Исихазм

Автор Тема: Подскажите...  (Прочитано 6359 раз)

Дмитрий_2

  • Гость
Подскажите...
« : 13 Сентябрь 2005, 18:19:23 »
Вот, многие говорят, что в наши последние времена уже
нет старцев, нет настоящих учителей молитвы.
И что надо учиться по творениям св. отцев.
А что делать, если возникли вопросы о молитве, ответов
на которые я не нахожу в книгах  ?
Уж больно "специфические" вопросы...

Впрочем, может я чего-то упустил.
Если кто знает книгу где подробно рассматриваются
в тонкостях вопросы внимания и нерассеянности - буду благодарен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Подскажите...
« Ответ #1 : 13 Сентябрь 2005, 20:56:28 »
Здравствуйте Дмитрий. Об этом много написано, например у Исхия Иерусалимского во 2-м томе Добротолюбия, в книге УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ ( http://www.russian-inok.org/books/umnoe.html ). Вот некоторые выдержки из этой книги о внимании:
__________

Есть степени молитвы. Первая степень - молитва телесная, более в чтении, стоянии, поклонах. Внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут - терпение, труд, пот. Не смотря однако же на то, положи пределы и делай молитву. Это - делательная молитва. Вторая степень - молитва внимательная: ум привыкает собираться в час молитвы и всю ее проговаривает с сознанием, без расхищения. Внимание срастворяется с словом писанным и говорит как свое. Третья степень - молитва чувства: от внимания согревается сердце, и что там в мысли, то здесь становится чувством. Там слово сокрушительное, а здесь сокрушение; там - прошение, а здесь чувство нужды и потребность. Кто перешел к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца. Потому это и есть предел молитвенного воспитания - став на молитву, переходить от чувства к чувству. При сем читание может прекращаться, равно как и мышление, а пусть будет только пребывание в чувстве, с известными молитвенными знаками... Когда молитвенное чувство взойдет до непрерывности, тогда начинается молитва духовная, которая есть дар Духа Божия, молящегося за нас, - последняя степень молитвы постигаемой. Но есть, говорят, еще и не постигаемая умом молитва, или заходящая за пределы сознания, (так у святого Исаака Сирианина). Легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ее в себе.

Заблуждения больше от того, кто где вниманием - в голове или в груди. Кто в сердце, тот безопасен.

Для того, чтоб ум держался на одном при употреблении краткой молитвы, надобно свесть его вниманием в сердце; ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успеет сосредоточиться на одном... Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела... Это сосредоточение всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты... Ощущение сие сначала легкое, все усиливается, крепнет, углубляется, и из холодного, каково оно в начале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание. И происходит, таким образом, что сначала внимание держится в сердце напряжением воли, силою своею внимание порождает теплоту в сердце. Теплота же сия затем держит внимание без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание. Отсюда закон духовной жизни: держи сердце в чувстве к Богу, всегда будешь в памяти Божией. Его выразил где то Святой Иоанн Лествичник.

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицом Господа и взывать к Нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва.

Молиться с помышлением о том, что говорят слова молитвы - все же есть молитва, только хромая на одной ноге. Молитва перестает быть молитвою, когда внимание отходить от слов молитвы... Когда же сознание при молитве... это молитва, Хоть неудовлетворительная. Чувство придет... но надо и напрягать себя на него.

К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Если бы мы неопустительно исполняли это небольшое правильце: - утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом со страхом, благоговеинством и преданностью, то никогда не возникали бы в нас не только страстные пожелания и чувства, но и голые помыслы.

Внимание к тому, что бывает в сердце и исходить из него - есть главное дело в христианской исправной жизни. Этим и внутреннее и внешнее приводится в должный порядок. Но ко вниманию всегда надо прилагать рассуждение, чтобы обследовать как должно происходящее внутри и требуемое внешностью. Без рассуждения и внимание ни к чему.

Умная молитва есть, когда кто, утвердившись вниманием в сердце, оттуда возносит к Богу молитву. Умное же делание есть, когда кто, стоя вниманием в сердце с памятью о Господе, отрывает всякую другую мысль, покушающуюся проникнуть в сердце.

Навыкновение молитве Иисусовой внешне стоит в достижении того, чтоб она сама собой непрестанно вращалась на языке, внутренно же - в сосредоточении внимания ума в сердце и непрестанном в нем предстоянии пред Господом, с сопровождающею сие сердечною теплотой в разных степенях, и отреванием всяких других помышлений, и наипаче с сокрушенным и смиренным припаданием к Господу Спасителю. Начало сему навыку полагается частым сколько можно повторением сей молитвы со вниманием в сердце. Частое повторение, установляясь, собирает ум воедино, в предстоянии Господу. Установлению такого строя внутри сопутствует согреяние сердца и отгнание помыслов даже простых, а не только страстных. Когда в сердце начнет непрестанно теплится огнь прилепления к Господу, тогда вместе с сим водворится внутри мирное устроение сердца с сокрушенным и смиренным, мысленным, припаданием к Господу. Доселе доходит собственный наш труд с помощью благодати Божией. Что еще, высшее сего, может совершиться в деле молитвы, то будет даром единой благодати. У св. отцов поминается о сем для того только, чтобы кто, достигши показанного предела, не подумал, что ему нечего уже больше желать, и не возмечтал, что стоит на самом верху совершенства молитвенного, или духовного...

Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются прежде всех других от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой, упражнение которою превыше псалмопения и прочего молитвословия. От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность. Как истинная молитва, так и внимание и умиление, суть дары Божии.

Ведайте, что из сердца никогда не должно выходить вниманием.

Иисусова ли, или другая какая краткая молитва, - дело хорошее, если навязнет на языке Позаботьтесь только при этом, не в голове быть вниманием, а в сердце, и будьте там не во время только стоянья на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую... Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка - болезнование покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует помощь и Свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки.

Благодать Божия внимание ума и сердца к Богу обращает и на Нем держит. Как ум без действия не стоит, то, будучи к Богу обращаем, о Боге и думает. Отсюда память Божия - присная спутница благодатного состояния...

Одно напомню, что вниманием надо сойти в сердце и стать там пред лицом Господа, вездесущего - и в вас, и всевидящего - и в вас... Прочность начнется, когда огонек в сердце образуется.
Трудитесь не прерывать ее, - и она так утвердится, что сама будет повторяться, - и будет у вас ручеек журчать, как выражался старец Парфений Киевопечерский. А из древних некто сказал: как когда воры, подошедши к дому, чтобы прокрасться в него для кражи, услышат, что там внутри говорит кто-нибудь, не решаются пролезть в него, так, когда враги наши подкрадываются к душе, чтобы обокрасть ее и слышать, что там журчит маленькая молитовка, то ходят около, а в середку боятся идти.

Припомните теперь притчу Господню о квасе, скрытом в трех сатех муки. Квас не вдруг делается заметным, но несколько времени остается скрытным, потом уже являет заметные действия и, наконец, проникает все тесто. Так и царствие в нас сначала сокровенно держится, потом обнаруживается, наконец раскрывается или является в силе. Обнаруживается оно показанными невольными влечениями внутрь пред Бога. Тут душа не самовластна, а подлежит стороннему воздействию. Кто-то берет ее и вводит внутрь. Это Бог, благодать Духа Святого, Господь и Спаситель: как ни скажи, сила слова - одна. Бог показывает этим, что принимает душу и хочет властвовать ею, и вместе приучает ее к своему властвованию, показывая - каково оно. Пока эти влечения не покажутся, - а они показываются не вдруг - человек, по-видимому, действует более сам, при скрытой помощи благодатной. Он напрягается вниманием и благонамерениями быть в себе, Бога помнить, отгонять пустомыслие и худомыслие, и всякое дело богоугодно совершать, напрягается и трудится до утомления, но успеть в этом ему никак не удается: и мысли его расхищаются, и страстные движения одолевают его, и в делах оказываются нестроения и ошибки; все это от того, что Бог еще не являет своего властвования над душою. А как только покажется это, тотчас все внутри приходит в строй, - знак, что Царь тут.

Наконец, проходит период томительного искания; счастливый искатель получает искомое: находит сердце и устанавливается в нем умом своим пред Господом, и стоит пред Ним неотходно, как верноподданный пред Царем, и от Него получает власть и силу править всем своим, и внутренним и внешним, благоугодно Ему. Это момент, когда Царствие Божие приходит внутрь и начинает проявляться в свойственной ему силе.

119. Начинается труд навыкновения умной молитве ко Господу, - этому спасительному деланию. Начатки плодов оживляют веру, вера усиливает труд и умножает плоды; дело спеется. В продолжении именно этого труда навыкновения умной молитве ко Господу, учащаются, по милости Божией, те влечения внутрь пред Бога, о которых была уже речь. А потом приходит и то, что это вовлечение внутрь укрепляется навсегда, и внутрь пребывание пред Богом становится непрекращаемым. Вот это у есть водворение царствия Божия внутрь нас. Но, прибавим, это есть вместе с тем и начало для нового круга изменений во внутренней жизни, который прилично назвать одухотворением души и тела...
С психической же точки зрения о царствии Божием должно сказать следующее: царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетавается с сердцем, сам срастворившись с памятью о Боге. Человек тогда предает Господу, как жертву приятную Ему, свое сознание и свободу, а от Него получает власть над собою, и силою, от Него получаемою, правит всем своим, внутренним и внешним, как бы от Его лица.

Что более всего озабочивает ищущего, так это внутреннее нестроение в мыслях и желаниях; вся его ревность обращена на то, как бы устранить это нестроение. К этому другого способа нет, как добыть это духовное чувство или эту теплоту сердечную, при памяти о Боге. Как только зародится эта теплота, - мысли улягутся, внутренняя атмосфера станет ясна, станут видимы все зарождения добрых и недобрых движений души, и получится власть на отгнание последних. И на внешнее расходится этот внутренний свет, и там дает он возможность отличать должное от недолжного, сообщая и крепость установиться в первом, не смотря ни на какие препятствия; словом, тогда начинается истинная, действенная, духовная жизнь, которая доселе была только в искании, а если и проявлялась, то урывками. И при тех влечениях, о которых была речь, бывает теплота, но она прекращается с прекращением влечения. Здесь же теплота, зародившись в сердце, остается неисходною, и неотходным держит при себе внимание ума. Когда ум в сердце, - это и есть сочетание ума с сердцем, представляющее целость нашего духовного организма.

Как пред светом не может устоять тьма, так пред Христом Господом и Духом Его - плотское, страстное, греховное. Но как бытие солнца не отнимает бытия тьмы, так и присутствие в нас Сына и Духа не отнимает бытия в нас чего-либо греховного и страстного, а только отнимает силу его. Страстное и греховное, как только случай, тотчас выступает и предлагает себя сознанию и произволению. Если сознание обратит на то внимание и займется тем, то туда же может уклониться и произволение. Но если сознание и произволение в этот момент перейдут на сторону духа и обратятся ко Христу Господу и Духу Его, то все плотское и страстное тотчас исчезает, как дым от дуновения ветра. Это и значит - плоть мертва, бессильна. - Таков всеобщий закон жизни истинных христиан. Но есть степени. Когда кто неисходно пребывает сознанием и произволением на стороне духа в живом осязаемом общении со Христом Господом в Духе Его, то в ту пору плотское и страстное и показаться не может, как пред солнцем - тьма и пред пламенем - холод. Тут плоть совсем мертва - недвижима. Эту степень и разумеет в настоящем месте св. Павел. Св. Макарий Египетский нередко живописует сию степень. А общий порядок духовной жизни лучше всех описан у преподобного Исихия. Сущность его наставлений в следующем: когда восстает плоть и страсть, отворотись от них невниманием, презрением, неприязнью, и обратись молитвенно ко Христу Господу, в тебе сущему, - и плотское и страстное тотчас отойдет.

Помнится мне, что вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать, а когда сойдете в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце - и помыслы разбегутся. Это будет уютный уголок, безопасное пристанище. Не поленитесь низойти. В сердце - жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа.

Как понимать выражение: "сосредоточить ум в сердце?" Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце - значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при этом, чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.
Главнейший же подвиг есть хранение сердца от страстных движений и ума - от таких же помыслов. Надо в сердце смотреть и все неправое оттуда гнать. Делая все прописанное, вы будете почти что монахиня, а то и совсем монахиня. Можно и вне монастыря быть монахинею, живя по-монашески, и в монастыре можно быть мирянкою. Глава дела - чтобы внимание не отходило от Господа, это тоже, что утверждение в сердце памяти Божией.

То, что водитесь чувством или что вообще имеете духовные чувства, не значит еще, что стоите твердо вниманием в сердце. Когда это последнее есть, тогда ум стоит в сердце неисходно, и стоит пред Господом в страхе и благоговеинстве, и исходить оттуда не хочет. Состояние это похоже на то, как дитя в объятиях матери покоится.

Существенная необходимая принадлежность молитвы - есть внимание. Без внимания нет молитвы. Истинное благодатное внимание является от умерщвления сердца для мира. Пособия всегда остаются только пособиями. Те же Св. Отцы, которые предлагают вводить ум в сердце вместе с дыханием, говорят, что ум, получив навык соединяться с сердцем (или, правильнее, стяжав это соединение по дару и действию благодати), не нуждается в пособии механизма для такого соединения, но просто сам собою, своим собственным движением, соединяется с сердцем. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца.
Не только всякое греховное чувствование и всякий греховный помысл, но и все естественные помыслы и ощущения, как бы они ни были тонки и замаскированы мнимою праведностью, разрушают соединение ума с сердцем, поставляют их в противодействие друг другу. При уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою.

Известно, что вся забота ревнителей о духовной жизни обращена на то, чтобы поставить себя в должное отношение к Богу. Совершается это и обнаруживается в молитве. Она есть путь восхождения к Богу, и ее степени суть степени приближения нашего духа к Богу. Самый простой закон для молитвы, - ничего не воображать, а собравшись умом в сердце, стать в убеждении, что Бог близ, видит и внимает, и в этом убеждении припадать к Нему, страшному в величии и близкому в благоснисхождении к нам... Образы держат внимание вовне, как бы они священны ни были, а во время молитвы вниманию надо быть внутрь, в сердце: сосредоточение внимания в сердце есть исходный пункт должной молитвы. И поелику молитва есть путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.

Итак, начало не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей, а они не другим каким способом умаляются в душе, как хранением сердца и вниманием... Итак, кто проходит все сие по чину, каждое в свое время, тот может, после того как очистится сердце его от страстей, всецело весь и вдаваться в псалмопение и противоборствовать помыслам, и на небо воззревать чувственными очами или созерцать его очами души умственными, и молиться чисто воистину, как подобает.

Когда молитесь с чувством, где же внимание ваше, если не в сердце? Чувство всегда к себе привлекает внимание. В голове - толкучий рынок. Там нельзя Богу молиться. Что иногда молитва идет добре... и сама собою... Это добрый знак. Значит, что она начала прививаться к сердцу. Храните сердце от привязанностей, старайтесь помнить Бога, зря Его пред собою и пред лицом Его действуя.

Кто в чувстве, того дух связан и привязан, а у кого нет его, тот парит. Потому, чтоб успешнее пребывать внутрь, спеши до чувства, хотя тоже чрез напряженное самовнедрение. Оттого, кто хочет остаться с одним собиранием умовым, тот трудится напрасно: одна минута - и все разлетается. Не дивно после сего, что ученые, при всем образовании, непрестанно мечтают: это - оттого, что работают одною головою.

Ум в голове, и умовые люди (научники) все в голове живут. Живут в голове и страдают непрестанным бурлением мыслей. Это бурление не дает вниманию стоять на едином. Не может ум стоять и на едином помышлении о Боге, пока он в голове. Все отбегает и отбегает. На этом основании желающим установиться в едином помышлении о Боге заповедуется оставить голову и низойти умом своим в сердце, и там стоять вниманием неисходно. Только тогда, как ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией. Извольте теперь поставить себе целью достижение сего и начинайте движение к сей цели. Не думайте, что это труд непосильный, но и того не думайте, что это так легко, что стоить только захотеть, как и дело тут... Во время молитвы вниманию надо быть внутрь, в сердце: сосредоточение внимания в сердце есть исходный пункт должной молитвы. И поелику молитва есть путь восхождения к Богу, то уклонение внимания от сердца есть уклонение от этого пути.

Желательно вам умудриться в различении помыслов. - Сойдите из головы в сердце. Тогда все помыслы ясно видны будут вам, движась пред оком ума вашего острозоркого, а до того не ждите должного различения помыслов.

Дмитрий_2

  • Гость
Подскажите...
« Ответ #2 : 14 Сентябрь 2005, 10:38:03 »
Прочитал, спасибо.
Хотя это, наверное, не совсем то, что мне надо.

Тут в основном про молитву Иисусову.
Я же пока, хочу обычную словесную молитву сделать внимательной,
думаю, молитву Иисусову на моем уровне мне еще рано начинать.
Ну, может быть умно-словесную...

И еще, мне совершенно непонятно, что такое "сердце".
Физическое сердце ? Врядли.
Эмоции ? А разве возбуждать в себе эмоции не путь в прелесть ?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Подскажите...
« Ответ #3 : 14 Сентябрь 2005, 13:20:19 »
Дорогу осилит идущий. Вопросы о "сердце" уже обсуждались на форуме. "Походите" по его разделам и темам, посмотрите...

Лена

  • Гость
Подскажите...
« Ответ #4 : 14 Сентябрь 2005, 16:18:37 »
Обычную (словесную) молитву сделать внимательной...
По моему,  Александр говорил, очень хороший пример, помыслы, как мух назойливых отгонять, не внимая... Отвлекся - опять себя за шкирку, воротись, делай, что должно...
 :wink: А книга... У святителя Игнатия Брянчанинова очень хорошо и доступно написано. Да и та книжечка, что Евгений рекомендовал, она тоже очень даже в тему... Все ведь об одном...
Как говорил один старенький Батюшка: - так ты просто, не борзяся, спокойненько так молись себе... Проси да проси, Господь и даст....
Духовника... Коли действительно прижмёт и из сердца возопим, верю, откроет Человека Господь. Только гордые мы... :wow:  Нам Старца подавай...  :wow: Только дают-то нам то, что полезно, а не что нам хочется... Духовник-то гордынюшку любимую ломать будет... Себе, любимой, на глотку наступать... А больно-то как... :?
По моему убогому разумению, коли тихо, чинно и не борзяся... Тихий воз на горе будет...
И советник найдется, у свт. Игнатия о том много написано.
А вообще, в нашем полку прибыло. Помогай Господь!

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Подскажите...
« Ответ #5 : 14 Сентябрь 2005, 16:20:28 »
Обычную молитву можно сделать внимательной, если "заключать ум в слова молитвы" и "стоять умом в сердце". Первое заключается в том, чтобы словесно-разумной силе ума (разуму) дать монотонную работу по произнесению слов молитвы, взятых, тем не менее, из Писания, но без размышлений о читаемом. Размышлять над читаемым необходимо, но не во время молитвы. Второе заключается в том, чтобы созерцательную силу ума (внимание) отделить от словесно-разумной, с ее бесконечной рефлексией и беспокойством, и установить вниманием в сердце, где она будет, находясь в безмолвии, таинственно просвещаться от Источника всякого просвещения и научаться от Источника всякого смысла. Просвещаться без слов, но не без пользы, которая будет заключаться в желании созерцательной части ума постоянно пребывать в этом радостном безмолвии и способности словесно-разумной части ума изъяснять происходящие оттуда смыслы от Писания.
Духовное сердце находится в физическом сердце, но не совпадает с ним. Более правильно говорить, что физическое сердце находится в духовном, так как последнее намного шире физического и (в потенциале) объемлет весь мир. Духовное сердце -- это окно в умопостигаемый мир, мир ангелов и божественных энергий. Точнее, не окно, а сам этот мир, так как в нем нет понятия части и целого, как нет физических измерений, в которых живет физическое сердце. Каким образом умопостигаемый мир изначально соединен с вещественным, а духовное сердце соединено с физическим, непостижимо: это одна из основных тайн творения, а также основная задача исихаста и цель всего бытия -- соединить вещественное и умопостигаемое, а также словесно-разумное и созерцательное, в Боге. То есть более высоким способом, не таким, каким оно было сотворено изначально, и, тем более, не таким, каким оказалось после грехопадения и  существует сейчас в нас.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Подскажите...
« Ответ #6 : 14 Сентябрь 2005, 17:50:06 »
Евгений как всегда, в точку написал, спасибо. Хотел бы добавить: хотя эти выдержки написаны об Иисусовой молитве, их смысл в том что любая молитва, устная ли или умная, пока не внедрится в сердце, будет всегда окрадываться помыслами. Можно усилием воли на некоторое время сосредоточенно молиться, внимая словам молитвы, но ум неизбежно скоро устаёт и рассеиваеися помыслами. Это происходит потому что сердце не следует молитве, живёт своей жизнью и возникающие в сердце позывы (которые мы обычно не ощущаем, пока ум не поселился вниманием в сердце) увлекают ум в помыслы. Тем кто проходит устную или умную (в голове) молитву приходится с таким рассеянием мириться, и каждый раз, замечая отклонение в помыслы, опять терпеливо собирать внимание на молитву. Тут огорчаться бесполезно, приходится терпеть. Ум перестанет рассеиваться только когда молитва войдёт вместе с умом в сердце, так что сердце и ум будут неразвлекаемо заняты молитвой, и ум, бодрствуя и находясь на страже в глубине сердца, сможет замечать и отсекать страстные сердечные позывы в самом корне, не позволяя им погасить молитвенное чувство сердца и увлечь ум в помыслы.

"148. Читая в Отцах о сердечном месте, которое обретает ум молитвою, надо понимать словесную силу сердца, помещенную Творцом в верхней части сердца, силу, которою сердце человеческое отличается от сердца скотов, имеющих силу воли или желания и силу ревности или ярости, наравне с человеками. Сила словества выражается в совести или в сознании нашего духа, без участия разума, в страхе Божием, в духовной любви к Богу и ближнему, в ощущении покаяния, смирения, кротости, в сокрушении духа или глубокой печали о грехах, и в других духовных ощущениях, чуждых животным. Сила души - ум, хотя и духовна, но имеет местом своего пребывания головной мозг; так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом своего пребывания верхнюю часть сердца, находящуюся под левым сосцом груди, около сосца и несколько выше его. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца." (из кн. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ)

Дмитрий_2

  • Гость
Подскажите...
« Ответ #7 : 15 Сентябрь 2005, 15:38:17 »
Цитата: Лена
Обычную (словесную) молитву сделать внимательной...
По моему,  Александр говорил, очень хороший пример, помыслы, как мух назойливых отгонять, не внимая... Отвлекся - опять себя за шкирку, воротись, делай, что должно...


Эх, не хотел откровенничать, но видимо прийдется.
У меня иногда получается отогнать все помыслы.
Но дело в том, что то, что происходит при этом меня
как минимум смущает.
Бывает, внутри воцаряется пустота, в которой как бы плавают
слова, но смысл их ускользает, и они как будто пустые.
Бог при этом безконечно далеко, и даже как бы забываешь,
что Он есть.
Не думаю я, что это то,что должно.
Бывает, вместо пустоты присутствует некое чувство, обычно
покаянное. Но смысл слов по прежнему ускользает,
остается как бы форма без содержания, не смотря
на то, что на этой форме внимание сосредоточено предельно.
О прочем, пока умолчу, но бывают у меня и другие странности.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Подскажите...
« Ответ #8 : 15 Сентябрь 2005, 15:41:45 »
Это не странности. Это этап внутренней отстраненности от мыслей, которые видны как внешние.