Исихазм

Автор Тема: Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?  (Прочитано 86914 раз)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #30 : 19 Сентябрь 2005, 22:12:10 »
Правильно, Евгений! Вот поэтому со мной и не соглашаются те, кто считает, что душевная болезнь (шизофрения, например) не имеет органической основы никакой, а значит "духовная", а значит и со святостью несовместима... Сто процентов, что будь Тихон Задонский с эпилепсией в древней Иудее времён Христа - его считали бы бесноватым,- ну как же бес входит и судороги вызывает, крик, пену изо рта. Люди говорили Иисусу по поводу эпилептика в Евангелии: "Исцели бесноватого!", а Он отвечал им "доколе пребуду с вами, род лукавый", но исцелял. Похожие чувства, вероятно испытывает врач, когда ему приходится сталкиваться с ужасным мракобесием пациентов и их родственников... да вон, записки врачей Булгакова, Вересаева, Чехова можно почитать (свой опыт тоже есть).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Лена

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #31 : 20 Сентябрь 2005, 08:44:00 »
Вот, вот, вот. С этим согласно полностью.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #32 : 23 Сентябрь 2005, 04:40:28 »
Хотелось бы ещё затронуть немного болезненную тему. По какой-то психологически не вполне ясной причине процесс воцерковления и новоначального этапа духовной жизни как правило сопровождается явлениями параноического порядка. Люди у которых до воцерковления этого не наблюдалось, начинают впадать в состояния смущения\беспокойства\страха обычно по поводу различных кажущихся отклонений от канонов, традиций или правил. Например, вдруг охатывает человека паника - а вдруг я погибну без руководства старца, а вдруг наша юрисдикция еретическая (сергианская, ново-календарная, и проч.), а вдруг я недотаточно вычитываю правил или читаю не те молитвы, или в церкви не так поют, или не на том языке служат, или священник не тому учити и проч. В основе лежит какой-то мистический страх нарушить какие-то установленные правила, основанный на подсознательной магической установке что спасение зависит от выполненя определённых правил и положений по букве строго в соответствии с неким твёрдо установленным преданием, от нахождения только в юрисдикции строго придерживающейся всех правил и канонов. Другой пример - параноический страх перед ИНН, печатью антихриста, иудейским заговором и др. Процент воцерковлённых людей подверженных такого рода параноидальным страхам вероятно на порядки превышает процент в среднем по населению. Поскольку и сам в себе замечал такие параноидные состояния, хотелось бы разобраться в психологическом механизме и в возможной связи обострений параноических состояний с процессом воцерковления, чтобы приобрести хоть какой-то иммунитет против них. Что вы думаете, Виктор?

Кстати, эта болезнь наблюдается с самых ранних этапов существования Церкви, - первый прецедент такой паранойи произошёл ещё при ап. Павле с галатами, которых смутили иудео-христиане что для спасения необходимо обрезываться. Несмотря на ясно изложенное ап. Павлом отношение к закону и внешним порядкам, вирус магическо-параноического мышления оказался очень живучим.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #33 : 25 Сентябрь 2005, 22:37:20 »
Евгений, Вы затронули невероятно сложную и интересную тему. Сейчас как раз занимаюсь потихоньку её изучением. Назовём её так: «Параноидное сознание в церкви, границы нормы и патологии»
Вы писали: «Процент воцерковлённых людей подверженных такого рода параноидальным страхам вероятно на порядки превышает процент в среднем по населению.» Совершенно согласен. Однако Вы приводите пример т.н. тревожных опасений, навязчивых сомнений и страхов, а не параноидальных страхов. Страх перед Законом как выражение аномально понимаемого стараха Божия.
 Тревожные опасения (легко) и навязчивые страхи (гораздо труднее) корректируются психотерапевтом/священником и развиваются обычно у тревожно-мнительных личностей, часто зацикленных на «правильности». У таких личностей есть страх контроля, но нет страха физического повреждения и морального уничтожения, свойственного параноикам, однако им свойственно магическое мышление.
Воцерковлённый, имея малый опыт Любви, опирается всецело на Закон – «послушание». Отпадение от Закона приравнивается к отпадению от церкви и от Бога. Магическое мышление срабатывает так: «если всё делать правильно, установленным способом, то ничего плохого не случится». Но всё выполнять не получается и возникает тревога, а вот дальше многое зависит от конституции/наследственности – т.е. тип реакции, совладания с тревогой – кто-то начинает неистово молиться определенное число раз, кто-то объедаться сладостями, а у кого-то запускается параноидный механизм.
 Если говорить о паранойе…. Параноидный означает в психиатрии «бредовой». Параноид – это умопомешательство. Но в нашем контексте мы будем говорить не только о больных параноиках, но и о более-менее здоровых людях с параноидным характером.
  Параноидные страхи  всегда связаны с ощущением угрозы извне, в т.ч. и из потустороннего мира, они являются более глубоким уровнем психопатологии.
Давайте определимся в понятиях. В общих чертах, параноидное начинается там, где  возникает чувство потустороннего (но не обязательно) бытия, несущего какую-то неясную угрозу существованию личности, которое потом конкретизируется («кристаллизуется») и приписывается влиянию какого-либо объекта (инопланетяне, бесы или спецслужбы, масоны, цыгане, врачи-убийцы и т.п.). Проекция – механизм защиты, свойственный параноикам, состоит в том, что непереносимые психические содержания выносятся  вовне и приписываются объекту, т.е. то, что находится внутри переживается как если бы оно находилось за пределами собственного Я. Параноики видят источник своих страданий вне самих себя. Важным вкладом в параноидную ориентацию является, по-видимому, высокая степень внутренней агрессии и раздражительности. Параноидные люди сильно обременены чувством вины (за своё чувство грандиозности себя и разрушительности) и стыда, которые не осознаются и проецируются. Они живут с ужасом от мысли, что Бог или люди будут шокированы их грехами и развращенностью, отвергнут или накажут за совершенные преступления. Они хронически отражают это унижение, трансформируя любое чувство собственной виновности в угрозу, исходящую извне. Отрицание и проекция может быть разной степени патологичности. У параноика отсутствует базовое доверие к миру, людям, Богу. Главным полярным противоречием параноика является униженный и презираемый образ собственной личности, расположенный на одном полюсе, и всемогущий, оправдываемый и торжествующий – на другом. Напряжение между этими двумя образами затопляет их внутренний мир.
 Обязательным фактором в параноидной динамике является магическое мышление, связанное с неразличением мысли и действия (что ярко видно на примере с ИНН, на эту апокалиптическую 666 уловку повёлся именно народ с маг.мышлением, кот. считает, что имя(номер)=сущность, т.е. зная имя-номер «преследователи» могут управлять жизнью своих жертв, буквальная трактовка Апокалипсиса +  «тайна» – в этой реальности просто штрих код (или паспорт), а в потусторонней печать зверя, при этом обе реальности проникают в друг друга и смешиваются ). Подробнее писать сейчас не буду пока….
Итак основным для практики психотерапии таких личностей является развитие базового доверия, чувства юмора и самоиронии, демифологизация/де-магизация мышления (обучение различению между мыслью и действием, именем и сущностью), построение правильных личностных границ, развитие искренности и самоуважения – всё это очень кропотливый процесс…
Параноидное сознание в церкви, видимо, набирает силу, увеличивается количество людей, приписывающих свои непереносимые переживания агрессии, зависти, вины другим людям, институтам, а также ведьмам, колдунам и бесам.  
Сейчас распространены полупараноидные страхи у иерархов перед «врагами  церкви».
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #34 : 26 Сентябрь 2005, 11:48:41 »
viktor,
Цитировать
Тревожные опасения (легко) и навязчивые страхи (гораздо труднее) корректируются психотерапевтом/священником

К своему ужасу нередко наблюдаю обратное. Когда священнику приписывается укрепление этих состояний - мне батюшка сказал... Далее по теме...

Лена

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #35 : 26 Сентябрь 2005, 11:56:43 »
Да не нередко, а вовсе часто...
А потом новые кликуши появляются... Но это, пожалуй, к вопросу о младостарчестве.

Антиквар

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #36 : 26 Сентябрь 2005, 12:42:41 »
Поскольку сам я с детства подвержен постоянным навязчивым страхам и не раз проходил курс лечения (правда, без госпитализации :D ), могу сравнить это состояние с темным водоворотом, который затягивает со страшной силой и выйти из которого крайне сложно.
Алгоритм действия этих страхов вроде бы очень простой. Сначала задаешься вопросом: "А что если вдруг?..." Тут же в качестве возможного ответа на ум приходит некое весьма маловероятное, но при этом очень неприятное или даже трагическое событие. И хотя это событие по определению весьма маловероятно, оно стремительно начинает казаться самым вероятным, муха разрастается до размеров слона, и вот уже внутри начинается паника, все идет вразнос, не можешь найти себе места, доходишь до ручки.
Самое тяжелое то, что это как будто намертво въедается в мышление: парадоксальным образом начинает казаться, что если у тебя нет этого страха, то, значит, что-то не в порядке.
Одну из тайных пружин этого страха я вижу в стремлении ощутить себя в абсолютной безопасности от чего бы то ни было. Но поскольку полная безопасность в нашем мире исключена, то это противоречие и становится той щелью, в которую врывается страх.
И хотя, повторюсь, вроде бы этот алгоритм за долгие годы изучен, справиться с подобным страхом бывает почти не под силу, потому что все рациональные аргументы разбиваются этим неумолимым: "Нет, ну а вдруг??"
Молитва, безусловно, врачует, но дело  в том, что, попав в этот темный водоворот паники,  очень трудно сосредоточиться. Молитва как бы вовне - ты произносишь ее, но внутри бушует этот страх.
Тем не менее надо пытаться заставлять себя идти через этот страх, продолжать молиться, поменьше думать о себе любимом. И в конце концов страх отступает. Но борьбе этой конца еще не видно.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #37 : 26 Сентябрь 2005, 13:33:56 »
Антиквар,
Цитировать
Самое тяжелое то, что это как будто намертво въедается в мышление: парадоксальным образом начинает казаться, что если у тебя нет этого страха, то, значит, что-то не в порядке.

Угу. И друзья/родственники подзуживают - дескать если не "беспокоишся" то значить и вовсе "наплевать"!
Кстати, мне лично избавится от этих состояний помогло осознание, что мои страхи имеют своиство "оправдыватся". А вот перестал дергатся и несчастия прекратились!

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #38 : 26 Сентябрь 2005, 19:37:25 »
Да, да, важно перестать бороться со страхами и тем самым кормить водоворот, а стоит препоручить свою волю Богу и просить о милости - страх уходит!
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

alluz

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #39 : 27 Сентябрь 2005, 04:51:34 »
Хочу высказать предположение, что психотерапевт будет намного полезнее большинства священников в деле борьбы со страстями. Легче первому прочитать "Лествицу", чем второму изучить психологию в достаточном обЪёме, (взносы нужно платить:)).

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #40 : 27 Сентябрь 2005, 12:45:37 »
alluz
Прочитать маловато будет  :no  , хотя в целом согласен с вами.
Тот же Юнг пару раз говорил, что психотерапия и возникла отчасти по причине отхода церкви от исполнения "терапевтических" функций. Только вот что из этого вышло? :think

PS В порядке спекуляции - можно предположить что и многие эзотерические движения то-же возникли в результате неспособности церкви удовлетворить "мистические потребности" паствы.

stranik

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #41 : 10 Октябрь 2005, 04:46:37 »
Вы хотите быть популырным как Борис он себе женшинои почувствовал и поменыл пол,не верте себе до смерти.психотерапевт Кашпировский смотрел на всю страну из екрана ТВ и что высмотрел,популярность не спасает,ЖЕРТВА БОГУ СЕРДЦЕ СОКРУШЕНО И СМИРЕННО СМИРИСЬ.Послущай братиев и помоги Борису и Кащпировскому.Если одного ко спасению приведещ велика награда ....

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #42 : 21 Ноябрь 2005, 21:22:14 »
Возвращаясь к старой теме, вот интересная статья:
РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ "НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ"

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #43 : 22 Ноябрь 2005, 15:47:17 »
Цитата: Evgeny
Возвращаясь к старой теме, вот интересная статья:
РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ "НЕРВНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ПРИ ДУХОВНОМ РОСТЕ"


Меня впечатлила фраза из предисловия:-)

"Сотни  "институтов", даже "академий",  школ, обществ и кружков, руководимых местными и зарубежными  "гуру",   обучают   доверчивых   россиян   раскрытию экстрасенсорных   способностей.   При  этом  психика  соискателей безжалостно деформируется.  Мне не однажды приходилось  наблюдать посетителей подобных курсов - сами по себе слабые астральные тела их зияли безнадежными аурическими разрывами".

Владiмiр

  • Гость
Нужна ли психотерапия в борьбе со страстями?
« Ответ #44 : 22 Ноябрь 2005, 15:59:35 »
Evgeny, Спасибо за ссылку на статью. Еще раз убедился в бесполезности искать помощь у психиатров и психотерапевтов. Скорее навредят, чем помогут.