Многими обителями Спаситель назвал различные ступени и состояния нравственной зрелости там в раю. Хотя Царство одно, но имеет в себе много различий. В нём есть лица небесные и земные в смысле добродетелей и разные видения и степени обожения. Иная слава солнца, иная луны и иная звёзд. И звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15.41), несмотря на то, что все они сияют на одном видимом Божественном небе» (прп. Григорий Синаит)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #1 : 19 Сентябрь 2005, 01:56:43 »
Вот что пишет одна западная религиовед Карен Армстронг:

«Буддисты указывают что, если у человека нет особых способностей или потенции, духовная практика не принесёт успеха. Дзен мастера настаивают что никакое количество наставлений и практики не поможет людям которые интеллектуально и духовно не способны для созерцания. Духовный руководитель обычно указывает ученику когда тот достигает пределов своих способностей. Вхождение в духовные глубины может быть черезывчайно опасно если кандидат в мистики не имеет умственной и физической способности предпринять это вхождение. Высшие состояния сознания не могут быть достигнуты только усилиями воли и практикой. Неодарённый музыкально человек никогда не сможет продвинуться в музыке дальше определённого предела, не зависимо от того сколько музыкальных уроков он возьмёт и сколько часов в день будет заниматься. Я сама обнаружила что у меня нет этой мистической способности, хотя я провела 7 лет в католическом монастыре, вовлечённая в ежедневные медитации, молитвы и духовную практику. Это трудно принять людям воспитанным в протестантской традиции, возможно потому что протестантизм всегда настаивал что каждый христианин имеет возможность стать духовным атлетом. Католицизм был более согласен с остальными традиционными мировыми религиями в том что настаивал что созерцание предназначено не для всех, а лишь для некоторых имеющих к нему особое стремление и способности, и если человек не имеет таких данных, занятия созерцанием могут стать серьёзной угрозой для здоровья. Недоступность созерцательной практики для всех возможно была одной из причин почему протестанты до начала 20-го века были столь недоверчивы к мистическому опыту.»

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #2 : 19 Сентябрь 2005, 05:05:00 »
Сейчас выскажу исключительно свое личное мнение. Наверное y viktor'a из г. Жуковского возникнут свои соображения на этот счет.

Вопрос, вынесенный в заголовок форума: Все ли должны и могут быть исихастами?, можно было бы, по существу, переиначить так: Все ли должны и могут попасть в Царство Небесное?
Мой ответ на оба вопроса - ВСЕ!
Неужели настоящий Христианин может быть по настоящему счастлив в Царствии Божием, зная что кто-то брошен во внешнюю тьму и скрежет зубовный?
У них нет собственных сил спастись, поэтому святые в Царстве и будут молить Господа:
Господи, спаси Всех!
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #3 : 19 Сентябрь 2005, 05:21:39 »
Цитата: Леонид
Вопрос, вынесенный в заголовок форума: Все ли должны и могут быть исихастами?, можно было бы, по существу, переиначить так: Все ли должны и могут попасть в Царство Небесное? Мой ответ на оба вопроса - ВСЕ!


Как видно, у прп. Григория другой взгдяд - все могут попасть в Царство Небесное, все могут там и здесь непрестанно (часто) молиться, но не все могут, должны и хотят быть созерцателями в Царстве Небесном. Исихазмом ведь тоже можно по разному заниматься - можно на "любительском" уровне, а можно на "профессиональном". Это можно с альпинизмом сравнить - многие могут ходить в походы в горы или даже простые неопасные возхождения совершать, но совсем другое дело лезть на семитысячники - тут нужна и подготовка, и опыт, и волевые и физические данные, а уж о риске для жизни и говорить не приходится. А чтобы молиться Богу "Господи, спаси всех", вовсе не обязательно быть созерцателем-исихастом, это доступно каждому.

Кстати, и наоборот, если человек имеет призвание от Бога к исихазму, ничто не может его остановить. Та же Армстронг пишет: "Невозможно остановить внутреннюю мистичекую жизнь созерцателя так же как невозможно остановить поэта от сочинения стихов"

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #4 : 19 Сентябрь 2005, 11:31:02 »
Кстати, хорошее и наглядное сравнение с альпинизмом! Исихазм - экстремальный вид духовной жизни (в своем пределе) и, вероятно, какие-то противопоказания для очень активной практики и есть, об этом уже говорилось на форуме. Но и с поэзией сравнение тоже удачное. Исихаст=альпинист духа и поэт! (я без иронии).
 Леонид, я соглашусь с поправкой Евгения, однако слово "должны" напрягает как императив. Стоит обсудить возможность тренировки для альпиниста духа. И потом, альпинисты ведь и на земле подолгу готовятся....
Насчет духовного руководства - это, я думаю, братья и сестры по духу, занятые реальным делом (не исключаю конечно и духовника, но у духовника тоже, бывает, "глаз замыливается", особенно когда служения много).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #5 : 19 Сентябрь 2005, 12:52:59 »
Evgeny:

Цитировать
Карен Армстронг:
"....созерцание предназначено не для всех, а лишь для некоторых имеющих к нему особое стремление и способности, и если человек не имеет таких данных, занятия созерцанием могут стать серьёзной угрозой для здоровья..."


Вот об этом мне уже давно хотелось слово сказать. У каждого человека есть своя данность, свои параметры "вмещения".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #6 : 19 Сентябрь 2005, 14:04:51 »
Господь говорит всем:  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Цель задана, а способы достижения различны. Неизменно одно: сама цель - совершенствование. Чем ниже мы "роняем" исихазм, понимая под ним некие технические элементы работы над собой, тем явственнее возникает проблема, поставленная  в вопросе: все ли должны и могут быть исихастами? Но вопрос можно поставить иначе: все ли должны стремиться к совершенствованию в Господе? И на него уже не дашь двойственного ответа, поскольку для всех поставлена цель: быть совершенным. Итак, что понимаем под исихазмом: совершенствование во Господе или какой-то набор обособленных практик?

Ведь как в миру: не все красноречивы, но все учатся говорить, не все пишут стихи, но все постигают грамотность... Так и в духовной жизни: учиться и совершенствоваться надо всем, но не под одну гребенку. Развитая система образования может стать отдаленным образом духовной "школы" исихазма, когда собственно наука начинается только в институте, но уже в первых классах учат азам исихастской грамотности.

Гость

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #7 : 19 Сентябрь 2005, 15:16:02 »
Говорю "с-т"

Ну вот главные (Evg., Ale.), пришли к главному.

Требования к человекам едины, или нет ?

"Восток", совершенствование постепенное, через множественный опыт жизней...

Духовная жизнь- молитва- духовная молитва- исихия(+образ жизни).
( Каждому свое ?)

Что есть(зачем) жизнь как процесс ?

И кто-куда пойдет потом ?

Любой чел. под прямым влиянием становится таким же(благим/греховным), надолго ли ?

Пора не в детские игрушки играть (кто чего сказал), а работать серьезно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #8 : 19 Сентябрь 2005, 16:31:44 »
Цитата: Alexander
Господь говорит всем:  Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Цель задана, а способы достижения различны.


Именно, способы различны. Есть люди деятельные, экстраверты, и они достигают совершенства через внешнюю деятельность, внешнее исполнение заповедей, очищая сердце путём осуществления любви в деятельности. Посвящение своей деятельности Богу есть тоже молитва,  - молитва делом. Интраверты, созерцатели, очищают сердце и осуществляют дела любви внутренне, через молитву за весь мир и созерцание. И те и другие двигаются к совершенству, но разными путями. Христос ведь не осудил Марфу, хотя и сказал что "Мария избрала себе лучшую долю". У каждого своё место и служение в Церкви в соответствии с тем даром который он получил от Бога.

Впрочем, во всём мера и баланс должны быть, - и экстравертам надо о молитве не забывать насколько они могут вместить, и исихастам  внешней деятельностью не пренебрегать по мере возможностей.

Цитата: Alexander
Ведь как в миру: не все красноречивы, но все учатся говорить, не все пишут стихи, но все постигают грамотность... Так и в духовной жизни: учиться и совершенствоваться надо всем, но не под одну гребенку. Развитая система образования может стать отдаленным образом духовной "школы" исихазма, когда собственно наука начинается только в институте, но уже в первых классах учат азам исихастской грамотности.


Это верно

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #9 : 20 Сентябрь 2005, 06:33:30 »
Цитата: Наталia
Сейчас уже в третий раз читаю Мейстера Экхарта и ужасаюсь той глубине, которую он раскрывает. Первое знакомство с его проповедями меня не впечатлило, во второй раз я увидела как убедительно и красиво он призывает к отрешению, а теперь, еще более вчитываясь, вижу, что это самая настоящая философия исихазма!

Наталiа,
Майстер Экхарт - один из восхитительных примеров того, как Господь выстраивает пути свои независимо от конфессий. Истинное Православие, а не только Исихазм пробивается сквозь все его "проповеди и рассуждения".
Надо не забывать, что было время, когда ВСЯ Европа была Православной. Смешно говорить, но Св. Патрик, крестивший Ирландию в VI веке был православным монахом. Когда я говорю об этои ирландцам, они делают квадратные глаза...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #10 : 20 Сентябрь 2005, 20:19:10 »
Меня недавно спросили, является ли исихазм эзотерическим христианством....не знал, что сказать. Какие у участников есть мнения на этот счет?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #11 : 21 Сентябрь 2005, 00:15:43 »
Цитата: viktor
Меня недавно спросили, является ли исихазм эзотерическим христианством....не знал, что сказать. Какие у участников есть мнения на этот счет?


Ярлычки, ярлычки, так и норовят приклеиться к чему-нибудь.  :D

Victor, ведь у нас на форуме только про исихазм и говориться. Это, прежде всего, образ жизни.

ИМХО,  эзотеризм  относиться больше к области оккультной, чем к духовной. Это выход уже за пределы материального мира, но еще не достижение духовной сферы.

Вообще, мне не очень нравиться этот термин. Как-то звучит совсем неестественно.

Владимир

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #12 : 21 Сентябрь 2005, 10:36:53 »
Irina пишет
Цитировать
ведь у нас на форуме только про исихазм и говориться

Увы уважаемая, увы. К примеру, больше всего сообщений во "Внетелесном опыте" . И вообще большинство тем не по теме так сказать.
Цитировать
Вообще, мне не очень нравиться этот термин. Как-то звучит совсем неестественно.

Термин он и есть термин. А вот держаться от всего эзотерического лучше подальше. Не на пользу эти знания.

Лена

  • Гость
Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #13 : 21 Сентябрь 2005, 11:33:56 »
Вот это-то меня и пугает-на полном серьезе обсуждать как найти жемчужину Истины в куче заблуждений. Вроде говорим о МОЛИТВЕ, об УМНОМ ДЕЛАНИИ, о БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ, а в итоге? эзотерика как православное делание?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Все ли должны и могут быть исихастами
« Ответ #14 : 21 Сентябрь 2005, 18:26:29 »
Наталья, думается вы в корень смотрите. Экхарт очень впечатляюще пишет, но нигде не говорит - а как такого состояния выхода из себя достигнуть. Какждый кто практически попытается попробовать сразу убедится - не получается, "грехи (страсти) не пускают". Хуан де ля Круз более психологичен и реалистичен - он подробно описывает как и что происходит в душе спасающегося и что ему надо делать для этого. Впрочем, о том же самом вся православная духовная аскетика и исихазм - о том что и как надо делать, а что случится потом - сами увидим когда сделаем. Вот и вся "эзотерика", никакой "посвящённости" и "тайности" здесь нет. Хотите знать? - чтобы "знать", надо "быть".  

Возможно что в этой жизни каждый имеет свой предел познания Бога, предел вместимости, но в будущей жизни будет возможность познавать Бога и приближаться к нему неограниченно. И хотя у каждого будет своя "скорость" продвижения, путь бесконечен, впереди вечность, а Бог бесконечно неисчерпаем. Хочется верить что всех кто любит Бога он не станет отстранять от близости к Себе: "Приходящего ко Мне не изгоню вон", но каждый может приблизиться к Нему настолько насколько позволяет его внутреннее устроение, а именно, по мере чистоты сердца от самолюбия. "И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим” (прп. Иоанн Дамаскин)